Мексиканские археологи обнаружили захоронения с обезглавленными и расчленёнными телами на лестнице пирамиды майя. Кроме артефактов культуры майя в затопленных пещерах эксперты обнаружили останки вымерших во время ледникового периода медведей, прото-слонов, гигантских ленивцев и даже череп, который может принадлежать ранее неизвестному виду людей. Археологические раскопки свидетельствуют, что майя действительно практиковали человеческие жертвоприношения, но для жертвы это считалось милостью. Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходимым вещам. Археологические раскопки свидетельствуют, что майя действительно практиковали человеческие жертвоприношения, но для жертвы это считалось милостью.
Археологи обнаружили на Юкатане затерянный город майя с архитектурой в стиле пуук
В течение двух следующих столетий не прекращалось выравнивание этого холма. И всё это стало возможным благодаря технологии LiDAR, которая позволила отказаться от большого финансирования и действовать в частном порядке. Что за LiDAR? Лидар произошло от Light Detection and Ranging — «обнаружение, идентификация и определение дальности с помощью света» — устройство, измеряющее дальность до объекта. Делается это с помощью пучков ИК-излучения, посылаемого специальным проектором. Дополнительный сенсор «ловит» отражение посылаемого излучения. На основе полученных временных задержек можно выяснить, на каком расстоянии от сканера находятся те или иные объекты. Именно так и создаются 3D-карты местности.
Рождение цивилизации майя Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки. Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру — строили города, занимались земледелием. К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса. Индейцы майя: история развития цивилизации Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность. На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль. Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками — пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей. Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом — нагрудным зеркалом. Правящий класс майя Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек. Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.
Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб. Города характеризовались плотным заселением, что противоречит гипотезе, предполагающей, что ранние мезоамериканские населения были малонаселенными.
Что это за комплекс и какие сюрпризы ожидали там учёных? Этот монументальный комплекс цивилизации майя был обнаружен в штате Табаско, Мексика. Структура получила название Агуада Феникс Aguada Fenix. Выглядит эта группа сооружений, как большая платформа. Высота её от десяти до пятнадцати метров, а площадь, которую комплекс занимает — превышает полтора километра. От центра проложены в разных направлениях девять дорог. Эксперты считают, что возраст комплекса около 3000 лет. Радарное сканирование Агуады, самой старой и самой большой структуры майя, когда-либо найденной. Масштабы комплекса просто огромны! Это не только самое раннее и крупнейшее церемониальное сооружение майя, но оно настолько велико, что занимает гораздо больше места, чем Великие пирамиды Гизы в Египте! Аэрофотоснимок главного плато Агуада Феникс. Технологии, с помощью которых было сделано открытие, с успехом используются в ряде областей, включая археологию. Это позволяет учёным сэкономить время и силы, не путешествуя по труднодоступным местам в поисках памятников и сокровищ. Фактически это открытие было сделано ещё в 2017 году, но только сейчас учёные стали делиться деталями этой потрясающей находки. Часть участка Aguada Fenix, раскопанного Мелиной Гарсия.
В джунглях Мексики обнаружен древний город индейцев майя
Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале | Где жили майя. Народ майя облюбовал теплые и комфортные для проживания территории, входящие в состав современной Мексики и Центральной Америки. |
Цивилизация майя | Это связано с тем, что на территории, где жили майя, царила засуха, поэтому было важно иметь запасы воды. |
МАЙЯ (Цивилизация) | Энциклопедия Кругосвет | Международная группа ученых обнаружила в Северной Гватемале множество поселений цивилизации майя возрастом около двух тысяч лет. |
Народ Майя: кто это такие, культура, тайны и загадки цивилизации | По мнению профессора антропологии Лизы Лусеро, на территории, где жили майя, царила засуха: важно было иметь запас воды. |
Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут | Между тем, существует и другая версия про цивилизацию майя, которая заключается в том, что майя на самом деле никуда не исчезла, их потомки могут до сих пор жить на Земле. |
Древние города майя – ФОТО
- Мистический уход цивилизации майя — кто виноват?
- В Гватемале обнаружили затерянные города майя: Наука: Наука и техника:
- Территория
- Территория древних Майя
- 15 самых впечатляющих руин цивилизации Майя
Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках.
Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
При этом они еще не убили ни одного христианина в честном бою, а только исподтишка. Ни разу они еще не объявили войны, и всего добиваются хитростью.
После того как в 1540 году Монтехо-младший возобновил завоевание Юкатана, люди, которые за ним последовали, уже не питали никаких иллюзий относительно новых открытий. Все, на что они рассчитывали, — поработить коренное население, поселиться в укрепленных пунктах и жить за счет порабощенных. По видимости, с 1515 года, если не раньше, у испанцев появился грозный союзцик.
Сами того не ведая, они развязали против коренных народов Америки настоящую биологическую войну: азиаты, многие тысячелетия назад пересекшие Берингов пролив и расселившиеся по всей Америке, совершенно лишились иммунитета против болезней, свирепствовавших в Старом Свете. Над юкатанскими майя раздался погребальный звон — на испанских каравеллах вместе с конкистадорами прибыла оспа, а вместе с корабельными крысами — чума. К 1547 году, всего за тридцать лет, население Юкатана сократилось на три четверти.
Деморализованные, изнуренные, подавленные постоянным натиском испанцев и эпидемиями, майя сдались. В1542 году среди руин древнего города Тихоо испанцы основали будущую столицу Юкатана — Мериду. Дальше больше — в 1546 году Тутуль Шиу, правитель Мани самого могущественного государства того времени на северо-западе установил теплые отношения с испанцами и даже принял христианство.
За ним последовали многие другие, и, даже несмотря на короткую вспышку сопротивления на востоке, к концу 1547 года вся северная часть полуострова была завоевана окончательно. Осев всерьез и надолго на завоеванных землях, испанцы — конкистадоры и просто поселяне — отнеслись к культуре порабощенных народов без всякого любопытства разве что в случае крайней административной необходимости. Куда больший интерес к искусству коренных жителей Америки неожиданно проявился за тысячи километров — в Старом Свете.
Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель. Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо. Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе.
Я увидел среди них прекрасные произведения искусства, которые заставляют восхищаться утонченностью и гениальностью народов, населяющих неведомые земли». В эпоху Возрождения не только появился интерес к изучению классической античности, но и возникла мода на ее символику и артефакты. По всей Европе в парках, замках и дворцах принцев, аристократов и нуворишей поселились бесчисленные статуи Венер, Аполлонов и Гефестов.
И вот нежданно-негаданно возникла Америка… Не мифология из бесконечно далеких времен, а вполне осязаемая, хотя и географически отдаленная, реальность. Теперь, на волне любопытства и моды на все необычное, среди сильных мира сего стало принято заводить нечто вроде «коллекции курьезов», или кабинета редкостей. Туда в кучу сваливали раковины, останки рептилий, камни-самоцветы, чучела экзотических животных, гигантские зубы — в общем, те предметы, которые трудно классифицировать, но которыми можно было похвастаться перед гостями.
В бассейне Карибского моря в самом начале грабительского этапа в 1492-1520-е годы испанцы вели себя как грубые, алчные и жестокие пришельцы, прибывшие лишь для того, чтобы намыть золота и, превратившись в нуворишей, вернуться на родину. Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту. Либо они помогают намывать золото, либо мешают.
Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков.
К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики. Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах.
Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации. Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное. Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов.
Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей.
Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов. Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам.
Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов. Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах.
Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества?
Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми».
Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением.
Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико.
Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру.
Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики.
В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны.
Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору.
Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни.
Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным.
Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями.
Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа.
И если вдруг в обществе происходит какой-то надлом экономический кризис, политический, социальный, духовный, интеллектуальный , то как раз страдают первым делом города. И страдают первым делом самые большие, самые крупные города, в которых больше всего людей, в которых больше всего вкладывается ресурсов, потому что, чтобы их поддерживать, нужна определенная ресурсная база. Мы до сих пор не знаем.
Несколько гипотез. Баченина: - А что вы предполагаете — засуха, наводнение? Беляев: - Одна гипотеза состоит в том, что это были экологические условия. Этот первый кризис середины II века. Там понизился уровень вод подпочвенных, сельскохозяйственная система, основанная на этом, уже не поддерживала такое большое население.
Другая гипотеза говорит, что это был кризис скорее политический, это были войны между соперничающими государствами. У майя никогда не было единой империи или большого государства, было много небольших царств или городов-государств, они друг с другом воевали. Иногда они могли быть побольше размером, чем какое-то мелкое поселение, но все равно. Политический конфликт, который вылился в то, что одна из гегемоний была разгромлена. И это видно.
Мы видим, что на этом переходном периоде очень много появляется новых черт. Например, центральная часть некоторых городов спешно обводят стенами. Это явно рост конфликтов, милитаризация. Потому что большой город майя в принципе не предусматривает оборонительных стен, потому что он размерами и населением защищен. Там были какие-то системы ограничения передвижения, но не масштабные стены.
А тут видно — построили стену. Причем специально, она стоит поверх прежних зданий. Стена, конечно, не очень хорошая. И очень похожие процессы мы наблюдаем и во втором кризисе. Это тот так называемый коллапс… Баченина: - В общем, перессорились, какие-то гражданские войны.
Беляев: - Это такое объяснение. Второй коллапс — это IX — первая половина X века. Это когда классическая цивилизация приходит в упадок, когда были оставлены города и т. Тогда действительно масштаб больше, городов оставлено больше, население сокращается гораздо быстрее, оставляются гораздо большие площади. И здесь опять много дискуссий, что это — экологические причины… Сейчас стала популярна теория засухи, что это такая глобальная засуха, которая весь мир затронула, в том числе и Китай.
Другая теория ищет причины во внутренней социально-политической структуре, что слишком много элиты. Баченина: - А куда они ушли? Беляев: - В том-то и дело, что как раз никуда не ушли. Потому что мы наблюдаем процесс, который у нас в 90-е годы тоже наблюдался, когда у нас был экономический кризис. Некоторые люди частично живут в городе, а ведут какое-то еще полусельское хозяйство.
Для Москвы, для мегаполиса… Баченина: - Каждый четвертый. Беляев: - Но многие люди этим занимаются просто для души. А в 90-е годы это были существенный доход для многих семей. Баченина: - То есть можно провести аналогии, чтобы было понятно. Беляев: - Эта деурбанизация, люди начинают из городов потихоньку уходить, население падает.
И мы видим это на археологических материалах, оно действительно сокращается. А потом уже, может быть, к социально-политическому кризису добавилась экология, начало засухи и т. Тут неожиданно выясняется, что и в сельской местности жить неудобно.
Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса.
Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя
Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул. Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г.
В городе обнаружили различные здания, в том числе несколько пирамидальных конструкций высотой 15 метров. Нашли также площадку, которую, возможно, использовали для отдыха или религиозных целей.
В основном это народы майя киче, кекчи, какчикели и мамы. Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек. Кроме того, некоторое количество индейцев майя проживает в Сальвадоре и Гондурасе. Получается, что примерная численность современных индейцев майя составляет около 6 миллионов человек, проживающих в регионе древней цивилизации майя. Большинство их них говорит на родных языках и ведет традиционный образ жизни. В основном это жители сельской местности, которые занимаются выращиванием кукурузы и других культур, а также традиционным ткачеством. Индейцы майя отстаивают свои права, а активисты из коренных индейцев участвуют в общественной и политической жизни Гватемалы и южных мексиканских штатов.
В отличие от других разрозненных коренных народов Мезоамерики, майя были сосредоточены в одном географическом блоке, охватывающем весь полуостров Юкатан и современную Гватемалу Белиз и части мексиканских штатов Табаско и Чьяпас, а также западную часть Гондураса и Сальвадор. Такое расположение показывает, что майя оставались в относительной безопасности от вторжения других мезоамериканских народов. На этой обширной территории майя жили в трех отдельных субрайонах с отчетливыми экологическими и культурными различиями: северные низменности майя на полуострове Юкатан; южные низменности в районе Петен на севере Гватемалы и прилегающие части Мексики, Белиза и западного Гондураса; и южное нагорье майя в гористой местности на юге Гватемалы. Известно, что майя из южной низменности достигли своего пика в классический период цивилизации майя 250—900 гг. Ранние майя, 1800 г. Самые ранние поселения майя датируются примерно 1800 г. Самые ранние майя занимались сельским хозяйством, выращивая такие культуры, как кукуруза, бобы, кабачки и маниока. В средний доклассический период, который длился примерно до 300 г. Средний доклассический период также стал свидетелем подъема первой крупной мезоамериканской цивилизации, ольмеков. Как и другие месамерийские народы, такие как сапотеки, тотонаки, теотиуаканцы и ацтеки, майя унаследовали от ольмеков ряд религиозных и культурных черт, а также свою систему исчисления и свой знаменитый календарь. В дополнение к сельскому хозяйству доклассические майя также демонстрировали более продвинутые культурные черты, такие как строительство пирамид, строительство городов и надписи на каменных памятниках. Поздний доклассический город Мирадор на севере Петена был одним из величайших городов, когда-либо построенных в доколумбовой Америке. Его размер затмил столицу классических майя Тикаль, а его существование доказывает, что майя процветали за столетия до классического периода. Каменные города: классические майя, 250-900 гг. Классический период, начавшийся около 250 г. Классическая цивилизация майя выросла примерно до 40 городов, включая Тикаль, Уаксактун, Копан, Бонампак, Дос-Пилас, Калакмуль, Паленке и Рио-Бек; в каждом городе проживало от 5 000 до 50 000 человек. На пике своего развития население майя могло достигать 2 000 000 или даже 10 000 000 человек. В ходе раскопок на стоянках майя были обнаружены площади, дворцы, храмы и пирамиды, а также площадки для игры в знаменитую игру майя с мячом улама. Города майя были окружены и поддерживались многочисленным населением земледельцев. Хотя майя практиковали примитивный тип подсечно-огневого земледелия, они также демонстрировали свидетельства более продвинутых методов ведения сельского хозяйства, таких как орошение и террасирование. Майя были глубоко религиозны и поклонялись различным богам, связанным с природой, в том числе богам солнца, луны, дождя и зерна. На вершине общества майя находились короли, или «кухул аджав» святые владыки , которые утверждали, что связаны с богами и следовали наследственной преемственности. Считалось, что они служили посредниками между богами и людьми на земле и выполняли сложные религиозные церемонии и ритуалы, столь важные для культуры майя.
Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката
Сама политическая система майя основывалась на воде. Иными словами могущество правителя майя зависело от размера водохранилища в районе города. Тем самым, город привлекал множество аграрных подданных, которые в обмен на питьевую воду и воду для орошения полей, отдавали часть продукции власть имущим. Однако после засухи, многие правители потеряли свои рычаги власти.
Заброшенный город Майя в джунглях Гватемалы Также стоить отметить, что политическая вертикаль власти майя, было тесно связана с божествами. Ввиду этого плохой правитель, неспособный дать людям воду, считался изгнанным богами или сами боги таких царей были неправильными. Все это приводило к хаосу в общественно-политической жизни древней цивилизации.
Однако регион Кочуа на полуострове Юкатан, во время засухи стал процветать, так как имел более влажный климат, в который устремились беженцы из засушливых регионов.
У нас есть существенный и глубокий кризис. И это та загадка, которая пока без ответа. Но вот насчет упадка, это один из широко распространенных мифов, особенно глубокого упадка. В истории цивилизации майя было несколько существенных кризисов, которые приводили к оставлению политических центров. Первый случился еще в самом начале существования, в промежутке перехода между так называемым доклассическим или формативным периодом это в основном I тысячелетие до нашей эры и полтора века нашей эры и началом классического периода. Тут в названиях уже видно. Долгое время считалось, что доклассический, когда они жили в деревнях небольших, начали строить небольшие центры, ранние земледельцы, которые только формируют сложное общество, а классический — это уже расцвет цивилизации. Он начинался официально с начала IV века в старой хронологии.
Теперь мы понимаем, что на самом деле и до этого уже была урбанизированная цивилизация, очень развитая, письменность существовала и до этого, она где-то с III века до нашей эры. И вот эта первая, доклассическая формативная цивилизация приходит в упадок примерно около 150-го года нашей эры. Баченина: - И почему, неизвестно? Беляев: - Да. Были оставлены города. Самый крупный город, город с самыми большими пирамидами за всю историю майя, который мы знаем под археологическим названием Эль-Мирадор, расположенный на севере Гватемалы, он был оставлен как раз где-то… Баченина: - Это так странно. Хорошо, я в упадке, я в диком кризисе. Но где логика? Я покидаю город и трачу еще больше ресурсов на построение другого жилища.
Беляев: - Наоборот как раз. Тот факт, что оставляются города, показывают, что это был кризис, который затрагивал внутреннюю структуру общества в том числе. Баченина: - Что вы имеете в виду? Беляев: - Города — это одно из тех изобретений, это квинтэссенция цивилизации в целом. В городах живет элита — политическая, экономическая, интеллектуальная. В городах живут горожане, которые себя не обеспечивают. Хотя мезоамериканские обеспечивали, но все равно есть много людей, которые не обеспечивают себя сами. И если вдруг в обществе происходит какой-то надлом экономический кризис, политический, социальный, духовный, интеллектуальный , то как раз страдают первым делом города. И страдают первым делом самые большие, самые крупные города, в которых больше всего людей, в которых больше всего вкладывается ресурсов, потому что, чтобы их поддерживать, нужна определенная ресурсная база.
Мы до сих пор не знаем. Несколько гипотез. Баченина: - А что вы предполагаете — засуха, наводнение? Беляев: - Одна гипотеза состоит в том, что это были экологические условия. Этот первый кризис середины II века. Там понизился уровень вод подпочвенных, сельскохозяйственная система, основанная на этом, уже не поддерживала такое большое население. Другая гипотеза говорит, что это был кризис скорее политический, это были войны между соперничающими государствами. У майя никогда не было единой империи или большого государства, было много небольших царств или городов-государств, они друг с другом воевали. Иногда они могли быть побольше размером, чем какое-то мелкое поселение, но все равно.
Политический конфликт, который вылился в то, что одна из гегемоний была разгромлена. И это видно. Мы видим, что на этом переходном периоде очень много появляется новых черт. Например, центральная часть некоторых городов спешно обводят стенами. Это явно рост конфликтов, милитаризация. Потому что большой город майя в принципе не предусматривает оборонительных стен, потому что он размерами и населением защищен.
Сломав клетку, пленники совершили побег, но попали в рабство к другому касику вождю , враждовавшему с первым. В итоге выжили двое: Херонимо де Агиляр и Гонсало Герреро. Причем Герреро породнился с местными жителями, женившись на дочери правителя Четумаля, а потом еще и возглавил сопротивление испанским завоевателям.
Много позже, в 1535 году, во время вылазки майя на обосновавшихся в Гондурасе испанцев, нашли останки белого человека. Это был Герреро. Его спутанные волосы, серьги в носу, ушах и губах, а также полностью татуированное тело не вызывали сомнений, что это был именно он. Возможно, правдивую версию добровольного превращения этого испанца, в общем-то экстраординарной фигуры, в майя мы так никогда и не узнаем. Кстати, в послереволюционной Мексике из него сделали героя. Он до сих пор считается одним из основателей мексиканской нации, а его дети стали первыми метисами Нового Света. После этих двух случайных встреч цивилизаций последовала масштабная экспедиция 1517 года, предпринятая Франсиско Эрнандесом де Кордоба. Он возглавил флот из трех кораблей и направился на поиски новых земель и пленных, которыми можно было бы заменить на Кубе умерших от непосильного труда рабов. Первую остановку эскадра сделала у маленького островка неподалеку от северной оконечности Юкатана.
После высадки и короткой стычки с местными жителями взорам конкистадоров открылись удивительный каменный дом и каменные же храмы, облицованные известняковой плиткой. Внутри одного из храмов авантюристы обнаружили такое огромное количество изображений женщин несомненно, храм был посвящен богине Иш-Чель[1] , что дали острову испанское название Исла-Мухерес Isla de Mujeres , то есть остров Женщин. Дальнейший их путь лежал на запад вдоль береговой линии Юкатана, и вскоре они достигли залива Кампече, где и бросили якоря в порту Чам-потон. И вновь непрошеные гости встретили яростное сопротивление, несмотря на то, что они обладали абсолютным превосходством в оружии: оно у испанцев было огнестрельным. Понеся неожиданно тяжелые потери убитыми и ранеными , испанцы были вынуждены ретироваться на свои корабли и взять курс на Кубу. Вскоре Эрнандес умер от ран, но перед смертью он успел рассказать о несметных богатствах, которыми изобиловали открытые земли. В доказательство он показал несколько золотых безделушек, отнятых у обитателей Исла-Мухерес. В воздухе впервые запахло наживой, а у благодарных слушателей загорелись глаза. В следующем же году была снаряжена новая экспедиция, которой на этот раз командовал Хуан де Грихальва.
Учитывая трагический провал прошлогодней авантюры, Грихальва привел к Юкатану куда больше вооруженных людей, чем несчастный Эрнандес. На первом же встреченном по пути острове это был Косумель — остров к юго-востоку от Юкатана вооруженные до зубов авантюристы не встретили никакого сопротивления — напуганные вторжением местные жители попросту разбежались. Пребывая в уверенности, что Юкатан всего лишь большой остров, отряд Грихальвы решил обогнуть его, продвигаясь на юг и с любопытством обозревая проплывающие мимо прибрежные города и деревни. Это, конечно, гипербола в типично испанском стиле, и, скорее всего, люди Грихальвы увидели город Тулум, скромные, но хорошо сохранившиеся здания которого и по сей день взирают с прибрежных холмов на проходящие в море корабли. Удостоверившись, что Юкатан вовсе не остров, флотилия повернула назад и встала на проторенный Эрнандесом путь — двинулась на север, а затем на запад и юг, в сторону Табаско, что на берегу Мексиканского залива. Добравшись до тех мест, путешественники установили доверительные отношения с местным населением и даже принялись обменивать дешевые стеклянные бусы на провиант и золотые изделия. Исчерпав запасы бус, искатели приключений снялись с якоря и продолжили свой путь вдоль Мексиканского залива. Проплывая мимо того места, где сейчас находится крупный порт Веракрус, они увидели, как от берега в их сторону направилась группа каноэ. К удивлению Грихальвы и компании, в суденышках восседали очень даже не простые пассажиры.
Это были местные вожди, украшенные перьями и увешанные сияющими золотыми украшениями. Пришельцев пригласили в гости, угостили индюшатиной, маисовыми лепешками и экзотическими фруктами. Несмотря на то, что в команде Грихальвы не было переводчика, ему все-таки удалось понять, что в той стороне, где садится солнце, находится какая-то огромная империя. Вскоре выяснилось, что гостеприимные ряженые вожди были ацтеками и, более того, являлись ни много ни мало посланниками ацтекского императора Монтесумы. После ужина Грихальву и его компанию проводили до стоявших на рейде каравелл, которые вскоре, подняв якоря и распустив паруса, устремились на север, к берегам безопасной Кубы. К тому моменту она уже успела стать испанской вотчиной и базой для дальнейшей экспансии конкистадоров в Месоамерике. Рассказы участников этой экспедиции, иногда приукрашенные, еще более распалили будущих завоевателей. Отдохнувшие и зализавшие свои раны после прошлых стычек с туземцами, конкистадоры ждали своего часа. И этот час настал.
Мы подошли к переломному моменту для всей истории не только обеих Америк, но и человеческой истории вообще. На небосводе взошла звезда Эрнана Кортеса, в 1519 году отправившегося к берегам Нового Света на 11 кораблях, с пятью сотнями солдат, сотней моряков, с пушками и лошадьми. Первой остановкой в его походе стал уже знакомый нам остров Косумель, и вновь его аборигены разбежались кто куда. Разграбив храмы и разбив множество идолов, испанцы тем не менее попытались установить с местными жителями и, в частности, с их правителем по имени Ах Наум Пат дружеские отношения. Очевидно, это удалось сделать, поскольку в последующие годы Косумель оставался надежным оплотом для дальнейшей колонизации Центральной и Южной Америки. Именно на этом острове Кортес услышал о двух выживших «бледнолицых», якобы «обретающихся» на большой земле с 1511 года. Используя различные способы, он попытался дать знать о себе им обоим, предложив присоединиться и «вернуться в цивилизацию». Удивительно, но послание было услышано. Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда!
Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье. Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей. Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин. Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына. Интересно, что она говорила как на языке майя, так и на языке науатль, на котором разговаривали ацтеки. Агиляр также за время плена выучил язык майя. Вдвоем они стали незаменимыми переводчиками Кортеса, особенно по дороге в Теночтитлан в частности и во время завоевания ацтекской империи вообще. На счастье Кортеса, внутриполитическая обстановка в империи была нестабильной, и объяснялось это в основном ненавистью покоренных ацтеками народов к своим угнетателям.
Эти народы охотно помогали Кортесу, что явилось главной причиной его успехов. Он начал поход на Теночтитлан во главе отряда в несколько сот человек. По пути его армия обросла тысячами добровольцев из числа местных жителей. Своим величием и богатством Теночтитлан затмил все города, виденные испанцами в Америке. До городского ядра в 200 тысяч человек, занимавшего большой остров посреди озера Тескоко, можно было добраться по нескольким радиальным дорогам-мостам, перекинутым от берега к острову. Без сомнения, это было одно из чудес света той эпохи. Отдаленно сравниться с ним могли лишь Константинополь и Венеция. В Лондоне тогда насчитывалось приблизительно 50 тысяч жителей, а в Севилье — и вовсе 30 тысяч. Города и городки майя по сравнению с Теночтитланом выглядели жалкими деревушками.
Что касается богатства, то количество золота, находившееся у ацтеков, сравнить попросту не с чем… Высадка на Юкатан стала первым шагом к завоеванию империи ацтеков. На многие годы полуостров превратился в удобный плацдарм, а его береговая линия сделалась причалом для многих сотен испанских кораблей, слетавшихся на «золотой мираж». После падения Теночтитлана в 1521 году новости о фантастической добыче Кортеса привлекли к «Новой Испании» тысячи европейских авантюристов. Не все народы были еще покорены, не все они были ограблены, и не все золото удалось у них отобрать «первопроходцам». Алчные взоры новых и новых конкистадоров устремились на другие народы, в том числе и на майя. В период с 1524 по 1527 год грубый и жестокий подчиненный Кортеса лейтенант Педро де Альварадо в ходе варварских и кровопролитных кампаний покорил города-государства Киче, Какчикель и несколько маленьких крепостей в высокогорье Гондураса. При поддержке племен, ненавидевших майя, используя тот же принцип, что и Кортес — «разделяй и властвуй», — его способный ученик де Альварадо сначала натравил Какчикель на Киче, а затем спокойно разобрался с самим Какчикелем. После высокогорья пришла очередь равнинных майя. На этот раз оставить свое имя в скрижалях истории выпало Франсиско де Монтехо, кстати, участнику экспедиции Грихальвы 1518 года.
Он не участвовал в нападении на Теночтитлан, так как отбыл на родину с грузом награбленных ценностей, предназначавшихся королевской казне и лично королю Карлу V. Так называемая «королевская доля» составляла пятую часть добычи — золота, серебра, мозаики и красивых благородных перьев. Это были не только трофеи, отняты у народов, живших по берегам Мексиканского залива, но и дары, преподнесенные Монтесумой Кортесу в надежде предотвратить захватнический поход испанцев на Теночтитлан. В тот груз входили и некоторые сокровища, отнятые у майя на Юкатане, — например, книги с листами из обработанной коры деревьев, скорее всего, они попали к испанцам на острове Косумель.
К тому моменту, когда испанцы высадились на берег американского континента, цивилизация индейцев майя переживала не самые лучшие времена. Расцвет цивилизации пришелся на VI-IX века нашей эры, когда майя занимали территорию полуострова Юкатан и прилегающие тропики вплоть до Тихого океана. Это был регион с развитым сельским хозяйством, системой водоснабжения, грамотной структурой управления и крупными городами, такими как Чичен-Ица, Ушмаль, Тулум, Паленке. Но в X веке большинство городов и грандиозных храмовых комплексов было заброшено. Историки полагают, что причиной трагедии империи майя могли стать резкие климатические изменения, которые привели к многолетним засухам.
Снижение количества осадкой вызвало острую нехватку пресной воды и гибель урожая, что стало причиной массового голода и резкого сокращения численности населения. Согласно другим исследованиям, сами майя спровоцировали экологическую катастрофу на территории Центральной Америки: масштабная вырубка тропических лесов ради возделывания кукурузы и других культур привела к деградации почвы и резкому снижению урожайности. К моменту прихода колонизаторов, в начале XVI века, цивилизация майя была разделена на несколько враждующих между собой городов-государств.
Лидары и дроны помогли обнаружить спрятанные в джунглях поселения древних майя
Из прочитанных текстов стало известно, как жили обычные люди: вся деятельность великой цивилизации 10-15 веков назад зависела от природных циклов, поэтому календарям придавали особое значение. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. В поселении мы прокатились над озером на тарзанке, удивились в какой гармонии майя живут с окружающей природой, искупались в подземном сеноте. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. Но, как показали археологические исследования, где-то в промежутке между двумя и тремя тысячами лет назад древние майя пользовались целым набором математических понятий, описывавших астрономические события и циклические явления.
Факты и история Майя
- В Гватемале обнаружили затерянные города майя — Федеральная служба новостей
- «2ГИС» масштабно обновила карты
- Факты и история Майя
- Ученые нашли новый город цивилизации майя
Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя
Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль. Кроме того, есть значительное количество всех майя живут, конечно, в Мексике — на полуострове Юкатан. Где жили народы майя? Майя населяли большую часть территории Центральной Америки, современной Мексики.
Археологи представили миру ранее неизвестный 1500-летний город майя
Майя — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. |
Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут | Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом. |
Куда исчезли древние майя? (Сергей Добрый) / Проза.ру | Международная группа ученых из США, Франции и Гватемалы обнаружила затерянные следы древней цивилизации майя возрастом две тысячи лет в северной части Гватемалы. |
В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя - | Это остатки «монументальных» поселений, где некогда жили земледельческие общины индейцев майя, сообщает Nature. |
В Гватемале обнаружили затерянные города майя | По мнению профессора антропологии Лизы Лусеро, на территории, где жили майя, царила засуха: важно было иметь запас воды. |
Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя
Город назвали Сиол или Ксиол , что на языке майя означает «дух человека». Там жили около 4000 человек. Город существовал между 600 и 900 годами нашей эры, в поздний классический период майя. В течение IX века многие государства майя пали, города были заброшены.
Археологи впервые обнаружили это место в 2015 году, но результаты раскопок и реставрационных работ стали достоянием общественности только сейчас. Во-первых, из-за его впечатляющей монументальной архитектуры.
Однако на юге жадеит, очевидно, использовали и по менее торжественным поводам, ведь его встречают даже в низкокачественных бусах. Правда, находки относятся к более раннему времени. Теперь же исследователи нашли артефакты, изготовленные в 600-800 годах нашей эры, то есть в последние годы существования майя. Жадеит и палисандр были очень хорошего качества, однако царапины на предметах говорят о том, что их использовали по назначению, а не для украшения. Хозяин пользовался долотом для добычи соли, а также других относительно мягких материалов, не оставляющих заметных царапин на боковых поверхностях долота, но сгладивших его острие.
Благодаря этому можно следить за климатическими изменениями, образованием новых островов и так далее. Но, к сожалению, спутники не могут показать нам то, что прячется в глубинах тропических лесов, а ведь там могут находиться древние города. Недавно группа археологов пробралась вглубь джунглей полуострова Юкатан, который находится на юге Мексики. Экспедиция была проведена не зря, потому что среди густой листвы ученые обнаружили ранее неизвестный науке город древней цивилизации Майя — он получил название Окомтун, что переводится как «каменная колонна».
На территории города есть большие площади, пирамиды и другие постройки, что подчеркивает важность древнего города. Ученые открыли новый город майя — он называется Окомтун Ученые нашли новый город цивилизации майя Об одной из самых грандиозных археологических открытий 2023 года было рассказано в издании Science Alert. Чтобы найти древний город Октомун, археологам пришлось углубиться в мексиканские джунгли на 60 километров. Путь явно был нелегким, потому что в тропических лесах не только высокая влажность и температура воздуха, но и много опасных животных.
Например, в густых джунглях полуострова Юкатан водятся ягуары и пумы, а также другие хищные создания. Джунгли полуострова Юкатан Результатом рискованной экспедиции было обнаружение руин древнего поселения, площадь которой достигала 500 000 квадратных метров.
Он получил название «Окомтун» «Каменная колонна». Чтобы добраться до города, учёным пришлось пройти 60 километров по джунглям. Об этом месте археологи узнали благодаря современным технологиям: они просканировали территорию при помощи лидара — технологии для измерения расстояния, где используется отражение лазерных лучей от поверхности.
Майя делали обезболивающее и играли в мяч.
- Сериал Майя. Рождение легенды смотреть онлайн
- МАЙЯ (Цивилизация)
- Территория древних Майя
- Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале
Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении
Какова бы ни была причина гибели, прежде всего, нужно объяснить исчезновение одновременно миллионов людей на огромной территории, где жили Майя, а это сотни километров к Северу и Югу, Востоку и Западу отсюда. В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя. Как жили майя? Какие дворцы сооружали? Как их украшали? На все эти вопросы нашла ответы в садах музея антропологии в Мехико. В одном из патио установлены сегменты оригинальных дворцов майя. Потерянный город майя нашли археологи с помощью современных технологий в джунглях Мексики. Об этом 27 июня сообщает ScienceAlert.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение
Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом. Е с ли вы мечтали работать археологом или историком, но строгие родители настояли на поступлении в экономический ВУЗ, вы все ещё можете осуществить свою давнюю мечту, отправившись в путешествие по следам майя. Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль. Майя — один из самых удивительных, непонятных и в то же время притягательных народов, когда-либо живших на нашей планете. Особенности этой цивилизации манят ученых и обывателей, поскольку она оставила после себя множество вопросов, которые веками ждут. Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось.
Мистический уход цивилизации майя — кто виноват?
Единственное, что приближает к разгадке, так это остатки былого величия в виде руин старинных городов, спрятанных от посторонних глаз за пышной растительностью джунглей, где и находится одно из уникальнейших поселений майя. Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось. На дне крупного озера в Гватемале под названием Атитлан группа ученых обнаружила затерянный город цивилизации майя.
ТОП-10: Самые недавние открытия, связанные с древними тайнами народа майя
Древнее поселение майя скрывалось в лесах: сотни поселков занимали 170 000 Га | Именно там где-то 1000 году до нашей эры жили майя. |
Почему исчезла древняя цивилизация Майя? | Международная группа ученых обнаружила в Северной Гватемале множество поселений цивилизации майя возрастом около двух тысяч лет. |
ТОП-10: Самые недавние открытия, связанные с древними тайнами народа майя | Международная группа ученых из США, Франции и Гватемалы обнаружила затерянные следы древней цивилизации майя возрастом две тысячи лет в северной части Гватемалы. |
В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя | Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. |