Скорбный 20-летний юбилей первого взрыва в столичном метро отметили на станции метро «Автозаводская»родные и близкие погибших пассажиров. Ровно 20 лет назад, 6 февраля 2004 года, произошел взрыв в вагоне поезда, следовавшего от станции «Автозаводская» до станции «Павелецкая». Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником в вагоне поезда на перегоне между станциями. 10. 6 февраля 2004 года: взрыв мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте, осуществленный террористом-смертником в поезде на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая».
«Всё на грани, шансы небольшие»
- Террористы ответят за взрывы в метро
- Главные новости
- Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Справка | Аргументы и Факты
- ルイヴィトン携帯,ディオール激安,スーパーコピーブランド激安市場
Теракт на Автозаводской.
Теракт на «Автозаводской» сплотил россиян, наполнив чувством сострадания и справедливого гнева к террористам. Также страна узнала своих героев, которые живут среди нас. Люди, умеющие в решающий момент взять на себя ответственность, действовать в экстремальных условиях умело и оперативно. Машинист-спасатель Машинист Владимир Горелов в это утро управлял поездом, в котором произошёл взрыв.
Он не растерялся, действуя быстро и профессионально: применил экстренное торможение и, пользуясь громкой связью, попросил пассажиров не впадать в панику. Затем, связавшись с диспетчером, оповестил его о том, что имеет место теракт на «Автозаводской» и попросил отключить высокое напряжение, чтобы при эвакуации не пострадали люди. Далее, открыл двери поезда и начал выводить людей.
Задача была сложной: вернуться к станции «Автозаводская» было невозможно, хотя она и была рядом. С ранеными людьми из первого вагона по задымлённому тоннелю, машинист вывел людей к станции «Павелецкая» это почти 2 км. Отважного человека наградили орденом «За мужество».
Герои среди нас Теракт на «Автозаводской» показал, что мужество — отличительная черта россиян. Профессионал по работе в чрезвычайных ситуациях, он быстро сориентировался в обстановке, организовал эвакуацию и пресёк тенденцию к возникновению паники. Люди спокойно начали покидать место теракта, помогая друг другу.
Тогда, по официальным данным, погибли 42 человека, пострадали более 200. Спустя 20 лет трагедия, подтолкнувшая навсегда ужесточить меры безопасности в столичном метрополитене, не забыта ни историками, ни людьми. Сегодня у мемориальной доски с фамилиями погибших, установленной на станции «Автозаводская», много свежих цветов и зажженных свеч.
Его сопровождали две женщины, походившие внешне на уроженок Северного Кавказа. По свидетельству работавшего на «Автозаводской» кассира, этот человек, покупая билет на метро незадолго до взрыва, выругался и резко выпалил: «Будет вам сегодня праздник! Милиционерами были задержаны несколько человек со схожими с фотороботом чертами внешности, однако вскоре их отпустили из-за нехватки доказательств. Вдобавок следователи допросили всех работников Замоскворецкой линии метро и просмотрели записи с установленных на «зелёной ветке» камер, но не смогли обнаружить никаких новых улик [28]. Ответственность за теракт [ править править код ] Правоохранительные органы с самого начала расследования стали подозревать одного из лидеров чеченских боевиков Шамиля Басаева в организации теракта на перегоне у «Автозаводской». Ранее ФСБ не раз получала информацию о том, что Басаев угрожал устроить взрыв в московском метро [6]. Однако в своём заявлении, опубликованном в конце февраля 2004 года, он лишь отметил, что «озабочен» произошедшим 6 февраля взрывом и готов выделить российской столице «спецподразделения для охраны правопорядка» [34].
В начале марта 2004 года на сайте « Кавказ-центр » было размещено заявление некоего Лом-Али Чеченского, представившегося главарём группировки « Мюриды газавата » — военного крыла неназванного суфийского ордена [35]. В заявлении было сказано, что эта группировка стояла за взрывом в вагоне возле станции метро «Автозаводская». Специальный представитель Масхадова Ахмед Закаев назвал послание группы «Мюриды газавата» «провокацией», направленной на очернение чеченцев. Согласно редакции «Кавказ-центра», данное письмо поступило на почту сайта ещё 8 февраля 2004 года, но редакция поначалу отказалась публиковать его из-за сомнений в достоверности этой информации [36]. В январе 2005 года журналист газеты « Время новостей » Александр Шварёв опубликовал статью, в которой со ссылкой на сотрудников спецслужб говорилось о возможной причастности русского ваххабита Павла Косолапова к теракту в столичном метрополитене зимой 2004 года. По словам Шварёва, именно Косолапов якобы являлся куратором террориста-смертника и сопровождал последнего к месту взрыва [37]. Представители следствия не подтвердили эти данные, подчеркнув, что Косолапов вообще не фигурировал в материалах уголовного дела о теракте у метро «Автозаводская» [38]. Также не нашли подтверждения распространённые СМИ в марте того же года сообщения, согласно которым организатором взрыва 6 февраля 2004 года мог быть бывший связной Масхадова Руслан Ибрагимов. По данным следствия, Ибрагимов подозревался в подготовке совсем другого теракта в московском метро, запланированного на февраль 2005 года, и не имел отношения ко взрыву в вагоне поезда на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» [39]. Ошибки при опознании погибших [ править править код ] Помимо розыска организаторов теракта органы правопорядка занимались и опознанием погибших.
Следователей не хватало, и в идентификации находившихся в морге фрагментов тел пришлось участвовать даже сотрудникам военной прокуратуры [40]. Вдобавок к этому шло рассмотрение поступавших от населения запросов о поиске людей, которые пропали без вести в день взрыва в метро. Хотя оба мужчины были живы, а Луньков более 10 лет даже не пользовался метро, разведённая с Гальченко Дробышевская и бывшая тёща Лунькова опознали их среди жертв взрыва у «Автозаводской», а затем захоронили выданные им части тел [41] [40]. Кроме того, как родственницы погибших в теракте они получили финансовую компенсацию от правительства Москвы. Когда прокуратуре стало известно о том, что Гальченко и Лунькова не было среди погибших пассажиров метро, Дробышевской и Тимофеевой пришлось вернуть полученные ими ранее деньги [41] [42]. Прокуратура не стала начинать уголовное преследование Елены Дробышевской, так как оперативники не нашли достаточно доказательств злонамеренности её действий [41]. Однако на Тимофееву и её мать 1 августа 2004 года завели уголовное дело: они присвоили почти 400 тысяч рублей бюджетных отчислений, получив не только компенсацию за якобы погибшего Лунькова, но и другие выплаты и льготы, пользуясь своим статусом родственниц жертвы теракта. В октябре 2006 года Савёловский суд г. Москвы осудил обеих женщин за мошенничество на 2 с половиной года заключения условно [42]. По мнению Гальченко и Лунькова, главным мотивом их бывших жён было не получение денежных компенсаций от мэрии, а завладение квартирами, в которых разведённые супруги ранее проживали вместе [41] [40].
Террорист-смертник [ править править код ] Другим направлением работы оперативно-следственной группы было установление личности террориста, осуществившего взрыв в вагоне поезда у станции «Автозаводская». С места теракта в морг была вывезена сотня оторванных частей тел; из них особое значение для спецслужб имели те, которые были обнаружены в эпицентре взрыва. С течением времени следователям с помощью генетических экспертиз удалось установить принадлежность почти всех фрагментов, кроме пяти: маски лица с обрывком шеи, двух оторванных кусков нижней половины тела, а также ещё одного неустановленного фрагмента. Все они, по мнению судмедэкспертов, были останками повреждённого взрывом трупа молодого мужчины. Участники расследования предполагали, что эти фрагменты, которые никто из родственников так и не забрал для погребения, были единственным, что осталось от террориста-смертника после взрыва [43]. Следователи прокуратуры получали от сотрудников ФСБ, работавших на Северном Кавказе, ориентировки на террористов, которые могли совершить самоподрыв в Москве в феврале 2004 года [43]. Из десятков подозреваемых наибольший интерес у следственной группы вызвал житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев — ярый приверженец ваххабизма, который находился в розыске за участие в НВФ и незаконное хранение оружия [44]. Чтобы проверить, имел ли Ижаев отношение к теракту 6 февраля 2004 года, прокуратура поручила провести молекулярно-генетическую экспертизу находившихся в морге неопознанных останков; кровь для анализа взяли у его матери. Проведённая экспертиза подтвердила догадку оперативников: невостребованные фрагменты действительно принадлежали Анзору Ижаеву [43]. Об опознании террориста-смертника с «Автозаводской» впервые объявил прокурор Москвы Анатолий Зуев в интервью « Российской газете » в конце сентября 2004 года [45].
Он был старшим из троих детей супружеской четы; кроме него в семье родились ещё один сын и дочь [47]. Позднее Ижаевы переехали в Малокарачаевский район Карачаево-Черкесии, где проживали в селе Терезе [46] и в районном центре — селе Учкекен [47]. Учителям бойкий и общительный Анзор запомнился способным, но не очень прилежным учеником, нередко прогуливавшим уроки, в свободное время с упоением играя в футбол [47]. В 1997 году Азрет-Али Ижаев умер. По одной версии, причиной смерти стали возникшие после гриппа осложнения [47] ; согласно другой, его вместе с начальником криминальной полиции Учкекена застрелили бандиты в Кисловодске [44]. Безвременная кончина отца, которому было всего 47 лет, очень потрясла Анзора; после похорон он сильно изменился. По мнению Татьяны Ижаевой, переживания из-за смерти отца и тлетворное влияние ваххабитского медресе , которое Ижаев стал посещать параллельно с учёбой в школе, были предпосылками для радикализации её старшего сына. В медресе его привела сама Татьяна, надеявшаяся, что духовное образование сделает Анзора более дисциплинированным; в дальнейшем, по её собственному признанию, она глубоко пожалела об этом решении [47]. Медресе, в котором обучался Ижаев, размещалось в обветшалом доме напротив учкекенской районной администрации. Оно было создано главой карачаевского отделения Исламской партии возрождения Мухаммедом Биджиевым и имамом Рамазаном Борлаковым при поддержке исламских благотворительных фондов [47] [48] , в том числе и « Аль-Харамейн » [49] — саудовской благотворительной организации, которая, по данным ФСБ, финансировала чеченских сепаратистов [50].
Преподавание в медресе вели арабы [47] ; учебная программа включала в себя чтение Корана и изучение арабского языка Ижаев овладел им в совершенстве [47] [49] , а также физкультуру и обучение рукопашному бою [48].
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион Взрывы в метро: хроника событий В результате терактов в столичной подземке погибло более 100 человек, пострадало - более 400. Одним из мотивов совершенных в метро терактов спецслужбы России уже назвали - месть со стороны боевиков за уничтожение Саида Бурятского и Анзора Астемирова. Смерть основных идеологов моджахедов могла толкнуть их родственников и последователей на организацию взрывов в московской подземке, считает экс-глава ФСБ депутат Николай Ковалев. По странному стечению обстоятельств именно 29 марта исполнилось 10 лет со дня, когда колонна пермского ОМОНа, направлявшаяся в район Жани-Ведено в Чечне, попала в засаду. В бою с боевиками погиб почти весь личный состав отряда - 43 человека были убиты, 15 ранено и 9 пропали без вести. Некоторые эксперты уже связывают теракты 29 марта с годовщиной трагических событий в Веденском районе.
Хроника московских терактов
За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее. А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо.
Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени.
Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель. RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо.
Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях. Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал. Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне».
Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события. Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все.
Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало. Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим».
Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо.
Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня.
Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи.
А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку.
Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть.
Задача была сложной: вернуться к станции «Автозаводская» было невозможно, хотя она и была рядом. С ранеными людьми из первого вагона по задымлённому тоннелю, машинист вывел людей к станции «Павелецкая» это почти 2 км. Отважного человека наградили орденом «За мужество». Герои среди нас Теракт на «Автозаводской» показал, что мужество — отличительная черта россиян. Профессионал по работе в чрезвычайных ситуациях, он быстро сориентировался в обстановке, организовал эвакуацию и пресёк тенденцию к возникновению паники. Люди спокойно начали покидать место теракта, помогая друг другу. Много героев получило медали и нагрудные знаки почёта за проявленное мужество в такой сложной ситуации. Оперативность системы спасения Теракт на «Автозаводской» показал, насколько оперативно работают службы МЧС и «скорой помощи». Через 20 минут после взрыва уже прибыли бригады по оказанию помощи пострадавшим: пятнадцать расчётов спасателей и пожарных, 60 бригад «скорой помощи», 5 групп Центра медицины экстренного реагирования при катастрофах, 3 бригады Центра медицины катастроф Минздрава РФ «Защита», 3 группы психологов. Пострадавших отвозили в НИИ скорой помощи имени Н. Склифосовского, Институт травматологии и ортопедии Н. Приорова и в городские больницы. Террористы найдены и наказаны Сейчас всем известно, что теракт в метро на «Автозаводской» совершил террорист-смертник Анзор Ижаев, которому на тот момент исполнился всего 21 год.
Преподаватели делали акцент на радикальном толковании Корана [47] , а посещавшую занятия молодёжь настраивали против традиционного карачаевского духовенства [49] [48]. Эркенов пытался повлиять на Анзора через беседы о религии, однако ему не удалось убедить последнего изменить свои взгляды [47]. В 15 лет Анзор Ижаев отправился на одну из тренировочных баз, открытых Хаттабом в Чечне. Несмотря на тщедушное телосложение, он усердно тренировался и научился стрелять из автомата лучше, чем кто-либо ещё из обучавшихся на базе боевиков [3]. В 1999 году Ижаев принял участие во вторжении чеченских боевиков в Дагестан. Он воевал в одном отряде со своим односельчанином Тамбием Хубиевым — подрывником, который сконструировал бомбу, взорванную Ижаевым в 2004 году в вагоне метро [4]. Когда Анзор перешёл в 9 класс, он познакомился с карачаевским боевиком Азретом Хубиевым по прозвищу «Расул» — участником отряда Шамиля Басаева. Получив от Басаева несколько десятков тысяч долларов, Хубиев прибыл в Учкекен, чтобы создать в селе подпольный джамаат , который должен был заниматься диверсионно-террористической деятельностью. На выделенные деньги Хубиев купил в Учкекене дом, где начали собираться местные ваххабиты. Анзор Ижаев тоже вступил в джамаат; члены группы дали ему новое имя «Абдул-Джабар». Задачей участников джамаата была разведка объектов будущих терактов: они выезжали в различные города на юге России, в том числе Ростов , Минеральные Воды и Ставрополь , фотографируя подходящие места и изучая топографию окружающей их местности. Вся собранная ими информация через Хубиева стекалась к Басаеву [44]. По сведениям прокуратуры, уже тогда Шамиль Басаев рассматривал кандидатуру Ижаева как исполнителя одного из терактов, запланированных в Ставропольском крае [51]. В начале весны 2000 года Ижаев неожиданно прекратил приходить на уроки в школе и исчез из села. Сначала Татьяна Ижаева объясняла прогулы болезнью сына, а затем утверждала, что тот уехал погостить к родственникам в Нальчик. После того, как Анзор пропустил несколько месяцев занятий, школьная администрация пригрозила его матери, что обратится в комиссию по делам несовершеннолетних. В конце мая 2000 года Ижаев вернулся в Учкекен и с большим трудом сдал выпускные экзамены за 9 класс. По воспоминаниям директора школы Ибрагима Эркенова, возвратившийся в село Ижаев выглядел «совершенно зомбированным». Милиция стала следить и за его младшим братом, который вместе с Анзором учился в учкекенском медресе [47]. После ухода из школы Анзор Ижаев решил отправиться на хадж в Мекку. Деньги на паломничество Ижаев получил от своей матери [47] , которая после смерти отца Анзора была вынуждена торговать шерстяной одеждой на рынке, чтобы прокормить семью [44]. Во время хаджа Ижаев попытался поступить в Исламский университет Медины , где давно мечтал учиться, но не сумел пройти вступительные испытания. Вернувшись обратно в Учкекен, он начал вести скрытный образ жизни, постоянно исчезая из дома в неизвестном направлении; своей семье о целях своих частых отъездов Анзор ничего не рассказывал [47]. По данным следствия, арабский террорист Абу Умар , убитый летом 2001 года, обучал Ижаева проведению диверсий [4]. В середине 2003 года Анзор по приказу Азрета Хубиева вновь уехал на одну из тренировочных баз боевиков под названием «Талибан», которая располагалась возле села Галашки Ингушетия на территории заброшенного пионерского лагеря [44]. Там новобранцы учились владению различными видами стрелкового оружия, а также осваивали минно-взрывное дело и строительство фортификационных сооружений. Инструкторы искали среди боевиков кандидатов на роль террориста-смертника для одного из будущих терактов. Они остановили свой выбор на Анзоре Ижаеве, который отличался большим фанатизмом [46]. Окончив курс подготовки в диверсионном лагере в октябре 2003 года, Ижаев вернулся домой. В 2004 году следователи полагали, что Анзор остановился в Москве у дальних родственников и даже самостоятельно собрал взорванное им в метро взрывное устройство [43]. Однако после ареста в 2005 году террориста Тамбия Хубиева прокуратуре удалось выяснить, что накануне теракта Ижаев жил в однокомнатной квартире, которую Хубиев снимал на Бирюлёвской улице , а бомба была изготовлена террористами ещё до приезда смертника [4] [3]. По показаниям Хубиева, в последние дни жизни Анзор отправлялся на прогулки по улицам столицы [3]. Утром 6 февраля 2004 года Ижаев, надев рюкзак с бомбой, ушёл на станцию метро « Кантемировская » [4]. С собой он взял музыкальный плеер , чтобы по дороге слушать записи Корана [3]. Сев в поезд, Ижаев доехал до тоннеля между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», где взорвал себя [4]. Весной 2004 года сотрудники прокуратуры, ещё не зная, что Ижаева уже не было в живых, объявили его в федеральный розыск [46]. После опознания останков террориста-смертника розыск Ижаева был прекращён в связи с его смертью [51]. Арест террористов [ править править код ] Впервые спецслужбам удалось выйти на след одного из организаторов теракта у станции «Автозаводская» во время расследования взрыва, совершённого террористкой-смертницей возле метро «Рижская» 31 августа 2004 года [52]. Бомба была взорвана преждевременно, и сопровождавший смертницу до станции метро организатор теракта — амир Карачаевского джамаата Николай Кипкеев [52] — получил тяжёлые ранения и позднее умер в больнице [45]. Когда оперативники нашли на месте взрыва мобильный телефон Кипкеева, из распечаток его телефонных разговоров им стало известно, что незадолго до теракта он связывался с уроженцем Кабардино-Балкарии Муратом Шаваевым [53] — сотрудником Федеральной службы судебных приставов при Министерстве юстиции России [54]. За годы работы в ведомстве Шаваев дослужился до звания полковника [55] и имел чин старшего советника юстиции [56]. В ходе расследования было установлено, что в конце августа 2004 года Кипкеев несколько дней проживал в одной квартире с Шаваевым [54]. Изучение круга общения Николая Кипкеева также позволило оперативникам вычислить организаторов серии взрывов на автобусных остановках в Воронеже , которые произошли в 2004—2005 годах [52]. Одним из этих террористов оказался русский ваххабит Максим Панарьин «Муслим» [4] — участник возглавляемого Кипкеевым джамаата, поселившийся в Воронеже в 2003 году [57]. В феврале 2004 года он по приказу своего командира Идриса Глоова, приехавшего в Воронеж из Москвы после проведения теракта у станции метро «Автозаводская» [4] , организовал взрыв на городской автобусной остановке [57]. В июле того же года Панарьин по указанию Николая Кипкеева подготовил два аналогичных теракта [52]. После этого Панарьин выехал в Москву, чтобы принять участие в изготовлении бомбы, взорванной смертницей возле станции метро « Рижская » [58]. Затем он вернулся обратно в Воронеж.
Взрывное устройство мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте привел в действие уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения. Судя по центру взрыва, самодельное взрывное устройство было у него на поясе или, может быть, в сумке на плече. Погиб, не считая Ижаева, 41 человек, столько имен значится на мемориальной доске на станции «Автозаводская», более 250 получили ранения. Террорист-смертник Анзор Ижаев приехал в Москву на междугородном автобусе под видом «челнока».
Теракт в метро 6 февраля 2004 года — хроника событий
- Теракты в московском метрополитене
- Без паники
- ■人気売れ筋商品ランキング
- Взрыв в тоннеле метрополитена
Хроника московских терактов
новости России и. В столице после реконструкции заработал участок Замоскворецкой линии метро от «Автозаводской» до «Орехова». 1. 11 июня 1996 года: взрыв самодельного взрывного устройства на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» московского метро. На части «зеленой» ветки метро Москвы остановлено движение из-за человека на пути.
Кто взорвал московское метро в 2004 году
Эвакуация проводилась в оба конца тоннеля: и со стороны "Павелецкой" и со стороны "Автозаводской". В московской городской администрации сообщают номера "горячей линии", по которой можно узнать о пострадавших от взрыва в метро. Номер телефона: 222-27-35 После взрыва произошeл пожар, ему была присвоена пятая степень сложности, поскольку в метро тушить всегда очень трудно. Была сильная задымлeнность. Сейчас пожар потушен. Эвакуировали свыше 700 человек. Их развозят по больницам, определяют серьeзность ранений.
Многие сначала обращаются за медицинской помощью, а затем выясняется, что она не нужна — у человека просто испуг, шок, несерьeзные ранения или небольшое отравление дымом. Спасатели сообщили, что им удалось эвакуировать всех, кто находился во время взрыва в вагонах метро. Спасательная операция на станции "Автозаводская" завершена. По словам очевидцев, взрыв прогремел во втором вагоне, когда до станции оставалось не более 300 метров. Для расследования преступления создан оперативный штаб, который возглавил заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин. Оперативные службы провели эвакуацию пассажиров со станции "Автозаводская" и предотвратили панику.
Сейчас на месте трагедии работает специальная комиссия.
Погибли 13 человек семеро скончались на месте и еще шестрео - в больнице , 118 человек, в том числе шестеро детей, получили различные ранения. Сработало самодельное взрывное устройство, заложенное под одной из скамеек на платформе.
В результате теракта пострадало 20 человек, в том числе двое детей. Шахидка, опоясанная взрывчаткой, привела в действие взрывное устройство в вагоне поезда, следующего между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Жертвами теракта стал 41 человек, еще 148 получили ранения.
Тогда взрывное устройство также привела в исполнение шахидка.
Пожару была присвоена пятая, самая высокая, степень сложности. Когда высокое напряжение было снято, пассажиры смогли покинуть задымленные вагоны.
По тоннелю они направились в сторону станций. Часть вышла на «Павелецкой», а другая — на «Автозаводской», которая была ближе. Со слов очевидцев, несмотря на едкий смог в тоннеле, эвакуация проходила организованно и без паники.
Первую помощь пострадавшим оказывали сами пассажиры. В результате теракта погиб 41 человек. Более 200 пассажиров получили ожоги, осколочные ранения и травмы.
Как и кого будут защищать новые профессионалы в этой области Теракт в метро 6 февраля 2004 года — спасательная операция Первые спасательные подразделения начали прибывать на станцию спустя 15—20 минут. В ликвидации последствий взрыва участвовали 15 расчетов спасателей, свыше 60 бригад скорой помощи и медицины катастроф, а также три бригады психологов. В здании Павелецкого вокзала был организован медпункт, где врачи оказывали помощь жертвам.
Спасатели на протяжении нескольких часов поднимали на поверхность фрагменты тел погибших, а эксперты-криминалисты занимались поисками остатков взрывного устройства.
Из горящего вагона люди выбирались прямо по этому тоннелю пешком. Здесь на станции пассажиры помогали им выбраться на платформу.
Первым на помощь пострадавшим пришел тот самый офицер МЧС. Сергей Кавунов в этом поезде ехал на работу. Он успокоил людей, организовал эвакуацию.
Сейчас вспоминает: даже не ожидал таких слаженных действий от простых людей в экстренной ситуации. Первую помощь пострадавшим оказывали сами пассажиры поезда. И если бы не они, жертв могло бы быть больше в разы.
Хроника московских терактов
20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек. Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником в вагоне поезда на перегоне между станциями. В вестибюле станции метро "Автозаводская" медики оказывают первую помощь пострадавшим при взрыве и пожаре в поезде.
«Перешагивали через тела и шли дальше»: 20 лет теракту на станции «Автозаводская»
6 февраля 2024 - Новости Кирова - 6 Февраля 2004 года взрыв в вагоне московского метро, произошедший между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», унес жизни 41 человек. Хроники взрывов в метрополитене и их последствия — в галерее Forbes. 20 лет теракту в московском метро: как живут пострадавшие сейчас. новости России и. В столице после реконструкции заработал участок Замоскворецкой линии метро от «Автозаводской» до «Орехова».
15 лет с теракта в московском метро
Вячеслав тем временем сел на 1,5 года в тюрьму — за мошенничество в бизнесе. А в двухкомнатной квартире на Автозаводской улице, где прописаны Вячеслав, Елена и их 11-летний сын Игорь, поселился новый муж Дробышевской. Осенью прошлого года, когда Вячеслав освободился из колонии и вернулся на Автозаводскую, ему, естественно, никто не обрадовался — Елена лишь молча открыла дверь и утащила в комнату ребенка. Вячеславу пришлось отправиться к друзьям, а к сыну он приезжал раз в неделю — приносил деньги, сладости, спиной чувствуя колючие взгляды жены и ее нового мужа. А 4 марта с. Тогда Вячеслав разыскал участкового, который и показал Гальченко... К тому же получила материальную помощь, оформила пенсию на ребенка, хотя знала, что его отец жив и здоров. На допросе они рассказали две совершенно разные, но, как оба уверяли, совершенно правдивые истории того, что происходило в их жизни после 6 февраля. Версия Вячеслава Гальченко.
Вячеслав утверждает, что 6 февраля он с бывшей супругой не встречался. Ответила теща, сказала, что все в порядке. Никакого удивления по поводу того, что он жив и невредим, она не выразила. В квартиру его впустила Елена Дробышевская и сказала, что хотела бы, чтобы больше он здесь не появлялся. Во время визита бывшая жена никакого удивления при виде экс-супруга также не выразила. Встретился с бывшей женой, тещей и Игорем. Примерно через час его жена уехала. После этого он обнаружил пропажу своего паспорта из кармана куртки, которая висела на вешалке в коридоре.
Сын сказал, что документы не брал. Тогда в ситуацию вмешалась теща, которая вызвала участкового. Милиционер пришел через 10 минут, но, убедившись, что все нормально, ушел. Паспорт Гальченко не нашел, уехал к другу. На следующий день жена сообщила ему, что их сын якобы выбросил паспорт в форточку. Стучал, звонил, но дверь никто не открывал. Когда из квартиры вышла его теща, чтобы выбросить мусор, они поругались. Гальченко потребовал, чтобы она дала ему ключи от новых замков, но теща отказалась.
Тогда Гальченко пришел к участковому, который и показал ему свидетельство о его смерти.
Погибли 129 заложников. Погибли 16 человек, 59 получили ранения. Организация этого теракта приписывается Зелимхану Сааеву, уничтоженному в Ингушетии в октябре того же года. В ночь на 10 июля 2003 года около ресторана "Имбирь" на 1-й Тверской-Ямской улице задержали женщину, в сумке которой было обнаружено взрывное устройство. При его обезвреживании погиб сотрудник ФСБ. В начале сентября того же года тогдашний глава МВД Борис Грызлов объявил, что выяснены личности двенадцати человек, причастных к взрывам на рок-фестивале в Тушине и неудавшейся попытке ингушки Заремы Мужихоевой взорвать бомбу на Тверской.
И вскоре после отправления с «Автозаводской», когда состав уже мчится по тоннелю в направлении станции «Павелецкая», раздается оглушительный взрыв. Следующий, третий вагон, буквально сложился в гармошку. Сразу после взрыва машинист депо «Сокол» В ладимир Горелов применил экстренное торможение. Своей молниеносной реакцией машинист Горелов спас много жизней: дело в том, что внутри второго вагона после срабатывания бомбы вспыхнул пожар. И если бы состав после взрыва еще некоторое время продолжил двигаться в тоннеле на скорости под 80 километров в час, огонь бы разгорелся. К счастью, этого не произошло — и благодаря оперативности машиниста, и из-за срабатывания противопожарной системы поезда.
Когда он остановился, Владимир Горелов пошел осматривать состав. Я должен был осмотреть весь состав, поэтому вышел в первый вагон и пошел ко второму. Торцевой двери во втором вагоне не было — ее выбило в первый вагон. Не было света. То, что я там увидел, — это был шок. Груды человеческих тел навалены друг на друга, крики о помощи.
Пассажиры словно попали в мясорубку Владимир Горелов машинист Выжившие были абсолютно дезориентированы: многие из раненых оказались буквально погребены под останками погибших. При этом для пассажиров в тоннеле сохранялась еще одна угроза — контактный рельс: любое прикосновение к нему из-за высокого напряжения грозило летальным исходом. Началась паника, крики. Кто-то пытался выбраться и бежал по тем, кто лежал. Я тоже лежала, и кто-то прошел прямо по мне. Из соседнего вагона, того, где произошел взрыв, долетали безумные голоса — женские, мужские, слышны мольбы о помощи.
Там умирали, это было очевидно Анна пассажирка третьего вагона Второй вагон поезда, взорванный на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Действовать нужно было быстро — тоннель заволокло ядовитым удушливым дымом. Спасаясь от него, выжившие закрывали лица шарфами и платками, которые смачивали тем, что было под рукой. Несколько минут спустя диспетчер подтвердил — высокое напряжение снято. Машинист открыл двери поезда и сотни пассажиров хлынули в тоннель. Мы шли, как мне показалось, по трупам.
Тротуар [тоннеля — прим. Между тем семеро пассажиров решили остаться в тоннеле и, не дожидаясь спасателей, попытаться помочь тем, кто не мог идти. Один из пострадавших при теракте на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Последнего спасло чудо: он хотел зайти во второй вагон, но обознался, увидев в третьем вагоне женщину, похожую на его жену, — и заскочил туда.
Черная дата в истории современной России. Ровно 20 лет назад в столичном метро, на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», прогремел мощный взрыв. Бомбу мощностью около четырех килограммов тротила, начиненную металлическими предметами, привел в действие террорист-смертник. Жертвами теракта стали 41 человек, еще 250 получили различные ранения. Но погибших могло быть гораздо больше, если бы не действия тех, кто в момент взрыва оказался в злополучном составе. Корреспондент «Известий» Марина Кравцова пообщалась с теми, кто из обычных пассажиров невольно превратился настоящих героев. Андрей уверен: ангел-хранитель его уберег. Когда в себя пришел — вагон такой дымится, пол горит», — рассказал пострадавший в теракте Андрей Алимов. Парня отбросило в конец вагона.
20 лет со дня теракта в метро на станции "Автозаводская"
Сегодня в утренний час пик произошел взрыв в электропоезде столичного метро. На фото: мраморная доска на станции метро «Автозаводская» с именами жертв теракта 2004 года / РИА Новости. После взрыва у станции метро «Автозаводская» в феврале 2004 года депутаты партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты. Хроники взрывов в метрополитене и их последствия — в галерее Forbes. На части «зеленой» ветки метро Москвы остановлено движение из-за человека на пути. 6 февраля 2024 - Новости Салехарда - Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником в вагоне поезда на перегоне между станциями.