Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение» Александр Данилов подробно разобрал основные изменения в новой Концепции и поделился представлениями о тенденциях преподавания истории в школе. На основе ключевых задач в рамках Экспертного совета созданы несколько рабочих групп: по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы, по изучению исторической основы общегражданской.
Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
- Что еще известно:
- Зачем потребовался пилотный проект по переходу на новую систему образования
- Что важнее. В Минпросвещения разъяснили, зачем часы общаги отдадут истории
- Самое читаемое
Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории
В общем, принято решение перечень персоналий и дат вынести за скобки обязательного стандарта. Он лишь рекомендуется учителям. Когда отмечали 100 лет Октябрьской революции, встал вопрос: как называть это событие, как рассказывать о нем школьникам? Александр Чубарьян: В стандарте было учтено пожелание экспертов изменить оценку российской революции 1917 года.
Теперь она называется Великой российской революцией 1917-1922 годов и включает в себя Гражданскую войну. А вот программа этого не учла. Сейчас это исправлено.
Председатель РИО Сергей Нарышкин предложил обновить школьные учебные пособия по региональной истории. По его мнению, нуждаются в совершенствовании и механизмы их экспертизы. Александр Чубарьян: Действительно, разноголосица, которая есть в региональном компоненте, вызывает серьезную критику.
Это странно, когда дети изучают российский XVIII век, а в мире по учебникам стоит XVII Пособия по региональной истории вне компетенции федерального научно-методического совета, который утверждает перечень учебников. Поэтому в начале следующего года пройдет Всероссийское совещание по региональной истории. С моей точки зрения, этот предмет должен касаться этнокультурных процессов развития данного региона.
А политические и другие оценки события, например, присоединения той или иной территории к России, не могут расходиться с теми, которые даны в федеральных учебниках. Ваш институт издает брошюры-приложения к учебникам в помощь учителям по трудным вопросам истории. Как двигается работа?
Александр Чубарьян: Мы издали уже 25 брошюр. Все они публикуются на сайте института.
Лучше обсудить ее более тщательно и внимательно, а не спешить», — объяснил URA. RU Чубарьян. В будущих учебниках предполагается расширить часть про Азию, Африку и Латинскую Америку — чтобы сбалансировать материал о роли Европы в развитии мировой культуры. Как рассказал URA. RU эксперт Высшей школы экономики, пожелавший остаться анонимным, определенные рекомендации «по изменению курса» ожидаются после завершения выпускных экзаменов в 2022 году.
При этом, заметил собеседник агентства из ВШЭ, только недавно выходило издание «Всемирной истории», которое Российская академия наук готовила несколько лет: «Над ним работали лучшие ученые России, они изучали иностранные источники. У нас также есть историко-культурный стандарт. Есть взаимосвязь между вопросами, которые касаются и мирового развития, и российской истории». Новость по теме Минпросвещения РФ изменит один из школьных предметов Оперативные правки Кроме того, по мнению представителей профессионального сообщества, в содержание будущих учебников постараются внести события, связанные со спецоперацией РФ по демилитаризации и денацификации Украины. Российский историк, учитель, автор учебников и пособий Леонид Кацва также отметил, что очень сложно предсказать, как именно будет подаваться информация в учебниках и будет ли меняться ранее написанная история. Но оказалось, что авторы все равно не угодили, к примеру, крымским властям, которые протестовали. Там неосторожно события на Майдане были названы революцией», — привел пример ученый.
По словам Чубарьяна, расширение материала, к примеру, по той же Азии не будет слишком большим: все-таки в учебном плане школ на историю выделено немного часов. Однако даже ради этого в будущем планируется на федеральном уровне поставить вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории. По мнению Кацвы, у школьников есть определенное количество учебных часов и, главное, определенные пределы усвоения материала.
Также ректор МФТИ, ссылаясь на экспертные оценки, заявил о том, что две трети российских школ уделяют недостаточно внимания преподаванию физики, поэтому «ни один школьник» там не выбирает этот предмет для ЕГЭ. Помимо этого, в последние годы всё меньше выпускников выбирают ЕГЭ по физике, предпочитая сдавать информатику, что в дальнейшем вызывает у них сложности с обучением на инженерных направлениях. Чтобы решить эту проблему, чиновники предложили зачислять на инженерные факультеты по результатам не двух, а трех ЕГЭ — по профильной математике, информатике и физике. Напомним, что в 2020 году Минобрнауки разрешило абитуриентам самостоятельно выбирать, какой экзамен сдавать для поступления на ряд направлений — ЕГЭ по физике или информатике. Среди этих направлений оказалось и инженерное. В результате значительная часть абитуриентов, по словам ректора МФТИ, «приходит на эти программы без достаточного уровня подготовки».
Министр просвещения Сергей Кравцов признал тенденцию сокращения интереса школьников к физике, но призвал не драматизировать, поскольку «есть рост числа сдающих информатику». Однако для вузов выбор информатики абитуриентами создаёт дополнительные трудности.
