Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5-й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером).
Report Page
- Правила постов
- Что едят в первый день Великого поста, можно ли пить воду
- Что говорит Типикон об Апостольском посте? – Telegraph
- Читайте также
Канон Минеи в Великий пост
Надо проявить послушание Церкви!!! В этом вопрос? Вроде, не в первый раз. Но из года в год мы снова задаемся не вопросами о преображении своей жизни, а спрашиваем, как относиться к пище, и как относиться к тем, кто относится к пище иначе, чем мы? Но неужели те, кто не постится, уже не люди, не христиане? Почему с такой непримиримостью говоря о необходимости соблюдения поста и о послушании Церкви, мы охотно прощаем блуд сердца, обезбоженность, черствость, легко и злобно срываясь на ближних и даже порой не замечая этого? В Евангелии ведь про Успенский пост и яблочки не говорится. Да и у подавляющего большинства святых отцов речь не о еде и фруктах, а о тех плодах, которое в покаянии должно принести наше сердце. Но, говоря откровенно, готовы ли мы не осуждать тех, «кто ест»?
Готовы ли мы искренне пожелать не постящимся радости и ощущения близости и помощи Божией, чтобы они в своё время захотели поститься по велению обрадованного любовью сердца, а не потому, что «так надо»?
Комментарий-транслитерация: И мирским человеком, и тем достоит всю седмицу також постом проводити, но по рассужению духовнаго отца коемуждо противу сил его и произволению, обаче и тем аще будет сухоятно ясти единощи днех, всю ту седмицу, до суботы Феодоровы, в суботу ж и в неделю вси иноцы ж и миряне масло и вино, обаче миряном ащи хотят в неделю первую и рыбы ясти занеж невовсем посте четырижды уставлено есть, тем ясти рыба аще хотят в Неделю Православную, и в Неделю поклонения Честнаго Креста и в Неделю Цветоносия и на праздник Благовещения ясти ж рыбы, масло и вино точию ж в суботу и в неделю , прочая же дни во всем посте поченше от православноя недели 5ю дни якоже рече коеждо седмицы сухоятное единощи дне ясти , иноком три дни, ….. Аще кто хощет от мирян и всегда в том посте единою днем ясти кроме суботы и недели достойно добре творит, аще лиже кто пакы и сия выше реченыа презрит еже удржати себе во уставленом правиле на рассуждение тех да есть и отц духовнаго, обаче преобретаются неции от мирян им благопроизволение имуще и усердни к пощению и чистоте и всякое добродетели и таковыии убо в святую Сорокадесятницу рыбы не вкушают от неделю , токмо на праздник Благовещения ….
А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону? К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла.
Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом. Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав.
Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай? Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет.
И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки — благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три. Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» — это благочестивая традиция русского народа.
И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов. К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» — это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку. А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю.
Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям. К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому?
И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают. Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика.
Притча напоминает христианам об их собственной немощи и о великом милосердии Божием, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Джеймс Тиссо Особенности богослужения В этот день активнее используется Постная триодь, на воскресной утрене впервые поется 136-й псалом "На реках Вавилонских", который напоминает человеку о том, что он — пленник греха, и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Читается много заупокойных молитв, но они не печальные, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава не употреблять после этого воскресенья мясо. Особенности богослужения На Всенощном бдении в этот день поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского "Помощник и Покровитель…" Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Особенности богослужения Молитвы из Постной триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается в знак покаянной скорби , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыка живота моего", которая является одной из важнейших молитв поста. Этим чтением церковь напоминает верующим, что должно делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи придется отвечать. Что можно есть Это еще одна сплошная седмица.
Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них. На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Во время Великого поста молебны по будням кроме субботнего отменяются. Субботний молебен пред Валаамской иконой Божией Матери будет совершаться согласно расписанию. Служение молебнов в полном объеме возобновляется после Светлой седмицы с 13 мая 2024 года. Также во время Великого поста установлены дни особого поминовения усопших — родительские субботы 30 марта, 6 и 13 апреля 2024 года.
В указанные дни в храме будут отслужены панихиды и парастас, на которых совершается память всех от века усопших православных христиан.
Мирского устава, как для богослужения, так и для поста, наша Церковь, к сожалению, не имеет. Но мы можем взять повеление Типикона в качестве некоторой точки отсчёта, от которой будем строить меру своего воздержания. Устав достаточно строг к тем, кто не соблюдает Великий пост и среду и пятницу в течение года кроме причины немощи , вплоть до извержения из сана и отлучения от причащения. Касательно Апостольского поста таких предписаний нет, но и разрешение его не соблюдать тоже отсутствует. Мера Петрова поста прямо зависит от знака праздника. Типикон даёт общие указания на седмицу. Это сухоядение в пн, ср и пт.
Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. По 8-й песни канона "Честнейшую Херувим", как правило, не поем, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения до Недели Ваий , или вместе с припевом и ирмосом Триоди начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу. Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого Поста, когда по 8-й песни поется "Честнейшую Херувим". Великое славословие Великим Постом чаще всего читается, а не поется — вне зависимости от праздника Благовещения кроме суббот и воскресений. В Пасхальную седмицу и на Благовещение Великого славословия не положено. Если великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения "Помилуй нас, Боже" и совершаются три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина если они положены в эти дни Великого Поста. Часы служатся вседневные если Благовещение случится в одну из суббот или Недель Четыредесятницы, в Великий Четверг или Великую Субботу или великопостные в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы.
Поклоны на великопостных часах бывают только на Первом часе и Изобразительных по 3 великих поклона , а на Страстной седмице — на всех часах также по 3 великих поклона. Если Благовещение случится в Великий Пяток или Пасхальную седмицу, то часы совершаются те, которые положены в эти дни т. В самый день Благовещения совершается вечерня, которая соединяется с Литургией в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверг, пятницу и субботу Страстной Седмицы. Если праздник Благовещения приходится на субботу или воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого Поста или на Пасхальную седмицу, то вечерня совершается после Литургии, в свое время вечером.
Исаву было все равно, вкусная ли это пища или не вкусная, изящно приготовленная или нет. Ему важно было наесться, поэтому он легко расстался с первородством. Следующая страсть — это блуд, потому что смотрящий на человека противоположного пола нечистыми глазами как бы пожирает его. Следующее звено цепи — пожирание через сребролюбие. Стяжателю все время чего-то не хватает, ему постоянно нужно что-то приобретать, копить.
А дальше человек, который мнит себя могущественным, сталкиваясь с тем, что не стало его собственностью, проявляет сильнейший гнев. Все, что не по его воле, желанию или мнению, вызывает возмущение. Именно поэтому мы гневаемся — нечто нам не принадлежит, нас не слушается, нам неподвластно. Гневающийся человек не может пребывать в радости, это человек унылый, бесцельно живущий, его постоянно охватывает печаль. Его удовлетворяет лишь новое приобретение, очередной момент пожирания. Все остальное время — тоска и оцепенение: где следующий объект для пожирания? Чего мы ждем от этого времени? Какие цели перед собой ставим в Великий пост? От чего мы хотим избавиться?
Как поститься правильно? Одна из очень важных целей Великого поста — освободить себя от пристрастия к пожиранию, которое входит в нас через самый простой грех чревоугодия. Поэтому воздержание в пище Великим постом является духовно значимым, основополагающим. Из этого не следует, что придавать значение нужно лишь изменению диеты. Конечно, и мы все это знаем, если правильно поститься, самое главное — духовная сторона поста. Но не настолько материальная, телесная сторона поста отделена от духовной, чтобы не придавать ей серьезного значения. И те, кто понимают, почему, когда мы постимся, мы воздерживаемся в пище, осознают, с чем мы боремся, — постятся строго. Строго поститься — это очень хорошо. Строго поститься — это правильно.
Но не стоит гордиться своим постом. Мой пост не должен никому быть в тягость. Я стараюсь строго поститься, но при этом не обижаю человека, который не постится, поэтому я ради него скорее что-то нарушу в отношении еды. Но остается мое стремление строго соблюдать пост, быть предельно воздержанным. Строгий пост — это пост, во время которого ты готов собою жертвовать, готов себя ограничивать. Пост — это время жертвы, когда нужно поголодать, даже если это и лишает нас сил. Фото: tatarstan-mitropolia. Уже с детского возраста можно приучать к посту именно как к периоду внутреннего роста. Мне кажется, очень важно, чтобы дети сами для себя определяли меру поста в тот момент, когда они уже начинают быть к этому способны.
Скажем, в пять-шесть лет ребенок уже может немного поститься: хотя бы на короткое время себя в чем-то ограничить. Необязательно в раннем возрасте соблюдать весь пост, но провести, стараясь правильно поститься, Страстную седмицу, к примеру, вполне возможно. С этого стоит начинать. Задача родителей объяснить ребенку, почему на Страстной надо поститься. Он вполне может понять смысл вспоминаемых событий Страстной недели и вслед за взрослыми захотеть быть рядом с распятым Христом. А как можно быть вместе с распятым Христом, если продолжать веселиться, смотреть мультики и есть конфеты? Мне кажется, когда ребенок воспитывается в христианской традиции, родителям и ему знакомо Евангелие и вместе они придут хотя бы на одну, самую короткую, службу Страстной седмицы — вынос Плащаницы, тогда ребенок прочувствует и переживет страдания Христа так, как ему это доступно. И даже в раннем возрасте пост будет осмысленным. Полученный опыт и впечатления запоминаются, и потом дети сами уже захотят правильно поститься.
В молодости очень хорошо поститься по Типикону. Когда я, будучи молодым человеком 22—23 лет, совершенно свободным и полным сил, пришел в Церковь, старался строго соблюдать пост, мне очень нравилось. Почему мне тогда было не поститься по Типикону? Типикон для меня был большой поддержкой. Многие люди через него в свое время учились правильно поститься. Потом появилась семья, другие нагрузки, которые не давали возможности жить в точности по Типикону. В молодости пост один, в супружестве — другой, в священстве — третий, в многодетности — четвертый, в старости и болезнях он пятый.
Постное письмо № 15. Заложники совести
Василий Великий «Подвижнические уставы». Это значит, что каждый христианин, принявший святое Крещение, должен внимать голосу Церкви, воспринимать церковное учение, приносить плоды веры. Чистота церковного учения, кроме книг святых, в неповрежденном виде содержится именно в храмовом богослужении. Каждый церковный день — это воспоминание о празднике или память подвижника веры. То и другое находит отражение в богослужебных текстах и через молитвенное внимание находящихся в храме становится их внутренним достоянием.
Заметим, что главное место в Типиконе, то есть главном церковном Уставе, отводится решительно богослужению! Именно в нем святые отцы видели залог преемственности церковного учения! Именно здесь, в храме, среди мерцания свечей, отблесков ликов на иконах, среди чтения, пения и благоговейных священнодействий начинает сиять свет богопознания, о котором говорил преподобный Иоанн Лествичник. Из храма он призван разливаться в мир, просвещая все вокруг.
А «жить по Типикону» в меру сил может каждый. Необходимо регулярно посещать богослужения, вечерние и утренние службы, соблюдать посты, праздники и дни памяти святых. Для этой цели необходимо иметь церковный календарь — самый сжатый, лаконичный вариант Типикона. В течение дня нужно вспоминать о том, чем сегодня живет Церковь, какое событие празднует или к чему готовится.
По церковному уставу в Сырную седмицу из животной пищи можно есть только молочную пищу, яйца и рыбу. Сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде, так как в этот период необходимо готовиться к ограничениям, которых придется придерживаться во время Великого поста. На Сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В постные дни, среду и пятницу, не служится Литургия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие», — добавил иеромонах Иов Гумеров. К Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы и пост Страстной седмицы», — рассказал иеромонах Иов Гумеров. Период поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха — Светлое Христово воскресение.
Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром.
Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим.
В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица.
По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой.
В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа.
Почему Великий пост начинается в разное времяВеликий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев.
Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому названному так в честь Юлия Цезаря календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня.
Если 21-го совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28-го. Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18.
Чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом.
По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться. Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви.
В чем польза Великого поста 2023Пост в целом это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров. Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан — это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами.
Вот пост это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.
Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп.
Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», то есть если есть возможность, по три онгии[ 6 ] то есть по 100 гр. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. На Страстной седмице Типикон в первые три дня, то есть в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища.
Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35. Попробуем разъяснить это противоречие. С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай.
Можно ли есть и пить в первый день Великого поста
Согласно Типикону (глава 34), в пост Святых Апостолов. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно). Понедельник седмицы пятой Великого поста. В седмичные дни Великого поста на каждом богослужении читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Что касается устава Великого Поста, то об этом разговор особый, который мы отложим до времени, как и разговор о том, как воспринимать и применять вышеизложенные требования Типикона о трапезах к своей жизни.
Пищевые ограничения Великого поста
По окончанию вечерни начинает чин прощения: священник обращается к прихожанам с напутственными словами перед многодневным постом, кланяется и просит прощения. Потом они просят друг друга простить их. Чин прощения крайне важен перед постом, поскольку только прощенными, с чистой душой и сердцем, в примирении с близкими людьми правильно вступать в него. Первая неделя Великого поста, как и последняя, самая строгая. Она называется Федоровой.
В четверток: Ясти в столех по чети хлеба брацкого, шти борщевы сочены, сухари, квас брацкой, горох или каша сочена. В пяток: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, пo ставцем квас, в чашех больших вода, в мисах капуста с хреном, толокно, репа или грибы под чесноком. В суботу: Служат собором по царе Иване, на погребение его на братию корм: хлебы белые, по чаше квасу подделного, шти с перцем, тавранчюг осетрей блюдо из томленых овощей и осетра — прим.
На людей корм делают. В ужине хлеб брацкой, шти, квас в больших чашех с меньшего погреба, по ставцу квасу. Во 2-ю неделю поста: Ясти хлебы белые, шти, по чаше квасу ячного, по мисам губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша или лопша горохова с перцем. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по чаше квасу ячново в болших чашех, в ставцех квас». Интересно, что по Уставу Кириллова монастыря во все суботы Великого поста кроме Великой суботы, которая, по сути, к четыредесятнице не относится , поставлялась рыба. Также чаще, чем в предыдущих уставах, посреди недель Великого поста, в чтимые праздники, поставлялась икра. В Уставе Кириллова монастыря такими праздниками являлись: «главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита».
Также икра поставлялась в Вербное воскресенье наряду с рыбой. Рудименты этой древней традиции можно наблюдать в отдельных старообрядческих приходах, в которых на престольные праздники допускается готовить рыбу «аще настоятель благословит». На Вербное воскресение в Кирилловом монастыре также подавалась рыба: «На братию корм: хлебы белые, сковороды с ушным или шти с перцем, квас подделной, двоя рыба, оладьи с медом, чаши схожие. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по мере квасу ячного в больших чашех, двоя рыба, подсыпка». Рыбный стол был приурочен, как правило, к заупокойным кормам: 1 и 2 суботы — по царе Иване Грозном, 3 и 5 — по царевиче Иване Ивановиче сына Иоанна IV и Анастасии Романовны , и 4-я — по игумене Христофоре 3-й игумен монастыря, ученик прп. Кроме того, в 1-ое воскресенье Великого поста был заздравный корм за царя также с рыбой. Всего по Кириллову уставу рыба поставлялась 8 раз за Великий пост.
Устав о велицем посте из Соловецкой кормчей 1493 г. Устав о Великом посте из Соловецкой кормчей 1493 г. Надо отметить, что устав о Великом посте, имеющийся в этой кормчей, это не собственно устав Соловецкого монастыря, а один из уставов, имевший хождение на Руси в то время. Не исключено, судя по содержанию, что этот устав представляет собой потерянный и забытый ныне мирянский устав благочестивой жизни. На это наводят цитаты о воздержании от жен в пост зачем это указание монахам? Эти положения подтверждаются и другими историческими источниками. В частности книга «Домострой» дает такую информацию о пище Великого поста: «В пост же великий на столе еще редька, хрен, капуста, крепкий рассол и разные овощи, что Бог послал; в иные же дни, по гостям судя, и икра, и рыба вяленая, сушеная, вареная, и уха из вяленой, копченой, вареной рыбы и всяких потрохов, и сушеных немецких сельдей, из снетков, а еще и в рассоле, и в пирогах, и в каше, и в овощах, и разный снеток, и любые пироги, и каши, и блины, и кисели, — всякой постной еды у доброй хозяйки много».
Устав о велицем посте Во всю Федорову неделю по вечернии и по Литургии едим белый хлеб с капустой, ретка горох пряженый. А пития одна чаша квасу, а больше мзда от Бога кто не пил бы все говение, от жен своих воздерживаться, занеже Господень пост есть. В суботу и в воскресенье рыбу едим дважды в день. А чаши три пить также и на ужине. Разрешение на рыбу, видимо, было во все выходные поста, кроме Великой суботы — прим. А по Федорове неделе в понедельник и в среду и в пятницу хлеб и капуста и губы. И также до вербной недели.
