Иван Дмитриевич Шадр – советский скульптор-монументалист. В Москве в Новой Третьяковке открылась выставка "Скульптор Шадр. "Сезонник" – скульптор Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941). Бронза, 1929 год.
Скульптор Иван Дмитриевич Шадр
При работе над скульптурой лётчика, совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс, Шадр решил отказаться от темы воздуха и летательных аппаратов. В августе 1918 года Иван Дмитриевич Шадр выставил в здании клуба приказчиков драмтеатра макет памятника шадринцам, расстрелянным большевиками. Иван Шадр – автор Булыжника, который оружие пролетариата.
Штурм земли
- Шадр Иван Дмитриевич. 1940.
- Поиск по сайту
- Иван Дмитриевич Шадр и его «денежные мужики» – Союз Бонистов
- Заказ билетов на сайте ГБУК ТОКГ
- Приключения памятника
Иван Дмитриевич Иванов-Шадр
После окончания художественной школы, Шадр переехал в Санкт-Петербург , где безуспешно пытался поступить в Императорскую Академию художеств. Несмотря на эту неудачу, Ивану Шадру стали оказывать значительную поддержку художник Репин Илья Ефимович - при его содействии Шадр начал посещать Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.
Inherent in the official Soviet sculpture "modern academic" received Shadr particularly temperamental and romantic hue. This is, in particular, the image of Gorky-Petrel bronze, 1939, Tret gallery. More classication figure Gorky monument to the writer at the Belarus station in Moscow , executed according to the sketch Shadr, V. Mukhina et al 1939-1951. Plastically-significant and poetic, the best of the gravestones of his work N.
Alliluyeva, 1933; E.
Думается, что ответ будет утвердительным. В жизни Мухиной, а вернее, в судьбе ее семьи, Горький сыграл очень большую «нравственную» роль. Познакомились они в разгар Первой мировой войны, когда она работала в госпитале медсестрой. Алексей Андреевич Замков до сих пор остается фигурой загадочной и мистической. В своих анкетах он писал, что по своему происхождению он из крестьян. Много позже была найдена его фотография, где он предстает в форме полковника царской армии. Видимо, Алексей Андреевич ее пропустил и не уничтожил.
В «разработку» чекистов он попал сразу же, как только сделал успешную врачебную карьеру. К нему за помощью стали обращаться московские знаменитости, лечил он и Горького. За всеми этими людьми нужен был пристальный чекистский догляд. Да и за самим доктором тоже. Он к этому времени изобрел гормональный препарат, омолаживающий клетки человеческого организма. Препарат пользовался большим спросом. Завистливые коллеги обвинили Замкова в мошенничестве и шарлатанстве. Их «поддержала» газета «Известия»… Один из пациентов доктора посоветовал ему уехать из страны.
Вера Игнатьевна Мухина согласилась следовать за мужем. Они прихватили сынишку и отправились в неизвестность… А неизвестность закончилась в Харькове, где их арестовали. Не сносить бы им головы, но еще не наступили времена жесточайших репрессий. Вера Игнатьевна так описывала произошедшее: «Первой допросили меня. Мужа подозревали в том, что он хотел продать за границей секрет своего изобретения. Я сказала, что все было напечатано, открыто и ни от кого не скрывалось. Меня отпустили, и начались страдания жены, у которой арестовали мужа. Это продолжалось три месяца.
Наконец, ко мне домой пришел следователь и сообщил, что мы высылаемся на три года с конфискацией имущества. Я заплакала». Местом ссылки стал Воронеж. Это, конечно, не безбрежная лесная даль Сибири… За вызволение семьи принялся Максим Горький. Он мобилизовал пациентов Замкова и поклонников Мухиной. Удивительно, но политбюро пошло навстречу. Замков стал заведовать лабораторией, которая со временем переросла в Государственный институт урогравиданотерапии. Мухина занялась отнятым у нее делом.
Неизвестно, благодарила ли она Горького за вызволение, но вопреки своим принципам лепила его портрет уже по фотографиям и своей памяти. Но впереди была еще одна опасность, которая могла прервать работу над памятником Горькому. И, может быть, навсегда. Наступили уже такие времена, когда прошлые заслуги человека ни во что не ставились, а «дела» раскручивались по наветам, анонимкам и доносам… Донос на Мухину поступил в Госкомиссию ЦК партии, когда сдавалась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», предназначенная венчать советский павильон на Всемирной выставке в Париже. Какой-то доброхот усмотрел в развевающемся шарфе профиль Троцкого. Правда это или неправда, но говорят, что осматривать скульптуру тайно приезжал сам Сталин. Никакого Троцкого он в шарфе не нашел. После всех этих перипетий Вера Игнатьевна Мухина наконец-то вернулась к памятнику Горькому.
Да не к одному, а сразу к двум. Умирая, скульптор Иван Дмитриевич Шадр взял с нее слово, что она закончит его памятник писателю. А в это время «Горьковская коммуна» сообщила: «С весны на месте строительства памятника в районе улицы Заломова перед Окским мостом начнутся геолого-изыскательские, топографические и другие работы. Совет народных комиссаров СССР отпустил 400 тысяч рублей на предварительные работы по строительству памятника Алексею Максимовичу Горькому на родине писателя». Оба события случились весной 1941 года. Через месяц с небольшим будет не до них… Кому быть первым? Лишь 24 июля 1947 года «Горьковская коммуна» смогла оповестить земляков писателя о том, что «завод «Монументскульптура» закончил отливку бронзового памятника Алексею Максимовичу Горькому, который будет установлен в гор. Все работы по сборке памятника завод предполагает завершить в августе».
А работать над памятником Вера Игнатьевна Мухина начала сразу же после окончания войны. В августе 1945 года она с двумя подругами, тоже скульпторами, отправляется в Горький, чтобы окончательно затвердить местопребывание памятника. Берег по Оке при слиянии весь зеленый от травы, очень крутой, в него упирается мост, который идет от Канавина бывшая Нижегородская ярмарка , от Сормова и Соцгорода огромные заводы. Сначала памятник был запроектирован под мостом, но мы выбрали немного левее, очень холм хорош над Окой. Предисполкому тоже понравилось. Всем понравилось, и нам тоже.
Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши.
Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы тот мог учиться на певца. В училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к И. Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н.
Рериха и Музыкально-драматическую школу. В столице прожил до 1908 года , затем год служил в Русской императорской армии. Могила Шадра на Новодевичьем кладбище Москвы. В 1910 году уехал за границу. Сначала в Париж , где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер под руководством Ф. Родена и Э. В 1911 году парижские учителя отправили его на стажировку в Рим в Институт изящных искусств [it].
В 1912 году возвращается в Россию. В Москве обучается в Московском археологическом институте. В 1918 году уехал в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года. Там выступал с лекциями по искусству. Работал в Политпросвете 5-й Армии и в Сибревкоме. В 1921 году , как только было восстановлено железнодорожное сообщение, уехал в Москву. В 1926 году стал членом Общества русских скульпторов , в дальнейшем Союза советских скульпторов.
Умер 3 апреля 1941 года в Москве [7]. Рабинович, архитекторы Г. Гольц , А. Заварзин [8]. Шадр был женат на москвичке Татьяне Владимировне Гурьевой 1893—19 августа 1974 , похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище.
Свежие записи
В зону заражения попали около 7 миллионов человек. В ликвидации последствий аварии приняли участие более 500 тысяч человек. Сегодня в Ивановской области проходят мероприятия, посвященные жертвам и ликвидаторам аварии.
Поэтому искусство Шадра живет и сегодня, и сегодня оно помогает нам идти к великой цели. Обо всём этом и не только в книге Иван Дмитриевич Шадр Ю.
Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Шадринского района. В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели успех. В 1924 году Иван Шадр создал натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей», скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата».
Умер Иван Дмитриевич Шадр 3 апреля 1941 года в Москве. Он удостоен посмертно Сталинской премии за памятник Горькому, сооружённый у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. Мухиной при помощи Н.
Зеленской и З.
Эскиз к проекту неосуществлённого памятника обороны Луганска. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922 года. Шадр предложил вылепить скульптуры, с которых граверы могли бы создать изображения, найдя наиболее выгодные ракурсы и освещение. Гознак предоставил скульптору мастерскую, в которой им были выполнены «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель». Своих натурщиков, которых он называл «денежными мужиками», скульптор нашел в родном Шадринске. Распространение этих изображений на облигациях, денежных купюрах, марках сделало произведения Шадра широко известными. Статуя В. Портрет А.
Горького «Буревестник». Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1939, Национальный музей «Киевская картинная галерея» И. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922. Модель фигуры для памятника, установленного в Москве на площади Тверская Застава. Мухина с помощницами Н. Зеленской и З. Открытие состоялось в 1951 году. Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Скульптор И.
Шадр Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Фото А. Сидельников, 2023 г. Отлив 1963 года с экземпляра в гипсе 1939. Портрет Л. Постамент — гранит. Портрет В. Выполнен к проекту памятника для Москвы. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1924 года.
Портрет Н. Отлив с экземпляра в гипсе 1946, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Постамент — мрамор. В 1926 году Шадр отправился в зарубежную командировку в Европу. Бывая у него почти ежедневно, засиживался подолгу — оба получали от беседы удовольствие. Леонид Борисович знал, что неизлечимо болен, но держался очень бодро и мужественно, никогда не жаловался». В ноябре 1926 года Красин скончался. По приезде в Россию Шадр выполнил ещё один вариант портрета в мраморе в виде горельефа ныне — в музее современной истории России. В 1901 году стал агентом по нелегальному распространению газеты большевиков «Искра».
Живописец, ученик В. Перова, с 1891 года член «Товарищества передвижников». В 1923 году первым получил звание народного художника Республики. Проект неосуществлённого надгробия.
ШАДР ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в свое время Максим Горький. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра Михаил Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы Иван мог учиться на певца. В училище Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к Илье Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге Шадр посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств и Музыкально-драматическую школу.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения. Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли.
Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям. Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.
В том же году краткая заметка о «шадринских» крестьянах появилась на страницах журнала «Советский филателиста».
Автор — самарский филателист Ф. Яковлев — дал интересную характеристику скульптур: «фигура рабочего производит какое-то странное впечатление — она вся из глубоких складок кожи и мускулов. Это, по объяснению И[вана] Д[митриеви]ча [Шадра], рабочий не русский, не английский, не немецкий, а есть символ международного рабочего, содержащего в себе разноплеменные черты.
Фигура красноармейца вполне национальна. Изображает она 20-летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно еще не искушенного жизнью, а живущего казармой». Далее автор свидетельствует, что «красноармеец вышел до того удачен, что т.
Троцкий разрядка в источнике — А. Троцкий был не единственным, кому понравились скульптуры. Например, известный литературовед-марксист В.
Фриче отозвался о скульптуре рабочего с «величайшей похвалой, признав за нею громадную художественную ценность». По иронии судьбы в 1931 году именно Шадр выполнил проект надгробного памятника Фриче, скончавшегося в 1929 году. Однако в адрес скульптур звучала и критика.
Наиболее ярко она выражена в статье филателиста Д. Валерона, который посвятил разбору скульптур Шадра три страницы. По его мнению, крестьянин Шадра — «ветхозаветный лубочный пейзанин, нисколько не похожий на тех крестьян, которые принимали участие в Октябрьской революции и на которых эта революция опирается теперь в деревне»; красноармеец — «неразвитый деревенский паренек, только что переодетый в красноармейскую форму, но не имеющий по существу ничего общего ни с военной дисциплиной и порядком расстегнутый ворот , ни с психикой закаленного красного бойца, каким должен быть красноармеец».
Скульптура рабочего подвергнута схожей уничтожающей критике. Итоговый вывод неутешителен: «все три произведения Шадра выпячивают исключительно первобытные антропологические черты в ущерб психическим и классовым. Глядя на эти бюсты, невольно приходишь к заключению, что в них скульптор далеко нелестно отобразил пролетариат, крестьянство и Красную армию.
Приходится только удивляться, как все-таки мы ухватились за эти изображения и вот уже 7 лет помещаем их на государственные регалии и никак не можем с ними расстаться». Несмотря на излишнюю резкость, следует признать, что некоторая доля истины в этих словах есть. Возможно, поэтому в начале 1930-х годов «шадровские» скульптуры на «государственные регалии» помещать перестали.
Так, в 1923 году он подготовил как минимум два варианта государственного герба СССР, не получившие утверждения. В то же время на основе скульптур рабочего и крестьянина Шадр создал гипсовый барельеф — проект будущих советских монет. Однако утвержден он не был.
В 1923 году действительно разрабатывалось оформление будущих монет СССР, но это делалось без участия Гознака.
Но Фортуна улыбнулась ему. Он был замечен режиссёром Александринки - Михаилом Дарским, пристроившим голосистого бедняка учиться вокалу. Однако же оперные подмостки не волновали художника, и потому судьба подарила ему ещё один шанс — его рисунки попались на глаза могущественному Илье Репину — приятелю Дарского. К 1908 году Иванов доучился, обтесался, надел столичный фрак, а для форсу назвался Шадром. На дворе стоял Серебряный Век - держалась мода на аббревиатуры, псевдонимы и тайны-ребусы. Шадр — звучало почти по-французски. Наш герой стал известен ещё до Революции, а в «дивный новый мир» вступил уже сформированным и востребованным мастером.
Его козырь — работоспособность, и ещё — осознание, что музы одаривают лишь тех, кто крепок в технике. Необходимо приобрести навыки ремесла», — сказал Огюст Роден в «Беседах об искусстве» и его ученик следовал тому велению. В годы Гражданской войны Шадр не сразу принял сторону большевиков. Оказавшись в омском стане белогвардейцев, он готовил программу коронования Александра Колчака - потенциального «диктатора всея Руси», выступал с лекциями по истории живописи и задумывал памятник Лавру Корнилову. Этого было достаточно, чтобы оказаться лицом к стенке, с комиссарским «товарищем маузером» у затылка. Но ему фантастически везло! Ничего личного — только искусство. Несмотря на «белогвардейское» прошлое, Иван Шадр легко вошёл в круг первейших мастеров.
Правда, сам Анатолий Луначарский его не жаловал, считая «чересчур французским» и подражательным. В шадровских скульптурах действительно есть много от Родена и Бурделя — то же любование «одухотворённой» мускулатурой. Жестокие и весёлые двадцатые! Рождение стилей и направлений, авангардистское горение, мечты о всемирной коммуне. Главный герой Шадра, как и любого художника, скульптора, поэта 1920-х — это человек-созидающий. Вот - «Сеятель» 1922 , как одна из центральных фигур советского агитпропа. Сеятелей тогда изображали на плакатах и книжных иллюстрациях. Это и картины, и барельефы, и статуи.
Существовали свои вариации и для Средней Азии — с дехканином, и для немцев Поволжья — с румяным Гансом. Сеятель — везде, но шадровский опыт оказался первым и архетипическим. Для этой скульптуры позировал уральский крестьянин Киприан Авдеев.
Шадр в Омске
Всю жизнь Иван Шадр воспевал в скульптуре революцию. Но жюри конкурса все больше склонялось к другой фигуре Алексея Максимовича Горького, которую вылепил скульптор Иван Дмитриевич Шадр. Иван Дмитриевич Шадр появился на свет в 1887 году. Читайте Скульптор Иван Дмитриевич Шадр в нашей онлайн библиотеке современной литературы с телефона или компьютера. В Москве в Новой Третьяковке открылась выставка "Скульптор Шадр.
Навигация по записям
- Этот день в Русской истории - День памяти преподобного Серафима Вырицкого
- 3 апреля — День памяти скульптора Ивана Шадра
- РУБРИКА «ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ». Иван Дмитриевич Шадр
- Люди города: художник и скульптор Иван Шадр
- Уральские «денежные мужики» Ивана Шадра
Иван Шадр — последние новости
Новая выставка, посвященная теме Древнего Египта, откроется 21 марта 2024 года на "Телте" Окулова, 75, к. Наш сайт использует куки cookie , но это не страшно.
Визитной карточкой города Шадринска в первую очередь являются его люди. В истории города есть личности мирового масштаба. Иван Дмитриевич Иванов Шадр родился 11 февраля 30 января ст. Впоследствии он принял псевдоним «Шадр», основой для которого послужил родной город Шадринск, в котором он провел свое детство. Художественное образование будущего скульптора началось с художественно-промышленной школы г. Екатеринбурга ныне училище имени И. Во время первых каникул, в мастерской отца он лепит скульптуру сестры Тони, которую продает купцу в частную коллекцию, а на эти деньги покупает бабушке расписной платок и Тоне школьную форму. Талант Вани Иванова был замечен по первым его произведениям, по возвращении в Екатеринбург ему начинают поступать заказы, которые он выполнял с большим желанием.
Знакомство с режиссером Александровского театра М. Дарским стало решающим в дальнейшей учебе и жизни талантливого юноши. В дальнейшем, Иван проходит обучение на Высших драматических курсах и в школе поощрения художеств в Петербурге. Получив поддержку от наставников и материальную помощь от Шадринской Городской думы, он совершенствует свои знания в Парижской академии художеств, в институте изящных искусств в Италии, в Английской академии, копирует фрески Рафаэля в Ватикане, изучает искусство в Королевской библиотеке. В 1914 году Иван Дмитриевич приезжает в Шадринск, составляет подробный отчет, рассказывает, чему он научился за границей и куда израсходовал деньги. В это время Городская дума делает ему заказ — вылепить бюст основателя городского банка Д. Для мастерской ему выделили комнату в помещении фотографии Мамаева по улице Петропавловской ныне ул. Маркса, 69. Бюст Понамарева до 1918 года стоял в Шадринском городском банке, затем был передан в музей, где невежественные работники в начале 1930 годов выбросили его вместе с другими драгоценными предметами.
Портрет был выполнен по фотоснимку. К числу законченных работ относятся портреты шадринцев: члена Государственной думы Петрова, несостоявшейся невесты — Нины Ночвиной, своего дяди И. Иванова барельеф , также Евдокии Хитровой, жены военного интенданта Н. Хитрова, выполнен около 1915 г. Работы к сожалению не сохранились. Известность приходит к Шадру в 1915 году, как автору проекта «Памятник мировому страданию». Этот проект неоднократно демонстрировался на лекциях и показах скульптора, в том числе и в г.
Распространение этих изображений на облигациях, денежных купюрах, марках сделало произведения Шадра широко известными. Статуя В. Портрет А. Горького «Буревестник». Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1939, Национальный музей «Киевская картинная галерея» И. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922. Модель фигуры для памятника, установленного в Москве на площади Тверская Застава. Мухина с помощницами Н. Зеленской и З. Открытие состоялось в 1951 году. Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Скульптор И. Шадр Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Фото А. Сидельников, 2023 г. Отлив 1963 года с экземпляра в гипсе 1939. Портрет Л. Постамент — гранит. Портрет В. Выполнен к проекту памятника для Москвы. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1924 года. Портрет Н. Отлив с экземпляра в гипсе 1946, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Постамент — мрамор. В 1926 году Шадр отправился в зарубежную командировку в Европу. Бывая у него почти ежедневно, засиживался подолгу — оба получали от беседы удовольствие. Леонид Борисович знал, что неизлечимо болен, но держался очень бодро и мужественно, никогда не жаловался». В ноябре 1926 года Красин скончался. По приезде в Россию Шадр выполнил ещё один вариант портрета в мраморе в виде горельефа ныне — в музее современной истории России. В 1901 году стал агентом по нелегальному распространению газеты большевиков «Искра». Живописец, ученик В. Перова, с 1891 года член «Товарищества передвижников». В 1923 году первым получил звание народного художника Республики. Проект неосуществлённого надгробия. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922, Государственный музей современной истории России, Москва. Фриче с сыном В. Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1931 года, Национальный музей «Киевская картинная галерея». ГТГ «Для лепки были сооружены высокие леса среди двора на фоне старинного дома, построенного чуть не в аршин в диаметре из толстого лесу. Над лесами — посредством жердей — устроена палатка.
Жили бедно, но благодаря энергии матери и постоянному труду всегда жизнерадостного и добродушного отца суровая обстановка детства сохранилась в памяти Шадра как светлая пора. Поэтическим чувством согреты его воспоминания о ней. Летом уходили на постройки, иногда в отдаленные села; в работе принимали посильное участие все, от мала до велика. В зимнюю стужу работали лишь старшие, дети выходили ца улицу по очереди: не у всех имелась одежда. Усталый, тяжело опускался на скамейку за стол, накрытый большой деревянной чашкой с похлебкой, и, ударив ложкой о край чаши, торжественно кричал: «Ну, босая команда, на вахту»! Лютую зиму с буранами, заносившими низкие деревянные домишки города, сменяла летняя благодать. Сонная река Исеть зарастала камышом; за нею тянулись необъятные просторы полей с золотой рожью и бархатными лугами; с другой стороны к городу подступали хвойные леса. В глубине их обнимают темным кольцом шумливые березы. В кружеве своего наряда они медленно качаются и склоняются до земли, как бы собирая цветы незабудок. Лето украшает их многоцветными монистами». Рано проявившуюся любовь к природе развивал в одаренном мальчике отец, «человек редкой духовной чистоты, добряк, «самородок», «золотые руки», большой книжник, изобретатель-строитель, резчик по дереву, рисовальщик и фантазер». Таким рисуется отец в воспоминаниях Шадра. Дмитрий Евграфович любил свое дело, любил с топором за поясом, со «струментом» в плетеном коробе отправляться в далекие деревни; закончивши дело, уходил в леса на охоту. Дмитрий Евграфович много читал, хорошо знал народное искусство родного края, увлекался деревянной резьбой, украшал ею сооружаемые постройки. Развивая в сыне наблюдательность и любовь к творчеству, он давал ему навыки рисования, которому научился самостоятельно, воспроизводя мотивы народного орнамента и изготовляя эскизы для резьбы. В Шадринске Иван Дмитриевич окончил четырехклассное городское училище. Около 1900 года его отдали «в люди» к купцам Панфиловым, имевшим в Екатеринбурге ватно-шерстяную фабрику и скорняжную мастерскую «Панфилов с сыновьями». Топить печи, открывать и закрывать фабрику, паковать, прессовать, переносить и учитывать товары, ездить с обозами в Ирбит, Ишим, Мостовку — таков был неполный перечень обязанностей Шадра, «мальчика на побегушках». Пинки, колотушки, затрещины были для меня… неизбежным явлением…», — вспоминал скульптор. Постоянно находясь в самой гуще жизни торгово-промышленного центра Урала, Иван Дмитриевич видел русскую дореволюционную действительность во всей ее ужасающей обнаженности. Остро воспринимал впечатлительный юноша несправедливость и жестокость жизни, иногда слабела воля, охватывало сознание своей беспомощности. Я всюду видел ложь, надувательство, эксплуатацию, чрезмерное излишество и нищету, доведенную до отчаяния… Мне хотелось выбраться из этого состояния к красивой жизни; где она — я не знал, но тосковал по ней и искал ее», — вспоминал он. В этой мрачной обстановке единственной отрадой юноши были встречи с одним из братьев Панфиловых, Александром Яковлевичем, вскоре заметившим одаренность и любознательность юноши. Панфилов впервые познакомил Шадра с именами выдающихся художников и композиторов, предоставил возможность пользоваться своей обширной библиотекой, в которой почетное место занимали Чернышевский и Некрасов. Любовь к чтению, возникшая у Шадра еще в раннем детстве под влиянием отца, углубилась от разумного выбора книг, рекомендованных Панфиловым. Шадр живым и образным языком описывает, как Александр Яковлевич читал наизусть Некрасова, Шекспира, увлекательно рассказывал о шедеврах мирового искусства. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… вставали в воображении Шадра во всей своей художественной выразительности, открывали новый мир, в котором художник-творец выступал прекрасным и великим. Среди его учеников ,…, — академик Репин. Ты не смотри, что у него глаза — щели, не одни орлы смотрят на солнце. Через эти щели художник душу человеческую видит. Написал он «Грозный убивает единоутробного сына» — потрясающая картина…» Под влиянием встреч с А. Панфиловым стремление к иной, «красивой жизни», которую Шадр тщетно искал, задыхаясь в купеческом мире лжи и надувательства, неразрывно связывается с мечтой об искусстве. Вскоре представился случай, послуживший первой ступенью к ее осуществлению. В 1902 году в Екатеринбурге открылась Художественно-промышленная школа. Занятия в ней начались 9 декабря. Первый прием насчитывал 30 учеников, но вскоре два ученика выбыли, и на замещение вакантных мест 4 января 1903 года был проведен дополнительный конкурс. По свидетельству сестры Шадра, А. Лобановой, именно А. Панфилов, бывший председателем Общества попечения о начальном образовании, привел Шадра на экзамен. Оробевший юноша неожиданно для себя прекрасно справился с конкурсным заданием выполнение несложного плоского орнамента и был принят первым вторым был принят его будущий друг — П. Открытие Екатеринбургской художественно-промышленной школы, состоявшей в ведении Министерства торговли и промышленности, было предпринято с целью поднятия художественной культуры уральских кустарей, преимущественно камнерезно-гранильного и ювелирного дела. По общему своему направлению она была близка к Училищу технического рисования Штиглица в Петербурге и к Московскому Строгановскому училищу. Соответственно задачам школы были организованы гранильная и столярная мастерские, в 1904 году дополнительно открылась ювелирная мастерская, а в 1906 — бронзолитейная и чекано-эмальерная. По семейным традициям Шадр избрал столярную мастерскую. В школе были введены специальные дисциплины: рисование карандашом, лепка, стилизация, черчение геометрическое, черчение проекционное, понятие о перспективе, история искусства, композиция. Общеобразовательные предметы — русский язык, история, арифметика и геометрия, география, естествознание в годы обучения Шадра были обязательны для всех учеников. Естествознание преподавал доктор геологии Владимир Онисимович Клер, действительный член Общества любителей естествознания, высокообразованный человек, энтузиаст своего дела. Хорошо были подобраны преподаватели специальных предметов. Историю искусства читал директор школы М. Каменский брат известного скульптора Ф. Каменского , переведенный в Екатеринбург из училища Штиглица. Свои увлекательные лекции М. Каменский сопровождал беглыми рисунками, которые служили наглядным пособием для его курса. Классом лепки руководил Т. Рисование преподавали: М. Каменский акварель , А. Арнольдов, Т. Залкалн —с начала 1904 года, а с 1905 года—А. Парамонов, прошедший хорошую академическую школу. Залкалн, — то это были все люди прогрессивных взглядов. По-своему интересным и живым было руководство школой ее первым директором Каменским. Директор Каменский дал много возможностей проявлению личной инициативы преподавателей. Как во всех школах, и тут существовала определенная программа, но проводилась она в жизнь не по-чиновнически, а как-то живо, разнообразно, исходя из индивидуальных склонностей ученика, как и учителя… Должен сказать, что вообще каждый из преподавателей стремился, не скупясь, внести свою долю в общее дело воспитания будущих мастеров-художников. Да и обстоятельства для этого были очень благоприятны». Кроме Шадра, в числе наиболее одаренных учеников Т. Залкалн называет П. Дербышева и Кремлева, по камнерезному искусству и П. Таежного — тонкого мастера миниатюрной скульптуры. Кремлев и Таежный работали для фирмы Фаберже в Петербурге и Москве. В живописи выделялся И. По признанию самого Шадра, его успехи в первый год были весьма скромны.
Шадр (Иванов) Иван Дмитриевич(1887—1941)
Иван Шадр – автор Булыжника, который оружие пролетариата. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) родился 30 января 1887 года в городе Шадринске (ныне Курганской области) в многодетной семье столяра. "Сезонник" – скульптор Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941). Бронза, 1929 год.