17 ноября 1970 года автоматическая станция «Луна-17» доставила на поверхность Луны первый в мире планетоход – «Луноход-1». Учёные СССР успешно.
В СССР запущена космическая станция Луна-17
Этапы лунной программы СССР Аппараты, при помощи которых проводилось исследование Луны и прилегающего пространства, принято делить на три поколения. Автоматические станции, относящиеся к первому поколению, имели задачей добиться доставки зонда на спутник Земли, а также совершить ее облет и фотографирование обратной стороны с передачей снимков на Землю. Аппараты второго поколения были предназначены для мягкой посадки, и, кроме того, для выведения на окололунную орбиту искусственного спутника, фотографирования поверхности Луны с его борта и отработки систем связи с Землей. Третье поколение станций серия Е-8 создавалось уже для более глубокого изучения нашей ближайшей космической соседки. В ее рамках проектировались управляемые с Земли подвижные устройства — луноходы, а также тяжелый спутник Луны Е-8 ЛС и станции Е-8-5 с возвращаемым аппаратом, предназначенным для доставки грунта со спутника Земли. Серия межпланетных станций Е-8 Еще с 1960 года в ОКБ-1 ныне корпорация «Энергия» рассматривались вопросы создания самоходной лунной машины. В 1965 году работы по проектированию межпланетных станций были поручены конструкторскому бюро Машиностроительного завода с 1971-го — НПО им.
Лавочкина, руководимому Г. Бабакиным, которое в 1967-м подготовило документацию по собственному варианту аппарата. В частности, был полностью изменен проект шасси. Вместо предполагавшихся ранее гусениц конструкторы оснастили советские луноходы восемью ведущими колесами шириной 200 мм и диаметром 510 мм каждое. Станция серии Е-8 состояла из двух модулей: посадочной ракетной ступени КТ и, собственно, лунохода 8ЕЛ. Доставка на Луну должна была осуществляться ракетой-носителем «Протон-К», снабженной разгонным блоком Д.
Конструкция и оборудование подвижного зонда Луноход представляет собой герметичный контейнер. Это приборный отсек, установленный на самоходное колесное шасси. Крышка контейнера снабжена фотоэлементами солнечной батареи мощностью 180 Вт для подзарядки буферной аккумуляторной батареи. Шасси имеет комплекс датчиков, при помощи которых оценивались свойства грунта, проходимость и велся учет преодоленного расстояния. Этой цели служило также опускаемое девятое колесо, свободно катящееся и не испытывающее пробуксовки. Приборное наполнение включало аппаратуру радиокомплекса, блоки автоматики для дистанционного управления, системы, обеспечивающие электропитание и терморегуляцию, телевизионные системы и научные приборы: спектрометр, рентгеновский телескоп, радиометрическую аппаратуру.
Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами.
Розенцвейг род. Соболев род.
Маленкова Желательно, чтобы именно с этими трудами знакомились и или не забывали и все отечественные историки и специалисты, которые изучают и раскрывают в своих публикациях картину рождения новых космических объектов. Это позволит избежать ошибок, и более точно рассказать не только о конструкции «Лунохода-1», но и о принципиальных подходах главных конструкторов к проектированию «Лунохода-1» и его самоходного шасси. Так, в первой статье первого тома, соавторами которой являются и Г.
Бабакин, и А. Кемурджиан, указано, что луноход состоит из «герметичного приборного отсека с аппаратурой и самоходного шасси». Затем подчёркивается, что «приборный отсек с оборудованием установлен на восьмиколёсном самоходном шасси».
В свою очередь, ТЗ отражает представления А. Кемурджиана и его соратников о сути системного подхода к проектированию систем передвижения нового типа, вытекающей из их назначения и условий эксплуатации при одновременном соблюдении ограничений, накладываемых свойствами ракеты-носителя. Казалось бы, зачем править основоположников?
Успешная эксплуатация «Лунохода-1» на Луне доказала эффективность системного подхода. Между тем в публикациях некоторых авторов, в том числе и участников лунных проектов советского времени, самоходное автоматическое шасси лунохода подменяется ходовой частью, которая является одной из его подсистем. Более того, в диаметральной противоположности к цитируемой выше позиции главных конструкторов, утверждается, например, что эта ходовая часть размещается на внешней поверхности корпуса «Лунохода-1» наряду с антеннами, камерами и т.
