Так, в Санкт-Петербурге, где Достоевский прожил большую часть жизни и был похоронен, состоялось возложение цветов к могиле писателя в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. Литераторы, друзья Достоевского, образовали комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них вдову Анну Григорьевну.
Первые произведения Достоевского
- Первая дочь умерла, вторая была одинока
- 1 июля 2023 года в городах России отметят День Достоевского.
- Некрополи Александро-Невской лавры
- Где похоронены Чайковский и Достоевский? | Лаперуз
- Ссылка Достоевского
Краеведы нашли возможное место расположения могилы отца Достоевского
Похороны Ф.М. Достоевского на Тихвинском кладбище произошли по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, поддержанной Духовным собором лавры. Позже семья переехала в квартиру, где Достоевский написал свои первые произведения. «Памятник этот символизирует возрождение духа писателя, благодаря которому весь мир получил великие романы Достоевского, один из которых, “Идиот”, был завершен здесь, во Флоренции. Здесь похоронен Федор Достоевский, Денис Фонвизин, Михаил Ломоносов и даже довольно известный в современной России — Анатолий Собчак — первый мэр Санкт-Петербурга. Открылся после реставрации надгробный памятник писателю Фёдору Достоевскому в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Достоевский Фёдор Михайлович
Федор Михайлович Достоевский свой выбор сделал. Перед смертью он успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими. Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе. Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом». Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда. Он видел приближение смерти, не боясь её».
Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела, что его положили на стол со сложенными на груди руками, куда вложили икону. Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет. Это был знаменитый живописец Иван Крамской. Он сам захотел написать портрет великого писателя и, по словам жены новопреставленного, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Многих эти явления инобытия ужасают: если человек умирает нераскаянным, ему являются бесы — или в своем мерзком отвратительном обличье, или же в виде каких-то мучающих умирающего образов. А вот тому, кто примирился с Богом, исповедавшись, никакая эта нечисть не страшна.
Души причастившихся в день смерти молнией, говорит предание, проходят сквозь мытарства духов злобы поднебесной. Такая душа огненна и легка. Достоевский, умирая, был спокоен, несколько даже радостен и тих… Все страсти в нем перегорели, всё, что тяготило душу, он исповедал… Об этом умиротворенном лице умершего писателя говорили многие: казалось, будто он спит на этой своей подушке и слегка улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнился лик Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть... Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit».
То есть с латинского: «Не плачьте, — он не умер, он только спит». Николай Лобастов А вот как о последних днях Федора Михайловича Достоевского и его значении в русской культуре пишет педагог и литературный критик Николай Лобастов.
Внутренность необычайно хороша», — написал он в письме С. Ивановой 7 ноября 1868 года. Достоевского глазами русских художников» начала работать в туринской библиотеке «Вилла Аморетти». Открытие выставки состоялось в рамках Туринского книжного салона при участии Генерального консульства России в Милане. В Италии вообще необычайно широко отмечают юбилей нашего классика: тем, кто знает итальянский, возможно, пригодится программа юбилейных мероприятий: многие из них будут доступны в записи и онлайн. Ватикан В октябре Федору Михайловичу также было посвящено торжественное заседание в Ватикане, где представили перевод на итальянский трех речей философа и публициста Владимира Соловьева 1853-1900 о Достоевском, которые были написаны с 1881 по 1883 год уже после смерти писателя. Книга с предисловием митрополита Волоколамского Илариона вышла в цикле публикаций римской академии Sapientia et Scientia. К слову, государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин в ходе заседания отметил, что Папа Римский Франциск регулярно цитирует Достоевского, «который мог передавать и чувствовать духовность», сообщает ТАСС.
