«Крестный ход в Курской губернии». 1880–83. Третьяковская галерея (Москва). РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев Харьковской губ. Не обошел вниманием Репин и ученика Антокольского, ставшего известным скульптором Илью Гинцбурга. Дети и внуки Ильи Репина жили под знаком отца и деда — это не сделало их счастливыми. Прежде всего, хотелось бы решительно, что называется с порога, отмести имеющую хождение версию, будто Илья Репин был еврейского происхождения: дескать, отец его был кантонистом, а сам художник, особенно в старости, смахивал на еврея.
Лента новостей
- Картина маслом: Репин и Айвазовский стали «украинскими художниками»
- Илья Ефимович Репин
- В Нью-Йорке назвали Айвазовского и Репина украинскими художниками - Парламентская газета
- «ЛЮБОВЬЮ ЗА ЛЮБОВЬ. Памятники русской культуры в Грузии». Илья РЕПИН — КСОРСГ
- Финны признали Репина украинским художником. Очередь за Айвазовским и Малевичем?
- Илья Ефимович Репин, поменял национальность. — Новостная Лента Макспарка (олег гуров) — NewsLand
Репин, Илья Ефимович
В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года. Куоккалла — родные «Пенаты» Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета» и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Все эти годы Наталья Нордман собирала газетные вырезки — все, в которых упоминался ее муж.
А Репин начал писать мемуары. Корней Чуковский В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Мардан объяснил, для чего Запад «украинизирует» русскую культуру 14 февраля 2023 года в 11:52 Бывший популярный ведущий "Радио КП", ныне ведущий телеканала "Соловьев Live" Сергей Мардан объяснил зловещий замысел, который российская сторона не сразу смогла разглядеть под нелепыми, на первый взгляд, решениями музеев на Западе приписать художественные произведения, созданные в прошлом русскими авторами, Украине.
Российское посольство отреагировало на такой шаг музея, отметив, что это решение противоречит здравому смыслу, является акцией в духе "отмены русской культуры".
Осенью того же, 1893 года Репины — Илья Ефимович с сыном Юрием — отправляются в полугодовое заграничное путешествие. Вена, Мюнхен, Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь… Вернувшись, Репин дает согласие вести мастерскую в Академии художеств, через которую в разные годы прошли Грабарь, Кардовский, Кустодиев, Билибин и многие другие живописцы. Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Личная жизнь приносила одни печали. Расставание с женой, тяжелая психическая болезнь второй дочери — Нади, сложные, чуть ли не враждебные отношения с сыном Юрием заводили сердце в тупик. Спасала работа. Репина захватывают «Записки сумасшедшего» Гоголя, он делает к ним блистательные иллюстрации. Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку. Это было мучительное время поисков. К счастью, у него была поддержка со стороны Натальи Борисовны Нордман-Северовой, с нею мастеру суждено было прожить бок о бок почти пятнадцать лет. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны. В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates». Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму... После городской суеты, среди сосен и берез, внутри тишины, окутанной шелестом морского прибоя, появлялись силы и вдохновение. Ежедневная творческая работа, преподавание — Репин в период с 1894 по 1907 год руководил мастерской, затем стал ректором Академии художеств, одновременно ведя курс в мастерской Тенишевой, — посещение театров, чтение, писание огромного количества писем, казалось, не изнуряли его. В мае 1900 года Репин как член международного жюри и Наталья Борисовна едут в Париж на Всемирную художественную выставку. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости — писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции. Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года. Репин продолжал усердно работать. Небывалый по напряжению труд привел к обострению тяжелого заболевания, в результате которого у художника стала сохнуть правая рука. Репин стал писать левой. Революция, о необходимости которой всё время кто только не говорил, совершилась. В декабре 1917 года создатель первого в истории человечества социалистического государства товарищ Владимир Ильич Ленин подарил финам независимость. Финляндия впервые стала независимым государством. И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией. О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой. Оказавшись за пределами Отчизны, Репин с огромной печалью смотрел на опустевший поселок с заколоченными дачами. Теперь он оказался совсем один: еще в июне 1914 года в швейцарской клинике скончалась от туберкулеза Наталья Борисовна. Последние годы своей жизни великий русский живописец жил в одиночестве на границе со своей Родиной, такой не похожей на саму себя. Осенью 1930 года художник сильно простудился. И его не стало.
