Администрация музея Метрополитен в Нью-Йорке решила изменить национальность русских художников Айвазовского и Репина. В Русском музее, корпус Бенуа, проходит экспозиция, посвященная 175-летию Ильи Репина. Финский музей изменил национальность художника Ильи Репина на "украинскую", вызвав негодование в российских культурных кругах. Решение об "изменении национальности" Ильи Репина было принято, когда в "Атенеуме" готовилась выставка "Вопрос времени", включающая одну из работ художника. Финский художественный музей «Атенеум» наименовал русского живописца Илью Репина украинским художником, базируясь на божественном документе о месте рождения его родителей, сообщает Новости.
«Русофобская ахинея»: в РВИО дали оценку «украинству» художника Ильи Репина
Мы должны быть благодарны Илье Репину и за то, что в истории грузинского искусства сверкают такие имена, как Георгий Габашвили (1862-1936) и Мосэ Тоидзе (1902-1985). Илья Репин родился в Чугуеве Харьковской губернии Российской империи, ныне – Харьковской области. Последние новости — Аргументы» Новости» Эксклюзив» Музей Metropolitan «сменил» национальность Репину, Куинджи и Айвазовскому, сделав их украинцами.
Илья Репин - Ilya Repin
Илья Репин прожил 86 лет и до старости сохранял страсть к живописи, острый ум и способность влюбляться. Согласно краткой биографии Репина Ильи Ефимовича, родился будущий художник в 1844 году в Чугуеве (Харьковская губерния). Судя по публикации из финских архивов, престарелого Илью Репина однажды навестила неизвестная ему советская супружеская пара. Финский художественный музей "Атенеум" объясняет изменение национальности известного русского художника Ильи Репина на украинскую. Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде.
РЕ́ПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ
Илья Ефимович Репин, поменял национальность. — Новостная Лента Макспарка (олег гуров) — NewsLand | На прошлой неделе самый большой художественный музей Финляндии Ateneum признал Илью Репина украинским, а не русским художником. |
Вспоминая Илью Репина — с молитвой (+Фото) | Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. |
Илья Репин: биография, личная жизнь, фото и видео | Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде. |
Художник Илья Ефимович Репин (генеалогия) | Мы должны быть благодарны Илье Репину и за то, что в истории грузинского искусства сверкают такие имена, как Георгий Габашвили (1862-1936) и Мосэ Тоидзе (1902-1985). |
ВСЯ ПРАВДА О ВЕЛИКОМ ИЛЬЕ РЕПИНЕ | В результате рассмотрения мы решили исправить информацию о национальности Репина с русской на украинскую", — приводят слова Кари СМИ. |
Первый большой успех
- Илья Ефимович Репин
- Финский музей изменил национальность художника Ильи Репина на украинскую
- Репин, Илья Ефимович — Википедия с видео // WIKI 2
- Илья Репин: мистический гений
Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
У музеев нет единого взгляда на вопрос национальности художников. По мнению Оксаны Семеник, важным основанием является культурный фон, хотя, например, у живших под властью Российской империи украинских художников было не так много выбора для получения образования. Они часто учились в России, потому что успех был возможен только в рамках имперской культуры. Талантливые мастера с колонизированных территорий сразу причислялись к русскому искусству. Такие примеры также найдутся в музыке, литературе и науке.
Например, Николай Гоголь считается ключевой фигурой в русской литературе. Хотя Гоголь писал по-русски, он родился на территории Украины и большая часть его творчества основана на элементах украинской культуры. Сейчас украинские культурные учреждения пытаются сообща восстановить данные о деятелях культуры украинского происхождения. Например, готовится так называемое руководство по деколонизации международных музеев.
Документ содержит информацию об украинском культурном наследии. Автор: Надя Федорова Nadiia Fedorova Эта форма комментариев находится по защитой антиспам Эта форма комментариев находится по защитой антиспам Новости.
Дипломаты отметили, что на выставке работ Репина, проведённой музеем «Атенеум» в 2021 году, ни у кого не возникло сомнений в русской национальной принадлежности художника. На данный момент ситуация вызывает споры и разногласия, и она подчёркивает сложность определения принадлежности искусствоведческих объектов. Национальность художника, его культурное наследие и влияние на искусство нередко становятся предметом споров и разных толкований. Важно учитывать, что творчество превосходит национальные границы и отражает многообразие культур и национальностей.
Репин — выдающийся художник, и его работы привлекают внимание и интерес различных стран.
После одной из таких лекций историк И. Забелин поинтересовался впечатлением у своего знакомого, члена Комитета литератора А. Вот, говорят, Иоанн 4 играет в шахматы. Так шахматы в Оружейной палате, кафтан тоже. Откуда же взять иначе"63. Были, правда, и иные примеры. В дневнике И. Забелина сохранилось свидетельство о том, как он сам понимал "историческое художество".
Одному из своих собеседников Иван Егорович "раскрыл... Говорю, что пишут? По Карамзину, Устрялову, по Соловьеву, по Оленину, по Солнцеву, а не сами, возьмут событие, наберут костюмов, оружия, рисунков и думают, что всё дело сделано, историческая картина написана. Этого мало. А человек с умом, истинным талантом этим не удовлетворится. Доказательство - Иванов. Грабарь о втором "историческом" полотне И. Им был только Суриков - величайший из воскресителей прошлого в изобразительном искусстве, до которого далеко не только Деларошу и Мейссонье, но и Менцелю"65. Не только историческая достоверность изображаемого исторического события, но сам дух времени и при этом точность в мелочах отличали современника И.
Репина - выдающегося русского художника Василия Ивановича Сурикова, о котором говорили, как о наделенном "редчайшим даром ясновидения прошлого"66. Внучка В. Сурикова вспоминала диалог между дедом и гр. Толстым по поводу картины "Утро Стрелецкой казни" 1881 : - А скажите, как вы себе представляете, - Толстой быстро поднялся со стула, - стрельцов с зажженными свечами везли на место казни? Современные исследователи подтверждают: "Ответ художника [... Об этой перекличке образов впервые написал Максимилиан Волошин: "Семи видимым главам собора соответствуют семь смертных свечей картины". Это тончайшее наблюдение, наверняка обсуждавшееся поэтом во время его бесед с самим Суриковым 1913 год , в дальнейшем не было развито исследователями. В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова, - отмечал М. Волошин, - русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в 16 и 17 веке русской истории"70.
Но для этого нужно было, прежде всего, родиться русским человеком. Что значит писать такую картину становится понятным, если вспомним признания того же Сурикова. Из них, между прочим, ясно, какое осторожное отношение к изображению смерти, крови должно быть у нормального богобоязненного православного человека: "Я когда "Стрельцов" писал - ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить.
Чтобы спокойствие во всем было. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Я сам-то свят, - а вот другие... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась. А я ведь это все - и кровь, и казни в себе переживал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь"71. Совершенно другим был Репин. Человек не просто чужой крови, а еще и другого духа. А дух в художестве много значит.
Суть-то исторической картины - угадывание"72. А какая историческая родовая память могла быть у потомка выкреста?.. Вы бы вот здесь хоть на виселице, на правом плане, повесили бы". Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла, - как увидела, так без чувств и грохнулась. Да разве так можно? Вон у Репина на "Иоанне Грозном" сгусток крови, черный, липкий...
Разве это так бывает? Ведь это он только для страху. Она ведь широкой струей течет - алой, светлой. Это только через час так застыть может"73. Свидетельство, следует признать, весьма сильное. И змей-искуситель во плоти. И знал, что нельзя. И хотелось знать. И о продаже души.
Сказано всё прямо, без обиняков, но в то же время деликатно и с искренним раскаянием. Истинно по-русски! Более того, искусствоведы многозначительно отмечают, что "не будь головы Царевны, не была бы написана голова Царя Ивана. Между картинами "Царевна Софья" и "Иван Грозный" существует несомненная преемственность". И самое главное о влиянии этих смоделированных художником образов на психику зрителя : "Репин дал своеобразную их интерпретацию, истинность которой можно частично оспаривать, но отрицать большой силы их воздействия нельзя"74. Сноски 1 Антоколь - предместье Вильны. Примечания 1 Константин Петрович Победоносцев и его корреспонденты. Русские фамилии. Парадоксы и причуды филосемиизма в России.
Исторический очерк. Подробнее о кантонистах см. Православный Царь-Мученик. Дневник 1901-1969. Наказание правдой. Далекое близкое. Избранные письма в двух томах. Петр Шафиров. Жизнь и творчество.
Книга времен и событий. Этюды любви и ненависти. Письма к писателям и литературным деятелям 1880-1929.
Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова , которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога [80]. Портрет Тургенева Портрет И. Государственная Третьяковская галерея, Москва Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам» [81]. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге [82] ; позже они встретились в Париже. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо [83].
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло; вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота… Увы, портрет вышел сух и скучен» [84]. Третьяков, получивший в свою коллекцию портрет Тургенева, не скрывал неудовольствия. Картина с изображением Ивана Сергеевича ушла от него в галерею Кузьмы Солдатёнкова , от него попала к Савве Мамонтову , затем в Румянцевский музей и в 1920-х годах вернулась в Третьяковскую галерею [85]. В январе 1879 года, когда Тургенев приехал в Москву, Третьяков, так и не оставивший мечту получить хороший портрет писателя, организовал у себя дома встречу Ильи Ефимовича и Ивана Сергеевича. Сеансы возобновились, и к весне картина была готова. Однако её демонстрация на 7-й выставке передвижников не принесла художнику ничего, кроме отрицательных эмоций: рецензенты увидели на голове писателя «взбитое мыло», а созданный образ сравнивали с «каким-то стареньким селадоном » [86]. Стасов, признав, что вторая попытка тоже оказалась безуспешной, отметил: Репина постигла в этом случае общая участь: кто ни писал портрет Тургенева, все потерпели неудачу, ни одному живописцу нашему не удалось передать лицо и фигуру знаменитого русского писателя [87]. Его порождает белесоватая окраска словно выгоревшего от зноя неба, насыщенный пылью раскалённый воздух и господствующие в картине пятна коричневато-серых крестьянских одежд.
Между 1880 и 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва Три года ушло у Репина на создание картины «Крестный ход в Курской губернии», которую первоначально художник называл «Чудотворной иконой». Для сбора материалов он ездил в Курскую губернию , Киев и Чернигов. В людском потоке выделяются не менее семидесяти фигур с «ясными характеристиками»; из множества лиц и настроений складывается «целостная картина народной жизни» 1880-х годов [30]. Социальные типажи обозначены не только в тех персонажах, что находятся на переднем плане горбун и барыня , но и во «второстепенных» образах — таких, как представитель власти, замахнувшийся нагайкой на нарушителя порядка [90]. Если в год окончания полотна обозреватель петербургской газеты « Новое время » увидел в ней «не беспристрастное изображение русской действительности, а только изобличение взглядов художника на жизнь» [91] , то уже в 1930-е годы Игорь Грабарь считал, что эта картина «окончательно установила за Репиным репутацию первого художника России» [92] [93]. Репин и Толстой Пахарь. Лев Толстой на пашне.
Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва Инициатором знакомства Льва Толстого и Репина был Стасов, который начиная с 1870-х неустанно рассказывал писателю о появлении в русском искусстве «нового светила» [94]. Об этом художник подробно написал Стасову, отметив, что писатель «на портрет Крамского очень похож»: Я был так ошеломлён его посещением неожиданным и так же неожиданным уходом хотя он пробыл около двух часов, но мне показалось не более четверти часа , что я по рассеянности забыл даже спросить, где он остановился, надолго ли здесь, куда едет… Напишите мне, пожалуйста, его адрес, где можно найти [95] [96]. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния; иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж [97]. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Ему достался участок в районе Смоленского рынка , включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов; подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие [98]. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне , создал несколько портретов Толстого самые известные — «Л. Толстой за письменным столом» 1887 , «Л. Толстой в кресле с книгой в руках» 1887 , «Л. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» 1891 , а также десятки зарисовок и набросков; многие из них остались в разрозненных альбомах [99]. Картина «Л. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы [100].
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов; Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур» [101]. В сентябрьском номере издания «Новости и биржевая газета» за 1887 год появилась статья Стасова о том, что Толстой, изображённый Репиным, напоминает ему загорелых бурлаков: «То же выражение силы, преданности своему делу, тот же беспредельно национальный тип и склад». Особое внимание критик уделил лошадкам — по его мнению, каждая из них обладает своим характером: одна кротко «исправляет свою службу», другая демонстрирует живость и непокорность [102] [103]. В 1901 году Репин написал портрет «босоногого» Толстого. Писатель, редко ходивший босиком, был недоволен тем, что художник изобразил его без обуви. Он говорил: «Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостаёт только, чтобы меня изобразили без панталон » [104].
Государственная Третьяковская галерея, Москва С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича; тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Как вспоминал композитор Борис Асафьев , порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле — художник любил слушать « Хованщину » [105]. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически» [106]. Художник немедленно выехал в столицу, чтобы навестить заболевшего товарища. В госпитальной палате Репин в течение четырёх дней — со 2 по 5 марта — писал портрет Мусоргского. Мольберта для поездки в Петербург Илья Ефимович не взял, поэтому работа велась возле стола, за которым сидел композитор [107]. По мнению исследователей, художник не пытался скрыть «человеческих слабостей» композитора, но даже в больничном одеянии, с пристальным и в то же время отрешённым взглядом, Мусоргский выглядит человеком «красивым и духовно великим» [108].
На зрителей портрет композитора, скончавшегося через несколько дней после визита Репина, произвёл большое впечатление. Государственная Третьяковская галерея, Москва С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками». В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его внимание привлекли две работы — портреты сторожа и продавца; назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного [110]. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Меценат бывал дома у Ильи Ефимовича; при невозможности встретиться они обменивались письмами [110] или короткими записками: «Если у Вас найдётся свободный часок, заверните ко мне посмотреть портрет Аксакова. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Третьяков» [111].
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь»; Репин в ответ объяснил, что не может согласиться со мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе [112]. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений; так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского — в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение» [113]. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически; в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым , Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея» [114]. Репин долгое время вынашивал мечту написать портрет самого Третьякова, однако меценат наотрез отказывался позировать. Тем не менее зимой 1882 года совместная работа началась; она продолжалась вплоть до отъезда Ильи Ефимовича из Москвы и была завершена уже в Петербурге. Зная, что у родных Павла Михайловича были замечания к его портрету, Репин уже после смерти мецената создал второй вариант картины [115].
Прибыв в декабре 1898 года на похороны Третьякова, Илья Ефимович написал: Вот свалился дуб могучий, развесистый, под ветвями его широкими сколько жило и благоденствовало хороших русских художников… А вот как настанет временное оскудение, мелочь, тогда поймут ушедшую вдаль эпоху и удивятся её грандиозности, оценят и искусство, и собирателя [116]. Второй петербургский период 1882—1900 Накануне переезда в столицу Репин признавался в одном из писем, что Москва начинает утомлять его. Наступившее пресыщение вкупе с настойчивыми уговорами Стасова и Крамского привели к тому, что осенью 1882 года 38-летний художник вернулся в город своей молодости. С собой он привёз немалый багаж, основу которого составляли наброски к начатым работам — «Запорожцы», «Арест пропагандиста», «Перед исповедью» в советском искусствознании картина именовалась «Отказ от исповеди» , «Иван Грозный», а также сотни рисунков и этюдов на самые разные темы [117]. Государственная Третьяковская галерея, Москва Рождению исторического полотна, созданного «по мотивам» одного из сюжетов « Истории государства Российского », предшествовало посещение Репиным концерта Римского-Корсакова. Как писал позже сам художник, «его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть» показалась настолько впечатляющей, что захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки» [118]. Работа началась с выбора натуры. Репин искал нужные лица везде — всматривался в прохожих на улицах, обращался к знакомым.
Образ Ивана Грозного, по мнению Ильи Ефимовича, в чём-то совпадал с типажом живописца Григория Мясоедова , который, наряду со случайным человеком, встреченным на рынке, согласился позировать для новой картины [119]. Прообразами царевича стали несколько человек, в том числе пейзажист Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин. Отвечая на вопросы о том, почему при написании профиля царевича выбор пал именно на Всеволода Михайловича, Репин отмечал: В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть.
Американский музей поменял национальность Репина и Айвазовского
ВСЯ ПРАВДА О ВЕЛИКОМ ИЛЬЕ РЕПИНЕ | В Метрополитен-музее сменили национальность Ивану Айвазовскому и Илье Репину. |
Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее? | Актуальность настоящего исследования заключается в назревшей необходимости научного обобщения накопленного материала, которое поможет пересмотреть родословную Ильи Репина, его происхождение и социальный статус. |
Как Илья Репин в Финляндии стал украинцем | Финский художественный музей «Атенеум» объявил о замене национальности выдающегося художника Ильи Репина с русской на украинскую. |
Финский музей назвал русского художника Илью Репина украинцем — «Важное в Витебске» | Биография Ильи Репина Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. |
В Метрополитен-музее сменили национальность Ивану Айвазовскому и Илье Репину
Мифы о жизни Ильи Репина | Признание окончательно и бесповоротно пришло к Илье Репину после картины «Бурлаки на Волге». |
Художник Илья Ефимович Репин (генеалогия) | Администрация музея Метрополитен в Нью-Йорке решила изменить национальность русских художников Айвазовского и Репина. |
Особо резвым псевдоэкспертам, изменившим национальность художника Репина, дали совет | В Метрополитен-музее сменили национальность Ивану Айвазовскому и Илье Репину. |
Илья Репин: мистический гений | Решение финского музея "Атенеум" считать художника Илью Репина украинцем противоречит здравому смыслу, заявили в посольстве РФ в Финляндии. |
Илья Ефимович Репин | В 1854-1857 гг. Илья Репин учился черчению и рисованию в школе военных топографов в Чугуеве. |
Финский музей назвал русского художника Илью Репина украинцем
Жена Куприна застала у Нордман в спальне бутерброды с ветчиной и бутылку коньяка, а художника не раз видели уписывающим обычные мясные щи где-нибудь в буфете на вокзале. Слаб человек! Тайная вечеря кисти Репина. Удивительно, но поначалу Нордман со своей почти агрессивной агитацией отказа от убийства животных Репина раздражала. Её как-то раз привела на сеанс княгиня Тенишева — Репин писал её портрет. После сеанса художник передал княгине записку с просьбой больше никогда не приводить «эту». Читайте также: Илья Репин и Наталья Нордман: Странный роман великого художника и необычной оригиналки. Поиск сюжетов Илью Ефимовича страстно тянуло ко всему уходящему. Он как будто чувствовал, что человек скоро умрёт, и торопился запечатлеть его в портрете. Правда, совпадению портрета и смерти натурщика окружающие придавали слишком уж большое значение: большая часть тех, кто Репину позировал, жили дальше много лет. Николай II, например, прожил после того, как художник написал его портрет, больше двадцати лет.
Эта же тяга, скорее всего, стала причиной создания картины «Бурлаки на Волге». Картина вышла скандальная: Репина только и упрекали в том, что он позорит Россию, выставляя своих бурлаков в то время, как в стране все сейчас переходят на пароходы, использования людей как тягловой силы не требующие. Неужели трудно было запечатлеть прогресс? Но для художника, конечно, ценнее поймать момент, который скоро станет невозможным. Правда, окончательно пароходы вытеснили бурлаков только через несколько десятилетий, но кто это знал в момент написания картины? А «Ивана Грозного» Репин написал после посещения корриды, а не потому, что вдохновился историей. На корриде художник понял для себя, что вид смерти и крови очень волнует, и решил обязательно создать картину, которая воспроизведёт эффект корриды. Ему удалось. Изображённые убийство и кровь не раз настолько впечатляли зрителей, что на полотно художника нападали, пытаясь уничтожить. В основе сюжета картины - исторический миф.
Под картинами художника в данный момент находится табличка, которая рассказывает, что он якобы украинец, родившийся в Мариуполе. Также добавляется, что музей этого художника был уничтожен во время военных действий российскими авиаударами. Корреспондент российского издания оставил письменное обращение к администрации музея, с целью выяснить, на каком основании русским художникам так вольно сменили национальность, но ответа пока не получено.
Объяснения рядовых служителей Metropolitan о том, что Айвазовский, Репин и Куинджи рождены якобы на территории Украины, выглядят жалко, так как уточнение, что в то время эта территория именовалась Российской империей, попросту ставит их в тупик. Источник: ria.
Сомнительно, что Репин вообще собирался писать прижизненный портрет Мусоргского, ведь он не взял даже мольберта для поездки в Петербург. Илья Репин, портрет М. Мусоргского Готовый портрет произвёл большое впечатление на зрителей. Она даже не могла позировать сидя, поэтому Репин изобразил ее лежащей на кушетке. Кроме того, у художника было множество других портретов близких ему людей, которые впоследствии прожили долгую жизнь.
Вопреки дурной молве он не боялся писать своих жен и детей. Легендарное полотно: Иван Грозный убивает своего сына Рождению исторического полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданного «по мотивам» одного из сюжетов «Истории государства Российского», предшествовало посещение Репиным концерта Римского-Корсакова. Как писал позже сам художник, «его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть» показалась настолько впечатляющей, что захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки». Репин очень тщательно, как и всегда, подошел к выбору натуры. Он искал нужные лица на улице, обращался к знакомым. Образ Ивана Грозного, по мнению художника, в чём-то совпадал с типажом живописца Григория Мясоедова, который, наряду со случайным человеком, встреченным на рынке, согласился позировать для новой картины. Прообразами царевича стали несколько человек, в том числе пейзажист Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин.
Репин отмечал: «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Работа была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников, а затем и на московской выставке.
Реакция на неё была бурной и неоднозначной. Иван Крамской восторгался: «Как написано, Боже, как написано! В самом деле, вообразите, — тьма крови, а Вы о ней и не думаете, и она на Вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын — сын, которого он убил! В защиту полотна выступили многие деятели культуры, и через три месяца запрет был снят. Новый показ картины в Третьяковской галерее произвёл фурор, люди шли на выставку только ради нее. Для большего эффекта в помещении, где размещалось полотно, был постелен кроваво-красный ковёр. Меценат Третьяков описывал реакцию посетителей на картину так: «Люди рыдали, впадали в ступор, валились на землю».
В ноябре 1581 года с полотном произошла еще одна странная история. Иконописец Абрам Балашов бросился на него с сапожным ножом с криками «Довольно крови, слишком много крови! Мужчину тотчас же схватили, он был помещен в психиатрическую лечебницу. Урон картине был нанесен огромный: удары повредили не только холст, но и центральную деревянную перекладину подрамника.
Теперь в галерее Атенеум — той самой, которая встречала всех прибывающих из России на поезде в Хельсинки, — великий русский художник Илья Репин тоже «украинец». Но будем справедливы: до того как стать «украинцем», Илья Репин был одновременно «великим финским художником» и в арт-среде Финляндии и даже в поп-культуре есть отличный финский фильм «Неизвестный мастер» 2018 года существует культ Репина. Когда в Атенеуме была последний раз сборная экспозиция Репина, он был представлен так: «Международный мастер Илья Репин с некоторыми из своих самых известных исторических картин и портретов крупнейших деятелей культуры своего времени, а также со своими работами из коллекции Атенеума. Репин родился на территории нынешней Украины и является самым известным российским художником, а также любим финнами: его мастерская с 1903 по 1930 год находилась на территории Финляндии, в Куоккала в Терийоки». Абсолютно точный, выверенный текст. И даже вот это — написано с тонким пониманием: «Илья Репин изобразил русский народ, освободившийся от крепостной зависимости в 1860-х годах, а также интеллигенцию той эпохи и отношения между народом и его правителями. Его работы оказали сильное влияние и на современное восприятие финнами сущности русскости». Ещё не поняли? Да, Куоккала, ныне Репино, была территорией Финляндии, собственно, любимым дачным местом жителей Санкт-Петербурга и важным местом для русской и советской культуры, иначе откуда бы «Чукоккала» и Корней Чуковский? Да, Репин там и жил до самой смерти, и писал.
Музей Metropolitan «сменил» национальность Репину, Куинджи и Айвазовскому, сделав их украинцами
Не обошел вниманием Репин и ученика Антокольского, ставшего известным скульптором Илью Гинцбурга. эти тургеневские слова Илья Репин сделал своим творческим кредо. Мог ли предположить 19-летний Илья Репин из Чугуева, начинающий иконописец, непринятый в Императорскую академию художеств, что через 81 год ее назовут его именем?
Илья Репин - биография, новости, личная жизнь
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов, а Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур». С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками». В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его внимание привлекли две работы - портреты сторожа и продавца. Назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Меценат бывал дома у Ильи Ефимовича, при невозможности встретиться они обменивались письмами или короткими записками. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений. Так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского - в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» второе название - «Речь Александра III к волостным старшинам».
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной - в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции. Картина, работа над которой была завершена в 1886 году, находилась в первом зале второго этажа Большого Кремлёвского дворца. После революции её сняли и убрали в хранилище, а на освободившееся место повесили полотно художника Исаака Бродского «Выступление В. Ленина на II конгрессе Коминтерна». Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи. Весной 1900 года Репин приехал на парижскую художественную выставку вместе с Натальей Борисовной, а в конце того же года перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта», «Прислуга - позор человечества». Второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья Борисовна отказалась.
Она скончалась в июне 1914 года в Локарно. После смерти Нордман Репин передал хозяйственные дела в Пенатах дочери Вере. После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры - в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею. В 1925 году в гости к Репину приехал Корней Чуковский. Этот визит стал поводом для слухов о том, что Корней Иванович должен был предложить художнику перебраться в СССР, однако вместо этого «тайком уговаривал Репина не возвращаться». Спустя десятилетия были обнаружены письма Чуковского, из которых следовало, что писатель, понимавший, что его друг «не должен на старости лет покидать» Пенаты, в то же время очень скучал по нему и звал в Россию в гости. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина - Исааком Бродским. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину.
Вопрос о его возвращении рассматривался на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от наркома Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое, исторически-полезное дело».
Правда, Ефимович почему-то,а не Панасович, но это не смертельно. Чисто "гусский" беларус "Цветов" 1 Ответить Экспертное мнение Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления Показать 1 ответ Свернуть ответы Владимир 2020 Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
Неужто и я?????
Родился в Чугуеве Харьковской области. Фото: paoloayroni. В статье об Айвазовском на этом же сайте в разделе о национальности художника также указано, что он украинец.
На эти изменения обратили внимание в воскресенье в Верховной раде.
Он напомнил, что в 1918 году поселок Куоккала, где обосновался Репин, был захвачен финскими войсками и отошел к Финляндии. Местные власти ничем не помогали гениальному художнику, который нищенствовал и был вынужден сажать картошку. Поэтому там будут такие переименования — во что угодно, только чтобы не было ничего русского», — прогнозирует историк. Репин же был и останется одним из ярких символов единого русского мира, несмотря на разного рода «бесовские выдумки», заключил Мягков. Куратор направил журналистке статью, в которой говорилось, что родители художника родились в Подмосковье. Она в ответ заявила, что эти данные не верны, и представила церковный документ, подтверждающий рождение отца и деда художника на территории Украины.
Вспоминая Илью Репина — с молитвой (+Фото)
Норберт Вольф, немецкий искусствовед, говорил, что картина Репина имеет много сходства с процессией проклятых Данте «Божественная комедия». Творчество Слава о талантливом художнике из северной столицы достигла Москвы. Александр Пороховщиков , предприниматель и благотворитель, решил заказать молодому живописцу картину. Полотно было предназначено для размещения в концертно-лекционном зале гостиницы, которую построил меценат. Репин в тот период очень нуждался в деньгах. Картина была объемной, а гонорар скромным, но молодому художнику не приходилось выбирать. Он постарался на славу, полотно с изображением самых знаменитых славянских композиторов принесло художнику всероссийскую известность. Картина Репина «Парижское кафе» Творческие люди всегда нуждаются в новых впечатлениях. В 1873 году Репин отправился в долгое путешествие, которое ему оплачивала академия. Вместе с семьей он побывал во Франции, Италии, Австрии.
В Париже русский художник познакомился с импрессионистами. Особенно его вдохновляли работы Эдуарда Мане. Под влиянием его картин Репин написал картину «Парижское кафе», за которую его резко раскритиковали русские коллеги. Они видели в Илье Ефимовиче художника-реалиста, а его новое полотно, где изображена иностранная буржуазия и представители богемы заставляло думать, что Репин «сменил масть». Но это было не так, чуждая культура и импрессионизм не увлекли Илью Ефимовича. Все его помыслы и стремления были направлены в сторону России. Художник пишет новое полотно, «Садко». Былинный герой, оказавшийся в подводном царстве, с интересом рассматривает парад невест, но эти женщины не привлекают его. Многие критики считали, что в образе Садко художник изобразил самого себя — человека из народа, попавшего в чуждую ему страну и среду.
Не все критики были рады успеху Репина, некоторые из них не могли удержаться от колких замечаний. Они пытались сравнивать бурлаков и «человека в аквариуме», что было, по меньшей мере, некорректно. Изображение реальной жизни и сказочной картины всегда имеют резкие отличия. После путешествия по Европе художник почти целый год провел на своей малой родине. Затем он уехал в столицу, примкнул к художникам-передвижникам, стал работать над исторической картиной «Царевна Софья». Для полного погружения в материал, Илья Ефимович в течение года жил рядом с Новодевичьим монастырем, работал в архивах, посещал музеи, театральные мастерские. Одновременно он творил. Через год картина была выставлена на суд зрителей, перед которыми предстал образ грозной правительницы, сосланной в монастырь. Это полотно получило неоднозначную оценку критиков и коллег.
И только Иван Крамской выразил безоговорочное восхищение новой работой Репина. Он нуждался в ярких типажах, для этого пришлось посетить три города — Чернигов, Киев и Курск. Картина была представлена в 1883 году, и вновь вызвала неоднозначные оценки. Некоторые критики увидели в полотне силу, мощь и красоту, другим не понравилось видимое расслоение русского общества на крепких, солидных хозяев жизни, и бедных людей, даже здесь оттертых на обочину. При этом никто из критиков не возражал против великого таланта художника, позволившего ему показать характер и чувства каждого участника религиозного действия. Церковные, библейские сюжеты всегда были близки Репину. Современники считали его не слишком верующим человеком, однако именно этот художник подарил миру свои вдохновенные полотна — «Тайную вечерю», «Искушение Христа», «Голгофу». Часто Репин обращался к историческим сюжетам. В 1885 году поклонники мастера получили возможность увидеть его новый шедевр «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Полотно было выставлено вместе с работами художников-передвижников. Трактовка сюжета возмутила Александра III , он сделал попытку запретить картину, перестать ее выставлять. Защита именитых людей заставила самодержца пересмотреть свое мнение. И вновь художник выступил как мастер психологического портрета. Интерьером полотна он выбрал комнату дачи в Мартышкино, расположенной недалеко от северной столицы.
На выставке представлено более 250 работ, знакомых нам с детских лет: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», «Садко», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»... Менее известен широкой публике небольшой этюд маслом - «Еврей на молитве». Расскажем об этой работе художника и о еврейской теме в его жизни. Илья Репин. Холст, масло Этюд «Еврей на молитве» был написан Репиным в 1875 году в Париже, куда художник приехал вместе с женой и маленькой дочерью Верой в ходе «пенсионерской поездки». Получали его обычно самые талантливые выпускники. Студенческие работы Репина, безусловно, отвечали этим критериям: при окончании Академии он был награжден первой золотой медалью.
Рейтинг: 6946 Наверх 7 июня 2023 20:27 7 июня 2023 21:39 "Происхождение предков русского художника И. Репина" Часть 3 Сохранилась и более ранняя исповедная роспись церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Большая Бабка Чугуевского уезда Белгородской епархии за 1779 год. Согласно данной исповедной росписи, приход состоял из 1 священника, 2 пономарей, 906 однодворцев 451 мужчина и 455 женщин и подданных черкас вдовы асессора Анны Гавриловны Мальцевой и капитана Стефана Ильича Русанова всего 69 мужчин и 61 женщины. Данная церковная исповедная роспись представляет интерес сразу в двух аспектах. Во-первых, семья Ефима Яковлевича Репина указана как подданные черкасы «асессорши» Анны Гариловны Мальцевой, что, по всей видимости, объясняется поспешностью и ошибкой записавшего. Во-вторых, в этой записи мы встречаем вторую жену 60-летнего Ефима Яковлевича Репина — молодую 33-летнюю Мавру Акимовну. У них есть маленькая дочь Матрена, которой полгода. Во дворе Ефима Яковлевича живут сыновья от 1-го брака: Федор 37-и лет и Ларион 20-ти лет.
Однако, решение вызвало негативную реакцию со стороны Российского посольства в Финляндии, которое назвало это русофобской акцией, противоречащей здравому смыслу. Стоит отметить, что и ранее некоторые другие крупные музеи, такие как Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Национальная галерея в Лондоне, указывали Репина как украинского художника.
Биография Ильи Репина
Художественный музей «Атенеум», расположенный в Финляндии, сменил обозначение национальности художника Ильи Репина с русской на украинскую. Об этом заявила РИА «Новости» директор по связям с общественностью Анна Кари. Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в уездном городе Чугуеве Харьковской губернии в казачьей семье. Директор по связям с общественностью финского художественного музея «Атенеум» Анна Кари заявила, что сотрудники изменили национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую из-за того, что его отец и дед родились на территории нынешней Украины.
Илья Ефимович Репин
Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев. В Петрограде пресса начала писать о том, что знаменитые люди бедствуют, голодают, испытывают ужас от звучащих вокруг их домов канонад. Общественность начала сбор пожертвований. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.
Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Инициативная группа даже обратилась к датскому посланнику, чтобы его страна повлияла на финские власти. К счастью, финляндское правительство прислушалось. Репин был не только всемирной знаменитостью, но и учителем многих известных финских художников.
Художник Илья Репин читает газетное сообщение о смерти Льва Толстого. Слева писатель Корней Чуковский. Справа их жёны Наталья и Мария. Ноябрь 1910.
В 1919 году Илья Ефимович подарил художественному музею в Хельсинки коллекцию полотен русских художников. Оказалось, здесь не было работ русских мастеров. Дар Репина оценили по достоинству. Его избрали почетным членом Общества художников Финляндии, наградили орденом Белой Розы.
Финский поэт на приеме в честь Ильи Ефимовича прочитал стихи: «Репин, мы любим тебя, как Россия - Волгу! Картина под названием «Знаменитости Финляндии» получила противоречивые отклики.
Российское посольство отреагировало на такой шаг музея, отметив, что это решение противоречит здравому смыслу, является акцией в духе "отмены русской культуры".
Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года. Куоккалла — родные «Пенаты» Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета» и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Все эти годы Наталья Нордман собирала газетные вырезки — все, в которых упоминался ее муж. А Репин начал писать мемуары. Корней Чуковский В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника.
Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году. Творчество Репина Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени. Садко в подводном царстве, 1876. Под конвоем. По грязной дороге, 1876. В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства. Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья. Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.