Новости что даёт соборование человеку

это молитва нескольких священииков о упокоении или здравии. Иные считают, что Соборование в православии подходит только для людей, близких к смерти, или после него в обязательном порядке наступает кончина.

Что такое соборование и как оно проводится? Таинство соборования

Таинство для выздоровления | Православный Саров Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении.
Соборование: таинство больных... и здоровых - Православный журнал «Фома» Было такое впечатление, что Соборование помогло ей прекратить мучение, облегчить страдания и дало возможность в мире перейти в вечность.».
Кратко о важном. Что такое соборование? По времени Соборование продолжается 1.5-2.5 часа, в зависимости от количества людей и священников.
Соборование: вопросы и ответы В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания (когда уже невозможно его причастить), но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма.

Соборование. Таинство для болящих и не только

Само по себе данное Таинство никак не связано с непременной смертью человека, который проходит Соборование. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарующее оставление тех грехов, о которых человек забыл. Многие пугаются, думая, что соборование может проводиться лишь над человеком, который уже умирает, и некоторые больные потому наотрез отказываются домой или в больницу приглашаться священника, думая, что этим как-бы подтверждают свою готовность умереть. Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — времени особой борьбы с грехом — Соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Многие пугаются, думая, что соборование может проводиться лишь над человеком, который уже умирает, и некоторые больные потому наотрез отказываются домой или в больницу приглашаться священника, думая, что этим как-бы подтверждают свою готовность умереть. СУТЬ ТАИНСТВА В народе соборование воспринимается как таинство, которое человек принимает во время болезни или перед смертью.

Соборование

Миропомазание бывает обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Соборование же — это также отдельное Таинство, и совершается оно одним или несколькими священниками над больными для исцеления их от немощей душевных и телесных. Пока длится помазание елеем — хор поет канон утрени, который вновь возвращает нас к началам, вспоминая историю народа Божьего; идя от ветхозаветных времен указывает истоки нашего спасения. Это делается для того, чтобы мы имели возможность полнее постигнуть и сызнова осмыслить славный, и вместе с тем суровый путь, которым шествует Церковь, — путь веры; а также увидеть и себя, свою поступь — чрез непреходящую библейскую призму духовных первообразов. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Иак 5:14 О Таинстве Елеосвящения Соборовании. Что такое Соборование? Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников — собор. Зачем надо собороваться?

Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» Мк. В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи Иак. Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения. Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести.

Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и не исповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией отпускаются болящему через Таинство Елеосвящения.

Кто может собороваться? Детей до 7 лет не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. Как подготовиться к Соборованию? Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, купить свечу.

Если есть возможность, перед Соборованием желательно исповедоваться в том, что осознается как грех. Надо ли поститься перед Соборованием? Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение — это обязанность любого православного христианина. Надо ли исповедоваться перед Соборованием?

Когда бывает Соборование? В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время. Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. Что делать после Соборования?

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей растительное масло, по возможности — оливковое.

Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы.

Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение — это обязанность любого православного христианина. Кто может собороваться? Детей до 7 лет, как правило, не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов.

Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. Можно ли соборовать больного, когда он без сознания? В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником. Можно ли соборовать младенцев? Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм? Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

В этот момент на помазуемых призывается благодать Божия для исцеления их душевных и телесных немощей и ради оставления грехов, о которых те забыли или не успели еще в них раскаяться. Интересный факт Елей — древнейший религиозный символ. Им помазывали на служение пророков, царей и священнослужителей. Испокон веков его использовали не только в пищу, но и для лечения. Изначально елеем называли исключительно масло, полученное из маслин высшего качества. Протоиерей Константин Пархоменко поясняет суть таинства так: «С древности, еще в дохристианское время, масло и вино использовались в терапевтических целях. Считалось, что вино обеззараживает раны естественно, не сладкое красное вино, а сухое вино, кислое, убивающее микробы. А масло залечивает раны. Об этом написано еще у Гиппократа, который писал, что если вы видите раненого человека, сначала нужно промыть его рану вином, а потом помазать ее елеем.

Так поступали древние греки, евреи и первые христиане. Но первые христиане стали молиться над этим елеем, чтобы благодать Божия вошла в него. Чтобы через помазание Божие не только терапия физическая достигалась, но и терапия духовная. Чтобы происходило, прежде всего, исцеление души». Слово «соборование» указывает на то, что происходит это действие соборно, то есть совместно: в идеале, семеро служителей должны 7 раз помазать каждого человека. Однако современный Устав дозволяет совершать данное таинство и меньшему количеству служителей. Особенности таинства. Когда и над кем совершается Соборование? Соборование в современной Церкви совершается по примеру апостольскому.

Апостол Иаков наставлял последователей Христова Учения: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь. Если он соделал грехи, простятся ему». Послание Иакова, гл. Протоиерей Сергий Булгаков в «Настольной книге церковного священнослужителя» разъясняет значение этого действия так: «Соборование подает исцеление недужным в тяжком состоянии болезни, когда все человеческие средства излечения оказались слабыми и в будущем не внушали надежды на их действенность. Оно возвращает тяжко больным здравие и силы, а следовательно, делает их способными к труду на благо их самих, их семей и всего общества. Благодать таинства, действуя на болящих, по выздоровлении укрепляет их в вере и благочестии». Таинство Соборования в Православной Церкви Однако участвовать в Соборовании разрешено на только страждущим от недугов, но и тем, кто желает укрепить духовные и телесные силы в ежедневной битве со страстями и искушениями.

Исключение составляют только дети до 7 лет и люди, находящиеся в неосознанном состоянии. Однако, иной раз, соборуют и младенцев, если те тяжело болеют. Главным условием таинства является то, что помазуемый должен быть верующим. Потому что как бы хорошо не молились о нем другие, без его личной веры и молитвы таинство не окажет должного действия. Обычно общие Соборования в храмах проводят в период Великого поста. В чинопоследовании таинства церковнослужители испрашивают у Господа отпущение грехов соборующимся. Имеются ввиду те грехи, которые человек забыл по своей немощи и не принес за них покаяния. Ведь даже самый малый и незначительный грех наносит душе рану, отделяя ее от Бога. Учителя Церкви говорят, что такие грехи словно «греховная пыль покрывают людские души, и когда этот греховный слой становится очень ощутимым, дыхание человеческой жизни затрудняется».

Однако ни в коем случае нельзя считать, что соборование может заменить таинство исповеди. Как проходит Соборование? Традиция массового Соборования появилась во второй половине прошедшего столетия. До этого оно проводилось лишь раз в году в Великий Четверг. Это четверг Страстной Седмицы. Многие думают, что Чистый Четверг называется так потому, что в этот день нужно перед Пасхой убрать дом: вымыть пол, смести паутину, вытереть пыль на иконах. Это, разумеется, не так. Чистый Четверг называется так потому, что в дореволюционных соборах именно в этот день совершалось таинство духовного исцеления для всех желающих соборование. Этот обычай существовал до 1917 года, и народ прозвал этот обычай Чистым соврем.

Соборование — таинство исцеления

Получается, что человек участвует в Соборовании для того, чтобы простились забытые грехи. Есть мнение, что Соборование является «последним Таинством» в жизни человека, т.е. оно совершается перед смертью и ускоряет уход человека из этой жизни. Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. За записанных в тетрадь людей молится собор священников (отсюда название Таинства — «Соборование»).

Соборование на дому

И народное сознание трактовало их так, что в таинстве соборования в принципе человеку прощаются все грехи. И сейчас часто ходят на соборование не для того, чтобы исцелиться, а чтобы получить прощение грехов, ведомых и неведомых, то есть очиститься: вдруг на исповеди что-то утаил или забыл. Смысл таинства стал изменяться и его современное понимание с изначальным таинством соборования почти не связано. Акцент сместился в сторону покаяния, понятого специфически, очень потребительски, я бы даже сказал магически, то есть в самом худшем варианте. Есть ли на самом деле такая связь? Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен.

Его нужно соборовать, чтобы вернуть к жизни, а не выписать ему путёвку в жизнь вечную. Это церковное ходатайство, чтобы дать человеку возможность ещё пожить в общине, а значит — послужить Богу, успеть ещё сделать что-то доброе в своей жизни. Перед смертью в нормальном случае человеку надо помочь исповедоваться и причаститься, но собороваться перед смертью я никакого смысла не вижу. Когда меня зовут кого-то из сильно престарелых людей соборовать и при этом не просят исповеди и причастия, меня это всегда удивляет, и я предлагаю всё-таки второе. Уместно ли участие детей?

Без этого может быть профанация. Таинство — это всё-таки не таблетка от всех проблем, нельзя всё время сваливать ответственность на кого-то: на Бога, на церковь.

Таинство соборования, которое проводят в церкви, предназначено не только для больных, но и для вполне здоровых людей, поскольку с точки зрения религии, любое таинство полезно для верующего. Общее соборование, то есть соборования для всех верующих, проходит в большинстве храмов во время Великого поста, в один из дней между второй и шестой седмицами неделями поста включительно. Однако как таковых конкретных дат соборования нет: всё зависит от решения руководства той или иной церкви или храма, в которых совершается соборование. Поэтому верующие, которые хотят участвовать в соборовании, должны заранее узнать, в какие дни будет проходить таинство. Для этого, например, на сайте церкви или храма можно посмотреть расписание служб, совершаемых в течение месяца или года. Соборование может проходить как утром, так и вечером.

В некоторых храмах таинство происходит каждую неделю. По мнению служителей церкви, здоровым людям собороваться достаточно один раз в год, например, во время Великого поста, дабы еще больше укрепить свою веру и намерение отказаться от грехов. Собороваться можно всем верующим православным, как здоровым, так и больным, кроме: детей до 7 лет больных, которые находятся в бессознательном состоянии психически нездоровых буйных людей Что касается женщин в период менструации, как такового запрета на участие в таинстве соборования нет. Однако если есть сомнения, этот вопрос можно уточнить у священнослужителя в церкви, в которой будет проходить служба. Собороваться можно без исповеди и причастия, правда, церковь рекомендует перед соборованием исповедаться, а после - причаститься.

Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной. В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище — соединяется со Христом в жизнь вечную. И как ночной мрак рассеивается с появлением первых солнечных лучей, так и угнетающие душу мысли исчезают, когда мы достойно принимаем Святые Таинства.

После святого Причастия чуткая душа ощущает удивительный мир, чистоту, подлинное освобождение от оков греха и земной суеты. Достойно причащающийся христианин обретает рассудительность, мудрость. Когда автор этих строк учился в Московской Духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, которой было уже больше восьмидесяти лет. Она мучилась многими болезнями, ноги ее были покрыты язвами, так что она почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин, — а причащалась она на дому, — в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, и в этой умиротворенной и просветленной душе уже не было ни тени смущения, ропота, тревог. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, так что она теперь укрепляла ближних. Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота — это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни.

Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в трех упомянутых Таинствах. После Соборования В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазывают верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями. Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело то есть лоб каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь, испрашивая у Бога благословения на день грядущий.

Таким образом, хотя Таинство «прошло», но освященный елей остался, им можно помазываться, и потому Елеосвящение продолжает приносить свои плоды.

Вера С таинством cоборования связано почти комическое заблуждение. Если сегодня человеку малоцерковному но знакомому с русской литературой предложить собороваться или соборовать болящих родственников, он может отпрянуть в смущенном испуге. Это и понятно: в старину слова «уже соборовали» означали «кончается». Но изначальная и главная цель соборования — исцеление от болезни.

Однако человек болеет не только телом, но и душой, а многие болезни тела — это следствия болезни души. Душа же болеет от грехов или их следствий. Поэтому главный смысл таинства cоборования в том, что при помазании человека освященным елеем маслом призывается благодать Божия для исцеления или ослабления и телесных, и душевных болезней, а также отпущения забытых без злого умысла грехов. Амвросий Оптинский. В Оптиной пустыни таинство cоборования было принято проводить еженедельно в течение года.

Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — временем особой борьбы с грехом — соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем». История таинства Как и всякое таинство Церкви, елеосвящение так еще называется таинство соборования, от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос» берет начало в евангельской истории. Христос исцелял больных и завещал апостолам делать так же. Апостолы передали этот дар епископам и священникам.

Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».

Соборование — таинство исцеления

Введение в православное догматическое богословие» мы читаем: «Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых а то и утаенных на исповеди грехов. Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл». Мнение владыки Илариона разделяют многие современные священники. Если что-то забыл — не переживай. Если Богу будет угодно, он напомнит об этом грехе». Что же такое «грехи, забвенные по немощи»? Человек, может быть, чего-то не понимал, даже не осознавал, что грешит. Но даже неосознанный грех вредит, прежде всего, самому человеку, связывает его.

Но в последнем документе «О чинопоследовании Елеосвящения» , подготовленном комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия РПЦ, который одобрил Священный Синод в декабре 2012 года, ничего не говорится про забытые грехи. Соборное мнение о соборовании В документе «О чинопоследовании Елеосвящения» рассматривается история этого таинства, которое в течение столетий претерпевало изменения, пока не приобрело нынешний вид. Синод одобрил предложение Межсоборного присутствия вернуться к дореволюционной практике однократного помазания при совершении общего соборования, как это происходит в нынешней греческой Церкви: «Допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования». Предписывается использовать в таинстве оливковое масло, лишь в крайнем случае заменяя его другим. Процитируем выдержки из этого документа: … Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов... Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер... В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости… … Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему. Хочется добавить, что в чинопоследовании таинства ничего не говорится про использование того, что приносят верующие.

В Требнике священникам предписывается сжигать после соборования все остатки масла и пшеницы как святыню в церковной печи. Поэтому нет необходимости приносить масло, крупы и, тем более, другие продукты — соль, мед, варенье. Это — народный обычай, а не обязательное требование… Да будет воля Твоя Допустим, человек в болезни прибег к таинству Елеосвящения. Но исцеления не произошло.

Здоровым физически. Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Помимо «попутного» помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними.

Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему». Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее Маслопомазание в определенные дни года. Для совершения Елеосвящения над физически здоровыми людьми в остальные дни следует получать благословение епархиального архиерея. Таинство над здоровыми людьми совершается в храме. Таинство не совершается 1 над больными, находящимися в бессознательном состоянии; 2 над буйными психическими больными; 3 священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой.

Если человек опоздал на богослужение, может ли он участвовать в Соборовании? Церковь говорит, что если человек успел получить даже одно помазание — оно будет действенным. Однако священники рекомендуют все-таки отнестись к этому вопросу как можно ответственнее и приходить на службу заранее, а в случае опоздания пособороваться в другой раз. Как часто можно собороваться Традиционно христиане, даже здоровые, участвуют в Елеосвящении раз в год. Если кто-то внезапно заболел тяжелой болезнью — можно приступить к таинству по необходимости. Что мы ожидаем от Соборования Даже среди православных людей существует предвзятое представление о Соборовании как о «последнем помазании», а значит, к нему приступают тогда, когда надежды на выздоровление нет. Бытует также представление, что сам обряд может привести к скорому концу. Конечно же, такие суждения в корне неверны. Как уже говорилось выше, Елеосвящение — это таинство, приносящее в первую очередь исцеление души от грехов, вследствие чего может прийти и излечение от физических недугов. О Соборовании перед смертью Таинство Соборования действительно часто совершается над умирающими людьми. Оно необходимо для человеческой души, которая с его помощью может подготовиться к переходу в иной мир.

Благоприятным условием для употребления св. Этим благодатным свойством таинства елеосвящения Церковь и пользовалась, применяя над кающимися… Совершение таинства св. По правилам Православной Церкви, больной, над которым совершается елеосвящение, должен находится в сознании. Однако священник должен быть внимательным к больному. Опытно знаю, что иногда может казаться, что человек лишен сознания, но на самом деле он слышит и понимает происходящее. Телесно он настолько скован, что кажется лишившимся сознания. Поэтому при отсутствии полной уверенности в том, что больной лишен сознания, лучше решение принять в пользу милосердия. Соборование не совершается над младенцами, не достигшими семи лет, поскольку врачевание больного находится в прямой связи с очищением его души от забытых и неосознанных грехов. Не могут собороваться также здоровые, которым предстоит серьезная опасность, а также приговоренные к смертной казни. Не могут участвовать в этом таинстве также люди, не принадлежащие к Православной Церкви. Нераскаянным грешникам и бесноватым, оскорбляющим веру, также таинство елеосвящения не может быть подано. В литургической литературе ясно проводится мысль, что сам священник совершить над собой таинство святого елея не может. Это противоречит апостольскому указанию: «Пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» Иак. Согласно правилам, над умершим совершать таинство елеосвящения нельзя Номоканон, 164. Недействительно также заочное соборование. К этому таинству человек должен приготовиться через таинство покаяния. Хотя иногда и праведникам Господь Бог посылает болезни для духовного совершенствования, у большинства людей болезнь является результатом разрушительного действия греха. Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» 2 Пар. Спаситель наш, когда к нему принесли расслабленного для исцеления, прежде всего прощает ему грехи: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» Мк. На связь прощения грехов и исцеление по молитве священников указывает и апостол Иаков см. Святые отцы, говоря о таинстве елеосвящения, руководствовались библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» преподобный Макарий Великий.

Что такое Соборование?

Считается, что если тяжелобольному человеку суждено умереть, то после соборования это будет относительно лёгкая кончина. Считается, что если тяжелобольному человеку суждено умереть, то после соборования это будет относительно лёгкая кончина. Соборование у многих ассоциируется с предсмертным церковным обрядом, ведь к умирающему человеку всегда приглашают священника для последнего помазания. Обычно Соборование занимает от сорока минут, а краткий чин позволяет помолиться и тем людям, которые по объективным причинам не смогут выдержать это время. Но таинство Соборования, давая возможность получить исцеление тела, говорят священники, вовсе не носит только «медицинскую» функцию.

Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл

как на здоровых, так и на больных людей, поэтому причастие и соборование полезно сказываются на состоянии людей. Варнава Гефсиманский говорил, что соборование приносит огромную пользу человеку и собороваться желательно часто. Весьма желательно совершение чина Елеосвящения, или Соборования, собором пресвитеров, то есть несколькими (в идеале — семью) священниками вместе. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. Таинство Соборования не обязательно всегда приводит к физическому исцелению человека.

Соборование: таинство больных… и здоровых

Это — не вера, не живая связь с Богом. Некоторые духовники считают, что это даже нужно делать раз в год, потому что у нас есть немощи и страсти. Но люди обычно рассуждают проще: «Пособоруюсь — хуже не будет. Благодати много не бывает». Таинство соборования направлено против болезни. Если же человек здоров, то ему следует исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин «во оставление грехов и в жизнь вечную». Это же касается и детей. Его можно применять, например, в реанимации, где нет возможности полностью вычитывать в течение полутора часов все чинопоследование, и в других подобных случаях. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику. Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека?

Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему». Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие. В труде митрополита Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» мы читаем: «Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых а то и утаенных на исповеди грехов.

Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл». Мнение владыки Илариона разделяют многие современные священники. Если что-то забыл — не переживай. Если Богу будет угодно, он напомнит об этом грехе».

Болезнь, страдания постоянно напоминали апостолу, что сам по себе он обыкновенный человек, страдающий человек, который ничего не может без помощи Божией. Через эту физическую немощь Господь явил колоссальную силу тем людям, которые внимали словам апостола и веровали в Господа Иисуса Христа, действующего в нем и действующего через него. Теперь, что касается самого Таинства. Понятно, что, когда апостол Иаков говорит о помазании елеем во Имя Господня, речь идет не о помазании обычным елеем, которое практиковалось в древнем мире в лечебных целях. Здесь речь идет об особом Церковном Таинстве, так как целительное свойство здесь приписывается не елею, а молитве, вере. Почему собственно Таинство называется Соборованием? Это связано с тем, что совершают его семь священников. Семь — некое символическое число, означающее полноту, в данном случае полноту Церкви. Соборование — это своего рода исповедь, само чинопоследование, сам акцент молитв — это акцент о прощении человеческого греха. Возникает невольный вопрос, а чем собственно Соборование отличается от исповеди? И вот, наверное, именно числом семь. Семь священнослужителей, семь пресвитеров как полнота Церкви. Они молятся над человеком в том случае, когда человек в силу каких либо причин уже сам не может исповедовать свой грех. То есть, если в обыкновенном Таинстве Исповеди основой положен диалог между священником и кающимся человеком, то здесь этого диалога быть не может. И Церковь молится и просит, чтобы Господь простил этого человека и принял его. На мой взгляд, Соборование над здоровыми людьми совершать не правомочно. Священник Александр Степанов: В Таинстве Покаяния присоединение человека к Церкви происходит сознательно, а при Соборовании это происходит по молитве, вере. Я хочу привести слова преподобного Амвросия Оптинского : «неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни? Уместно вспомнить, что раньше оно совершалось, когда человек уже явно был близок к смерти. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Такой мотив приводит преподобный Амвросий. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противные вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится «и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи «забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется, и здравие телесное аще воля Божья будет на сие. Будем молиться Господу, да исцелит он прежде души наши, а сим и дарует благолепное здравие, как будет угодно Его святой воле». В России Соборования происходят Великим Постом по всем храмам. Это более очевидные масштабы, чем в Греции, где оно совершается только в Великий Четверг. Какой же в этом видится смысл? Что хотят люди, что Церковь предлагает в ответ на это пожелание? Священник Даниил Ранне: Владыка Сурожский Антоний рассказывает в одной своей книге о том, как он видит Таинство Соборования, как человек должен к нему подходить. И там есть удивительный момент: он говорит, что когда тяжело больной человек, над которым совершилось Таинство Соборования, получил благодать, он должен находиться в таком внутреннем духовном состоянии, что уже ему будет и не важно, умрет ли он или будет жить. Потому что, когда благодать коснулась его души и дала ему веры, радости, и любви о Господе, уже не будет для человека вот это страдание таким тяжелым. Таинство Соборования — это Таинство исключительно над больными людьми. Возьмем дореволюционную практику. Здесь все в один голос говорят, что Таинство Соборования совершается только над тяжелобольными, над теми людьми, к которым уже и врачи прибегали и лечили их и приложили все свои усилия, но уже этих усилий не хватает, чтобы человека восставить от одра болезни. И вот здесь человек приглашает Церковь к себе, чтобы прийти к последнему врачу — Самому Христу. И если даже не получить от Него исцеление, то получить от Него поддержку. И здесь я хотел бы заметить, что Таинство Соборования, по моему разумению, совершаться должно только над теми людьми, которые сильно больны и их жизни есть угроза, угроза смерти. И вот чтобы человеку подойти либо к смерти, либо к жизни с помощью Божией, мы и приходим для того, чтобы человека соборовать, либо поддержать его через молитву, и чтобы его своей благодатью поддержал, либо исцелил Господь. Священник Евгений Горячев: Где критерий тяжести болезни? Если человек регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, я, можно сказать, лучше его самого, с точки зрения догматической, ведаю, стоит ему собороваться или нет. Поэтому благословляю или нет. Практически всех пришедших в мой храм я знаю. Это исключает возможность прихода людей, которые хотят использовать очередное церковное Таинство как магию, для того, чтобы удовлетворить какие-то свои религиозные, неправильно осмысляемые потребности. Проповедь перед началом Соборования — это тоже способ донесения до людей церковного мнения по поводу этого Таинства. Мы просим у Бога исцеления в этом Таинстве, но если оно не придет, то только по двум причинам. Либо мы не участвовали в этом Таинстве, не молились, а, скажем, считали, сколько раз священнику еще помазывать, либо потому что мы Богу нужнее больные. Такое тоже бывает. Значит ли, что Таинство должно употребляться над людьми, находящимися только в сознательном состоянии, потому что это подразумевает текст апостола Иакова? Нет, не убежден, но руководствоваться этим критерием нужно. Ко Христу приносят человека парализованного и верят в то, что Христос может его исцелить. Перенося это на нашу ситуацию, я мог бы сформулировать позицию так. Если я точно знаю, что этот человек церковный, он исповедовался, причащался, ходил в приход, но заболевание привело к тому, что он оказался в коматозном состоянии и не может больше активно принимать участие в Таинствах, я совершу Соборование над человеком, находящимся в бессознательном состоянии. Я считаю возможным Причастие Кровью именно такого человека, если он может совершать глотательные движения. Но только в случае, если этот человек церковный. А если он абсолютно чужд Церкви, то, даже если меня об этом просит его церковные родственники, все-таки я бы воздержался и ограничился молебном о здравии. В каком случае еще можно воздержаться от Соборования? В западной традиции, которая была вплоть до Второго Ватиканского Собора, соборовали только перед смертью. Так и называлось: последнее помазание. Почему у них это называется последним помазанием? По одной причине: человек уходит в иной мир и надо, чтобы тот грех, который был на его душе, его оставил и он бы пришел к Богу с чистой совестью. Отсюда традиция помазания всех частей тела, которые грешат. Рассмотрим случаи, когда многие прибегают к Таинству Соборования над человеком, который уже умирает. Его ничто уже не может поднять от одра болезни, кроме чуда.

Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения соборования хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Максим Козлов Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих? Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными— не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Протоиерей Валентин Асмус Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться? Юлия Ответ: Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Максим Козлов Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве? Этого я как раз хотел бы спросить у Вас — как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось. Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено , но только это не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно. С уважением, священник Михаил Немнонов. Как часто можно собороваться? По традиции соборуемся ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью. Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым? Сергей Федорович По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла». Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов но не сокрытых сознательно. Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Олег Кудряков Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом. В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии. В этом 2010 году священник сказал прихожанам, чтобы все оставили свои свечи в соборе. Некоторые объясняют это тем, что на службе присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред. Если можно ответьте пожалуйста так ли это? С уважением, Евгения. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Евгения! Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме — это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо. Дай Бог Вам здоровья! С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать?

Потому что поделиться святой водой с кем-то, придя из церкви 19 января, это одно, а другое — поделиться маслом, которое дано именно тебе, поскольку ты назвал себя больным, ты участвовал в этом Таинстве, ты молился. Отдавать человеку, который не молился?

Соборование: вопросы и ответы

В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию. Церковь считает, что при соборовании человеку прощаются забытые и неосознанные грехи. Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим.

Соборование: выздороветь душой или хоть телом

Соборование: совсем не страшное Таинство Соборование – таинство Церкви, к которому православные приступают весьма не часто, обычно всего раз в год.
Часто задаваемые вопросы о Соборовании Соборование — это усиленная молитва о тяжело болящем человеке.
Кто может собороваться Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих.

Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство

По православному канону в этом таинстве должны участвовать семь священников. Но не всегда есть возможность пригласить столько иереев на службу. Поэтому даже если таинство совершает один батюшка, соборование считается состоявшимся. Служитель за свечным ящиком записывает ваше имя, чтобы священник мог за вас помолиться.

Начинается служба. Во время соборования читают канон, выдержки из Евангелия, апостольские послания и произносят молитвенное обращение к богу об отпущении грехов больного. Потом читается молитва на освящение масла елея и происходит само помазание маслом.

В это время священник читает молитву «Помазывается раб Божий вы громко произносите свое имя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во исцеление души и тела». Такой цикл молитв повторяется семь раз. В конце службы на головы присутствующих опускают Евангелие, и священник читает заключительную молитву таинства.

Так, в Евангелии от Марка есть такие слова: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Масло, как правило, не жалеют.

Поэтому в какой-то момент оно перестает впитываться. Возьмите с собой платок или бумажную салфетку, чтобы протереть лишнее масло. Лучше всего подойдет рубашка, у которой можно расстегнуть верхнюю пуговицу — чтобы помазать грудь чуть выше солнечного сплетения.

Ещё один аспект затрагивает священник Евгений Горячев: «Имеет ли право человек, участвовавший в Соборовании, отдавать масло, принесенное из церкви, человеку, который в этом Таинстве не участвовал, но который просит его об этом? Для меня это и по сей день вопрос открытый.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё.

О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств?

Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного.

И только в XIX веке святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Соборование: два варианта, одна суть Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм.

В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования — пространный и сложный.

В церковь обычно приносят пузырек с растительным маслом, носовой платок или салфетки, чтобы во время совершения Таинства слегка промокнуть, не стирая полностью, масло. В храме необходимо купить одну большую свечу, которая будет зажжена перед очередным чтением Святых Писаний.

Ее тушат перед каждым из семи помазываний. Женщины должны находиться в храме с покрытой головой, без губной помады. Одеться надо так, чтобы можно было свободно помазывать шею.

Лучше не надевать одежду с длинными рукавами и украшения, поскольку они могут выпачкаться, и будут мешать. К слову, в «дни очищения» месячные ни к Соборованию, ни к другим Таинствам не приступают. После принятия этого Таинства желательно не мыть руки и не принимать душ, чтобы не смывать освященное масло.

По окончании Елеосвящения можно забрать домой свечу и пузырек с освященным маслом, которым с верой и молитвой крестообразно помазывают больные части тела или принимают натощак внутрь. Благодать Таинства действует через молитву и освященное масло. Но это действие обнаруживается неодинаково: одни полностью выздоравливают, другие получают облегчение, третьи обретают дополнительные силы для терпеливого перенесения болезни.

Бытует ошибочное мнение, что собороваться можно только накануне смерти или что больной, который был соборован, непременно умрет. Это заблуждения. Напротив я неоднократно убеждался, что пособорованному человеку становилось легче.

И вопреки неблагоприятным медицинским прогнозам люди проживали дополнительные месяцы, годы и даже десятилетия. Поэтому не стоит откладывать Таинство «на потом». Испытать на себе исцеляющую силу Соборования желательно каждому человеку, поскольку абсолютно здоровых и физически, и духовно людей сейчас практически нет.

Каждый священник о них может рассказать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий