19 января студенты Колледжа Академии Достоевского приняли участие в мероприятии Академии, посвящённом знаменательной дате – восьмидесятилетию со дня прорыва кольца фашистской блокады Ленинграда. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. Полностью снять блокаду удалось только 27 января 1944 года, более чем через год после её прорыва. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года.
Новости и события Российского исторического общества
Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург—Поляны протяжённостью тридцать шесть километров. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года. Фильм снят телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества». В фильме впервые представлен ряд документов, с помощью которых можно восстановить реальную картину начала войны и понять, почему стала возможной блокада, благодаря кому Ленинград не был сдан врагу и выстоял.
Можно вспомнить пример из советской киноэпопеи «Блокада» , в которой есть эпизод, где старый товарищ Сталина попадает к нему на приём осенью 1941 года и задаёт ему вопросы о том, почему страна оказалась в такой сложной ситуации и не стоит ли сдать Ленинград. Сталин отвечает, что нужно сражаться. Вот несколько цитат из донесений и отчётов НКВД: взяты из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» : »…Пропадаем ни за что, голодаем и мёрзнем. Сам Сталин в своём докладе указал, что у нас нет танков и самолётов. Разве победим? Токарь одного из номерных заводов». Всё большее количество людей начало осознавать, что худшее впереди, что рассчитывать на облегчение положения не приходится». Эту записку пишут сотни рабочих, чтобы дали хлеба, а иначе мы сделаем забастовку, поднимемся все, тогда узнаете, как морить рабочих голодом». Из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» Так что «пораженческие» настроения действительно были в Ленинграде. Другое дело, что сдача города вряд ли бы спасла сотни тысяч людей. Во-первых, нужно понимать, что война на Восточном фронте велась совсем по другим правилам, чем на Западном — поэтому некорректно сравнивать сдачу Парижа и сдачу Ленинграда. Немецкая армия и гражданская администрация совсем не делала приоритетной задачу выживания советских граждан на оккупированных территориях — это становится ясно и из дневниковых записей людей, которые остались под оккупацией дневники, опубликованные в сборнике под редакцией Олега Будницкого «Свершилось! Немцы пришли». Население Варшавы сократилось за годы войны с 1 300 000 человек до примерно 400 тысяч человек в 1945 году. Население Киева за время оккупации сократилось с 800 тысяч человек до 180 тысяч. В Витебске количество жителей упало со 160 тысяч до 100 тысяч человек. Приведённые примеры показательны: можно представить, что было бы с населением трёхмиллионного города в случае сдачи, и тем более понять, что бы ждало 200-тысячную еврейскую общину города — зная о Бабьем Яре и о Варшавском гетто. В-третьих, в первый год войны немецкой армии не хватало тёплых вещей и иногда провизии даже для собственных солдат. Жителям оккупированного города не стоило бы ждать какой-то сентиментальности и помощи — скорее наоборот. Население было бы ограблено, а его тяготы и нужды нисколько не волновали оккупантов. В итоге, не стоит думать, что сдача города врагу каким-то образом могла бы сыграть позитивную роль для ленинградцев.
В те страшные дни Галине Никифоровне посчастливилось выжить и теперь она вспоминает события блокады, чтобы рассказать их новому поколению. Все ее воспоминания записали активисты центра «Мир да Лад» и в рамках акции "Память поколений" создали подкаст, посвященный историям блокадного Ленинграда. В выпуск вошли две истории людей, переживших блокаду Ленинграда. Помимо голоса Галины Никифоровой, на записи можно также услышать Александру Калашникову - это журналист, радиоведущая, продюсер программы «Доброволец» на радио «Комсомольская правда».
Они шли вперед, расширяя прорыв. Ранее утро 19 января. На улицах вывешивают алые флаги, флаги победы. Один из них укреплён на развалинах дома, что разрушен фашистской бомбой. Ночь на 19 января 1943 года — историческая ночь позади. С добрым утром, земляки, говорили мы друг другу… А на Невских берегах, только что освобождённых от врага, уже начиналась жизнь — наша, советская. Николай Тихонов писал тогда, что на пристани освобождённого Шлиссельбурга уже снуют моряки, железнодорожники осматривают пути… На противоположном берегу, где раньше нельзя было показаться человеку, открыто дымят паровозы и двигаются поезда. Первый день после прорыва блокады. Победный день, которого мы ждали. Город Ленина получил прямую связь с Большой землей. Предстоит построить железную дорогу протяженностью 30 километров», — вспоминал в одной из радиопередач Матвей Фролов. В 1941 году последний поезд пришёл в Ленинград 27 августа. Враг перерезал Октябрьскую железную дорогу, вышел на ближние подступы и на долгие 17 месяцев город полностью оказался блокирован. Единственной ниточкой, связывавшей Ленинград с Большой землей — по воде и по льду, — была ладожская Дорога жизни. После прорыва блокады 18 января 1943 года, как говорил Фролов, «появилось окошко», а значит можно было «по земле, по нашей советской земле организовать сообщение со всей страной». Практически сразу же на отнятую у врага землю пришли строители, железнодорожники, тысячи жителей осаждённого города. В кратчайший срок — дорог каждый день — нужно было в прорубленном коридоре построить железнодорожную ветку длиной 33 км от станции Поляны до Шлиссельбурга. Местность в основном была болотистая, всё, что на тот момент там было, — лишь полуразрушенная узкоколейка, по которой когда-то доставляли торф. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, которые необходимо было обезвредить. Восемь километров пути находились в прифронтовой зоне, как говорится, «под носом» у противника, работать приходилось под артиллерийским и минометным огнём. Несмотря ни на что, люди трудились сутками напролёт, в пургу и мороз, среди льда и стылой воды, «впрягаясь» в сани из металлических листов, возили грунт и камни, рубили и перетаскивали огромные брёвна, и на засыпанное болото, которое было для строителей, как они говорили, «дороже рыхлого чернозема», ложились ниточки рельс будущей железной дороги.
Основные сведения
- Исторический момент: 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда » ГТРК Волгоград-ТРВ
- День прорыва блокады Ленинграда | Победа РФ | Новость от 18.01.2023
- 18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
- 18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
- Основные сведения
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. В ночь с 18 на 19 января радио Ленинграда передало: «Блокада прорвана! Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей».
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя.
Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства.
Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте.
К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии.
При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования.
В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя.
Там настреляли воробьев и маме дали. И мама отваривала. Месяца три жили на этом бульоне воробьином». К концу января 1944-го, когда блокада была полностью снята, число жертв фашистской жестокости достигло 600 тысяч человек.
Блокаду прорвали силами Ленинградского и Волховского фронтов. Среди защитников и освободителей — 3,5 тысячи уроженцев Северной Осетии. За время боев в Ленинграде 9 удостоены звания Герой Советского Союза. За вторую столицу сражался Ехья Хадонов.
Воспоминания о городе, пережившем самый сложные 900 дней в своей истории, оставались в памяти ветерана до самой его смерти. Ехъя Хадонов ушел из жизни в прошлом году. Ехья Хадонов, участник Великой Отечественной войны: «В этих тяжелейших условиях, когда не было питания, даже кусок хлеба — 100-200 грамм в сутки. Ничего не было, толпива не было.
И в этих тяжелейших условиях победить — это говорит о многом».
И хотя прошло уже столько лет, ее голос дрожит от волнения и эмоций, дата снятия блокады Ленинграда, 27 января, до сих пор - главный для нее праздник. В те страшные дни Галине Никифоровне посчастливилось выжить и теперь она вспоминает события блокады, чтобы рассказать их новому поколению. Все ее воспоминания записали активисты центра «Мир да Лад» и в рамках акции "Память поколений" создали подкаст, посвященный историям блокадного Ленинграда. В выпуск вошли две истории людей, переживших блокаду Ленинграда.
Помимо хлеба стали выдавать макароны и сахар. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера.
Пробитый вдоль берега коридор шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За следующие семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная «Дороги победы». Через этот коридор началась поставка продовольствия, эвакуация детей и пожилых людей. Статья по теме: Ленинград. Работа жизни Вопросы, возникшие в наше время Переосмысливая историю во времена перестройки, исследователи стали задавать вопросы: а можно ли было прорвать блокаду раньше или вовремя эвакуировать мирное население из Ленинграда? Эти вопросы «Эксперт» задал современным военным экспертам и историкам. Но прежде, чем предоставить им слово, обратимся к документальным фактам, не вызывающим ни у кого сомнений.
Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции для восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», который в итоге и был освобожден в 1943 году. Но в 1941 году обе попытки закончились неудачей. В их ходе погибли более 50 тысяч бойцов Красной армии. Затем все силы были брошены уже на битву под Москвой. Очередная попытка прорыва блокады Ленинграда в январе 1942 года привела к неудаче: окружению и разгрому войск Волховского фронта. Следующая атака блокадного кольца состоялась в августе-сентябре 1942 года и вновь завершилась поражением.
А еще раньше, в приказе от 22 сентября, прямо предписывалось уничтожить всех жителей Петербурга так город называли в рейхе и стереть город с лица земли. Эвакуироваться хотели не все «Людей пытались эвакуировать, равно как и завозить продукты в Ленинград. Но возможности были очень ограничены, — рассказал «Эксперту» военный аналитик Игорь Коротченко. Из города вывозили детей, стариков, раненых, но невозможно было вывезти всех.
18 января 1944 – год со дня прорыва блокады. Хроника блокадного Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | 80 лет со дня прорыва блокады. |
Оборона Ленинграда | И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. |
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». |
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
День, когда была прорвана блокада (18 января 2023) | | Сегодня она постоянно пополнятся благодаря работе Института блокады, учрежденного Президентом России. |
Исторический момент: 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда | Прорыв блокады Ленинграда (операция «Искра») начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. |
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
Полностью снять блокаду удалось только 27 января 1944 года, более чем через год после её прорыва. 80 лет назад 18 января была прорвана блокада Ленинграда, длившаяся с 8 сентября 1941 года. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
«18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. «Когда блокаду прорвали, мы были такими счастливыми! 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда – этот момент стал переломным в битве за город на Неве. Первая попытка прорвать кольцо блокады была предпринята в конце сентября.
18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда
Прорыв блокады: 79 лет подвигу | Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. |
18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда - Российское историческое общество | Прорыв блокады Ленинграда, 18 января 1943 Автор фотографии: Борис Кудояров. |
Оборона Ленинграда
Свирь и выходила на побережье Онежского оз. Если на севере фронт в отдельных местах проходил в 45—50 км от города, то на юге передний край находился всего в нескольких километрах от городской черты. Кировский завод отделяли от линии фронта всего 6 км. В осаде оказались войска 42-й, 55-й и 23-й армий, корабли и части Балтийского флота, которым стало очень трудно оборонять город, так как связь с ними могла поддерживаться только по Ладожскому оз.
На Приморском плацдарме, отрезанном противником от Ленинграда, оборонялись войска 8-й армии и части береговой обороны Балтийского флота. Тяжесть положения Ленинграда хорошо понимала Ставка Верховного Главнокомандования, и, естественно, ее первой реакцией было стремление разорвать кольцо блокады. Василевский, — Верховное Главнокомандование принимало все меры к тому, чтобы как можно быстрее снять блокаду с осажденного города».
Сталин давал разрешение на открытие Ледовой дороги через Ладожское оз. Хозину и А. Жданову: «Вы не должны забывать, что единственное средство добиться надежного и регулярного снабжения Ленинградского фронта и г.
Ленинграда заключается в том, чтобы поскорее, не теряя ни часа, прорвать кольцо противника и пробить себе дорогу». Но, как писал потом Г. Жуков, «условия деблокирования Ленинграда в сентябре 1941 года требовали, чтобы 54-я армия действовала более энергично и в полном взаимодействии с частями Ленинградского фронта.
Однако нам не удалось решить вопросы совместных действий так, как этого требовала обстановка». Во время этих сентябрьских боев войска Ленинградского фронта захватили небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки, где, неся страшные потери, перемололи несколько фашистских дивизий. Этот знаменитый плацдарм, получивший название «Невский пятачок» и ставший символом мужества и массового героизма советских воинов, наши части удерживали до конца апреля 1942 г.
В условиях, когда войска противника находились в непосредственной близости от Ленинграда, перед командованием Ленинградского фронта встала неотложная задача усиления обороны города. Прежде всего был приложен максимум усилий для пополнения войск людскими резервами. Это было особенно необходимо, так как войска фронта, остановившие врага, сами понесли тяжелые потери и имели большой некомплект личного состава.
С сентября по декабрь 1941 г. Укреплена была главная полоса обороны, на которой располагались советские войска. Особое внимание обращалось на укрепление района Урицк — Пулково — Колпино.
Коллективы ленинградских заводов оснастили главную полосу значительным количеством артиллерии и укреплениями из стали и железобетона. По внутренней окружной железной дороге оборудовалась вторая линия обороны, которая состояла из стрелковых окопов, пулеметных и артиллерийских дотов и других сооружений, прикрытых проволочными заграждениями, минными полями, железобетонными и металлическими надолбами. Была также создана и третья линия обороны, проходившая по южным окраинам Ленинграда через Угольный порт, Алексеевку, Автово, Слободку, Александровскую, пос.
Николаевский, ст. Фарфоровскую, завод им. Сильные оборонительные сооружения возникли по правому берегу Невы до Ладожского оз.
С севера Ленинград прикрывался укреплениями, расположенными между Финским заливом и Ладожским оз. Морские подступы Ленинграда защищались силами и средствами Балтийского флота. Восточная часть Финского залива от о.
Гогланд была заминирована. Большие работы проводились по созданию укреплений и в самом Ленинграде. В 110 узлах обороны, созданных в городе, имелось 570 артиллерийских дотов, около 3600 пулеметных дотов, 17 тыс.
Первая позиция проходила от Кировского завода через ст. Броневая и Товарная, пос. Шаумяна к Неве; вторая — по Обводному каналу; третья — по р.
Фонтанке и четвертая — по Неве от Галерной гавани до Уткиной Заводи. В случае необходимости эти позиции должны были оборонять воинские части Ленинградского гарнизона, войска НКВД, специально сформированные 12 батальонов милиции, дивизия военизированной пожарной охраны, 79 рабочих батальонов, сведенных в 5 стрелковых бригад, а также 24 батальона моряков, сформированных из экипажей кораблей Балтийского флота. Руководство всеми этими силами было возложено на специально созданное Управление внутренней обороны города ВОГ во главе с начальником гарнизона генералом А.
Город был превращен в неприступную крепость. Осенью 1941 г. Под руководством командования фронта оно вскоре приобрело массовый характер.
В начале 1942 г. Смолячкову, И. Вежливцеву, П.
Голиченкову, А. Калинину, Н. Козлову, С.
Лоскутову, В. Пчелинцеву, Ф. Синявину, Ф.
Фомину, М. Яковлеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В первых числах октября 1941 г.
Жукова в тылу немцев были высажены пять небольших десантов — четыре в районе Стрельны и один в районе Петергофа. Но соединиться с войсками армий им не удалось. Пантелеев, бывший тогда командиром Ленинградской военно-морской базы.
Высадка производилась отдельными частями, да еще вблизи фронта противника. Совершенно очевидно, что если бы мы одновременно высадили в ближайший тыл врага сразу почти 2 тыс. Конечно, и в этом случае высадку следовало начинать лишь после обозначившегося успешного начала наступления 42-й и 8-й армий».
