Новости в чем ценность метода майевтики

МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление.

Майевтика: ценность метода

  • Ещё по теме
  • Майевтика — искусство метода платона для поиска истины сквозь вопросы
  • Родоначальник философии и его влияние на метод майевтики
  • Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины

Майевтика — искусство метода платона для поиска истины сквозь вопросы

Кстати, именно за это Сократа не раз избивали, да и жизнь его прервалась, потому, что кто-то донёс на него, утверждая, что своими заключениями и речами мыслитель нарушает гражданские нормы. Поэтому был приговорён к казни путём принятия яда. То есть, её целью было помочь «разродиться», как утверждал мыслитель. История Чтобы вам был более понятен смысл этого метода, хочу привести в пример историю беседы с Евтидемом, который собирался стать государственным деятелем. В силу новых обязательств ему следовало обладать мудростью, но Евтидем никак не мог дать чёткое определение таким понятиям, как справедливость и несправедливость. Философ вызвался помочь другу таковыми он считал всех своих учеников, даже не беря оплаты за обучение , и предложил создать список дел, разделив его, соответственно, на две графы.

Первое утверждение Евтидема После чего начал спрашивать, к примеру, куда именно отнести ложь, воровство, торговлю людьми и прочее. Будущий государственный деятель, конечно же, все эти определения отправил к несправедливости. Тогда Сократ поинтересовался, действительно ли тогда графа справедливости сейчас пуста, потому что всё вышеперечисленное находится в противоположной колонке? Получив утвердительный ответ, он переходит ко второму шагу — индукции. То есть интересуется, считает ли правильным взятие в плен, рабство людей жителей города, с которым ведётся вражда и война?

Евтидей подтвердил, что это справедливо. А обворовать их, отобрав всё имущество, или обмануть, тоже будет верным и достойным решением? Услышав и в этот раз согласие, мудрец предложил тогда все эти понятия перенести в колонку справедливости. Удивлённый такому ходу событий, Евтидей указал, что эти поступки считал по отношению к друзьям, поэтому отнёс в графу неправильных.

Этот метод основывается на активном вовлечении субъекта в процесс поиска истины. Одним из ключевых преимуществ майевтического метода является его способность развивать критическое мышление и самоанализ. Путем задавания вопросов и проведения диалога, метод майевтики способствует осознанию своих собственных убеждений и представлений о мире. Майевтика также помогает выявить противоречия в мыслях и убеждениях человека и способствует их рассмотрению и преодолению. Это позволяет человеку прийти к более глубокому пониманию своего мировоззрения и оценить его реалистичность и правильность. Благодаря методу майевтики, человек может развить навыки анализа и критического мышления, которые помогут ему в решении сложных философских проблем и проблем на практике. Кроме того, этот метод способствует развитию эмоционального и интеллектуального интеллекта. В целом, метод майевтики представляет собой ценный инструмент для развития понимания и самоосознания. Он помогает человеку искать истины внутри себя, развивать внутренний диалог и сознательный выбор.

Источник: Философия и методология науки понятия категории проблемы школы направления. Благодаря М. Образец М. Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т. Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность. Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину. Термин «М. Метод Сократа описан Платоном в «Теэтете» и «Пире». В каждом человеке, считал Сократ, скрыто знание об общем. Философ побуждал своих собеседников вспомнить истину, задавая серии вопросов и не навязывая своего мнения. Источник: Краткий философский словарь. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего".

А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа. Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого. Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон». Метод Сократа Майевтика — это «искусство повивальной бабки», как называл её сам Сократ. Еще можно встретить такое определение, как «сократовская ирония» или «сократовская беседа». Майевтика в философии — это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя». С помощью этого приема оппонент не только осознает свою неправоту, он еще и становится соискателем истинного знания. Сущность этого приема состоит в том, чтобы посредством постановки наводящих, специально продуманных вопросов подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей. Таким образом, оппонент сам приходит к истине, а вы лишь незаметно подталкиваете его к этому. Майевтика Сократа — это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге. Философ был убежден, что к истинному знанию можно прийти лишь через самопознание другого человека. И для этого необходима процедура очищения, осуществляемая путем постановки вопросов о сущности того или иного феномена. Майевтика Сократа оружие в интеллектуальном споре Великий философ лично разработал метод, который не утратил своей актуальности до сегодняшнего дня. Никто не будет отрицать, что именно диалог, дискуссия, конструктивный спор является важным инструментом получения нового знания и осознания уровня своей некомпетентности. В целом, Сократ в своей жизни только то и делал, что задавал вопросы. Ему очень нравилось беседовать с самоуверенным человеком, наблюдать за тем, как он, запутавшись в его каверзных вопросах, моментально утрачивал всю свою спесь и уверенность.

Что такое майевтика — в чём ценность метода Сократа (Диалог) — полное объяснение

Затем он задавал первый простейший вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующие вопросы и так далее. Всё заканчивалось тем, что отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил ответу, который он дал в самом начале.

Видимо, да. А знаем ли мы, по отношению к чему эта стойкость разумна? Ко всему — и к большому, и к малому? Например, если бы кто-нибудь упорствовал в разумном расходовании денег, зная при этом, что, потратив эти деньги, он приобретёт большее, назовёшь ли ты это мужеством? Нет, конечно, клянусь Зевсом.

Важно заметить, что такие дискуссии часто заканчиваются ничем — лишь согласием собеседников, что сформулировать верный ответ на поставленный в начале вопрос невозможно. Тогда в чём ценность сократического метода? Изображение: C. А самое главное — противостоять двойному невежеству , то есть учиться понимать пределы своих знаний. Сократический образ мысли — путь к мудрости, но не сама мудрость в готовом виде; он в принципе отрицает возможность того, что мудрость может быть окончательной и завершённой», — пишет Уорд Фарнсворт в своей книге «Метод Сократа». Из чего состоит метод Сократа В диалогах Платона можно выделить повторяющиеся компоненты, на которых и основан метод Сократа. Вопросы и ответы Сократ не читает собеседнику лекцию и ничего не объясняет, он задаёт ему вопросы.

Некоторые из них — открытые, то есть предполагают развёрнутый ответ. Другие же представляют из себя утверждения, с которыми собеседник не может не согласиться. Их последовательность тщательно продумана. Сократ шаг за шагом разбирает утверждения оппонента с помощью примеров и уточнений, проверяет их на прочность. Уорд Фарнсворт отмечает, что на определённом этапе сократический диалог превращается в перекрёстный допрос: «Согласен ли ты с утверждением А? Суть в том, что, побудив собеседника согласиться с одним утверждением, Сократ предлагает ему следующее, такое же неоспоримое, но конфликтующее с первым. А затем озвучивает противоречия между ними — если два утверждения несовместимы друг с другом, значит, какое-то из них неверно.

Причём получается, что Сократ не спорит с утверждениями оппонента и не заявляет, что тот не прав, а лишь демонстрирует, как собеседник противоречит сам себе.

Мне кажется, последний мужественнее. Но ведь его стойкость менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого. Верно говоришь. Тогда, значит, по твоему мнению, и опытный в сражении наездник, проявляющий упорство и стойкость, менее мужествен, чем новичок? Так, мне кажется. То же самое ты скажешь о метком стрелке из пращи, из лука и о другом воине, опытном в какой-либо области военного искусства?

И те, кто, не умея плавать, но желая показать стойкость, бросаются в водоем, ты полагаешь, смелее и мужественнее тех, кто обладает опытом в этом деле? Что же другое можно сказать, Сократ? Ничего, если в самом деле ты так думаешь. Да, я так думаю. Однако, если не ошибаюсь, эти люди в своем желании продемонстрировать упорство и стойкость проявляют больше безрассудства, чем те, которые опытны в этом деле. А не казалось ли раньше нам, что безрассудная отвага и упорство постыдны и вредны? А мужество мы признавали чем-то хорошим?

