Юрий Соломин прошёл нелёгкий творческий путь, он стал одним из наиболее востребованных актёров в кинотеатральной сфере и добился всеобщей любви. С Юрием Соломиным прощались с большим уважением и искренним душевным теплом на исторической сцене театра. Юрий Соломин в роли Павла Каурова в художественном фильме Исидора Анненского «Бессонная ночь».
Юрий Соломин: «Я пытался спрятаться — мне было стыдно»
Юрий Мефодьевич Соломин – один из мэтров советского и российского кино, который стал знаменит в конце 60-х годов прошлого столетия. Актер Юрий Соломин, несмотря на свой почтенный возраст, не оставил работу в Малом театре, где с 1988-го занимает пост художественного руководителя. Как оказалось, без театра 86-летний артист не представляет своей жизни, ведь именно в нем он проводит. В кино Юрий Соломин дебютировал в 1960 году, сыграв главную роль в фильме «Бессонная ночь». Биография актера Юрия Мефодьевича Соломина: личная жизнь, смерть жены, отношения с братом Виталием Соломиным. Юрий Соломин обменивался подарками с королевой Елизаветой, снимался в фильме, получившем «Оскар», покорял Арктику с Шоном Коннери. Юрий и Ольга Соломины являются действительно уникальной семьей.
Острый на язык и человек страсти: Юрий Соломин в воспоминаниях друзей
С Юрием Соломиным прощались с большим уважением и искренним душевным теплом на исторической сцене театра. Юрия Соломина же он предполагал снимать в роли белогвардейского офицера. Также Юрия и Виталий Соломины не разу не рассказывали, являются ли они братьями на самом деле. Юрий Соломин — советский, российский актёр, режиссёр театра и кино, педагог, государственный и общественный деятель России. Юрий Соломин отмечен множеством наград: Народный артист, Герой труда, дважды лауреат Государственной премии, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Юрий Соломин, который тогда был его руководителем, решил сделать монаршей особе подарок.
Юрий Соломин: не могу выйти на улицу — все узнают
Заслуженный артист Юрий Соломин сейчас находится в палате интенсивной терапии. Юрий Соломин исполняет роль Ивана Телегина — простого инженера, который стоит на стороне простого народа. На роль в ленте «Адъютант его превосходительства» Юрий Соломин пробовался шесть раз. Так в 1960 году всесоюзный зритель впервые увидел спокойную, вдумчивую, очень располагающую и задушевную игру молодого Юрия Соломина. Юрия Соломина же он предполагал снимать в роли белогвардейского офицера.
«Всегда был нравственным ориентиром»: Юрий Соломин в воспоминаниях коллег и друзей
Повышаем устойчивость за столом Юрий с Ольгой поженились на третьем курсе и сначала жили на съемной квартире, а затем в общежитии. Собственное жилье появилось после съемок Соломина в кино. Особенно он запомнился зрителям по "Адъютанту его превосходительства". Большой успех ждал его и после "Хождения по мукам". Ольга Николаевна всегда поддерживала мужа Супруга играла в театре и поддерживала мужа во всех его начинаниях. В том числе и когда он стал руководить Малым театром в 1988 году.
Актер снова и снова проходил пробы, пока его не утвердили под личную ответственность Ташкова. И скакал на лошади, и мчался на тачанке, и стрелял из пулемета, и паровоз водил, и дрался, и обнимался, и прыгал с поезда. Приходилось все осваивать с ходу. Синяков набил множество. Раньше каскадеров не было. На сложные эпизоды приглашали кого-нибудь из цирка, но в основном все делали сами актеры», — писал Юрий Мефодьевич в мемуарах «От адъютанта до его Превосходительства». Соломин снялся более чем в 60 фильмах. Среди них — классика мирового кинематографа, фильм «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Режиссер сам выбрал Соломина на роль рус ского путешест венника Владимира Арсеньева после просмотра двух серий «Адъютант а». В 1976 году кар тина получила «Оскар». В каких спектаклях играл Соломин В театре Юрий Мефодьевич выпускал по две-три премьеры в год. Режиссер Со ломин любил к лассику. В 1960 году он стал преподавать в Щепкинском училище, а с 1975 года возглавил курс «Мастерство актера». Он — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а в 2020 году получил звание Героя Труда. В 2012 и 2018 годах был доверенным лицом Владимира Путина в ходе предвыборных кампаний. В 1994 году она прилетела в российскую столицу, и сама выбрала Малый театр местом встречи с дипломатическим корпусом. Юрий Мефодьевич тогда решил удивить королеву и сделал ей необычный подарок — шкатулку из палеха с изображением Малого театра.
Этот фирменный взгляд… Возникало чувство, что Юра понимал абсолютно все, что происходит вокруг, и ему от этого было очень грустно… Было ощущение, что в Хлестакове Соломина сидел сам Гоголь… «Когда я пришел в Малый, у Юрия была еще одна должность — министра культуры РСФСР, но театр он не оставлял. В каждую работу он врубался сразу целиком и полностью — был человек страсти» В своем рабочем кабинете Малого театра. Фото: Архив «7 Дней» А потом мы окончили Щепкинское училище, я уехал в Ленинград, вернулся только через семь лет и стал работать в Театре Советской Армии. К этому моменту Юрий Мефодьевич был уже одним из профессоров, ведущий мастер… Затем начались перестроечные дела, встречались мы редко, но в этот момент я был с ним на «ты». А потом долго приучал себя к тому, чтобы говорить «Юрий Мефодьевич». Но Юра был всего лишь на десять лет старше. И сейчас я с ужасом думаю, что ему был 89-й год, а мне 79-й идет… Боже мой! Как быстро пролетело время! Так вот, я работал в Театре Армии, потом в Театре Пушкина, уже начал много играть, и вдруг однажды звонит мне Коршунов и говорит, что они с Юрой Соломиным хотят пригласить меня в Малый театр. Обещал решить все мои бытовые проблемы, помочь с кооперативом. И я опять попадаю в закулисную часть Малого театра, иду по коридору в этот потрясающий, золотой с бархатом, кабинет главного режиссера. Юрий Мефодьевич сразу взял быка за рога: «Ну что, Баринов, хочешь работать в Малом театре? Он улыбнулся, Коршунов засмеялся. В итоге я согласился, возобновилось наше общение. Шел 1991 год. Художественным руководителем театра коллектив избрал единогласно Соломина в 1988 году. В каждую должность, в каждую работу он врубался сразу целиком и полностью — был человек страсти. Существует убеждение, что такой театр, как Малый и как, например, «Комеди Франсез», должен быть один — театр, который держится именно на консервативных традициях. Но наряду с режиссурой, которая работала в штате Малого постоянно, обязательно приглашали хотя бы одного нового, но очень яркого, интересного режиссера. Это шло еще от Михаила Царева — руководители Малого театра понимали, что именно с такими режиссерами может воспитываться труппа. И эта традиция продолжалась: вспомним, как плодотворно сотрудничали с Малым театром Сергей Женовач, Борис Морозов. В труппе была целая плеяда актеров, которая шла за новыми режиссерами. Юрий Мефодьевич снялся в его потрясающем фильме «Дерсу Узала» — это был яркий период его биографии. Фото: Legion-media В Малом я очень много играл. У меня было одиннадцать спектаклей, я работал на всех трех сценах Малого театра, на меня все наваливали и наваливали роли, и я уже стал, честно говоря, задыхаться… И я очень благодарен Соломину за понимание. Когда Кама Гинкас предложил играть «Скрипку Ротшильда» по Чехову и мы на полтора месяца поехали на гастроли в Америку, он меня отпустил и даже сохранил за мной все роли... Но из театра я все-таки ушел. Случилось следующее: меня пригласил Леонид Хейфец — надо было спасать премьеру в Театре Маяковского. Что я должен был почувствовать? Во-первых, я твой ученик. А во-вторых, не самый плохой театр, с очень крепкой мужской труппой, и вдруг им потребовался именно я. Причем там указано, что я — артист Малого театра. Потом, я же предупреждал, что буду репетировать». Он говорит: «Но ты при этом отказался играть в «Марии Стюарт». Это была правда, мне было просто неинтересно. В конце концов я ушел из театра, что бывает в Малом крайне редко. Соломин очень на меня обиделся, даже прекратил со мной здороваться. Мы помирились лишь через два года. Помню, я стоял в аптеке, заказывал лекарство, и вдруг чувствую, что кто-то меня обнимает за плечи. Поворачиваюсь — а это Юрий Мефодьевич, в черной шляпе, со своей грустной улыбкой. И спрашивает: «Ну что, долетался? Я же тебе сколько раз говорил: прежде чем оформляешь билет в аэропорту, протягиваешь паспорт, посмотри на дату рождения, стоит ли лететь так далеко? Юра был очень непростым человеком, как и Виталий. Если его персонаж любил, то он любил как Соломин, если у его героя поднималось давление, то и у Соломина тоже» С Комаки Курихарой в фильме «Мелодии белой ночи». Фото: Legion-media Позже судьба подарила мне с ним еще четыре дня близкого общения. Я в тяжелой форме переболел ковидом, восстанавливался очень долго, поехал в санаторий в Барвиху, надо было учиться ходить. Через некоторое время в том же санатории появился Соломин, тоже после болезни.
Последние 35 лет своей жизни он руководил Государственным академическим Малым театром. В последний путь его проводили в Москве 15 января: Юрий Мефодьевич, согласно своей воле, был похоронен рядом с женой Ольгой, которая покинула этот мир несколькими годами ранее. Наши коллеги из MSK1. RU решили напомнить вам эту красивую историю любви длиной в жизнь: супруги были вместе более 60 лет. Иногда нужно опоздать, чтобы встретить свою любовь Юрий Соломин познакомился со своей будущей женой еще в Щепкинском училище, куда поступил в начале 1950-х годов. Судьбоносная встреча случилась из-за опоздания Ольги на лекцию: когда она пришла, свободное место было только с самого края, рядом с Юрием. С тех пор молодые не расставались: Ольга заняла не только место на занятии, но и место в его сердце на всю жизнь. Тогда у молодого Юрия было катастрофически мало денег: он не мог позволить себе подарить возлюбленной букет цветов, а обрывать клумбы ему мешало воспитание. Можно, конечно, сорвать с клумбы, но по характеру я не такой человек. Я даже никогда не мог пройти по газону. Так что в лучшем случае я мог преподнести ей какой-нибудь бутерброд, — рассказывал как-то Юрий Мефодьевич. Денег, по воспоминаниям Соломина, у него не хватало, поэтому будущие супруги просто расписались в столичном ЗАГСе, а потом отправились вдвоем в кафе, чтобы отметить это событие.
Консерватор, верный своей профессии: памяти Юрия Соломина
Юрий Соломин: У нас однажды стажировалась группа американских студентов, мы работали с ними по произведениям Чехова, и когда ребята уезжали, в их глазах были слезы. Что вы плачете, говорю. Они отвечают: "Мы поняли Чехова" смеется. Что же, это очень хорошо, - сказал я им в дорогу.
Вы понимаете, мы открыты всем. Отдавать - это, наверное, одно из главных свойств русской души. Но мы открыты и тем, кто готов отдавать нам.
В начале 1990-х мы подружились с американским театральным продюсером и режиссером Теодором Манном, и он поставил у нас "Ночь игуаны", прекрасный спектакль, который пользовался большим успехом. У нас работали режиссеры из Чехии, Италии, Франции, Израиля, со всего мира. Причем итальянцы ставят итальянский материал, американцы - свой, и так далее.
Где как не в театре открывать души. Я понял, что русская душа - это сердце и разум. А ее главное свойство - отдавать.
Из этих компонентов складывается русская актерская школа Сегодня уже мало кто помнит, что вы, Юрий Мефодьевич, одним из первых начали поддерживать провинциальные театры во времена, когда стране было совсем не до культуры, в 90-е годы... Юрий Соломин: В те годы всем было сложно, а в культуре особенно. Власти отмахивались - а, подумаешь, культура, ничего серьезного.
Но это ошибка. Культура - это серьезно. И вот тогда мы подумали, а что мы, Малый театр, можем сделать для России?
Чтобы все-таки та сама непонятная русская душа продолжила существовать. И мы организовали фестиваль "Островский в доме Островского", в нем участвуют только провинциальные театры. Правда, сейчас к нам уже активно просятся коллективы из Европы, может быть, уже пришло время и их допустить, но изначально фестиваль задумывался для поддержки наших коллег из провинции.
За эти годы мы пригласили труппы со всей страны - от Владивостока до Мурманска, всего более сорока театров. Это очень много. И очень полезно.
И вот пришло время идти в театр. Тут в дверь постучали. Оказалось, приехала жена с дочкой Дашей. Решили сделать мне сюрприз. И чуть не угодили на похороны!
Приехала скорая, Соломина сразу же отправили под нож с диагнозом «перитонит» — воспаление брюшины. Он меня спас. Много лет я вспоминаю этого человека с благодарностью, — говорит Юрий Мефодьевич. Но это оказалось так приятно и радостно — двигаться к сгустку света, сосредоточию любви, доброты и тепла! Я знал, что там впереди меня ждет счастье.
Но что-то не давало скользить быстро, будто тормозило.
В этом и состояло, наверное, их воспитание». Добрые, но бедные: денег в семье не хватало до такой степени, что можно было говорить о нищете. Нужно было надевать их на туфли. А туфель-то и не было.
Я тогда не обращал на это внимания, а сейчас понимаю, что даже в тридцатиградусные морозы, а зимы у нас холодные, мама ходила без туфель, просто надевала носки, а в каблук вставляла детский кубик. У нее всегда были распухшие, обмороженные колени. Почему именно туда? Я ходил на него снова и снова, смотрел его дикое количество раз. От этого созвездия кружилась голова.
Потрясенный, я мечтал только об этом театре. Мама мое решение не одобряла — она мечтала, чтобы я стал хирургом, может быть потому, что я умел очень ловко вынимать занозы. Отец же меня поддержал. После школы я отправил все документы, даже не оставив копий, в Москву, в Щепкинское училище. И они не затерялись.
Наверное, это судьба…» В Москву он приехал вместе с отцом. И, когда уже прошел два тура, отца обворовали - украли и деньги, и документы.
Чай из трав. Кусок хлеба. А в школе с самого утра топилась печка. После второго урока учительница заваривала чай всё на тех же травах, каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведённого сахарина — личного! Открывалась дверь — и дежурный вносил противень, на котором лежали пирожки. С чем уж они были, не помню, но они казались нам самыми вкусными на свете!
Мы их ели, прихлёбывая кипяток, а учительница в это время рассказывала разные истории. Это называлось — воспитание! Это называлось — забота! Забота о следующем поколении. С этого начинается воспитание любви к Родине — когда ты чувствуешь заботу Родины о себе. А сейчас я слушаю все эти рассуждения — платное образование, элитные школы… Я вообще не понимаю, что это такое — элитные ученики. Что такое элитные собаки или лошади — понимаю. А элитных людей не знаю — знаю образованных.
Интеллигентных знаю. Попытка заместить один класс другим — интеллигенцию на элиту, степень элитарности которой определяется уровнем их дохода, — рождает расслоение, а с ним одичание душ, которое мы получили. Островский в своё время сказал: «Без театра нет нации». Перефразируя его, скажу: без культуры нет нации. Как можно было убрать из школьной программы часы литературы и русского языка? Сейчас спохватились! Вернули сочинение в экзамены. И вдруг выяснилось, что за эти годы, пока детей натаскивали на ЕГЭ, они разучились письменно формулировать мысли.
Острый на язык и человек страсти: Юрий Соломин в воспоминаниях друзей
Афиша Plus - 7 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Приехала скорая, Соломина сразу же отправили под нож с диагнозом «перитонит» – воспаление брюшины. – Операцию делал молодой хирург Юрий Ганул. Юрий Соломин обменивался подарками с королевой Елизаветой, снимался в фильме, получившем «Оскар», покорял Арктику с Шоном Коннери. Состояние здоровья народного артиста СССР Юрия Соломина оценивается как тяжелое, рассказали медики РИА Новости. Юрий Соломин — человек-легенда, великий актер, звезда отечественного кино, художественный руководитель самого, наверное, классического в стране Малого театра.
Юрий Соломин: биография, личная жизнь и здоровье народного артиста СССР
Где как не в театре открывать души. Я понял, что русская душа - это сердце и разум. А ее главное свойство - отдавать. Из этих компонентов складывается русская актерская школа Сегодня уже мало кто помнит, что вы, Юрий Мефодьевич, одним из первых начали поддерживать провинциальные театры во времена, когда стране было совсем не до культуры, в 90-е годы...
Юрий Соломин: В те годы всем было сложно, а в культуре особенно. Власти отмахивались - а, подумаешь, культура, ничего серьезного. Но это ошибка.
Культура - это серьезно. И вот тогда мы подумали, а что мы, Малый театр, можем сделать для России? Чтобы все-таки та сама непонятная русская душа продолжила существовать.
И мы организовали фестиваль "Островский в доме Островского", в нем участвуют только провинциальные театры. Правда, сейчас к нам уже активно просятся коллективы из Европы, может быть, уже пришло время и их допустить, но изначально фестиваль задумывался для поддержки наших коллег из провинции. За эти годы мы пригласили труппы со всей страны - от Владивостока до Мурманска, всего более сорока театров.
Это очень много. И очень полезно. Рождаются и другие проекты.
Допустим, наши коллеги из Тамбова пригласили нас вместе создавать фестиваль имени Николая Рыбакова. Это был один из популярнейших провинциальных артистов, Островский о нем написал пьесу "Лес". Мы с радостью приняли участие в организации фестиваля, главные номинации там звучат так: лучший актер и лучшая актриса провинциальных театров России.
Мне кажется, это хорошее начинание. Сейчас основная сцена Малого театра на реконструкции. На недавней пресс-конференции, на которой вы рассказывали об этапах этой большой работы, все были поражены, увидев на ваших глазах слезы.
Но, кажется, я понимаю: вы опасаетесь за дом родной, "вишневый сад"? Юрий Соломин: Я даже сейчас прошел через сцену, у меня аж сердце забилось, пустая сцена и пустой зрительный зал на меня действуют тяжело, как что-то психотропное. Это же дом мой, я в нем родился.
Сложно вспомнить, когда Юрий Мефодьевич в последний раз обстоятельно говорил перед камерой. А в данном случае это совпало с большой обеспокоенностью здоровьем легендарного актера, после того как он попал в больницу. Бойкое ток-шоу «Пусть говорят» превратилось в программу «Эксклюзив», где Дмитрий Борисов сменил светские детективы на жанр тоже советский, но более лощеный, обходящийся без истеричного тона, выпученных глаз и смехотворных признаний. Это не означает, что создателей программы больше не интересуют предсказания Ванги или наследство Жени Белоусова, однако беседы один на один с самим Борисовым, как телеведущим со словарным запасом и набором хороших манер, задает всему происходящему совсем другое настроение. Интервью с Юрием Соломиным было записано за несколько дней до того, как артист попал в больницу, и в такой драматичной ситуации на программу свалилась большая удача, как бы цинично это ни звучало. В этот момент персона актера и руководителя Малого театра интересовала абсолютно всех, кто о нем слышал, и интервью оказалось именно той ложкой, что хороша к обеду. Сорок с лишним минут старой школы от самого Юрия Соломина и его ближайших друзей и соратников. Сейчас на телевидении очень редко так разговаривают.
Юрий Соломин.
Узнав, что он собрался ехать в Москву, чтобы стать артистом, она задала ему совсем не тактичный вопрос: «С такой рожей? Всё дело в том, что на лице Юрия Соломина был огромный жировик сине-красного цвета, прямо под левым глазом. Сам он в силу возраста и юношеской беспечности даже не задумывался о том, что он помешает ему исполнить свою мечту о театральной сцене, а вот Елизавета Ивановна тут же поняла: это слишком серьёзное препятствие, от которого зависит, может быть, вся дальнейшая жизнь её ученика. Учительница взяла Юрия Соломина за руку и куда-то повела. Вечная благодарность Юрий Соломин. Как оказалось, её муж — главный хирург. В госпиталь Елизавету Ивановну пропустили сразу же, её там все знали. И Юрий Соломин с удивлением и некоторой опаской наблюдал за происходящим. Учительница попросила позвать мужа, а с ним вместе и других хирургов.
Разговаривала она так, словно ничуть не сомневалась в исполнении своей просьбы. Вскоре появились врачи, посмотрели оценивающе на Юрия и велели ему лечь на стол. Навсегда запомнил он сказанные Елизаветой Ивановной слова: «Сделайте так шрам, чтобы не видно было потом, когда он в кино будет сниматься». Юрий Соломин до сих пор удивляется тому, как Елизавета Ивановна узнала, что он станет в будущем сниматься в кино. Но он и сегодня, когда Елизаветы Ивановны давно нет в живых, с благодарностью вспоминает её слова. И едва сдерживает слёзы говоря о ней, жёсткой, властной, но человечной и понимающей. Они встретились уже в середине 1960-х, когда Юрий Мефодьевич был с Малым театром на гастролях в Одессе. Каким же было его удивление, когда женщина представилась. Это была она, его классный руководитель и учитель химии Елизавета Ивановна.
Конечно, они встретились. Оказалось, что мужа Елизаветы Ивановны несколько лет как назначили главным врачом в госпиталь пограничников в Одессе, а жена, конечно, поехала с ним вместе.
Денег, по воспоминаниям Соломина, у него не хватало, поэтому будущие супруги просто расписались в столичном ЗАГСе, а потом отправились вдвоем в кафе, чтобы отметить это событие. Даже кольца у них появились многим позже — когда Юрий и Ольга стали работать в театре. Собственного угла в столице у них не было, им приходилось снимать жилье поскромнее, чтобы актерской зарплаты хватало на жизнь. Мы их растили, а потом пристраивали к хорошим людям, — вспоминал как-то актер. В период съема жилья супруги готовы были «сдаться» и уехать в Воронеж, где им обещали служебную квартиру, но руководитель Малого театра пообещал, что «всё будет». Вскоре у них появилось место в общежитии. Супружескую кровать от двух соседей отделяла только театральная ширма.
Позже Юрий и Ольга переселились в крохотную, но отдельную комнатку на Арбате. Условия оставляли желать лучшего, но это была победа — свой уголок! Именно в этой комнатке на Арбате семья Соломиных пополнилась еще одним человеком: у них родилась дочь Даша. Дочка, внучка и дача с дворнягами Ради дочери Ольга оставила карьеру в театре. В воспитание Даши она вложила всю душу.
Были ли Юрий и Виталий Соломины братьями на самом деле: раскрыта главная тайная актерской семьи
Новости о состоянии Юрия Соломина. В 1988 Юрий Соломин был назначен художественным руководителем Государственного академического Малого театра России. одного из самых интеллигентных, скромных и аристократичных российских актеров. 9 января его выписали, но через два дня у Юрия Соломина неожиданно остановилось сердце. Также Юрия и Виталий Соломины не разу не рассказывали, являются ли они братьями на самом деле.