Встречными ударами 54-й, 55-й армий и Невской оперативной группы намечалось уничтожить шлиссельбургско-синявинскую группировку противника и восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной. Ленинградским фронтом в это время командовал генерал И. Федюнинский, а с 26 октября — генерал М.
Но 16 октября 1941 г. Цель наступления немцев состояла в том, чтобы перерезать сухопутные коммуникации, подводящие к Ладожскому оз. Свирь и тем самым полностью блокировать Ленинград.
Бои развивались неблагоприятно для советских войск. События под Ленинградом все время находились под пристальным вниманием Ставки Верховного Главнокомандования, но прорыв немцами обороны 4-й и 52-й армий вызвал у нее особую тревогу за судьбу Ленинграда. Сталин неоднократно связывался с командованием Ленинградского фронта и не только выяснял обстановку, но и давал довольно конкретные указания, как надо действовать.
Василевский по прямому проводу передал И. Федюнинскому: «Верховный Главнокомандующий приказал мне передать вам следующее: противник наступлением от Чудово через Волхов на Будогощь и Тихвин стремится сорвать вашу операцию. Поэтому необходимо принять все меры к быстрейшему соединению с Хозиным с тем, чтобы немедленно вслед за этим прочно обеспечить себя с юга.
Выбросить четыре-пять дивизий с танками на р. Волхов и далее на Тихвин и тем обезопасить себя с востока и окончательно закрепить за собой свободу сообщений для того, чтобы обеспечить быстрый успех прорыва. Необходимо взять с других участков все, что возможно, и, прежде всего, сосредоточить здесь большую часть всей артиллерии фронта, РС».
Федюнинский доложил, какие меры принимаются для усиления войск на восточном берегу р. Волхов, и сказал, что «приказ Главнокомандующего мне ясен. Будем принимать все меры к тому, чтобы как можно быстрее связаться с Хозиным».
Василевский по прямому проводу передал Военному совету Ленинградского фронта новое, очень тревожное указание Сталина: «Судя по вашим медлительным действиям, можно прийти к выводу, что вы еще не осознали критического положения, в котором находятся войска Ленфронта. Если вы в течение нескольких ближайших дней не прорвете фронта и не восстановите прочной связи с 54-й армией, которая вас связывает с тылом страны, все ваши войска будут взяты в плен. Восстановление этой связи необходимо не только для того, чтобы снабжать войска Ленфронта, но и, особенно, для того, чтобы дать выход войскам Ленфронта для отхода на восток — для избежания плена в случае, если необходимость заставит сдать Ленинград.
Имейте в виду, что Москва находится в критическом положении, и она не в состоянии помочь вам новыми силами. Либо вы в эти два-три дня прорвете фронт и дадите возможность вашим войскам отойти на восток в случае невозможности удержать Ленинград, либо вы попадете в плен. Мы требуем от вас решительных и быстрых действий.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов не сумели подготовиться к наступлению к 14 марта и начало операции было перенесено на 5 дней. К этому моменту войска Северо-Западного фронта, не добившись успеха, уже завершали операцию, которая была окончательно прекращена 17 марта. Продолжение наступления, 19 марта — 2 апреля 1943 года[ править править код ] 19 марта 55-я армия начала наступление из района Красного Бора в направлении Ульяновки. В начале операции войска армии сумели прорвать фронт на участке в 6,5 километров и продвинуться вперёд до 2,5 километров. В дальнейшем, после ожесточённых боёв, передовые части армии продвинулись на 8—10 километров и достигли северо-западных окраин Саблино и Ульяновки [52]. Соединения 55-й армии до начала апреля неоднократно пытались возобновить наступление, но успеха так и не достигли. Одновременно с началом наступления 55-й армии 8-я армия начала наступление на Мгу из района южнее Вороново.
На участке фронта от Гонтовой Липки до района Погостья советским войскам противостояли части 1-й, 223-й, 69-й пехотных и 285-й охранной дивизий [50]. После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино. Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии. Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53]. Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий.
Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта.
Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой.
Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55].
Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м.
Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2.
В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55].
Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер.
В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55].
Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны.
Мерецков фронтов. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана.
Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага.
Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница.
Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы.
Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз.
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа
Майор Айк Мелконян закончил войну с немцами в Восточной Пруссии, затем воевал с японцами на Дальнем востоке. После войны на партийной работе в родной Армении — заведующий отделом компартии республики, в 1957-61 гг министр внутренних дел Армянской ССР, управляющий делами Совмина Армении, министр рыбной промышленности. Умер в 1979 году, в 68-летненем возрасте, в Ереване. Каждый год на 9 мая старался приехать в Ленинград и встретится с Павлом Мельниковым, с которым познакомился в январе 1943 года. А Павел Васильевич Мельников закончил войну в Берлине. К тому времени он стал одним из самых молодых командиров дивизии в Красной Армии — в 25 лет. После войны закончил Академию, командовал дивизией, корпусом, армией, Закавказским военным округом. Умер в 1998 году в Москве, в звании генерал-полковника. Старший лейтенант Николай Федорович Калугов после прорыва блокады был вскоре ранен, после излечения служил в артиллерии, погиб в 1944 году при освобождении Прибалтики.
Старший сержант Анисимов Александр Алексеевич 1919 года рождения. Дальнейшая судьба неизвестна. Но судя по всему, пришел после Победы живым — в списке погибших его нет. Как нет и среди погибших старшего лейтенанта Кирилла Филипповича Ишимова 1916 года рождения. Но и о его судьбе мало что известно. Георгий Жуков докладывает о прорыве блокады Ленинграда Когда Жуков доложил о прорыве блокады Ленинграда Сталину, реакция последовала незамедлительно — через два часа Георгию Константиновичу присваивают звание Маршала Советского Союза. Он стал первым маршалом, получившим это звание во время войны. За Ленинград.
Война жестока, как и ее история. Зачастую в памяти остаются лишь имена генералов и офицеров, руководивших боевыми действиями. Но все понимают, что первыми в атаку шли не офицеры и генералы, а рядовые солдаты. И первыми встретились именно они. В докладе комсомольской организации 2-й Ударной армии сохранилась запись о тех боях: «Умело руководил боевыми действиями воинов комсомолец, командир отделения 5-й стрелковой роты 1236-го стрелкового полка 372-й стрелковой дивизии Койбагаров. За это он и был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Несколько лет назад казахстанские поисковики провели розыск этого самого бойца Койбагарова. Может, он позже погиб, ведь до конца войны оставалось долгих полтора года.
А, может быть, благополучно прошел дорогами войны и вернулся домой. В архивах и интернете нашли одного Койбагарова по имени Смадил, награжденного медалью «За оборону Ленинграда». Уроженец Алма-атинской области, казах, 1917 года рождения. В 1939 году его призвали в Красную армию, вернулся со службы в апреле 1941 года. Бывшего солдата сразу назначили районным военным комиссаром.
Духанов нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов В. Романовского и Ф. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера.
Этого почетного права добивались все паровозные бригады, хотя и осознавали, этот рейс длиной 33 км может стать последним ддя них. В соревновании победила бригада молодого машиниста Ивана Пироженко. Виролайнен ещё в апреле 1942 года пообещал военкору Ленинградского фронта Павлу Лукницкому: что бы ни случилось, он будет на первом поезде, который поедет в блокадный Ленинград, и они обязательно встретятся «на том берегу Невы». Так и случилось: «На станции Междуречье я взял управление поездом в свои руки, попросил машиниста пересесть, сам переехал через Неву и доехал до станции Шлиссельбург. И здесь меня встретил Павел Лукницкий. Мы с ним обнялись, слезу проронили, очень трогательное это было дело…». На перегоне Междуречье — Липки гитлеровцы обстреляли поезд. Снаряды рвались по обеим сторонам трассы, но, к счастью, ни один не попал в состав и не повредил путь. Утром 7 февраля первый прямой поезд с Большой земли подошел к перрону Финляндского вокзала, заполненному толпами ликующих людей. Паровоз был украшен хвойными ветками и плакатами: «Боевой привет шлёт Родина героическому Ленинграду! Навстречу неслись восторженное «ура», играл военный оркестр. Часы показывали 10 часов 9 минут, когда паровоз разорвал красную ленточку. В записной книжке Матвея Фролова сохранилась часть текста из репортажа, сделанного им в тот исторический день: «Поезд уже близко, виден дымок... Послушайте, друзья: настоящий поезд! И, наверное, в эту минуту улыбнется кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград». Пассажирские поезда пошли только после полного снятия блокады. Вагоны же первого поезда, прибывшего в осажденный город — все сорок, — были до отказа загружены ящиками со сливочным маслом. Но первый поезд привез не только 800 тонн ценнейшего продукта для умиравших от голода жителей Ленинграда, для раненых и больных. Он привез надежду на жизнь и веру в победу. Нужно было подвозить продовольствие, боеприпасы, топливо.
Если в январе 1943 года, то почему 27 января 1944 года отмечается как день воинской славы, как день Ленинградской Победы? А все дело в том, что 18 января 1943 года была прорвана блокада города, была пробита узкая полоска земли в немецкой обороне, через которую в город пошли грузы с боеприпасами и продовольствием. Но гитлеровцы по прежнему стояли у стен города, обстреливали его и дорогу которая соединяла Ленинград с Большой Землей. И лишь через год Красная армия отбросила противника от города. То есть 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а 27 января 1944 года состоялась окончательная деблокада Ленинграда. Но осажденный город стоял. Погибал, но стоял. Положение города было критическим. Прорвать блокаду было необходимо. И такие попытки предпринимались постоянно в течении 1941-42 годов. Тихвинские и Любанская операции, бои на кровавом Невском пятачке, бои под Мгой, Синявинских высотах, трагедия 2-й Ударной армии. Но, к сожалению, все попытки прорвать блокаду заканчивались неудачно. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя. И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. В конце 1942 разрабатывается операция по решающему прорыву блокады, совместными силами Ленинградского и Волховского фронтов. В идеале, конечно, планировалось отбросить немцев подальше от города, но все-таки первоочередной задачей было захватить «Шлиссельбургско-синявинский выступ» занятый частями немецкой 18-й Армии. Там было наикратчайшее расстояние между блокированным городом и «Большой землей» — всего 12-16 км. Но преодолеть эти километры было очень и очень сложно. За полтора года немцы прочно окопались на выступе, превратили каждый населенный пункт в неприступную крепость — минные поля, проволочные заграждения, дзоты и доты, причем не только на переднем крае, но и в глубине обороны. Шлиссельбургско-синявинский выступ — позиции противника. Для преодоления этой преграды советское командование сосредоточило мощные группировки из двух фронтов пятикратно превосходящие немецкие войска на «Шлиссельбургско-синявинском выступе». Они были хорошо обеспечены в материальном и боевом отношении, к стрелковым подразделениям придавались танковые, артиллерийские части и главное, инженерно-технические для преодоления труднопроходимых участков. Сталин лично дал предстоящей операции название «Искра» сказав, что все предыдущие попытки прорвать блокаду, закончились неудачей, а теперь из этой искры должно возгореться «пламя». Начало было назначено на 1 января 1943 года, но так как из-за декабрьской оттепели лёд на Неве оказался недостаточно прочным, а болота — труднопроходимыми, Ставка согласилась с командующим Ленинградским фронтом Л. Говоровым и перенесла операцию на двенадцать дней. Волховским фронтом командовал генерал К. А Мерецков. Координировать наступление двух фронтов должен был маршал К.
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Блокаду прорвали силами Ленинградского и Волховского фронтов. 24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда. Всеволод Тарасевич/РИА «Новости». Ровно 75 лет назад была полностью снята блокада Ленинграда Фото: РИА Новости/Александр Бродский Это действительно была незабываемая встреча — встреча двух фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда. К 70-летию прорыва блокады мы пришли с ещё более плачевным состоянием дел, чем это было 10-20 лет назад.
Самая страшная зима
- Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
- Кто виноват в блокаде Ленинграда / История / Независимая газета
- Посетить музей
- Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда
- Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс.
Рабочим прибавили по 100 г хлеба, служащим, иждивенцам и детям — по 75. Жизнь подчас зависела от лишних 5 г... Муку приходилось заменять гидроцеллюлозой — то есть, по существу, обработанной древесиной.
Электричества не было, водопровод замерз, канализация не работала. Последней ниточкой, связывавшей город со страной, стала ладожская ледовая Дорога жизни. На Нюрнбергском процессе было установлено, что жертвами блокады стали 649 тыс. Большинство из них унес голод. Даже на исходе 1942 года Гитлер был уверен, что Красной армии не удастся прорвать кольцо блокады — и город рано или поздно вымрет. Но у советского командования на этот счет имелось иное мнение.
Встреча двух фронтов Город защищали два фронта — Ленинградский, которым командовал генерал-полковник Леонид Говоров, и Волховский генерала армии Кирилла Мерецкова. Перед ними стояла задача в первые недели 1943 года разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя... От 12 до 18 км. Но немцы обороняли эту пядь земли изобретательно и яростно. Туда и было решено нанести удар.
Ленинградский фронт, атака десантников, район Красного села. По приказу Говорова были выстроены специальные городки и полосы укреплений, которые бойцы раз за разом штурмовали при подготовке наступления. Не менее скрупулезно отрабатывали форсирование Невы — с танками и тяжелой артиллерией. Наступательная операция началась 12 января. После внушительной артподготовки ударные части Красной армии взломали немецкую оборону. Главный удар пришелся на Сенявино.
Ударной силой Ленинградского фронта в тех боях была 67-я армия генерала Михаила Духанова, до этого долгие месяцы защищавшая от нападений Дорогу жизни. Им навстречу двинулись части 2-й ударной армии Волховского фронта. Фронтовая пресса в те дни сообщала: «Унтер-офицер Франц Гильденфильд, попавший в плен, рассказал, что уже в течение первого получаса их полк почти потерял способность к сопротивлению. Это вдвойне интересно, так как на нашем участке пришлось иметь дело с известной 170-й немецкой дивизией, особо отмеченной Гитлером за Украину и Крым. Пришел час поквитаться! Братья украинцы и защитники Крыма!
Ленинградцы докладывают вам: с этой дивизией расплатились беспощадно! Той зимой он написал песню «Волховская застольная», которая передает героический настрой тех дней: Выпьем за тех, кто неделями долгими Мёрзнул в сырых блиндажах, Бился на Ладоге, бился на Волхове. Не отступал ни на шаг.
Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения. В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться.
Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось. За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик.
Маршал Советского Союза Кулик Григорий Иванович Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца. Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра. Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек. По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов.
На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов. Атаки шли одна за другой. За период в 43 дня было произведено 79 атак. Задним числом можно говорить, что эти ужасные жертвы были напрасны. Пробить брешь в немецкой обороне не удалось. Но в то время, когда происходили эти кровопролитные бои, этот клочок земли был единственной надеждой на прорыв блокады Ленинграда. А в городе от голода буквально умирали люди. И умирали тысячами, просто идя по улице.
Поэтому сражались без оглядки. Для выполнения этой задачи Ленинградский и Волховский фронт должны были, слаженно действуя, выступить навстречу друг другу. Седьмого января выступили Волховским фронтом.
Выставка трофейной техники в ЦПКиО им. Горького в Москве, июнь 1943 года [22]. Это оказался новейший немецкий тяжёлый танк Pz. VI «Тигр» [7] из состава 502-го тяжёлого танкового батальона. Чуть позже был захвачен ещё один танк «Тигр ».