Верно, признавали. Но теперь же мы, напротив, называем постыдное, безрассудное упорство мужеством. Кажется, что так. Полагаешь ли ты, что мы говорим хорошо? Нет, клянусь Зевсом, Сократ, по-моему, нехорошо. Стало быть, Лахес, той дорической гармонии, о которой ты говорил, у нас с тобой что-то не выходит, потому что дела наши не согласуются со словами нашими. Понимать-то я, кажется, понимаю, что такое мужество , а вот только не знаю, как это оно сейчас от меня так ушло, что я не успел схватить его и выразить словом, что оно такое.

В поиске истины, знания, системного понимания... Сократ говорил: "Я никого не учу, я просто с вами тоже ищу истину", сравнивая свою технику ведения беседа с «искусством повивальной бабки»: "Я - акушер. Истина сидит внутри вас, только надо ее родить, - я вам помогаю ее родить".

Этот процесс не только помогает открыть новые знания, но и развивает интеллектуальную и эмоциональную интеллигентность. Майевтика также помогает развивать навыки самоанализа и самооценки. Понимание личных убеждений, ценностей и мировоззрения является важным шагом к саморазвитию. Диалог с другими людьми под руководством профессионального майевтика также способствует развитию навыков коммуникации и межличностной эмпатии. В результате использования метода майевтики, человек не только получает новые знания и навыки, но и обретает новый уровень самосознания и самоопределения.

Он становится более открытым к новым идеям, готовым обсуждать разные точки зрения и искать альтернативные решения. Майевтика — это не только метод обучения, но и инструмент саморазвития. Он является основой формирования критического мышления, развития аналитических и абстрактных способностей, а также улучшения коммуникативных навыков. Путешествия в мир майевтики помогают расширить свой кругозор, добиться понимания себя и других людей, а также стать более гармоничной и интеллектуальной личностью. Развитие мышления с помощью майевтики Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать информацию, аргументировать свои взгляды и логически мыслить. Путем постепенного проникновения в суть проблемы и раскрытия аргументации, майевтика позволяет участвующим в диалоге людям лучше понять себя, свои убеждения и ценности, а также узнать новые точки зрения и взгляды. Одно из главных преимуществ майевтики заключается в том, что она помогает развить навыки эмпатии и понимания других людей. В процессе диалога сократического типа каждый участник вынужден выслушивать аргументы и точки зрения собеседника, прислушиваться к ним и анализировать их. Таким образом, майевтика стимулирует развитие способности к объективному мышлению и открытости к новым идеям.

Сократовская майевтика: суть и принципы метода

Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть". Другие философы не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и старого Сократу было тогда 70 лет , догнала та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание.

Он добровольно дал распять себя на кресте " отеческих законов " и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их "огня и воды". И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности. Иначе говоря, никакие знания и никакие навыки сами по себе не гарантируют благополучия и не делают человека счастливым: технические и иные знания «полезны» т. Более того, и знание добра и зла, по Сократу, не является подлинным благом, если оно остается только голым знанием и не ведет к «врачеванию души», к укреплению ее «здоровья». Таким образом, дельфийское «Познай самого себя» было для Сократа признанием души руководящим началом в человеке, призывом к «заботе о душе», к осмысленной духовной жизни, к воспитанию благородства духа. Норма нравственности по Сократу - автономна и индивидуальна. Настоящий нравственно положительный поступок, по мнению философа, человек может совершить только осознанно и по собственному желанию. В случае если человек поступает хорошо только потому, что так принято в обществе, его поступок нельзя назвать нравственным, ведь он вызван не его личным порывом, а исключительно привычкой поступать так, как и все.

Соответственно, нормой нравственности для Сократа становится индивидуальность в совершении хорошего поступка и его автономность от общественного мнения. Философ был непоколебимо убежден в том, что только на пути интеллектуального и морального проникновения в свое «я», в свой внутренний мир возможны самосовершенствование, добродетель и благая жизнь.