Самая еврейская картина Репина
Также в статье об Иване Айвазовском написано, что он родился на Украине. Реклама Репин родился в Харьковской губернии Российской империи, территории нынешней Харьковской области. Айвазовский появился на свет в Таврической губернии, ныне именуемой полуостровом Крым.
Это один из немногих примеров в живописи , когда жанровая сцена стала монументальной. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной. Мусоргского» 1881. На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога.
В том же году за картину "Садко" получил звание академика ИАХ. В 1877-1882 гг. В 1878 г. В 1882 г. В том же году стал профессором, а в 1893 г. В 1891 г. Илья Репин покинул "Товарищество передвижников", обвинив его в бюрократизме восстановил членство в 1897 г. С начала 1890-х гг. В 1893-1907 гг. В 1895-1899 гг. С 1903 г. Илья Репин проживал и работал в усадьбе Пенаты приобрел ее в 1899 г. Куоккала Великое княжество Финляндское, ныне - пос. Репино в составе Курортного района Санкт-Петербурга. Его гостями становились многие известные деятели русской культуры. В 1904 г.
Меня в этой истории привлекло другое — эмигрантская судьба Репина. Вскоре они там поселились, и Пенаты стали одним из центров интеллектуальной и культурной жизни России. Сюда съезжались все знаменитости — Горький, Шаляпин, Есенин, Чуковский… До тех пор, пока в 1917 году Финляндия не получила независимость, а земля под Пенатами не стала финской. Вольно или невольно, Репин стал эмигрантом. Страну Советов это, конечно же, задело. Тем более, что в 1919 году художник не вывез на родину свою шикарную коллекцию 27 собственных работ плюс произведения Шишкина, Поленова и др. Уговорами и обещаниями его дотошно пытались убедить вернуться в Петербург тогда уже Ленинград , сулили хорошую пенсию и обещали вернуть часть имущества вероятно, речь о картинах, оставшихся в России. Рассказывают, что в Финляндию специально направляли его доброго друга, Корнея Чуковского, чтобы тот убедил Репина переехать назад.
Репин, Илья Ефимович
Самая еврейская картина Репина | Финский художественный музей "Атенеум" заменил национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую, опираясь на церковный документ о месте рождения его родителей, заявила РИА Новости директор по связям с общественностью Анна Кари. |
Финский музей изменил национальность художника Ильи Репина на украинскую – Новости Финляндии | Последние новости — Аргументы» Новости» Эксклюзив» Музей Metropolitan «сменил» национальность Репину, Куинджи и Айвазовскому, сделав их украинцами. |
Финский музей назвал русского художника Илью Репина украинцем
Илья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. эти тургеневские слова Илья Репин сделал своим творческим кредо. Летом 1868 года Илья Репин усердно готовился к конкурсу на малую золотую медаль. по старому стилю) 1844 года в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Ранее украинским активистам удалось добиться того, что Метрополитен-музей в Нью-Йорке изменил национальность Ильи Репина.
Финны признали Репина украинским художником. Очередь за Айвазовским и Малевичем?
Генеалогия Репин статья Бучастая | В Нью-Йорке Метрополитен-музей назвал Ивана Айвазовского и Илью Репина украинскими художниками, об этом свидетельствует сайт учреждения. |
КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР | Наука и жизнь | Крупнейший художественный музей в Финляндии «Атенеум» после обращения общественных деятелей Украины стал называть художника Илью Репина украинцем. |
Репин, Илья Ефимович — Википедия с видео // WIKI 2 | «Что касается переиначивания национальности Ильи Ефимовича Репина, то это русофобская ахинея на потребу конструкторам „глобуса Украины“, которые уверены, что чем больше они „найдут“ в русском мире уроженцев современной территории Украины, тем хуже будет России. |
Генеалогия Репин статья Бучастая (Евгений Пажитнов) / Проза.ру | «Крестный ход в Курской губернии». 1880–83. Третьяковская галерея (Москва). РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев Харьковской губ. |
Музей Metropolitan «сменил» национальность Репину, Куинджи и Айвазовскому, сделав их украинцами
В результате рассмотрения мы решили исправить информацию о национальности Репина с русской на украинскую", — приводит слова Кари РИА "Новости". Художник Илья Репин генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник. Финский художественный музей «Атенеум» назвал русского живописца Илью Репина украинским художником, основываясь на церковном документе о месте рождения его родителей, сообщает РИА Новости.
Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
ИЛЬЯ РЕПИН ЗАПОРОЖЦЫ Если бы Илья Репин жил в наше время, то он точно считался бы украинцем по национальности, ведь родился он в Чугуеве под Харьковом, и предки его были из тех же мест. Финский художественный музей "Атенеум" заменил национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую, опираясь на церковный документ о месте рождения его родителей, заявила российскому агентству "РИА Новости" директор по связям с общественностью Анна. Илья Репин, как все гениальные люди, был человеком своеобразным и противоречивым. ИЛЬЯ РЕПИН ЗАПОРОЖЦЫ Если бы Илья Репин жил в наше время, то он точно считался бы украинцем по национальности, ведь родился он в Чугуеве под Харьковом, и предки его были из тех же мест. В Нью-Йорке Метрополитен-музей назвал Ивана Айвазовского и Илью Репина украинскими художниками, об этом свидетельствует сайт учреждения.
Особо резвым псевдоэкспертам, изменившим национальность художника Репина, дали совет
Кроме того, он не раз повторял, что одной из своих наиболее блестящих удач — композицией «Государственного совета» — он всецело обязан Наталье Борисовне: она приняла к сердцу те трудности, которые он встретил при написании этой картины, и помогла ему своими советами, а также сделанными ею фотоснимками». Современники колко высказывались о внешности второй жены Репина, но, как известно, красота — в глазах смотрящего. Глядя на ее портрет в тирольской шляпке, который привезли из финского музея Атенеум, становится понятно, что для Репина она была красивой женщиной. А ведь его страсть к реализму и неумению «приукрасить» — факт широко известный. Нордман-Северова умерла в 1914 году — 70-летнего художника это событие подкосило, хозяйством в «Пенатах» с того момента занялась дочь Вера. Заседание государственного совета 7 мая 1901 года, 1903 год. Из собрания ГРМ «Заседание государственного совета 7 мая 1901 года», 1903 год После гастролей на ретроспективе в Москве самое «невыездное» полотно Репина вернулось в Русский музей. Еще одна проблема: у Репина почти не работала правая рука.
Сначала они занимались лишь техническими задачами вроде грунтовки холста и расчерчивания перспективы , но вскоре мастер доверил им написание интерьера. Кроме того, все вместе они делали наброски с «государственных натурщиков». Аксессуары все написаны. Стулья так в конце концов навострились писать, что самому нравится. Репин, видимо, доволен, что так хорошо и скоро идет дело», — описывал ход работы подмастерье Кустодиев. Картины не будет на выставке «Чернобыль» HBO : наплевав на фактологию, создатели поместили «Ивана Грозного» в кремлевский коридор, аллегорически намекнув на истинное значение действий советского правительства. Художник И.
Репин в кругу семьи на веранде дачи «Пенаты». В 1899 году художник приобрел там усадьбу, которую назвал «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. С 1908-го Репин круглый год жил в Куоккале, куда петербуржцы обычно приезжали во время дачного сезона. Гостей удивляли необычные порядки в доме, в том числе юного Корнея Чуковского, который оставил о них пространные воспоминания. Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах. Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое «сено». Помню, как Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли с собою в «Пенаты» ветчину и тайно от Репина ели ее тотчас же после обеда, хотя репинские обеды были и обильны и сытны».
