Новости кто стал первым в россии царем

Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем. Первым русским правителем, сменившим княжеский титул на царский, был Иван Грозный. Впоследствии ему суждено было стать первым царём династии, правившей Россией три века.

Как короновали русских царей?

К числу неудач эпохи Грозного следует отнести и 25-летнюю Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю, начатую с Ливонским орденом, а затем переросшую в войну с коалицией Польши-Литвы Речи Посполитой и Швеции. За первыми победоносными годами пошли поражения, вызванные необходимостью войны ещё на одном фронте — с крымскими татарами которые только 3 года из этих 25-ти оставляли Россию в покое. Сил для войны на два фронта у государства было явно недостаточно. И хотя войну нельзя считать проигранной, страну она истощила. Итак, неудачная Ливонская война, далеко не бесспорная опричнина. Что же положить на другую чашу весов? Положить можно многое.

Во-первых, завоевание Казанского и Астраханского ханств, которое обезопасило государство с востока и юго-востока и положило начало освоению Сибири поход Ермака. Сам Иван Грозный «как полководец отличался смелостью стратегических замыслов и решительностью, лично руководил войсками в Казанских походах, походе на Полоцк, в Ливонской войне», — так написано в авторитетном Военном энциклопедическом словаре 1984. Далее, при Грозном начали собираться первые земские соборы, которые состояли из боярской думы, церковного собора и депутатов от «земли» и которые принимали решения по важнейшим вопросам государственной жизни. При Грозном был издан свод законов «Судебник» , проведена исключительно грамотная реформа государственного управления, финансов и суда. Личные административные поручения были заменены устойчивыми государственными учреждениями с чётко обозначенными функциями — приказами предтечей министерств : тайных дел, посольским, пушкарским, стрелецким, казённым, челобитным и т. Получила стройную систему и организация местного управления.

Далее, при нём была проведена эффективная военная реформа, в том числе: впервые организовано регулярное войско с огнестрельным оружием, впервые был принят воинский устав, впервые военачальники назначались не по знатности рода, а по заслугам, впервые в мире артиллерия выделена в самостоятельный род войск, впервые в мире применена минно-подрывная подготовка при взятии крепостей, впервые создана централизованная система снабжения армии, впервые создано постоянное сторожевое войско погранохрана. Засечные черты пограничные укрепления с крепостями для отражения разбойничьих набегов крымских татар неуклонно передвигались к югу, а вместе с ними продвигалось на юг и земледельческое население. Наконец, при нём были открыты первые аптеки, изданы первые печатные книги, упрощена азбука. Впервые была создана государственная царская библиотека — крупнейшая в мире, каждый 50-й в стране был грамотным при Екатерине II — каждый 800-й. Сам Царь Иван был высокообразованным, очень начитанным человеком, обладавшим, к тому же, и литературным даром. Он любил музыку и сам сочинял церковные песнопения.

Вот только запрет на въезд еврейских купцов в Россию можно оценивать по-разному. На ходатайство польского короля Сигизмунда-Августа Царь ответил: «В свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал».

Серова, В. Сурикова и многих других. Церковное управление — Одобрено открытие Предсоборного присутствия 1905-1906 годы , затем Предсоборного совещания 1912 год , работа которых позволила в последствии провести Поместный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Однако во время царствования Николая II созыв Собора им откладывался по причине «нецелесообразности». Проявил себя как правитель средних способностей. Почитал себя в первую очередь кадровым офицером и лучше чувствовал себя в военной среде, чем среди штатских бюрократов.

В браке были рождены 5 детей. Обладал широким кругозором и прекрасной памятью, однако вместе с тем не имел необходимых качеств для комплексного восприятия и широкой оценки государственных и политических проблем. Увлекался охотой, фотографией и автомобилями, интересовался спортом.

Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий.

В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране. По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол.

Для того чтобы окончательно возродиться, Россия настоятельно нуждалась в легитимной власти. Ведь мало того, что Сигизмунд и Владислав отнюдь не отказались от своих притязаний, так обозначился ещё один претендент на российский трон — шведский король Карл IX хотел посадить на шею россиянам своего сына Карла Филиппа, а пока удовольствовался оккупацией Новгорода. Его вскоре ликвидировали, но оставался малолетний «ворёнок» — сын убитого ещё в декабре 1610-го Лжедмитрия III и знатной польской шляхтянки Марии Мнишек Иван. Поэтому в Москве был спешно собран Земский собор, для участия в котором съехались делегаты от всех русских земель, по разным оценкам от 700 до 1 500 человек, которым предстояло выбрать законного царя. На трон претендовали представители знатных боярских родов — и в январе 1613-го начались выборы. В какой-то момент выборный процесс зашёл в тупик — слишком много оказалось знатных претендентов и у каждого были свои сторонники, ратовавшие за своего избранника. Вельможи, желавшие царствовать, подкупали людей, «дающе и обещающе многие дары». Но большинство кандидатур вызвала неприятие — ведь некоторые знатные роды чересчур запятнали себя сотрудничеством с польскими оккупантами, а, например, спасителю Москвы Дмитрию Пожарскому, напротив, не хватило родовитости и влиятельности. Михаилу же Романову, также выдвинутому в числе кандидатов, в недостаток выставляли молодость и отсутствие достаточного жизненного опыта. Против него высказался даже собственный дядя Иван Никитич Романов — «князь Михайло Федорович ещё млад и не в полне разуме, кому державствовати? В поддержку Михаила выступили многочисленные казаки, освобождавшие Москву в составе второго ополчения. Мы хотим немедленно присягнуть царю, чтобы знать, кому мы служим и кто должен вознаграждать нас за службу». Историк Лев Гумилёв объясняет: «Казаки были настроены в пользу Михаила, поскольку его отец, друживший с тушинцами, не был врагом казачеству. Бояре помнили о том, что отец претендента из знатного боярского рода и к тому же двоюродный брат Фёдора Иоанновича, последнего царя из рода Ивана Калиты. Иерархи церкви высказались в поддержку Романова, так как его отец был монахом, причём в сане митрополита, а для дворян Романовы были хороши как противники опричнины». В конце концов на сторону Михаила стали склоняться и многие бояре, решившие, что смогут вертеть юным и неопытным государем по своему усмотрению. Решающее голосование состоялось 3 марта 1613 года — и Собор избрал Михаила на царство. Сам он находился в тот момент в Костроме. По преданию, мать, имевшая на Михаила большое влияние, пыталась отговорить его от царствования: напуганная судьбой предыдущих государей, она считала, что престол окажется для её сына гибельным. Но Михаил согласился и вскоре выехал в Москву. Прознав об избрании Михаила, поляки направили отряд для его пленения, однако самопожертвование крестьянина Ивана Сусанина отвело от юного самодержца эту угрозу. Новое правительство энергично взялось за борьбу с внешними и внутренними угрозами. Трёхлетнего «ворёнка Ивашку» повесили, что породило легенду о том, будто его мать Марина Мнишек в отчаянии прокляла род Романовых. После того как страна вновь обрела законного царя, война с захватчиками закипела с новой силой. В итоге через несколько лет польских и шведских интервентов удалось выдворить из государства, правда в заключённых с ними мирных договорах пришлось признать серьёзные территориальные потери. И наиболее чувствительной потерей стал Смоленск, героически отбивавшийся в течение нескольких лет и взятый поляками ввиду полного истощения сил его защитников. Вернувшийся в 1618-м после перемирия с поляками в Россию Филарет вскоре стал русским патриархом и разделил с сыном всю полноту власти — они считались соправителями и оба именовались государями. Россия получила необходимую передышку и начала быстро восстанавливаться после разорения, вновь накапливая силы. Новый монарх, который, по воспоминаниям современников, был отнюдь не глуп, душою радел о восстановлении державы. Скромный, богобоязненный и меланхоличный Михаил, который к тому же «скорбел ногами» до такой степени, что не мог самостоятельно передвигаться, по-настоящему беспокоился о своих подданных. Конечно, в течение первых пятнадцати лет царствования Михаила фактическим правителем был умный и энергичный Филарет… Итоги деятельности Уже во времена Михаила впервые была поставлена задача возвращения государству территорий, отторгнутых у него по итогам Смутного времени поляками и шведами. Зато царство быстро прирастало гигантскими территориями на востоке, в Сибири и экономически крепло. Руслан Скрынников отмечает: «Современники вспоминали царствование Михаила добрым словом.

Как короновали русских царей?

1-й царь династии Романовых. Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт. Первым титул царя официально принял, как известно, внук Ивана III, Иван IV (Грозный) в 1547 году. Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Новости Новости. Князь Дмитрий Пожарский не мог стать новым царём — слишком чистая репутация.

Первый Романов. Как царь Михаил Фёдорович царствовал, но не правил

Неизвестный художник. Портрет инокини Марфы Ксения Ивановна Шестова Спустя некоторое время Филарет наотрез отказался подписывать составленный поляками договор о передаче русского престола польскому королевичу, католику Владиславу. За непослушание поляки арестовали Филарета и освободили лишь в 1619 году, когда с Польшей было заключено перемирие. Тем временем Михаил Романов несколько лет провёл во Владимирской области в поместье своего дяди. В Москве он оказался в разгар польско-литовской оккупации, после того как был свергнут Василий Шуйский и установилась Семибоярщина. Зимой 1612 года инокиня Марфа с сыном укрывались в своём поместье под Костромой, а затем спасались от польско-литовского преследования в Ипатьевском монастыре. Лишь с освобождением столицы в 1613 году стало возможным возрождение российской государственности. Поэтому в начале того же года был созван первый всесословный Земский собор, в котором приняли участие как посадское население, так и сельские обыватели. Путём голосования предстояло избрать нового правителя. Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства.

Важным было первоначальное общее согласие с кандидатурой Михаила Романова как родственника последнего до Смуты легитимного царя — Фёдора Ивановича», — сказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина Вячеслав Козляков. Иванов С. После Смутного времени, когда ополчения освобождали Москву, царь Фёдор Иванович воспринимался как последний законный царь, после чего появлялись цари избранные, не имевшие прямого отношения к этой традиции, самозванцы. Михаил же был ближайшим родственником последнего законного московского царя из династии Рюриковичей», — рассказал в интервью RT заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов. Эксперт также подчеркнул, что Михаил Фёдорович всё время находился вне политической борьбы, которая развернулась во времена Смуты, он лично не заявлял о притязаниях на престол, не принимал участия в заседаниях Собора. Но именно его фигура символизировала преемственность власти. Тяжёлое «наследство» «После выборов царя сразу началось восстановление власти, сводившееся к порядку «как при прежних государях бывало».

Как все эти болезненные процессы проходили в действительности, сказать трудно, поскольку очень много письменных источников того времени до нас не дошли. Мы не знаем достоверно, как именно после Смуты ее бывшие участники искали компромиссы и примирялись между собой. Судя по всему, не все прежние обиды сразу мгновенно забывались.

Образно говоря, пожар Смуты, которая после избрания Михаила Романова на царство продолжалась еще пять лет, затухал медленно и постепенно. Властный патриархат Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться? Нет, на самом деле Земские соборы с 1613-го по 1622 год собирались ежегодно, практически превратившись в постоянно действующий орган власти наподобие парламента. Выход из Смуты оказался долгим и болезненным процессом Казна была пуста, и для восстановления разоренной страны приходилось вводить новые чрезвычайные налоги — пятинные и запросные деньги. Чтобы обеспечить их сбор, правительство Михаила Федоровича в первые годы его правления не могло обойтись без одобрения и поддержки русского общества, чьими представителями были делегаты Земских соборов. После возвращения из польского плена Филарета в 1619 году и поставления его патриархом в России установился необычный властный тандем: государь-отец на патриаршем престоле и государь-сын на царском троне. С 1622 года Земские соборы не созывались десять лет вплоть до Смоленской войны с Речью Посполитой. Потом в течение всего XVII века они будут регулярно собираться для обсуждения насущных вопросов внутренней и внешней политики. Последний Земский собор в русской истории состоялся при царе Петре. Такую политическую конструкцию с соправительством отца и сына можно назвать семейным двоевластием?

Можно, но доминирующую роль в ней, бесспорно, играл патриарх Филарет. С точки зрения русского семейного права по-другому и быть не могло: отец в любом случае был главнее неженатого сына. Но даже после первой женитьбы Михаила Федоровича в 1624 году реальным правителем России вплоть до своей кончины в 1633 году считался патриарх Филарет. Эта странная ситуация, когда государь царствовал при живом отце, оказалась уникальным явлением в русской истории.

Так Россия стала империей. Принятие императорского титула знаменовало принципиально важные перемены в международном положении России.

Эти признания императорского титула российского монарха означали признание претензий России на роль одного из лидеров мировой политики того времени. Россия между Востоком и Западом», приуроченная к 300-летию подписания Ништадтского мирного договора. Россия вышла из этой борьбы окрепшей и в военном, и в экономическом, и в политическом отношении. Ништадтский мирный договор закрепил за ней всю Восточную Прибалтику, сделав влиятельным игроком европейской политики.

РФ» по ссылке. Иоганн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича. Портрет Петра I.

Начало правления царской династии Романовых в России

Он возложил на Ивана Василевича царские регалии — крест, золотую цепь, шапку Мономаха и бармы. Обряд миропомазания подчеркивал сакральность церемонии и божественное происхождение власти царя. Новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти и уравнивал правителя Русского государства по титулатуре с западными монархами.

Деятельность Ивана Грозного Резкое и коренное изменение статуса высшего лица в государстве свидетельствовало об амбициозности Ивана и масштабности его государственных замыслов. Враждующие между собой боярские группировки получили четкий сигнал о том, что государь собирается превратить слабое и децентрализованное государство в могущественную державу.

Царский титул давал Ивану Грозному возможность претендовать на роль преемника древних традиций Римской империи. На первых порах Иван Васильевич был настроен на поэтапное проведение либеральных реформ. Поддержанный ближайшим кругом соратников, царь провел ряд мероприятий, которые должны были обновить и укрепить власть в стране. Изменения коснулись и области законодательства: Иван Грозный ввел в действие новый судебник, который давал крестьянским общинам право на самоуправление, а также разрешил переход крестьян от одного хозяина к другому.

Значительное внимание царь уделял перевооружению армии.

Осенью 1612 года народное ополчение освободило Москву от иноземцев. Положение в стране после нескольких лет Смуты было плачевным, сообщает Русская историческая библиотека. Встала острая необходимость восстановить государственную власть. Возглавлявшие ополчение Минин и Пожарский разослали грамоты и созвали Земский собор собрание представителей различных земель и сословий на Руси.

Минин и Пожарский. СС0 Как Земский собор выбирал нового царя? Данных о работе Земского собора сохранилось очень мало, уточняет доктор исторических наук Юрий Иванов статья опубликована rcoit. Известно, что в Москву съехались не только бояре, дворяне и церковнослужители, но и посадские люди, донские казаки и свободные крестьяне. Не было только представителей от крепостных и холопов.

Их интересы должны были представлять собственники земель. Земский собор начал работать в январе 1613 года.

После этой трагедии царь Иван Грозный прожил тоже недолго и скончался в марте 1584 года, а в мае Москва торжественно праздновала коронацию нового царя. Им стал средний сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Самостоятельно управлять Россией он не мог, поэтому все вопросы решал брат его жены Борис Годунов, который и стал царем после смерти Федора Иоанновича в 1598 году. Борис Годунов оставил трон своему сыну Федору Годунову, которому пришлось поцарствовать совсем недолго. В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве. С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, когда его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь. После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия.

Первый русский царь в истории России

«Польская» коронация Николая I стала первой и последней для российских самодержцев. Филарет стал фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 году.[2]: 311-313. Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер. Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным.

Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой

Царь, посоветовавшись с боярами и духовенством, обратился к Иоакиму с вопросом о возможности создания в Москве патриаршей кафедры. Тот согласился и пообещал ходатайствовать об этом перед другими патриархами. В 1588 году во время приезда Константинопольского Патриарха Иеремии подобные переговоры ведутся и с ним. После того, как последний дал свое согласие, был созван Собор всех русских архиереев, который избрал трех кандидатов на патриарший престол.

Патриарха из числа трех предложенных выбрал царь, а Патриарх только одобрил уже выбранную кандидатуру Митрополита Московского Иова. Произошло это в 1589 году. Позже, на Константинопольских соборах 1590 участвовали все патриархи, кроме Александрийского и 1593 годов Иов был признан в числе патриархов всей Вселенской Церковью.

Особенность и исключительность факта поставления Иова на патриаршество состояла в том, что во время этой церемонии Иов был заново рукоположен в епископы. Причем для Иова это было уже третье рукоположение. Практика XVI века состояла в том, чтобы заново посвящать в епископы при переходе на Московскую Митрополию, что свидетельствует о некоей выделенности в русском церковном сознании первосвятителя московского из числа прочих епископов.

По схожей модели был возведен на престол в 1606 году и следующий Патриарх — Гермоген. Митрополит Филарет по существу стал называться Патриархом еще до своего избрания. Этот титул ему присвоил Лжедмитрий II.

Хотя, в строгом смысле, звание «Нареченного Патриарха», присвоенное «Тушинским вором» означало нечто вроде местоблюстителя патриаршего престола. Безусловный авторитет этого владыки и тот факт, что он был отцом нового царя Михаила Федоровича, стали предпосылками к тому, что при выборе первосвятителя на Соборе архиереев 1619 года в нем участвовал также Иерусалимский Патриарх Феофан и при утверждении данного выбора царем, кандидатура Филарета была единственной. Патриарха Иоасафа, который заступил на кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником при согласии царя сам патриарх Филарет, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и над ним.

Следующий Патриарх Иосиф был избран довольно необычным способом. После того, как в Москву прибыли приглашенные царём Михаилом Фёдоровичем митрополиты и архиепископы, царь, попросив их молитв, приготовил шесть жребиев с именами наиболее достойных архиереев и начальников монастырей. Испытать жребий должны были собравшиеся в соборной церкви архиереи.

В 1652 году для избрания нового Патриарха царь Алексей Михайлович собрал в Москве четырех митрополитов, которым поручил составить список из «12 духовных мужей».

Восстановление Византийской империи в 1261 году привело к тому, что на Руси «царями» стали именовать сразу двух правителей: императора Византии и хана Золотой Орды. При этом русские князья почти перестают называться «царями» даже для их обозначения «высоким стилем». Положение начало меняться с конца XIV столетия, когда под предводительством великого князя московского и владимирского Дмитрия Ивановича «Донского» велась открытая борьба с властью Орды.

В 1374-1382 гг. Дмитрий правил фактически совершенно независимо. Вероятно, именно по этой причине в «Слове о житии и преставлении» он именуется царем. Одновременно царем назывался природный Чингизид - хан Тохтамыш, тогда как не принадлежавший к династии Чингизидов узурпатор Мамай царем не считался.

В отношении Тохтамыша Рогожский летописец и Симеоновская летопись высказываются более чем уважительно: «Князь же великий Дмитреи Ивановичь, то слышавъ, что сам цар идеть на него съ всею силою своею, не ста на бои противу его, ни подня рукы противу царя». Ордынский хан Тохтамыш, которого в Москве называли царем иллюстрация из Лицевого летописного свода В 1453 году османы взяли Константинополь, окончательно пало христианское православное «царство». С этого момента Великое княжество Московское стало считать себя единственным православным государством, представлявшим реальную силу, и решило наследовать место Византии в мире, то есть стать «царством». Уже в написанном в 1461-1462 гг.

Однако на монеты этот титул не попал, и психологический барьер, из-за которого ордынский хан «сам царь» считался правителем более высокого ранга, чем кто-либо из русских князей, продолжал существовать даже в конце XV века при Иване III Васильевиче. По мере уменьшения зависимости от Орды царский титул стал все чаще применяться к московским великим князьям. Иван III под конец жизни начал систематически называть себя новым расширенным титулом «царь и государь всея Руси». Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III — Дмитрия Ивановича.

Дмитрий Иванович Внук — первый, кого венчали на царство Наконец, в 1547 году произошло официальное венчание Ивана IV на царство, и этот титул окончательно утвердился в качестве официального, поэтому словами «первый русский царь» обычно называют именно Ивана Грозного. О личности Ивана Грозного и его деятельности уже не одно столетие ведутся различные споры, однако стоит признать, что именно этот государь стал одной из ключевых фигур в отечественной истории. На годы его правления выпало немало трудностей и конфликтов с соседними государствами, а их разрешение определило дальнейшее геополитическое положение России. Были приняты важнейшие реформы, плодами которых пользуются и сегодня.

Информации о жизни великого князя осталось немного, но та, что есть, позволяет сделать выводы о тогдашней эпохе. Ознакомимся ближе с жизнедеятельностью первого русского царя. Ранние годы и вступление Ивана IV на великокняжеский престол Родился будущий царь 25 августа 1530 года под Москвой в селе Коломенское. Родителями его были Василий III — князь владимирский, московский, государь всея Руси и Елена Глинская из угасшего литовского княжеского рода.

Уже в три года Иван IV остался без отца и формально занял его место. Василий III благословляет сына своего Ивана IV перед кончиной Предчувствовав скорую кончину, Василий Иванович создал так называемую «седьмочисленную» коллегию бояр для управления государством во время малолетства своего старшего сына. В созданный совет бояр предположительно вошли родственники: князь Андрей Старицкий и Михаил Глинский, а также приближенные братья Шуйские, Захарьин, Тучков и Воронцов. Многие историки оспаривают данный состав, а некоторые и само существование такого коллегиального органа, высказывая предположение о передаче полномочий в управление боярской думе.

В последующие месяцы Елена Глинская фактически совершила переворот, отстранила от власти опекунов, заключила в тюрьму своего дядю Михаила Львовича и сделалась единоличной правительницей — регентшей при Иване IV. Реконструкция внешности Елены Глинской Впрочем, за юные годы Ивана Васильевича многие представители высшей знати пытались сосредоточить как можно больше власти на себе, из-за чего в дальнейшем поплатились жизнью. Главными претендентами на московский престол, помимо Ивана IV, были младшие братья умершего Василия III — князья Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий с ними расправились в 1534 и 1537 годах соответственно. Далее, в 1538 году умерла Елена Глинская вероятно, она была отравлена боярами. Так Иван IV оказался круглым сиротой. Место его главных опекунов заняли Шуйские, однако с ними расправился, похоже, уже сам юный великий князь: в 1543 году он обвинил Андрея Шуйского в измене и отдал его на растерзание собакам. В общем, все детство великого князя прошло в атмосфере кровавых интриг и заговоров, в которых он сам постепенно начал принимать участие. Главными событиями правления Ивана IV до достижения им совершеннолетия стали: денежная реформа 1535-1538 гг. Совершеннолетие и венчание на царство В 15 лет, то есть в 1545 году, Иван IV достиг совершеннолетия и начал править самостоятельно.

Однако, по всей видимости, он нуждался в дополнительном подкреплении своей власти, демонстрации своей независимости, а потому решил венчаться на царство. Молодой правитель был помазан миром и получил благословение. Венчание Ивана Грозного на царство Существует версия, по которой титул великого князя московского соответствовал в европейском понимании принцам или герцогам, но не монархам. Это не совсем так. При этом в переписке с королями Венгрии и Польши, великим князем Литвы и священно-римским императором он именовался исключительно великим князем. То есть как минимум часть европейских монархов признавала великих князей московских равными себе, но единообразия в этом вопросе не было. Грамота константинопольского патриарха Иоасафа II о признании царского титула Ивана IV Исследователи также отмечают, что принятие Иваном IV царского титула в январе 1547 года никак не повлияло на объем его полномочий. И в праве сбора налогов, и в управления финансами, и в распоряжении земельными владениями, и в системе управления его прерогативы остались прежними. Можно сказать, что предшественники Ивана IV уже собрали в своих руках неограниченную власть, а он лишь упорядочил свою титулатуру и добился признания нового титула в других странах.

Первыми царский титул Ивана Грозного признала Англия — в 1555 году. В 1576 году — Священная Римская империя. И лишь польские короли долго не признавали московских правителей царями. Копейка Ивана IV с царским титулом, чекан Великого Новгорода после 1547 года Принятие царского титула не привело к изменению денежной системы, однако этот титул начал чеканиться на большинстве монет. Подробнее об этом можно прочесть в статье «Монеты Ивана Грозного» Начало царствования В начале его царствования была создана Избранная Рада, выполнявшая функции правительства, также утвердили реформы, направленные на централизацию власти. Впервые в 1549 году возник совещательный орган —Земский собор, в который вошли представители всех сословий за исключением крепостных крестьян. Судебник 1550 года содержал статьи, ограничивающие власть на местах и вводил единую систему налогообложения. Заседание Земского собора В тот же год образовали первое стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Формировалось оно за счет дворян, которым раздали земли близ Москвы.

Восточные патриархи, оставшиеся сиротами под властью исламских османов, именно под таким углом зрения и восприняли этот священный акт. Несмотря на то что над Иоанном Грозным не совершался чин миропомазания традиционная часть священного коронования , на Руси царь стал уподобляться даже не ветхозаветным израильским царям, а самому Спасителю. В священном обряде на царя возлагались царские регалии: бармы широкое оплечье, расшитое драгоценными камнями и имеющее церковные изображения , шапка Мономаха и "крест честной животворящий" с частичкой Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. В конце чина уже венчанный царь причащался Святых Христовых Тайн у Царских врат, сразу после ведшего службу митрополита Макария, что символически сближало его служение с архиерейским.

В каноническом византийском праве царь даже именовался "внешним епископом Церкви", её ктитором, защитником Православной веры. Внешнеполитический рост самосознания русского царя Новый титул позволял Иоанну IV возродить в Московском государстве и шире на Православном Востоке власть, равную Императорской, и требовать себе братских отношений с западноевропейской Священной Римской Империей германской нации, претендовавшей на наследование Ромеев. Характерен, для понимания самоощущения русского царя, гордый ответ царя Иоанна Грозного польскому королю Стефану Баторию, в сложной обстановке осады Пскова: Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению. Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя.

После того как бежал Генрих Валуа, Иоанн Грозный в 1574 году выдвигался православными подданными в Речи Посполитой на польский престол, но католическая шляхта выбрала трансильванского князя Стефана Батория, вассала турецкого султана Селима II.

Начало правления царской династии Романовых в России

Так Россия стала империей. По слухам, назваться царем Ивана Васильевича надоумили родственники матери — князья Глинские. Первый Император России Петр I.

Кто на самом деле был первым русским царём

Юридически первым царём стал Иван IV, венчанный на царство 16 января 1547 года (до этого он 14 лет числился великим князем). Александр II стал первым и пока последним правителем России, погибшим в результате террористического акта. Филарет стал фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 году.[2]: 311-313. Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер. Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России.

Кто стал 1 царем в россии

Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Первыми новый титул правителя Руси признала Англия — в 1555 году. Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах. Каким остался в истории первый русский царь В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность. С одной стороны он способствовал развитию государства: провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов.

Тогда круг сузился, но не слишком: нашлось около 10 российских претендентов. Среди них — представители старых княжеских фамилий и руководители народного ополчения. Фигура Михаила Федоровича Романова стала компромиссной. Настасья Коваленко Как Михаилу Романову сообщили о его избрании? Там в Ипатьевском монастыре с матерью жил будущий царь. Известие о том, что Михаила Романова избрали царем, ужаснуло их: юноша "с великим гневом и плачем" заявил, что он не думал даже о русском престоле, а его мать, инокиня Марфа, сказала, что сына на царство не благословит. Инокиня объяснила свою позицию: сыну мало лет, страна в бедственном положении, а люди в Москве присягали и изменяли государям. Кроме того, отец Михаила Романова находился в плену в Литве. Плачущую инокиню Марфу уговаривали несколько часов. Когда один из послов указал ей, что вина за гибель народа в стране без монарха будет на ней, мать сдалась. С избранием царя Михаила Романова в России закончился династический кризис.

Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало.

Но существенная часть населения была недовольна незавершенностью реформ, а появившееся как раз благодаря реформам разночинное студенчество стало рассадником вольнодумия. Александр II стал первым и пока последним правителем России, погибшим в результате террористического акта. Вскоре он скончался в Зимнем дворце. Николай I — 29 лет 1825—1855 Николай взошел на престол в 29 лет — после смерти брата Александра и отказа от престола брата Константина. Воцарение было омрачено последним в истории России крупным гвардейским восстанием, известным как Восстание декабристов. Несмотря на то, что само существование восстания показывало востребованность реформ, правление Николая проходило скорее в консервативном ключе. Крестьян не освободили, цензуру усилили, о конституции всерьез и не задумывались. Итогом царствования стала крайне неудачная Крымская война, в ходе которой России пришлось в одиночестве противостоять Франции и Британской империи. Армия, еще 35 лет назад разбившая Наполеона, потерпела несколько впечатляющих поражений, а флот и вовсе пришлось затопить в связи с явной неконкурентоспособностью. Есть версия, что император, тяжело переживавший военные неудачи, болея гриппом, специально поехал на смотр войск легко одетым и заработал пневмонию. Как бы то ни было, умер Николай именно от гриппа и его осложнений. Михаил Федорович — 32 года 1613—1645 Первый Романов на троне. Царем Романова провозгласил Земский собор. Михаилу тогда было 16 лет, на трон он не особо хотел. Да и, честно говоря, попав на него, не особо то и правил. Первые три года за молодого государя решала инокиня Марфа, затем вернувшийся из польского плена патриарх Филарет. И лишь после смерти последнего в 1633-м Михаил Федорович правил в одиночестве. За 32 года успел заключить мир с Швецией и Речью Посполитой и более-менее восстановить страну после Смутного времени. Кроме того, именно при нем русские казаки дошли до Тихого океана, так что первого Романова можно считать чемпионом по присоединенным землям. Скончался в возрасте 49 лет от водянки, которая, по мнению подданных, случилась из-за малоподвижности и хронической меланхолии. Иосиф Сталин — 30 лет 1922—1953 Единственный, помимо Путина, не царь и не император в этом списке. Сталин — прекрасное доказательство того, что правителем России можно быть и не занимая формально высшей должности государства. Ведь с 38-го по 46-й номинальным главой государства был Михаил Калинин, а после 46-го Николай Шверник, которого сегодня и не все историки вспомнят.

Год венчания на царство первого русского царя

Царь Иван Грозный 16 февраля 1571 года утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который стал первым в России воинским Уставом. Опекуном царевича стал его единокровный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. Но московским царём стал совсем другой человек. В результате Иван был провозглашен первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий