Но если самозанятый гражданин потерял право применять НПД (налог на профессиональный доход), то НДФЛ за него придется заплатить. И лазейка, якобы, позволяющая уволить сотрудника и работать с ним как с самозанятым, тоже оставлена не спроста. При работе с гражданами налог составит 4% от дохода, а при работе с организациями или ИП — 6%. Если ещё не использован весь налоговый бонус, действует сниженная ставка. Как юридическому лицу платить самозанятым. При работе с самозанятыми у компаний есть риск.
Налог для самозанятых: как он работает и сколько надо платить
Это доступно и самозанятому лицу, и самозанятому ИП. Давайте разберемся, как выставить счет от самозанятого юридическому лицу или ИП вручную. Как самозанятый вы можете получать деньги за свои услуги как от физических лиц, так и от юридических — от компаний и ИП. И лазейка, якобы, позволяющая уволить сотрудника и работать с ним как с самозанятым, тоже оставлена не спроста.
Плюсы и особенности сотрудничества с самозанятыми
- Варианты самозанятости и их соотнесение с возможным покупателем
- Как компании платить самозанятому
- Как работать с самозанятыми и ИП
- Может ли самозанятый оказывать услуги юридическим лицам
Включение самозанятых в отчёты
После его получения компания вправе включить расходы в свою налоговую базу, уменьшая свои обязательства перед бюджетом. При этом подписанные сторонами акты приемки товаров, работ, услуг служат лишь дополнением к чеку и не считаются основанием для включения расходов юрлица в базу по налогу. Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
При этом из документов, которые имеются у организации, должно быть очевидно, что те или иные затраты фактически произведены. Как указано в письме Минфина России от 14. Кроме того, в письме Минфина России от 22. Факт оказания налогоплательщику услуг выполнения для налогоплательщика работ физическим лицом на практике обычно подтверждается договором, в котором предусматривается порядок и условия приема оказанных услуг, актом приемки результатов оказания услуг выполнения работ , платежными документами. Сделки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой и с гражданами вне зависимости от суммы сделки должны совершаться в простой письменной или нотариальной форме ст. К заключению договора в письменной форме может привести обмен письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго п.
Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю абзац второй п. Согласно ч. Поэтому чек необходим для подтверждения произведенных организацией-заказчиком затрат. В нем указывается в том числе наименование реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг и ИНН заказчика пп. Чек может быть передан покупателю заказчику в электронной форме или на бумажном носителе чч. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на заказчика. При этом утрата физическим лицом права на применение специального налогового режима НПД или аннулирование налоговым органом его постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД не является основанием для непризнания в составе расходов затрат, осуществленных понесенных покупателем заказчиком , при условии наличия чека, подтверждающего оплату товаров работ, услуг и соответствующего требованиям ст. Наличие чека, сформированного исполнителем в порядке, предусмотренном ст. На наш взгляд, данную норму следует рассматривать как специальную, характеризующую специфику взаимоотношений сторон договора, одна из которых является плательщиком НПД.
При этом, как разъясняют контролирующие органы, установленные НК РФ правила признания расходов в виде затрат на приобретение работ услуг различаются и зависят от характера расходов, а также условий осуществления и направлений деятельности. При этом в отношении отдельных видов услуг заключение актов на их выполнение в целях документального подтверждения расходов в виде стоимости оказанных услуг не требуется смотрите также письма Минфина России от 26. В свою очередь, акт оказания услуг, по мнению ФНС России, может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги для целей налогового учета расходов заказчика п. При этом позже ФСН в информации от 26. Он является документом, подтверждающим факт их исполнения, а также отражает период или дату их оказания смотрите также письмо ФНС России от 30.
Тогда компании грозит административная ответственность ч. При наличии признаков трудовых отношений между работодателем и самозанятым работодатель может избежать негативных последствий, отразив выплаты в пользу нанятого работника в соответствующих налоговых декларациях и расчетах. В гражданско-правовом договоре с самозанятым помимо стандартных пунктов следует включить указание, что исполнителем является плательщик НПД. Также рекомендуется зафиксировать обязанность самозанятого уведомлять о прекращении деятельности и снятии с учета по спецрежиму, так как если самозанятый утрачивает право на применение НПД, то обязанность исчислять и уплачивать НДФЛ и страховые взносы возлагается на юрлицо письмо ФНС от 20.
Рекомендуется перед заключением договора проверять наличие статуса самозанятого. Это можно сделать на сайте ФНС или запросив у физлица выписку из приложения «Мой налог». Если работник уволился из организации и оформил статус самозанятого, сотрудничать с ним нельзя в течение 2 лет после увольнения — контролирующие органы могут принять это за уход от налогов и взносов. Но если человек работал, например, по договору подряда, с ним можно продолжать сотрудничать и в статусе самозанятого.
Но если документальное оформление сделки с самозанятым корректно, то ее переквалификация не последует. Ответственность за уплату налога будет возложена только на самозанятого исполнителя.
Как физлицу исключить налоговые риски при осуществлении деятельности, которую налоговый орган может признать предпринимательской? Еще в прошлом году начала прослеживаться тенденция: налоговые органы приравнивают деятельность физических лиц к предпринимательской. Это связано с попытками обязать «теневых предпринимателей» зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятых и платить налоги. Если человек получает доходы от деятельности, которую он не относит к предпринимательской, но по ключевым признакам она является таковой, на него будет распространен режим налогообложения, установленный для индивидуальных предпринимателей. Причем он может быть и не зарегистрирован в качестве ИП. Основным фактором, определяющим предпринимательский характер деятельности, является нацеленность физического лица на извлечение прибыли на систематической основе.
После переквалификации деятельности в предпринимательскую налоговый орган может доначислить недоимку по НДС.
Организации штрафуют из-за найма самозанятых
Если сделка исполняется немедленно, то договор может быть заключен и в устной форме. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчиком денег за оказанные услуги. Оформление платежных документов при перечислении денег за товары, работы, услуги юридическими лицами происходит в общепринятом порядке. Главное — чек, который подтвердит расходы юрлица Как происходит расчет между юридическим лицом и налогоплательщиком Налога на профессиональный доход?
В нем содержатся такие сведения, как наименование товара, работ, услуг и ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя, который является заказчиком услуг. Этот документ и подтверждает расходы юридического лица.
Помимо этого, уже существуют автоматизированные сервисы, которые создают все необходимые документы при работе с самозанятыми. Как изменились обязательные выплаты организаций при работе с самозанятыми? При работе с самозанятыми выплаты организаций сводятся к минимуму, заявляют эксперты. За счет оптимизации налогов, у компаний появляется дополнительная финансовая подушка. Ее можно использовать для повышения мотивации штатных сотрудников, инвестирования в развитие бизнеса, перераспределения средств в другие фонды и еще большой спектр других задач. Помимо этого, если позволяет налогообложение, расходы на оплату услуг самозанятых можно включить в перечень расходов для уменьшения налоговой базы. Какие риски есть у компаний при работе с самозанятыми?
Инспекторы налоговой службы проверяют не только положения договора с таким лицом, но и то, как фактически осуществляется деятельность по договору. В случае если налоговиками доказывается факт подмены, организацию ждут санкции по действующему законодательству, — рассказывает Сергей Фадеев.
Регистрация бесплатная и интуитивно понятная, так что тратиться на юриста и подготовку 100500 документов не придется. Для оформления отношений с самозанятым подписывается договор оказания услуг. Шаблон договора с самозанятым по ссылке в Google Документах. При этом договор не обязателен для сделок меньше 10 000 рублей, если не требуется нотариальное заверение. Для сделок свыше 10 000 рублей договор обязателен. При оформлении договора с нерезидентом-самозанятым, организации следует уведомить об этом МВД в течение 3-х рабочих дней. Если этого не сделать, то можно схлопотать штраф в 1 млн. Правила оформления договора такие же, как при работе с ИП.
Здесь укажем главные требования к договору: В договоре не должно быть намеков на трудовой договор: упоминаний должностей, выполнение функций, работа по расписанию. В договоре должна быть четко указана услуга, которую будет выполнять самозанятый с указанием требуемого результата, стоимости результата, который зависит от количества выполняемой услуги и сроки оказания услуги. Корректно оформленные акты выполненных работ. В них должно быть подробное описание результата сотрудничества и его стоимости. Перед оформлением договора необходимо обязательно проверить физика на актуальность статуса самозанятого по ссылке на сайте налоговой на момент заключения договора. Если вы заключите договор и окажется, что физик не числится самозанятым на всем протяжении действия договора, то налоговая при проверке сочтет это обычной выплатой физическому лицу и обложит суммы страховыми взносами и НДФЛ, а бонусом начислит штраф и пени. В общем, будет классическая схема доначислений при подмене трудовых отношений. Оплата услуг и закрывающие документы Оплата услуг самозанятого происходит с расчетного счета организации на личный банковский счет самозанятого в банке.
Нет, это не так. Но регулярные переводы в адрес плательщика НПД от одной и той же компании или ИП на одни и те же суммы могут быть признаком трудовых отношений, замаскированных под работу с самозанятым. Пока приказ Минтруда не влечет за собой санкций для предпринимателей и компаний.
Тонкости работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с самозанятыми
Организации штрафуют из-за найма самозанятых | С 1 марта 2024 года начали действовать новые правила работы с самозанятыми — плательщиками НПД. |
Как компаниям работать с самозанятыми без риска | Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. |
ФНС доначислит налоги при найме самозанятых
Оказание услуг самозанятым юридическому лицу. Чтобы юридическим лицам и ИП спокойно работать с самозанятыми, нужно проверить все сделки, изменить или перезаключить контракты в самозанятыми. Организации и ИП, которые массово работают с самозанятыми и при этом за последние 12 месяцев (необязательно последовательно) в течение 3 месяцев платят от 20 000 рублей минимум десятерым из них. При работе с гражданами налог составит 4% от дохода, а при работе с организациями или ИП — 6%. Если ещё не использован весь налоговый бонус, действует сниженная ставка. #УБрекомендует при работе с самозанятыми лицами так оформлять документы, чтобы они соответствовали требованиям профессора Преображенского: “ чтобы это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни. Самозанятые — физические лица, которые самостоятельно выполняют услуги и платят налог на профессиональный доход (НПД).
Страховые взносы для плательщиков НПД
- Как бизнесу сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений от налоговой
- Как стать самозанятым: пошаговая инструкция
- Разместите свой сайт в Timeweb
- Рубрики сайта
Сергей Фадеев: "Основной риск работы с самозанятыми — доначисление налогов и взносов"
Так, если репетитор по английскому из примера выше еще не израсходовал вычет, он заплатит не 1000 рублей, а всего 700. Других обязательных налогов у самозанятых нет. Дополнительно ничего платить не нужно. С взносами в Пенсионный фонд все иначе. Взносы в ПФР можно делать добровольно, чтобы копить стаж и баллы для пенсии. Если работать только самозанятым и взносов не делать, теряются годы трудового стажа. Если человек совмещает самозанятость и основную работу по трудовому договору, работодатель делает за него взносы в ПФР, поэтому с пенсией проблем не будет. Что касается взносов в Фонд социального страхования ФСС на случай временной потери трудоспособности или материнства, то их могут делать только самозанятые со статусом ИП. Остальным плательщикам НПД данная опция пока недоступна, поэтому никаких выплат во время болезни или декрета они не получают. Плюсы У нового налогового режима довольно много плюсов.
Возможность работать легально. Самозанятость — это способ выйти из «серой зоны», работать легально и не бояться, что однажды федеральная налоговая служба решит устроить проверку подозрительных доходов. Также можно без опаски давать рекламу, чтобы найти новых клиентов, а еще получить справку о доходах для визы или ипотеки. Простая регистрация. Для регистрации самозанятым не нужно собирать пакет документов, платить госпошлину и идти в налоговую. Весь процесс проходит онлайн и занимает 10 минут. Есть четыре способа зарегистрироваться: на сайте ФНС, в приложении «Мой налог», на портале «Госуслуги» или в личном кабинете крупных банков. Нет отчетности. Самозанятые не обязаны сдавать декларации, вести бухгалтерию или книгу учета доходов и расходов.
Все, что от них требуется, — выдать чек через приложение и отправить его покупателю. Не нужно рассчитывать налог. Приложение «Мой налог» автоматически рассчитывает налог за каждую продажу, показывает итоговую сумму и сроки оплаты. Низкие ставки по налогу. Нет онлайн-кассы. Большинству ИП и организациям для работы с физическими лицами нужна онлайн-касса, а это дополнительные расходы на ее покупку или аренду. В случае самозанятых роль кассы выполняет приложение. Больше клиентов. Многим ИП и ООО выгодно работать с исполнителями-самозанятыми, так как это уменьшает налоговую нагрузку.
Минусы Однако у этого режима есть и целый ряд минусов. Ограничения по доходу. Доход самозанятого не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год. Тем, кто планирует зарабатывать больше, этот налоговый режим не подойдет. Нельзя нанимать работников. Самозанятый не может нанимать сотрудников по трудовому договору, все работы нужно выполнять самостоятельно либо заключать договор подряда. Нет социальных гарантий. Если самозанятый заболеет или захочет уйти в отпуск, он не получит никаких выплат, которые обычно гарантированы сотруднику, работающему по трудовому договору. Ежемесячная оплата налога.
Если ИП могут платить налоги раз в квартал или вообще раз в год, главное — успеть до конца установленного срока, то самозанятые платят их каждый месяц. Нет трудового стажа.
Самозанятые формируют чеки в приложении «Мой налог» и заменяют сторонам акты сдачи-приемки. Подписывать чеки не требуется. Еще по теме: как ИП работать с самозанятыми Как заполнить платежку Если рассчитываетесь с плательщиком НПД безналично, отправьте в банк платежное поручение. Платежку составьте по базовым правилам — укажите номер и дату, сумму, плательщика и получателя, реквизиты банков. Необходимо сформулировать корректное назначение платежа при оплате самозанятому лицу от юридического, иначе у компании возникнут проблемы с банком и налоговой инспекцией. Писать «зарплата», «вознаграждение» нельзя: банк заблокирует счета за отсутствие платежей по НДФЛ и страховым взносам.
Какую терминологию использовать, а какой лучше избегать, когда пишете о самозанятых: самозанятый — «исполнитель» или «подрядчик», а не «работник» или «сотрудник»; когда самозанятый делает что-то по договору — это «выполнение работ» или «оказание услуг», а не «работа»; компания, которая сотрудничает с самозанятым, — «заказчик», а не «работодатель»; деньги, которые компания платит самозанятому, — «оплата» или «вознаграждение», а не «оклад» или «зарплата». Составить финансовый прогноз на год, посчитать точку безубыточности и узнать, сколько реально зарабатывает бизнес, поможет курс Жизы по финансовой грамотности. Вот что мы рекомендуем: Не давайте социальные гарантии: больничный или оплачиваемый отпуск — только для сотрудников. Не обязывайте самозанятого находиться в офисе для оказания услуг. Например, если привлекаете самозанятого для уборки, услуги оказывать придётся в вашем здании — это логично.
А если привлекаете самозанятого дизайнера, который будет рисовать баннеры, ему рабочее место в вашей компании ни к чему. Если бизнесу важно определённое время, в которое самозанятый оказывает услуги, это можно предусмотреть в договоре. Этому тоже должно быть логическое обоснование: например, склад работает с 8 до 19, грузовые услуги нужно оказывать в этот период. Не стоит писать, что самозанятый оказывает услуги в такое-то время, лучше укажите, что предоставляете на выбор временные слоты для оказания услуг. Не компенсируйте расходы исполнителю — например, на отправку документов, проживание, питание, бензин.
Пропишите в договоре, что самозанятый несёт эти расходы самостоятельно за счёт полученных по договору средств. Не запрещайте исполнителю сотрудничать с другими компаниями: у самозанятого исполнителя может быть столько проектов, сколько он сможет вести. Обратите внимание на периодичность выплат. Если исполнитель получает одинаковые выплаты строго два раза в месяц — это признак трудовых отношений. Теперь коротко, что учесть в договорах, актах и заданиях для самозанятых.
Договоры с самозанятыми могут быть только гражданско-правового характера — ГПХ. В договоре или в заданиях к нему следует прописать конкретный результат деятельности самозанятого. Ещё в договоре стоит прописать, что у исполнителя есть статус самозанятого, то есть он сам платит за себя налоги. Не забудьте указать, что исполнитель обязуется предоставлять чеки и уведомить компанию, если потеряет статус самозанятого или начнёт применять другой налоговый режим. Шаблон договора Задания на оказание услуг или выполнение работ исполнителю следует давать в письменном виде.
Задание подтверждает, что исполнитель выполняет конкретные задачи, а компания требует конкретный результат. В нём прописывают, какие услуги будут оказаны, какие к ним требования, период оказания услуг и стоимость. Шаблон задания Акты формируют после того, как исполнитель оказал услуги или выполнил работы. Акты помогают доказать, что заказчику важен конечный результат, а не сам процесс сотрудничества, и что стороны согласны с объёмом оказанных услуг и их стоимостью. В акте указывают, что конкретно сделал самозанятый и за какой период времени, какую сумму выплат в итоге получил или получит.
Но доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб. Как организации и ИП привлечь самозанятого для выполнения работ или оказания услуг, чтобы налоговики не доначислили потом недоимку по налогу? У самозанятых налогоплательщиков не должно быть работодателя и наемных работников. Поэтому при взаимодействии с ними необходимо оформить договор гражданско-правового характера с указанием статуса привлекаемого исполнителя и условий работы. В договоре следует прописать, что исполнитель осуществляет свою деятельность в качестве плательщика налога на профессиональный доход, поэтому заказчик не является налоговым агентом в отношения дохода, полученного физическим лицом.
Условия привлечения самозанятого не должны отвечать характеристикам трудовых отношений, то есть в договор не следует включать пункты о соблюдении внутреннего режима работы компании и трудового распорядка. Доначислить НДФЛ могут и в случае, если самозанятый является бывшим сотрудником компании и после его увольнения еще не истекли два года. Недоимки по налогу и штрафы лягут на плечи заказчика услуги, который будет являться налоговым агентом в случае переквалификации договора ГПХ в трудовой. Но если документальное оформление сделки с самозанятым корректно, то ее переквалификация не последует.
Как работать с самозанятыми и ИП
Организации и ИП, которые массово работают с самозанятыми и при этом за последние 12 месяцев (необязательно последовательно) в течение 3 месяцев платят от 20 000 рублей минимум десятерым из них. «Ведомости»: обязанность платить налоги за самозанятых могут передать маркетплейсам. Но если самозанятый гражданин потерял право применять НПД (налог на профессиональный доход), то НДФЛ за него придется заплатить.