Фильм «Летят журавли» вышел на экраны в 1957 году.
«Летят журавли». История невыдуманной любви
Пара растила троих детишек. А еще семья прошла через жестокие сталинские репрессии тридцатых годов прошлого века. Отца супруги арестовали, а мать убили неизвестные. Потом расстреляли брата самого Меркульева, после чего они с женой усыновили троих его детей. А вовремя эвакуации после начала Великой Отечественной они взяли себе еще двоих осиротевших ребятишек. Такую семью надо было кормить, поэтому Меркульев работал чуть ли не круглыми сутками, снимаясь во всем, что предлагали. Тем более, жену Ирину, как дочь врага народа, нигде на работу не брали. Но семья достойно прошла через все испытания, а когда в конце пятидесятых режиссера Мейерхольда реабилитирован, Ирина смогла вернуться на сцену. Супруги прожили вместе в большой любови более сорока лет.
И когда Меркульев умер весной 1978 года, Ирина смогла пережить его лишь на несколько лет. Валентин Зубков Роль верного друга Бориса Степана в картине «Летят журавли» сделала артиста по-настоящему востребованным. Потом в его карьере будут такие фильмы, как «Коммунист», «Трое вышли из леса», «Солнце светит всем», «Иваново детство». Ходили слухи, что актер был очень слаб по поводу выпивки. И уж если брался за бутылку, остановиться уже не мог. И хотя благодаря супруге Нине он сумел победить «зеленого змия», в кино пришлось начинать все сначала. Но повторения успеха не получилось, Зубкову доставались теперь лишь крохотные роли в не очень известных картинах. А тут еще в семье случилась трагедия.
В 1977 году утонул единственный сын актера Сергей. После этого у Зубкова случился инсульт, а еще чуть погодя у него был диагностирован глубокий склероз. В последние месяцы жизни память все чаще изменяла ему, и выходя на улицу, он ложил в нагрудный карман листок со своим именем и адресом. Зимой артиста госпитализировали с приступом, и с ним ослабленный организм уже не справился. Валентину Зубкову было лишь пятьдесят пять. Читайте нас в.
В списке актрис и актеров, снявшихся в кинофильме Летят журавли 1957 года, также имеется информация о ролях и героях, которых они сыграли. Главных женских героев в фильме сыграли актрисы Татьяна Самойлова , исполнившая роль "Вероника", Светлана Харитонова , исполнившая роль "Ирина", Майя Булгакова , исполнившая роль "женщина на вокзале".
Самой любимой ролью Алексея Баталова у зрителей стал Гога из ленты «Москва слезам не верит» У супругов появилась дочка Маша, но период беззаботного счастья был недолгим. Вскоре родители заметили, что у малышки проблемы с движением. Сказалась родовая травма — у девочки диагностировали ДЦП. Артисты тяжело приняли новость о болезни наследницы, но не опустили руки. Мария получила блестящее образование, поступив на сценарный факультет ВГИКа, выпустила собственную книгу и вошла в Совет кинематографистов России. До последнего артист председательствовал в жюри конкурсов, связанных с кино, занимался благотворительностью, поддерживая фонды помощи инвалидам с детским церебральным параличом, преподавал. Но с годами его все больше одолевала проблема с сосудами. У Баталова часто кружилась голова, и в январе 2017-го во время очередного приступа он неудачно упал и сломал шейку бедра. После тяжелой травмы актер попал в больницу, откуда уже не вышел: 15 июня он умер во сне в 88 лет. По сюжету двоюродный брат Бориса поначалу проявлял себя как романтик, но заполучив желаемое, остыл к героине Самойловой. Ближе к концу фильма «Летят журавли» Ника выяснила, что супруг давно ходит налево к Антонине Монастырской, да еще и отдал ей игрушечную белку — подарок Бори. После противоречивого и яркого персонажа Шворину часто предлагали воплотить на экране мужественных героев. Гордиенко из «Небо зовет», Боб из «Деловых людей», друг Кашкина из ленты «Ты — мне, я — тебе» — Александр Борисович стал еще более известным. Однако ближе артисту оказалась сцена. С середины 70-х он был ведущим актером театра