Тема домашнего насилия при этом не была табуирована и часто обсуждалась общественностью. Москалькова: декриминализация домашнего насилия – это ошибка. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова заявила: решение двухлетней давности о декриминализации побоев в семье было ошибочным. Москалькова: декриминализация домашнего насилия – это ошибка. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова заявила: решение двухлетней давности о декриминализации побоев в семье было ошибочным.
В чём суть закона о декриминализации побоев в семье?
От домашнего насилия в России за год пострадали более 16 млн. женщин (официальные данные Росстата): 38% женщин в России подвергались вербальному насилию в семье в течение жизни, 20% женщин подвергались физическому насилию в течение жизни, 10% жертв. Вопрос о декриминализации домашнего насилия вызвал широкую общественную дискуссию. Полгода назад Госдума приняла так называемый закон о шлепках. Закон о декриминализации домашнего насилия сделал женщин ещё более уязвимыми перед агрессивными мужьями. Речь идет о ссадинах и синяках. Легкий вред здоровью по-прежнему квалифицируется как уголовное преступление. Декриминализация побоев: как новый закон изменит семейные отношения.
Закон о декриминализации домашнего насилия: преимущества, которые часто упускают
Закон о декриминализации домашнего насилия помог улучшить ситуацию в семьях. Однако сторонники декриминализации закона считают, что вряд ли ситуация с домашним насилием в стране как-то существенно изменится. Проанализировали статистику домашнего насилия в российских семьях и законодательное регулирование данной проблемы.
КС оценит норму о декриминализации бытового насилия для ранее судимых за побои
За две недели обсуждения только на сайте Совфеда было оставлено более 11 тысяч комментариев. Широко он обсуждался и в соцсетях. RU Высказались о законопроекте не только полуанонимные пользователи интернета, но и публичные личности — общественники, депутаты и даже представители церкви. РПЦ выпустила официальное заявление , в котором однозначно осудила закон в текущей редакции, заявив, что он «несовместим с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями». Несправедливо обременяя семейных людей и родителей, законопроект тем самым фактически вводит особое «наказание за семейную жизнь», — заключили в Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Там убеждены, что статистика, которую используют авторы законопроекта, никак не связана с реальностью. Патриарх Кирилл тоже ознакомился с предложенным текстом закона и заявил, что такой документ не удержит от совершения преступлений.
При этом он призвал священников не стесняться приходить в семьи, где «царят глубокие неурядицы». Не поддержали закон и некоторые депутаты. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что партия не будет голосовать за законопроект , потому что он приведет к увеличению разводов и отказов от брака. Лидер либерал-демократов убежден, что проблема в семьях из-за того, что мужчин в России мало, поэтому женщины терпят плохое отношение. Но жертвами в плане убийств по статистике чаще становятся мужчины. Хотя женщин такая ситуация тоже не радует, потому что им нужны мужья, отцы их детей.
Он может бить её, пить горькую, но она будет соглашаться, потому что другого мужа может и не быть, — заключил Жириновский. Еще одним его аргументом стало то, что обратиться в полицию могут и родители, и дети.
На обсуждениях выступил профессор кафедры уголовного права СПбГУ Владислав Щепельков, который представил статистику преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов. Кто выступил против Оппоненты активистов в основном обращались к вопросу о сохранении семьи и традиционных ценностей, а также, как сообщают авторы законопроекта, не раз оскорбляли их и называли агентами Госдепа. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что главная проблема в том, что мужчина теряет статус «главы семьи»: «Это понятие у нас исчезло. Если мужчина на работе никто, дома никто, это прорывается в издевательствах над самыми близкими».
По его мнению, сегодня общество не оберегает семью. Андрей Цыганов, руководитель совета Общественного уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге, сказал, что закон может стать причиной уничтожения семьи: «На сегодняшний день наше законодательство имеет огромное количество возможностей для предотвращения таких ужасных ситуаций [домашнего насилия]. Какую Россию пытаются построить товарищи, которые лоббируют этот законопроект? Мы, представили многодетных семей, категорически против него». Адвокат Анна Швабауэр заявила, что законопроект превращает семейные отношения в отношения бизнес-партнеров: «У нас сейчас вообще-то есть все определения насилия: включая «побои, клевета, оскорбления». По новому закону отнять у ребенка планшет — это тоже насилие».
Андрей Комухин, представитель православного движения «Сорок сороков», считает, что общество должно культивировать идею многодетной семьи, а люди, которые разрабатывали этот закон, «не совсем многодетные»: « У меня бы не было девяти детей, если бы этот закон был принят. Потому что многодетность при этом законе не норма. Это чудовищный закон, который приведет к геноциду семьи».
В феврале 2017 года президент Владимир Путин подписал закон, которым перевел домашние побои, совершенные впервые, из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения. Из ст.
Декриминализация домашнего насилия: три года спустя В статье анализируются результаты декриминализации побоев в отношении близких лиц, проведенной в 2017 г. Автор утверждает, что побои в отношении близких должны наказываться жестче, чем в отношении незнакомых граждан, при этом понятие «близкое лицо», использованное в предыдущей редакции ст.
Закон о семейном насилии: о чем спорят сторонники и противники?
Резонансный законопроект о декриминализации побоев в отношении близких родственников 27 января окончательно приняла Госдума. Декриминализация семейного насилия, которая произошла два года назад, принесла свои плоды. Декриминализация семейного насилия не принесла облегчения жертвам. Что такое декриминализация побоев в семье: поощрение домашнего тиранства или мера защиты единожды оступившихся?
«Это приведет к геноциду семьи»: как в Госдуме обсуждали законопроект о домашнем насилии
Если мы посмотрим статистику прекращения уголовных дел в связи с примирением сторон, то видно, что раньше прекращённых дел было больше в разы, чем доведённых до суда», — сказал Сергеев. До декриминализации возникали печальные случаи, когда супруги примирились, но один из них уже получил судимость. У нас 110 последствий судимости!
Элина Жгутова, например, убеждена, что существующие сейчас в стране нормы гражданского и уголовного права позволяют эффективно бороться с домашним насилием. А вот Анна Ривина и Алена Попова не видят другого выхода из сложившейся ситуации кроме принятия специального закона против домашнего насилия. И к их позиции стоит прислушаться. Обе они справедливо указывают на то, что домашнее насилие имеет ряд особенностей, отличающих его от прочих преступлений против личности. Главные из них — то что агрессор и жертва, как правило, живут под одной крышей, жертва часто экономически и социально зависит от своего партнера, и насилие может длиться годами.
Сейчас правоохранительные органы, пользуясь процессуальными нормами, отправляют потерпевших к мировым судьям. А это значит, что обязанность доказывать вину обвиняемого и нести судебные издержки лежит на жертве агрессии. Понятно, что многих такая перспектива отталкивает от желания защитить свои права в суде. Специальный закон, по мнению Алены Поповой, должен сделать процесс доказывания вины в избиениях своих родственников обязанностью следственных органов. И, что тоже очень важно, должен ввести в наш правовой обиход практику выдачи охранных ордеров. Практика выдачи таких ордеров широко распространена во всем мире. Они запрещают обвиненным в домашнем насилии определенные действия в отношении потерпевших.
Обычно это запрет приближаться к своей жертве ближе, чем на определенное расстояние. Но эта практика в России может натолкнуться на целый букет серьезных препятствий. И первое — как реализовать ее в отношении людей, обитающих в одной квартире. Тем более, если она у них единственная.
Обычно это запрет приближаться к своей жертве ближе, чем на определенное расстояние. Но эта практика в России может натолкнуться на целый букет серьезных препятствий. И первое — как реализовать ее в отношении людей, обитающих в одной квартире. Тем более, если она у них единственная.
Кого и куда выселять? Доклад Human Rights Watch содержит традиционный набор обвинений российских властей в противодействии деятельности общественных организаций, помогающих жертвам домашнего насилия и получающих финансирование из-за рубежа. Так же недобрым словом поминаются депутаты и политики, отстаивающие традиционные для России семейные ценности и уклад жизни. Но проблема домашнего насилия в России не зависит от ценностных предпочтений тех или иных представителей общественных организаций. Ее необходимо решать. И любая дискуссия этому только помогает. В чем суть изменений в законодательстве В начале февраля 2017 года президент подписал принятые Думой и одобренные Советом Федерации поправки, исключавшие из статьи 116 УК РФ упоминание о «побоях в отношении близких лиц». Читайте также «Зона права» открыла «горячую линию» по бездействию силовиков и чиновников при домашнем насилии О чем рассказали правозащитники В докладе Human Rights Watch, составленном на основе интервью с 27 женщинами, пережившими насилие, а также с адвокатами, активистами общественных организаций и представителями государственных и неправительственных служб, утверждается, что домашнее насилие в Российской Федерации за последнее время значительно увеличилось.
Как относиться к выводам доклада Доклад Human Rights Watch вызвал неоднозначную оценку не только у пресс-секретаря российского президента. Читайте также «Наш принцип — оставаться рядом». Координатор телефона доверия о помощи жертвам домашнего насилия Что делать Но гораздо важнее вопрос не о масштабах проблемы, а о том, что делать для ее решения. Главный редактор: Игнатенко В.
Однако данный пример является прямым доказательством того, что декриминализация как минимум обсуждаемой статьи стала ошибкой и развязала руки в прямом и в переносном смысле людям, не чувствующих рамок. Что решил Конституционный суд? Конституционный Суд указал, что государство обязано предусмотреть меры предупреждения общественно опасных деяний, посягающих на неприкосновенность личности, обеспечить эффективное противодействие физическому насилию, а также вправе, приняв к сведению тяжесть и степень распространенности таких деяний, выбрать ту или иную конструкцию состава правонарушения, установить признаки противоправности деяния, вид ответственности за его совершение, конкретизировать меры наказания, учитывая особую конституционную значимость достоинства личности и права на личную неприкосновенность, необходимость повышенной их защиты, обеспечивая при этом соразмерность ответственности ценностям, охраняемым законом, включая уголовный, при строгом соблюдении принципов равенства и справедливости. Статья 116. Этим усиливаются предпосылки к нарушению принципов равенства и справедливости в отношении как виновных, так и потерпевших и снижается предполагаемый эффект от введения в правовое регулирование специального состава побоев, причиненных лицом, подвергнутым административному наказанию.