За время, обеда все блюда подавались чьими: то невидимыми руками, и гости хозяйничали сами», — вспоминал среды в «Пенатах» писатель и сын «бабушки русской революции» Николай Брешко-Брешковский. Музей в «Пенатах» открыли в 1940 году, там представлены работы Репина в том числе последний автопортрет 1920 года и его учеников, а также мемориальные вещи. Потрет Льва Толстого, 1887 год. Какая жизнь, энергия, стремительность, сила, живость, красивость и колоритность! Что ожидает чтецов будущих поколений! Тексты художника издавались книгой несколько раз, впервые еще в 1901 году. Сборник мемуаров, статей и писем об искусстве «Далекое и близкое», переживший десятки переизданий появился уже после смерти Репина — в 1937 году под редакцией Корнея Чуковского.
В автобиографической части он особенно подробно и образно описывает свои детство, отрочество, юность — почти как Толстой. Например, так художник описывает мастера Персанова — своего чугуевского учителя: «Я копировал большую гуашь английской работы: в тенистом зеленом парке башня замка отражалась в воде. Персанов добродушно смотрел на мои старания скопировать оригинал, потом подвел меня к окну над Донцом, за которым уже начинался лес. Из собрания ГТГ «Не ждали», 1884—1888 годы Самая популярная картина из «народнической» трилогии, которая целиком хранится в Третьяковской галерее. Туда также входят «Арест пропагандиста» и «Перед исповедью». Широко известен итоговый вариант «Не ждали»: в комнату скромной интеллигентской квартиры с портретами Тараса Шевченко и Николая Некрасова на стене входит «блудный сын».
На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой. Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2018 годах.
В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее [6]. В 1920 году финские художники выбрали Репина почётным членом Общества художников Финляндии. По этому случаю в ресторане отеля Кают-компания в Хельсинки состоялся торжественный ужин, а затем художники принялись писать большую картину Знаменитости Финляндии [7] , которая была закончена много лет спустя. В настоящее время картина выставлена в кафе Атенеума. Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале , где и был похоронен в парке своих любимых «Пенат», неподалёку от дома и «Чугуевой горки» — как художник называл возвышающийся на его участке холм. Сын Репина Юрий также стал художником. Род Репина сейчас представляют живущие в Ярвенпяя потомки его брата. Племянник художника Илья Репин изготовил две православных святыни раки для иконостасов из дерева: для молельни в Ярвенпяя в 1948 и через 10 лет для новой православной церкви на кладбище в Хельсинки. В 1930-е годы начинается настоящий культ Репина на родине, когда его работы стали образцами периода социалистического реализма в СССР. Репин сам написал работы на темы революции, такие как: Расстрел демонстрантов, Красные похороны и У царской виселицы, которые он подарил музею революции по случаю визита делегации советских художников летом 1926 года [8] [9]. Среди этих картин есть портрет Керенского [10]. Последняя прижизненная биография И. Репина, начинающаяся со слов «выдающийся русский живописец», вышла в СССР в седьмом томе Малой Советской энциклопедии [11]. По записи на обороте титульной страницы, редакционная работа над томом была завершена 31 августа 1930 года — менее, чем за месяц до смерти художника. Однако, после революции, в 1918 году , он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Как иллюстрация этому, в недавнее[когда? В последние годы жизни Репин создал ряд картин на религиозные темы. Резко отрицательно относился к реформе русской орфографии 1917—1918 гг. Хотя реформу эту подготовили задолго до революции, и постановление комиссии вышло ещё в мае 1917 [17] , «придуманная Временным правительством орфографическая реформа стала прочно ассоциироваться со свергнувшими его большевиками» [18]. Замена «ять» на «е» в его фамилии создавала предпосылки возможности прочтения Репин как Рёпин, что буквально его бесило. И когда в «Пенаты» после 1918 года стали приходить письма, адресованные Рёпину, художник с негодованием возвращал их финляндским почтальонам, указывая на конверт: «никакого Рёпина здесь не живёт! В 1940 году , когда Куоккала перешла Советскому Союзу после советско-финской войны впоследствии она была переименована в Репино , там был открыт мемориальный музей Репина. Мемориальный музей Репина есть также в его родном Чугуеве. В 1958 году в Москве на Болотной площади называвшейся в 1950—1990-е годы площадью Репина был открыт памятник И. Репину скульптор М. Манизер , архитектор И. В 1975 году в Австрии был построен советский пассажирский теплоход «Илья Репин» на 210 мест. В честь Репина названы:.
В праздничный день он видит: все так же, как в его детстве, плывет по пыльной дороге торжественная процессия со священником во главе, но вырублены вековые деревья, торчат пни под неистовым солнечным светом. Впечатления от увиденного не отпускают Репина, они ложатся в основу одной из самых знаменитых его картин — «Крестный ход в Курской губернии». Своего рода его же «бурлаки» помноженные на сто. По широкой сельской дороге перед зрителем проплывает сама провинциальная пореформенная Россия, демонстрируя почти все свои сословия. Грабарь, — окончательно установил за Репиным репутацию первого художника России». В 1877 году Репин с семьей перебирается в Москву. Исключительно талантлив портрет Мусоргского, написанный в последние, трагические дни жизни великого композитора. Голливудские кинематографисты в последствии будут часто использовать его симфонии в своих блокбастерах. Особенно композиции «Ночь на Лысой горе» и «Пляски смерти». Вот он - создатель «танца Смерти» уже, кажется, видит её На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка. Готовясь к картине «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», живописец тщательно изучал всевозможные архивные источники, осматривал келью, в которой Софья томилась в годы своего заточения. Первая историческая картина художника трактуется им как драма личности. Главная интересующая его задача - раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, её страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. Таким же детальным был подход к потрясающей по своей эмоциональной силе, одной из лучших работ Репина «Иван Грозный и сын его Иван. Крамской в письме к Суворину писал: «Вот она, вещь, в уровень таланту… Выражено и выпукло выдвинуто на первый план — нечаянность убийства!.. И как написано, боже, как написано! Тему судьбы революционера-народника И. Репин развивает и в других полотнах этого цикла — в «Сходке», «Аресте пропагандиста», в «Отказе от исповеди» а также в созданной после того, как в результате амнистии перед ссыльными народниками открылись двери острогов, картине Репина «Не ждали». Картина Репина "Не ждали" имеет два варианта. В первом варианте художник изобразил сцену, увиденную в детстве. В семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Но затем Репин её дорабатывал, изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены. Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы. Судьба другого, не менее легендарного, репинского шедевра тоже уходит корнями в детство художника. Репин вспоминал, как однажды на порог их дома с громким хохотом ввалился молодой казак Гаврила Корж и стал с немыслимым сарказмом декламировать строки ответного письма отчаянных в своей удали запорожцев грозному турецкому султану: «Ты — шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь... Для того чтобы изучить быт запорожцев, их утварь, одежду, оружие, он весной 1880 года вместе со своим учеником Валентином Серовым отправляется в поездку по местам, где когда-то шумела Запорожская Сечь. По дороге они заезжают в Киевский и Одесский музеи, затем их путь лежит в старинные поселения запорожцев — Покровское, Александров, Базовлук, Токмаковку… Маленькая экспедиция посещает остров Хортицу, где в свое время стояли курени запорожцев. Во время поездки Репин знакомится с историком Н. Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. Мало того, что бесценная коллекция Яворницкого, в которой были и старинные сабли, и ружья, и сумки, помогли Репину воссоздать в картине реальную атмосферу происходящего, так еще сам историк с удовольствием позировал художнику, увидевшему в нем образ лукавого, насмешливого писаря. Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма.
Финский музей изменил национальность Ильи Репина на "украинскую"
К тому же, Украины в то время, как отдельной страны, просто не существовало. В отношении Айвазовского администрация Metropolitanа все же немного «одумалась», уточнив, что художник хоть и украинец, но все-таки имеет армянские корни. Хотя, возможно, логика в отношении Айвазовского и прослеживается, но весьма специфическая. Иван Айвазовский любил жить и творить в Крыму, а Крым, как известно, Америкой до сих пор признается как территория Украины. Относительно Архипа Куинджи, россиянина с греческими корнями, все совершенно непонятно.
Еще при жизни мастера ходила молва, что тот, кто изображен на его холсте, неминуемо погибнет.
Так ли это? Вокруг имени русского художника Ильи Репина до сих не утихают множество слухов. Современники отмечали, репинские картины до такой степени реалистичны, что производят неизгладимое впечатление на зрителей: одни стоят возле них, словно загипнотизированные, другие впадают в истеричное состояние. Люди боялись позировать художнику, потому что ходила молва, что изображенные им натурщики обречены на смерть. Неужели это правда?
Илья Репин в молодости Илья Репин, как все гениальные люди, был человеком своеобразным и противоречивым. Например, он не ел мясо, садился с прислугой за один стол или вовсе не держал ее, заставлял родных спать на морозе или с открытыми настежь окнами. Писатель Иван Бунин, известный гурман, вспоминал забавный случай. Однажды он приехал в имение Репина по приглашению хозяина. Художник предложил Бунину написать его портрет.
Иван Бунин Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же вновь расцеловался с хозяином и пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом…» Во многом образ Репина, как чудака, сложился из-за его второй жены писательницы Натальи Нордман. Она бурно протестовала против мехов, наотрез отказываясь носить шубы. Корней Чуковский вспоминал, что в меню обеденного стола входили только вегетарианские блюда. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Прислуга — позор человечества» и так далее. Чуковский по этому поводу писал: «Наталье Борисовне и в голову не приходило, что она наносит ущерб имени Репина. Она была уверена, что пользуется этим именем отнюдь не для собственных выгод, а исключительно ради пропаганды благотворных идей, которые должны принести человечеству счастье». Илья Репин, портрет Натальи Нордман Молва называла Илью Репина человеком прижимистым и скупым, но это было не совсем так. Он действительно предпочитал практически ничего себе не покупать.
Экономил он и на близких людях. Однако исправно устаивал свои знаменитые среды, когда в дом к художнику мог прийти любой желающий. Хозяин неизменно приглашал всех к столу. Позже Маяковский признался, что в тяжелое время репинские «среды» спасли его от голодной смерти. Илья Репин также не упускал возможности принять участие в благотворительных акциях.
Так, артистам Малого театра он подарил портрет М. Щепкина, в пользу голодающих пожертвовал свою картину «Николай Мирликийский», дал родному городу Чугуеву большую сумму на устройство абиссинского колодца, направил десять тысяч рублей на нужды флота и так далее. Дурная молва Еще при жизни художника ходили слухи, что все натурщики Ильи Репина после написания полотна умирали. Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает.
Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Но затем Репин её дорабатывал, изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены. Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы. Судьба другого, не менее легендарного, репинского шедевра тоже уходит корнями в детство художника. Репин вспоминал, как однажды на порог их дома с громким хохотом ввалился молодой казак Гаврила Корж и стал с немыслимым сарказмом декламировать строки ответного письма отчаянных в своей удали запорожцев грозному турецкому султану: «Ты — шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь...
Для того чтобы изучить быт запорожцев, их утварь, одежду, оружие, он весной 1880 года вместе со своим учеником Валентином Серовым отправляется в поездку по местам, где когда-то шумела Запорожская Сечь. По дороге они заезжают в Киевский и Одесский музеи, затем их путь лежит в старинные поселения запорожцев — Покровское, Александров, Базовлук, Токмаковку… Маленькая экспедиция посещает остров Хортицу, где в свое время стояли курени запорожцев. Во время поездки Репин знакомится с историком Н. Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. Мало того, что бесценная коллекция Яворницкого, в которой были и старинные сабли, и ружья, и сумки, помогли Репину воссоздать в картине реальную атмосферу происходящего, так еще сам историк с удовольствием позировал художнику, увидевшему в нем образ лукавого, насмешливого писаря. Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма. От первого наброска в Абрамцеве до окончательного варианта картины, показанного художником на персональной выставке 1891 года, прошло долгих двенадцать лет. В ноябре 1891 года в Петербурге в залах Академии художеств открылась, а затем в январе—феврале 1892 года продолжилась в Москве персональная отчетная выставка Ильи Ефимовича, приуроченная к двадцатилетнему юбилею творческой деятельности художника. На ней как раз и были выставлены «Запорожцы».
Реакция на них оказалась неоднозначной. Посыпались упреки то от Лескова в недостаточной идейности, то от Суворина, то от художника Николая Ге… Простые же зрители, заполняющие залы выставки, принимали картину с бурным восторгом. Выставка Репина прошла с триумфом, укрепив славу и материальную независимость художника, его картины быстро раскупались. Творческий подъем 80-х годов не только вознес его на вершину славы, но и порядком истощил, казалось бы, беспредельную энергию. Стала болеть и слабеть правая рука. Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши. В мае 1892 года Репин присматривает в пятнадцати верстах от Витебска имение Здравнёво и поселяется там. Летний сезон 1892 года знаменателен появлением серии рисунков: Лодки у берега, Лодки на Двине, Косцы в поле, а также картины Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль».
Репину присваивают звание профессора живописи, а уже 1 декабря он становится действительным членом Академии художеств. Осенью того же, 1893 года Репины — Илья Ефимович с сыном Юрием — отправляются в полугодовое заграничное путешествие. Вена, Мюнхен, Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь… Вернувшись, Репин дает согласие вести мастерскую в Академии художеств, через которую в разные годы прошли Грабарь, Кардовский, Кустодиев, Билибин и многие другие живописцы. Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Личная жизнь приносила одни печали. Расставание с женой, тяжелая психическая болезнь второй дочери — Нади, сложные, чуть ли не враждебные отношения с сыном Юрием заводили сердце в тупик. Спасала работа.
Для большего эффекта в помещении, где размещалось полотно, был постелен кроваво-красный ковёр. Меценат Третьяков описывал реакцию посетителей на картину так: «Люди рыдали, впадали в ступор, валились на землю». В ноябре 1581 года с полотном произошла еще одна странная история. Иконописец Абрам Балашов бросился на него с сапожным ножом с криками «Довольно крови, слишком много крови! Мужчину тотчас же схватили, он был помещен в психиатрическую лечебницу. Урон картине был нанесен огромный: удары повредили не только холст, но и центральную деревянную перекладину подрамника. Илья Репин в это время жил в пенатах под Петербургом, и о произошедшем узнал из вечерних газет. Чуковский в своих дневниках вспоминал: в тот день Репин пришел к нему внешне спокойный, единственное, что выдавало волнение художника — трясущиеся руки. Тем же вечером Репин уехал в Москву. В это время во главе Третьяковской галереи стоял художник Игорь Грабарь. Еще до появления Репина он вместе с двумя специалистами из Эрмитажа провел техническую реставрацию. На следующее утро Грабарь отлучился из галереи, поэтому не застал тот момент, когда Илья Репин увидел свою картину. Художник восстановил поврежденное место, и, не дожидаясь встречи с Грабарем, уехал в Петербург. Игорь Грабарь вспоминал, что когда увидел записанное место, то испытал шок. Дело в том, что Репин использовал лиловые краски, которые сильно отличались от всей живописи картины. Сейчас исследователи творчества художника объясняют это тем, что с момента создания полотна прошло слишком много времени - изменилась красочная гамма в живописи Репина. Не дожидаясь того момента, когда краски высохнут, Грабарь их снял. Он заново реставрировал картину по фотографиям. Позже он говорил, что даже сам не мог найти место, которое записал. Но и на этом не закончились трагические события, связанные с картиной. После инцидента хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов покончил жизнь самоубийством — мужчина бросился под поезд. Ухудшение здоровья Поговаривали, что из-за проклятых картин, у Репина перестала работать правая рука. Конечно, причина была не в этом — переутомления сыграли с ним злую шутку. На время художник даже перестал творить и впал в депрессию. Вскоре Репин научился писать картины левой рукой. Он также придумал подвесную палитру, которая освобождала его руки для работы. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение крепилось на поясе при помощи ремней. В 1927 году в письме художнику Якову Минченкову Репин сообщал: «Мне в июне стукнет 83 года, время берёт своё, и я делаюсь форменным лентяем». Все его дети по очереди дежурили возле слабеющего отца. Предчувствуя смерть, Илья Репин написал завещания: его усадьбу передать во владения Российской академии художеств.