имени Маяковского. Шворина считали душой компании. Где бы он ни появлялся, девушки буквально падали к ногам обаятельного актера. Но, по закону подлости, нравились Александру Борисовичу те женщины, что не обращали на него никакого внимания. Интересно, что еще до роли Марка артист, как и его будущий герой, благодаря настойчивости добился руки Александры Ляпидевской. Просто измором взял: зачем-то я за него выскочила, — сетовала Ляпидевская. Вдобавок еще и выпивал». Впоследствии тот союз Ляпидевская называла ошибкой, а настоящую любовь обрела с Анатолием Кузнецовым. Он делал вид, будто страстно влюблен. На самом деле, думаю, просто хотел с помощью ее брата Николая Гриценко закрепиться в Вахтанговском театре. А вот Лилия влюбилась всерьез. Когда Сашка потом ушел, даже пыталась повеситься, еле успели из петли вытащить», — делилась Александра. В 1970-м актер женился на юристе Виктории Лебедевой. Брак оказался счастливым, но детей у пары так и не появилось. Супруга была рядом, когда Шворин серьезно заболел. Последние полтора года жизни он страдал от обострения астмы, пока не скончался в августе 1994-го. Меркурьев много играл в театре, а впоследствии сам ставил спектакли и преподавал.
Возможно, именно поэтому ей с блеском удалась роль Вероники. Несмотря на критику Хрущева, фильм попал в Канны, где произвел фурор. Возникла мода на Веронику. Как и предсказывал Баталов, девушки стали делать такие же стрелки, такую же прическу. Но главное — с этой картиной я побывала в Каннах, а затем в Париже — городе моей мечты! От безысходности пришлось сниматься в холодной тайге в ленте «Неотправленное письмо». В суровых условиях Татьяна Самойлова вновь заболела. В тот момент ее настигло еще одно потрясение: беременность. В отличие от своих героинь, тогда актриса была счастливо замужем за Василием Лановым, однако амбиции не позволили ей стать мамой — со дня на день звезда ожидала главную роль в жизни. После подпольного аборта Татьяны супруги начали стремительно отдаляться друг от друга. Обиднее всего, что жертва оказалась бессмысленной: Самойловой не предлагали значительных ролей, а второстепенные не приносили ей удовлетворения. Актеры развелись, но по воле судьбы появились вместе в картине «Анна Каренина». Татьяна сыграла в фильме главную героиню, однако критики приняли ленту холодно. Разочарования ждали Самойлову и в личной жизни. Со вторым мужем Валерием Осиповым зачать ребенка, о котором мечтала осознавшая прежние ошибки артистка, ей не удалось. В конце жизни Татьяна Самойлова чувствовала себя забытой Радость материнства звезде принес союз с режиссером Эдуардом Машковичем. Отношения с драматургом не были идеальными, поэтому вскоре после рождения сына Мити пара рассталась. Ребенок перевернул мир актрисы, и даже отсутствие работы в кино, продлившееся 25 лет, не сломило ее. В 2000-х артистка вновь замелькала на экране в сериалах. Но с годами старые проблемы со здоровьем стали напоминать о себе все чаще. В 2008-м Татьяна Самойлова окончательно ушла из кино. У сына не было возможности регулярно навещать маму, и та утешалась лишь редкими интервью на телевидении. Подводила актрису и память: дважды она пропадала из дома. На поиски бросались волонтеры, неизменно находя кумира в клиниках. Последние годы звезда картины «Летят журавли» уже не узнавала родных. А в день 80-летия она попала в больницу, где скончалась от болезни сердца. Но именно персонажа актера из картины «Летят журавли» Бориса, жениха Вероники, зрители особенно полюбили, хотя тот появлялся в кадре не так часто. Лента закрепила успех артиста, карьера которого только начинала набирать обороты. В 50-х он снялся в фильмах «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». Тогда об Алексее Баталове заговорили как о зрелом состоявшемся актере. В очередной раз поклонники убедились в его таланте по картине «Девять дней одного года», однако оглушительный успех ждал артиста с выходом ленты «Москва слезам не верит».
Актеры и роли фильма «Летят журавли» (1957)
На съемках фильма «Летят журавли» (1957) / Фото: Мосфильм. При всей необычности драматургии Розова и открытии Самойловой, наиболее новаторский элемент фильма «Летят журавли» — это операторская работа. Актеры и роли, съемочная группа Летят журавли (1957). 12 октября 1957 года в советских кинотеатрах состоялась премьера военной драмы «Летят Журавли» режиссера Михаила Калатозова. Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Картина «Летят журавли» вышла в прокат в 1957-м и имела громкий успех. Сегодня это культовый фильм советской эпохи.
Летят журавли - актеры и роли
В 1958 году его создателям была вручена высшая премия Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь». Многие крупные режиссеры — Андрей Кончаловский, Сергей Соловьев, Клод Лелюш и другие, говорят о том, что именно этот фильм предопределил их решение посвятить себя режиссуре. Ценителей особенно потрясала новаторская работа оператора «Журавлей» Сергея Урусевского. Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше — режиссер или оператор — вложил в нее. В кино иногда случается, что оператор становится сердцем картины», — пишет режиссер Александр Митта. Сам Сергей Урусевский рассказывает, что ему интересно не просто фиксировать происходящее на камеру, а активно вовлекать в происходящее на экране зрителя — сделать его «соучастником» действия и переживания. Технические средства «в процессе работы и видения картины» возникали сами собой, говорит он. Он уверен, что оператор должен двигаться вместе с актерами, играть вместе с ними, через камеру выражая своё отношение к событиям, делая камеру, а через неё и зрителя, их соучастниками. Урусевский пользовался легкой ручной кинокамерой с широкоугольным объективом, что позволяло ему производить съемку в движении, бежать за героями, смотреть на происходящее их глазами, протискиваться вместе с героиней сквозь толпу… Более того, в одном из знаковых эпизодов «Журавлей» — когда Вероника в смятении бежит, намереваясь покончить с жизнью, камера находится непосредственно в руках самой актрисы. Оператор манипулирует и скоростью съемки — начинается с 18 кадров в секунду, прореживается до 12, а в кульминационный момент доходит до 4, что позволяет ощутить фрагментарность зрения Вероники и силу её отчаяния.
Крупные планы, показывающие самые тонкие переживания героев, неожиданные ракурсы, многократная экспозиция, когда в результате получается многослойное и многосложное — «образное» — изображение… далеко не полный список приемов, использованных оператором. Урусевский сам автор множества сложных технических сцен и инженерных находок, например, круговые рельсы для камеры. Так снимался эпизод смерти героя — кружение берез на фоне бездонного неба. Знаменитые кадры взлета Бориса по лестнице сняты с помощью специального лифт-крана, перемещающего камеру параллельно движению актера. История любви — «взаимного головокружения» — Вероники Татьяна Самойлова и Бориса Алексей Баталов начинается 22 июня 1941 и заканчивается 9 мая 1945 года. Фильм о войне и победе?
Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги.
Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочные работы. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку- подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблен, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь, и на фронт не попадает. Борис также советует ему не ходить. Марк продолжает добиваться Веронику, и она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж.
Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражен точным выстрелом. Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович.
По возвращении на родину он связался с директором Каннского фестиваля и убедил его включить в программу фестиваля фильм Калатозова. В результате «Летят журавли» получили главный приз — Золотую пальмовую ветвь, фильм стал лидером французского кинопроката, а Татьяну Самойлову, получившую специальный диплом жюри Каннского фестиваля, начали называть «советской Брижит Бардо». Татьяна Самойлова в роли Вероники Фото: tvkinoradio. Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты.
Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им и не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая, долгая овация. Мы поднялись, кланялись. Потом был яркий свет, масса восторженных слов в наш адрес.
Нас все время фотографировали, журналисты не давали нам выйти из зала. Интервью следовали одно за другим». Пабло Пикассо назвал фильм гениальным, а Татьяне Самойловой предрек звездное будущее.
Но во время одного из дублей, падая, второй актер потянул Баталова за собой, и тот упал лицом на обрубленный куст. Алексей Баталов очень переживал, что с кино для него теперь покончено, но, к счастью, обошлось благодаря ювелирной работе хирурга.
Новаторство съемок «Появление «Журавлей» без Урусевского вообще было бы невозможно. Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше — режиссер или оператор — вложил в нее. В кино иногда случается, что оператор становится сердцем картины», — сказал в одном из своих интервью режиссер Александр Митта. По его словам, до этой картины не было таких феноменальных экспрессивных кадров, которые действовали очень долго и очень сильно. Сергей Урусевский действительно был настоящим профессионалом и фанатом своего дела.
Он придумывал новые способы съемок, которые раньше в кинематографе не использовались. Так, специально для эпизода, где герой Баталова стремительно бежит по лестнице, был построен макет трехэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Алексей Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского четко вровень с актером. Источник: 7days.
Впрочем, создатели фильма были к этому готовы, поэтому их не удивили осуждения образа главной героини, упреки в попытках оправдать Веронику и в мелочности сюжета. Никита Хрущев так и вовсе не скупился в выражениях. Критики отмечали, что лента, которая начиналась с глубоких тем, по дороге стала «срываться и разменивать масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и киноэффектов». Конечно, столь противоречивые отклики подогревали зрительский интерес, но в советском прокате картина заняла только 10-е место.
Фильм Летят журавли актеры и роли / 1957
Особенности съемок Съемочный процесс проходил трудно и с многочисленными простоями. Калатозов, который начинал как оператор, придерживался принципа, что пусть лучше эпизода не будет совсем, чем он будет плохо снят. Из-за этого в фильм не попало множество задуманных изначально эпизодов. Сложно приходилось на площадке и съемочной группе.
Так, для того, чтобы снять, как Вероника и Борис поднимаются по лестнице в подъезде, построили трехэтажную декорацию подъезда с шестом посередине, по которому медленно поднималась камера. Вообще этот фильм стал известен еще и как пример уникального труда не только оператора Сергея Урусевского. Например, Татьяна Самойлова, которая в самый разгар съемок заболела туберкулезом, до обморока работала на площадке, уходя четыре раза в день на уколы и возвращаясь вновь.
А Баталов, разбивший себе во время съемок лицо, сразу из больницы вернулся на съемки.
Он ушел на фронт добровольцем, ее родители погибли во время бомбежки, и она поселилась в семье Бориса. Юноша пропал без вести. Сломленная несчастьями, Вероника выходит замуж за брата Бориса Марка. В эвакуации она работает в госпитале, которым руководит отец Бориса и Марка.
Наверное, в этом совпадении нет ничего удивительного — Калатозов стал не только классиком советского киноискусства, но и вошел в историю мирового кинематографа: 60 лет назад его фильм «Летят журавли» получил главный приз Каннского кинофестиваля, а Калатозов стал единственным советским режиссером-обладателем Золотой пальмовой ветви. Но самое интересное осталось за кадром. Но тогда она не была опубликована из-за идеологических причин — главная героиня, которая не дождалась любимого с фронта и вышла замуж за его брата, не соответствовала образу верной и преданной советской женщины. Когда через 13 лет пьесу наконец опубликовали, Михаил Калатозов тут же разыскал автора и предложил ему вместе написать киносценарий. Они добавили туда еще несколько эпизодов — сцену бомбежки Москвы, спасение героиней ребенка на мосту, гибели родителей главной героини, смерти ее возлюбленного и встречи победителей в финале, но основная сюжетная линия осталась неизменной — о влюбленной паре, разлученной войной, и юной девушке, совершившей ошибку и раскаявшейся в этом.
Урусевский рассказывал: «В сценарии было очень много бытовых сцен, но мы сумели повернуть все в романтическую сторону, что ли… Не было в сценарии ни смерти Бориса, ни самоубийства Вероники. Это все писалось во время съемок, и очень долго не оформлялось в сознании, как эти сцены будут сниматься. Все возникло стихийно, в процессе работы… Нужно было выразить мысль, высказать ее на экране максимально острыми средствами. Никто ведь не ставил такой цели: давайте, мол, только изобразительными! Но средства почему-то возникали изобразительные…».
Актер упал прямо на торчавшие из воды стволы деревьев и ветки и сильно поранил лицо. Ему пришлось наложить несколько швов, и он уже даже мысленно попрощался с актерской профессией. К счастью, порезы быстро зажили, и уже через месяц Баталов смог вернуться на съемочную площадку.
Визитной карточкой Урусевского стали длинные планы, создающие ощущение непрерывного действия и до сих пор вызывающие восхищение воздушной лёгкостью камеры.
Фильм Летят журавли вышел вскоре после начала «оттепели» и стал одним из символов свободного от идеологических установок кинематографа. Непарадная история Великой Отечественной войны и внимание к живым, неоднозначным персонажам сделали Летят журавли предметом бурного обсуждения. Известно, что глава СССР Никита Хрущёв, посмотрев фильм, очень неодобрительно отозвался о моральном облике главной героини.
«Летят журавли» — гениальный фильм, положивший начало советскому декадансу
Летят журавли (1957) — сюжет фильма, актеры, занимательные факты и подробности съемок. Драма «Летят журавли» вышла в прокат в 1957-м году и встретила неоднозначную реакцию. Фильм «Летят журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. Полный список актеров, режиссеров и создателей фильма Летят журавли (1957) на сайте Драма «Летят журавли» вышла в прокат в 1957-м году и встретила неоднозначную реакцию. Актеры и роли, съемочная группа Летят журавли (1957).
«Летят журавли» — гениальный фильм, положивший начало советскому декадансу
Она забеременела от артиста, но из-за роли в драме «Летят журавли» 1957 года сделала аборт. «Летят журавли» — единственная советская полнометражная картина, которая получила главный приз Каннского кинофестиваля. Кадр из фильма *Летят журавли*, 1957 | Фото: «Летят журавли» не был классическим фильмом о войне – в нем не шла речь о героических подвигах и сражениях, а вместо этого в центре сюжета была любовная линия.
Состоялась премьера фильма «Летят Журавли»
По первоначальной задумке героиня должна была уходить в восходящее солнце по цепи Крымского моста. Неделю актеров привозили на грим в два часа ночи, но каждый раз Сергей Урусевский отменял съемку — не было нужного света. Его поддерживал в этом и Михаил Калатозов — сам в прошлом оператор. Создатели считали, что лучше никак не снимать, чем снимать плохие кадры. Светлана Харитонова и Алексей Баталов в фильме «Летят журавли» 1957 Одна из самых трагичных сцен картины — несостоявшееся прощание Бориса и Вероники. Знаменитую решетку нашла художник картины Лидия Наумова.
Это место так понравилось режиссеру Михаилу Калатозову, что он решил снимать сцену проводов именно здесь. И как оказалось — не зря. В 1941 году отсюда уходил на фронт истребительный батальон. Это здание школы 644 в Армянском переулке в Москве. Сегодня на здании висит мемориальная доска в память о тех событиях начала войны.
Алексей Баталов и Константин Никитин в фильме «Летят журавли» 1957 Создание фронтовых сцен стало настоящим испытанием и для актеров, и для съемочной группы. Алексею Баталову приходилось падать навзничь в холодную воду. На съемках сцены драки актер даже серьезно повредил лицо и попал в больницу. А когда снимали проход солдат по болоту, оператор Урусевский лежал на металлическом листе, а помощники таскали его несколько часов по колено в грязи. Татьяна Самойлова и Алексей Баталов в фильме «Летят журавли» 1957 «Я сошью себе на свадьбу белое подвенечное платье», — говорит героиня Татьяны Самойловой в самом начале фильма Борису.
