Ставленник фонда Сороса, молдавский президент Майя Санду, являющаяся при этом гражданкой Румынии, изначально получила задание от своего руководства разморозить конфликт в Приднестровье. Приднестровье сегодня — Политолог предрек Молдавии гражданскую войну из-за желания войти в Евросоюз. Запад «распакует» конфликт в Приднестровье, если ситуация для ВСУ станет катастрофической. Жители Приднестровья обращаются с заявлениями о попытках украинских спецслужб использовать их для разведки, диверсий и других противоправных действий, сообщили РИА Новости, 24.07.2023.
Грозит ли Приднестровью новый военный конфликт? Комментарий Георгия Бовта
Регион расположен преимущественно на левом берегу Днестра. Граничит на западе с Молдовой, на юго-востоке с Украиной. Отправной точкой в приднестровском конфликте можно считать события 1989 года. В то время на волне перестройки и роста националистических настроений парламент Молдовы утвердил единственным государственным языком молдавский и перевел его с кириллицы на латиницу. Это вызвало массовое возмущение русскоязычных граждан, проживающих в Приднестровье. В регионе расценили действия Кишинева как ущемление равенства граждан всех национальностей, проживающих в стране. Еще одним поводом для недовольства стали опасения, что правящие круги в Кишиневе примут решение объединить Молдову с Румынией. В итоге в приднестровских городах начались массовые забастовки и акции протеста. В конечном счете это вылилось в идею создания в Приднестровье самостоятельного государства.
В Кремле рекомендовали новому правительству Молдовы быть очень осторожным В сентябре 1990 года была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика. В Кишиневе объявили ее незаконной. Через некоторое время в регион были направлены войска. Военную поддержку Молдове оказала Румыния. В июне 1992 года молдавские военнослужащие вошли в город Бендеры. Вот как описывает ситуацию корреспондент ТАСС в Кишиневе Валерий Демидецкий: "В те дни в Бендерах на улицах стояла сгоревшая военная техника, разбитые окна и витрины, иссеченные пулями и осколками деревья и стены домов. Лежали трупы, которые по вечерам собирал трактор коммунальной службы, - его прозвали "лодкой Харона". Утром все повторялось.
Никто толком не понимал, где свои, где чужие. В брошенных домах и на предприятиях действовали мародеры". В Молдове до сих пор нет единого мнения о причинах братоубийственной войны, порознь проходят здесь и траурные мероприятия. В Кишиневе упоминают защитников "целостности и независимости" республики, а в Приднестровье - тех, кто "отражал вооруженную агрессию Молдовы". На мемориальных плитах и в Кишиневе, и в Тирасполе выбиты фамилии молдаван, украинцев, русских, представителей других народов республики. Но объяснить, почему люди, которые веками уживались на берегах Днестра, вдруг утратили общий язык и взялись за оружие, непросто. Общие потери сторон за пять месяцев боев, по официальным данным, составили около тысячи человек погибшими. Десятки тысяч получили ранения и стали беженцами.
Остановить горячую фазу конфликта удалось благодаря действиям 14-й российской армии под командованием генерала Александра Лебедя. Когда замолчали пушки, пришло время дипломатии. В июле 1992 года в Москве президенты Молдовы и России с участием лидера Тирасполя подписали соглашение о мирном урегулировании. Стороны конфликта обязались прекратить огонь, отказаться от санкций и блокад, гарантировать допуск международной гуманитарной помощи. Также договором предусматривалось размещение в зоне конфликта российских миротворцев. Соглашение положило начало переговорам о политическом урегулировании конфликта. В настоящее время помимо самих сторон - Молдовы и Приднестровья - в переговорах участвуют еще пять субъектов - Российская Федерация и Украина как страны-гаранты ранее достигнутых договоренностей, ОБСЕ как посредник, а также Европейский союз и США в качестве наблюдателей в консультативном формате. Как отмечает ТАСС, мирные переговоры вначале продвигались успешно.
Так, в мае 1997 года Молдова и Приднестровье подписали в Москве меморандум. В нем Тирасполь согласился строить свои отношения с Кишиневом "в рамках общего государства", взамен приднестровские власти получили возможность поддерживать контакты на международном уровне в экономической, культурной и других сферах. Это позволило в несколько раз сократить численность российских миротворцев и преобразовать 14-ю армию в Оперативную группу российских войск численностью около 1,5 тыс. Был также начат вывоз вооружений и боеприпасов с охраняемых российскими военными складов возле приднестровского села Колбасна, куда их спешно свезли при выводе советских войск из стран Восточной Европы. Фото Unsplash Однако в ноябре 2003 года под давлением Запада и антироссийских протестов оппозиции президент Молдовы Владимир Воронин отказался подписать меморандум об окончательном урегулировании конфликта. Последовавшая за этим пауза в переговорном процессе породила новый виток напряженности, разгорелись экономические и информационные войны. В 2005 году молдавский парламент принял закон, в котором в одностороннем порядке обозначил параметры будущей автономии Приднестровья. Избранная в 2021 году президентом Молдовы Майя Санду заявила о необходимости вывода российских военнослужащих из Приднестровья и трансформации миротворческой операции с участием российских "голубых касок" в гражданскую миссию под международным мандатом.
В ответ глава Приднестровья Вадим Красносельский заявил, что категорически против вывода Оперативной группы российских войск и миротворцев, которых считает гарантами стабильности и безопасности на Днестре.
Наши усилия сейчас направлены на единение всех граждан независимо от того, на какой стороне Днестра мы живем", - заявила президент. Она считает, что для устранения разногласий, возникших из-за боев 1992 года, предстоит большая работа. Санду подчеркнула, что после завершения острой фазы конфликта в течение всех этих лет удавалось сохранить мир и спокойствие в стране. Вооруженный конфликт на Днестре начался 2 марта 1992 года со стычки между милиционерами Приднестровья и молдавскими полицейскими в городе Дубоссары.
Скорее-таки речь идет о наиболее приграничных территориях. Другое дело, что с Запада поставляют все более и более дальнобойные ударные средства.
Поэтому да, эта зона может начать расширяться. И в принципе, конечно, подготовить возможность для укрытия населения — это правильный шаг. Опять же, я не понимаю, почему это не было сделано раньше. Я не исключаю частичной эвакуации жителей, по крайней мере, из непосредственно приграничных районов. Но, откровенно говоря, вряд ли что-то масштабное будет происходить, просто потому что возможности Украины по нанесению таких ударов пока что весьма и весьма ограничены. Сомнения по поводу качества планирования операции уже существуют. Да, недовольство жителей тех районов такой политикой, конечно, будет, и сомнения тоже.
Но до тех пор, пока это все останется в ограниченных масштабах, я не вижу серьезного политического влияния на эти настроения. О ресурсах на ведение спецоперации на Украине Мое личное ощущение, что активные боевые действия, скорее всего, продлятся не больше месяца. Ограничены ресурсы со стороны России, со стороны Украины тоже. Потому что оружие оружием, но нужны люди, нужно горючее, нужны боеприпасы и все такое прочее. Очень сложно перебрасывать войска. Дальше будет еще сложнее, особенно, если Россия возьмется за мосты.
Как для этого должна и как не может действовать УкраинаДальнейшее существование Приднестровья в нынешнем статусе представляет собой угрозу национальной безопасности Украины, пишет "Европейська правда". Автор статьи рассматривает варианты, как ликвидировать "пророссийский анклав", в том числе с помощью газовой блокады.
В составе Молдавии Приднестровье выделялось как этнически, так и социально-экономически. Этот промышленно более развитый край привлекал трудовых переселенцев из России и Украины. Как и в других индустриальных регионах Советского Союза, большинство населения говорило по-русски. Когда в 1990-91 годах Советский Союз начал сыпаться, в Приднестровье наблюдался всплеск агитации за отделение от Молдавии и возврат к существовавшей до 1940 года автономии. Отмечалось что местное население, как и русскоязычных крымчан, никогда не спрашивали, какую из советских республик они предпочитают. Опираясь на собственные визиты в регион в качестве журналиста британских СМИ в 1990-е, а также сторонние опросы, могу сказать, что многие местные жители опасались не только этнической дискриминации со стороны молдаван, но перспективы, что Молдавия проголосует за присоединение к Румынии, после чего русскоязычное население Приднестровья превратится в крошечное и фактически бесправное меньшинство. Эти страхи усердно разжигал КГБ, пытаясь не допустить независимость Молдавии. В результате в первой половине 1992 года между Молдавией и приднестровскими сепаратистами при поддержке отдельных элементов бывшей советской армии разразился непродолжительный конфликт.
Он унес примерно 700 жизней и прекратился благодаря вмешательству российских миротворцев. С тех пор между Молдавией и Приднестровьем царит перемирие, насилие крайне незначительно, а торговля процветает. Никем официально не признанное даже Россией , Приднестровье выжило благодаря полулегальной торговле и российским дотациям включая бесплатный газ, который, как ни ни парадоксально, исправно поступает через Украину.
Эксперт оценил слова Лаврова: для Приднестровья включили режим «разморозки» конфликта
Новости Приднестровья из официальных источников и военкоров. В одной из статей на эту тему, опубликованной сирийской газетой Al Watan, утверждается, что США и НАТО накачивают оружием Молдову в надежде устроить новый вооруженный конфликт под «надуманным предлогом» – из-за Приднестровья. последние известия. Украина планирует развязать конфликт в ответ на якобы наступление российских войск с территории Приднестровья.
Карабахские уроки для Приднестровья
Молдавии следует пересмотреть свою политику в отношении приднестровского конфликта, чтобы добиться подвижек в процессе его урегулирования. Комментарий официального представителя МИД России вой в связи с реакцией молдавской стороны на работу по консульскому обслуживанию российских граждан, проживающих в Приднестровье. На круглом столе в ПГУ обсудили переговорный кризис между Приднестровьем и Молдовой. История вооруженного конфликта между Приднестровьем и Молдовой восходит к событиям конца 1980-х годов, когда летом 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языке. Но молдавские русофобские власти каждый раз отвечали, что появление солдат ВСУ на территории Приднестровья будет означать вторжение в Молдову и объявление войны со всеми сопутствующими последствиями. Ситуация вокруг Приднестровья значительно ухудшилась в последнее время. Власти Молдавии сворачивают сотрудничество с республикой и не исключают отказа от договоренностей, достигнутых ранее.
RS: США не должны поощрять стремления Молдавии и Украины захватить Приднестровье
А власти ряда западных стран, включая США, просили своих граждан покинуть Молдавию. В Кишинёве и Тирасполе высказывали опасения, что на их территориях вновь могут начаться боевые действия. В феврале 2023 года Минобороны РФ заявило о готовящейся провокации в отношении российских миротворцев в ПМР и пообещало соответствующе отреагировать. В последний раз боевые действия проходили на этой земле 30 лет назад, когда стремление Приднестровья к самостоятельности вылилось в серьёзный конфликт. О постсоветской истории региона и о том, что ПМР представляет собой сейчас, — в материале «Секрета». Начали возникать и очаги межнациональной напряжённости, которые часто выливались в кровавые вооружённые конфликты. В этом же ряду оказалось и Приднестровье. Всё началось в 1989 году, когда в Молдавской ССР приняли закон, согласно которому единственным государственным языком провозглашался румынский. Русский получил статус языка межнационального общения. В сочетании с мощным подъёмом национальной эмансипации молдаван это вызвало заметный раскол в обществе. Часть русскоязычного населения считала себя ущемлённой, что вело к усилению сепаратистских настроений.
Особенно настороженно за происходящим в республике следили из Приднестровья, в котором русские, украинцы и евреи составляли больше половины населения. Ответным шагом стало проведение в нескольких городах в 1990 году голосований о создании Приднестровской республики. Большинство участников плебисцита поддержали инициативу. В Кишинёве эти референдумы признали незаконными.
Лосьев командующий республиканской гвардией ПМР с 20. Шрамов пехота , А. Романенко артиллерия ; В. Марушко, А. Бакалдин, В. Комиссаров с 20.
Ефимьев, А. Смолко, В. Этот раздел статьи ещё не написан. Здесь может располагаться отдельный раздел. Помогите Википедии, написав его. Сторонники объединения Молдавии и Румынии обвинили ПМР виновной за поражение похода на Гагаузию, прежде всего за военную помощь 1 тысяча бойцов под командованием В. Рылякова , благодаря которой гагаузам удалось продержаться до прихода сил Советской Армии. Лидеры прорумынских сил начали требовать организации похода на Приднестровье, более масштабного и более карательного, чем это предполагалось по отношению к Гагаузии. Председатель Дубоссарского комитета госконтроля, В. Дюкарев, в своей книге приводит цитату поэтессы Леониды Лари , собиравшей прорумынские митинги, с которых прорумынские волонтёры отправлялись из Кишинёва на передовую под Дубоссары, в сорока километрах от Кишинёва: «Пусть у меня будут руки по локти в крови, но я вышвырну оккупантов, пришельцев и манкуртов за Днестр , я их выброшу из Транснистрии , и вы — румыны — настоящие хозяева этой многострадальной земли, получите их дома, их квартиры вместе с их мебелью… Мы их заставим говорить по-румынски, уважать наш язык , нашу культуру» Леонида Лари , цит.
Ночью скончался смертельно раненый при этом начальник ГОВД г. Дубоссары майор Игорь Сипченко [75] [76]. В ответ на расстрел милиционеров 2 марта 1992 года приднестровские гвардейцы и казаки окружили здание дубоссарского отдела полиции, разоружили полицейских, посадили их в автобус и отправили в здание городского совета. При этом из окна второго этажа здания полиции был открыт автоматный огонь.
Козака с премьер-министром РМ М. Но глава молдавского правительства вновь настаивала на том, что руководство республики ни при каких обстоятельствах не согласится на федерализацию страны. В свою очередь, представитель России заверил, что этот вопрос в любом случае не будет решаться без участия молдавских властей16. В противовес России они всецело поддерживают позицию РМ, утверждая, что именно вмешательство РФ в Приднестровский конфликт ведет к невозможности принятия адекватного разрешения - то есть условий Кишинева. Как и Россия, западные политические структуры изначально пытались участвовать в выработке механизмов прекращения данного противостояния, но шли здесь несколько иными путями. Соединенные Штаты до начала XXI века вообще мало уделяли внимания РМ и Приднестровью, поскольку рассматривали эти образования в качестве так называемых «барьерных государств», которые должны отделить Россию от Европы на западе, от Черноморского бассейна на юге и от Каспийского бассейна на востоке. Соответственно, и Приднестровскому конфликту американские политики уделяли меньше внимания в сравнении с конфликтами на Кавказе - в Абхазии, Южной Осетии и в Нагорном Карабахе. Но ситуация кардинально поменялась после того, как в ходе так называемого «пятого расширения» альянса на саммите НАТО в Стамбуле в марте 2004 года в Организацию была принята Румыния тогда же к альянсу присоединились Болгария, Словакия и Словения, а также и бывшие советские республики Прибалтики 17. Именно тогда - в свете согласия Румынии разместить на своей территории натовские а фактически американские военные базы и системы так называемого ЕвроПРО - Приднестровье стало предметом внимания США. С 1995 года между Молдовой и США установились регулярные двусторонние контакты в военной сфере. Тогда же военные ведомства двух стран подписали «Меморандум о военном сотрудничестве»18. Однако нейтральный статус Молдовы, который провозглашен в ст. Она, в частности, запрещает размещение на территории республики вооруженных сил других государств19. А поскольку Молдова продолжает настаивать на распространении своей юрисдикции на территорию Приднестровья, это положение де-юре распространяется и на проблему разрешения Приднестровского конфликта, на который, с позиции молдавского руководства, распространяется и нейтралитет РМ. Стратегия Евросоюза Последнее время не менее активно развиваются отношения РМ с Евросоюзом ЕС , и здесь можно выделить несколько ключевых моментов. В 2019 году этой инициативе исполнилось десять лет, ее механизмы были запущены ЕС после его очередного расширения в мае 2004 года. В-третьих, предоставление с апреля 2014 года гражданам РМ, имеющим биометрические паспорта, возможности беспрепятственного въезда в Шенгенскую зону. В-четвертых, начало работы с 2005 года Миссии ЕС по содействию пограничному контролю в Республике Молдова и Украине EUBAM , в задачу которой входит помощь в урегулировании ситуации на общей границе и поддержка конкретных шагов по разрешению конфликта вокруг Приднестровья20. Необходимо отметить, что до 2002 года ЕС непосредственно не был задействован в механизме урегулирования конфликта в Приднестровье. В качестве примера можно сослаться на вступившее в силу в июле 1998 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было заключено между ЕС и РМ. В этом соглашении приднестровская тема не затрагивалась вовсе, не считая оговорки о поддержке официальным Брюсселем территориальной целостности Молдовы21. Со временем ЕС активизировал свою деятельность на приднестровском направлении. Одним из первых шагов стал запрет с 27 февраля 2003 года поездок представителей приднестровского руководства на территорию государств Евросоюза. В августе 2004 года перечень руководителей ПМР, на которых распространяются подобные санкции, был расширен22. Сам этот формат себя не оправдал: он не только не решил проблему Приднестровского конфликта, но и, по сути, даже не пытался этого сделать. Что касается программы ЕС «Восточное партнерство», то ее рамки вообще не затрагивали и не затрагивают проблему приднестровского урегулирования. Важно отметить, что активизация деятельности ЕС вокруг проблемы Приднестровья была воспринята руководством России как проявление явного стремления нарушить своеобразный статус-кво в зоне конфликта, втянуть Молдавию и ПМР в зону влияния евроатлантических структур. И ответом на все эти инициативы тогда явился «Меморандум Козака». Но ЕС попытался в этой ситуации использовать события в соседней Украине. Там, как известно, в начале 2005 года к власти пришло новое руководство во главе с Президентом В. Ющенко, которое ориентировалось на евроатлантические структуры. Этот фактор был использован ЕС для усиления экономического и политического давления на Приднестровье. Развернутая в ноябре 2005 года миссия ЕС по приграничной помощи Молдавии и Украине была наделена правом не только посещать любые объекты на украинско-молдавской границе, но и изучать таможенные документы, а также требовать их изменения. Под давлением ЕС с марта 2006 года Украина перестала принимать таможенные декларации ПМР, что фактически парализовало экспорт из Приднестровья. Итогом всех этих действий стала определенная стагнация в разрешении Приднестровского конфликта, а сама непризнанная республика сделала еще больший крен в сторону России. Одной из попыток ЕС вновь взять под контроль процесс урегулирования конфликта в Приднестровье стала так называемая Мезебергская инициатива, названная так по итогам переговоров в июне 2010 года в немецком городе Мезеберг канцлера ФРГ А. Меркель и Д. Была достигнута договоренность об ускорении разрешения Приднестровского конфликта24 и подписан меморандум, который предусматривал создание Комитета Россия - ЕС. Главным значением Мезебергской инициативы стало возобновление после шестилетнего перерыва переговорного процесса. Однако каких-то видимых подвижек в решении проблемы ПМР и на этот раз достичь не удалось, поскольку слишком очевидными являлись различия в позициях России и ЕС относительно путей урегулирования конфликта. Тем не менее проблема Приднестровья продолжает оставаться в центре внимания ЕС. В ноябре 2018 года делегация Евросоюза во главе с П. Кроме того, обсуждались вопросы взаимодействия ЕС и ПМР в сфере экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Ранее Генеральная Ассамблея ООН на заседании 22 июня 2018 года уже принимала проект резолюции о выводе российских войск с территории Приднестровья, которую подготовил Кишинев. Тогда ее поддержали 64 государства, 14 выступили против, а 83 страны воздержались. В российском МИД этот документ тогда назвали «провокационным»25. Манакову дали возможность выступить на 41-й сессии по правам человека в Женеве в июле 2019 года. Основная идея его речи сводилась к тому, что власти Молдовы нарушают права граждан ПМР в области передвижения, личной безопасности и неприкосновенности.
Очень точное слово — привилегия, не каждому ее даруют, надо еще заслужить. Майя Санду и ее команда старается заслужить. Молдавия объявила, что денонсирует десятки соглашений в рамках СНГ. То есть порвет с Содружеством. Как разъяснили в МИДе, это займет какое-то время, чтобы найти аргументы для подобных действий. Хотя чего тут аргументировать — все и так все поняли, молдавскую элиту поманили привилегией рядом постоять. За последнюю неделю Кишинев серьезно обострил ситуацию в регионе: в стране приняли «Закон о сепаратизме», по которому могут посадить любого политика из Приднестровья. Затем новый премьер-министр страны Дорин Речан заявил, что надо демилитаризировать Приднестровье, и убрать оттуда российских миротворцев. И наконец все это было приправлено жирным соусом конспирологии, Владимир Зеленский передал в Кишинев якобы планы России по организации переворота в Молдавии. И предложил помочь остановить «русскую угрозу».
Что происходит в Приднестровье и зачем Украина пытается разжечь новый конфликт с Россией
Приднестровье – последние новости | Актуальные новости Приднестровья: события, политика, культура, экономика. Следите за развитием нашего региона на сайте Новости Приднестровья. |
Подготовка Молдавии к аннексии: Что будет с Приднестровьем и почему готовится война с Россией | последние известия. |
Новости Приднестровья сегодня | Конфликт между Приднестровьем и Молдавией начался тоже с ожесточенной борьбы с русским языком на территории, где преимущественно проживает русскоязычное население. |
Приднестровье обратилось к Совфеду и Госдуме с просьбой о защите от давления Молдавии | При этом конфликт между Приднестровьем и Молдавией не обходит стороной и НАТО. |
Эксперт оценил слова Лаврова: для Приднестровья включили режим «разморозки» конфликта
В Приднестровье понимают, что приход украинских, а затем и молдавских нацистов будет означать физическое уничтожение отдельных людей и целых семей. Украина планирует развязать конфликт в ответ на якобы наступление российских войск с территории Приднестровья. резюмировал эксперт. Песков: ситуация в Приднестровье далека от спокойной. Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова.
Приднестровский конфликт. Как все начиналось?
- Обострение ситуации в Приднестровье после начала СВО
- «Провоенные нарративы»
- Новости Молдавии и Приднестровья сегодня на
- Заноза в спине ЕС
- Приднестровский конфликт. Как все начиналось?
- Почему Приднестровье обратилось за помощью к России и что это значит?
Как будут развиваться события в Приднестровье
Как уточнила политик, срыв вооруженной провокации стал возможным благодаря озвученной ей ранее информации на специальном брифинге 24 марта. Тем не менее, по словам депутата, намерение официального Кишинева вовлечь Молдавию в конфликт остается в силе. Мы будем продолжать прилагать все усилия, чтобы воспрепятствовать этому разрушительному намерению президента Молдавии Майи Санду и премьера Дорина Речана.
Додон и В. Красносельский, эта позиция молдавского руководства остается неизменной7. Российский фактор процесса Проблемным остается вопрос и о присутствии в широком смысле России в Приднестровье.
С определенной долей условности здесь можно выделить несколько сегментов. Во-первых, военное присутствие. Местное население в целом согласно с тем, что Россия продолжает оставаться главным гарантом безопасности в регионе; это присутствие поддерживается и руководством ПМР. Во-вторых, политическое присутствие. Оно выглядит более проблемным в связи с тем, что не налажен механизм постоянных политических контактов и консультаций между двумя сторонами.
Однако это отчасти компенсируется достаточно регулярными переговорами на уровне парламентских делегаций и наличием должности спецпредставителя Президента РФ по торгово-экономическим отношениям с Молдовой с июля 2018 г. Козак , которая появилась взамен упраздненной должности спецпредставителя Президента РФ по Приднестровью. В-третьих, социально-экономическое присутствие является крайне несбалансированным. Важным шагом, с одной стороны, стало решение о выплате российских пенсий приднестровским пенсионерам, правда не всем, а только гражданам России, постоянно проживающим на территории Приднестровья. Но при этом в Приднестровье практически не реализуются какие бы то ни было серьезные инвестиционные проекты, за исключением деятельности российского инвестора «Интер РАО», который владеет Молдавской ГРЭС, осуществляет поставки электроэнергии главным образом на молдавский рынок, но при этом активно работает и в Приднестровье.
В целом же российский бизнес, несмотря на крайне либеральное по отношению к иностранным инвесторам законодательство Приднестровья, не спешит развивать свою активность в этой непризнанной республике. В-четвертых, гуманитарное сотрудничество достаточно активно развивается, на регулярной основе проводятся конкурсы, олимпиады, научные конференции, семинары и т. Но возникает большой вопрос: достаточно ли этого для маленькой республики, зажатой между ориентирующимися на США и ЕС Молдовой и Украиной? Ведется ли активная работа по линии соответствующих российских ведомств, например Россотрудничества и др.? В-пятых, оставляет желать лучшего институциональное сотрудничество, то есть постоянное взаимодействие российских и приднестровских профильных органов.
В ПМР работают несколько пунктов выездного консульского обслуживания, общественные приемные отдельных депутатов Госдумы, но отсутствуют полноценные консульские учреждения, нет генерального консульства, так и не было создано «Бюро специального представителя Президента России по Приднестровью» о его создании в свое время заявлял Д. Рогозин, занимавший эту должность в 2012-2018 гг. Нет аккредитованных в России специальных центров, которые могли бы контролировать поставки в Россию приднестровской продукции. Все это позволяет сделать вывод, что России необходимо в будущем более детально проработать свою политику по Приднестровью, чтобы избежать подобных пробелов9. Это еще раз подтверждает тот факт, что большая часть международного сообщества поддерживает позицию Молдавии, о которой уже говорилось выше.
Против данной позиции выступает не только Россия, но и МИД ПМР, который сразу же напомнил, что присутствие в зоне конфликта российских миротворцев закреплено соглашением 1992 года10. Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, которое было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентами РФ Б. Ельциным и РМ М. Главным достижением этого соглашения явились договоренность о прекращении огня в зоне конфликта и обязательство РФ и РМ поддерживать это положение11. Не удалось реализовать, как уже отмечалось выше, и «Меморандум Козака»: с одной стороны, это произошло из-за противодействия Запада, с другой - по причине нежелания властей Молдовы сохранить присутствие в Приднестровье российских миротворцев.
Тогда был подготовлен визит В. Путина в Кишинев, но в последний момент, явно поддавшись давлению со стороны Запада, Президент Молдовы В. Воронин отказался от подписания «Меморандума». Новое пришествие Д. Козака в процесс разрешения данной проблемы состоялось 11 июля 2018 года, когда, согласно Указу Президента РФ, он был назначен специальным представителем президента по развитию торгово-экономических отношений с РМ12, что рассматривалось как возврат к «Меморандуму Козака» 2003 года.
Козак действительно развил бурную деятельность. Так, только в июне 2019 года он дважды посещал столицу Молдовы Кишинев, и его визиты в какой-то мере изменили расклад политических сил в стране. В частности, Д. Козак встретился не только с представителями традиционно считающейся пророссийской Партии социалистов Республики Молдова ПСРМ , лидером которой является Президент страны И. Додон, но и с представителями явно стоящего на прозападных позициях блока «ACUM» «Сейчас» , объединяющего партии «Платформа «Достоинство и правда» и «Действие и солидарность», которые стоят на правых позициях.
В основном на базе этих объединений в РМ было создано правительство во главе с М. Санду в ноябре 2019 г. Плахотнюка, которого за глаза называли «хозяином Молдовы» и который долгое время возглавлял одну из наиболее влиятельных политических сил в стране - Демократическую партию СМИ даже писали, что бежал В. Плахотнюк весьма своеобразным способом - через неконтролируемое официальным Кишиневом Приднестровье в Одессу, а потом в неизвестном направлении. Осознавая важность и значимость контактов с Россией, ее роли в урегулировании конфликта в Приднестровье, руководство ПМР придает большое значение контактам с парламентариями РФ по вопросам урегулирования конфликта.
В январе 2018 года президент ПМР В. Красносельский и министр иностранных дел В. Косачевым, в ходе которой были также обсуждены перспективы экономических связей13. Что касается последних, то соответствующий указ о выдаче жителям этих непризнанных республик паспортов в упрощенном порядке в конце апреля 2019 года подписал Президент РФ14. В Приднестровье же выдача российских паспортов началась задолго до того, как это стали делать в других непризнанных республиках постсоветского пространства.
Обратиться в адрес Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с призывом повлиять на руководство Молдовы с целью возвращения к адекватному диалогу в рамках международного переговорного процесса и обеспечить условия для цивилизованного урегулирования конфликта. Принять обращение в адрес Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств с призывом к недопущению эскалации на Днестре. Принять обращение в адрес парламента Европейского союза с просьбой приложить усилия для предотвращения давления Молдовы и нарушения прав и свобод приднестровцев.
Принять обращение в адрес Международного комитета Красного Креста с призывом обеспечить условия для обеспечения социально-гуманитарных прав, интересов и неотъемлемых свобод всех жителей Приднестровья. В заседании 28 февраля приняли участие около 650 делегатов, представляющих парламент, городские, районные и сельские советы, а также депутаты, которые в 1990 году основали республику. Владимир Путин не планирует публичных мероприятий до Послания парламенту Съезд депутатов всех уровней за 34 года существования Приднестровья собирается в седьмой раз.
Нельзя исключать, что вопрос Приднестровья попытаются решить военным путём. Для этого создана благоприятная почва. Во-первых, Приднестровье считается частью Молдавии, а во-вторых, в Молдавии принят закон, позволяющий румынский войскам заходить на территорию страны. Вероятность этого весьма высока. Думаю, что через некоторое время мы дойдём до Одессы и сможем помочь русским Приднестровья защитить себя, — заявил депутат Государственной думы Александр Бородай. Парламентарий напомнил, что Североатлантический альянс, не объявляя войну, уже ведёт её украинскими руками.
Сроки интеграции Игорь Додон в своей публикации не назвал чётких сроков объединения Молдавии и Румынии, однако дал понять, что процесс будет запущен после грядущей зимы. Он считает, что осень и зима будут холодными и голодными, что вызовет ещё больше недовольства в обществе, а, как мы помним, именно такая реакция, по мнению экс-президента, нужна властям двух стран. Подтолкнуть к интеграции может спецоперация. Тему приближения российских войск поднимал экс-премьер Молдавии Юрий Лянкэ. Нельзя не сказать, что Лянкэ — обладатель гражданства Румынии и даже больше: он баллотировался в румынский сенат.