Испания Выставка «Достоевский: современник и пророк» накануне юбилея стартовала в столице испанской Каталонии и будет работать до конца января. Организатором выступил благотворительный фонд «Русский дом в Барселоне». Фото: barcelonaturisme. В первом зале можно познакомиться с работами художницы из Италии Валерии Бранкофорте: иллюстрации к произведениям классика она выполнила специально для выставки. Ну а во втором зале все желающие смогут лично повзаимодействовать с писателем и героями произведений: современные музейные технологии позволяют. Отмечается также, что иного места в экспозиции отведено «Петербургу Достоевского», звуковую палитру которого воссоздают с помощью аудиоэффектов. Франция Выставка, рассказывающая о жизни и творческом пути Фёдора Достоевского, прошла также и в Русском доме науки и культуры в Париже в конце сентября: она была собрана из литографий, гравюр и фотографий XIX века в цифровых копиях из коллекций Музея Достоевского и Литературного музея Пушкинского Дома Санкт-Петербург. Историко-документальная экспозиция объединила исторические снимки, копии документов, цитаты из произведений Достоевского и отрывки из его писем, что позволило проследить за самыми важными событиями жизни писателя. На открытии выставки с гостями в режиме онлайн пообщалась автор и куратор экспозиции, заместитель директора музея по творческим проектам Вера Сергеевна Бирон. Дания Выставка «Копенгаген Достоевского» прошла в столице Дании.
Посетители Российского центра науки и культуры смогли увидеть фотографии и рисунки, рассказывающие о посещении Фёдором Достоевским Дании в 1865 году.
Историческую чугунную рабочие накануне демонтировали и увезли в мастерскую. Там ее очистят от коррозии, выпрямят и восстановят утраченные элементы. Сам памятник, по оценке специалистов, находится в неплохом состоянии. Трещин на нем нет и разбирать его не придется.
Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Федора Достоевского - великого русского прозаика, публициста и философа XIX века.
Литературное наследие классика переведено на более чем 170 языков. Долитературная жизнь Федор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в большой дворянской семье. Род Федора Михайловича имеет белорусские корни и известен с конца XV века. В 1506 году его предки получили грамоту на д. Достоево Ивановский район, Брестская область. С этого времени название этого селения стало родовым прозвищем предков писателя.
Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в Мариинской больнице для бедных штаб-лекарем. Мать, Мария Федоровна Достоевская девичья фамилия Нечаева , происходила из купеческого рода. Будущий писатель получил хорошее домашнее образование, затем три года учился в престижном московском пансионе Л. В 1838-1843 годах Федор Достоевский учится в Инженерном училище. Окончив его, он поступает на службу в инженерный корпус. Однако в 1844 году уходит в отставку, чтобы посвятить себя литературе.
В это же время он начинает писать роман "Бедные люди". Произведение было напечатано в 1846 году в альманахе "Петербургский сборник". Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь.
Новости и события Российского исторического общества
Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию (караульную), где им немедленно придали новое обличие арестантов. Русский: Могила Достоевского Ф. М. (1821-1881), писателя: Александра невского площадь,1. Некрополь мастеров искусств, у восточной стены, Центральный район, Санкт-Петербург. Между тем благоустройство требуется и кладбищу, где согласно историческим записям, был похоронен отец автора «Преступления и наказания». Афиша Plus - 11 ноября 2021 - Новости Санкт-Петербурга -
Достоевский Федор Михайлович
- Актуальная аналитика
- Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского
- Детство и семья
- В Санкт-Петербурге молитвенно почтили память Федора Михайловича Достоевского - Азбука новостей
- Первая дочь умерла, вторая была одинока
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
День памяти Достоевского в 2023 году | И Достоевского похоронили не только в лавре, а еще и за деньги лавры. |
Достоевский Федор Михайлович | Федор Достоевский родился в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, где его отец служил штатным лекарем. |
«Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Фёдоров» | 1 февраля 1881 года на Тихвинском кладбище был похоронен Ф. М. Достоевский. |
Деликатный сервис | Отреставрированный памятник на могиле Федора Достоевского открыли в среду в Некрополе Мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, передает корреспондент ТАСС. |
Где похоронен Достоевский
В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот».
После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.
Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.
Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден , откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино , поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание».
Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей.
Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок».
Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами.
Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен.
Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал. В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека.
Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь... Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.
Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся.
Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.
Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа.
Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург.
Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В.
Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А.
Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ.
Белинского, который ввел его в свой кружок. Деятельность В 1849 г. Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М. Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость. Ему грозила смертная казнь, которую заменили на четыре года каторги. По окончании срока в 1854 г. Выйдя в отставку и поселившись в Петербурге, вместе с братом литератором Михаилом начал издавать журнал «Время», который имел большой успех. Но подорванное на каторге здоровье и тяжелая болезнь туберкулез жены Марии Дмитриевны заставили писателя поехать на лечение за границу в Париж, Лондон и Женеву. В 1864 г. Достоевского постигло несколько тяжелых ударов.
Хотя Россия и оставались православной, но народ все больше отступал от Бога, и вот, нашелся человек, который засвидетельствовал, что без Христа Россию ожидают тяжелые времена, и показал на примере героев своих произведений, что ждет нас. Все его пророчества сбылись, и мы знаем, какие утраты понесла наша страна за то, что отступала от Бога, жила без веры под игом атеизма. Он все это предвидел, через него Господь нам указал, что нужно всем возвращаться ко Христу... И теперь, чтобы не отступать, надо идти ко Христу и призывать к этому нынешнее поколение. Вечная память великому писателю на все времена!
Самые знаменитые некрополи Петербурга. Вечный приют Достоевского и Чайковского
С 2003 года волонтеры «Заповедного Дарового» поддерживали в порядке территорию вокруг. Ну а к 200-летию началась долгожданная реставрация. Произведена вычинка кирпичной кладки, отреставрированы элементы белокаменного декора, на фасадах сохранения следы первоначального барочного убранства Реставрация храма в Моногарове, как упоминалось выше, стала предметом дискуссии, поэтому дадим слово Дмитрию Лурье, главному архитектору проекта: «Главным для нас — как и в любом другом проекте — были натурные исследования. И, к сожалению, информация о том, что во время Достоевских на трапезной храма было три главы, не подтверждается никакими другими данными, кроме описательных. Ни фотоматериалов, ни зарисовок, ни наличия соответствующих конструктивных элементов. Нигде не указан размер этих глав и прочие характеристики, а значит, их воссоздание превратилось бы в некотором роде в домысел, что недопустимо. Могу сказать по собственному опыту, что воссозданные элементы промежуточных строительных периодов, выпадающие из общей концепции внешнего облика памятника, смотрятся чужеродно. Видимо, трехглавие храма существовало недолго. Проект реставрации «возвращает» нам храм на период 1830—1850 гг. Когда были демонтированы леса от прошлых ремонтных работ, то проступили следы барочного оформления фасадов: кирпичный декор вдоль окон в виде вертикальных зигзагообразных элементов, срубленный полуциркульный кирпичный декор под окнами, остались вертикальные срубленные и горизонтальные членения фасадов белокаменными вставками карнизов, характер которых местами читается. Читаются также белокаменные тороидальные элементы над сандриками.
Белокаменные элементы сейчас представлены в виде зондажей, и некоторые из них предложены нами, хоть этого и нет в изначальном проекте, к экcпонированию. Другими словами, храм, как и многие ему подобные, претерпевал изменения своего облика: в XIX веке, по общему манеру, фасады были переделаны в стиле классицизма, был сбит барочный декор. В некий короткий период были пристроены еще две главы над приделами, как следует из описи церковного имущества: «Над олтарем и приделами оной церкви сделаны 2 небольшие главы деревянные же, кои обиты листовым железом выкрашенным. На них кресты железные позлащенные, червонным золотом по гульфарбе ж». Но на кровле никаких следов от основания барабанчиков и глав не осталось, и в дальнейших описях эти конструкции уже не фигурируют. Внутри храма под куполом четверика сохранилась живопись, которая пока будет укреплена и законсервирована до следующего этапа работ. Финальное цветовое решение было выбрано на основе зондажей: желтый фоновый цвет с белыми деталями декора». К концу 2021 года фасады закончены, в зимнее время реставраторы начнут работы с интерьерами, восстановят полы и отделку, смонтируют окна и двери. Как сохранить и не растратить? В поздние годы Федор Михайлович не раз собирался навестить родные места, увидеть Даровое и его жителей.
Удалось ему это сделать лишь в 1877 году. И сегодня Даровое, Черемошня, Моногарово — очень живописны и умиротворяющи. Желание писателя вернуться вполне разделяют и те, кто попадает сюда в XXI веке. В Даровом еще много загадок, еще больше — конкретных задач: совместить развитие музея и в то же время не превратить его в конвейер, сохранить природный ландшафт — при том, что населенные пункты вокруг будут разрастаться. Весьма актуальным является вопрос расширения границ музея-усадьбы на основе новых архивных данных о землевладениях Достоевских. Итогом этой работы станет создание мемориального музея-заповедника «Даровое». Для восстановления усадьбы и ее окружения необходимо выполнить следующее: - восстановить деревянную церковь-часовню Нечаевского погоста; - восстановить утраченный мазанковый домик в три комнаты, в котором жила семья писателя в 1830-х гг. Во время вышеперечисленных работ и исследований, которые будут их сопровождать, мы можем найти ответы на многие вопросы, до сих пор не проясненные. Существует, например, несколько версий того, где еще, кроме общепринятого места, могла располагаться любимая юным писателем Федина роща. Следует также выяснить: завершилось ли строительство «дома отца», начатое в 1837 г.
На месте ли «маменькиного» или «отцовского» дома стоит нынешний флигель? Где располагалась купальня, специально устроенная в Маменькином пруду? Есть и некоторые другие вопросы». Фото: Маменькин пруд в Даровом Фото: Усадебная аллея в Даровом Фото: Вековые липы - богатство и мемориальная ценность Дарового Фото: Вид на урочище Лоск, где разыгрывается сцена из рассказа "Мужик Марей" Сейчас экскурсионная посещаемость усадьбы Даровое составляет около 5000 человек в год. Согласно расчетам, выполненным на основе методических рекомендаций Минкультуры России, территория может принимать до 50 000 человек в год. Хотя, как нас заверили, за цифрами музей не гонится. Проведенные работы должны сделать Даровое посещаемым и любимым музеем-усадьбой, чтобы люди испытывали и навсегда сохраняли чувства, которые Федор Михайлович описал в своем единственном автобиографическом рассказе «Мужик Марей»: «И ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ежиками и белками, с его столь любимым мною сырым запахом перетлевших листьев. И теперь даже, когда я пишу это, мне так и послышался запах нашего деревенского березняка: впечатления эти остаются на всю жизнь». Любовь Воронкина, ландшафтный архитектор-реставратор Фото: План Каширского уезда. Желтой стрелкой отмечена сельская застройка, красной - "дом матери", синей - "дом отца", фиолетовой - въезд на усадебный двор.
Схемы предоставлены Л. Воронкиной Имение Даровое в Каширском уезде Тульской губернии ныне Зарайский район Московской области родители писателя приобрели в 1831 году, когда Феде Достоевскому было 11 лет. Сюда на все лето из Москвы приезжала с детьми мать писателя М. Отец семейства М. Достоевский постоянно работал в Москве и мог навещать их только в отпуске. Летом всеми делами в имении распоряжалась мать писателя. В первую же весну после покупки усадьбы в деревне случился пожар, который уничтожил почти все хозяйственные и жилые постройки. Достоевские, несмотря на свои очень ограниченные средства, в то же лето восстановили избы крестьян, а затем выстроили себе небольшой флигелек, людскую, амбар, ригу и сарай. До постройки флигеля им приходилось жить в маленьком, в три комнатки, домике, так называемой мазанке, видимо, бывшей людской, чудом уцелевшей от пожара.
Смертельный исход болезни случился от разрыва лёгочной артерии. В ночь с 6-го на 7-е февраля у писателя снова пошла кровь, однако он посчитал, что на такое происшествие не стоит обращать внимания. На следующий день он чувствовал себя сравнительно хорошо и хлопотал о том, чтобы его «Дневник писателя» вышел в свет 12 февраля, а также просил свою жену Анну Григорьевну озвучить корректуры и исправить текст там, где это требуется. Литературный критик и один из сотрудников журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» Николай Страхов вспоминал слова жены Фёдора Михайловича о том, что в самые напряжённые и непростые минуты своей жизни её супруг нередко раскрывал наудачу Евангелие, которое читал ещё будучи на каторге. Так он сделал и в этот раз. Анна Григорьевна зачитала ему строки из Евангелия от Матфея: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду». Это предчувствие совсем скоро оправдалось. Днём его состояние ухудшилось, и в тот же день Достоевсикй смиренно, постепенно слабея от потери крови, скончался, так и не увидев свой «Дневник», которым так дорожил, напечатанным. Дочь Достоевского: «Он видел приближение смерти, не боясь её» Достоевский успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими. Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе. Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом». Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда... Он потерял сознание лишь в последний момент. Он видел приближение смерти, не боясь её». Предыдущая Следующая «Около мёртвого сидел художник и рисовал Достоевского в его вечном сне» Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела, что его положили на стол со сложенными на груди руками, куда вложили икону. Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет. Это был знаменитый живописец Иван Крамской. Он сам захотел написать портрет Достоевского, и, по словам жены усопшего, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни».
С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах. Однако последующие повести "Двойник" и "Хозяйка" были неоднозначно воспринятыми "товарищами по цеху". Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования. Дело петрашевцев и казнь В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Там обсуждали проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читали трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым. Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим. Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости. Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни. Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери.
На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А. Герцена, Т. Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла. В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию.
В Петербурге открыли отреставрированный памятник на могиле Федора Достоевского
Похороны обратили на себя внимание и иностранных посольств в Петербурге. Посол Франции генерал Антуан Эжен Альфред Шанзи сообщал: «Русское общество находится под глубоким впечатлением от события, на первый взгляд, лишённого политического значения, но которое тем не менее беспокоит руководителей этой страны как свидетельство новых веяний в России… Значительное большинство участников этой молчаливой манифестации собрались, чтобы почтить память скорее бывшего политического каторжанина, нежели писателя». Поведение министра внутренних дел графа Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным. Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат. Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже.
Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии. Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье.
Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно.
Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе. Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения. От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца. Социальная напряжённость в стране, растущее недовольство крестьян и рабочих, недружественное внешнее окружение государства заставили нового молодого царя опасаться закончить как отец и взять жёсткий курс на возвращение к абсолютной монархии, усиление русификации. По высочайшему манифесту от 29 апреля 1881 года самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым. По своему служебному долгу сотрудники политического сыска не видеть того не могли.
Они просто были обязаны собирать материалы, так или иначе несущие хотя бы тень оппозиционности или свидетельствующие о нелояльности каких-либо фигурантов, способных проявить себя враждебными самодержавию и государственному порядку. Нет сомнения, что многие молодые участники похорон писателя в последующие годы оказались членами разных политических партий, познали тюрьмы и ссылки, участвовали в социальных потрясениях России на рубеже столетий, пережили сомнения и разочарования, разошлись по противоположным сторонам идеологических баррикад. С другой стороны, совсем не исключено, что «кабинет-портрет» с фотографией, это памятный знак из личного архива почитателя писателя, — возможно, кого-нибудь из участников революционного движения, бывшего свидетелем похорон, ставших событием в жизни России. При всём том надо видеть и вероятность того, что фотомонтаж пережил некую драматическую коллизию, поскольку был грубо разорван надвое, но всё-таки не был уничтожен. Что же было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Спустя два года, в 1883 году, на могиле великого русского писателя был установлен надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора Хрисанфа Васильева и скульптора Николая Лаверецкого.
В эпитафии приведены слова, указанные в качестве эпиграфа к последнему крупному произведению Достоевского «Братья Карамазовы», сосредоточившего все его итоговые размышления о человеке и о мире. Надпись на камне сделана на церковнославянском языке.
Свою важнейшую задачу Лорис-Меликов усматривал, с одной стороны, в усилении репрессий по отношению к революционерам, для чего счёл необходимым объединить полицейские и судебные органы, сделать закрытыми слушания по политическим делам. За 16 месяцев его правления в России прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров. На фото: Лорис-Меликов С другой стороны, как ни парадоксально, назначение графа в целом было позитивно встречено в обществе. Несмотря на политику усиления репрессий, Лорис-Меликов, оставаясь шефом Отдельного корпуса жандармов, заметно облегчил участь политически «неблагонадёжных лиц», счёл необходимым пересмотреть существующую организацию политической ссылки и надзора. Он ясно сознавал, что из-за всеобщего недовольства и ожидания общественных перемен в стране одними полицейскими мерами ситуацию не преломить. Он принимал самые жёсткие меры в отношении тех, чья вина была доказана безоговорочно, но не арестовывал всех подряд по малейшему подозрению, как это делали до него. За справедливость и непредвзятость его уважали даже в революционных кругах.
Лорис-Меликов уволил целый ряд наиболее одиозных деятелей, раздражавших общество. Заметно в этот период смягчилась цензура, многие из ранее репрессированных были освобождены из ссылки. Достаточно сказать, что, учитывая отношение к нему населения, радикальное крыло народовольцев не включило его в список сановников, которым вынесли смертные приговоры. В борьбе с пропагандой свержения монархии и с терроризмом народовольцев Лорис-Меликов исповедовал идею, что «для предотвращения или раскрытия преступной горсти людей не должно стеснять мирных граждан». Его политика апеллирования к общественному мнению после очередной, пятой по счёту и провальной, попытки покушения на царя в 1880 году получила в либеральной печати полуироническое наименование «диктатуры сердца», а его самого называли иногда «диктатором сердца». Вопреки расчётам и ожиданиям охранителей и сторонников ужесточения карательных мер, среди которых были наследник царя Александр Александрович и его наставник Константин Победоносцев, Лорис-Меликов стал проводить более сложную и гибкую политику, не ограничивающуюся преследованием революционеров. В нём прежде всего видели либерала, а в его деятельности — начало либеральной политики государства. Любя Россию, он вырвет зло с корнем и оправдает великое доверие государя». Достоевский относился к «диктатуре сердца» и собственно к графу весьма положительно.
Да вы скажите мне… хорошими ли людьми окружит себя Лорис, хороших ли людей пошлёт он в провинции? Ведь это ужасно важно… Да знает ли он, отчего всё это происходит, твёрдо ли знает он причины? Ведь у нас все злодеев хотят видеть… Я ему желаю всякого добра, всякого успеха», — говорил писатель, определённо возлагавший на Лорис-Меликова надежды в переустройстве государственного строя. Популярности министра очень поспособствовало распространение слуха о подготовке им плана «великих реформ», привлечения общественности к законотворчеству путём созыва представительного органа с законосовещательными полномочиями. На деле планы эти представляли робкую и непоследовательную попытку несколько обновить монархический строй России, придать ему более респектабельный вид, и тем самым разрядить напряжённую обстановку в обществе, изолировать крайние элементы, приручить либеральную интеллигенцию незначительными уступками, ограничившись в основном мало значившими обращениями и неопределёнными посулами. Александр III Понимая невозможность бороться с ними без поддержки общества, он призывал учитывать назревшие общественные потребности и по мере возможности удовлетворять их. Получивший название «конституция», его план был представлен Александру II и был предварительно одобрен буквально за несколько дней до гибели императора. На 4 марта 1881 года было назначено заседание правительства, которое приняло бы проект министра внутренних дел. Но, как известно, 1 марта «Народная воля» организовала новое, на этот раз успешное покушение на царя.
Взошедший на престол наследник, государь Александр III признал проект Лорис-Меликова «преступным»: «Слава богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством». Министра внутренних дел ждали скорая отставка и опала. Естественно, резко изменившиеся после тяжёлой каторги и ссылки взгляды Достоевского, нашедшие отражение в творчестве, не могли не сказаться на отношении царской власти к великому русскому писателю, всё свидетельствовало о чрезвычайном уважении к нему и столь же взаимного отношения Достоевского к монархии. В книге своих воспоминаний Анна Григорьевна Достоевская даёт понять, что писатель не пережил бы покушения на государя-императора. Возможно, что муж мой и мог бы оправиться на некоторое время, но его выздоровление было бы непродолжительно: известие о злодействе 1 марта, несомненно, сильно потрясло бы Фёдора Михайловича, боготворившего царя — освободителя крестьян; едва зажившая артерия вновь порвалась бы, и он бы скончался». Мудрость мыслителя, признавшего народ «главным корнем» жизни, а крестьянский вопрос — самым насущным и самым грозным, у Достоевского причудливо сочеталась с наивной верой в царя… В толпе провожающих постоянно цитировали высказывания писателя, читались стихи, порой звучали совсем радикальные призывы и лозунги. Присутствовавшая на похоронах писательница-мемуаристка Екатерина Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали.
Реставрация его надгробия — это не только дань памяти мировому классику, но и забота об историко-художественном и культурном наследии нашего города, — сказал он. Отмечается, что капремонт памятника провели в преддверии 200-летия Достоевского в 2021 году. Надгробный памятник Достоевскому — часть основной экспозиции Музея городской скульптуры — некрополей Александро-Невской лавры. Он был установлен в 1883 году.
Мне кажется, он ближе всего к апостолу Павлу, поскольку Павел — апостол язычников, и Достоевский тоже проповедовал язычникам, если понимать это слово в расширительном смысле. Сам писатель не избежал пагубных страстей — например, к карточной игре, так что пропускал это всё через себя. И третье — это русский мыслитель. Мы видим, что в современной, в том числе геополитической ситуации его идеи чрезвычайно актуальны. Огромное количество людей пришло на его открытие в 1971 году.
Ссылка Достоевского
Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. 11 ноября, в 199-ю годовщину со дня рождения Ф.М. Достоевского, на могиле писателя в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге состоялось открытие отреставрированного надгробного памятника. Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот». Михаил Михайлович Достоевский умер на даче в Павловске 10 июля 1864 года и похоронен 13 июля на местном кладбище. русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Мы пройдем от здания бывшей Мариинской больницы для бедных, где родился Ф. М. Достоевский и где умер философ Николай Федоров, до бывшего кладбища Скорбященского монастыря, на котором философ общего дела был похоронен.
Использование файла
- Другие новости
- Достоевский Федор Михайлович
- Г. Я. Галаган Кончина и похороны Ф. М. Достоевског (Александр Плетнев) / Проза.ру
- Где похоронен Достоевский
- Могила Ф. М. Достоевского - Санкт-Петербург
Всемирный Достоевский
«Он видел приближение смерти, не боясь её»: Сегодня День памяти Ф.М. Достоевского | Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию (караульную), где им немедленно придали новое обличие арестантов. |
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского | Федор Достоевский родился в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, где его отец служил штатным лекарем. |
Г. Я. Галаган Кончина и похороны Ф. М. Достоевског | Великий писатель Фёдор Достоевский оставил после себя несколько детей, и поклонникам его творчества, конечно же, интересно, как сложилась их судьба. |