300-летие со дня основания отмечает сегодня Санкт-Петербургский государственный университет.
Санкт-Петербургский государственный университет
One moment, please... | Юбилейная медаль Санкт-Петербургского университета «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!». |
Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность | Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие. |
Когда был основан спбгу | В 1819 году на основе Главного педагогического института был основан Петербургский университет. |
Санкт-Петербургский государственный университет
Рассмотрим известных выпускников и научные достижения Петербургского университета, а также погрузимся в культурную и образовательную жизнь, которая сопровождает его деятельность. Санкт-Петербургский государственный университет был основан 28 января (8 февраля) 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении университета и Российской академии наук. Санкт-Петербургский государственный университет (рус.).
8 февраля - Санкт-Петербургский государственный университет - 300-летие со дня основания
Вербицкая 2008—2019. В Санкт-Петербургском университете в 2024 г. Пирогова, Центр развития электронных образовательных ресурсов , научная библиотека, музеи, издательство, ботанический сад. Университет имеет филиалы [в Узбекистане 2022 и Египте 2023 ] и представительства [в Республике Корея 2017 , Китае 2018 , Испании 2019 , Греции 2019 , Италии 2020 , Турции 2020 , Германии 2021; деятельность приостановлена в 2022 , Иране 2022 , Узбекистане 2022 , Таиланде 2023 ] за рубежом.
В состав университета входят Академическая гимназия имени Д. Фаддеева и Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии. В СПбГУ учатся свыше 20 тыс.
Обучение ведётся на русском языке. Высшее профессиональное образование реализуется на уровне бакалавриата 4 года , специалитета не менее 5 лет , магистратуры 2 года ; подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в докторантуре, аспирантуре, ординатуре, интернатуре и ассистентуре-стажировке; повышение квалификации — в форме стажировки. С 2016 г.
Имеет право проводить собственные вступительные испытания по всем предметам при поступлении на бакалавриат и специалитет. Образовательные программы высшего образования СПбГУ реализуются на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов или федеральных государственных образовательных стандартов. В университете осуществляется уникальный проект по внедрению «клинического обучения» в образовательную программу вводятся «клинические практики», во время прохождения которых студенты занимаются практической профессиональной деятельностью под контролем и с сопровождением со стороны преподавателей, работают с реальными клиентами.
С августа 1998 г. Санкт-Петербургский университет — научный центр мирового уровня, в котором функционируют свыше 60 научных центров, институтов, лабораторий. С целью развития современной научной инфраструктуры в СПбГУ создан Научный парк, в составе которого 23 ресурсных центра, занимающихся научными исследованиями по направлениям: нанотехнологии и материаловедение; биомедицина и здоровье человека; информационные системы и технологии; экология и рациональное природопользование.
В рамках федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука» с 2020 переименован в нацпроект «Наука и университеты» в СПбГУ создано 2 научных центра мирового уровня: «Агротехнологии будущего» 2020 и Математический центр мирового уровня «Санкт-Петербургский международный математический институт имени Леонарда Эйлера» 2019. Учёные Санкт-Петербургского университета активно занимаются исследованиями Арктического региона по различным направлениям, в 2019 г. С марта 2014 г.
В университете учились и работали 9 лауреатов Нобелевской премии. Среди выпускников СПбГУ — известные политические, государственные, общественные деятели, предприниматели, деятели науки, искусства и спорта конца 20 — начала 21 вв. Путин , Д.
Медведев, А. Собчак , А. Бастрыкин , Д.
Козак , К. Чуйченко , А. Фурсенко , И.
Сечин , П. Дуров , Г. Греф , М.
Пиотровский , Т. Черниговская , Б. Стругацкий , Ю.
Рост , А.
Миссия такой модели — помочь студентам реализовать себя, а будущим работодателям — подготовить для себя кадры. В Университете существует 16 клиник по разным направлениям. Победители и призёры олимпиады могут воспользоваться преимуществом при поступлении на обучение по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры, а также получают возможность пройти стажировку в крупной компании.
Собчак , А. Бастрыкин , Д. Козак , К.
Чуйченко , А. Фурсенко , И. Сечин , П. Дуров , Г. Греф , М. Пиотровский , Т. Черниговская , Б.
Стругацкий , Ю. Рост , А. Карпов и др. ARWU 2023 — 2-е место среди российских вузов и место в диапазоне 401—500 среди 2,5 тыс. Редакция наук об образовании Ректоры 1819—1930 : М. Балугьянский 1819—1821 , Е. Зябловский 1821—1825, исправляющий должность , А.
Дегуров 1825—1836 , И. Шульгин 1836—1840 , П. Плетнёв 1840—1861 , И. Срезневский 1861, исправляющий должность , А. Воскресенский 1861—1863, исправляющий должность; 1865—1867 , Э. Ленц 1863—1865 , К. Кесслер 1867—1873 , П.
Редкин 1873—1876 , А. Бекетов 1876—1883 , И. Андреевский 1883—1887 , М. Владиславлев 1887—1890 , И. Помяловский 1890, исправляющий должность , П. Никитин 1890—1897 , В. Сергеевич 1897—1899 , А.
Гольмстен 1899—1903 , А. Жданов 1903—1905 , И. Боргман 1905—1910 , Д. Гримм 1910—1911 , Э.
Что же стоит за этими громкими словами? Горького, из них 2 400 000 оцифрованы и доступны онлайн История 28 января 1724 года по старому стилю указом Петра I была создана Академия наук, в рамках которой предполагался также университет. В нем действующие члены Академии должны были обучать юные умы филологии, юриспруденции, медицине и философии.
В отсутствие стационарных укрепленных мостов преподаватели любили пропускать занятия, аргументируя это тем, что перебраться на другую сторону реки для них не представлялось возможным, за что они постоянно получали выговоры от начальства В первые годы работы университета занятия были редкими и бесструктурными, студентов, как и преподавателей, было мало Ведутся постоянные споры, какой же университет был первым в России: МГУ или СПбГУ МГУ, основанный в 1755 году, задуман изначально как университет, в таком статусе он всегда и работал. С СПбГУ же ситуация гораздо сложнее: он не создавался как высшее учебное заведение, это было структурное подразделение Академии наук, в котором не было четкой учебной программы и регулярного расписания занятий. Очень скоро университет прекратил свою работу. В 1758 году учебная часть Академии наук перешла под руководство М. В течение шести лет он предпринял ряд мер по усовершенствованию работы Академии и принятию устава университета. Наконец в 1819 году император Александр I подписал закон о создании Санкт-Петербургского Государственного университета на базе действующего педагогического. С этого момента Университет начал свое существование в том качестве, в котором мы его знаем сейчас.
Спустя 2 года Университет получил статус Императорского. С этого момента и до 1884 года все внутренние дела Университета решались в его стенах: Совет профессоров самостоятельно избирал ректора, назначал на административные должности, нанимал новых профессоров.
Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета
СПбГУ исполнилось 300 лет: история университета в лицах. Санкт-Петербургский университет (СПБГУ) можно считать самым известным образовательным учреждением города. Санкт–Петербургский государственный университет отмечает 295–летний юбилей — основные празднования пройдут в понедельник. Согласно статье 1 Устава СПбГУ 2010 г., ведёт свою историю от Академического университета и Академической гимназии, основанных императором Петром I в 1724 г. одновременно с Академией наук. Санкт-Петербургский университет (СПБГУ) можно считать самым известным образовательным учреждением города. Санкт-Петербургский государственный университет считается преемником Академического университета, основанного в 1724 году.
Когда и кем был основан СПБГУ, исторические подробности создания одного из старейших вузов России
СПбГУ – первый университет страны | Здесь студенты узнавали последние городские новости, обсуждали литературные новинки и составляли компании для кутежей. |
8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ | Санкт-Петербургский университет (СПБГУ) можно считать самым известным образовательным учреждением города. |
Санкт-Петербургский государственный университет | Санкт‑Петербургский государственный университет — первый университет России был основан 28 января (8 февраля) 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук. |
8 февраля - Санкт-Петербургский государственный университет - 300-летие со дня основания
Основание Санкт-Петербургского университета – Ереминская поселенческая библиотека | Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов России. |
История санкт петербургского университета | Как случилось, что Петербургский академический университет, основанный в 1724 году, просуществовал всего 40 лет, кто были его первые студенты и выпускники? |
20 февраля В 1819 году был основан Петербургский университет | Санкт-Петербургский государственный университет — научно-образовательный центр мирового значения, один из крупнейших центров отечественной науки и культуры, первый университет России. |
Telegram: Contact @SPbU_inpriem | Санкт-Петербургский государственный университет: история, учебные программы, вступительные экзамены, дни открытых дверей 2019, общежитие, выпускники. |
Санкт-Петербургский государственный университет
Высшая школа менеджмента, Высшая школа журналистики, факультет географии и геоэкологии, медицинский факультет, факультет стоматологии и медицинских технологий, юридический факультет и факультет военного образования также расположены на Васильевском острове, но дальше на запад. Четыре других факультета расположены к востоку от центра города на южном берегу Невы : это экономический факультет, который находится недалеко от станции метро Чернышевская, а также факультет социологии, факультет политологии и Школа международных отношений. Новый загородный кампус состоит из факультета прикладной математики, факультета химии, факультета математики и механики и факультета физики в современных помещениях в Петергофе. Коридор Двенадцати колледжей, самый длинный в Европе. Фасад одного из двенадцати колледжей. Математико-механический факультет в Петергофе. Датой своего основания университет считает 24 января 1724 г. Сам Московский университет имени М.
Ломоносова основан в 1755 году. До 1917 г. Однако Петербургский университет в 1804—1819 гг. Прекратил свое существование, так как новым уставом Академии наук было принято решение не иметь за его счет учебных заведений. Тогда был основан педагогический институт Санкт-Петербурга, который разместился на базе Двенадцати колледжей. В 8 февраля 1819 г. В 1821 году он получил титул Императорского Санкт-Петербургского университета.
Вид на часть Двенадцати колледжей. В 1823 г. В 1829 году в университете было девятнадцать профессоров и 169 студентов дневного отделения. В 1830 году император Николай I вернул университету Двенадцать колледжей. Новый устав был применен с 1835 года с основанием юридического факультета, факультета истории и филологии, а физико-математический факультет слился с факультетом философии. После революционных событий 1848 года в Европе сенат постановил, что ректор должен назначаться министром народного образования, а не избираться в академии профессоров университета, что вызывает глубокую реакцию преподавателей. Однако Петр Плетнев все же назначен, что составляет самый продолжительный срок в университете 1840-1861.
После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г.
Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В.
Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки.
Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П.
Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А. Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые.
С 1895 г. Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела.
Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры. Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И. Грабарь, М.
Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века.
Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В.
К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей.
В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г.
Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто.
Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию.
Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий.
Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г.
При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей.
До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным.
Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов?
В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов.
Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней.
При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий.
Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу.
Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций.
Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты.
Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства».
Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство.
Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П. Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н.
По распоряжению императора Петра I от 8 февраля 1724 года по новому стилю , в Северной столице была основана Академия наук и вместе с ней — университет. На фасадах зданий города появились световые проекции, напоминающих петербуржцам о его большом юбилее — на Большом проспекте Васильевского острова, на Каменноостровском и Московском проспектах и на набережной Обводного канала. Наталия Дмитриева оценила новое украшение города.
Эскиз марки создала выпускница университета Римма Шувалова. Ее рисунок выбрали из 300 работ со всей России. Тираж марок ограничен, но большая его часть останется в коллекции Санкт-Петербургского госуниверситета. Елена Чернова, первый проректор СПбГУ: «Уникален университет, уникальны люди, которые здесь работают практически живут свою жизнь , уникальны студенты.
Санкт-Петербургский государственный университет
В 1758-1765 годы ректором Академического университета стал М. С его смертью университет фактически прекратил своё существование... Число студентов бывало невелико, несколько десятков, но то, что их отбирали такие люди, как Ломоносов и Тредиаковский, привело к поразительной вещи - почти все студенты стали крупными учёными. Оттуда вышли Поповский, Барков, Крашенинников - тот, который описал Камчатку, Румовский - астроном, Барсов - создатель прекрасной грамматики, которую недавно издал профессор Б. Успенский из Московского университета. Карамзин , который был учеником Барсова, назвал его «великим мужем русской грамматики». Это целое поколение учёных.
Этa среда давала людей науки, но не только - поэтов тоже.
Выпускники этого направления проходят обучение для следующей деятельности: ветеринарная инспекция организация и управление ветеринарной деятельностью научные исследования лабораторные исследования, с последующей систематизацией результатов выполненных работ, составление научно-технических отчетов и другой установленной документации контроль за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области вет-сан экспертизы. Профессиональные дисциплины:.
Согласно первой версии, сегодня принятой официально, университет основан 28 января 1724 года как Академический университет вместе с Академией наук по указу Петра I. При Екатерине II университет перестал существовать, на его базе было создано училище. В историографии Российской империи и СССР официальным годом основания университета считался 1819 год, когда Главный педагогический институт был реорганизован в Петербургский университет. В университете существует одна из старейших библиотек России, общий фонд которой составляет более шести тысяч томов научной, научно-популярной, технической, публицистической, документальной, художественной литературы.
Срезневского, основателя петербургской школы славистики. Он был одним из руководителей созданного в 1846 г. Кафедра всеобщей истории литературы, впервые созданная в 1860 г. Пыпиным, ярким представителем историко-культурной школы в литературоведении.
Заметным явлением в области преподавания общественно-политических наук стали в 1835-1847 гг. Порошина, излагавшего с немалой смелостью новейшие европейские учения, в том числе и социалистические. На юридическом факультете в эти годы работали многие известные ученые. Гражданское право преподавал К.
В 1851 г. Не менее был известен и его приемник — К. Кавелин, начавший преподавание с 1857 г. Из числа криминалистов следует отметить В.
Спасовича, сочетавшего глубокую эрудицию ученого-юриста с практической деятельностью адвоката. Кафедру государственного права до 1860 г. Калмыков, а кафедру международного права — И. В отделении восточной словесности до 1847 г.
Сенковского, а его приемником на кафедре арабского языка стал ученый египетский шейх Мухаммед Айяд Тантави, человек необычной судьбы, родившийся в заброшенной деревушке под Каиром, он закончил свой путь профессором Петербургского университета. Уроженцем Кавказа был перешедший из Казанского университета в 1849 г. Он же стал первым деканом факультета восточных языков. С образованием этого факультета в университете началась деятельность выдающихся ученых, создателей научных школ: В.
Васильева китаистика и Д. Хвольсона гебраистика. Устав предусмотрел и выделение средств на развитие материально-учебной и научной базы университета. Библиотека стала ежегодно получать 9 тысяч рублей на приобретение новой литературы и выписку газет и журналов.
К 1861 г. Нумизматический кабинет не имел специальных сумм для пополнения и рос за счет пожертвований, к концу 1861 г. Минералогический и зоологический кабинеты получали по 500 рублей в год, а физическая и химическая лаборатории по 2000 рублей. Такая же сумма полагалась на созданный в 1841 г.
Советская историография традиционно расценивала устав 1835 г. Николаевский устав, действительно, в значительной степени ограничивал университетскую автономию, но нельзя не признать, что он во многом способствовал оживлению научной жизни, как среди преподавателей, так и среди студентов Вторая половина 50-ых гг. XIX века стала временем пробуждения студенческой инициативы. При редакции этого издания возникает студенческая касса взаимопомощи.
В следующем году происходят первые столкновения студентов с полицией. В ответ на полицейские репрессии проходят бурные студенческий сходки. Своей кульминации студенческое движение достигает к 1861 г. Дальнейшие события участие студентов и некоторых профессоров в похоронах Т.
Шевченко и в панихиде по жертвам расстрела в Варшаве стали приобретать более ярко выраженный политический характер. В ответ министерство народного просвещения под руководством Путятина издало новые правила, запрещавшие любые студенческие собрания. Студенты, вернувшиеся с летних каникул, в основной массе отказались принимать матрикулы, начались новые многолюдные сходки и собрания. Это шествие можно рассматривать, как едва ли не первую студенческую демонстрацию в России.
Несмотря на заверения попечителя и гарантии неприкосновенности данные студенческим представителям, ночью несколько десятков студентов были арестованы. Этот факт вызвал возмущение не только самих студентов, но и широких слоев столичной интеллигенции. На новые митинги пришли даже офицеры для защиты студентов от произвола полиции. Всего в течении осени 1861 г.
В итоге, по распоряжению царя 20 декабря университет был окончательно закрыт до выработки нового университетского устава. Новый устав начал разрабатываться еще в 1858 г. В его основу была положена идея автономии университета как корпорации профессоров Главным и в значительной степени независимым органом управления университета становился его совет, в который по-прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а также профессоров на вакантные кафедры.
Университетский совет получал возможность по своему усмотрению разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов. Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше. Вместе с увеличением значения совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания советы : их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета. Хозяйственные и административные дела сосредотачивались в правлении, состоящем из ректора, проректора и деканов всех факультетов.
Университет получал право учреждать ученые общества, вследствие чего при Петербургском университете возникли в 1868 г. Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей и Химическое общество, в1869 г. Последнее в 1878 г. Его печатный орган — Журнал РФХО был единственным до революции регулярным изданием русских физиков и химиков, на страницах которого были опубликованы сотни выдающихся работ и открытий, вошедших в мировой фонд научных достижений.
Позднее возникают Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория. В 1893 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф; в 1901 г. Важным новшеством стало учреждение особого университетского суда, избираемого ежегодно в составе трех профессоров, ведению которого подлежали проступки студентов, связанные с нарушениями ими порядка в университете или разбор конфликтов с преподавателями.
Как правило, этому суду полиция передавала и рассмотрение дел о не слишком серьезных нарушениях общественного порядка студентами и вне пределов университета. После 1863 г. Почти вчетверо увеличилась сумма на содержание и пополнение учебно-вспомогательных учреждений Петербургского университета, составив 21900 рублей серебром в год. Из них 7000 рублей предназначались библиотеке, которая к 1884 г.
Пополнились ранее существовавшие кабинеты и возникли новые: физиологический, палеонтологический, техническая лаборатория. По уставу 1863 г. Помимо них устав разрешал иметь неограниченное число приват-доцентов, которые не получали штатного жалования, но могли получать разовые вознаграждения из специальных средств университета по представлению факультетов. Эти меры позволили значительно обновить преподавательский состав, в первую очередь за счет привлечения молодых ученых.
Университетский и факультетские советы получили право оставлять при университете талантливых выпускников для подготовки к профессорскому званию и отправке заграницу для завершения образования. По числу докторских и магистерских защит Петербургский университет, безусловно, лидировал среди всех русских университетов. Только за десятилетие с 1863 по 1874 гг. Это почти половина от общего числа, то есть другая половина, приходилась на долю остальных шести университетов.
С 1860-ых гг. Физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета во второй половине XIX века становится одним из крупнейших в стране центров естествознания, что, естественно, привлекает к нему молодых людей. Интересно отметить, что в период действия устава 1863 г. Редкина в 1873-1876 гг.
Ленц 1863-1865 , химик А. Воскресенский 1865-1867 , зоолог К. Кесслер 1867-1873 , ботаник А. Бекетов 1876-1883.
На кафедре математики до 1882 г. Здесь же начали читать свои курсы его ученики — яркие представители, созданной Чебышевым, петербургской математической школы. С 1863 г. Коркин, обе диссертации которого были посвящены теории уравнений с частными производными.
В 1880 г. Марков, развивавший идеи и методы Чебышева в области теории вероятностей и теории чисел. Учеником Чебышева был и выдаюшийся математик А. На кафедре механики курс теоретической механики читал до 1876 г.
Сомов, ставший в 1862 г. С 1872 г. Бобылевым, издавшим в 1881-1883 гг. Эти работы стали первыми оригинальными и обширными руководствами в данной области и были переведены на иностранные языки.
Кафедру физики после смерти Ленца в 1865 г. Ему принадлежал ряд работ по электричеству, магнетизму, оптики. Но главная его заслуга была в том, что он положил начало в 1867 г. В то время это было внове не только в России, но и в мире вообще, например, в Кембридже практические занятия появились только в 70-ые гг.
XIX века. Университетская лаборатория в течении долгого времени была образцом для русских лабораторий и только в XX веке появились более современные. Деятельным помошником Петрушевского в организации лабораторных занятий стал лаборант В. Лермантов родственник поэта М.
Лермонтова , сконструировавший большую часть приборов и написавший руководство по лабораторным работам. Во второй половине 1870-ых гг. Боргман и О. На химических кафедрах в это время работали замечательные ученые-химики Д.
Менделеев и А. По настоянию Менделеева произошло разделение преподавания химии на факультете. В особые курсы были выделены общая неорганическая , органическая и аналитическая химия. Примеру Петербургского университета, дифференцировавшего преподавание химии, вскоре последовали и другие русские университеты.
Этот замечательный труд стал блестящим обобщением химических знаний XIX столетия. В процессе работы над этой книгой Д. Менделеев пришел к открытию Периодического закона и системы элементов. По инициативе Менделеева курс органической химии с 1869 г.
Бутлеров, уже тогда завоевавший мировую известность своими работами по установлению теории строения органических соединений. Его деятельность в университете продолжалась до 1885 г. Исследование Бутлеровым и его ближайшими учениками процессов полимеризации, все большое проникновение в глубь законов высокомолекулярных соединений прокладывали путь новым отраслям химической промышленности и послужили фундаментом для производства синтетических материалов. Аналитическую химию начал читать в 1867 г.
Его исследовательские интересы были главным образом связаны с изучением скорости химических превращений органических соединений в зависимости от состава и строения взаимодействующих веществ. С приходом в университет в 1876 г. Сеченова начала свое развитие в его стенах физиологическая школа, получившая широкую известность благодаря трудам своего основателя и его учеников. Лекции Сеченова пользовались огромной популярностью, собирая большую аудиторию из студентов разных факультетов.
В области биологических наук в 1860-ые — начале 1880-ых гг. Кафедру ботаники возглавил с 1863 г. Бекетов, вошедший в историю как создатель школы ботаников-географов и активнейший пропагандист дарвинизма в России. Физиологию растений преподавал А.
Фаминцын — основоположник этой дисциплины в нашей стране и создатель первого учебника по ней. По инициативе Кесслера кафедра зоологии в 1871 г. Первая осталась за ним вплоть до его кончины в 1881 г. Кроме последнего, благодаря усилиям Кесслера в университет были приглашены крупнейшие ученые биологи: академик Ф.
Овсянников, возглавивший новую кафедру анатомии человека и физиологии животных; А. Ковалевский и И. Мечников, которые в качестве приват-доцентов читали лекции в 1866-1869 гг. Будущий нобелевский лауреат И.
Мечников в 1867 г. Кесслер стал инициатором созыва первого съезда русских естествоиспытателей, который состоялся в конце декабря 1867 — начале января 1868 г. В дальнейшем подобные съезды стали регулярными и сыграли очень важную роль в развитии русского естествознания. В 1867 г.
После заграничного путешествия, где он первым из геологов наблюдал извержение Везувия и защиты докторской диссертации в 1873 г. Благодаря его усилиям был организован и получил развитие Геологический кабинет-музей Петербургского университета. С именем выпускника и профессора Петербургского университета — В. Докучаева связано и зарождение русского почвоведения.
Значительный приток новых выдающихся научных сил после устава 1863 г. Философию преподавали протоиерей Ф. Сидонский и М. А в 1880-82 гг.
В области древней истории началась деятельность ученика М. Куторги — Ф. С середины 1860-ых гг. Создав своими трудами русскую эпиграфическую школу, Соколов заложил основы крупного научного направления в антиковедении.
Другой ученик Куторги — В. Васильевский в 1870 г. Этот ученый стал основоположником научного византиноведения в России. На кафедру отечественной истории в 1865 г.
Бестужев-Рюмин, яркий представитель источниковедческого направления в изучении русской истории. Его диссертация, посвященная древнейшим русским летописям, определяла источники, этапы формирования текстов летописей и принципы работы с ними. Новая кафедра истории искусства оказалась замещена только в 1873 г. В пореформенное время на историко-филологическом факультете появилась блестящая плеяда филологов и литературоведов.
До 1880 г. Срезневского на кафедре славянской филологии. Здесь же в 1864 г. Ламанского, внесшего заметный вклад в развитие славянской истории, филологии и этнографии.
Продолжателем изысканий Срезневского стал и академик И. Ягич, преподававший в 1880-85 гг. Крупными исследователями истории русской литературы и фольклора стали Л. Майков и О.
По инициативе Миллера возникло Общество вспомоществования студентам Петербургского университета, оказывающее материальную поддержку нуждающимся студентам и была открыта первая в России студенческая столовая. На кафедре всеобщей истории литературы в 1870 г. С его деятельностью был связан новый этап в истории литературоведения — переход к сравнительно-историческому методу изучения памятников литературы и фольклора. Его классические труды по общей теории литературы, по истории западноевропейских и русской литературы, исторической поэтике, мировому фольклору получили мировую известность и сделали Веселовского признанным главой крупной научной школы.
Юридический факультет Петербургского университета во второй половине XIX века также выдвинул немало крупных ученых. В эти годы юристы активно занимались изучением истории России с точки зрения развития права, поэтому многие их труды лежали на стыке истории и собственно правоведения. Также после реформ 1860-ых гг. Кафедру энциклопедии права в 1863 г.
Редкин, пользовавшийся репутацией либерала и известностью в качестве не только ученого-юриста, но и общественного деятеля. Лекции по государственному праву с 1867 г. Градовский также приверженец либеральных взглядов и проповедник начал буржуазного конституционализма. На кафедре истории русского права с 1872 г.
Сергеевич, представитель возникшей в Москве юридической школы Б. Еще в ранних его работах возникновение древнерусской государственности трактовалось как договорное начало между князем и народным представительством вече. Вопросы уголовного права и его истории в России разрабатывал с 1864 г. В 1868 г.
Профессором кафедры международного права с 1873 г. Кафедру политической экономии и статистики занимали Э. Вреден и Ю. Первым в 1868 г.
В своих работах Янсон широко использовал богатейшие собрания статистического кабинета университета, содержащего многочисленные издания русских и зарубежных статистических органов. На факультете восточных языков по новому уставу прибавилась кафедра истории Востока. Ее первым профессором стал В. Среди его разносторонних научных интересов первое место занимала история Средней Азии и кочевых народов.
Он одним из первых ученых начал разрабатывать столь важную для отечественной истории тему как взаимоотношение Руси со степными народами. Кафедру армянской словесности занимал К. Патканов, а арабской словесности — В. Первым преподавателем санскритского языка стал К.
С 1870 г. В 1872 г. Розен — в недалеком будущем признаный глава отечественной арабистики и ориенталистики в целом в стенах Петербургского университета. Широким международным признанием успехов университетских востоковедов стал созыв третьего международного съезда востоковедов в Петербурге в 1876 г.
Что касается студентов, то устав 1863 г. Плата за обучение оставалась прежней 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. Так в 1868 г. В 1870-ые гг.
Многим студентам приходилось зарабатывать себе на хлеб, и они не могли регулярно посещать лекции. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. В течении 1863-1869 гг. Одним из наиболее крупных пожертвований стала сумма в 200.
Поляковым для строительства общежития для студентов. Оно было открыто в 1882 г. Количество учащихся в университете неуклонно возрастало: если в 1869 г. Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших Женских Курсов в Петербурге в 1878 г.
Формально курсы были независимым от университета, первоначально даже частным учебным заведением, но фактически все преподавание на них осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. Первые женщины появились в университетских аудиториях в качестве вольнослушательниц еще в 1859 г. Стасова, М. Трубникова, Е.
Конради, А. Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно.
Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты. Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г. Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы. Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г.
На средства, собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. Университетский устав 1884 г. Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой.
Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов. Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению. Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром.
В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета. Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством. Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными.
Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения. Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. Вследствие этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой.
И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А. Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет. Осенью 1889 г.
История в лицах
Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Поворотным моментом в судьбе Санкт-Петербургского университета стали события начала 1819 г. Еще до 1819 г. Лекции по политической экономии и праву читали профессора М. Балугьянский, А.
Менделеева- гениального русского ученого, преподававшего в этом Университете более 30 лет. За время работы в Университете, Менделеев совершил значительные открытия, в том числе открыл один из фундаментальных законов природы- периодический закон химических элементов. В Университете Вы можете познакомиться с 57 специальностями по 111 программам от филологии и юридического дела до лечебного дела. Перед студентами ВУЗа открыты двери лекционных аудиторий, одного из самых больших в городе библиотек, лабораторий, ресурсных центров и ботанического сада СПбГУ.
Когда я стал ректором, то понял, что одним из важнейших препятствий на пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности университета является местечковость, а также разобщенность ресурсов, при которой то или иное научное оборудование, а порой и библиотеки в тысячи томов «принадлежали» даже не коллективу конкретного факультета, а отдельной кафедре или лаборатории. Сегодня я полагаю, что важнейшим результатом моей работы в качестве ректора стало формирование единой открытой системы использования университетских ресурсов кадровых, финансовых, информационных и других. Без этого мы бы просто не выжили в условиях сокращения объемов государственного финансирования и повышенных требований к эффективному использованию бюджетных средств и государственного имущества. Без этого нельзя говорить об университете как о целостной организации, большой семье. Конечно, за 10 лет было решено и множество других проблем, которые для кого-то могут показаться более важными. Например, информирование универсантов о событиях, происходящих в университете, а также формирование университетского корпоративного духа. Мы стали вовлекать студенческие советы, профсоюзы и всех заинтересованных лиц в процедуру принятия решений, включая, например, приемку результатов выполненных работ или оказанных услуг по заказам СПбГУ. К тому же отчеты о проделанной работе стали публиковаться в открытом доступе. Нам даже пришлось сделать на сайте СПбГУ специальный раздел «Перезагрузка», в котором регулярно появляются интервью и другие материалы по этой теме.
В результате всех этих действий университет, распавшийся к 2006 году на множество самостоятельных подразделений, которые или руководители которых фактически поделили между собой все университетские ресурсы, вновь объединился. Но территориально университет остаётся раздробленным, располагаясь почти в 400 зданиях, находящихся в самых разных частях города. А кроме них у университета есть объекты и в других регионах Российской Федерации. Дальнейшее развитие СПбГУ я вижу в создании единого университетского кампуса, который позволит сделать значительный рывок и в научной, и в образовательной сферах. Какие управленческие стратегии и тактики вы сам считаете наиболее эффективными? Каких принципов при наборе команды придерживаетесь? Для каждого работника университета важно не только наличие профессиональных знаний и опыта работы, но и высокого уровня деловых качеств. Приоритет отдается ведущим российским и иностранным специалистам, достижения которых востребованы и в Российской Федерации, и на международной арене. Так обеспечивается конкурентоспособное, инновационное содержание образовательного процесса, ведь человеческий ресурс играет главную роль в подготовке будущих кадров.
СПбГУ предъявляет высокие требования не только к потенциальным сотрудникам, но и к результатам работы специалиста после успешного отбора и заключения трудового контракта. Благодаря такому подходу универсанты ведут активную исследовательскую работу в рамках многомиллионных грантов, публикуют свои труды в ведущих международных изданиях, используют в образовательном процессе современные технологии, читают лекции на иностранных языках, повышая не только общую узнаваемость и привлекательность университета, но и качество нашего главного продукта — выпускников. Какие планы стоят перед вузом сейчас? Понятно, что поддерживать заданную планку — сама по себе непростая задача, но что еще предстоит сделать? Особенный интерес в этом отношении представляет взаимодействие с иностранными вузами и включенность вуза в международный образовательный и научный контекст. К примеру, за последние годы к нам в университет приехало больше 400 ученых и исследователей.
Мест бюджетных 95 Общий проходной балл на бюджет 136 Мест платных 60 Стоимость обучения 50 000 руб. Выпускники этого направления проходят обучение для следующей деятельности: ветеринарная инспекция организация и управление ветеринарной деятельностью научные исследования лабораторные исследования, с последующей систематизацией результатов выполненных работ, составление научно-технических отчетов и другой установленной документации контроль за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области вет-сан экспертизы.
История санкт петербургского университета
Он был основан по указу императора Петра I и сегодня Санкт-Петербургский университет — единственный вуз России, отметивший свое 295-летие. В Санкт-Петербургском государственном университете создаются еще две исследовательские лаборатории, которые возглавляют победители конкурса мегагрантов. Санкт-Петербургский государственный университет учрежден указом Петра I от 22 января 1724 г., введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января 1724 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г.
СПБГУ - 290 ЛЕТ, ЕГО РЕКТОРУ НИКОЛАЮ КРОПАЧЕВУ - 55.
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- 295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету
- Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире - Российская газета
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Знакомьтесь: СПбГУ — старейший университет России!
2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба
Главный редактор: Трищенко Н. Научный Корреспондент,. Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» «Атрибуция» 4.
Бенуа, И. Билибин, В. Поленов, Н. Ге, И. Грабарь, Г. Верейский, театральные деятели С.
Дягелев, А. Сумбатов-Южин, В. Качалов, А. Брянцев и ряд других выдающихся представителей отечественной и мировой культуры. В 1916 г. Ученые Университета приветствовали Февральскую революцию, видя в ней залог прогресса науки и культуры, улучшения условий своей деятельности. Однако этим надеждам на перемены не суждено было сбыться: в условиях войны и надвигавшейся хозяйственной катастрофы Временному правительству было уже не до высшего образования. И к осени 1917 г.
Неудивительно поэтому, что Октябрьскую революцию большинство научной интеллигенции, в том числе и ученые Университета, не поддержало. Конфронтация с Советской властью имела своим следствием многочисленные необоснованные аресты университетских ученых по подозрению в антисоветской деятельности. Но самые большие потери Университет понес от голода и тяжелых условий жизни в Петрограде в годы гражданской войны. Значительная часть его сотрудников была вынуждена покинуть страну и оказалась в эмиграции. И все же Университет сумел благодаря своим замечательным ученым выстоять и сохранить высокое положение в научно-педагогической жизни общества. В условиях радикальной ломки старой высшей школы университетская профессура выступила против насаждения революционных методов обучения, смогла отстоять и традиционные методы обучения, подготовить себе достойную научную смену. Жизнестойкость университетского коллектива в эти нелегкие годы проявилась не только в его способности преодолевать многочисленные трудности, выходить с наименьшими потерями из навязанных сверху структурных и идеологических преобразований, но и в активном научном творчестве, в организации новых научных институтов, кафедр, лабораторий, появлении новых научных направлений и школ. При этом университетские ученые занимались не только фундаментальными проблемами науки, но и охотно откликались на запросы и нужды практики.
Начавшееся с конца 20-х годов наступление против старой интеллигенции не обошло стороной и Ленинградский университет, многие ученые которого были арестованы в связи с "академическим делом". Одна за другой в Университете проходили кампании по выявлению "чуждых элементов" и "врагов народа". Многие видные ученые ЛГУ были в эти страшные годы репрессированы. Тем не менее, профессора и преподаватели прилагали все усилия, чтобы поддержать присущий Университету высокий уровень подготовки специалистов. Удивительной психологической особенностью тех лет было то, что ученые, несмотря на весь ужас положения, работали много, упорно, даже с увлечением, получали важные научные результаты. Великая Отечественная война явилась для Университета, как и для всей страны, суровым испытанием его физических, интеллектуальных и нравственных сил. В первые же дни войны на фронт ушли сотни универсантов, а с конца июня началась запись добровольцев в народное ополчение. Более 2 500 универсантов - студентов, аспирантов, преподавателей и служащих - сражались на фронтах, многие из них не вернулись с этой самой кровопролитной войны в истории человечества.
Одновременно на всех факультетах, кафедрах и лабораториях развернулась научно-исследовательская работа по выполнению оборонных заказов. Сотрудники и студенты ЛГУ помогали укреплять обороноспособность города, несли дежурство в командах местной противовоздушной обороны, возводили оборонительные укрепления на подступах к Ленинграду. Не прекращались и учебные занятия, хотя число студентов сократилось в несколько раз. Голодная смерть и болезни вырвали из университетского коллектива более 30 профессоров и 60 доцентов. В марте 1942 г. ЛГУ был эвакуирован в Саратов, где в сложнейших условиях наладил свою научную и учебную деятельность. Оставшийся в осажденном Ленинграде небольшой коллектив сотрудников сумел сохранить огромные научные и культурные ценности Университета. В июне 1944 г.
ЛГУ вернулся из эвакуации в родной город. В короткий срок были восстановлены сильно пострадавшие от бомбежек и обстрелов университетские здания и помещения, и 2 октября 1944 г. Первые послевоенные годы в жизни Университета характеризовались взлетом научно-исследовательской мысли, появлением новых ярких имен, выдающимися научными открытиями. Особенно бурно развивались в это время астрофизика, математика, механика, физика, химия, биология, геология. Однако поступательное развитие науки в ЛГУ, как и в стране в целом, было заторможено целым рядом идеологических кампаний. Под флагом развернувшейся в сране кампании по борьбе с "буржуазным космополитизмом" шельмовались и изгонялись из Университета многие известные ученые. Избиение университетских кадров достигло своего апогея в период "ленинградского дела". Принятый в середине 50-х годов политическим руководством страны курс на десталинизацию и демократизацию советского общества самым положительным образом отразился на характере научно-педагогической деятельности ЛГУ.
В университетской науке шло в это время интенсивное слияние смежных дисциплин, внедрение математических методов в области естественных и гуманитарных наук. На основе целого ряда правительственных постановлений были организованы новые проблемные лаборатории и институты.
Арсеньев; по философии и истории А. Галич и Э.
С 1804 г. Университет занимал часть здания 12 коллегий - замечательного памятника русской архитектуры первой половины XVIII в. Трезини, - а в 1830 г. Первоначально в воссозданном Университете было три факультета: историко-филологический, философско-юридический позднее юридический и физико-математический, которые делились на разряды; в 1854 г.
В таком составе факультетов Университет просуществовал до 1918 г. Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, осуществлявшие более узкую специализацию студентов. Эта мера сыграла весьма заметную роль в истории отечественной высшей школы. В ноябре 1819 г.
Подали прошения 27 человек.
Сокращалось и число слушателей то же, кстати, происходило и в Москве. И спустя 5 лет после кончины в 1765 году Михаила Ломоносова который де—факто руководил главным учебным заведением в столице университет объединили с гимназией хотя в старшем ее классе, по сути, продолжали давать университетское образование. В царствование Екатерины создавалась система народного просвещения, и от университета требовалось выпускать не только будущих членов академии, но и учителей для средних и начальных школ. Из которого оно вышло только созданием университета нового типа, государственного и с государственным финансированием", — рассказал профессор Тихонов. Конъюнктурная история Университет был воссоздан в 1819 году на базе Главного педагогического института.
При этом первое время в нем подчеркивали связь с былым. В 1838—м, когда вуз возвращался в реконструированное здание 12 коллегий, выпустили медаль "единым вдохновением", на которой начертан 1724 год как дата начала университетского образования в России. В 1844—м, при ректоре Петре Плетневе, университет предпочитает отмечать свое 25—летие а не 120—летие. Этот юбилей и послужил началом традиции отмечать юбилей университета с 1819 года. Хотя и впоследствии ряд ученых включая Дмитрия Менделеева продолжали отмечать преемственность с академическим университетом.