В конференции, посвященной вопросам преподавания истории студентам и школьникам, приняли участие преподаватели и студенты высших учебных заведений Юга России, а также Луганской и Донецкой народной республик. Также в обсуждении приняли участие представители министерства науки и высшего образования России и правительства Ростовской области.
Как рассказала ректор ЮФУ Инна Шевченко, обновленные по содержанию учебники истории уже находятся в разработке. Они будут представлены в традиционном и электронном формате. И только когда мы получим обратную связь от историков, которые начинают преподавать обновлённый курс с сентября, мы продолжим работу», — рассказал начальник отдела Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки РФ Андрей Фризен.
В России с 2024-2025 учебного года будут использовать новый учебник истории
Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин заявил, что в последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе, информирует пресс-служба РИО. Единую концепцию преподавания истории в вузах представит Российское историческое общество. Отдельных уроков истории в начальной школе Минпросвещения России вводить не планирует, отмечает ТАСС.
Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе»
Но в 1935 году они были отменены, и, таким образом, считать их характерным признаком тридцатых, то есть всего периода индустриализации, по меньшей не корректно. Столь же некорректен тезис о низкой заработной плате в СССР. Реальная заработная плата состоит не в номинальной величине, а в объёме товаров, которые можно на неё приобрести. Сравнительно невысокая заработная плата в номинальном выражении соотносилась с невысокими регулируемыми ценами на товары. И кроме того, были категории кадров высокой квалификации, заработная плата которых и в номинальном, и реальном выражениях была достаточно высокой. Никогда заработная плата профессоров не была в соотнесении с другими группами населения столь высокой, как в сталинские годы. Профессор тогда получал больше, чем, к примеру, нарком. Что же до высокой цены на дефицитные товары, то это скорей характеристика брежневского, а не сталинского социализма. Кризис брежневского периода: советская модель и потребительские запросы населения?
При изложении истории брежневского периода заявлялось, что советская система не могла справиться с ростом потребительских запросов населения. Указывалось на нехватку в СССР качественных товаров. Как следствие — товарный дефицит и развитие теневой экономики. Сдерживающим фактором развития определяется в учебнике «советская уравниловка». Фактически воспроизводится положение прежних либеральных учебников о том, что СССР мог конкурировать с Западом в фазе индустриализации, но при переходе новому типу общества прежде оно определялось как постиндустриальное его конкурентоспособность оказывалась ниже. Отсюда следовал хотя и не заявляемый непосредственно, но утверждаемый логикой аргументации вывод — объективность десоветизации. СССР действительно отставал по качеству ряда товаров повседневного обихода и потребления, но далеко не по всем. Зачастую представление о превосходстве Запада в сфере услуг являлось следствием рекламы.
Достаточно напомнить в этой связи историю с рекламой импортного шоколада и прохладительных напитков на рубеже 1980-х — 1990-х годов, при том советские эквиваленты обладали, несомненно, лучшим качеством. Сам факт же общего отставания по качеству ширпотреба был связан не с системной невозможностью социализма удовлетворить потребительские запросы человека, а с тем, что СССР приходилось прежде всего тратить средства на оборону. Это предполагало преимущественное развитие отраслей группы А. Источник фото: anapa-gid. То, что в новый учебник был включён современный период истории, в возникшем обсуждении подвергается критике. Основные аргументы — аберрация близости и объективная зависимость от действующих политиков. Но в случае с учебником 2023 года более весомым оказывается другое соображение — объяснение истоков современного конфликта Россия — Запад. Связь современного конфликта с прошлым представляется как раз сильной стороной нового учебника главным в нём.
История, собственно, и нужна для того, чтобы осмысливать настоящее через призму знаний о прошлом. Но при этом, увы, лакировки настоящего избежать не удалось. Это проявилось, в частности, в тезисе о консолидации российского общества в условиях СВО. А как же быть с потоком отбывших из России, отъездом из страны видных представителей богемы? Количество отбывших оценивается в диапазоне от 600 тысяч до миллиона человек.
В условиях СВО, о которой в учебнике есть впервые представленный отдельный раздел, это было бы, наверно, и невозможно. Запад оказывается константным противником России на всём протяжении рассматриваемого столетнего интервала истории. Причём, в рассматриваемых конфликтах новый учебник защищает российскую позицию и обвиняет позицию противника. Запад — экспансионист, Россия отвечала на агрессию. Так, в противоречии с установками историко-культурного стандарта, оперировавшего понятием «Гражданская война» без второй компоненты конфликта, отражаемого в советской историографии — «Иностранной военной интервенции», новый учебник акцентировал внимание на экспансии и преступлениях интервентов.
Более того, заявляется, что сотрудничество с внешними силами стало одним из главных факторов поражения «белых», оказавшихся объективно на антинациональной позиции. Учебник фиксирует наличие внутри страны «пятой колонны», относя к ним в том числе часть диссидентов, выдаваемых прежде за героев борьбы за правовое государство. Впервые в противоположность прежней героизации диссидентства было зафиксировано, что «диссидентов плотно «опекал» Запад». При «непосредственном участии ЦРУ и правительства США» указывается в учебнике создавались также эмигрантские группы, цель которых состояла в трансляции идей национализма и сепаратизма в республики СССР. Раскрывались механизмы поражения суверенитета страны в перестроечные годы через антисоветскую пропаганду, осуществляемую под видом борьбы за свободу слова и направляемую из-за рубежа. При рассмотрении предвоенного международного кризиса предвоенных лет убедительно показывается, что мировую войну развязывал Запад, тогда как действия Советского Союза, включая заключение договора с Германией 1939 года, представлялись как вынужденная реакция, максимально эффективные действия по перенесению границ на запад в перспективах грядущего столкновения. Вместо позиции о равной ответственности сверхдержав за переход мира в состояние «холодной войны» принимается положение об очевидности вины Запада за её развязывание. Nice History Отношение к СССР: преодоление антисоветчины Новый учебник впервые за тридцать лет отступил от установки системной антисоветчины. Советскому Союзу в нём даются позитивные оценки, сообщается о выдающихся свершениях на каждом из этапов. Нет, как в прежних учебниках, однозначного осуждения Октябрьской революции.
Много говорится о факторе массового энтузиазма и веры в будущее в развитии советского общества. СССР представляется как динамически развивающаяся система, и о предопределённости её к гибели, на чём настаивал историко-культурный стандарт, речи не шло. Выгодно отличает новый учебник и представление череды героев войны и труда, включая героев СВО, преемственных своим великим предшественникам советского времени. Но парадигмально советская модель жизнеустройства не принимается. Те оценки, которые даются в отношении преимуществ НЭП, те объяснения, которые предлагаются в отношении причин голода, интерпретации дискуссий о путях строительства социализма с симпатиями к бухаринской версии, к косыгинским реформам, критика повседневной жизни советского человека — всё это создаёт понимание, что авторами отвергается сама модель коммунистического жизнеустройства с позиций рыночной экономики. Российских школьников, судя по всему, будут по-прежнему учить, что рыночная экономика есть безусловное благо. А коли так, то и фундаментальных различий в экономическом устроении между Россией и Западом нет, и нерыночность СССР есть либо отставание, либо отклонение от столбового пути развития. Национальный вопрос? Новые акценты были сделаны в учебнике в интерпретации национальной политики. Впервые на уровне учебной литературы осуждается политика «коренизации», приведшая к вытеснению русских из национальных республик.
Особо много внимания уделяется генезису украинского сепаратизма и национализма, антирусской пропаганде на Украине. Укрепление русского государствообразующего ядра, пришедшаяся, в частности, на поздний сталинский период, оценивается в новом учебнике как позитивная тенденция, а вовсе не проявление великодержавного шовинизма, как трактовалось антисталинистами. Даже депортациям народов в годы Великой Отечественной войны не даётся однозначно осуждающая оценка, как в учебниках прежних генераций, и сообщается, что существовали реальные факты этнического коллаборационизма. Сталинские репрессии? Сохранился в новом учебнике и шаблон односторонней интерпретации сталинских политических репрессий.
Чтобы решить эту проблему, чиновники предложили зачислять на инженерные факультеты по результатам не двух, а трех ЕГЭ — по профильной математике, информатике и физике. Напомним, что в 2020 году Минобрнауки разрешило абитуриентам самостоятельно выбирать, какой экзамен сдавать для поступления на ряд направлений — ЕГЭ по физике или информатике. Среди этих направлений оказалось и инженерное. В результате значительная часть абитуриентов, по словам ректора МФТИ, «приходит на эти программы без достаточного уровня подготовки». Министр просвещения Сергей Кравцов признал тенденцию сокращения интереса школьников к физике, но призвал не драматизировать, поскольку «есть рост числа сдающих информатику».
Однако для вузов выбор информатики абитуриентами создаёт дополнительные трудности. Комментируя этот факт, ректор Томского политеха Дмитрий Седнев отметил: «Мы получаем очень разношерстные группы, которые сложно одинаково обучать. Нам приходится вести адаптационную подготовку внутри вуза.
На презентации главный редактор журнала Р. Пазин рассказал о значении и качестве этого проекта, а авторы поделились своими впечатлениями и профессиональными планами.
Принята новая концепция преподавания истории России в школах
Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. Преподавание истории в школе (ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал.
Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
Образование - 21 апреля 2022 - Новости Тюмени - В протоколе заседания Коллегии отмечено, что утверждение проекта Концепции позволит существенно улучшить качество преподавания истории в общеобразовательных организациях. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов в 13:00 фракция КПРФ проводит «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов в 13:00 фракция КПРФ проводит «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». Распространение линейного принципа преподавания истории(применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6–10-х классах) на всю старшую школу.