А во вторник и в четверг горох с яглы, икра, мед пресный, квас житной на вербной неделе. В понедельник, среду и пятницу хлеб и капуста. Во вторник и в четверг горох с яглы. А поклонов от Федоровой недели на всяк день и ночь по 400 до Лазаревой пятницы. А во все пятницы поклоняются 200 поклонов же тако, кто может. Или рукой до земли или на колени: если болен, то до пояса.
Для желающих причащаться в Рождественскую ночь Евхаристический пост с 18:00 не едим и не пьем.
Великий пост 7 недель, от Прощеного воскресенья до Пасхи подготовка к Посту - Сырная седмица Масленица - не вкушаем мясо ср, пт - без масла пн, вт, чт, сб, вс - с растительным маслом кроме 1-й, 4-й Крестопоклонная , и последней Страстная седмиц - без масла по будням. Благовещение и Вербное воскресенье - рыба. Лазарева суббота - рыбная икра. Великий Четверг - растительное масло. Великая Пятница - полное воздержание от пищи по Типикону.
Долгое время во всей Православной Церкви господствовал Студийский устав, который был менее строгим, чем Иерусалимский, монастыря Саввы Освященного.
Однако, начиная с XI века, все большее число монастырей и Поместных Церквей стало возвращаться к строгости Иерусалимского «типикона», чтобы богослужение в храмах имело высокий образец аскетического молитвенного подвига. Сейчас в Православной Церкви утвердился Иерусалимский устав. В современном Типиконе последняя редакция Типикона на Руси вышла из печати в 1695 году содержится 120 глав, посвященных разным аспектам богослужения, а также основным вопросам труда и быта монахов. Во главу угла поставлены богослужебные особенности различных служб на протяжении всего года. Здесь есть и «месяцеслов» — аналог нашего современного календаря, — и правила служения служб Великого Поста и Пасхального периода, а также главы, посвященные всему спектру возможных вариантов соединения служб. Хотя наш богослужебный устав нарочито строгий, с долгими, сложными по структуре богослужениями, эта его особенность не является недостатком.
Принятие более строгого порядка богослужебной жизни, чем Студийский, было насущной необходимостью, так как послабления привели к возникновению многочисленных версий устава. Храмы и монастыри теряли единообразие богослужебной жизни, что приводило к разделениям. Пусть многие положения Типикона для современного человека и кажутся недосягаемыми например, отказ от пищи в первые три дня Великого Поста и т. Для того, чтобы литургическое единство Церкви было соблюдено, богослужебный устав должен быть единым, поэтому не может существовать отдельно «мирской устав» и «монашеский». За образец для подражания был избран, конечно же, «монашеский устав», в котором наиболее полно отражена многовековая святоотеческая традиция. Ведь каждое слово в наших богослужебных книгах, каждое уставное требование — драгоценный плод веры святых, сохранить который Церковь считает своей прямой обязанностью!
О питании в Великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав
Вопрос такой: целесообразно ли пастырю требовать от мирян соблюдения поста по Типикону? Понедельник седмицы пятой Великого поста. Здесь есть и «месяцеслов» — аналог нашего современного календаря, — и правила служения служб Великого Поста и Пасхального периода, а также главы, посвященные всему спектру возможных вариантов соединения служб. 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. они заметно разные) в период Великого поста Минея отменялась. Ныне издаваемые старообрядческие календари содержат указания Великого и иных постов, находящиеся в Малом Уставе.
Пятая седмица Великого поста
Богослужение правится по 49 главе Типикона, которая нам уже знакома по темам Богослужения предварительных дней перед Великим Постом. Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия. Правила поста регулирует Типикон — церковный устав, который изначально был составлен для монастырей.
Канон Минеи в Великий пост
Всем этим вопросам посвящены две из 5 книг, входящих в так называемое Пятикнижие Моисея — Тору: это книги Левит и Числа. Много столетий жизнь иудеев определялась этими установлениями, во многом — определяется и сейчас, хотя Иерусалимский храм разрушен в 70 г. Однако, еще до разрушения храма было ясно, что христианское богослужение, устроение жизни учеников Иисуса, сильно отличаются от принятых у иудеев, а потому строй богослужения и жизни будет иным. Впрочем, сначала сами богослужения были, как говорят литургисты «харизматическими», то есть, наряду, например с псалмами из богослужения иудейского храма содержали импровизированные молитвы, изливающиеся от горящего любовью к Богу сердца. Кто составил первый Типикон Установление порядка богослужения, правил христианской жизни понадобилось по прекращении гонений на веру, когда со времен Константина Великого к Церкви начали присоединяться тысячи бывших язычников, желавших знать, какова она — правильная христианская жизнь, ведущая ко спасению. Так появились первые Уставы, предназначенные для самых ревностных христиан, которые выбирали спасение вдали от бурь мира — монахов. Среди самых ранних церковные историки называют Типиконы: на Востоке — прп. Пахомия Великого, появившийся уже к 318 г. Василия Великого, также IV в. Венедикта Нурсийского, который относится к VI в.
Потом они просят друг друга простить их. Чин прощения крайне важен перед постом, поскольку только прощенными, с чистой душой и сердцем, в примирении с близкими людьми правильно вступать в него. Первая неделя Великого поста, как и последняя, самая строгая. Она называется Федоровой. Надо отказаться от мясной пищи и кисломолочных продуктов.
Известно, что сытый человек менее склонен к духовному, чем человек постящийся. Это не значит, что голодный всегда духовен. Нет, конечно. Но желудок, отягощенный пищей, мешает нам думать о Боге. Ведь процесс пищеварения, особенно мясных продуктов, требует со стороны организма больших энергозатрат. Кстати, именно поэтому рыба постнее мяса, потому что для переваривания мяса требуется больше энергии. Кроме того, сытый человек сонливый и вялый. И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге. Крамского Но это лишь одна сторона поста.
Другая — в подражании Господу. Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью. А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» Лк. Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху. Есть у поста и третий важный момент — дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление?
Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? В патериках приводится такая история. Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями.
Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством.
Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать. Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам.
И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем — недопустимо. И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить? Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону?
К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав.
Что общего у постящегося и шулера? Говорят, что карточные шулеры пилкой стачивают кожу на кончиках пальцев для того, чтобы тоньше чувствовать крапленые карты. Это парадоксально похоже на то, что мы делаем во время поста, предполагает отец игумен. Вот есть нами нежно любимая плоть, которую мы холим, лелеем. Потом наступает пост, и мы говорим: «Извини, не твой сезон! Но важно найти правильную грань: где мы повысили чувствительность кожи, а где мы уже добрались до мяса».
Как не уставать от Великого поста? Он же такой длинный! Есть очень интенсивные недели — первая седмица, Страстная седмица. Самое сложное — пройди то, что между ними. Получается странная история, говорит отец Пантелеимон. Мы постились первую седмицу, вторую, третью, а после этого в неделю Крестопоклонную выносим крест и говорим: вот сейчас отдохнем, но специфически — будем класть больше поклонов и строже поститься. Он также обращает внимание на то, как красиво об этом периоде поста написано в книге «Синаксарь» Синаксарь — часть церковного Устава Типикона , содержащая богослужебные указания на весь год, — прим. Как проникнуться атмосферой Великого поста, если ты очень занят? Человеку, который живет в городе, ходит на работу пять дней в неделю, бывает сложно попасть на специфично великопостные службы, потому что они в основном совершаются по будним дням. И оказывается, что ты постишься, ограничиваешь себя в еде, а вот сопровождающей все это храмовой молитвы нет, говорит игумен Пантелеимон.
Есть традиция, которая пришла к нам с Запада, в течение Великого поста служить по вечерам в воскресные дни акафист Страстям Христовым, так называемую Пассию. И это, считает он, дает людям, которые по будням не могут прийти в храм, возможность приобщиться к великопостным богослужениям, потому что только в это время читается этот текст, посвященный переживаниям событий Страстной Пятницы. По возможности, хорошо побывать на чтении Покаянного канона Андрея Критского в первую седмицу, Мариином стоянии, литургии Преждеосвященных Даров, службе Субботы акафиста, литургии Великого четверга, службах Светлой седмицы.
Жизнь по Типикону
Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5‑й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). Первое воскресенье Великого поста – один из немногих дней в году, когда он брал в руки толстенный фолиант, глубокомысленно его раскрывал на известной странице и торжественно зачитывал настоятелю. они заметно разные) в период Великого поста Минея отменялась. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. В 49 главе Типикона, посвященной богослужению Великого поста и подготовительных недель к нему говориться об этой седмице: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Первая седмица Великого Поста по монастырскому Уставу самая строгая в отношении трапезы.