Именно эту несостоявшуюся свадьбу видит герой, умирая.
Особенно полезными оказались слова руководителя «Мосфильма» Ивана Пырьева. Предполагалось, что картина начнется со сцены, как москвичи разных возрастов — пары молодых влюбленных, пожилые супруги — едут в машине.
Эдакая картина всеобщей любви, счастья. Но директору студии показалось, что это «случайное начало», и поскольку все эти люди потом не «втянуты» в историю, лучше их вообще убрать. На этом обсуждении Пырьев и посоветовал Калатозову начать картину так: «Было бы правильнее, если бы в предрассветный час вы экспонировали ваших героев в какой угодно сцене, и мы почувствовали бы, как эти люди были счастливы, как была сильна их любовь…» И в июле 1956 года сценарный отдел «Мосфильма» дал заключение по литературному сценарию Розова, позволявшее запустить картину в производство.
Правда, там отмечалась спорность сцены, «в которой Марк овладевает Вероникой… Зрителю будет трудно простить Веронике ее ошибку, так как она оказалась здесь не просто слабой женщиной, но и изменила своему патриотическому чувству…». Эти слова оказались пророческими: когда фильм «Летят журавли» вышел на экраны, некоторые зрители ругали Веронику. А Никита Хрущев был настолько возмущен ее предательством, что обозвал ее девушкой легкого поведения… «Моя Вероничка… — говорила о своей героине Татьяна Самойлова.
Я ей сопереживала, старалась выразить ее и сделать наиболее интересной, сложной, сердечной…» Только изначально «наполнять» Веронику должна была другая актриса — Елена Добронравова. Однако и тут вмешался случай: ассистент режиссера увидел Самойлову в фильме «Мексиканец» и указал на девушку оператору Сергею Урусевскому. Тот был так очарован молодой актрисой, что попросил Калатозова на нее посмотреть.
И лишь спустя месяцы, посмотрев фильм, признался Самойловой: «А вы меня победили…» В роли Бориса Калатозов сразу увидел Алексея Баталова. Как рассказывает актер: «До проб я не был знаком с режиссером. И твердо знаю, что в этот фильм меня утвердили, потому что утвердили Таню.
В пару ей искали человека, который будет органичен рядом с ней…» Но, пожалуй, главной парой картины «Летят журавли» точнее, в 1956 году, когда началось производство ленты, она шла под другим названием — «За твою жизнь» были режиссер Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский. Актер вспоминает случай, когда должен был сниматься проход Бориса и Вероники у парка имени Горького. Отрывок из фильма «Летят журавли»-Последняя встреча По замыслу создателей, он стал бы кульминацией всей прогулки, потому что героиня Самойловой как бы восходила в небо по цепи моста.
Эпизод должен был сниматься в строгом режиме рассвета, поэтому Баталов и Самойлова приезжали на грим к двум ночи, а с полчетвертого уже были на площадке. Соответственно такому расписанию выезжали на место осветители с аппаратурой, звуковики, операторская машина, режиссерская группа. Вызывалось оцепление, как-никак это правительственная трасса.
Это трагическая история двух влюбленных - Бориса и Вероники, которых навсегда разлучила война. Закрыть Состоялась премьера фильма «Летят Журавли» В советских кинотеатрах, 12 октября 1957 года состоялась премьера военной драмы «Летят Журавли». Фильм снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны.
Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин.
Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает. Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис... Операторская работа Художник по образованию, Сергей Урусевский доказал, что с помощью кинокамеры можно передать самые глубокие душевные движения героев, что «и любовь, и ненависть, и радость можно выразить самим изображением в сочетании с движением, ритмом, светом и главное — внутренним ощущением, горением, творческой взволнованностью оператора-художника».
Работа Урусевского над «Летят журавли» превзошла все ожидания. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров в непрерывном движении создавала ощущение полета, отразившегося в названии. Почти для каждого значимого эпизода оператор создавал новые конструкции. Так, ставший классическим операторский прием — съемка на круговых рельсах — был придуман именно Урусевским для сцены гибели Бориса.