-убегающая (спасающаяся) толпа. Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов.
Содержание
- СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- Слайды и текст этой презентации
- Сущность и субъекты массового социального поведения
- Тема: Социальное поведение презентация, доклад
- Ответы по предметам:
Виды толпы и их характеристики
Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди с определенными социокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть и поведение болельщиков на стадионе.
Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками. Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освоенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам.
Тема: Социальное поведение и социальный контроль. Описание: Социальное поведение описывает способы, которыми люди взаимодействуют в обществе. Это понятие включает в себя разнообразные формы социальных взаимодействий, начиная от индивидуальных действий и заканчивая участием в социальных движениях и коллективных действиях. Рассмотрим основные концепции и понятия в этой области: — Субъекты социального поведения — это группы или индивиды, которые участвуют в социальных взаимодействиях. Это могут быть массы, толпа, межличностные объединения и другие социальные группы. Эти виды толпы имеют разные характеристики и динамику.
Это может включать в себя нарушение законов или социокультурных норм. Эти типы описывают, как люди реагируют на социальные нормы и ценности.
Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация нововведение выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей.
Отклоняющееся поведение схема. Виды отклоняющегося поведения схема. Социальные нормы.
Социальные нормы поведения. Социальные нормы иллюстрации. Социальные нормы правила поведения. Социальные явления примеры. Социальные явления примеры виды. Виды социального поведения человека. Общественные явления примеры. Классификация поведения.
Классификации социального поведения. Социальное поведение личности презентация. Схема работы с детьми группы риска. Схема работы социальной работы с семьей группы риска. Характеристика группы риска. Группа риска это в социальной работе. Составьте схему субъекты социального поведения массы публика. Классификация толпы схема.
Социальное поведение - поведение. Деструктивное поведение схема. Классификация деструктивного поведения. Формы деструктивного девиантного поведения. Закон времени смена логики социального поведения. Смена логики социального поведения. Концепция общественной безопасности закон времени. Разновидности толпы.
Типы толпы в социальной психологии. Виды действующей толпы. Формы социальных отклонений и причины. Виды отклонений от нормы в социальной педагогике. Причины соц. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы и девиантное поведение.
Нормы отклоняющегося поведения. Социальная регуляция поведения. Структурно логическая схема мораль. Способы регулирования поведения людей схема. Блок схема правового поведения. Блок схема групп правового поведения. Социальная роль. Социальные роли схема.
Социальные роли личности. Основная социальная роль. Социальный контроль. Нормы социального контроля. Социальные нормы составляют один из элементов.
Психология толпы
Описать предложенные понятия, указав пропущенные элементы текста на основе материала учебника. Разрешение конфликта может происходить посредством: переговоров; ……………………………………………………………….. Подробный ответ: Тема: Социальное поведение Описание: Социальное поведение — это поведение людей в социальном контексте, которое можно классифицировать и изучать по определенным характеристикам. Субъектами социального поведения являются массы, индивид, толпа, группы и межличностные объединения.
Массы — это большое количество людей, которые собираются для совместных действий или проявления общего мнения. Индивид — это отдельно взятый человек, включенный в социальный контекст. Толпа — это временное объединение людей, обычно случайно образующихся в определенной ситуации.
Разновидности действующей толпы. Субъекты социального поведения. Кто является субъектом социального поведения. Субъекты и разновидности социального поведения. Социальное поведение субъекты социального поведения.
Конвенциональная толпа. Конвенциональная толпа примеры. Толпа по обществознанию. Видами толпы являются. Виды толпы в психологии.
Виды действующей толпы. Виды стихийных групп. Типы стихийных групп: толпа, масса, публика. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика.. Толпа масса аудитория публика.
Действующая толпа подразделяется на. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. Поведение толпы паника. Паническая толпа. Опасность толпы.
Психология поведения человека в толпе. Типы толпы в социальной психологии. Психологическая толпа. Памятка поведения в толпе. Поведение личности в толпе.