В этой связи уместно напомнить, что, по замыслу разработчиков, одобренного главным конструктором, помимо ходовой части, включающей колёсный движитель и независимую подвеску колёс, в состав самоходного шасси входят: несущая конструкция, на которую замыкаются все внешние силы и моменты, действующие со стороны приборного отсека и опорной поверхности; встроенный в колёса тяговый электромеханический привод с управляемым тормозом электродвигатель, редуктор, управляющий электромагнит ; пиротехнический механизм разблокировки колёс; блок автоматики шасси БАШ ; комплект измерительных датчиков, включающих не только встроенные датчики тока электродвигателей, датчики температуры, датчики оборотов 3-го и 6-го колес, датчики крена и дифферента подрессоренной части, но и датчик пройденного пути в виде 9-го, свободно катящегося колеса, а также датчик прочности лунного грунта — прибор оценки проходимости ПрОП. Два последних датчика выполнены в виде отдельного блока с независимыми приводами подъёма и опускания 9-го колеса и конусно-лопастного штампа ПрОП. Совершенно независимо от текущей команды водителя, от качества работы систем технического зрения и телекоммуникаций, датчики крена и дифферента, датчики тока, плата безопасности БАШ обеспечивают автоматическую выдачу команд на экстренную остановку самоходного шасси при возникновении опасности опрокидывания на крутых косогорах и перегрева обмоток электродвигателей при преодолении крутых подъёмов.
Благодаря обработке в БАШ информации датчиков оборотов средних колёс и датчика пройденного пути, штурман экипажа может вести практически непрерывный контроль коэффициента буксования колёс и подсказать водителю необходимость остановки и корректировки маршрута в случае превышения буксования сверх допустимого значения. Периодические замеры несущей способности грунта по трассе движения с помощью автоматического ПрОП, позволяют своевременно скорректировать трассу движения. БАШ максимально упрощает водителю процесс дистанционного вождения.
Водитель после визуальной оценки местности по кадрам малокадрового телевидения может отдать одну из 6-ти команд движения, ещё две команды он может дать в процессе движения. Все остальные алгоритмы выполнения команды — растормаживание, выбор полярности и подача питания на каждый из 8-ми электродвигателей, а также квитирование команд, выдача телеметрической информации БАШ реализует в автоматическом режиме. Всё изложенное и характеризует робототехническую сторону в человеко-машинном интерфейсе дистанционного управления «Луноходом-1».
Тщательная отработка интерфейса, автоматических алгоритмов управления в системе местность—машина—пункт управления является важным аспектом творчества коллективов Г. Бабакина и А. Поэтому мы не разделяем сомнения авторов [16] в робототехнической природе «Лунохода-1».
Напротив, на наш взгляд, именно лунный первопроходец стоит у истоков мобильной космической робототехники, а А. Кемурджиан и Г. Бабакин — основоположники этого направления космической техники.
В последующие годы издательствами «Наука» и «Машиностроение» были изданы книги: «Автоматические станции для изучения поверхностного покрова Луны» А. Кемурджиан, В. Громов, И.
Черкасов, В. Шварёв ; «Динамика планетохода» Е. Авотин, И.
Болховитинов, А. Кемурджиан, М. Маленков, Ф.
Шпак, под ред. Петрова и проф. Кемурджиана ; «Планетоходы» А.
Кажукало, М. Маленков, П. Матвеев, В.
Мишкинюк, В. Петрига, И. Розенцвейг под ред.
Кемурджиана ; «Передвижение по грунтам Луны и планет» В. Громов, Н. Забавников, А.
Кемурджиан, И. Маленков, В. Наумов, Б.
Назаренко, Ю. Рождественский, под ред. Участники семинара «Планетоходы и наземные роверы для экстремальных условий», посвящённого А.
Кемурджиану, на его могиле 02. В 1-м ряду слева-направо стоят: П. Сологуб, И.
Воинов, Г. Иванян, Б. Кемурджиан, Л.
Кемурджиан, Р. Старовойтова, М. Довгань, И.
Иванов, сотрудница Музея Космонавтики им. Циолковского Калуга. Хаханов, В.
Доронин, Гарри Гамуля, член секции истории, О. Козлов, К. Машков, В.
Козырев, В. Комиссаров, А. Туробинский лицо видно частично , А.
Егоров, Л. Вайсфельд, В. Лебедев, неизвестная, сотрудница Музея Космонавтики им.
Громов, неизвестный, А. Батанов, В. Крусанов, В.
Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity. А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун». И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа. В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные.
И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска. То есть почти в пять раз меньше, чем СССР. А Китай в 1983 году осилил всего 1 один запуск. Конечно, и у СССР были неудачи, вспомним, например, аварийное прилунение станции «Луна-23» в 1974 году, были и более серьезные аварии и катастрофы. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. А когда в следующий раз Роскосмос организует полет к Луне? Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро.
А потому что так работает Система.
Он прошел в общей сложности 9,9 км. Завершилась его миссия 14 сентября 1971 года, когда термоизотопный генератор выработал ресурс. Системы аппарата просто замерзли лунной ночью. Через неделю, 15 января, автоматическая станция «Луна-21» доставила его в кратер Лемонье в Море Ясности. Его пробег составил 39,1 км.
Завершилась работа этого аппарата преждевременно, 10 мая 1973 года. Как рассказывал один из его операторов, Александр Василевский, 20 апреля 1973 года «Луноход-2» вышел на маршрут с незакрытой панелью солнечной батареи. Экипаж предлагал ее закрыть, но группа управления предложение отклонила. В итоге «Луноход-2» зацепил крышкой склон кратера и на поверхность солнечной панели попал грунт. Зарядка сразу ухудшилась, но критическую роль сыграло другое. Когда крышку закрыли и панель сложилась, грунт попал на радиатор.
Эффективность охлаждения снизилась, что и привело к фатальному перегреву аппарата 10 мая. Музей НПО имени Лавочкина. Его планировали отправить в 1977 году, но проект свернули. Американцы со своими «Аполлонами» так сильно опережали нас, что руководство страны решило бессмысленным продолжать лунную гонку.
Лунные вымпелы СССР
- Шасси для лунохода
- Луноход-1 — Википедия
- Последние новости
- Почему «Луна-25» разбилась
- Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
- 50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
«Луноходу» — 50: чем знаменит первый в истории аппарат по исследованию Луны
новости Ростова и области. Подготовленный более 60 лет назад советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных систем, систем телеметрии. Советская детская игрушка «Луноход» с дистанционным управлением 10 ноября 1970 года в СССР был произведён запуск космической станции «Луна-17». 50 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут Советский самоходный аппарат Луноход-1 оставил первый след на Лунной поверхности. На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР, вымпелы с барельефом В. И. Ленина, изображением Государственного герба СССР и надписью «50 лет.
Одиночество потерявшегося на Луне: что произошло с первым советским луноходом
Наиболее же известными являются два советских лунохода, которые так и названы: "Луноход-1" и "Луноход-2". Оба этих лунохода - первые самоходные аппараты, которые не только успешно совершили посадку на другое космическое тело, но и провели там успешные научные исследования. Сегодня же, о другом. Мало просто знать о том, что в стране Советов умели делать сложнейшие космические аппараты и успешно их запускать в космос к другим планетам и космическим телам. Нужно еще и понимать как они были устроены и работали. Речь, как вы поняли, идет о луноходах. Возьмем, к примеру, "Луноход-2". Посадка аппарата была совершена 15 января 1973 года в кратере Лемонье на восточной окраине Моря Ясности.
Это всего в 172 километрах от места прилунения американской миссии "Аполлон-17". При посадке была повреждена система навигации "Лунохода-2". Поэтому экипажу с Земли приходилось ориентироваться по окружающей обстановке и Солнцу. Часть панорамы лунной поверхности, снятой "Луноходом-2".
В трех полетах "Зондов" были происшествия, которые, скорее всего, привели бы к гибели экипажа при пилотируемом полете, — в двух полетах вход в атмосферу проходил с 20-кратными перегрузками, а в другом произошли разгерметизация кабины и отказ парашютной системы. Еще пять кораблей Л1 и два корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей "Протон" и Н-1 на этапе выведения.
В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась. В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли. Высадка на Луну Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем. Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными. В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены.
Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту.
Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену. К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов. Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю: «Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться.
Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются. Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая… Луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился. Проблема заключалась в том, что в ее исследованиях, к сожалению, главенствовали не научные, а политические устремления. А ведь уже завершалась подготовка к старту нового уникального самоходного аппарата «Луноход-3», и экипажи, получившие бесценный опыт в предыдущих экспедициях готовились вести его среди лунных кратеров. Эта машина, вобравшая в себя все самые лучшие качества предшественников, имела на борту самое совершенное в те годы техническое оборудование и новейшие научные приборы. Чего только стоила поворотная стереокамера, подобные которой модно сейчас называть 3D.
На борту её был космический аппарат «Луна-2». Впервые в истории осуществлен космический полет с Земли на другое небесное тело.
Королев хотел официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны, поэтому, было принято решение отправить туда вымпел с гербом Советского Союза. В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь, 1959 год». Это два шара состоящие из пятиугольных стальных сегментов. Шар большего диаметра 150 мм был установлен на третью ступень, шар меньшего диаметра 90 мм — на контейнер с аппаратурой. На каждый шар приходилось по 72 пятиугольника двух видов — правильной 12 шт. Внутри полых шаров размещалась взрывчатка. Имелся ударный взрыватель, который срабатывал при ударе о поверхность Луны. При взрыве вымпелы разлетались во все стороны, как осколки.
Энергия взрыва должна была погасить хотя бы у некоторых из них скорость падения, и они должны остаться лежать на поверхности. Начиная с этих первых пятиугольников, все космические вымпелы чеканились на Ленинградском монетном дворе ЛМД. На следующий день после того, как вымпелы оказались на Луне, Н. Хрущев улетал с визитом в США. И во время своего визита в Белом доме вручил президенту Д.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Этому позавидуют даже американцы: как в СССР создавали «Луноход-1» | Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом — такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля. |
Американцы вcе-таки обнаружили советский "Луноход-1". Он не на Земле - Статья НЛО МИР | Последний луноход СССР. 16 января 1973 года в 01 час 35 минут «Луноход-2» был доставлен на Луну автоматической межпланетной станцией «Луна-21». |
Сообщить об опечатке
- Как СССР создавал первый в мире планетоход-разведчик
- В советских луноходах были микросхемы из Таганрога | Журнал Кто Главный
- Аппарат Луноход-1 отправился в путешествие по поверхности Луны.
- Американцы вcе-таки обнаружили советский «Луноход-1». Он не на Земле
Неизвестные факты о советских луноходах
серия советских роботизированных луноходов, предназначенных для посадки на Луну в период с 1969 по 1977 год. Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом — такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля. 45 лет назад советский самоходный аппарат начал колесить по нашему естественному спутнику с небывалой скоростью «Луноход-2» доставила на Луну советская автоматическая станция. За время работы «Лунохода» камера малокадрового телевидения передала водителям более 25 тысяч снимков. 16 января 1973 года автоматической станцией Луна-21 был доставлен на Луну Луноход-2 второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. В 2024 году США планируют отправить к южному полюсу тяжелый луноход Viper, в этом же году начнется новый этап китайских миссий.
Как «Луноход-1» стал советским ответом Америке
Советский аппарат 8ЕЛ №203, более известный, как "Луноход-1" успешно работал на поверхности Луны с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года, то есть 10,5 земных месяцев. Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли. Миллионы телезрителей стали свидетелями советского триумфа – «Луноход-1» осторожно съехал по специальному трапу с платформы станции и его колёса покатились по лунной. 17 ноября 1970 года автоматическая станция «Луна-17» доставила на поверхность Луны первый в мире планетоход – «Луноход-1». Учёные СССР успешно.
Луноход-1. К 50-летию первой Лунной колеи. 17 ноября 2020 г.
Поистине эпохальными академик РАН Михаил Маров считает уникальные полеты лунных КА, которые обеспечили автоматический забор и возврат на Землю лунного грунта и длительную работу на поверхности Луны самоходных аппаратов — двух советских луноходов. Но академик Маров убежден, что лунные автоматы позволили нам, что называется, сохранить лицо и получить результаты, которыми страна сегодня по праву гордится. Шасси для лунохода В процессе создания первого в мире планетохода-разведчика приходилось решать массу уникальных задач — разработать шасси лунохода, систему дистанционного управления, конструкцию посадочной платформы. Эти задачи еще в начале 1960-х годов ставил главный конструктор С. Королев, который сам же и подбирал исполнителей. Например, шасси для планетохода он изначально предложил разработать танковому КБ Кировского завода г. Ленинград , где подготовили три варианта ходовой части — на основе гусеничного, колесного и волнового змееподобного движителя. Однако главный конструктор КБ Жорес Котин, оценив масштабы работы, от дальнейшей разработки внеземного транспортного средства отказался.
Причина веская: не стоит распылять силы, чтобы не нанести ущерб основному делу — танкостроению. Попробовали поручить разработку шасси Научному автотракторному институту, но руководство НАТИ тоже не рискнуло заниматься разработкой «лунного трактора». Работы над шасси начались летом 1963 года под научным руководством Александра Кемурджиана. Этот ленинградский ученый и конструктор стал одним из отцов-создателей самоходного лунного аппарата. Сергей Королев, оценивая варианты шасси, разработанные коллективом Кемурджиана, говорил: «При создании космических объектов самое главное — это надежность! Не следует брать рекорды. Неизвестно, как управлять машиной с Земли, как поведут себя материалы и смазки в космическом вакууме.
Поэтому надо снизить ходовые параметры — скорость и максимальный пробег. Необходимо, чтобы луноход прошел по Луне хотя бы десять километров и с небольшой скоростью. Надо сделать так, чтобы отказ какой-либо из систем не повлиял на общую работу машины в целом». В марте 1965 года Королев отказался от создания в своем ОКБ-1 непилотируемых космических аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса и передал эти работы машиностроительному заводу имени С. Лавочкина ныне НПО им. Заводское КБ возглавил Георгий Бабакин, который и занялся лунной машиной в целом.
Путешествию на орбиту посвящен недавний российский фильм «Вызов», который снимали прямо на МКС. Большим событием стал выход игры Atomic Heart, стилистически отсылающей к атмосфере научной фантастики родом из наивных «космических» 1960-х. Космос сегодня — это большая и интересная, но уж точно не главная тема, по крайней мере, в глазах обывателя. Однако так было не всегда.
Всего 60 лет назад мир был буквально одержим космосом. Готовились к его исследованию в то время исключительно теоретически — не зная, что ждет космонавтов за пределами земной атмосферы, к покорению популярного теперь у американских миллиардеров Марса США тогда не имели никакого отношения, а первый отправленный на Красную планету аппарат был сделан в СССР. Конструктора первого планетохода звали Александр Кемурджиан. Он родился в 1921 году во Владикавказе, вырос в Баку, где с отличием окончил школу. В 1946 году за успехи в учебе он стал получать Сталинскую стипендию — около 90 рублей в месяц, что на тот момент было больше средней зарплаты 86 рублей. После окончания университета вчерашнего студента направили на работу конструктором во Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения «ВНИИ-100» в Ленинграде. Для карьеры молодого ученого это был грандиозный старт. Никакого отношения к космонавтике «ВНИИ-100» не имел. Это был танковый институт. Там разрабатывали гусеницы и трансмиссии, ракету из которых не соберешь.
Кемурджиан, возможно, так и провел бы всю жизнь за проектированием военной техники, если бы не случай. В начале 1960-х институт получил военный заказ на создание «десантного ползолета». По задумке это был мобильный танк, который легко переносит самые суровые условия. Задача была амбициозной, но уже через три года Кемурджиан доложил Генштабу, что решить ее невозможно и работу нужно прекратить.
Дальнейшие уточнения месторасположения ожидаются в ближайшие месяцы. Ученые хотят добавить данные местоположения Лунохода-1 к другой информации в уже существующую сеть.
В дополнении к советским отражателям, астронавты NASA поместили лазерный светоотражатель на поверхность Луны во время миссии Аполлон 1969-1972 на Луне. Эта информация используется для сбора представление о ядре Луны и его гравитационного поля. Ученые также рассчитывают использовать данные, чтобы узнать больше о лунной пыли, которая, как представляется, будет в дальнейшем затемнять возвращение лазерного луча.
Из почти пятидесяти кандидатов остались только одиннадцать.
Без имен и фамилий их представили на страницах газеты «Правда», публикуя репортаж из пункта управления луноходом в Симферопольском центре дальней космической связи: «Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек — рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР» кстати, эти значки приобрел для своих товарищей Вячеслав Довгань — водитель второго экипажа. Управляли сначала первым, а затем и вторым луноходом экипажи двух команд, работавших поочередно. В каждой команде — пятеро: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода.
А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись — и так девять-десять часов». Сложно было представить, что управляет луноходом человек, находившийся от транспортного средства...
Основная трудность была в скорости обновления картинки на мониторе перед водителем. Поэтому луноход с задержкой реагировал на команды водителя. Но это была не главная проблема». Для управления движением лунохода главный конструктор радиосистем Михаил Рязанский предложил применить малокадровую телевизионную систему.
Система Рязанского предусматривала передачу не 25 кадров в секунду, как это принято обычным телевизионным стандартом, а одного кадра с временной фиксацией от трех до двадцати секунд — более быструю передачу данных каналы связи и счетно-решающие машины того времени обеспечить не могли. После обнаружения препятствия машина продолжала двигаться еще не менее восьми секунд, поэтому обычная скорость лунохода составляла не более двух-трех километров в час». Вместе с нами находился главный конструктор лунохода. Мы вглядывались в полученную с помощью телекамер панораму Луны.
Она простиралась впереди и сзади лунохода — спокойная, относительно ровная, очень похожая на один из участков лунодрома, где мы тренировались. Штурманская группа предложила вариант схода — вперед. Я посмотрел на Геннадия Николаевича Бабакина, а потом скомандовал: «Первая — вперед! Загорелся транспарант «Есть движение», и через 20 секунд «Луноход-1» коснулся поверхности Луны.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
Всемирно известный луноход Бабакина СССР, луноход. В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую. В августе 2023-го Россия запустила свою первую с советских времен лунную миссию «Луна-25», она потерпела неудачу. За время работы «Лунохода» камера малокадрового телевидения передала водителям более 25 тысяч снимков. На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР, вымпелы с барельефом В. И. Ленина, изображением Государственного герба СССР и надписью «50 лет.
Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне
С наступлением лунной ночи крышка корпуса закрывалась, и аппарат ожидал наступления дня в стационарном состоянии. Несколько слов о том, что обнаружил на Луне первый советский луноход и каких достиг результатов. Он проработал втрое дольше запланированного срока — до 14 сентября 1971 года, обследовал территорию площадью 80 тыс. На Землю было передано более 20 тысяч телевизионных снимков и свыше 200 панорам Луны. Физико-механические тесты грунта производились более 500 раз, а химический состав его исследовался в 25 пунктах. Лазерная локация с использованием уголкового отражателя, выполненная советскими и французскими учеными, позволила определить расстояние до спутника Земли с точностью до 3 метров. Аппарат благополучно совершил посадку в Море Ясности 16 января. Принципиальных отличий от предыдущего зонда «Луноход-2» не имел, но некоторые усовершенствования в его конструкцию были внесены с учетом пожеланий операторов-водителей. В частности, на нем была установлена третья навигационная камера на высоте человеческого роста, что существенно облегчило управление машиной.
Некоторые изменения коснулись и приборного состава, а масса аппарата составила уже 836 кг. Снимки с советского лунохода номер два были получены уже в количестве более 80 тысяч. Кроме того, он передал 86 телевизионных панорам. В условиях довольно сложного рельефа самоходный зонд функционировал 5 лунных дней 4 месяца , преодолел 39,1 км, подробно исследовал грунт и выходы скальных пород Луны. Расстояние до нашего естественного спутника на этот раз было определено уже с точностью до 40 см. К вопросу о нахождении луноходов Реклама В 2010 году на снимках, полученных американским Лунным орбитальным зондом LRO, были обнаружены и первый советский луноход, и второй. В связи с этими событиями распространилась информация о якобы «утерянных» советскими учеными, а ныне «найденных» аппаратах. Специалисты, работавшие в лунной программе СССР, подчеркивают, что аппараты никогда не терялись.
Их координаты были известны с достижимой для того времени точностью. Что касается фотографий, полученных станцией LRO, они, благодаря высокому разрешению 0,5 метра на пиксель , сыграли значительную роль в уточнении координат тех мест, где советские луноходы остались навсегда, прекратив свою работу. Это уточнение важно еще и потому, что в 2005 году в связи с созданием новой единой селенодезической сети была обновлена координатная привязка деталей поверхности спутника Земли.
Лица Отчет о миссии «Лунохода-2» рассекречен 45 лет спустя Холдинг «Российские космические системы» опубликовал рассекреченный отчет о лунной миссии СССР и полете автоматической станции «Луна-21» и аппарата «Луноход-2» в 1973 году. Иван Славинский 2018-01-16 15:45:00 Поделиться: В день 45-летия советской лунной миссии холдинг «Российские космические системы» опубликовал рассекреченный отчет о полете автоматической станции «Луна-21» и высадке на поверхность спутника Земли аппарата «Луноход-2».
Тащить чемодан надо, хотя бы ради престижа страны, но какой со всего это «выхлоп» — мало кто понимал. Более того, огромное количество чиновников, засевших на всех вертикалях и горизонталях власти, наверняка разделяли мнение незабвенного Егора Тимуровича, вопрошавшего — зачем нам ваши дерьмовые станки читай - ракеты и межпланетные станции? Не из-за такого ли подхода выполнение программы «Луна-25» заняло почти двадцать лет? Можно, конечно, списать все это на недостатки финансирования, но всем хорошо известно, что, например, на всякие помпезные мероприятия типа Чемпионата мира по футболу деньги находились, причем деньги колоссальные.
И как результат, задолго до «Луны-25», ещё в 2011 году, прозвенел первый тревожный звонок, когда неудачей закончилась миссия станции «Фобос-Грунт». А ведь помимо этого были и другие, не менее тревожные звоночки. Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity. А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун». И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа. В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство.
Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные. И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска. То есть почти в пять раз меньше, чем СССР. А Китай в 1983 году осилил всего 1 один запуск.
Совершенно независимо от текущей команды водителя, от качества работы систем технического зрения и телекоммуникаций, датчики крена и дифферента, датчики тока, плата безопасности БАШ обеспечивают автоматическую выдачу команд на экстренную остановку самоходного шасси при возникновении опасности опрокидывания на крутых косогорах и перегрева обмоток электродвигателей при преодолении крутых подъёмов. Благодаря обработке в БАШ информации датчиков оборотов средних колёс и датчика пройденного пути, штурман экипажа может вести практически непрерывный контроль коэффициента буксования колёс и подсказать водителю необходимость остановки и корректировки маршрута в случае превышения буксования сверх допустимого значения. Периодические замеры несущей способности грунта по трассе движения с помощью автоматического ПрОП, позволяют своевременно скорректировать трассу движения. БАШ максимально упрощает водителю процесс дистанционного вождения. Водитель после визуальной оценки местности по кадрам малокадрового телевидения может отдать одну из 6-ти команд движения, ещё две команды он может дать в процессе движения. Все остальные алгоритмы выполнения команды — растормаживание, выбор полярности и подача питания на каждый из 8-ми электродвигателей, а также квитирование команд, выдача телеметрической информации БАШ реализует в автоматическом режиме. Всё изложенное и характеризует робототехническую сторону в человеко-машинном интерфейсе дистанционного управления «Луноходом-1». Тщательная отработка интерфейса, автоматических алгоритмов управления в системе местность—машина—пункт управления является важным аспектом творчества коллективов Г. Бабакина и А. Поэтому мы не разделяем сомнения авторов [16] в робототехнической природе «Лунохода-1». Напротив, на наш взгляд, именно лунный первопроходец стоит у истоков мобильной космической робототехники, а А. Кемурджиан и Г. Бабакин — основоположники этого направления космической техники. В последующие годы издательствами «Наука» и «Машиностроение» были изданы книги: «Автоматические станции для изучения поверхностного покрова Луны» А. Кемурджиан, В. Громов, И. Черкасов, В. Шварёв ; «Динамика планетохода» Е. Авотин, И. Болховитинов, А. Кемурджиан, М. Маленков, Ф. Шпак, под ред. Петрова и проф. Кемурджиана ; «Планетоходы» А. Кажукало, М. Маленков, П. Матвеев, В. Мишкинюк, В. Петрига, И. Розенцвейг под ред. Кемурджиана ; «Передвижение по грунтам Луны и планет» В. Громов, Н. Забавников, А. Кемурджиан, И. Маленков, В. Наумов, Б. Назаренко, Ю. Рождественский, под ред. Участники семинара «Планетоходы и наземные роверы для экстремальных условий», посвящённого А. Кемурджиану, на его могиле 02. В 1-м ряду слева-направо стоят: П. Сологуб, И. Воинов, Г. Иванян, Б. Кемурджиан, Л. Кемурджиан, Р. Старовойтова, М. Довгань, И. Иванов, сотрудница Музея Космонавтики им. Циолковского Калуга. Хаханов, В. Доронин, Гарри Гамуля, член секции истории, О. Козлов, К. Машков, В. Козырев, В. Комиссаров, А. Туробинский лицо видно частично , А. Егоров, Л. Вайсфельд, В. Лебедев, неизвестная, сотрудница Музея Космонавтики им. Громов, неизвестный, А. Батанов, В. Крусанов, В. Куприянов, А. Воробьёв, А. Ульянов, И. Болховитинов лицо видно частично. Монография «Планетоходы» в 1993 году была переиздана в новой переработанной и дополненной редакции. В неё были включены результаты новых исследований и разработок, включая создание во ВНИИТрансмаш, на базе космического задела, робототехнического комплекса СТР-1. Два специализированных транспортных робота этого комплекса, которые в июле-октябре 1986 г. Опасные продукты взрыва 4-го энергоблока сбрасывались вниз для последующего захоронения. Это позволило существенно снизить уровень радиации на кровлях третьего блока и исключить неуправляемое расползание этих продуктов по станции и территории под действием атмосферных процессов. Кемурджиан осуществлял общее руководство работами по созданию комплекса, а непосредственным руководителем разработки комплекса и руководителем 1-ой бригады его эксплуатации в августе 1986 года был его ближайший единомышленник П. Сологуб [17]. В своей совокупности опубликованные материалы по самоходным автоматическим шасси, которые в значительной мере были инициированы А. Кемурджианом, представляют собой основы проектирования и наземной отработки системы передвижения планетоходов. Понятно, что дальнейшее развитие этого направления в России, например, в части обобщения и реализации в новых объектах наработанного научно-технического задела, в значительной мере зависит от реализации отечественных космических программ. К сожалению, сегодня существует опасность разрыва живой связи поколений специалистов этого профиля. Однако школа Кемурджиана не закрылась со смертью Александра Леоновича 24 февраля 2003 г.
50-летие «Лунохода-2»
За время работы «Лунохода» камера малокадрового телевидения передала водителям более 25 тысяч снимков. 17 ноября 1970 года автоматическая станция «Луна-17» доставила на поверхность Луны первый в мире планетоход – «Луноход-1». Учёные СССР успешно. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. Как происходила подготовка к полету и сама экспедиция, «» рассказал руководитель разработки телевизионных систем советских луноходов Арнольд Селиванов. ИВАК» Космонавтика» А.Л. Кемурджиан – основатель научной школы космического транспортного машиностроения (к 50-летию «Лунохода-1»). Последний луноход СССР. 16 января 1973 года в 01 час 35 минут «Луноход-2» был доставлен на Луну автоматической межпланетной станцией «Луна-21».
Зачем трудились «Луноходы»?
- «Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен? -
- «Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен?
- Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
- «Луноход-1» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
Текст содержит детальный анализ неполадок первого лунохода. Опыт его создания и эксплуатации позволил существенно продвинуться в развитии систем дистанционного управления самоходными станциями для исследования других планет. Гендиректор ЦНИИ РТК Александр Лопота — о перспективных проектах в сфере космической робототехники Победы и ошибки Подготовленный в 1972 году советскими инженерами документ содержит подробную информацию о работе бортовых передатчиков, антенных и телеметрических комплексов, фотоаппаратуры, а также системы малокадрового телевидения лунохода. Именно она была «глазами» инженеров, управлявших аппаратом с Земли. Фото: ТАСС Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» Отчет о работе радиотехнического комплекса «Лунохода-1» и станции «Луна-17» и содержит подробный разбор подготовки, натурных испытаний на Земле и работы радиотехнических систем в лунных условиях.
Обсуждая, где и как разместить космонавта, конструкторы предлагали самые разнообразные варианты. Вплоть до создания некоего прицепа или тележки, которую луноход должен был тащить. Для проверки во время испытаний на Земле к луноходу приделали даже как-то целый автомобиль «Запорожец». Но, как известно, советская лунная программа ограничилась запуском автоматических станций, космонавтов на Луну мы так и не отправили.
Тем не менее, экипажи у обоих наших луноходов были, самые настоящие, в которые входили водители, штурманы, бортинженеры, операторы наведения остонаправленной антенны ОНА. И тот факт, что находились эти экипажи на Земле, в Пункте управления луноходом ПУЛ недалеко от Симферополя, ни в малейшей степени не снижает научного подвига этих людей. Луноход можно сравнить с современной радиоуправляемой игрушкой. Пульт, джойстик, кнопочки — и командуй. Однако, нужно помнить, что оба лунохода двигались по совершенно новой, неизвестной никому из землян поверхности. Основная сложность была в том, что сигнал из-за гигантского расстояния в 400000 километров, отставал на 4 секунды. Кроме того, как вспоминает пилот лунхода-1 Вячеслав Довгань, из-за особенностей тогдашнего телевидения каждый кадр замирал на экране почти на 20 секунд. Но луноход все это время продолжал двигаться!
Несмотря на все эти сложности, экипажи добились виртуозного владения лунным транспортом. И даже сделали своим дамам необычный подарок — 8 марта 1970 года нашли ровную площадку на лунной поверхности и написали колесами лунохода на ней огромную восьмерку.
Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году.
По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности.
Современная лунная программа В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими. В частности, как и во времена СССР, общая концепция подразумевает исследование естественного спутника Земли сначала автоматическими и орбитальными аппаратами. Только после этого на Луну в экспедицию должен полететь человек, а в дальнейшем планируется возведение обитаемых баз.
Так, в 2021 году на поверхность естественного спутника Земли с космодрома Восточный отправится автоматическая станция "Луна-25". Планируется, что аппарат осуществит посадку недалеко от кратера Богуславского и проведет исследования в районе Южного полюса Луны. В 2024 году Роскосмос планирует отправить на орбиту к естественному спутнику Земли аппарат "Луна-26".
Затем будет запущен тяжелый аппарат "Луна-27", который начнет бурение реголита и проведет научную работу на поверхности. Первая высадка космонавтов на поверхность Луны запланирована на 2030 год. Члены экипажа, как это предполагалось в советское время, в первую очередь проведут эксперименты на поверхности — прикладные научные исследования.
После этого планируются регулярные миссии на Луну и развертывание там постоянной базы. Правда, если в программе СССР их должно было быть несколько, то сейчас РФ рассматривает только одну и развернуть ее планирует к 2035 году. Во время регулярных миссий на поверхности естественного спутника Земли будут размещены "ретрансляторы, энергетические модули, роботизированные системы", говорится в материалах, представленных ЦНИИмаш.
Так, в это время родились расхожие хохмы про то, что к столетию Ленина советская промышленность, помимо юбилейных монет, выпустила ряд специальных товаров: одеколон «Дух Ильича», банное мыло «По ленинским местам», широкую кровать «Ленин с нами», коньяк «Ленин в разливе» и презервативы «Надень-ка». Впрочем, так случается всегда, если любая идея или идеология доводится до абсурда. В данном случае ведение ленинской тетради, как и сам ленинский зачет, было делом формальным, ничего не решающим, а потому бесполезным. Личное отступление Будучи школьницей, я еще застала эту формальность: после вступления в комсомол нас обязали завести ленинские тетради. Помню, я еще приклеила на обложку вырезанный из открытки рисунок с букетом гвоздик, и комсорг школы похвалил меня за серьезное отношение к комсомольским обязанностям.
На самом деле букетик я приклеила для красоты. Что я туда писала и писала ли вообще — убей, не помню. Однако на первом же комсомольском собрании школы мне сообщили, что я успешно прошла ленинскую аттестацию, после чего мне был вручен вот такой значок. С ним я и проходила до самого выпуска. Потом я его за ненадобностью куда-то задевала… Луноход — особая гордость СССР Если ленинский зачет не оставил у молодежи рубежа 60-70-х годов никаких воспоминаний и впечатлений, то запуск на Луну автоматизированного шагающего космического аппарата вызвал море восторгов и очередную волну гордости за нашу страну.
Аппарат «Луноход-1» стал последней разработкой космической серии Е, реализованной в ОКБ-1 Сергея Королева, и первой — удачной семь предыдущих попыток создания аналогичного аппарата были неудачными. Автоматическое устройство создавалось для одновременного исследования Луны сразу по нескольким параметрам: свойства и химический состав лунного грунта, интенсивность рентгеновского и космического излучения на поверхности планеты-спутника. Луноход создавался практически на пустом месте: к моменту начала работы над проектом конструкторы ладе не знали, какая она, поверхность Луны: твердая, вязкая или мягкая и сыпучая. Отсюда возникали разногласия относительно внешнего вида и конструкции аппарата.