Оба танка были отправлены на полигон в Кубинку , где они были всесторонне исследованы. Советские инженеры, определив уязвимые места танка, создали целый ряд инструкций и плакатов о борьбе с этими грозными боевыми машинами, что помогло советским войскам в последующих сражениях [30]. На правом фланге 67-й армии наступление 45-й гвардейской дивизии в последующие дни снова успеха не имело, даже несмотря на ввод в бой резервов самой 45-й гвардейской дивизии и части сил 13-й стрелковой дивизии [27]. Тяжёлое положение сложилось и на участке наступления 268-й стрелковой дивизий, которая обошла 8-ю ГРЭС с севера и северо-востока. Однако советская артиллерия не сумела уничтожить огневые точки противника в этом опорном пункте, а также в 1-м, 2-м Городках, что сковывало наступление как 268-й стрелковой дивизии, так и 45-й гвардейской дивизии. Несколько дней 268-й стрелковой дивизии пришлось вести тяжёлые оборонительные бои и даже оставить ряд завоёванных позиций. Однако противнику так и не удалось выйти к Неве. Отразив немецкие контратаки, советские войска продолжили наступление, но к 20 января 268-й, 123-й стрелковым дивизиям, а также 102-й и 142-й стрелковым бригадам, введённым в бой из резерва на этом участке, удалось только блокировать с востока мощный опорный пункт противника в районе 1-го и 2-го Городков и 8-ю ГРЭС, но не захватить его [31].
Также за неделю ожесточённых боёв не добилась сколько-нибудь значительных результатов и 45-я гвардейская стрелковая дивизия. В последующие дни командование 2-й ударной армии продолжило наращивать ударную группировку главным образом на участке от рощи «Круглая» до Гайтолова, введя в бой 11-ю, 191-ю, 239-ю стрелковые дивизии, 13-ю лыжную и 122-ю танковую бригады. Однако попытки расширить фронт прорыва к югу закончились практически безрезультатно. В район Липки, которую по-прежнему удерживал противник, в поддержку 128-й стрелковой дивизии была направлена 12-я лыжная бригада с задачей обойти Липку по льду Ладожского озера и атаковала противника с тыла. Сообщение совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда Прорыв блокады Ленинграда. Бои 18—20 января[ править править код ] К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. В 10:30 к ним присоединился командир 372-й стрелковой дивизии полковник Радыгин, взявший на себя дальнейшее командование. Чуть позже в этот же день соединения 86-й стрелковой дивизии и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады полностью очистили от противника Шлиссельбург , а в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Встреча воинов 2-й ударной и 67-й армий, 18 января 1943 г. Козлова Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Вскоре командование 18-й армии дополнительно перебросило в этот район части 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий [15]. Продолжение наступления. Жуков доложил И. Сталину план операции «по овладению Кировской железной дорогой» «Мгинская операция» , который был подготовлен после совещания с Л. Говоровым , К. Мерецковым и К.
Планировалось, что 20 января 67-я и 2-я ударная армии начнут общее наступление на юг и, «закончив с противником в районе Синявино» и выйдя к реке Мга, 26 января приступят ко второму этапу операции [36]. Однако рассчитывать на успех в создавшейся обстановке было тяжело. Противник прочно занимал новую оборонительную линию силами до 9 дивизий. Кроме того, немецкая группировка была значительно усилена артиллерией и авиацией. Практически все атаки закончились безрезультатно — удалось только продвинуться в сторону Синявино на 2 километра и перерезать железную дорогу юго-восточнее 1-го Городка. Несмотря на неудачу, командующий Ленинградским фронтом принял решение продолжить наступление, для чего 67-й армии были переданы из резерва фронта 4 стрелковые дивизии, 2 стрелковые и 1 танковая бригады. Развить успех должна была подвижная группа 220-я танковая и 34-я лыжная бригады , которой предстояло овладеть Мустолово и отрезать пути отхода немецкой группировки в районе 1-го и 2-го Городков. Однако прорвать оборону противника не удалось.
Ожесточённые бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, 67-й армии развить наступление так и не удалось. Не сумела выполнить поставленную задачу и 2-я ударная армия. Не имея возможности для манёвра, советские войска наступали по торфяным болотам, без должной поддержки артиллерии и танков. Последняя была взята частями 80-й стрелковой дивизии 29 января. Развивая наступление, 31 января дивизия сумела овладеть Синявино, но была выбита оттуда яростной контратакой противника. На остальных направлениях соединения армии продвижения не имели и занимали прежние рубежи. Ворошилов в своём докладе И. Сталину от 27 января констатировал: «без захвата синявинских позиций нельзя приступить к осуществлению вашего приказа по освобождению Невы и Кировской железной дороги» [38].
Таким образом, было очевидно, что развить сходу наступление в южном направлении советским войскам не удалось и план дальнейшего наступления нуждался в корректировке. Несмотря на то, что боевые действия 67-й и 2-й ударной армий в конце января успеха не имели, советское командование не собиралось отказываться от первоначального замысла, но было вынуждено скорректировать план следующего этапа операции. При этом войска 67-й и 2-й ударной армий были должны, «не ожидая этих фланговых ударов, путём охвата Синявинских высот и района Городков 1-й и 2-й продолжать уничтожение противника и захватить район Синявино, Городок 1-й и 2-й» [39]. Согласно окончательному плану наступления, начиная с 8 февраля, «фланговые удары» наносили 54-я армия Волховского фронта из района Смердыни в направлении Васькины Нивы — Шапки и 55-я армия Ленинградского фронта из районов Ивановское и Рождествено в направлениях Мги и Тосно. В конечном итоге советские войска, окружив и уничтожив мгинско-синявинскую группировку противника, должны были выйти на линию Ульяновка — Тосно — Любань [39]. Наступление с целью разгрома «мгинско-синявино-шапкинской группировки противника» являлось частью общего наступления на Северо-Западном направлении операция «Полярная Звезда» и должно было способствовать успеху советских войск в Демянской наступательной операции [40] [41]. Несмотря на масштабность планов, времени на подготовку «фланговых ударов» отводилось крайне мало. Командованию двух фронтов было необходимо в короткие сроки разработать детальный план предстоящего наступления, организовать ударные группировки, провести большие перегруппировки частей между армиями, обеспечить наступающие части боеприпасами, горючим, продовольствием.
Серьёзные опасения вызывало и продолжение наступления 67-й и 2-й ударной армий, которые уже понесли большие потери. К началу февраля из-за больших потерь в предыдущих боях и переброски ряда частей на другие участки фронта численность 67-й и 2-й ударной армий сильно сократилась: всего обе армии насчитывали с частями поддержки и обеспечения около 150 000 солдат и офицеров [42]. С другой стороны, советское командование не без основания полагало, что наступление в январе заставило командование немецкой 18-я армии стянуть все резервы в район Мги и ослабить фланги [15]. Продолжение операции «Искра», 10—27 февраля 1943 года[ править править код ] Наступление 55-й армии в районе Красного Бора[ править править код ] Основная статья: Красноборская операция 1943 10 февраля 1943 года, после двухчасовой артподготовки, в которой участвовало до 1000 орудий и миномётов, ударная группировка 55-й армии начала наступление из района Колпино в двух направлениях — на Ульяновку и Мгу. Остальные силы армии, включая мощную танковую группировку 152 танка, САУ и бронеавтомобиля должны были развить наступление в случае первоначального успеха [43]. Части армии за два дня боёв освободили Красный Бор , станцию Поповку , Старую Мызу , Мишкино и сумели продвинуться вперёд до 5 километров. Однако, противостоящие советским войскам на этом участке фронта части 250-й испанской дивизии и полицейской дивизии СС сумели продержаться до подхода подкреплений и наступление 55-й армии было остановлено [43]. К 27 февраля части армии продвинулись всего на 4—5 километров на участке фронта шириной 14—15 километров и основную задачу не выполнили.
Наступление 54-й армии в районе Смердыни[ править править код ] 10 февраля соединения 54-й армии 10 стрелковых дивизий, 3 стрелковых бригады, 3 танковых полка — более 70 000 человек при 60 танках после артподготовки перешли в наступление севернее реки Тигода на 9-километровом участке фронта Макарьевская пустынь — Смердыня — Кородыня [43]. Ударная группировка армии состояла из 4 стрелковых дивизий 116-я, 198-я, 311-я, 378-я , 2 стрелковых бригад 14-я, 140-я , 6-й бригады морской пехоты и 124-й танковой бригады. На данном участке фронта оборону держала 96-я пехотная дивизия при поддержке 69-й и 132-й пехотных дивизий на флангах [43]. Командование 54-й армии сосредоточило до 80 орудий и миномётов на километр фронта, но этого оказалось недостаточно — только на второй день совместными усилиями сапёров и артиллерии удалось проделать брешь во вражеской полосе обороны. Однако развить успех не удалось. Не изменил ситуацию и ввод в бой 14 февраля подвижной группы 7-я гвардейская танковая и 58-я стрелковая бригады , которая сумела лишь немного потеснить противника [44]. Усилив оборону боевыми группами из состава 61-й, 121-й и 217-й пехотных дивизий, немецкие войска остановили наступление 54-й армии [43]. Безуспешные попытки продолжить наступление предпринимались частями 54-й армии до 27 февраля.
В итоге соединения армии продвинулись на 3—4 км на 5-километровом участке фронта и не выполнили главную задачу, что не помешало К. Мерецкову в своих мемуарах положительно оценить результаты наступления: «54-я армия проводила операцию, направленную на то, чтобы не позволить врагу создать под Мгой сильную группировку с целью ликвидировать только что созданный коридор к югу от Ладоги. Армия нанесла удар в сторону Чудова, сумела отвлечь на себя фашистские войска, предназначенные для прорыва к Шлиссельбургу, и свою задачу выполнила». На службе народу [8]. Продолжение наступления 67-й и 2-й ударной армий[ править править код ] В ходе продолжения операции «Искра» в феврале 67-я армия и 2-я ударная армии должны были решить несколько задач: взять штурмом немецкий узел обороны в районе 1-го, 2-го Городков и 8-й ГРЭС , захватить Синявинские высоты и во взаимодействии с 55-й и 54-й армиями разгромить мгинско-синявинскую группировку противника. Таким образом, была восстановлена сухопутная связь с Невским «пятачком» и небольшой выступ во фронте в этом районе был срезан.