Краткий анализ стихотворения Пастернака «Февраль» потребуется для написания тематического школьного сочинения. III Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» Пастернака 3 вариант. Краткий анализ стиха «Февраль» Б. Пастернак Вариант 1 Стихотворение «Февраль. Краткий анализ стихотворения Пастернака «Февраль» потребуется для написания тематического школьного сочинения. Главная» Статьи» Анализ Стихотворения» Пастернак.
Февраль достать чернил и плакать история создания. «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
Во второй строфе герой погружается мечты, а в третьей показывает состояние тоскливости. Четвёртый катрен показывает важность грусти для создания стихотворений. Жанр Борис Пастернак был мастером пейзажа. Однако анализируемое стихотворение больше тяготеет к философской лирике.
Четвертая строфа, как возврат в город и «реальность» выделена еще и сменой грамматического времени — вместо будущего возвращается вновь настоящее. В то же время все описываемые в стихотворении явления связываются в единую цветовую, звуковую и эмоциональную картину. Внешний мир и творчество объединяются черным цветом — чернил, весны, уподобленных обугленным грушам грачей, криков весны. Лишь в конце стихотворения появляется второй цвет синий — сотворенной песни. Проявления эмоционального состояния пишущего — слезы, навзрыд — также соответствует окружающему миру — с горем слез, грустью, — и ливнем, который, видимо, в силу своего подобия влага слезам и чернилам способен сличать их соответствие — сличить чернила с горем. Влага также объединяет все проявления воздействия весны на природу, город и поэта — чернила, слезы, слякоть, ливень, вода весенних криков. Открывающиеся поэтическому пониманию в февральском городе предвестия весны — приближающегося обновления, возрождения природы, мира, жизни, соотносится с благовестом — колокольным звоном, который весной, скорее всего, напоминает о приближающемся празднике воскресения Христа. Звуки города громкие — грохот, благовест, клик, крики, при чем употребление почти всех этих слов достаточно нестандартно — грохочущей оказывается слякоть — слово воспринимающееся как «не поэтичное» и во всяком не связанное ни с какими сильными звуками, а клик, наоборот, традиционно поэтическое слово, но привычно оно применимо в сочетании с благозвучными источниками звука «весной при кликах лебединых» , здесь же оно то и обозначает резкие звуки колес, к которым судя по синтаксической конструкции предложения может в качестве своеобразной метафоры относится и благовест колеса грохочущие по городским мостовым сообщают в пастернаковском стихотворении о приближающемся весеннем обновлении, кличут — зовут весну. Наконец, криками изрыт город, то есть, вероятно звуки города то и дело прерываются криками, в то время как глагол изрыть естественней относится к тающему в феврале снегу. Этот перенос качеств и звуков с одного явления или предмета на другой, равно как и объединяющие самые разные явления чернота и грусть и влага весны — слякоть и слезы, творчества — навзрыд и чернила, самого поэта — плакать подчеркивает цельность, единство всего февральского города, поэта и окружающего мира. Взаимопроникновение всех явлений и предметов, при котором становится непонятно, кто или что порождает творчество, пишет стихи, владеет даром речи — поэт или идущая вокруг него жизнь, является едва ли не главной характерной чертой поэзии и прозы Пастернака. Эта черта проявляется и в грамматической структуре стихотворения. Рассмотрим применение наклонений, залогов и времен глаголов на протяжении четырех строф. Определенная пассивность поэта в мире, где ему диктуется извне февралем, природой, окружающей жизнью то, что он должен делать, чувствовать и писать демонстрируется тем, что по отношению к себе он не применяет личные глагольные формы — стихотворение начинается с обращенных к нему четырех императивов или инфинитивов, сохраняющих значение долженствования — достать, плакать, писать и вновь достать, которые должны быть выполнены безотлагательно — в английском здесь был бы употреблен present continious — пока... Далее во второй строфе о поэте говорится в безличной страдательной конструкции да еще и в сослагательном наклонении — меня б везли. Глаголы в личных формах употребляются пять раз, в двух случаях несмотря на всю экспрессивность выражений слякоть... В этом стихотворении вполне и проявилась и свойственная поэзии Пастернака звукопись, — она строится здесь, прежде всего, на соединении и контрасте «резкого» Р и «мягкого, плавного» Л, — оба присутствуют в опорных словах-образах — февраль и чернила, а также в пролетке и проталинах. Рядом со словами, в которых есть только Д и нет Р почти обязательно рядом оказывается «Р-содержащее» слово — «мягкое» плакать быстро сменяется шумным навзрыд, слякоть оказывается грохочущей, благовест и клик колес как бы «прорезываются» или «пересекаются» предшествующим чрез. Отсутствием доминирующих согласных выделяется песнь, которой надлежит засинеть — то есть фонетически выделен главный содержательный финал «развязка» стихотворения. Отметим также, что в сочетании клик колес, по все видимости, анаграммирован колокол, физический источник благовеста. Эмоциональному настрою стихотворения соответствует и обилие гласных «у». Две редакции. Редакция 1928 года отличается рядом изменений внутреннего устройства текста практически на всех уровнях. В ней остается уже только черный цвет, вместе с романтически возвышенной песнью исчезает и традиционно романтическое таи из последней строки. На место сложной конструкции меня б везли ставится еще один императив инфинитив перенестись.
Под ней проталины чернеют, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Краткое содержание А. Февральское утро. По мнению лирического героя автора данный процесс принципиально отличается от весеннего упоения природой, когда стихотворцы буквально растворяются в эмоциях светлых и радостных чувств. Процесс вдохновения у лирического героя имеет абсолютно иное свойство: он мучителен и жесток. Вдохновение, охватившее его, требует активности, герою необходимо как можно скорее «достать чернил» и начать писать. Мы не увидим даже намёка на уютное и спокойное размышление лирического героя на волнующие его темы: у Пастернака герой всегда стремится к страстному порыву, к слиянию с бушующей в душе стихией вдохновения. Слёзы героя сродни дождевым каплям: они столь же стремительны, обильны и неуправляемы. Герой не способен самостоятельно прервать свой плач, пресечь вдохновение. Поэтому он пытается потушить «костёр» своего вдохновения потоком ливня. В результате чего в душе героя возникают красивые поэтические строки, рождаются яркие образы, пропитанные дождём и тоскливыми окриками «тысячи грачей». История создания Пастернак написал эти замечательные стихотворные строки в 1912 г. Первая публикация случилась спустя год: в 1913 г. Помимо того, что произведению выпала счастливая судьба, у него весьма любопытная история создания. Пастернак выделял данное стихотворение среди прочих, любил его, и часто к нему возвращался: к примеру, основа произведения переделывалась им дважды — в 1928 г. Автор постоянно дорабатывал его с тем, чтобы максимально точно донести до читателей чувство сиюминутности, возникающее при порыве поэтического вдохновения. В 1945 г. Поэт решил, что именно в первоначальном варианте максимально полно переданы внутренняя и внешняя стороны реальности в момент вдохновения. Жанр, направление, размер Данное лирическое произведение представляет микст, объединяющий в себе черты пейзажной и философской лирики. Поэтому в нём одновременно представлено два плана: внешний план повествует о природе и человеке, а внутренний план — о тайнах зарождения вдохновения, пробуждении поэзии.
Своеобразие лирического героя поэзии Б. Признаком подлинного художника поэт считает скромность, презрение к славе, вечное Своеобразие лирического героя поэзии Б. Пастернака I. Пастернака «Про эти стихи» Среди поэтов прошлого столетия Б. Пастернак выделяется довольно редкостным свойством — даром поистине неиссякаемой радости, которая после всех разочарований и Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных — тяжелый крест» Борис Пастернак — человек сложной судьбы. Обладая незаурядным талантом, он не был понят и принят своей страной. Борис Пастернак не Рейтинг сочинений Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO г Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый или серый в порошкообразном виде парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой. Роль частей речи в художественном произведении Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье. Достать чернил и плакать». Анализ стихотворения Творчество Бориса Пастернака занимает особое место в русской литературе двадцатого столетия. Его знаменитые строки многие знают наизусть, цитируют с легкостью и удовольствием. Большой популярностью пользуется бессмертное «Февраль. Анализ стихотворения позволяет окунуться в мир глубоких личностных переживаний поэта, почувствовать особенную мелодику его строк. Он дает возможность увидеть целостную картину действительности, в которой человек является неотъемлемой частью природы. В данной статье приведен анализ стихотворения «Февраль. Текст будет полезен учащимся старших классов и всем, кто интересуется литературой. Достать чернил и плакать»: анализ Кратко можно охарактеризовать тему стихотворения как некое предчувствие наступающих перемен. Произведение раскрывает сущность естественного сезонного процесса и целиком посвящено природе. Лирический герой наблюдает протекание зимнего времени со стороны: восторгается причудливостью февраля, с радостью ждет приближения весны. Тема стихотворения заключается в особенном необыкновенном понимании, что человек является частью великого целого, он способен чувствовать окружающий мир и эмоционально зависим от состояния природы. Композиция Очень красивое стихотворение - «Февраль.
Февраль, достать чернил и плакать. Анализ стихотворения Пастернака
История создания, жанр, направление, темы, образы, символы, настроение, основная мысль стихотворения Пастернака «Февраль», средства выразительности с примерами. Главная» Новости» Февраль пастернак анализ. Так, нак описывает свободу сложения стихов – свободу творческого вдохновения. Анализ стихотворений. Пастернак Б.Л.
Февраль достать чернил и плакать история создания. «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
Анализ стихотворений. Пастернак Б.Л. Результаты исследовательского проекта на тему "Поэтика и анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль. Одним из наиболее ярких стихотворений раннего периода творчества Бориса Пастернака можно назвать произведение «Февраль.
«Февраль. Достать чернил и плакать!»: строки от нобелевского лауреата
Стоит один раз прочитать и каждый февраль уж в голове оно вертится. А вам нравится поэзия Пастернака? Некая чуткость языка, ясность, искренность. Очень сильные вещи писали. И правда, каждый дождливый февраль теперь буду вспоминать: Хотя эта зима нас и правда порадовала снегом и морозами. Но и грачи уже в феврале к нам прилетели, хоть и снег лежал. Владимир Ц. Как за упокой норовят, звуки казалось заздравны, далеки обряд и наряд, раз нередко от правды,- возраста дух, пусть не признавая, музыкой узнавания занят, да того лишь ведь выбирает,- Божество Поэзии Его Высочеством, у кого не преобладает, чувство самосохранения над творчеством. Блажен, кто чужд небес, тоски пустой по ним не зная, благоволит к нему и Бес, коль Богу он, что тварь простая,- Поэта же кому печать, тому раз мучась расточать, недр и руин слеза и сплав, страданья достояньем став,- среди ведь тленного земного, звуком вечности сродни, не зря Поэт на склоне Слова, горем вскормленный родник. Бывает коль же поражена, вдруг даже действительность, когда на ужас осуждена, Поэзии искренность,- пока дает, таясь за форсом строф и фраз, увы, нередко боль мелодиям окрас,- точно с гор журчащийся ручей, обречен поэтический звук, к отреченности речных речей, течь со снежных вершин мук.
Да как заглядывают звезды, из-за туч украдкой, в заблудившийся вдруг в падших листьях сад,- пускай заглядывают в бездну, и сердца с опаской, ожидая всё же от небес наград,- но в песке судьбы кто же прочтет, его смоловшую волну, коль тепло для пепла лишь почет, опять не воспылать ему. В стихах находим или не находим же, лишь то, что ищем, да в них еще порою ведь находится, и что почище,- на жажду содержания похожий, что с формой лишь свяжись, раз одинаково зов Божий, ведет художника и жизнь,- писал и жизнь свою, не умея иного, тем же он слогом, но всё же счастья хотел земного, будучи Богом. Что вдруг зима незаметно, власть над миром возьмет, да всё равно неприметно, свой черед весна ждет,- хоть настигает пусть печальность, но чем случайней, тем верней,- цвети и излучайся же случайность, крепясь терпением корней!
Мне кажется, этим приемом автор усиливает смешение чувств в своей душе, еще раз подчеркивает идею о творческом порыве.
Лирическому герою хочется перенестись туда, «где ливень еще шумней чернил и слез». Развернутую метафору использует поэт, чтобы и в ней перемешать природу и человека. Метонимия «шумней чернил» говорит о том, что все наполнено звуками: природный шум дождя, шуршание чернильного пера поэта и слезы — верный признак жизни, выражение чувств. Так, вторая строфа наполнена различными звуками, и именно через них происходит стихийное слияние природы, состояния души человека и творчества.
Звуки второй строфы перерастают в образы грачей и весенних луж. И снова тесно переплелись природа и человеческая душа: Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Грачи, которых автор сравнивает с обугленными грушами, — это признак весны. Туда стремится его душа.
Ведь грусть обычно ассоциируется со слезами, но у Пастернака она сухая, может быть, без слез. Но лирический герой жаждет этой грусти, этих эмоций. А как же приятно грустить без слез, когда вокруг шумит весна. Пастернак умело и незаметно подводит читателя к главной теме стихотворения — единство природы и души человека.
И в этом благодатном союзе, как колокольный звон, рождаются стихи. Об этом уже прямо говорит Пастернак в последних строках «Февраля», и в них сосредоточена основная мысль стихотворения: И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Вот она, стихийность рождения стихов. Последние две строчки — итог всего стихотворения.
Ради случайного рождения стихов стоит пронестись через благовест и крики колес, исчезнуть под звуки дождя и пропустить через себя стаю сорвавшихся грачей. Интересной кажется и еще одна метафора: Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт… Это под душой изрыт ветер криками и чернеют проталины. Создается впечатление, что душа возносится вверх над землей, над весной. Но это не возвышение человека над природой, а единение, ведь в воздухе, вдали от черной весенней грязи, легче дается воссоединение природы и человека.
Развернутые метафоры — далеко не единственное средство художественной выразительности стихотворения, хотя и основное. Эпитеты «сухая грусть», «черная весна», «грохочущая слякоть» эмоционально и красочно передают идею стихотворения о том, что душа человека следует за природой, стремится в небо. Активное участие в создании образов участвуют цветопись и звукопись.
Вместо спокойного и уютного размышления в кабинете лирический герой испытывает страстный порыв слиться воедино с бушующей стихией. Его слезы подобны каплям дождя, они так же стремительны и обильны. Не в силах прервать свой плач, автор пытается заглушить его ливнем. В результате в его душе рождаются удивительные строки, насквозь пропитанные дождем и печальными криками «тысячи грачей».
Произведение имеет кольцевую композицию благодаря повторяющемуся в начале и в конце выразительному слову «навзрыд». Оно полностью передает настроение лирического героя. Особое значение имеет черный цвет, он связывает человека с природой «чернила» — «весною черною» — «чернеют». При этом черный цвет теряет свой традиционный негативный смысл. Пастернак использует неожиданные эпитеты «грохочущая слякоть», «сухую грусть» , яркие метафоры «дно очей».
Предчувствие весны рождает в душе поэта непреодолимую жажду творчества, связанную с огромным нервным напряжением. Сладко-тревожное ожидание грядущих перемен вызывает душевное беспокойство и сумятицу. Намерение налить вина и писать стихи в тиши кабинета сменяется неожиданным порывом — вырваться из этих стен навстречу зарождающейся весне, ветру перемен и очищающему душу ливню. Процесс пробуждения природы стимулирует изменение души поэта. Ведь слёзы — это признак, что душа жива, что она способна гореть ярким пламенем чувств. Достигая единения своего внутреннего мира с миром природы, лирический герой будто стремится набрать новых сил для творческого полёта души. Стихотворение по праву считается одним из лучших в творческом наследии Бориса Пастернака. Несмотря на то что написано оно в самом начале поэтического пути, его отличают красота формы, изящество стиля и оригинальность выразительных средств, что свидетельствует о творческой зрелости молодого автора и производит на читателей неизгладимое впечатление. Автор статьи Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы. Задать вопрос.
Анализ стихотворения «Февраль» (Б.Л. Пастернак)
Его знаменитые строки многие знают наизусть, цитируют с легкостью и удовольствием. Большой популярностью пользуется бессмертное «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ стихотворения позволяет окунуться в мир глубоких личностных переживаний поэта, почувствовать особенную мелодику его строк. Он дает возможность увидеть целостную картину действительности, в которой человек является неотъемлемой частью природы. В данной статье приведен анализ стихотворения «Февраль. Текст будет полезен учащимся старших классов и всем, кто интересуется литературой. Достать чернил и плакать»: анализ Кратко можно охарактеризовать тему стихотворения как некое предчувствие наступающих перемен.
Произведение раскрывает сущность естественного сезонного процесса и целиком посвящено природе. Лирический герой наблюдает протекание зимнего времени со стороны: восторгается причудливостью февраля, с радостью ждет приближения весны. Тема стихотворения заключается в особенном необыкновенном понимании, что человек является частью великого целого, он способен чувствовать окружающий мир и эмоционально зависим от состояния природы. Композиция Очень красивое стихотворение - «Февраль. Анализ его помогает осмыслить суть и не потерять главного. Лирическое произведение состоит из четырех строф, каждая из которых последовательно раскрывает смысловую нагрузку.
Определите способ рифмовки.
Подтверждают ли рифмы тезис урока. Проследите звуковую организацию стихотворения. В результате работы появляются следующие наблюдения. Стихотворение написано Я4. В ритмической структуре выделяется 15 стих с двумя пропусками ударений — ПЯПЯ И чем случайней, тем вернее , отличающийся неопределенностью значения. Здесь наблюдается движение от человеческого мира Писать о феврале навзрыд , через зарождение идеи двойственности в 6 стихе Чрез благовест, чрез клик колес , к финалу, обретающему обобщенность Слагаются стихи навзрыд. Повтор в начале и в конце стихотворения оказывается качественно другим.
Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд — горит, изрыт — навзрыд и др. В рифменной организации представляет интерес то, что рифмы между собой тоже составляют семантическую двойственность относятся к миру природы и к миру человека. Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих ч, з, щ, ш, ж , разные варианты сочетаний со звуком Р ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри , все они подготавливают конечное навзрыд. Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными. Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне. По Словарям проследить значение слов февраль, Водолей, благовест, благовещение. Дать интерпретацию этих слов в контексте стихотворения.
Создают ли данные слова единое подтекстовое символическое поле? Наблюдения : Благовест — это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. В нем тоже можно усмотреть двойственность, так как его звон соединяет небо и землю. Также в нем улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении ею Иисуса Христа. Рождение Иисуса связано с двойственностью отцовства: наличием отца земного — Иосифа и отца божественного. Двойственность в рождении поэзии близка двойственности в рождении Иисуса Христа. Февраль — месяц очищения.
В античности был связан с магией плодородия.
Итак, сегодня мы с вами попытаемся доказать, что формальная организация стихотворения осуществляется таким образом, что она уже несет в себе идею двойственности на всех уровнях ритмика, звук, лексика, синтаксис, композиция, образная система. Исследовательская работа в группах. Определите, каким размером написано стихотворение. Воспроизведите ритмический рисунок текста. Выпишите из стихотворения рифмопары.
Определите способ рифмовки. Подтверждают ли рифмы тезис урока. Проследите звуковую организацию стихотворения. В результате работы появляются следующие наблюдения. Стихотворение написано Я4. В ритмической структуре выделяется 15 стих с двумя пропусками ударений — ПЯПЯ И чем случайней, тем вернее , отличающийся неопределенностью значения.
Здесь наблюдается движение от человеческого мира Писать о феврале навзрыд , через зарождение идеи двойственности в 6 стихе Чрез благовест, чрез клик колес , к финалу, обретающему обобщенность Слагаются стихи навзрыд. Повтор в начале и в конце стихотворения оказывается качественно другим. Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд — горит, изрыт — навзрыд и др. В рифменной организации представляет интерес то, что рифмы между собой тоже составляют семантическую двойственность относятся к миру природы и к миру человека. Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих ч, з, щ, ш, ж , разные варианты сочетаний со звуком Р ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри , все они подготавливают конечное навзрыд. Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными.
Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне. По Словарям проследить значение слов февраль, Водолей, благовест, благовещение. Дать интерпретацию этих слов в контексте стихотворения. Создают ли данные слова единое подтекстовое символическое поле? Наблюдения: Благовест — это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. В нем тоже можно усмотреть двойственность, так как его звон соединяет небо и землю.
Также в нем улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении ею Иисуса Христа. Рождение Иисуса связано с двойственностью отцовства: наличием отца земного — Иосифа и отца божественного. Двойственность в рождении поэзии близка двойственности в рождении Иисуса Христа. Февраль — месяц очищения.
Картины природы у поэта приведены для подтверждения своих мыслей о творчестве и вдохновении. В период раннего стихотворчества у поэта переплетаются символизм с футуризмом. Рассматриваемое стихотворение — это символистическое произведение, в нём много образов-символов. Размер в стихотворении — четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, женская и мужская рифмы в тексте чередуются. Пастернак открыто общается со своими читателями, поэтому его речь должна быть предельно проста.
Этому способствуют неточные рифмы. Композиция В стихотворении 4 катрена. Композиция кольцевая, текст построен таким образом, что новая стихотворная строка «цепляется» с предыдущим словом. Содержание соответствует строфам стихотворения: В первой из них говорится о последнем зимнем месяце, о том, как человек переживает близкий уход зимы. Вторая строфа — мечты, создание поэтического произведения. Третья строфа более детальна, она тоскливая. Четвёртая строфа помогает понять, как слагаются стихи. Композицию начинает и завершает фраза о сложении произведений «навзрыд». Образы и символы Как и во многих стихах Пастернака образы поэта и лирического героя совпадают, это одно и то же лицо.
Их объединяет вдохновение смены сезона. Слякоть, ливень, грусть с описанными проталинами вдохновляют героев приближающейся весной. А теперь о пастернаковских образах: Февраль — главный образ в стихотворении. Все другие образы являются второстепенными, помогающими для раскрытия основного образа.
Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать!
Главная» Новости» Анализ стихотворения февраль достать чернил и плакать пастернак. 541. Анализ стихотворения Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать. Анализ стихотворения позволяет окунуться в мир глубоких личностных переживаний поэта, почувствовать особенную мелодику его строк. Главная» Новости» Анализ стихотворения февраль достать чернил и плакать пастернак.
Вы точно человек?
Анализ стихотворения Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!.. Небольшое стихотворение является ярким образчиком пейзажной лирики, но отражает и явное увлечение поэта идеями символизма чернила — символ поэтического творчества и футуризма неточная рифма. Оно наполнено такими средствами художественной выразительности: контекстными синонимами — «плакать», «писать навзрыд»; эпитетами — «грохочущая слякоть», «черная весна», «сухая грусть»; олицетворениями — «ветер изрыт» и «слякоть горит» одновременно является оксюмороном , которые позволяют характеризовать явления природы с совершенно неожиданной стороны; метафорами — «горит весной, обрушат грусть», «дно очей», «изрыт криками»; сравнением — «тысячи грачей, как обугленные груши». Архаизмы «клик», «очи», усеченный предлог «чрез» придают речи оттенок высокого стиля. Оборотом «ветер криками изрыт» автор читателю дает понять, что ветер принял множество обращений, криков — громких жалоб. Используя предлог под, поэт подчеркивает, что проталины как символ весны и возрождения находятся под грустью — то есть, осушить слезы возможно, избавившись от нее, убрав ее, как предмет.
Чернеющие проталины символизируют единение лирического героя с природой, его настроения — с состоянием окружающей его действительности. Чёрный цвет — символ возрождения природы. А вместе с ней и поэта. Необычные образы В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать» Пастернак использует оригинальные образы, эпитеты и метафоры — «грохочущая слякоть», «сухая грусть», «дно очей». А сравнение весенних грачей с обугленными грушами вносит явный диссонанс между выбранным образом и радостным, нетерпеливым ожиданием весны. Чтобы смягчить необычную остроту и яркость подобных символов, автор «разбавляет» их самыми обыденными, будничными деталями: «Достать пролётку. За шесть гривен». И тут же вновь использует необычное словосочетание — «чрез клик колёс». На этой самой обычной, ничем не примечательной пролётке герой проносится туда, где «ветер криками изрыт» — слиться с бушующей стихией, вырвавшись из тесных давящих стен, в погоне за вдохновением. Вдохновение — мучительное ощущение, которое наряду с желанием творить, вызывает слёзы, изливающиеся на бумагу поэтическими строчками. Но вместо спокойного писания стихов в тиши кабинета, мятущаяся душа поэта жаждет вырваться на волю, чтобы слиться в страстном творческом порыве с бурной стихией, смешать слёзы с потоками шумного ливня и уже там, слившись с природой, «слагать стихи навзрыд».
Пастернак открыто общается со своими читателями, поэтому его речь должна быть предельно проста. Этому способствуют неточные рифмы. Композиция В стихотворении 4 катрена. Композиция кольцевая, текст построен таким образом, что новая стихотворная строка «цепляется» с предыдущим словом. Содержание соответствует строфам стихотворения: В первой из них говорится о последнем зимнем месяце, о том, как человек переживает близкий уход зимы. Вторая строфа — мечты, создание поэтического произведения. Третья строфа более детальна, она тоскливая. Четвёртая строфа помогает понять, как слагаются стихи. Композицию начинает и завершает фраза о сложении произведений «навзрыд». Образы и символы Как и во многих стихах Пастернака образы поэта и лирического героя совпадают, это одно и то же лицо. Их объединяет вдохновение смены сезона. Слякоть, ливень, грусть с описанными проталинами вдохновляют героев приближающейся весной. А теперь о пастернаковских образах: Февраль — главный образ в стихотворении. Все другие образы являются второстепенными, помогающими для раскрытия основного образа. У Бориса Пастернака в стихах часто слышны самые разнообразные звуки. В «Феврале» это «слякоть», которая даже умеет грохотать, клики колёс, крики ветра, «благовест». Далее снова появляются образы, они интересны, метафоричны: «дно очей», «обугленные груши» и «сухая грусть». Все эти образы дают точную характеристику эмоциям, которые испытывает главный герой.
В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своё отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней — такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки. Композиция Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая ещё в феврале готовится к весне. С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы. Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль — это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну. Концовка произведения имеет ещё один мотив — это творчество. Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается.
Борис Пастернак — Февраль, Достать чернил и плакать: Стих
Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза — в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность. Тема Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своё отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней — такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки. Композиция Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части.
Эти изменения переполняют душу эмоциями, вызывают ощущения сопричастности происходящему вокруг. Именно поэтому мир окружающей действительности и мир чувств поэта оказываются созвучными, переплетенными в стихотворении. Так, в окончании первой строфы читатель явственно слышит перестук колес о мостовую "грохочущая слякоть" , видит черные прогалины земли и ощущает эмоции лирического героя с нетерпением ожидающего перемен "весною черною горит". Во второй строфе использована метонимия - сопоставление быстроты движения пролетки "чрез благовест... Для придания художественной выразительности автор использует метафору, называя грачей «обугленными грушами». Этот прием помогает передать своеобразие восприятия происходящего в мире лирическим героем и его отношение к происходящему. Например, видя, как птицы срываются с веток, поэт испытывает сильную грусть, которая обрушивается на него и приводит в смятение. Кроме темы ожидания весны в этом стихотворении раскрывается еще одна и тема творчества, Стих открывается словами: … Достать чернил и плакать, Писать о феврале навзрыд. Здесь мы видим стремление поэта писать, изливать свое видение мира на бумагу, писать много, ведь его буквально переполняют образы, стремящиеся выйти наружу. Для этого Б. Пастернак дважды использует наречие «навзрыд», которым начинается и заканчивается произведение.
Средства выразительности С деревьев тысяча грачей — гипербола, как обугленные груши — сравнение. Борис Пастернак для создания потрясающих воображение читателей образов применял разнообразие тропов. Также часто повторяется звук «р», задающий особую мелодику тексту.
Весна зарождается в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии. Чернила относятся к миру человека. Однокоренные с ним слова черною, чернеют , а также образы, содержащие в себе черный цвет, слякоть, обугленные груши, тысячи грачей — к миру природы. Символический ряд включает в себя комплекс идей: материнство - плодородие — тайна — смерть. Благодаря этой богатой символике черного цвета можно предполагать, что рождение поэзии — процесс, происходящий и в мире природы, и в мире человека. Между двумя мирами постоянны смысловые переклички. В кольце между начальным и конечным навзрыд, во тьме черного эти миры движутся, действуют, полные звуков и влаги. Здесь зарождается поэзия. Навзрыд Само понятие навзрыд тоже двойственно. Осуществление подобного процесса возможно только при одновременном участии голоса звука и слез из глаз воды : Навзрыд Изобразите в цвете свое впечатление от стихотворения. Сопоставьте пейзажные эпизоды стихотворения с картиной А. С одной стороны, в тексте очень много черного цвета. Причем в этом понятии присутствует некая двойственность: черный относится и к миру человека чернила и к миру природы весною черною горит, проталины чернеют, тысячи грачей, как обугленные груши. Но, несмотря на обилие черного цвета в стихотворении, произведение не выглядит мрачным. Цветовая картина текста — светлая. Если нарисовать стихотворение в цвете, то это будет плавный переход от ярко-синего цвета к розовому и зеленому. Презентация исследований. Экспертная группа дает полный анализ стихотворения. Подведение итогов урока. Домашнее задание: письменный анализ стихотворения Б. Достать чернил и плакать! Февраль, достать чернил и плакать. Анализ стихотворения Пастернака. Это стихотворение относится к ранней лирики Пастернака. Написанный в 1912 году, когда поэт увлекался символизмом. Пастернак участвовал в заседаниях кружка символистов под руководством Ф.