Правило безопасного поведения в толпе. Особенности поведения человека в толпе. Особенности поведения личности в толпе. Специфика поведения человека в толпе. Стадное чувство у людей.
Стадное мышление. Цитаты про стадное чувство. Цитаты про толпу. Феномен толпы в психологии. Явления толпы.
Деиндивидуализация личности. Деиндивидуализация в психологии это. Деиндивидуализация личности в толпе. Толпа масса публика. Примеры массы толпы.
Массовые психологические явления. Массовые социально-психологические явления. Социально-психологическое явление паника. Массовидные социально-психологические явления. Виды коллективного поведения.
Коллективное поведение типы поведения. Примеры коллективного поведения. Формы коллективного поведения. Безопасность в местах массового скопления людей. Безопасность в массоаых скорления лбдей..
Правила поведения человека в толпе. Действия человека в толпе. Правило поведения в толпе.
Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам.
Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей. Еще один очень важный эффект толпы — коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения. Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.
Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения. Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.
Для толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее. В толпе нет предумышленности. Она может последовательно пережить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты. Ассоциация разнородных идей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и немедленное обобщение частных случаев — вот характерные черты рассуждений толпы. Толпа постоянно подпадает под влияние иллюзий. Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы.
В данном случае, предлагается указать методы формального социального контроля, которые включают наказание в виде штрафов, уголовных санкций и т. Обоснование: Неформальный контроль осуществляется самими членами общества и основан на межличностных отношениях и социальных ожиданиях. В данном случае, предлагается указать типы неформального контроля, которые включают социальные вознаграждения поддержка, поощрение , социальное поощрение подтверждение и поддержка социально приемлемого поведения , социальное наказание критика, отказ от общения и переоценку норм изменение и пересмотр общепринятых правил и ценностей. Обоснование: Конфликт - это ситуация, в которой возникает противоборство интересов или противостояние между различными сторонами. В данном случае, предлагается указать три стадии протекания конфликта, которые включают эскалацию увеличение или усиление конфликта , высшую точку наиболее интенсивный момент конфликта и разрешение стадия, на которой конфликт урегулирован и прекращается.
Популярные статьи:
- Основные признаки толпы как большой социальной группы. Характеристика основных видов толпы.
- Общая характеристика
- Особенности психологического состояния людей в толпе.
- Социальное поведение. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта
- Найдено схем по теме — 2
Толпа и социальный психоз
Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся.
Выбор Редакции
- § 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности
- Модели поведения
- Любые данные
- Тема: Социальное поведение
- Тема: Социальное поведение презентация, доклад
- 2. Классификация толпы
Характеристика различных видов толпы
Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, К разновидностям социального поведения относятся социальные движения. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. 4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы.
Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение
Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся.
Основные признаки толпы как большой социальной группы. Характеристика основных видов толпы.
Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимости Гарантии Отзывы Разъяснение и убеждение являются одним из способов психологического воздействия. Они выполняют почти аналогичные функции, что и внушение. Но между ними есть и различия.
Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, не нуждаясь в доказательстве и логике. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться соглашения от личности, принимающей информацию. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие. При анализе различных способов психического воздействия на развитие толпы следует иметь в виду следующее: — в данном случае на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений; — здесь большую роль играет сила шума шума, выраженного, как правило, в форме междометий , частота звуковых колебаний, рева больших групп, которые воздействуют на эмоциональное состояние. Дальнейшее экспериментальное исследование различных способов психического воздействия массового общения должно идти в этом направлении и фиксировать влияние силы шума и.
Подражание также является одним из способов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания осуществляется не только принятие поведения другого человека или массовых политических состояний, но и воспроизводится, тиражируется это поведение. Виды толпы Различают простую окказиональную , экспрессивную, конвенциональную и действующую толпу. Естественно, что выделенные виды толпы во многом условны. Простая или окказиональная толпа представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств.
Обычно ее образуют лица, испытывающие потребности в острых ощущениях, впечатлениях любящих, иначе говоря, поглазеть. Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц.
Подробный ответ: Тема: Социальное поведение Описание: Социальное поведение — это поведение людей в социальном контексте, которое можно классифицировать и изучать по определенным характеристикам. Субъектами социального поведения являются массы, индивид, толпа, группы и межличностные объединения. Массы — это большое количество людей, которые собираются для совместных действий или проявления общего мнения. Индивид — это отдельно взятый человек, включенный в социальный контекст. Толпа — это временное объединение людей, обычно случайно образующихся в определенной ситуации.
Группа — это постоянное объединение людей на основе общих интересов и целей. Межличностные объединения — это специальные формы взаимодействия между людьми, которые формируются на основе различных факторов например, семья, дружба, деловые отношения.
Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию. Это может быть что угодно — возмущение, радость, гнев, энтузиазм. Яркий пример — люди, скандирующие на митинге лозунг. Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду.
В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза. По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую. Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью. Но есть принципиальное различие. Дело в том, что участники экспрессивной толпы не вырабатывают образа той или иной цели. Соответственно, внушение не приводит к созданию плана действия и к его осуществлению непосредственно.
Можно выразить и простым языком. Экспрессивная толпа не действует — она просто поддаётся возбуждённым движениям. В таких случаях внешнее выражение чувств и является самоцелью. Конвенциональная толпа Она состоит из людей, которые собрались в определённом месте в конкретное время не просто так, а с заранее поставленной целью. Примеры данного явления окружают нас повсеместно. Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков.
Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение. Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной. Можно даже сказать, что такое скопление людей близко к публике. Под этим понятием также подразумевается совокупность лиц, являющихся объектом воздействия чего-либо — просвещения, литературы, мероприятия, рекламы, искусства, действий выступлений и т. Окказиональный тип В данном случае название тоже определяет характеристику толпы. Слово «occasion» от английского означает «случайность».
То есть окказиональная толпа — это скопление людей, которые собрались посмотреть на неожиданно приключившееся происшествие. Абсолютно обыденная ситуация из социальной сферы, свидетелем которой хоть раз в жизни становился каждый из нас. Если на площадь какого-нибудь города приземлится НЛО, то наверняка через каких-нибудь 15 минут к нему будет не протолкнуться. Вокруг него моментально сформируется целая туча зевак. А что они собой представляют? Это отдельные индивиды, которые волей случая оказались связаны одним центром внимания.
То, насколько быстро формируется толпа, а также её размеры, зависит от информационной ценности и необычности случившегося. Допустим, на дереве застрял котёнок — вряд ли соберётся хотя бы сотня человек, чтобы посмотреть, как его будут оттуда доставать. А если внезапно кто-то посреди улицы поставит чемодан с миллионом рублей и скажет, что через 10 минут отдаст его тому, кто ему больше всех понравится? Люди, наверное, и с работы убегут ради такого. Экстатический тип Нельзя не упомянуть и его. Экстатическая толпа — это скопление людей, которые доводят себя до исступления посредством совместных ритуальных или молитвенных действий.
Произошло данное понятие от слова «экстаз».
Социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов. Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка помогает социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы правила и санкции поощрения и наказания.
Психология толпы, ее виды и содержание.
Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы О первых двух будет сказано отдельно, так что сейчас вниманием стоит отметить другие 2 типа Стяжательская толпа. Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их. Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями. Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой. В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной».
Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом». Поведение в толпе Основное правило поведения человека в толпе для своего спасения —стремление сохранить индивидуальность. Главное, человек в толпе не должен поддаваться общему психозу, не превращатся в рядового члена толпы, поддерживающего психический накал. Необходимо абстрагироваться от эмоций, оставить только разум. Лишь он является единственной надеждой на спасение.
Только он способен указать человеку правильную поведенческую стратегию. Эмоции приводят человека туда, куда за ним пойдут все. Чтобы избежать паники, нельзя принимать слухи на веру, нужно проверять всю информацию посредством фактов. Нельзя слепо подчинять мнению толпы, насколько бы правильным в данный момент оно не казалось. Бурные массовые чувства — страх, ненависть или радость крайне заразительны. Необходимо сопротивляться массовому психозу. Главное во всем — сохранять ясный трезвый ум.
Можно использовать приемы из аутотренинга: глубоко дышать, созерцать неподвижные предметы, разговаривать с самим собой и пр. Сосредотачиваться нужно на близких вам людях. Основная задача — их защитить. А это возможно, только если контролировать ситуацию и собственное психическое состояние. Основываясь на опыте, можно сказать, что под воздействием толпы социальные связи разрушаются, человек бросает заботу о своих друзьях и родных, переставая их замечать. Человек толпы начинает враждовать со своими близкими. Известны случаи, когда при приступе паники или демонстрации фанатической преданности вожаку стаи, то есть лидеру толпы, матери начали приносить в жертву своих детей.
Классификация толпы Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы. Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица. Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером. Организованная толпа.
Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.
Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов. Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию дорожная авария, пожар, драка и т.
Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию социальный статус. Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях...
Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников.
Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1 описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2 предписания, требования, связанные с данным поведением; 3 оценка выполнения предписанной роли; 4 санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов , и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.
Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман 1978 установили, что девушкам эти черты неприятны.
Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей , Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома. В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя". Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности.
Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт. Теория "зеркального Я" Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него.
Эту идею развил Ч. Кули, американский социолог и социальный психолог. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем.
Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту какому-либо религиозному или политическому движению, структуре. Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.
Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых например, банковских учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности: - разнородная;- анонимная уличная, например ;- персонифицированная парламентское собрание ;- однородная:- секты;- касты;- классы. Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г.
Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа» , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность. Социально-психологические особенности толпы: 1 подавление чувства ответственности за собственные поступки; 2 повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрвнушения; 3 повышение эмоциональности восприятия действительности; 4 появление чувства силы и осознания анонимности. Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание.
Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов. Ролевая структура толпы: 1 организаторы массовых эксцессов — физические лица, которые чаще всего принадлежат какой-либо организации или действуют по её указанию. Они проводят подготовительную работу по созданию толпы заранее «проигрывают» и планируют эксцессы , выбираются удобное время и повод для создания эксцессов; 2 зачинщики — это лица, претендующие на завоевание лидирующего положения, которые развертывают активную подстрекательную деятельность, направляют действия участников, распределяют роли, распространяют провокационные слухи и т. В числе таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов; 6 добросовестно заблуждающиеся — физические лица, которые являются непосредственными участниками эксцессов, в результате ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки, ложного понимания принципа справедливости или под влиянием слухов; 7 эмоционально неустойчивые личности, которые идентифицируют свои поступки с общим направлением действий участников. Для них свойственна повышенная внушаемость, заражаемость общим настроением, пониженная сопротивляемость влияниям других людей; 8 любопытствующие — люди, которые наблюдают со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливают эмоциональное возбуждение других участников; 9 примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов из-за боязни физической расправы, под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей. Действующая толпа — осуществляет действия относительно конкретного объекта. Разделяется на: а стяжательскую толпу — характеризуется развязыванием неупорядоченного непосредственного конфликта за обладание какими-либо ценностями. Такая толпа складывалась во времена тотального дефицита на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся большим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортивные состязания, зрелищные представления и средства транспорта.
Она может провоцироваться властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них. Крайним вариантом стяжательной толпы являются мародеры, которые разгромят продовольственные склады, квартиры, грабят живых и мертвых в местах крупных катастроф, стихийных бедствий, военных действий; б спасающуюся толпу — возникает в состоянии паники при спасении от реального или воображаемого источника опасности; в повстанческая толпа — формируется под влиянием несправедливых действий властей на основе общего возмущения; г агрессивная толпа — характеризуется высшей степенью эмоционального возбуждения, объединена слепой ненавистью к конкретному объекту государственному деятелю, религиозному или политическому движению, управленческой структуре. Поведение агрессивной толпы наносит наибольший вред в тех случаях, когда её действия приобретают характер массовых беспорядков групповых эксцессов. Формирование толпы Жизненные ситуации и места, образования толп: 1 стихийные бедствия землетрясения, извержение вулкана, крупные наводнения ; 2 ожидание общественного транспорта в транспортных узлах на вокзалах, в метро и т. Стадии формирования агрессивной толпы: 1 стадия дискутирующей толпы — первоначальный вид толпы, начинающей психологически развиваться. Представляет собой совокупность людей, собравшихся по какому-либо поводу, которые ведут между собой разговоры, обмениваются мнениями, оценками, оказывают друг на друга то или иное влияние. Это влияние чаще всего незаметно, слабо и не приводит к каким-то нарушающим общественный порядок действиям; 2 стадия осложнение обстановки или образования ядра толпы — характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства. Это происходит в результате того, что люди находятся вплотную, толкаются, обмениваются репликами, эмоциями, на них начинают активно действовать механизмы заражения, внушения, подражания.
Наличие в толпе возбужденного человека или небольшой группы могут стать ядром возбужденной толпы, от которого зародившееся возбуждение начинает распространяться на всю толпу. На этой стадии начинает действовать «циркулярная реакция» и «процесс кружения» — взаимное взвинчивание, которое, как центрифуга, разгоняет эмоции и формирует из толпы некую общность, способствующую переходу толпы на следующую стадию; 3 стадия потенциально агрессивной толпы, характеризуется: а появлением нового общего объекта внимания — некоего образа, разделяемого всеми, который способствует сплочению толпы; б появлением ложных объяснений причин произошедшего и требований что-то предпринять; в увеличением численности группы присоединением к ней прохожих, жильцов близлежащих домов и др. Обострению обстановки способствуют такие кризисные явления, как: а резкое усиление расслоения общества на богатых и бедных; б снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен; в возникновение тревожной информации, слухов; г несправедливые действия представителей власти; д ослабление авторитета власти; е сплочение оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения и желающего добиться власти любым путем; 4 стадия групповых эксцессов или действующей агрессивной толпы начинается с возникновения любого, самого незначительного повода толчка, резкого крика и т. То тут то там, могут вспыхивать новые очаги, вызванные слухами, недовольством. Особенности эксцессов: 1 становятся независимыми от породивших их причин; 2 могут возникать даже тогда, когда эти причины уже исчерпаны; 3 требования осуществляются с позиций силы и в то же время анонимности; 4 действия внезапны и неотвратимы; 5 целенаправленные действия силовых структур затруднены; 6 направлены на привлечение внимания общества к событиям; 7 в групповых эксцессах участвует большого количества лиц, склонных к риску. Особенности поведения индивида в толпе Попадая в толпу индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе. Свойства человека толпы: 1 пониженный самоконтроль — снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию; 2 потеря индивидуальности и единение человека с толпой — люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга.
Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов индивидов , объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу индивиду в отдельности; 3 бездуховность — приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою; 4 инстинктивность — преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности; 5 анонимность — индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»; 6 безответственность — утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида; 7 неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями; 8 снижение интеллектуальных качеств личности — толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы; 9 не критичность мышления — воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам; 10 особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, приэтом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи; 11 бессознательность — в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправделивости и ужасности своих действий; 12 повышенная внушаемость — человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам; 13 повышенная активность — обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов. Психологические особенности индивида в толпе В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.
Человека в толпе характеризуют следующие черты. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю.
Человек в толпе, приобретая чувство анонимности, самовыс- вобождается из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу входят люди с определенными этнокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе.