В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня в г. 1889 г., в Одессе в еврейскую семью зажиточного местного юриста.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Биография С.Л. Рубинштейна | Библиотека Института психологии РАН
- Форма поиска
- Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна
- Сергей Леонидович Рубинштейн - биография и семья
С л рубинштейн биография кратко
Был в 1943 г. В 1913 г. С 1915 г. С 1919 г.
Мечникова Одесса. С 1922 по 1930 г. В 1930 г.
Герцена сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена 1930-1942.
Рубинштейн входил в состав комиссии по подготовке материалов по организации АПН. Необходимо было разрабатывать новые научные основы педагогики и психологии, готовить научно-педагогические кадры для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии. В годы войны С. Рубинштейна как ученого по-прежнему интересовала главным образом проблема сознания в его единстве с деятельностью. Сознание, психика с точки зрения Рубинштейна должны рассматриваться не как нечто пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида. Дальнейшее развитие в трудах Рубинштейна получает также генетический подход к исследованию сознания, психики на основе принципа единства субъекта и объекта. Он рассматривает сознание в динамике, усложнении, связанной с изменением форм активности субъекта, условий и характера его взаимодействия с действительностью. И доказывает, что через организацию практических действий путем их включения в систему осмысленной предметной деятельности, побуждаемой конкретной потребностью, можно воздействовать на психофизиологические и двигательные функции.
Например, восстановление и компенсация нарушенных в результате ранения двигательных функций руки объем подвижности пораженных звеньев руки достигались не путем механической тренировки например, по инструкции поднять руку как можно выше , а через изменение психологического характера задачи за счет изменения инструкции — достать высоко расположенный предмет. Оказалось, что максимальная величина объема движения, которой достигает испытуемый в первом случае, не является для него предельной. При изменении задачи он демонстрирует значительное увеличение объема движения. В статье С. Рубинштейна "Советская психология в условиях Великой Отечественной войны" 1943 г. Среди них: исследование путей повышения перцептивных возможностей военнослужащих; психологические исследования методов обучения и подготовки кадров военных специалистов, особенно в технических, специальных родах войск и, прежде всего, в авиации; психологические проблемы управления войсками, решения тактических и стратегических задач; психологические вопросы дисциплины, эмоционального поведения бойцов, воспитания воинского духа и воли; отбор людей для технических воинских специальностей и изучение их способностей; восстановление боеспособности и трудоспособности раненых бойцов; мотивация боевых действий военнослужащих. Известно, что, благодаря психологическим исследованиям под руководством С. Геллерштейна, А. Запорожца, А. Леонтьева и С.
Рубинштейна в годы войны были разработаны методы и средства восстановления движений раненых бойцов и скорейшего возвращения их в боевой строй или в народное хозяйство. Особое внимание исследователи уделяли мотивационным аспектам деятельности бойцов, и главным образом — моральным мотивам, имеющим общественную значимость.
В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года. Второй «психологический» период: Москва, 1940-1950-е годы Директор Института психологии с 1 октября 1942 г.
Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. В 1949 г. В 1957 С.
Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 С. Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлёк самых авторитетных специалистов — П. Анохина, Асратяна, Гращенкова, П.
Симонова и многих других. Рубинштейна на соискание Ленинской премии.
На него, как консультанта КБС, было возложено руководство всеми науч. Как сотр. В процессе разработки перспективной программы деятельности Б-ки отстаивал позицию, заключавшуюся в том, что при сохранении техн. С 1 марта 1934 в связи с ликвидацией Планово-произв. Однако, связи с нею не прерывал, давал консультации, был науч. До окт. Был депутатом Ленсовета. В окт.
Здесь по его инициативе в 1943 создается на филос. С 1942 — дир. После 1947 стал объектом критики и обвинений в активной проповеди «безродного космополитизма», в «раболепии и присмыкательстве перед иностранщиной», в клевете на рус. В результате был освобожден от всех руководящих постов, оставаясь с июня 1949 ст. Ин-та философии. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд. Здесь он положил начало крупной науч.
База рефератов
В 1956 г. В 1957 году С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 году был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлёк самых авторитетных специалистов — П. Анохина , Э. Асратяна , Н. Гращенкова , П. Симонова и многих других. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию академического Института философии.
В мае 1959 года Учёный совет Института философии представил труды С. Рубинштейна на соискание Ленинской премии [12]. Научная деятельность[ править править код ] Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930 году. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы.
В 1919 г. Директор Одесской научной библиотеки с 1922 г. В 1930 г. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1937 г.
В 1939 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. С умирающим от голода аспирантом Лосевым ученый делился частью блокадного пайка. Начальника охраны института Сергей Леонидович попросил научить его стрельбе, чтобы в случае прорыва обороны Ленинграда убивать гитлеровцев с юности Рубинштейн имел плохое зрение и на всех фото запечатлен в очках. Когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны, с марта по октябрь 1942 г. В 1942—1945 гг. Организатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ.
Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым. До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов , во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г. В 1946 г Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948—1949 гг. Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г.
В 1922 г. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков». В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер.
Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна
- Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
- Рубинштейн — выдающийся психолог и философ
- Непобедимая наука. С.Л. Рубинштейн – исследователь и организатор психологических достижений
- С.Л. Рубинштейн — Студопедия
- Calaméo - Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в психологию
Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография
Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна § 1922 г. -сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна § 1922 г. -сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – советский философ и психолог, один из родоначальников так называемой «теории деятельности».
Семен Леопольдович Рубинштейн: краткая биография
Памяти С. Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа Последние новости «Смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей. Рубинштейн В 2019 году весь научный мир отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна 1889-1960. На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С. Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого.
В своей работе " Принцип творческой самодеятельности" С.
Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект проявляется, созидается и определяется. Именно с этих позиций С. Рубинштейн приступил к обобщению достижений психологии. Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и для отечественной психологии в целом стала статья " Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" 1934г Это выступление вместе с его книгой "Основы психологии" 1935г и " Основами общей психологии" 1946г явились практической реализацией замысла построения марксистской психологии в СССР. Именно эта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки в рецензиях ведущих отечественных психологов.
В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип единства сознания и деятельности. Таким образом, в сферу психологического изучения была включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата непосредственности, намечены основы объективного познания психики. Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это " не значит, что поведение, деятельность человека является предметом психологии.
Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками, а психология изучает психическую сторону деятельности". Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, которую детально разработал А. По Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности - действие.
Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал их психологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь с развитием личности. В 50е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. В связи с исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как процессе: " мышление выступает как процесс, а этот процесс членится на отдельные звенья или акты. Рубинштейна, мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такую характеристику он дал в своей работе "Основы общей психологии": "Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним.
Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними". В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С. Рубинштейна как " динамическая тенденция", в которой он исследовал психические процессы и состояния личности. Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием "Человек и мир" в 1973 году.
Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве. Характерологический опросник опросник К. Леонгарда Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, то есть определенного направления характера, включает 88 вопросов, 10 шкал. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая - показывает возбудимую акцентуацию, третья - говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого, четвертая - показывает склонность испытуемого к педантизму, пятая - выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая - говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения, девятая - показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет". Время ответов не ограничивается. Тест опросника. У вас чаще веселое и беззаботное настроение.
Вы чувствительны к оскорблениям. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т. Сделав что - то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что сделано правильно. В детстве вы были таким же смелым, как все ваши сверстники. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения.
Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать. Вы серьезный человек. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем - нибудь. Предприимчивы ли вы.
Вы быстро забываете, если вас кто - либо обидит. Мягкосердечны ли вы. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы правой рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников студентов. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой а может, такое чувство бывает и сейчас.
Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств. Любят ли вас ваши знакомые. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности. У вас часто несколько подавленное настроение.
Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы. Можете ли вы зарезать курицу или овцу. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и вы сразу же стараетесь поправить их.
Вы в детстве боялись оставаться одни дома. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым.
Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений.
Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступили. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
В 1844 году Сергей поступил в Московскую консерваторию учиться на фортепиано, а затем на композицию. Во время учебы он активно участвовал в студенческой жизни и был признан одним из самых талантливых студентов. После окончания консерватории в 1851 году, Рубинштейн стал одним из самых известных пианистов Москвы. Он не только восхищал публику своей техникой и музыкальностью, но и активно занимался преподавательской деятельностью. Вклад в психологию Сергей Львович Рубинштейн внес значительный вклад в развитие психологии. Его основной научный интерес лежал в области общей психологии, а также психологии общения и личности.
Лурии, ни у А. Леонтьева» Зинченко , 2019, с. Его работы характеризуются непревзойденной по охвату и глубине философской и методологической культурой, строгой логикой и интеллектуальной красотой. В конкретной ситуации, под прикрытием лозунгов борьбы с космополитизмом, в годы, когда в нашей стране господствовало утверждение, что наука есть только у нас и мы одни все открыли, он ратовал за широкое международное сотрудничество, за выход из национальной замкнутости — за освоение всей мировой культуры. Эта сторона деятельности Рубинштейна нашла свое воплощение в фундаментальных «Основах общей психологии». Книга вышла в 1946 г.
Она стала Учебником по психологии на все времена, является самой читаемой книгой по психологии, как об этом точно сказал ученик Рубинштейна А. И это несмотря на то, что исследовательская работа не прекращается и растет число публикаций, в том числе и учебников, по психологии, но новый материал как-то органично вписывается в эту книгу, точнее, без книги Рубинштейна он остается недостаточно понятым и осмысленным. Ученица Рубинштейна, впоследствии ставшая известным ученым Елена Александровна Будилова вспоминала, что за два дня до кончины Сергей Леонидович вызвал ее для того, чтобы наметить план работы на ближайшее время. Их надо дополнить для переиздания новым материалом: собрать и обобщить то, что сделано в нашей психологии за последние годы. Однако судьба распорядилась иначе. Сергей Леонидович Рубинштейн скоропостижно скончался 11 января 1960 г.
Ярошевский так вспоминал о своей встрече с Рубинштейном, оказавшейся последней. Сергей Леонидович предпринимал меры по возвращению Ярошевского из Таджикистана, куда тот вынужден был уехать по политическим причинам, на работу в Москву в возглавляемый им Сектор философских проблем психологии Института философии АН СССР. Попрощавшись с Сергеем Леонидовичем уже ночью, Ярошевский уехал. Сергей Леонидович чувствовал себя бодро, ничто не предвещало, что через несколько часов он скончается. Творчество С. Рубинштейна отличает диалектический стиль мышления и изложения.
Именно такой стиль придает объемность текстам его трудов, в отличие от односторонности других философских и психологических концепций, таких, например, как экзистенциализм. В качестве иллюстрации можно взять трактовку Рубинштейном таких ключевых для научного исследования проблем и принципов, как детерминизм и развитие, хотя и известных еще со времен античности, но понимаемых у разных авторов различно. В механистических концепциях детерминизм рассматривается по типу внешнего толчка например, в новоевропейском рационализме Декарта. Рубинштейн включил детерминацию психического в сферу бытия разных его уровней: физико-химических процессов, организмов, человеческой жизни. Со становлением человека возникает новый высший уровень бытия как осознанного и измененного действиями человека. Изменяются также форма и специфика детерминации применительно к разным уровням бытия.
Чеканная формула рубинштейновского принципа детерминизма: внешнее действует через внутреннее. Чем сложнее внутреннее, тем большей становится его роль в детерминации поведения. Внутренние отношения являются основой внешних отношений. На самых высших уровнях поведение определяется практически целиком внутренней позицией — мировоззрением человека. Так качественно усложняется соотношение внешнего и внутреннего: внутренние условия выступают как причины, а внешние причины как условия, как внешние обстоятельства. В новом понимании принцип детерминизма, распространенный на уровень человека, наполняется у Рубинштейна огромным этическим смыслом.
В поступках человека главными являются моменты внутреннего самоопределения, верности себе при любых условиях, недопустимости одностороннего подчинения внешнему. Чем выше организм, тем больше роль внутреннего. Самый высокий план бытия — бытие человека. Важную роль в отношении к внешним воздействиям приобретают у человека ирония и Юмор. С помощью категорий юмора и иронии, как показывает Рубинштейн , устанавливается расхождение между объективной ситуацией и возможным отношением к ней. Юмор в отношении превратностей своей собственной судьбы позволяет увидеть что-то как не заслуживающее того, чтобы взять его всерьез, дает возможность отнестись к каким-то недостаткам с доброй улыбкой как, по выражению Рубинштейна, к проказам жизни.
В своих воспоминаниях он писал, что с какого-то времени Юмор распространяется на всю его судьбу. Отсюда юмористический аспект моего отношения к моей специальности «в психологии я случайный человек» Сергей Леонидович Рубинштейн , 1989, с. Рубинштейн выработал юмористическое отношение к драматическим эпизодам, которыми, к сожалению, была богата его жизнь. Рост собственной творческой силы — вот основа, на которой изживалась горечь и крепло добродушие, снисходительность юмора…» Там же.
Рубинштейн, Сергей Леонидович
С.Л. Рубинштейн: краткая биография и влияние. Сергей Львович Рубинштейн (1829-1894) был выдающимся русским психологом, философом и педагогом, основателем психологической школы в России. В период доминирования вульгарного социологизаторства Рубинштейн выступил с концепцией внутриличиостной детерминации поведения. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества.
Биография С.Л. Рубинштейна - реферат
тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории. С.Л. Рубинштейн считал проблему мотивов человеческого поведения одной из важнейших для отечественной психологии. Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии).
С Л Рубинштейн и его вклад в психологию
Тем самым свобода - вектор жизнедеятельности личности, ориентирующий на ее нравственное совершенствование и одновременно на ее способность изменять соотношение добра и зла в окружающем мире. Такая свобода, по Рубинштейну, достигается не умозрительным путем, не психологической самонастройкой, а организованной субъектом деятельностью. Русская философия. Под общей редакцией М. Апрышко , А. Сочинения: Основы психологии. Литература: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Философско-психологическая концепция С. Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dadrecht, 1968. Рубинштейн Сергей Леонидович 1889-1960 - советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Окончил Одесский университет, философское и психологическое образование завершил в Марбурге 1913 , где защитил докторскую диссертацию по теме « Eine Studie zum Problem der Method». С 1919 г. С 1922 г. С 1930 по 1942 г. В 1937 г. За «Основы общей психологии» получил в 1940 г. Государственную премию. С 1942 по 1949 г. С 1942 по 1945 г. В 1943 г.
В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г. Предложил формулировку принципа детерминированности психического: внешние причины действуют посредством внутренних условий. Развивал теорию мышления и личности как деятельности и процесса. Кондаков И. Иллюстрированный словарь. Одесса, 1922. Рубинштейна публикация подготовлена А Н. Литература: Абульханова-Славская К. Философско-пси хологическая концепция С. Одесский период жизни С.
Принцип единства сознания и деятельности С. Философия и психология: С. Рубинштейн и С. Далее читайте: Философы, любители мудрости биографический указатель. Сочинения: Принцип творческой самодеятельности. Одессы, т. Одесса, 1922; Основы общей психологии. Основы онтологии, логики и психологии. Литература: С. Рубинштейн: Очерки.
Родился 18 июня 1889 г. В 1908 г. Высшее образование он получил в Европе. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. В 1914 г. Начавшаяся первая мировая война вынудила Сергея Рубинштейна вернуться в Одессу. С 1917 г. В апреле 1919 г. Это произошло благодаря отзыву, сделанному Н. В университете Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г.
В 1921 г, избран профессором психологии ИНО. Написал статью, посвященную памяти Ланге «Принцип творческой самодеятельности».
Абульхановой-Славской [6] и А.
Вполне уместными и полезными представляются «вкрапления» в текст этого издания фрагментов из более поздних работ Рубинштейна. Это дает читателю возможность проследить внутреннюю логику развития подхода автора к решению ряда фундаментальных проблем психологической науки. В содержательных комментариях и послесловии к двухтомнику адекватно эксплицируются историко-научный контекст и современное значение многих положений Рубинштейна.
Вместе с тем, в ряде работ, посвященных анализу научного наследия С. Рубинштейна не получил достаточно полного освещения вклад ученого в возрастную и педагогическую психологию. Так, в монографии К.
Абульхановой-Славской и А. Брушлинского «Философско-психологическая концепция С. Рубинштейна» генетико-психологические идеи ученого привлекаются в подавляющем большинстве случаев для иллюстрации его общетеоретических положений В сборнике «Применение концепции С.
Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии» только в двух статьях рассматриваются отдельные стороны психического развития ребенка. Правда, отмеченный недостаток отчасти восполняется обстоятельной статьей И. Рубинштейном была выдвинута система оригинальных положений, касающихся соотношения обучения и развития, связи психологии и педагогической практики, становления когнитивной и мотивационно-эмоциональной сферы личности в онтогенезе и др.
Теоретическое наследие Сергея Леонидовича Рубинштейна выдвигается сегодня на передний край психологической науки. Думается, что в нем больше неосвоенного, нежели освоенного. Однако по мере его освоения психология сможет проникнуться той теоретико-методологической культурой, которая позволит выработать принципиально новое видение психической реальности, радикально отличное от традиционного.
Заключение Интерес исследователей к научному наследию С. Рубинштейна с годами не ослабевает. Об этом свидетельствует многое: это и теоретико-методологический анализ основных работ, и переиздание его трудов, а также науковедческий анализ его творческой биографии.
Ученые выявляют связь наследия С. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Но его научное наследие настолько обширно и многогранно, что, думается, в нем до сих пор остаются малоизученные и не оцененные по достоинству идеи.
Проблемы, затрагиваемые в творческом наследии С. Рубинштейна, его оригинальные мысли, научные трактовки идей, его аналитические способности, его умение находить и систематизировать нужное и важное было очень востребовано в процессе становления психологической науки в советское время, и в настоящем его труды изучаются ведущими психологами, цитируются, берутся за основу различных научных концепция. Этот человек прожил непростую полную событий творческую жизнь и сделал огромный неоценимый вклад в развитие отечественной психологической науки в частности и мировой психологии вообще.
Литература 1. Абульханова-Славская К. Философско-психологическая концепция С.
Абульханова-Славская К — А. Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С. Основ общей психологии.
Арсеньев А. Десять лет спустя. О творческой судьбе С.
Воловикова М.
Как писал в 1969 году Б. Ананьев: «Биография ученого приобретает тем большее значение, чем полнее воплощает в себе биографию науки, ее прогрессивное движение на путях познания и активного участия в общественном развитии» [1]. К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого — Сергея Леонидовича Рубинштейна. Его жизненный путь настолько тесно переплелся с развитием отечественной психологической науки, что только в связи с этим развитием и следует рассматривать его жизнь и деятельность. Эти и определяется актуальность нашей работы.
Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. Жизненный путь и научная деятельность С. Рубинштейна рубинштейн психолог научный достижение Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 18 июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. В семье было трое сыновей — Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образование, стал видным специалистом в избранной отрасли. В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи.
В набросках автобиографии не законченной сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием [2]. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры. Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, поскольку не желал вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических.
Но именно по этой причине было бы интересно поднять вопрос о Рубинштейне-философе, в частности, в связи с его «междусубъектной» концепцией человека и вытекающей из нее оригинальной идеей творчества. При изложении взглядов Рубинштейна мы будем опираться на статью Г. Батищева 1932—1990 «Философское наследие С. Рубинштейна и проблематика креативности», опубликованную в книге «Сергей Леонидович Рубинштейн» 2010 серии «Философы России второй половины XX в». К сожалению, объем очерка позволяет охватить лишь небольшую часть статьи, поэтому отсылаем всех интересующихся к упомянутому сборнику. Приводим выдержки из текста: «… непреходящая значимость произведений Рубинштейна не убывает, а скорее возрастает там, где он переходит от внутрипсихологических тем хотя известен он именно как специалист по общей психологии к сюжетам более многомерным, нравственно-эстетическим и собственно философским, особенно — аксиологическим. Во-вторых, это обнаруживается не только там, где Рубинштейну удалось фундаментально и подробно, развернуто обосновать свои идеи, сколько там, где его идеи остались в состоянии предварительного, эскизно-тезисного изложения. Этим вовсе не умаляется роль Рубинштейна внутри психологической науки. Но самое ценное в его наследии все же заключено в его философских и общегуманитарных замыслах и тезисах. Эта идея внутренней глубинной со-причастности человека другим явно и неявно, идея сущностной взаимности в самой онтологии, т.
Прежде всего эта концепция обладает острием, критически направленным против атомизации человека, именно против безразличной, самозамкнутой атомизации. Выключенный из первичной общности и взаимности индивидуум, «человек как абсолют, как нечто обособленное и замкнутое в себе — это не человек, не человеческое существо и, более того, это вообще не существо, это нечто не существующее — ничто». Вопреки этому универсально верному тезису в самой действительности существует тип атомистических отношений, при которых люди присваивают себе право быть до известной степени самозамкнутыми. Но в концепции человека нельзя возводить эту превратную форму в норму, важно понять, что безразличие атомизированности разрушительно, нигилистично для человеческой сущности, чревато обращением человека в активное «ничто». Более того, взаимоотношение есть не только условие, необходимо дополняющее собой некую «необщительную» сущность, но гораздо больше — конституирующее собою, наполняющее собою саму сущность человека как субъекта. Когда мы выполняем последовательно и до конца требование «снять как неоправданную прерогативу первичность какого-нибудь одного, моего имя рек "я"», тогда же мы тем самым утверждаем первичность уз взаимности сравнительно с любым последующим обособлением. Но и не только исторически-генетически «существование моего "я" является производным от существования других», а еще и актуально, по содержанию жизни каждого оно включает в себя других и таким образом реально раскрывает родовое свойство человека». Более того, взаимность по бытию, или, по Рубинштейну, «реципрокность» между каждым личностным «я» и его другим, — включает в себя также и ценностные измерения.
Биография Рубинштейна Сергея Леонидовича: жизненный и профессиональный путь психолога
Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе, в высокообразованной, ассимилированной, но не отрекшейся от своего еврействав семье успешного адвоката. Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии). С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления.