20090510-PICT2170. Дедушка по татарски — «бабайка». А бабушка — «эбика». Еще апрека — «дуруханэ». Недаром его уважительно называют Бабаем в Татарстане, «дедушка» по-татарски. Татарский Дед Мороз (Кыш Бабай) проехал по выставке «Россия» торжественным парадом, говорится в сообщении Telegram-канала выставки. Как на татарском принести свои соболезнования, когда приходишь на похор. На большой пресс-конференции президента заинтриговал плакат «Путин бабай». Это по-татарски «дедушка», как выяснилось.
Рашид Сюняев: «Я никогда не жил в Казани, но с детства знал, что это столица татар»
Татарский Дед Мороз Кыш-Бабай вместе со своей внучкой Кар-Кызы и другими сказочными персонажами гулили по улицам, заходили в дома. Дед по-татарски, 5 букв — кроссворд или сканворд ответ, первая буква Б, последняя буква Й, слово подходящее под определение. На большой пресс-конференции президента заинтриговал плакат «Путин бабай». Это по-татарски «дедушка», как выяснилось.
Как пишется дедушка на татарском языке
Меняется и количество специализаций. Например, если учитель начальных классов ведет уроки на татарском и русском языках, значит, ему можно давать дополнительно иностранные языки. Учитель начальных классов — учитель технологии, физика — учитель технологии, физика — учитель английского, химия — учитель английского и так далее. Этот специалист сможет вести и уроки химии, и уроки английского. КФУ, его филиалы, а также Челнинский институт активно готовят такие кадры. Как вы к этому относитесь? Тесты могут проводиться только после того, как ребенок поступил учиться в данное учебное заведение.
На основании законодательства строго запрещается принимать экзамены, проводить собеседования или тестирование при приеме детей в 1 класс. Мы это контролируем, у нас есть проверяющие органы, прокуратура за этим строго следит. Никто не имеет права нарушать закон. Школа — это очаг воспитания, обычная это школа, или полилингвальная, или билингвальная, русская, татарская, чувашская, мордвинская, марийская… Закон един для всех школ! А уже после поступления в школу классов может быть много. Например, десять первых классов.
Уже в учебном процессе можно провести среди них тестирование. Кто-то из детей имеет талант художника, кто-то силен в физкультуре, математике, кто-то хотел бы быть артистом. Учитывая эти моменты, в полилингвальных школах не запрещается проводить тесты, собеседования вместе с родителями и по их результатам разделять детей на группы, классы, потому что в конечном счете это идет на пользу ученику. Если я люблю петь, но сижу с детьми, сильными в математике, то мне этот предмет будет даваться тяжелее. Я считаю, что в школе не запрещено разделять на группы, чтобы не оказаться в похожей ситуации. Претензия была высказана на этот счет.
Неправильно сажать за одну парту ребенка, который хорошо говорит на татарском языке, и ребенка, который татарский не понимает, но хотел бы изучать. Тот, который знает язык, быстро осваивает учебный материал, активно работает на уроках, много отвечает, а учитель выбирает середину, и этому ученику уже не интересно сидеть на уроке, он будет думать, что уже все знает. А тому ученику, который знает язык плохо, еще нужно все это узнать и освоить. Вот для чего проводилось тестирование. Если ученик пришел из другой школы и не знает татарский язык, то и слова о том, что он не должен здесь учиться, быть не может. У нас такого нет.
Если ребенок желает учиться в данной школе, мы обязаны его принять. Ведь он стремится изучать язык, ему это интересно. Мы не вправе отвергать его. В таком случае мы теряем и свою миссию, и задачи, и качества настоящего педагога, и останемся черным пятном в жизни ребенка. Депутат Государственной Думы Фатих Сибагатуллин предложил переквалифицировать Арское педучилище в Национальный университет. Высшее образование на татарском языке и проект Национального университета — реальны?
Были сформированы отдельные группы, и там готовят учителей, которые могут преподавать школьные предметы на татарском языке. Безусловно, было бы просто замечательно готовить кадры не только в федеральном университете, но и расширить Арский педагогический колледж, готовить национальные кадры сугубо в национальных условиях. Но в нынешних условиях мы не можем утверждать, что это случится не сегодня, так завтра. Арский педагогический колледж и так готовит национальные кадры, дает крепкие знания, выпускает учителей пения, физкультуры, начальных классов и других предметников для татарских школ. Молодых специалистов — выпускников Арского педколледжа с большим удовольствием принимают на работу не только в школах нашей республики, но и за его пределами. Отрадно, что есть такие национальные кадры.
По профессиональным качествам, владению технологиями, методиками обучения, умениям играть на музыкальных инструментах и вести уроки — все эти показатели у выпускников педагогических училищ выше, чем в других учебных заведениях. Это и понятно, все специалисты многому обучаются в индивидуальном порядке. Не хочу бросать камень ни в чей адрес. Я сам не оканчивал педколледж и могу сказать, что этим я многое потерял. В последние годы учителя жалуются, что стало больше бумажной волокиты, отчетов, которые нужно сдавать каждую четверть, и вся эта бюрократия лишает возможности работать с учениками. Есть вероятность, что когда-нибудь это систематизируется, и вообще можно ли уменьшить бюрократию?
Во-первых, это радует — с кем бы я ни говорил, в каких бы встречах ни участвовал — у всех на устах система образования. Потому что у всех кто-то в настоящее время учится — дочь, сын, внук. И родители, и бабушки с дедушкой — все знают о школе, все пытаются чему-то учить, дают советы. Мы, конечно, к этому привыкшие, принимаем это, потому что образование — система открытая. Мы — народ, обученный принимать каждый полезный совет и пускать это в дело. Но порой советов чересчур много.
Знает он или не знает, компетентен или нет — не важно, лишь бы учить. Иногда это здорово мешает работе. Учителям наносят вред и с одной, и с другой стороны. Учителю нужно предоставлять свободу. Он должен работать. Нужно платить ему по результатам и требовать показатели.
Сегодня мы занимаемся этим. У учителя дел хватает. Он ведь не только дает знания на уроках. И раньше, и сейчас бытует мнение, что учителя отдыхают целое лето. Чтобы отдыхать летом, педагог учится, работает и мыслит и зимой, и весной, и осенью. Школа никогда не выходит из головы учителя.
Придя домой из школы, ему нужно подготовиться к урокам, проверить тетради, поддерживать связь с родителями каждого ученика, быть в курсе, понимать атмосферу каждой семьи. Когда возникает какая-нибудь проблема, первым делом мы начинаем обвинять учителя. Прежде всего, нужно выяснить, кто виноват на самом деле. Как родитель нужно уметь признавать, что, вероятно, я сам виноват в случившемся. Сейчас учителям нельзя даже смеяться. Могут обвинить в том, что педагог посмеялся над учеником, если учитель обращается к ученикам чуть громче — говорят, почему накричал, если подойдет и просто ласково погладит по голове и чуть испортит прическу — то всё, учитель поднял руку на ученика.
Так нельзя работать, так невозможно работать, это неправильно. В наше время всё было по-другому. Конечно, мы не считаем нужным возвращаться в то время, мир меняется, в наше время не было ни телефонов, ни Ватсапа, ничего. Вот я как классный руководитель по вечерам ходил в клуб в соседнюю деревню — проверял, ходят ли туда мои ученики по вечерам или нет… Сейчас, наверное, мало кто так делает, времена уже не те. Сейчас просто фотографируют на телефон и отправляют — вот ваши ученики в клубе, на дискотеке, хотя в это время они должны находиться дома! Нельзя взваливать всё на учителя и забывать о требованиях к себе.
Что касается бюрократии, нам всё известно об отчетности. Чтобы уменьшить бумажную волокиту, учителю нужно давать свободу. Во-вторых, нельзя всё взвалить на школу. Кроме школы есть еще и другие структуры. Главная миссия школы — воспитание и образование. Но школа не может сказать: «Не надо с меня требовать, это не моя забота».
У нас есть различные проекты, мероприятия, и необходимо принимать в них участие. Но во всем должна быть мера. Когда нагрузка чрезмерная, то, конечно, у учителя начинается стресс, агрессия. Агрессия родителей также находит отражение в детях. Агрессия переносится на ребенка. Сегодня мы должны воспитывать в детях стрессоустойчивость.
Мир меняется.
У Золотой Орды была налажена почтовая коммуникация по всей гигантской стране. Гонцы из Сарая скакали до Ханбалыка так тогда назывался будущий Пекин , чтобы доставить срочные письма. По пути меняли коней, и следующий человек скакал с документом от хана. И с такой же скоростью распространялась чума по громадному государству. Это было страшно.
Если люди жили в лесах, у них был шанс выжить. Между деревнями не было такой быстрой связи. Прекрасно налаженная курьерская связь Золотой Орды, то, что она была страной городов, видимо, сыграли с ней злую шутку. Мы знаем, тогда не было лекарства от чумы. И потом эта эпидемия пришла в Европу через Крым. В Европе тоже было громадное количество жертв.
Фото: kpfu. Была жесточайшая война с Тамерланом, междоусобицы. Я очень рад, что сейчас и в Москве, и в Казани, и в Питере, Астрахани, Саратове, Волгограде много серьезных ученых занимаются историей Золотой Орды, которая раньше в советское время была практически закрыта. Это была громадная страна, в которой люди разговаривали на нашем языке, конечно, было много диалектов, но язык был один. И сейчас удивительно, когда встречаешь кумыков, карачаевцев или балкарцев, они говорят практически по-татарски. Башкиры говорят на очень близком наречии, казахи, киргизы, каракалпаки тоже.
Приезжаешь к уйгурам в Синьцзян в Китае — понимаешь на уйгурском. Я был приглашен в те края на совещание по астрофизике между Китайской академией и Национальной академией наук США. Говорил с уйгурами, и они меня понимали. Никто не смеялся, радовались… Думаю, что руководство Татарстана осознает, что сейчас в мире на тюркских языках, включая Турцию и Иранский Азербайджан, говорит примерно 200 млн человек. Это сравнимо по численности с русскоязычным миром… И это серьезный будущий рынок, большое количество людей, говорящих на близких языках. И татары могут достаточно легко стать полезными в торговых, деловых отношениях с этими странами.
Надо сохранять язык, надо быть двух-, трехязычными. Мои дети лучше меня знают и немецкий, и английский. А русский, наверное, я все-таки пока знаю не хуже. Это не так трудно, говорить на трех языках, люди очень быстро учатся, когда жизнь заставляет. Назовите их, пожалуйста. Кроме Рашида Сюняева, я никого не знаю… — Нет, вы не правы.
Среди татар есть немало очень сильных и признанных во всем мире ученых. Но простите, что отвечу немного на другой вопрос. Для молодых людей очень важно иметь пример в жизни. Когда я был студентом четвертого курса, проходил практику в Институте теоретической и экспериментальной физики в Москве. Этот институт находится в очень хорошем уголке столицы, в старой усадьбе, раскинувшейся на большой территории с прудами, речкой, красивым парком. В то время у Института был свой ядерный реактор и достаточно хороший для своего времени ускоритель протонов.
У нас было общежитие на территории Института, где я прожил четыре с половиной года. Как-то прочитал объявление, что на институтском семинаре с докладом выступит Роальд Сагдеев и рассказывать будет о своих теоретических работах. До меня доходили слухи, что Роальд Зиннурович переехал из Москвы в Новосибирск и, несмотря на молодость 31 год! Студенты московского Физтеха, где я учился, знали, что Роальд успел сдать все экзамены самому Льву Давидовичу Ландау, и Ландау хотел взять его к себе в аспирантуру. Каждый раз, когда я приезжаю с докладом в знаменитый Калтех — Калифорнийский технологический институт, то захожу на факультет математики, физики и астрономии, где в одном из коридоров под стеклом висит копия списка ученых, сдавших весь теорминимум лично Ландау. Этот список составил сам Ландау.
Роальд Зиннурович стоит в этом списке последним, под номером 26. И имена большинства ученых из этого списка знакомы физикам-теоретикам всего мира… Я пошел на этот семинар, пропустив лекции для нашего курса, чего никогда до этого не делал. Должен сказать, что это был потрясающий доклад. Послушать его пришли директор Института академик Алиханов, зав. Фото: ru. Было видно, как глубоко он чувствует физику явлений, о которых рассказывает, как просто может объяснить уравнения, описывающие эти процесс, как легко отвечает на любые вопросы.
Я впервые услышал тогда о бесстолкновительных ударных волнах. Сегодня о них знают все физики, занимающиеся физикой космической плазмы. Этот доклад Роальда Сагдеева я запомнил на всю свою жизнь: он смог стать большим, ярким, чрезвычайно успешным ученым, написавшим замечательные и признанные всеми научные работы. Он смог: это значит, что и у меня есть свой шанс, если я смогу найти интересующее меня дело и буду работать изо всех сил. Хочу сказать, что впоследствии, почти через восемь лет после семинара, о котором сказано выше, я познакомился с Роальдом Зиннуровичем достаточно близко, много раз и подолгу разговаривал с ним, он был оппонентом на моей докторской, пригласил моего учителя, трижды Героя Социалистического Труда Якова Борисовича Зельдовича и меня перейти из Института прикладной математики АН СССР в Институт космических исследований, когда стал его директором. Мне обидно, что Роальд Зиннурович в какой-то момент решил уйти в политику и практически перестал работать по физике плазмы, где он имел громадный авторитет.
Но его работы остались, живут, и осталась его школа. Люди имеют право выбирать свой путь в жизни. Очень важно, что у нашего народа есть такие сыновья. Эмир Наджип первым рассказал мне о поэзии Золотой Орды, о Кутбе и Сайфе-и Сараи, eще в 1394 году писавшем о парне, который кружится вокруг девушки, как Земля вокруг Солнца. Эти стихи были написаны более чем за 100 лет до того, как Николай Коперник опубликовал свой труд о гелиоцентрической системе мира, общепризнанной после этой публикации. В качестве доказательства Эмир Наджип показал мне эти стихи.
Поразительно, что даже с моим весьма посредственным знанием татарского их можно было понять как мало изменился язык с тех пор! Сейчас опубликованы переводы этих стихов на русский, выполненные Равилем Бухараевым. Кочевые народы, пастухи всегда интересовались небом.
У Фаузии эбекэй на лице был небольшой изъян — в детстве она упала в погреб и разбила нос. Он начинался у неё чуть ниже и выглядел курносым.
Дедушка часто приговаривал: «Конечно, я тебя люблю! Если б не любил, разве взял бы в жёны с таким носом? Пары тех поколений всю жизнь проживали вместе, женитьба означала полное принятие человека однажды и на всю жизнь — со всеми особенностями, странностями, привычками и тараканами в голове. Всё было самим-собой разумеющимся, и никто не выступал против общепринятого уклада. Женщины в татарских семьях, по крайней мере в XX веке, не подвергались никакой дискриминации.
Вспоминая моих эбекэй, я не могу даже мысленно примерить на них образы каких-то рабынь с ущемлёнными правами. Женщины тех лет в большинстве своём были сильные, бойкие, уверенные в себе. Совместный труд делал мужчин и женщин равными. Если муж косит траву, значит, в это время жена печёт хлеб. Пока жена поливает огород, муж кормит скотину.
Мне кажется, в семейных отношениях тех времён было намного больше равноправия, чем когда-либо. Эби с бабаем почти всегда вместе работали в саду. Им было некогда создавать конфликты и выяснять отношения. Отдыхали тоже вместе: тихо беседовали за чаем, вместе смотрели телевизор. Часто бабушка читала вслух газеты и они обсуждали новости.
Тихие радости деревенской жизни. Фаузия эбекэй всегда по-особенному радовалась богатому сбору земляники. Акбаш со всех сторон окружен холмами и горами. У них есть свои названия: «Тирэн чокыр» «Глубокая яма» , «Камышлы кул» «Рука с камышами» , «Кара тал чокыры» «Яма чёрной ивы» , «Чэукэ коесы» «Галчий колодец» и другие забавные наименования. Пересыпая полное ведро спелых ягод в большой эмалированный таз для заготовки варенья, эбекэй приговаривала: «Вот они, сокровища природы».
Думаю, такого умения радоваться простому не хватает нам с вами — жителям больших городов и мегаполисов. Мы всё время куда-то спешим, гонимся за деньгами, расстраиваемся, если не получилось съездить в отпуск на море. А счастье всегда где-то рядом, стоит только заметить и почувствовать. Мои старики были счастливы, когда летним вечером доделывали все дела и усаживались на лавочке у ворот. К ним присоединялись соседи, все вместе щёлкали семечки, говорили о жизни.
Счастьем для эби и бабая было звать нас, любимых внуков, на чай с горячими кыстыбый. Счастьем был аромат свежевыпеченного домашнего хлеба, который эбекэй тут же разрезала на две половинки, и к потолку поднимался горячий столб ароматного пара. Они были счастливы, когда благодарили Аллаха за жизнь в сытости и достатке, собравшись с родными за большим праздничным столом. Подытоживая эти мысли и воспоминания, мне хочется выделить несколько основ — секретов гармонии в отношениях между мужем и женой в традиционных татарских семьях. Мужчины, в свою очередь, ценили женскую заботу и были преданы своим семьям.
Все понимали важную истину: каждому в жизни нужна поддержка, и отношениями нужно дорожить. Отношения с родными В татарских семьях принято ценить и беречь родственные узы. Мы любим семейные праздники и охотно собираемся по любому радостному поводу. В такие моменты никто не одинок: каждый чувствует себя частью чего-то большого и важного. Мы живём в разных городах и занимаемся совершенно разными вещами, но, встретившись в деревне, можем вести беседы и общаться так, будто видим друг друга каждый день.
Наверное, самый верный способ хранить семейные традиции — чаще собираться с родными и их детьми, вспоминать добрые истории и людей из прошлого, рассуждать о жизни разных поколений. Обязательные атрибуты таких встреч в нашей семье — богато обставленный национальными блюдами стол и звучащая фоном татарская музыка. Отправляясь к родственникам в гости, татары всегда берут с собой гостинец — кучтэнэч. Обычно это чай и какие-нибудь сладости.
Домовой, мифическое существо, обитающее в доме.
ЯОС 3, 126. Дедушка дедушко дворовой. Мифическое существо, обитающее в помещениях для скота. АОС 10, 339. То же, что дедушка безымянный.
Милый дедушка!
Бэхет. Счастье по-татарски
Polina04082006 27 апр. Ism1 27 апр. Sabrinanevryuzi 27 апр. Tash69 27 апр. Ychenica29 27 апр. Любознайка111 27 апр. Vikrutella 27 апр.
Мальчик интересуется театром, увлекается мультипликацией. Это его первое произведение. Работа над изданием продолжалась долгие 5 месяцев. Совсем недавно вышел новый выпуск, который станет началом долгой истории. Оказавшись там, он замечает странные вещи: нет привычного контроля и дисциплины, люди вокруг совершенно другие. Издание комикса будет возможным благодаря краудфандинговой кампании на онлайн-платформе Indiegogo. Проект уже поддержало Общественное объединение "Научно-медицинское общество" из Казахстана.
Через две недели общественные обсуждения закончатся - и все, кто промолчит сейчас, потом уже не сможет рассказать о том, к чему привело невключение родного языка в перечень учебных дисциплин. Пожалуйста, найдите время, зарегистрируйтесь и расскажите о том, что уроки родного языка в расписании для ваших детей очень важны!!!. Количество обращений - решает. Вместе мы сила! Срочно срочно!
Дети просят, чтобы не было войны - Кто вам помогает разукрашивать узорами стекла окон и морозить лед на реках? Кстати, совсем недавно на 10-летие резиденции почти все из них приехали меня поздравить! Был настоящий сказочный переполох. Это главное, чем запомнился мне год. А вообще я и сам люблю в гости ездить, и везде, где есть татарские диаспоры, меня встречают как дорогого гостя. Шуба у меня традиционного зелёного цвета, а на голове - тюбетейка. Во-вторых, я говорю на двух языках. И третье - мне помогает не внучка, а дорогая доченька. Ее платье скроено на манер национального платья. Кстати, она сама готовит наши любимые татарские блюда бэлиш и чак-чак и угощает гостей. Которые скромные и читают стихи или хулиганистых? Я их называю улым и кызым — сын и дочка. К тому же непоседы понемногу могут побороть свои плохие привычки. Я знаю много хороших людей, которые выросли из шалунов. Ведь письма вам приходят пачками. Часто упоминают куклы, конструкторы лего. Кстати, многие указывают, чтобы я и маму, и папу, и сестренку не забыл, не обошел их вниманием.
Рашид Сюняев: «Я никогда не жил в Казани, но с детства знал, что это столица татар»
— (отец отца или матери) бабай, дәү әти — бабай, карт. Новости. Сотрудник Татарской испытательной лаборатории ФГБУ «ВНИИЗЖ» принял участие в проведении занятий по защите растений с фермерами Удмуртской Республики. дед, дедушка, старик. Как на татарском принести свои соболезнования, когда приходишь на похор. Бесплатный онлайн перевод с русского на татарский и обратно, русско-татарский словарь с транскрипцией, произношением слов и примерами использования.
Дедушка перевод с русского на татарский:
И встречают его по одежке. Кыш Бабай: «У Деда Мороза костюм красного цвета, а у меня ярко золотисто-зеленый. И чиги сшиты по татарски. В резиденции детям обязательно рассказывают историю, как зимний бог Тенгре — это второе имя Кыш Бабая — родился в самую длинную ночь в году, с 21 на 22 декабря.
И с тех пор отвечает за веселое празднование Нового года.
У моей тёти выражение лица стало примерно такое А ты откуда знаешь что он умер? Ты же не понимаешь по-татарски? Диалог между мамой и тётей составлен мной из татарских слов, которые я когда-либо слышал и при переводе не имеет никакого смысла. Не пытайтесь его перевести картинка с текстом,татары,татарский язык,семья.
Но вряд ли вы знали, что русский дед мороз не одинок- у него есть татарский коллега по имени Кыш-Бабай! Что такое Картатай?
В переводе с татарского слово картатай означает-дедушка! Как правильно пишется Нанайка? Как правильно пишется слово нанайка правописание слова, гласные и ударение в слове нанайка проверить слово в орфографическом словаре русского языка :: Textologia. Татарский язык широко распространен за пределами Республики Татарстан, им владеет около 7 миллионов человек во всем мире.
Татарская народная кукла купить в интернет-магазине иллюстрации Зимний дедушка» Кыш Бабай: в фотографии Кружка дедушке на татарском языке купить по цене 279. Я Алина - автор этого блога, заядлая путешественница и любительница активного отдыха. На сайте вы найдете лучшие фотографии со всего мира - интересные природные достопримечательности, популярные курорты и пляжи, а также множество туристических советов.
Кыш Бабай - Дед Мороз по-татарски
Перевод «дедушка бабушка» на татарский язык: «бабай әби». Дедушка по татарски. Татарские бабушки куклы. Бабушка и дед куклы в башкирских костюмах. это уважительно "дедушка" по-татарски. Бабушка» и «дедушка» по-татарски – «эби» и «бабай». Мы с сестрой ласково называли их «эбекэй» и «бабакай», так я буду называть их и в этой книге. Новости. Проект Familio.
Как правильно пишется на татарском дедушка
По желанию родителей некоторые предметы ведутся на двух языках, мы не говорим, что это плохо, здесь учитывается подготовка к экзаменам, желание детей. Но у некоторых есть вопросы и сомнения по поводу того, нужно ли обучать физике, химии и математике на татарском языке. Мы должны предоставлять свободу: те, кто хочет обучать на татарском языке, делают это на татарском, те, кто выбирает русский язык обучения, учатся на русском. Поэтому у нас должны быть учебники. Назовем это контентом — цифровые платформы также должны быть на татарском языке. Вот наши критерии. Там такие хорошие условия. База этой школы и так была на уровне, директор сам хорошо владеет языками. Работают кадры, у которых есть мотивация.
Открывая новое здание на улице Бондаренко, знание языков являлось чуть ли не главным условием при приеме кадров. Открытие школы такого уровня в нашей столице и укомплектованность кадрами нас очень радует. В других местах еще не все проблемы решены. Во-первых, это новый проект, новое явление. Все началось по инициативе Минтимера Шариповича Шаймиева. Вы знаете, какое у него отношение ко всем программам, если он берется за дело, то мы все уверены — результат будет. Наш Президент Рустам Нургалиевич Минниханов подхватил новые идеи, новый проект, одобрил и дал зеленый свет. В таком тандеме проект дает результаты, и, конечно, содержание тоже будет хорошим.
В Елабуге еще есть проблемы и с кадрами, и в вопросе языка. Мы их активно решаем. Ведется совместная работа по подготовке учителей, оказанию им помощи, повышению профессионального мастерства, изменению отношения к языку, использованию терминологии, изучению татарского, русского и английского языков. В данном направлении в Казанском федеральном университете получают образование 365 студентов, по результатам сессии отличники учебы получают стипендии размером 15 тысяч рублей. Это большая поддержка — как материальная, так и духовная. Мы ждем этих студентов в школах. Не только в полилингвальных, но и в любых других. КФУ совместно с нами ведет большую работу по подготовке кадров.
Меняется и количество специализаций. Например, если учитель начальных классов ведет уроки на татарском и русском языках, значит, ему можно давать дополнительно иностранные языки. Учитель начальных классов — учитель технологии, физика — учитель технологии, физика — учитель английского, химия — учитель английского и так далее. Этот специалист сможет вести и уроки химии, и уроки английского. КФУ, его филиалы, а также Челнинский институт активно готовят такие кадры. Как вы к этому относитесь? Тесты могут проводиться только после того, как ребенок поступил учиться в данное учебное заведение. На основании законодательства строго запрещается принимать экзамены, проводить собеседования или тестирование при приеме детей в 1 класс.
Мы это контролируем, у нас есть проверяющие органы, прокуратура за этим строго следит. Никто не имеет права нарушать закон. Школа — это очаг воспитания, обычная это школа, или полилингвальная, или билингвальная, русская, татарская, чувашская, мордвинская, марийская… Закон един для всех школ! А уже после поступления в школу классов может быть много. Например, десять первых классов. Уже в учебном процессе можно провести среди них тестирование. Кто-то из детей имеет талант художника, кто-то силен в физкультуре, математике, кто-то хотел бы быть артистом. Учитывая эти моменты, в полилингвальных школах не запрещается проводить тесты, собеседования вместе с родителями и по их результатам разделять детей на группы, классы, потому что в конечном счете это идет на пользу ученику.
Если я люблю петь, но сижу с детьми, сильными в математике, то мне этот предмет будет даваться тяжелее. Я считаю, что в школе не запрещено разделять на группы, чтобы не оказаться в похожей ситуации. Претензия была высказана на этот счет. Неправильно сажать за одну парту ребенка, который хорошо говорит на татарском языке, и ребенка, который татарский не понимает, но хотел бы изучать. Тот, который знает язык, быстро осваивает учебный материал, активно работает на уроках, много отвечает, а учитель выбирает середину, и этому ученику уже не интересно сидеть на уроке, он будет думать, что уже все знает. А тому ученику, который знает язык плохо, еще нужно все это узнать и освоить. Вот для чего проводилось тестирование. Если ученик пришел из другой школы и не знает татарский язык, то и слова о том, что он не должен здесь учиться, быть не может.
У нас такого нет. Если ребенок желает учиться в данной школе, мы обязаны его принять. Ведь он стремится изучать язык, ему это интересно. Мы не вправе отвергать его. В таком случае мы теряем и свою миссию, и задачи, и качества настоящего педагога, и останемся черным пятном в жизни ребенка. Депутат Государственной Думы Фатих Сибагатуллин предложил переквалифицировать Арское педучилище в Национальный университет. Высшее образование на татарском языке и проект Национального университета — реальны? Были сформированы отдельные группы, и там готовят учителей, которые могут преподавать школьные предметы на татарском языке.
Безусловно, было бы просто замечательно готовить кадры не только в федеральном университете, но и расширить Арский педагогический колледж, готовить национальные кадры сугубо в национальных условиях. Но в нынешних условиях мы не можем утверждать, что это случится не сегодня, так завтра. Арский педагогический колледж и так готовит национальные кадры, дает крепкие знания, выпускает учителей пения, физкультуры, начальных классов и других предметников для татарских школ. Молодых специалистов — выпускников Арского педколледжа с большим удовольствием принимают на работу не только в школах нашей республики, но и за его пределами. Отрадно, что есть такие национальные кадры. По профессиональным качествам, владению технологиями, методиками обучения, умениям играть на музыкальных инструментах и вести уроки — все эти показатели у выпускников педагогических училищ выше, чем в других учебных заведениях. Это и понятно, все специалисты многому обучаются в индивидуальном порядке. Не хочу бросать камень ни в чей адрес.
Я сам не оканчивал педколледж и могу сказать, что этим я многое потерял. В последние годы учителя жалуются, что стало больше бумажной волокиты, отчетов, которые нужно сдавать каждую четверть, и вся эта бюрократия лишает возможности работать с учениками. Есть вероятность, что когда-нибудь это систематизируется, и вообще можно ли уменьшить бюрократию? Во-первых, это радует — с кем бы я ни говорил, в каких бы встречах ни участвовал — у всех на устах система образования. Потому что у всех кто-то в настоящее время учится — дочь, сын, внук. И родители, и бабушки с дедушкой — все знают о школе, все пытаются чему-то учить, дают советы. Мы, конечно, к этому привыкшие, принимаем это, потому что образование — система открытая. Мы — народ, обученный принимать каждый полезный совет и пускать это в дело.
Но порой советов чересчур много. Знает он или не знает, компетентен или нет — не важно, лишь бы учить. Иногда это здорово мешает работе. Учителям наносят вред и с одной, и с другой стороны. Учителю нужно предоставлять свободу. Он должен работать. Нужно платить ему по результатам и требовать показатели. Сегодня мы занимаемся этим.
У учителя дел хватает. Он ведь не только дает знания на уроках. И раньше, и сейчас бытует мнение, что учителя отдыхают целое лето. Чтобы отдыхать летом, педагог учится, работает и мыслит и зимой, и весной, и осенью. Школа никогда не выходит из головы учителя.
Лучший ответ Dana Мудрец 14005 15 лет назад Существует несколько трактований данного выражения. Вот несколько из них: 1. С тюркского "Бабай Ёкарный" в вольном переводе звучит как как "старый дед, любящий мужские зады.
Среди татар есть немало очень сильных и признанных во всем мире ученых. Но простите, что отвечу немного на другой вопрос. Для молодых людей очень важно иметь пример в жизни. Когда я был студентом четвертого курса, проходил практику в Институте теоретической и экспериментальной физики в Москве. Этот институт находится в очень хорошем уголке столицы, в старой усадьбе, раскинувшейся на большой территории с прудами, речкой, красивым парком. В то время у Института был свой ядерный реактор и достаточно хороший для своего времени ускоритель протонов. У нас было общежитие на территории Института, где я прожил четыре с половиной года. Как-то прочитал объявление, что на институтском семинаре с докладом выступит Роальд Сагдеев и рассказывать будет о своих теоретических работах. До меня доходили слухи, что Роальд Зиннурович переехал из Москвы в Новосибирск и, несмотря на молодость 31 год!
Студенты московского Физтеха, где я учился, знали, что Роальд успел сдать все экзамены самому Льву Давидовичу Ландау, и Ландау хотел взять его к себе в аспирантуру. Каждый раз, когда я приезжаю с докладом в знаменитый Калтех — Калифорнийский технологический институт, то захожу на факультет математики, физики и астрономии, где в одном из коридоров под стеклом висит копия списка ученых, сдавших весь теорминимум лично Ландау. Этот список составил сам Ландау. Роальд Зиннурович стоит в этом списке последним, под номером 26. И имена большинства ученых из этого списка знакомы физикам-теоретикам всего мира… Я пошел на этот семинар, пропустив лекции для нашего курса, чего никогда до этого не делал. Должен сказать, что это был потрясающий доклад. Послушать его пришли директор Института академик Алиханов, зав. Фото: ru. Было видно, как глубоко он чувствует физику явлений, о которых рассказывает, как просто может объяснить уравнения, описывающие эти процесс, как легко отвечает на любые вопросы.
Я впервые услышал тогда о бесстолкновительных ударных волнах. Сегодня о них знают все физики, занимающиеся физикой космической плазмы. Этот доклад Роальда Сагдеева я запомнил на всю свою жизнь: он смог стать большим, ярким, чрезвычайно успешным ученым, написавшим замечательные и признанные всеми научные работы. Он смог: это значит, что и у меня есть свой шанс, если я смогу найти интересующее меня дело и буду работать изо всех сил. Хочу сказать, что впоследствии, почти через восемь лет после семинара, о котором сказано выше, я познакомился с Роальдом Зиннуровичем достаточно близко, много раз и подолгу разговаривал с ним, он был оппонентом на моей докторской, пригласил моего учителя, трижды Героя Социалистического Труда Якова Борисовича Зельдовича и меня перейти из Института прикладной математики АН СССР в Институт космических исследований, когда стал его директором. Мне обидно, что Роальд Зиннурович в какой-то момент решил уйти в политику и практически перестал работать по физике плазмы, где он имел громадный авторитет. Но его работы остались, живут, и осталась его школа. Люди имеют право выбирать свой путь в жизни. Очень важно, что у нашего народа есть такие сыновья.
Эмир Наджип первым рассказал мне о поэзии Золотой Орды, о Кутбе и Сайфе-и Сараи, eще в 1394 году писавшем о парне, который кружится вокруг девушки, как Земля вокруг Солнца. Эти стихи были написаны более чем за 100 лет до того, как Николай Коперник опубликовал свой труд о гелиоцентрической системе мира, общепризнанной после этой публикации. В качестве доказательства Эмир Наджип показал мне эти стихи. Поразительно, что даже с моим весьма посредственным знанием татарского их можно было понять как мало изменился язык с тех пор! Сейчас опубликованы переводы этих стихов на русский, выполненные Равилем Бухараевым. Кочевые народы, пастухи всегда интересовались небом. Помню один из последних своих разговоров со своим дедом давати Абдурахманом. Ему было 84 года. Я прилетел в Ташкент по линии общества «Знание», сопровождая космонавтов в их поездке по областям Узбекистана и заполняя паузы между их выступлениями популярными лекциями о космических исследованиях, интересах астрофизики.
В Ташкенте мне обычно давали часов 6 или 8 свободных, чтобы я мог повидать родных. Деда интересовала посадка советского зонда на поверхность планеты Венеры, почти вся наша короткая встреча прошла в ответах на его вопросы. Не сказать, что ему понравилась информация об очень высоком давлении атмосферы на Венере и о том, что облака на Венере содержат капельки серной кислоты. Но в ответ он рассказал мне, как в 16 лет, задолго до революции 1917 года, его взяли в поездку в казахскую степь и Оренбург с караваном повозок из нескольких татарских деревень севера Пензенской губернии. Ехали они с продукцией своих мастерских с целью обмена на шкуры, необходимые для производства сапог, кожаных пальто и курток. Самым главным его впечатлением было непривычно богатое летнее небо в степи: Млечный Путь, громадное количество звезд, созвездия, и Чулпан — Венера, пожалуй, самая красивая из планет. Давати дедушка по татарски — ред. Это тоже история народа, в этих названиях есть своя поэзия. Фото: tatar-congress.
Его семья с четырьмя младшими детьми, как и многие другие семьи, оказавшиеся потом в Средней Азии, была изгнана во время коллективизации из своей мишарской деревни, прошла через лагерь и лесоповал на Шилке, левой составляющей Амура, где, как рассказывал мой дед, под тремя лиственницами похоронены умершие от голода две мои тетки, которым было тогда 14 и 12 лет. Удивительно, что, несмотря на все перипетии жизни и гибель троих детей, давати дедушка и давани бабушка Латифа остались в моей памяти как очень дружелюбные, трудолюбивые и образованные люди. Латифа учила меня арабскому шрифту, чтобы я мог читать старые книги. Увы, сейчас я почти ничего не помню из этих уроков. Удивительно, сколько людей и целых народов, изгнанных во времена Сталина со своей земли или эвакуированных из занятых врагом во время войны областей и республик, приняли тогда Узбекистан, Казахстан и другие республики Средней Азии. И отношение местного населения к этим мигрантам было как минимум сочувствующим. Многим местные жители помогали и принимали их в свои дома. Мы должны помнить это сейчас, когда отношение в России к трудовым мигрантам из Средней Азии трудно назвать доброжелательным. Каково ваше мнение?
Выскажу свою личную точку зрения. А как я могу относиться к этому вопросу: я татарин. В первый раз приехал в Казань в 1962 году студентом второго курса физтеха. Комитет комсомола Казанского университета устроил нас в общежитии на Красной Позиции. Отец просил меня поклониться могиле Тукая. Был на кладбище, обошел пешком значительную часть города. Я никогда не работал и не жил в Казани, но с детства знал, что наша столица, столица татар — это Казань. Казань очень изменилась за 55 лет, с тех пор, как я первый раз побывал в ней, она стала красивым и ухоженным городом, в который хочется приезжать вновь и вновь.
Увеличится заработная плата, а рост материального благополучия послужит духовному подъему. Данная система работает в рамках федерального проекта «Учитель будущего».
Скажу коротко, сюда входят подготовка педагогов, повышение квалификации и переквалификация, аттестация, новые центры, работа с педагогами, участие в конкурсах — скажем, в «Учителе года», соискание грантов и многое другое. По вопросу заработных плат учителей хочется сказать следующее: у нас ведь есть гранты «Молодой учитель», «Эксперт», «Мастер», «Старший учитель». Все они дают возможность учителям ежемесячно получать дополнительные выплаты в размере около семи, шести и четырех тысяч рублей и повышают их профессиональное мастерство. Оценка труда учителей через гранты — очень хорошо. Этим людям мы поручаем работу с молодежью или создание школы наставника в рамках своего района. Если педагог работает в школе 30 лет, это уже большой наставник, человек с 30-летним опытом знает все тонкости. В прошлом году было построено 30 детских садов, в текущем — 29. В прошлом году более 6 тысяч, в нынешнем более 5 тысяч детей были обеспечены местами в детских садах. В каждом дошкольном учреждении есть ясельные группы для детей с 1,5 до 3 лет. На следующий год запланировано строительство 13 садов — в Казани, в Челнах, районах республики.
Если все детские сады будут заполнены и не будет никаких очередей, то спустя какое-то время у нас бы возникла демографическая яма. Хотя для родителей это и является большой проблемой, все же нехватка детских садов — один из факторов, указывающих на улучшение демографической ситуации. Сегодня около 15 тысяч детей стоят в очереди в детский сад. День регистрации в очереди и дата разделения на группы — 1 сентября. Из них 11 700 детей — дети в возрасте от 1,5 до 3 лет. Эти родители еще с удовольствием могут посидеть дома, но они встали в очередь. Одни говорят «нам пока еще не надо», но очередь они заняли. На сегодняшний день в очереди 3085 детей в возрасте 3 лет. А варианты, которые предлагаем мы, — через остановку, через две остановки или на другом конце города — многие просто отвергают. Государство работает над этой проблемой.
Вы и сами видите, есть республиканская программа Президента, направленная на строительство и капитальный ремонт детских садов и школ. Нужно отметить, строятся и ремонтируются ресурсные центры. В учебных заведениях среднего профессионального образования работает 41 профессиональный центр, все они хорошо оборудованы, созданы условия для получения различных компетенций, поэтому наши дети получили первое место в России по результатам «Ворлдскиллс» и удостоились кубка. Вы только подумайте: 38 золотых медалей, 39 серебряных медалей, бронзовых медалей, более 25 медальонов среди юниоров — это очень радует. В частности, эти программы направлены вот на это. Хватает и других программ. Я поддерживаю — скажете, почему? Хотя бы в школе дети должны чувствовать себя равными. Семьи есть разные — живущие в трудных условиях, неполные семьи, слишком богатые или с плохими отношениями с родителями. Дети из этих разных семей собираются в одном месте, и хочется, чтобы в этих стенах они одинаково одевались, питались, получали одинаковое отношение к себе.
Мы должны их одинаково любить, не выделяя, и уважать. Только в этом случае мы будем уверены, что правильно выполняем свою работу. К ученице, надевшей платок, мы должны отнестись как к личности. Не правильно спрашивать, почему она покрыла голову платком, почему платок такого-то цвета и так далее. Иногда платок, или шарф, или другие атрибуты, красивые разговоры не могут открыть внутреннее состояние человека. Это тоже важно понимать. Унижение ребенка из-за ношения платка, выделение учеников, создание из этого проблемы также неверно. Не хочется употреблять слово «толерантность», я вообще не люблю это слово, оно ведь означает «терпимость». Мы всю жизнь и «не терпели», и «не выдерживали» — мы всегда жили в мире и согласии. Мы все — и русские, и татары, и чуваши, и в платке, и без, и верующие, и атеисты.
Мы должны жить вместе. Школа — это очаг воспитания. Скажем, на уроках физкультуры есть свои требования — мы их выполняем. Нельзя слишком глубоко углубляться, но в то же время если в душе ребенка заложены религиозные ценности, то я считаю, что нельзя его ломать и создавать на этом проблему. Во-первых, не стоит стесняться говорить на татарском языке. Если мы допускаем ошибки при разговоре на русском языке — неправильно употребляем окончания, пропускаем суффиксы, или что-то еще, — этого не нужно бояться или стесняться. Татары никогда не станут другой нацией. Неправильно петь чужую песню, теряя при этом свою национальную принадлежность, отрекаясь от родного языка, приспосабливаясь к кому или чему-либо, ограничивая рамками. Как же можно сохранить язык? Во-первых, нельзя сваливать задачу только на семью, школу.
Наши дети превосходно говорят по-татарски, они так же родились в городе. Свободно говорят и на татарском, и на русском, и на английском языке. Когда в семье не говорят на татарском языке, позже стесняются говорить на нем, не смотрят татарские передачи, не читают татарские газеты и журналы, не следят в интернете за татарскими СМИ, не интересуются писателями, певцами, художниками, теряют свои ориентиры, то, конечно, в таком случае и теряется язык. Чтобы не потерять свой язык, каждый татарин должен сохранить свои ориентиры. Главный ориентир — это татарский язык, переданный ему с молоком матери. Для чувашей — чувашский язык, для марийцев — марийский, для узбеков — узбекский. Порой смотрю с удивлением: сами твердят «нужно обучать на татарском, знать татарский», а у самих ни дети, ни внуки не знают языка. А потом еще утверждают: «До школы или садика знал, а потом забыл». Чтобы не работать, не знать языка и свалить свою вину на кого-то другого, сейчас есть школы и детские сады. Хорошо, выпустится он из сада, окончит школу, затем вуз.
А кого обвинять потом? В жизни всегда есть кого обвинить — или жену, или мужа. Негде говорить, нет времени, нет среды. Виноваты бабушки и дедушки. Бабушки и дедушки в деревне уже вырастили нас. Вырастить внуков, одевать, кормить, учить татарскому — это уже не их миссия. Им можно только помогать. У нас говорили: кто родил, пусть тот и растит. Пусть Всевышний соизволит так. Родил ребенка — сам расти, воспитывай, учи языку, никого обвинять ты не вправе.
Ни школу, ни садик, ни бабушку, ни дедушку. Мое мнение следующее: давайте, Рамис, больше пишите о таких семьях в СМИ, может быть, кто-то возьмет пример. Вот телеканал «ШАЯН» вещает круглосуточно, и мы этому очень рады. Только работая вместе, можно сохранить язык. Русскому языку так же грозит опасность: сколько иностранных слов проникает в русский язык. Чтобы встать на путь Аллаха, не нужно ждать, когда повзрослеешь, состаришься, здоровье ухудшится, пропадут зрение и слух, так же и здесь: мы не должны забывать, что воспитание детей, обучение их языку — это главная задача семьи, родителей. Какой спектакль вы посмотрели за последнее время и какую книгу прочитали с интересом? Труд учителей нелегок, но врачам еще тяжелее, особенно в настоящее время. В последнее время не получалось смотреть спектакли, но очень люблю театральное искусство. Сейчас их с удовольствием можно смотреть и по телевизору.
Одно желание — пусть по телевидению покажут больше старых спектаклей, легендарных наших артистов, мы просто таем, когда их смотрим. Очень уважаем и любим и современных артистов. Хочется, чтобы и впредь наши театры расцветали, звучали наши песни, а молодежь массово ходила на постановки. Мы в свое время отдыхали душой в театрах и на концертах, пусть и сегодня молодежь выбирает такой же способ отдыха.
Дедушка у башкир
Какова этимология слова? Произносится мягко, с умлаутом. Правда ли, что «чабата» тат. Слово «чабата» означает «лапти», а не «тапочка», но раньше обозначало туфли и сапожки с загнутыми кверху носиками. Слово имеет широчайшее распространение, много вариантов — к примеру, русско-украинские «чёботь», «чеботы», «чеботья». Во всех европейских языках схожие по звучанию слова означают разные виды грубой обуви.
Пока мы разговаривали, в магазин зашла бабушка с двумя внучками. Мы и раньше встречали пожилых людей, которые разговаривают со своими детьми и внуками на ломаном русском языке. Поэтому особо не удивились. Вон оно что! Как часто мы рассуждаем о том, что татарский язык исчезает, его надо беречь. А ведь родители этих дете-татар говорят дома по-русски. Меня беспокоит, что среди тех, кто родился и вырос в татарской деревне, получил образование на татарском языке, многие уехали в город и стали манкуртами. Это трагедия нашей нации. Этот пример не случаен — мы уже почти смирились с тем, что татарский язык в городах республики почти вышел из употребления. Огорчает, что он все реже звучит и наших селах. Во всем виноваты мы сами.
Алкоголя не было — я за здоровый образ жизни. Жавдат Аминов энергичен и полон сил. Он не привык сидеть без дела. Летом занимается огородом: выращивает помидоры, огурцы, картошку, редис. Урожаем обязательно делится с близкими. А еще у ветерана есть довольно необычное хобби — он собирает велосипеды. Это увлечение пронес через всю жизнь. Детям своим делал велосипеды, им очень нравилось кататься. А недавно я изобрел тренажер для ног. Велосипеды Аминова известны на всю округу. Соседи часто приносят ему старые транспортные средства или детали и просят переделать их.
Как хорошо, что вы пришли сюда». Он посмотрел на меня и ответил: «Меня просила мама... Я думаю, что это осознают, наверное, все, кто читал его повести. Он считает, что эпидемии чумы были одной из главных причин. У Золотой Орды была налажена почтовая коммуникация по всей гигантской стране. Гонцы из Сарая скакали до Ханбалыка так тогда назывался будущий Пекин , чтобы доставить срочные письма. По пути меняли коней, и следующий человек скакал с документом от хана. И с такой же скоростью распространялась чума по громадному государству. Это было страшно. Если люди жили в лесах, у них был шанс выжить. Между деревнями не было такой быстрой связи. Прекрасно налаженная курьерская связь Золотой Орды, то, что она была страной городов, видимо, сыграли с ней злую шутку. Мы знаем, тогда не было лекарства от чумы. И потом эта эпидемия пришла в Европу через Крым. В Европе тоже было громадное количество жертв. Фото: kpfu. Была жесточайшая война с Тамерланом, междоусобицы. Я очень рад, что сейчас и в Москве, и в Казани, и в Питере, Астрахани, Саратове, Волгограде много серьезных ученых занимаются историей Золотой Орды, которая раньше в советское время была практически закрыта. Это была громадная страна, в которой люди разговаривали на нашем языке, конечно, было много диалектов, но язык был один. И сейчас удивительно, когда встречаешь кумыков, карачаевцев или балкарцев, они говорят практически по-татарски. Башкиры говорят на очень близком наречии, казахи, киргизы, каракалпаки тоже. Приезжаешь к уйгурам в Синьцзян в Китае — понимаешь на уйгурском. Я был приглашен в те края на совещание по астрофизике между Китайской академией и Национальной академией наук США. Говорил с уйгурами, и они меня понимали. Никто не смеялся, радовались… Думаю, что руководство Татарстана осознает, что сейчас в мире на тюркских языках, включая Турцию и Иранский Азербайджан, говорит примерно 200 млн человек. Это сравнимо по численности с русскоязычным миром… И это серьезный будущий рынок, большое количество людей, говорящих на близких языках. И татары могут достаточно легко стать полезными в торговых, деловых отношениях с этими странами. Надо сохранять язык, надо быть двух-, трехязычными. Мои дети лучше меня знают и немецкий, и английский. А русский, наверное, я все-таки пока знаю не хуже. Это не так трудно, говорить на трех языках, люди очень быстро учатся, когда жизнь заставляет. Назовите их, пожалуйста. Кроме Рашида Сюняева, я никого не знаю… — Нет, вы не правы. Среди татар есть немало очень сильных и признанных во всем мире ученых. Но простите, что отвечу немного на другой вопрос. Для молодых людей очень важно иметь пример в жизни. Когда я был студентом четвертого курса, проходил практику в Институте теоретической и экспериментальной физики в Москве. Этот институт находится в очень хорошем уголке столицы, в старой усадьбе, раскинувшейся на большой территории с прудами, речкой, красивым парком. В то время у Института был свой ядерный реактор и достаточно хороший для своего времени ускоритель протонов. У нас было общежитие на территории Института, где я прожил четыре с половиной года. Как-то прочитал объявление, что на институтском семинаре с докладом выступит Роальд Сагдеев и рассказывать будет о своих теоретических работах. До меня доходили слухи, что Роальд Зиннурович переехал из Москвы в Новосибирск и, несмотря на молодость 31 год! Студенты московского Физтеха, где я учился, знали, что Роальд успел сдать все экзамены самому Льву Давидовичу Ландау, и Ландау хотел взять его к себе в аспирантуру. Каждый раз, когда я приезжаю с докладом в знаменитый Калтех — Калифорнийский технологический институт, то захожу на факультет математики, физики и астрономии, где в одном из коридоров под стеклом висит копия списка ученых, сдавших весь теорминимум лично Ландау. Этот список составил сам Ландау. Роальд Зиннурович стоит в этом списке последним, под номером 26. И имена большинства ученых из этого списка знакомы физикам-теоретикам всего мира… Я пошел на этот семинар, пропустив лекции для нашего курса, чего никогда до этого не делал. Должен сказать, что это был потрясающий доклад. Послушать его пришли директор Института академик Алиханов, зав. Фото: ru. Было видно, как глубоко он чувствует физику явлений, о которых рассказывает, как просто может объяснить уравнения, описывающие эти процесс, как легко отвечает на любые вопросы. Я впервые услышал тогда о бесстолкновительных ударных волнах. Сегодня о них знают все физики, занимающиеся физикой космической плазмы. Этот доклад Роальда Сагдеева я запомнил на всю свою жизнь: он смог стать большим, ярким, чрезвычайно успешным ученым, написавшим замечательные и признанные всеми научные работы. Он смог: это значит, что и у меня есть свой шанс, если я смогу найти интересующее меня дело и буду работать изо всех сил. Хочу сказать, что впоследствии, почти через восемь лет после семинара, о котором сказано выше, я познакомился с Роальдом Зиннуровичем достаточно близко, много раз и подолгу разговаривал с ним, он был оппонентом на моей докторской, пригласил моего учителя, трижды Героя Социалистического Труда Якова Борисовича Зельдовича и меня перейти из Института прикладной математики АН СССР в Институт космических исследований, когда стал его директором. Мне обидно, что Роальд Зиннурович в какой-то момент решил уйти в политику и практически перестал работать по физике плазмы, где он имел громадный авторитет. Но его работы остались, живут, и осталась его школа. Люди имеют право выбирать свой путь в жизни. Очень важно, что у нашего народа есть такие сыновья. Эмир Наджип первым рассказал мне о поэзии Золотой Орды, о Кутбе и Сайфе-и Сараи, eще в 1394 году писавшем о парне, который кружится вокруг девушки, как Земля вокруг Солнца. Эти стихи были написаны более чем за 100 лет до того, как Николай Коперник опубликовал свой труд о гелиоцентрической системе мира, общепризнанной после этой публикации.
Азу по-татарски
В отличие от привычного нам Деда Мороза в красном наряде, Дед Мороз по-татарски (Кыш Бабай) носит одежду синего или зеленого цвета. В определенных местностях принято дедушку и бабушку называть эби и ба. В отличие от привычного нам Деда Мороза в красном наряде, Дед Мороз по-татарски (Кыш Бабай) носит одежду синего или зеленого цвета. 2014 Санкции против России простым языком#россия #новости #политика #санкции Санкции против России простым языком#россия #новости #политика #санкции Слабым, Не Смотреть! Тюрьма Пожизненно Черный Дельфин АД для Зеков!