Укрепление уверенности в своих суждениях и аргументации 4. Улучшение способности принимать обоснованные решения 5. Получение навыков логического мышления и аргументации Овладение критическим мышлением важно для любого человека в самых разных сферах жизни. Это помогает лучше адаптироваться к переменам и становиться более гибким и адекватным в своих решениях.

Метод майевтики Сократа предоставляет эффективный инструмент для развития этой ценной навыков. Поиск истины и самопознание Метод майевтики Сократа направлен на поиск истины и самопознание. Он предлагает своим ученикам задавать вопросы и анализировать свои мысли и убеждения, чтобы лучше понять себя и окружающий мир. Через диалог и вопросы Сократ помогает своим ученикам осознать свои противоречивые или неосознанные убеждения, а также раскрыть логические ошибки и недостатки их аргументации. Он призывает критически мыслить и искать истину не во внешних источниках, а внутри себя. С помощью метода майевтики Сократ способствует развитию критического мышления и самосознания.

Ученики учатся анализировать свои мысли и убеждения, осознавать свои противоречия и ошибки. Этот процесс помогает им стать более осознанными и независимыми мыслителями, способными к самосовершенствованию и самоанализу. Поиск истины и самопознание являются важными преимуществами метода майевтики Сократа. Этот метод не только помогает ученикам развить свои критическое и аналитическое мышление, но и позволяет лучше понять себя и свои убеждения. Он способствует самосовершенствованию и глубокому пониманию истины, что является ценным достижением в области философии и познания. Преимущества использования метода майевтики Сократа 1.

Развитие критического мышления и самокритики. Суть майевтики состоит в том, чтобы помочь человеку осознать свои противоречивые убеждения и ограниченные знания, путем поэтапного и покропительного допроса. Этот процесс стимулирует мыслительные процессы и помогает выйти за пределы поверхностных и нерефлексивных мыслей. В результате применения майевтики, человек развивает критическое мышление и становится способным рассматривать проблемы с разных точек зрения. Поиск истины и самопознание. Майевтика направлена на озарение и прозрение.

Метод помогает людям расставить приоритеты, уточнить свои ценности и постепенно подобраться к истине.

Одной из главных ценностей метода майевтики является его способность помочь нам осознать и разобраться с собственными мыслями и убеждениями. Через задачу вопросов, Сократ стимулирует людей к саморефлексии и самоанализу, помогая им раскрыть свои скрытые знания и истины. Еще одной ценностью метода майевтики является его способность развивать и совершенствовать критическое мышление. Путем поиска ответов на вопросы Сократа, мы учимся анализировать предположения, опровергать неправильные утверждения и строить логические аргументы.

Кроме того, метод майевтики позволяет нам открыть новые пути и возможности для исследования и понимания мира. Процесс поиска истины, который происходит во время майевтики, помогает развивать наше воображение, расширять наши знания и подходить к проблемам с новой перспективы. И наконец, метод майевтики может помочь нам найти свою собственную цель и смысл жизни. Через его использование, мы можем задавать фундаментальные вопросы о том, кто мы такие, зачем мы здесь и что мы хотим достичь в этой жизни. Развитие метода майевтики в современной философии Майевтика, разработанная Сократом в Древней Греции, до сих пор остается актуальной и ценной в современной философии.

Однако она не осталась без изменений и развития. Современные философы принимают метод майевтики как универсальный инструмент для поиска истины и развития мышления. Они активно испытывают и адаптируют этот метод к современным реалиям и вызовам. Одно из главных развитий метода майевтики в современной философии заключается в его применении не только для поиска истины в обществе, но и для самоанализа и саморазвития. Философы используют майевтику для изучения и раскрытия личности, а также для понимания внутренних конфликтов и противоречий.

Современные философы также активно применяют метод майевтики в образовании. Они используют его для активного вовлечения студентов в процесс изучения и развития мышления. Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать и рассуждать, а также поощряет активное исследование интересующих тем.

Майевтика помогает развить критическое мышление, так как требует глубокого анализа и рассмотрения разных точек зрения. Ставя вопросы и провоцируя на размышления, Сократ помогал ученикам осознать свои предположения и проверить их на прочность. Стимуляция критического мышления является ценным навыком в современном обществе. Она помогает принимать осознанные решения, не принимать информацию на веру и быть критичным к различным точкам зрения.

Майевтика помогает развить этот навык, позволяя задавать вопросы, анализировать информацию и искать истину. Важно отметить, что стимуляция критического мышления требует открытости и готовности к самокритике. Этот метод не просто дает ответы, а помогает пройти путь к пониманию истины. В итоге, метод майевтики Сократа стимулирует критическое мышление и помогает развить навык осознанного анализа и поиска истины через диалог и вопросы. Поиск истинных ответов Метод майевтики Сократа преследует несколько целей. Во-первых, он помогает найти истинные ответы, основанные на доказательствах и рациональном анализе. Во-вторых, он может помочь осознать нуждающихся в том, что они не знают, и таким образом, стимулировать их интеллектуальное развитие.

Наконец, метод майевтики способствует формированию критического мышления и способности рассматривать проблемы с разных точек зрения. Поиск истинных ответов через метод майевтики может принести множество пользы как отдельному человеку, так и обществу в целом. Этот метод позволяет нам сомневаться, искать новые решения и идти за пределы своих текущих убеждений. Он во многом способствует развитию поискового мышления и интеллектуальному росту личности. Оцените статью.

Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины

Метод майевтики основывается на предположении, что каждый человек уже обладает знаниями и способен самостоятельно мыслить. Главная ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку самостоятельно приходить к истинным знаниям. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах.

Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог

Собственно говоря, я хотел бы узнать от тебя, Лахес, о мужественных не только в пехоте, но и в коннице и вообще в военном деле, и не только на войне, а также во время опасностей на море, в болезнях, в бедности или в государственных делах, и опять еще не о тех только, что мужественны относительно скорбей и страхов, но и кто силен в борьбе с вожделениями и удовольствиями, на месте ли он остается или обнажает тыл; ведь бывают, Лахес, мужественные и в таких вещах. Если, Сократ, от меня требуется определение мужества, то есть нахождение того существенного признака, который присущ всем его проявлениям, то я бы сказал, что это — своего рода стойкость души, твердость характера, словом, упорство. Ты говоришь так, как нужно. Но мне кажется, что не всякое упорство представляется тебе мужеством.

Такое заключение делаю из того, что почти уверен, что ты, Лахес, относишь мужество к прекрасным вещам. Да, несомненно, к прекрасным. А упорство, соединенное с благоразумием, не будет ли прекрасной и хорошей вещью?

Каково же оно будет без благоразумия? Очевидно, противоположной вещью, то есть дурной и плохой? Стало быть, ты не назовешь нечто дурное и плохое хорошим?

Не назову, Сократ. Следовательно, ты не признаешь такое упорство за мужество, поскольку оно нечто плохое, а мужество — дело хорошее. Ты прав, Сократ, но в таком случае я попытаюсь дать третье определение мужества и скажу, что мужество есть благоразумное упорство.

Надеюсь, это тебя удовлетворит. Оно, возможно, меня удовлетворило бы, но все дело в том, что я не знаю, что ты имеешь в виду, употребляя слово «благоразумное». Благоразумное в чем?

Во всем? И в большом и в малом? Скажем, человек проявляет упорство в том, что тратит деньги благоразумно, зная, что в конечном счете он от этого только выиграет и приобретет больше.

Назвал бы ты его мужественным? Клянусь Зевсом, нет. Или, чтобы привести аналогичные примеры, скажем, врач остается упорным, проявляет твердость и на мольбы своего больного сына или другого больного, страдающих воспалением легких, отказывается дать им пить и есть.

Назовем ли врача мужественным? Нет, и это не мужество.

Она также позволяет стать лучше взаимодействовать с другими людьми, понимать их потребности и мотивы, а также улучшить коммуникацию и отношения. Основываясь на майевтике, каждый человек способен раскрыть свою собственную ценность и жить в соответствии со своими истинными потребностями и целями.

Она предоставляет возможность каждому самому выбрать свой путь и построить свою жизнь на основе своих истинных ценностей. Основы майевтики и ее философские корни Философские корни майевтики уходят в античную древность, когда Сократ проводил свои диалоги с афинской молодежью. Сократ считал, что истина не может быть полностью передана извне, она должна быть обнаружена и осознана самим человеком. Он верил, что каждый человек внутренне обладает знанием и может разгадать загадку жизни через размышления и диалог.

Метод майевтики базируется на принципе вопросов и ответов. Сократ задавал провокационные и глубокие вопросы, стараясь пробудить в собеседнике скрытые знания и истины, которые уже имелись, но были забыты или закрыты собственными убеждениями. Таким образом, майевтика позволяет человеку самостоятельно осознать и почувствовать ценность, которая уже присутствует в его сознании, но требует раскрытия. Философия Сократа, основанная на майевтике, предполагает, что истина не является готовым продуктом, который можно передать в виде внешнего знания, но есть что-то внутри нас, что может быть обнаружено, если мы будем задавать себе и другим людям глубокие и мудрые вопросы.

Майевтика помогает преодолеть поверхностные убеждения и априорные суждения, открывает возможность для саморазвития и самопознания. Таким образом, майевтика является философским методом, который помогает человеку раскрыть ценности, знания и истины в себе через диалог и задание провокационных вопросов. Она позволяет обрести понимание и самосознание, а также превзойти поверхностные убеждения и предрассудки. Майевтика возглавляет путь к истинному самоосвобождению и высшим познаниям о собственной ценности в мире.

Сократ был собеседником себе на уме. Он ироничен и лукав. Не страдая ложным стыдом, прикинувшись простаком и невеждой, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своего занятия этот собеседник должен был, казалось бы, хорошо знать. Не подозревая еще, с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа. Тот задавал несколько заранее продуманных вопросов, и собеседник Сократа терялся. Сократ же продолжал спокойно и методически ставить вопросы, по-прежнему иронизируя над ним.

Наконец один из таких собеседников, Менон, с горечью заявил: «Я, Сократ, еще до встречи с тобой слыхал, будто ты только и делаешь, что сам путаешься и людей путаешь. И сейчас по-моему, ты меня заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная путаница… Ведь я тысячу раз говорил о добродетели на все лады разным людям, и очень хорошо, как мне казалось, а сейчас я даже не могу сказать, что она вообще такое». Итак, почва вспахана. Собеседник Сократа освободился от самоуверенности. Теперь он готов к тому, чтобы сообща с Сократом искать истину. Сократовская ирония — не ирония скептика и не ирония софиста.

Скептик здесь сказал бы, что истины нет. Софист добавил бы, что, раз истины нет, считай истиной то, что тебе выгодно. Сократ же, будучи врагом софистов, считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина же для всех должна быть одной. На достижение такой истины и направлена положительная часть метода Сократа. Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать. Ведь он подчеркивал, что ничего не знает.

Тем не менее он беседует с укрощенным «знатоком», спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству — профессии своей матери. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, сам Сократ помогал рождаться истине. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой — повивальным искусством. Что значить знать?

Знать — значит знать, что это такое. Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета — его определение, достижение понятия о нем. Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания.

Проблема истины в философии и науке Основные формы познания: Чувственное познание, или живое созерцание, — это активное отражение органами чувств человека непосредственно или с помощью приборов воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Исходной предпосылкой чувственного познания является включение человека во всеобщее взаимодействие природных и социальных факторов и условий. Чувственное познание имеет три формы — ощущения, восприятия и представления. Особенность ощущений в том, что в них отражаются отдельные стороны и свойства предметов и явлений материального мира, внутренние состояния организма при непосредст-венном воздействии на органы чувств человека рецепторы материальных раздражителей. Все ощущения подразделяются на внешние экстероцепторы — контактные и дистантные, которые отражают свойства предметов и явлений внешнего мира; внутренние интероцепторы , которые отражают состояние организма; внешне-внутренние. Среди этих трех групп ощущений выделяются следующие виды: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, болевые, тактильные, температурные, равновесия и ускорения, вибрационные, статико-динамические, мышечно-суставные.

Читайте также: Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики Ощущение — одновременно и компонент чувственного образа, и компонент деятельности, реакции организма. Вне реакции, движения, деятельности оно так же невозможно, как и без внешних раздражителей. В этом смысле можно сказать, что неподвижный глаз слеп, неподвижная рука — не орган познания. Субъективность ощущений означает, что они, во-первых, не существуют в отрыве от субъекта личности; во-вторых, зависят от определенным образом организованных органов чувств, нервной системы, мозга, их состояния, от уровня развития практики и знаний человечества. Наконец, ощущения субъективны как идеальная форма материальных предметов, противоположная их объективному бытию. Субъективность в этом смысле ничего общего не имеет с субъективизмом, как искаженным отражением.

Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формирующийся мозгом из ощущений под непосредственным воздействием на органы чувств этого предмета. Возьмем, например, арбуз. Он обладает определенной формой, размером, цветовой гаммой, букетом запахов и т. Но все эти ощущения при восприятии арбуза не фиксируются отдельно. Он воспринимается нами как нечто целостное. Как и ощущения, восприятия вызываются непосредственным воздействием объекта.

Поэтому они служат лишь ступенькой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения в форме представления. Представление — это уже обобщенный образ предметов и их отношений. Оно формируется на основе ощущений и восприятий, полученных в прошлом опыте, и складывается, следовательно, без непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств. Для представления характерна новая черта — обобщение, то есть более глубокое отражение предмета. Оно — источник воображения, фантазии. На его основе можно формировать не только образы того, что есть, но и того, что не существует в действительности.

Абстрактное мышление рациональное познание является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем. Поэтому оно есть высшая ступень познания. Во-первых, абстрактное логическое мышление является опосредованным отражением мира. Оно складывается и развивается лишь на основе чувственного отражения и связано с внешним миром через органы чувств. Во-вторых, абстрактное мышление — это обобщенное отражение действительности. Сравнивая и анализируя данные органов чувств, мышление выделяет сходные, общиепризнаки и свойства у различных предметов действительности.

При этом параллельно идет процесс отвлечения от существенного для анализируемого класса предметов, свойств, признаков и т. В-третьих, логическому познанию свойственна и такая черта, как конкретизация.

Всё заканчивалось тем, что отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил ответу, который он дал в самом начале. В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос.

Сократ спокойно отвечал: "Я знаю только то, что ничего не знаю", затем мирно удалялся.

Sorry, your request has been denied.

В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он помогает людям.

Sorry, your request has been denied.

В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности. Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа. Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum).

Интенсивное общение

Как утверждают современные историки из Кембриджского университет, был. На то время действия чудаковатого философа действительно могли классифицировать как противозаконные. В результате мыслитель был приговорен к смертной казни, причем он сам принял яд. Процесс смерти Сократа подробно описывает тот же Платон.

Чем именно был отравлен мудрец, неизвестно. По одной из гипотез, это был пятнистый болиголов. Сократ действительно стал жертвой своей мудрости.

Однако его мысли живут и поныне, в том числе жив и уникальный метод майевтики. Попробуем более подробно разобраться, что же это такое, каковы его особенности. Метод Сократа Майевтика — это «искусство повивальной бабки», как называл её сам Сократ.

Еще можно встретить такое определение, как «сократовская ирония» или «сократовская беседа». Майевтика в философии — это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя». С помощью этого приема оппонент не только осознает свою неправоту, он еще и становится соискателем истинного знания.

Сущность этого приема состоит в том, чтобы посредством постановки наводящих, специально продуманных вопросов подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей. Таким образом, оппонент сам приходит к истине, а вы лишь незаметно подталкиваете его к этому. Майевтика Сократа — это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге.

Философ был убежден, что к истинному знанию можно прийти лишь через самопознание другого человека. И для этого необходима процедура очищения, осуществляемая путем постановки вопросов о сущности того или иного феномена.

Противоположностью аналитического суждения является синтетическое суждение. Истинность аналитических суждений может быть установлена без обращения к реальному миру. Примером аналитического суждения является утверждение «Всякий холостяк не женат», поскольку слово «холостяк» и выражение «не женат» одинаковы по смыслу. Таким образом, это суждение не добавляет никакого нового смысла. Имморализм лат.

Апоретическое апорийное суждение фиксирует несоответствие эмпирического факта и описывающей его теории. Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи. Название закрепилось в научном обороте благодаря одноименной работе Хаима Перельмана. Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология англ. Скептицизм может варьироваться от сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира. Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности.

Осевое время нем. Achsenzeit — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 700—200 годами до новой эры. По его мнению, все учения осевого времени которые в изменённом виде существуют до сих пор отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших... Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Имеет онтологический и гносеологический аспекты. Обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично, дух или материя?

Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм, при котором материя обладает... Необходимость — характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней. Необходимость противопоставляют случайности. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон , вслед за итальянскими неоэпикурейцами Лоренцо Валла , в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов...

И в этом смысле гуманитарное знание, или знание о знании, автоматически делает человека духовным и нравственным, поскольку вне духа эти знания не могут употребляться. Это то, что англичане называют «личные знания», знания, которые работают на становление и саморазвитие человека». То есть гуманитарный проект предполагает появление после его реализации соавтора культурной нормы в лице проектировщика, создания им нового смысла, а затем создание условий для его реализации в конкретной деятельности. Процесс гуманитарного проектирования заканчивается появлением личностной позиции или автора собственной деятельности и жизни. В таком определении фиксируется три составляющие позиции: ее деятельностный, личностный и нормативно-культурный характер. Позиция важнейший и необходимейший фактор в проектировании. Именно она появляется и развивается в ходе преодоления проблемной ситуации в рамках той или иной деятельности [5]. Гуманитарный проект предполагает ценностное самоопределение конкретного человека к одному из реализующихся и не до конца реализованных культурных проектов, к определенной традиции таким образом, что фиксируется ситуация проблемности его реализации и предлагается новое решение. Гуманитарное проектирование есть всегда новая интерпретация, перепроектирование незавершенного социально-культурного проекта. Гуманитарный проект связан с процессом трансцендирования проектировщика в мир абсолютных ценностей. Отсюда и появление нового смысла. Гуманитарный проектировщик принадлежит двум мирам: физически-социально- культурному и миру абсолютных ценностей. Гуманитарный проект есть локальный по масштабу проект. Это не огромная бездушная социальная машина, а небольшое ценностное, рефлексивное и коммуникативное сообщество. Образовательный процесс в «Школе майевтики» организован в три этапа. Первый этап обучения в школе майевтики предполагает организацию культурно-ценностного самоопределения участников выездных сессий 3 раза в год по 5 дней «Школы майевтики», фиксацию занимаемой позиции, разработку собственного социального или технического проекта и получение экспертной оценки в любом региональном тематическом проектном конкурсе.

Развернутое описание "метода" М. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден - я и боги". Источник: История Философии: Энциклопедия МАЙЕВТИКА повивальное искусство» — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака». Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я». Теэтет, 150d , отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. В дальнейшем майевтика и производное прилагательное «майевтическни» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в комментариях на «майевтический» диалог «Алкивиад I» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Prod.

Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины

повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, спе. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий