Слайд 11Действующая толпа Действующая толпа – группа людей, осуществляющая активные действия в отношении. конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную Спасающуюся Стяжательскую Экстатическую. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. Действующая толпа подразделяется на типы: 3.
Тема: Социальное поведение
— Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей. это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, К разновидностям социального поведения относятся социальные движения. Стяжательская толпа. — Стяжательская толпа. Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности.
Социальное поведение
Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды: Агрессивная. Стяжательская толпа.
Ответы по предметам:
- Читайте также
- Психология толпы, виды толп. как управлять толпой
- Психология толпы
- Психология толпы, виды толп. как управлять толпой
- Домашний очаг
Действующая толпа
- Курс лекций по социологии. Массовое социальное поведение, его субъекты и разновидности
- Сущность и субъекты массового социального поведения
- Вы точно человек?
- Выбор Редакции
Особенности психологического состояния людей в толпе.
Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.
Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту какому-либо религиозному или политическому движению, структуре. Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т. Паническая толпа.
Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых например, банковских учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.
Лебон различает виды толп по признаку гомогенности:- разнородная;- анонимная уличная, например ;- персонифицированная парламентское собрание ;- однородная:- секты;- касты;- классы. Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа» , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность.
Психологический портрет лидера стихийных скоплений людей Лидер задает тон поведения толпы. Он может появиться стихийно, в результате выбора, но чаще лидер продумывает создание толпы заранее, подстраиваясь под настроения людей Человек, завоевавший внимание толпы, может управлять ей, навязывая свою волю. Люди, потеряв способность адекватно оценивать информацию, инстинктивно ищут того, кто направит их Потеряв в толпе индивидуальность, человек больше не несет ответственности за свои действия. Он нуждается в лидере, которому подчинятся, безоговорочно верить. Человек, способный стать лидером толпы, должен обладать определенными психологическими качествами. Чаще всего он — психопат, не способный осмыслить собственные идеи. Его стремления с точки зрения адекватного человека может выглядеть настоящим безумством.
Но безоговорочная вера в свою правоту делает человека лидером. Он не размышляет, он действует. Готовность к радикальным действиям привлекает к нему последователей. Выделяют две разновидности лидеров: стихийные — энергичные и активные, но их активность проявляется время от времени. Неотъемлемое качество лидера — обаяние Способность восхищать, привлекать и завоевывать внимание некоторым людям дана от рождения, другие получают ее благодаря личным заслугам. Харизматичность человека помогает ему транслировать любые социальные сообщения: от призыва к миру и любви до необходимости срочно начать военное наступление Прирожденный лидер интуитивно догадывается, как воздействовать на людей, чтобы получить нужную реакцию. Он изучает настроения в обществе, интересы и желания, чтобы сыграть на этом.
Подстроившись под желания толпы, он постепенно перепрограммирует ее, продвигая свои идеи. Выступая перед толпой, лидер погружается в состояние, близкое к экстазу. Он использует сильные речевые обороты, намерено гипербализирует, использует сильные выражения.
Музыка, пение и церковная служба содействовали распространению этой эпидемии. Святой Вит считался покровителем этих больных. В начале XV столетия сходная с пляской святого Вита эпидемия охватила Испанию и известна в истории под именем «тарантизма».
Больные также обнаруживали большую чувствительность к музыке и к некоторым краскам. Так, красный цвет приводил их в неистовство ; вода притягивала их к себе, вследствие чего многие больные бросались в воду и тонули. В Швеции в 1841—1842 годах возникла эпидемия религиозного экстаза. Болезнь выражалась в слуховых и зрительных галлюцинациях, в неудержимом стремлении проповедовать. Болезнь развилась на почве злоупотребления алкоголем и под влиянием плохого питания народа вследствие голода. В 1962 году на территории современной Танзании началась эпидемия смеха , которая прекратилась лишь через полтора года.
Кликушество Кликуша — человек, часто женского пола , подверженный истерическим припадкам и корчам, во время которых издаёт неистовые крики. Распространённым объяснением подобных припадков было вселение в больную злого духа. В деревне Ащенково Гжатского уезда Смоленской губернии психиатр Н. Краинский описал эпидемию кликушества в труде «Порча, кликуши и бесноватые» 1900. Краинский счёл, что причиной являлся большой истерический невроз, внушение, самовнушение и наклонность к сомнамбулизму. В 1970-х годах Пинежский район Архангельской области страдал от « икотной заразы ».
В деревне Шуйге Сурского сельского совета наблюдался случай массовых криков женщин. Материал психологос Психология масс психология толпы - особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств. Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие: Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью. Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.
Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда или коммуникация имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками. В целях управления массами партией, классом, нацией и т.
В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия. Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий.
В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений. Политические движениявыражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Революционные движениястремятсяк установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе.
Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, им да они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.
Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Причины девиантного поведениянекоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Социальный контроль бывает формальным и неформальным.
Примером поведения такого рода толпы может быть и поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками. Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освоенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам. Регулятивный механизм поведения толпы— коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика Карла Густава Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, "коллективные рефлексы", по терминологии В. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения. Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками. Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на "мы" и "они", примитивизацию социальных отношений.
Тема: Социальное поведение
Социальное поведение | Контент-платформа | § убегающая (спасающаяся) толпа. |
Схема социального поведения | Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных. |
Характеристика различных видов толпы
6.2. Социальное поведение | агрессивную, · спасающуюся, · стяжательскую. |
Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение | Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов. |
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности | 4) действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую — возмущающуюся действиями властей. |
Понятие и классификация толпы | Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. |
Характеристика различных видов толпы | Действующая толпа подразделяется на агрессивную, паническую, корыстную и повстанческую. |
Сущность и субъекты массового социального поведения
Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Толпа не рассуждает и не обдумывает.
Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью.
Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения. Толпа никогда не стремится к правде.
Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее. Для толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее. В толпе нет предумышленности.
Она может последовательно пережить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты. Ассоциация разнородных идей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и немедленное обобщение частных случаев — вот характерные черты рассуждений толпы. Толпа постоянно подпадает под влияние иллюзий.
Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.
Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.
Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своего идола. Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием.
Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии.
Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные значимые для них воздействия путем психического заражения.
На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению. Человек в толпе, приобретая чувство анонимности, самовыс- вобождается из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения.
В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу входят люди с определенными этнокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные.
Во всех этих видах толпы много общих явлений: -деиндивидуализация, то есть частичное исчезновение индивидуальных черт личности и склонность к подражанию; -чувство стандартности, что влечет ослабление этических и правовых норм; -сильное ощущение правильности предпринимаемых действий; -ощущение собственной силы и уменьшение чувства ответственности за совершаемые поступки. В толпе человеку непроизвольно передается повышенная возбудимость в отношении собственных социальных чувств, происходит многократное взаимное усиление эмоционального воздействия. Отсюда в толпе даже случайно брошенное слово, оскорбляющее политические пристрастия, может стать толчком к погромам и насилию. Неосознанная тревога за содеянное нередко обостряет чувство преследования — особую возбудимость толпы по отношению к своим истинным или иллюзорным врагам. Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции: -толпа рассеивается под влиянием инстинкта самосохранения или страха если толпу облить водой или обстрелять ; -толпа может разойтись также под влиянием таких чувств, как голод, чувство юмора, возбуждение, направленное к иным целям, и др. На использовании такого рода психических механизмов строятся методы преодоления или психологического обезоруживания толпы, подобно тому, как на знании механизмов, объединяющих толпу, основываются технические приемы, с помощью которых толпой манипулируют.
Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы. Стихийная толпа. Формируется и проявляется, без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица. Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером. Организованная толпа.
Обоснование: Методы формального социального контроля применяются официальными институтами и органами власти для наказания и регулирования поведения людей в обществе. В данном случае, предлагается указать методы формального социального контроля, которые включают наказание в виде штрафов, уголовных санкций и т.
Обоснование: Неформальный контроль осуществляется самими членами общества и основан на межличностных отношениях и социальных ожиданиях. В данном случае, предлагается указать типы неформального контроля, которые включают социальные вознаграждения поддержка, поощрение , социальное поощрение подтверждение и поддержка социально приемлемого поведения , социальное наказание критика, отказ от общения и переоценку норм изменение и пересмотр общепринятых правил и ценностей. Обоснование: Конфликт - это ситуация, в которой возникает противоборство интересов или противостояние между различными сторонами.
Особенности психологического состояния людей в толпе.
Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, то есть легко поддается внушению. Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Спасающаяс я толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений. Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний.
Революционные движения стремятсяк установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, им да они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.
Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение. Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж.
Существует пять типов поведения: конформизм: Подчинение общественным нормам и ожиданиям. Социальный контроль бывает двух видов: формальный: Осуществляется через законы, правила и организации, такие как полиция и суды.
К методам формального социального контроля относятся: наказание: Применение наказания или санкций в ответ на нарушение правил. К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения: Положительные реакции и поощрения со стороны окружающих. В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: зарождение: Начало конфликта, возможно, из-за различий и противоречий.
Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы , и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей. Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение.
Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания. На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens человека разумного направлены такие формы социального поведения, как: кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения - помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта; родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству. Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных - начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн. Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии - в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире.
Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать, прежде всего, психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Юнгом, А. Большую часть жизни человек проводит в привычных для себя группах со сложившейся групповой моралью, системой ценностей; группах, осуществляющих непрерывный социальный контроль за его поведением и деятельностью. Социальный контроль - это не только управление человеком, но и сложившаяся система защиты от любых непривычных, пугающих явлений и процессов. Однако случаются ситуации, когда человек или целые группы людей оказывается вне привычных для него условий, вне коллектива понимаемого в данном случае предельно широко.
Оторванность от привычной социальной среды заставляет неосознанно человека ассоциироваться с другими людьми, находящимися в аналогичных условиях, имеющих сходные потребности. Чем в большей степени проявляется реальная или мнимая угроза удовлетворения общего для данной общности интереса, тем острее противопоставление «мы» - «они», тем большая сплоченность враждебность к тем, кто мешает. Действительную опасность для общественного порядка представляют массовые формы стихийного поведения, образующиеся при социальных катаклизмах, ложно понятых решениях государственных органов , в случаях аварий и стихийных бедствий рис. В основе различных форм стихийного массового поведения лежит особая психология. Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий. В качестве субъектов можно назвать следующие.
Публика - большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации , эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания - популярной личности, уличного происшествия, зрелищных мероприятий в театре или на стадионе, митинга, демонстрации и т. Масса - это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом.
Социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов. Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка помогает социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы правила и санкции поощрения и наказания.
СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАССОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. |
Психология толпы | Шпаргалка к написанию экзаменов | Действующая толпа. |
Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение
На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий. На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения. Способы разрешения конфликта могут быть различны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека.
Межличностные конфликты - это столкновение двух и более людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Внутри страны - это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Вопросы и задания 1. Чем различаются понятия «повеление» и «социальное поведение»?
Кто является субъектом социального повеления? Какие разновидности социального поведения существуют? Какое поведение получило название девиантное? Какие типы поведения существуют?
В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение. Выделяется пять типов поведения : конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж.
Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения.
Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее, в протекании любого конфликта можно выделить три стадии - предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта , то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника.
В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной». Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом». Поведение в толпе Основное правило поведения человека в толпе для своего спасения —стремление сохранить индивидуальность. Главное, человек в толпе не должен поддаваться общему психозу, не превращатся в рядового члена толпы, поддерживающего психический накал. Необходимо абстрагироваться от эмоций, оставить только разум. Лишь он является единственной надеждой на спасение. Только он способен указать человеку правильную поведенческую стратегию.
Эмоции приводят человека туда, куда за ним пойдут все. Чтобы избежать паники, нельзя принимать слухи на веру, нужно проверять всю информацию посредством фактов. Нельзя слепо подчинять мнению толпы, насколько бы правильным в данный момент оно не казалось. Бурные массовые чувства — страх, ненависть или радость крайне заразительны. Необходимо сопротивляться массовому психозу. Главное во всем — сохранять ясный трезвый ум. Можно использовать приемы из аутотренинга: глубоко дышать, созерцать неподвижные предметы, разговаривать с самим собой и пр. Сосредотачиваться нужно на близких вам людях. Основная задача — их защитить.
А это возможно, только если контролировать ситуацию и собственное психическое состояние. Основываясь на опыте, можно сказать, что под воздействием толпы социальные связи разрушаются, человек бросает заботу о своих друзьях и родных, переставая их замечать. Человек толпы начинает враждовать со своими близкими. Известны случаи, когда при приступе паники или демонстрации фанатической преданности вожаку стаи, то есть лидеру толпы, матери начали приносить в жертву своих детей. Классификация толпы Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы. Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица. Ведомая толпа.
Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером. Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.
Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов. Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию дорожная авария, пожар, драка и т. Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.
Экстатическая толпа.
Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально накаленную атмосферу. Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно.
На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка. Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам, называется девиантным отклоняющимся поведением. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить все его составляющие.
Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение. Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не является девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Конформизм подчинение означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения.
Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм уход проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок. Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов. Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности.
Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы правила и санкции поощрения и наказания. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособление —это также прекращение контактов индивида с другими людьми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация — это подготовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей. Неформальный контроль характерен для небольших групп.
Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии.
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности
-убегающая (спасающаяся) толпа. Действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.
Тема: Социальное поведение
Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарно ориентированными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками. Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на "мы" и "они", примитивизацию социальных отношений. По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы: 1 случайная оказиональная ; 2 экспрессивная совместно выражающая общие аффективные чувства — ликования, страха, негодования, протеста ; 3 конвенциональная основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях ; 4 действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую спасающуюся , стяжательскую, экстатическую действующую в состоянии экстаза , повстанческую — возмущающуюся действиями властей. Любая толпа характеризуется общностью эмоционального состояния и спонтанно возникающей направленностью поведения. Ее поведение характеризуется нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта.
Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал. По-древнегреческому поверью, гнев бога Пана вызывает безумие в стаде: животные начинают метаться, бросаться в пропасть, огонь или воду. Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, асоциальные поступки.
Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения , в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан.
Субъекты социального поведения таблица. Иерархия Ядова. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения. Диспозиционная модель личности в. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения в. Виды социальных движений.
Социальные движения могут быть нескольких видов политические. Разновидности социального поведения. Разновидности социального поведения социального. Структура социального поведения личности. Элементы соц поведения. Структура компоненты социального поведения. Формы общественного поведения. Уровни и формы социального поведения.
Организованная форма социального поведения. Понятие социального поведения. Формирование группового поведения в организации. Примеры группового поведения. Групповое поведение в организации. Типы поведения человека психология. Какие бывают типы поведения. Виды психологического поведения.
Тип действия и Тип поведения. Виды толпы. Виды толп классификация. Виды толпы в психологии. Понятие и виды толпы. Виды толпы в социальной психологии. Охарактеризуйте различные виды толпы.. Виды толпы схема.
Виды поведения в психологии. Виды поведения человека. Концепции девиантного поведения таблица. Теории девиантного поведения кратко. Психологические теории девиантного поведения. Теории девиантного поведения современного. Причины девиантного поведения схема. Профилактика девиантного поведения подростков.
Виды и формы социального поведения. Действующая толпа подразделяется на. Случайная экспрессивная действующая толпа. Случайны вид толпы. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую. Схему классификации мотивов правомерного поведения. Классификация правомерного поведения. Виды правомерного поведения схема.
Признаки правомерного поведения схема. Схема механизма индивидуального преступного поведения.
К неформальным методам относятся социальные вознаграждения и переоценка норм. Методы разрешения конфликта могут быть переговорами, посредничеством и др.
Пример использования: Попробуйте заполнить пропуски в тексте, охарактеризовав понятия и виды социального поведения, а также методы социального контроля и типы конфликтов. Постарайтесь предоставить подробные исследования и примеры для лучшего понимания этих концепций. Совет: Для лучшего понимания социального поведения и социального контроля рекомендуется изучить примеры из реальной жизни и анализировать, какие факторы влияют на поведение людей в обществе. Также полезно ознакомиться с историческими исследованиями и теориями в этой области.
Упражнение: Опишите конкретный случай девиантного поведения и методы социального контроля, которые были применены для урегулирования этой ситуации. Ответ полезный?
Все влиятельные политики используют этот прием для воздействия на потенциальный электорат. Понятие толпы в психологии Психология дает следующее определение понятию: «толпа» — это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие или потеря четкой, осознанной общей цели.
Классическая толпа в социальной психологии — скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий. Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам.
Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым. В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно. Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят: Зачинщики ядро толпы — люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях. Участники толпы — люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях.
При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости сочувствия , так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости. Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров. Классификация Психология масс подразумевает наличие множества видов толпы.
Они формируются на базе разных признаков и общих характеристик. По признаку управляемости выделяют следующие типы толп. Лидер или инициатор объединения отсутствует. Толпа формируется случайным образом. Обычно местом столпотворения являются общественные места.
Изначально может сформироваться стихийно. Главное отличие от предыдущего вида — появление лидера. Эта личность мотивирует людей действовать согласно интересам толпы, которые он выражает. В такой толпе лидер есть с самого начала. Он назначает место и время встречи.
Таких людей объединяет конкретная идея. Часто это массовые мероприятия концерты, многотысячные живые семинары, вебинары и т. Если основой классификации является степень активности и возбуждения людей, то выделяют 3 типа сборищ: активное, пассивное, демонстрирующее. Активная толпа часто является агрессивной. Люди в ней склонны к насилию, жестокости.
Осуществляются разрушительные, приносящие вред другим действия. Часто это группы грабителей, убийц, мародёров, маньяков. К активной толпе относят спасающееся объединение людей, где доминирует панический настрой. Пассивное сборище имеет одну отличительную черту — отсутствует эмоциональный компонент. Бывает, что таких людей собирают насильно для реализации определенных действий.
Они не заинтересованы. В большинстве случаев это обычная толпа зевак. Демонстрирующая толпа формируется под влиянием социального протеста. Участники имеют общую идею и действуют во имя собственных интересов. Скопление людей рассыпается, когда цель сборища будет достигнута.
Третий классификационный признак — характер поведения людей в толпе. Окказиональное столпотворение. Образуется из-за любопытства к какому-то происшествию.