это первая постановка знаменитого балета в Москве. Фикрет Амиров Тысяча и одна ночь балет в 2-х действиях 16+ Либретто народной артистки Азербайджана Медины Алиевой по мотивам сказок "Тысячи и одной ночи" Продолжительность спектакля 1 час 30 минут. В Государственном театре оперы и балета им. Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоона пройдет 22 апреля 2023 г. в 17-00 балет азербайджанского композитора Фикрета Амирова в двух действиях «Тысяча и одна ночь», созданный по мотивам чудесных арабских сказок. На Приморской сцене Мариинского театра 14, 15 и 16 августа с огромным успехом прошла премьера новой постановки балета "Тысяча и одна ночь" великого азербайджанского композитора Фикрета Амирова, передает со ссылкой на Trend.
Состоялась премьера балета "Тысяча и одна ночь"
Состоялась премьера балета «Тысяча и одна ночь» | Но балет на музыку Амирова в постановке Алиева мне хвалили, и именно «Тысячу и одну ночь» я выбрала для знакомства с труппой. |
В саратовском театре разыгрались восточные страсти — Регион 64 | Новости и СМИ. Обучение. |
Тысяча и одна ночь | 26 и 27 сентября на исторической сцене Большого театра пройдут показы балета Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь» в хореографии заслуженного деятеля искусств России, художественного руководителя балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. |
Лия Балданова о балете «Тысяча и одна ночь»: «Это сказка о любви»
Музыку к балету «Тысяча и одна ночь» написал азербайджанский композитор Фикрет Амиров. Источником вдохновения для него было соприкосновение с другими восточными культурами: он объездил многие страны и во время каждого визита тщательно изучал местные традиции. Для воссоздания колорита Ближнего Востока композитор использовал целый арсенал ударных инструментов, а также традиционный азербайджанский инструмент — тар. Особой тембровой краской стало использование в музыкальной партитуре женского хора, а также партии сопрано, которое прозвучит в исполнении солистки Приморской сцены Мариинского театра. Их звучание появляется в ключевых моментах драмы. Впервые зрители Дальнего Востока увидели балет «Тысячу и одну ночь» в хореографическом воплощении Эльдара Алиева — главного балетмейстера Приморской сцены Мариинского театра. В разные годы он ставил этот балет в Америке и Европе, а для труппы Приморской сцены специально создал новую редакцию.
Заключительный показ премьеры пройдет 3 сентября. Первая в мире премьера сюжетного масштабного балета после пандемии открыла 8-й сезон на Приморской сцене Мариинского театра и V Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» Владивосток. Впервые красочный балет по мотивам знаменитых арабских сказок был поставлен в 1979 году в Баку, в Азербайджанском театре оперы и балета.
Спектакли на тему Востока всегда были излюбленной темой балетного театра: особая пластика танца, экзотичные ритмы и витиеватые пряные мелодии, богатое убранство и роскошные костюмы достойны называться произведением искусства. Подготовка балета «Тысяча и одна ночь» началась полгода назад и сейчас вышла на финишную прямую. Музыку к балету «Тысяча и одна ночь» написал азербайджанский композитор Фикрет Амиров.
Источником вдохновения для него было соприкосновение с другими восточными культурами: он объездил многие страны и во время каждого визита тщательно изучал местные традиции.
Думаю, это начало культурных связей, которые получат дальнейшее развитие. Нам действительно есть что показать и есть чем гордиться. Мастерство российских артистов, которые языком танца рассказывали восточные сказки, покоряло точностью и изяществом исполнения.
Казалось, что они сливались с музыкой, обладающей магической силой, и об авторе которой Дмитрий Шостакович в свое время сказал: «Мелодия — душа его творчества». В балете «Тысяча и одна ночь» восточный колорит и таинственную атмосферу передает богатая палитра ударных инструментов: бонго, там-тамы, ксилофон, вибрафон, барабаны, колокольчики, цимбалы и гонги, звучит азербайджанский струнный инструмент — тар. В Катаре балет идет в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением дирижера Эйюба Кулиева. Одним из зрителей премьерного показа балета «Тысяча и одна ночь» в Дохе стал соотечественник композитора, посол Азербайджана в Катаре Махир Мамед оглы Алиев: «Это не просто оркестр, это великий оркестр.
Горжусь, что сегодня я был среди зрителей этого потрясающего произведения. Пока никто еще не догнал русский балет.
Другой постановкой, заинтересовавшей театральных экспертов, стал проект «Бурятские сказки и легенды», который стал результатом работы первой Творческой лаборатории молодых хореографов, проходившей в Бурятском театре оперы и балета в 2019 году.
Проект вошёл в лонг-лист «Золотой маски». Композитор — Фикрет Амиров, либретто — Максуд и Рустам Ибрагимбековы по мотивам собраний сказок «Тысячи и одной ночи», хореография — Музаффар Бурханов.
Балет Бурятского оперного театра «Тысяча и одна ночь» с вошел в лонг-лист «Золотой маски»
На 18 международном фестивале его представляют артисты из Марий Эл. А вечер накануне назвали арабским. Восточный колорит, яркие краски, завораживающая музыка. Те, кто видел балет «Тысяча и одна ночь» на сцене театра несколько лет назад, были поражены. На этот раз - ничего общего с предыдущей версией. Те же герои, но абсолютно новый хореографический материал. Роль царя Шахрияра артисту Айдару Хисамутдинову уже знакома. Он исполнял ее в предыдущей версии спектакля. Говорит, что прошлый опыт, несомненно, помог ему в работе. Тема понятна, задача ясна.
Другой постановкой, заинтересовавшей театральных экспертов, стал проект «Бурятские сказки и легенды», который стал результатом работы первой Творческой лаборатории молодых хореографов, проходившей в Бурятском театре оперы и балета в 2019 году. Проект вошёл в лонг-лист «Золотой маски». Композитор — Фикрет Амиров, либретто — Максуд и Рустам Ибрагимбековы по мотивам собраний сказок «Тысячи и одной ночи», хореография — Музаффар Бурханов.
Получившийся в результате спектакль стал новым словом в тогдашней советской хореографии — и по своей пластике, и по музыке. На премьеру пришел первый секретарь компартии Азербайджана Гейдар Алиев, который после спектакля лично поздравил труппу с успехом. Эта статья вдохновила главного балетмейстера воронежского театра Набилю Валитову поехать в Азербайджан, чтобы посмотреть спектакль — и сразу же договориться о переносе постановки на воронежскую сцену. Большая работа балетного коллектива — все они выпускники классической школы, и им надо было осваивать совершенно новую хореографическую лексику. Например, в спектакле есть сцены, в которых исполнители танцуют босиком — тогда это было очень необычное что-то. Были и волнения в балетном коллективе - им было сложно, но все преодолели.
Он рассказал, как под Новый год, в 20-градусный мороз, в Воронеж приехала группа постановщиков из Азербайджана — ведущий танцовщик азербайджанского театра Владимир Плетнев и его жена Чимназ Бабаева провели всю черновую работу, перенося постановку на новую сцену. На премьере я работал Атамана, и у нас с Плетневым получилось такое содружество: мы вместе искали краски для этого образа, я предлагал что-то свое, и в результате получилась партия с воронежским акцентом. В азербайджанском спектакле атаман такой сдержанный, у него очень аккуратные движения. Может быть, это национальное что-то, но в нашем представлении восточный мужчина, разбойник — он совсем другой, он более резкий, экспрессивный! И Назирова это восприняла, не стала менять. В то же время она делала замечания к другим па, настаивала, что она вот так поставила, к некоторым хореографическим кускам была очень щепетильна. Было очень непривычно, хотя у нас были восточные танцы в «Щелкунчике», «Гаяне» была и даже премию за него получили , то есть какой-то национальный колорит мы исполняли, но здесь все было совершенно другим. Был, например, забавный случай, когда Наиля Назирова выстроила труппу в ряд, встала в дверях и объявила, что не выпустит никого из зала, пока он не исполнит па правильно, и вот все по очереди проходили перед ней и повторяли, повторяли эти движения. Но если она видела, что артист предлагает что-то свое, то это очень поддерживала, Петр Попов первый исполнитель партии Атамана Секс на сцене По рассказам, подготовка новаторской постановки была окружена слухами и волнениями.
Артистов беспокоила необходимость учиться непривычной хореографии, а зрители по-разному отнеслись к тому, что на сцене классического театра готовятся показать восточные сказки — а ведь там и оргия, и метафорический «секс на сцене», да и сама эстетика — яркая и чувственная — была довольно непривычной для балета.
Сказочный Восток, мир реальный и фантастический, переплетение драматических столкновений, возвышенных чувств, тонкого юмора и озорства — все это волей балетмейстера сложилось в единое праздничное зрелище, эмоциональное, отмеченное безупречным вкусом и пластической выразительностью. Это единственный спектакль в репертуаре Воронежского театра оперы и балета, который без изменений не сходит со сцены почти 40 лет. Преподаватели и студенты получили огромное удовольствие от просмотра постановки и посещения театра, который скоро закроется на длительную реконструкцию.
“Тысяча и одна ночь” в столице Катара
Новая сцена Мариинского театра встретила балет из Владивостока «Тысяча и одна ночь» | Катарской публике будет представлен балет композитора Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь» в хореографии художественного руководителя балетной труппы, заслуженного деятеля искусств РФ Эльдара Алиева. |
Купить билеты на Тысяча и одна ночь в Москве — купить на Moscow Show | Премьера возобновленной постановки балета «Тысяча и одна ночь» на сцене Бурятского театра оперы и балета состоялась в январе 2020 года. |
«Тысяча и одна ночь» из Мариинки накрыла столицу Катара
Но почему же «Тысяча и одна ночь» все-таки открывает фестиваль, ломая все традиции, ведь обычно первой идет премьера Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, а гости представляют свои шедевры потом? «Тысяча и одна ночь». Труппа привезла в Петербург три постановки, открыв гастроли премьерой балета «Тысяча и одна ночь». Фестиваль откроется спектаклем Приморской сцены Мариинского театра «Тысяча и одна ночь» на музыку а в постановке , премьера которого состоялась во Владивостоке в 2020 году.
Балет Бурятского оперного театра «Тысяча и одна ночь» с вошел в лонг-лист «Золотой маски»
Коллектив Приморской сцены Мариинского театра представит зрителям красочный балет по мотивам арабских и персидских сказок «Тысяча и одна ночь» на музыку выдающегося азербайджанского композитора Фикрета Амирова. Для воссоздания колорита ближневосточной музыкальной культуры композитор использовал широкий набор ударных инструментов: бонго, там-тамы, ксилофон, вибрафон, барабаны, колокольчики, цимбалы и гонги, а также азербайджанский струнный инструмент — тар. В ходе представления зрители смогут проникнуться атмосферой загадочного Востока и полюбоваться потрясающими костюмами и декорациями, оценить мастерство артистов Мариинского театра.
Психологический поединок двух начал — разрушительного мужского и примиряющего женского - сопровождается вокализом восходящей оперной звезды, меццо-сопрано Галины Маликовой.
Рука Шахрияра с занесенным над Шехерезадой мечом внезапно останавливается: правитель встретился глазами со сказочницей. Глаза являются ключевым образом спектакля: неслучайно они приковывают взгляд и на занавесе к постановке, а на протяжении всего действия перекликаются со звездами, то и дело мерцающими на заднике. Кстати, на его месте видеопроецирующий экран, не так давно привезенный из Великобритании.
Именно он вместо объемных занавесей создает атмосферу каждой сцены. Шехерезада заводит первую сказку — о восточной красавице Елена Быкова и зловещих птицах Рухх, по-хичхоковски пытающихся заклевать девушку. Спасает ее от хищных пернатых Синдбад Артем Кудряшов.
В "Волшебной лампе Алладина" оживает все, включая шелк, жемчуг и гигантскую лампу, испускающую таинственный дым. Как и полагается, после того как лампу потерли, из нее появился очаровательный исполнительный Джинн. Между сказками Шахрияр то и дело вспоминает, что все женщины — враги, о чем свидетельствуют потоки крови на заднике-экране и хореографические угрозы в адрес сказительницы в сочетании с захватывающими дух высокими поддержками.
Но после последней сказки чары Шехерезады подействовали: герои выходят к публике в свадебном белом.
Первая супруга Шахрияра была ему не верна, и он её убил. Он разуверился в женщинах и перестал верить в любовь. Он считал, что надо всех женщин казнить. Шехерезаде выпала миссия - доказать Шахрияру, что любовь существует. И вот она ему рассказывает эти сказки. Первые сказка, вторая, третья, где показано, что любовь сильнее всего. Он начинает задумываться, но решил проверить её: ушёл на охоту, возвращается, а Шехерезада в окружении всех сказок его ждёт. Естественно, он поверил в любовь.
Она доказала всем ,что добро побеждает зло», - рассказывает Лия Балданова. Впервые балет был поставлен в 1979 году на сцене Азербайджанского академического театра оперы и балета в Баку. На сцену Бурятского театра оперы и балета спектакль пришел в 1992 году. Его хореографом стал Музаффар Бурханов. Это азербайджанский балет, и у нас он сначала шёл в такой же редакции. Когда постановка появилась, я ещё в училище училась. Ходила в театр, смотрела на ведущих балерин и всегда хотела станцевать партию Шехерезады. Ко мне не сразу эта партия пришла — на сезон 10-й или 12-й, так как на тот момент было много балерин- Шехерезад.
На этот раз - ничего общего с предыдущей версией.
Те же герои, но абсолютно новый хореографический материал. Роль царя Шахрияра артисту Айдару Хисамутдинову уже знакома. Он исполнял ее в предыдущей версии спектакля. Говорит, что прошлый опыт, несомненно, помог ему в работе. Тема понятна, задача ясна. Но герой получился совсем другим. Для меня как для танцовщика тот образ более академичен, более строгий в самой передаче пластики тела. В данном спектакле автор вытаскивает из образа натуральность, естество, - объясняет исполнитель роли Шахрияра Айдар Хисамутдинов. Чтобы выучить экзамен, студентам всегда не достаёт одной ночи, артистам не хватило месяца.
Тысяча и одна ночь
Фикрет Амиров Тысяча и одна ночь балет в 2-х действиях 16+ Либретто народной артистки Азербайджана Медины Алиевой по мотивам сказок "Тысячи и одной ночи" Продолжительность спектакля 1 час 30 минут. Вот мнение театрального критика, члена Международного Союза музыкальных деятелей Александра Максова: "Второе рождение балета "Тысяча и одна ночь" вселило оптимизм. Балет «Тысяча и одна ночь» стал квинтэссенцией его исканий и достижений на этом пути. Фикрет Амиров "Тысяча и одна ночь" Балет в 2-х действиях. Новости и СМИ. Обучение. Об этом узнают жители столицы Катара — Дохе, посмотрев балет «Тысяча и одна ночь» (16+) в исполнении артистов Приморской сцены Мариинского театра.
Приморские артисты привезли в Петербург утонченный балет про сказочную Шехерезаду
Это единственный спектакль в репертуаре Воронежского театра оперы и балета, который без изменений не сходит со сцены почти 40 лет. Балет создан азербайджанским композитором Фикретом Амировым по мотивам арабских и персидских сказок «Тысяча и одна ночь». В балете,,Тысяча и одна ночь" яркие декорации, музыка завораживает и переносит в сказку,очень красивые ы выступали блестяще все без исключения. В репертуаре Приморской сцены Мариинского театра «Тысяча и одна ночь» появилась в августе 2020 года.
Восточные сказки на казанской сцене: в татарской столице открыли Нуриевский фестиваль
Мы стремились отразить в нем лучшие традиции восточной культуры, а потому очень надеемся, что все спектакли пройдут с успехом. После серии показов в Катаре балет вновь будет показан в Санкт-Петербурге, где мы представим нашу постановку в феврале-марте на традиционных зимних гастролях в Мариинском театре.
Приморская сцена Мариинского театра Балет на музыку композитора Фикрета Амирова поставил художественный руководитель труппы, заслуженный деятель искусств РФ Эльдар Алиев. Мы стремились отразить в нем лучшие традиции восточной культуры", - прокомментировал Эльдар Алиев. На гастролях балетную труппу приморской Мариинки сопровождает оркестр Мариинского театра под управлением дирижера Эйюба Кулиева. Вокальные партии в постановке исполняют солистки оперной труппы Приморской сцены Анастасия Кикоть и Алина Михайлик, в ней также задействован хор Приморской сцены.
На традиционном азербайджанском инструменте тар, входящем в состав оркестра, сыграют Наталья Медведева и приглашенный музыкант из Баку Рамин Азимов. Первые отзывы зрителей самые восторженные. К слову, в сентябре балет "Тысяча и одна ночь" с успехом представили на исторической сцене Большого театра в Москве и в филиале Мариинского театра во Владикавказе. А в октябре его показывали на Днях культуры Приморского края в Харбине.
Попытались ведь, но не получилось... Пытались, по-видимому, очень недальновидные люди, не имеющие к искусству никакого отношения. Но сила искусства — явление особенное. Спектакли «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» с успехом идут по всему миру и исполняются в том числе западными труппами по одной простой причине — лучшего пока не придумали. Именно поэтому словосочетание «русская классика» в основном используется с прилагательным «бессмертная». Кстати, в качестве солиста балета Мариинского театра в то время Кировского театра я был участником тех знаменитых триумфальных гастролей 1986 г. Это были первые гастроли советского коллектива в Штатах и Канаде после 20-летнего перерыва, связанного с холодной войной. Гастроли проходили при переполненных залах, несмотря на то что цены на билеты были астрономическими. Тем не менее люди ночами стояли в очереди, чтобы попасть на наши спектакли. А после выступлений нас ждали толпы восторженных поклонников. Это был триумф русского искусства, русской культуры. Что-то мне подсказывает, что история повторяется.
Балет "Тысяча и одна ночь" вошел в лонг-лист "Золотой маски"
Буквально в канун премьеры травму получил ведущий солист и пришлось быстро решать вопрос о его замене. Но мы смогли преодолеть все трудности, что показала эмоциональная позитивная реакция публики", - рассказал ТАСС Алиев. Впервые этот балет он поставил в 1994 году в США вместе с художниками Семеном Пастухом и Галиной Соловьевой, и постановка стала лучшим балетным спектаклем сезона. Масштабной получилась январская премьера на сцене Мариинки, подготовка к которой проходила в условиях пандемии, благодаря которой спектакль удалось отработать до мелочей.
Не сразу сдаётся Шахрияр. Тысячу и одну ночь проведёт он в неведомой ему доселе прекрасной стране сказок Шехерезады прежде, чем вновь обретёт веру в Любовь и Добро… Шахрияр и Шехерезада жили счастливо. Он по-прежнему любил ездить на охоту, а Шехерезада, как гласят предания, была ему верна.
Сейчас мы в Баку готовим другой его балет — «Низами», последнее его произведение, и там тоже есть и хор, и голос. Он вокал вводил даже в свои симфонические произведения — женский вокал, и это тоже сопрано. А еще в спектакле задействованы азербайджанские народные инструменты — несколько ударных и одиннадцатиструнный тар. Это сложный для освоения инструмент, так что тариста Кулиев привез из Баку. А во Владивостоке пришлось научить игре на таре местную струнницу, ведь на постоянную постановку бакинского тариста в Приморье привозить будет проблематично. Дело в том, что оркестр и хор в постановке — наши, родные. Эйюб Кулиев рассказывает, что полноценных репетиций для сборки спектакля у него с оркестром было… всего три. Несмотря на то, что и я первый раз здесь дирижировал, и балетная труппа впервые здесь. Конечно, у меня были сомнения, потому что за такой короткий срок собрать такой спектакль, как «Тысяча и одна ночь» — это вызов! И я как коренной бакинец хочу сказать, что меня переполняют чувства, я безумно горд, что имею возможность работать с таким коллективом. Как профессиональный музыкант хочу сказать: вы можете гордиться вашим театром, его оркестром и хором. Здесь большие музыканты, которые работали с полной отдачей. Как бережно и внимательно относятся к партитуре и музыке! Здесь большие профессионалы, и они меня приятно поразили. Какие сюрпризы приготовил Нуриевский А за несколько минут до премьеры Владимир Яковлев, художественный руководитель балета театра имени Мусы Джалиля, рассказал журналистам о том, какие еще открытия ждут зрителей XXXIV Нуриевского фестиваля. Конечно, все очень ждут головную премьеру — «Спящую красавицу» в классической постановке Мариуса Петипа, но подредактированную Яковлевым. По традиции, это будут два премьерных спектакля — в одном будут танцевать местные артисты, а в другом — приглашенные солисты. И Яковлев тоже, как и Алиев, говорит, что шедевры мирового балета не могут оставаться статичными — в них можно и нужно вносить изменения. Поэтому новая «Спящая красавица» в постановке Татарского государственного театра оперы и балета заиграет новыми красками. Во-первых, это будет двухактный спектакль с прологом. Во-вторых, я открыл некоторые новые ходы, которых драматургически не было в спектакле — у нас Карабос будет подсовывать прялку горожанкам, и станет понятно, откуда веретено появляется в первом акте. Надеюсь, публика примет эту редакцию. И еще очень важно: мы с художником Анатолием Нежным сделали так, что спектакль путешествует во времени.
Все получили огромное удовольствие! На спектакле присутствовало немало представителей руководства страны и дипломатического корпуса, и мы убедились, что российскую культуру нельзя отменить. В большинстве стран мира она востребована. Это выступление — тому наглядное подтверждение». После серии выступлений в Катаре в феврале-марте балет «Тысяча и одна ночь» покажут в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. Дальше он отправится в Пекин, а ближе к концу сезона вернется на родную сцену во Владивосток. Надо сказать, что это не первый проект, который поддерживает «Роснефть». В 2018 году в рамках перекрестного Года культуры Россия — Катар компания выступила организатором концертов хора Сретенского монастыря, а также стала генеральным партнером выставки коллекций картин Третьяковской галереи «Русский авангард: пионеры и «наследники по прямой».