Врачи предупреждают, что деменция — удел не только стариков. Не спорьте с ним, не командуйте, что нужно делать – говорите, что можно сделать.
Когда мозг умирает. Как живут семьи, столкнувшиеся с деменцией у близких
Правильно подобранная диета поможет защитить клетки головного мозга от воспалительных процессов и повреждений. Для этого Всемирная организация здоровья рекомендует пожилым людям придерживаться «средиземноморской» диеты. Она предполагает ограниченное употребление мясных, молочных продуктов, увеличение доли в рационе для рыбы, морепродуктов, овощей, зелени, фруктов. Такое питание снижает уровень сывороточного инсулина и глюкозы, инсулинорезистентность. Риск сосудистых нарушений тоже уменьшается.
Для эффективной профилактики деменции питание должно быть достаточным, но не избыточным, сбалансированным. Желательно формировать рацион, опираясь на результаты биохимического анализа крови, учитывая общее состояние здоровья. Лучше, если рекомендации по питанию в пожилом возрасте будет формировать диетолог или врач-гериатр. При деменции человек теряет способность к общению: речь ухудшается, ему становится сложно концентрироваться на разговоре, следить за ним, подбирать слова.
Большой объем общения помогает избежать появления таких нарушений. Сохранение социальных связей рассматривается как важный фактор в защите деменции.
Это очень тяжелый момент, когда еще родственники не понимают и сам человек не понимает, что болен, а проблема уже есть. Начинаются конфликты, непонимание, обвинения друг друга, дети говорят маме или папе: «Почему ты так себя ведешь? Ты что, не можешь запомнить? Почему ты забываешь? Почему ты делаешь все не так, как раньше? Ты специально со мной споришь?
Особенно тяжело, если у человека развиваются какие-то бредовые идеи и никто не понимает, почему все стало так плохо и что с этим делать. К сожалению, это нельзя волшебным образом излечить, но можно уменьшить симптомы, делать какие-то логичные вещи, планировать свою жизнь, жизнь семьи в целом, это очень важно. Как дальше жить семье? Вы сказали — планировать свою жизнь, что вы имели в виду? Деменция и вообще психические расстройства — это медико-социальная проблема, поэтому нужно для начала решить медицинские вопросы, то есть понять, у какого врача человеку наблюдаться. Обычно это либо невролог, либо психиатр, но это должен быть специалист, который интересуется вопросами деменции, может ответить на все вопросы, будет на связи, когда будут появляться какие-то новые проблемы — а они неизбежно будут появляться. Важнейшая задача здесь — наладить терапию, подобрать лекарство, определиться, что мы делаем в медицинском смысле. Подробнее Второе — это социальные вопросы.
Если человек принимает самую современную терапию, но при этом ничего не ест, он проживет мало и плохо. Кто будет контролировать человека, присматривать за ним, на более поздних стадиях уже ухаживать за ним? Кто вообще рядом с ним? Может ли он потеряться? У нас много тысяч пожилых людей находятся в розыске — они ушли в неизвестном направлении, их ищут родные, их ищет «Лиза Алерт», полиция и не могут найти, а с другой стороны, в больницах оседают люди с неустановленной личностью. Есть абсолютно неочевидные вещи, требующие решений. Например, есть пожилой человек с деменцией, и он живет один. И что, запереть его дома, запретить выходить на улицу?
Это не лучший вариант. Что можно сделать, чтобы он не потерялся? Можно повесить на него часы с GPS-маяком, но при этом мало надеть на него такие часы — нужно понимать, кто их будет заряжать, кто будет следить, что они на нем, будут ли они ему нравиться или он будет снимать все время — это все вопросы, о которых надо думать и искать на них ответы. Кто из семьи должен настолько испугаться, чтобы нашить на всю одежду, как это надо, бирки с телефонами? В противном случае у человека высокий риск оказаться в больнице и не суметь сказать, как его зовут, потому что за несколько дней скитаний человек с таким диагнозом забывает абсолютно все, даже если он, уходя из дома, еще что-то помнил. Во-первых, это человек без своих постоянных таблеток — диабетик без инсулина, гипертоник без гипотензивных таблеток. Во-вторых, ему холодно, он ничего не ест, он физически истощен, его обокрали, и он переживает очень сильный стресс. Все это у людей с деменцией убивает остатки воспоминаний.
Поэтому рассчитывать, что бабушка расскажет, где она живет, не стоит — она может не сказать даже, как ее зовут, когда ее найдут. Это кто-то в семье должен понимать, и кто-то должен всей семье это рассказать, она должна это прочитать, посмотреть, потому что этому не учат в школе, никто об этом ничего не знает до того, как столкнется сам. Когда неопознанный человек попадает в больницу, полиция должна посмотреть, есть ли в базе МВД отпечатки пальцев. Но наши бабушки обычно не совершали правонарушений, поэтому их нет в базе МВД. Фото: unsplash Кто из читателей знает, что можно привести свою бабушку в отделение полиции и, как бы смешно это ни звучало, «откатать» ей пальцы — снять отпечатки, чтобы она была в базе МВД? Чтобы, если ее где-то нашли — в соседней области, в другом городе — полиция могла сразу получить информацию о том, где она живет, как ее зовут, кто ее родственники. Если спросить об этом представителей МВД, они скажут: «Ну да, это всегда можно было сделать, и мы этого не скрываем», но кто знает, что так можно? Когда родственники об этом узнают, они смеются, но если хотя бы кто-то это будет делать, число найденных людей будет расти.
Могут газ открыть, могут открыть дверь, что еще? Они очень недоверчивы к родственникам, у них все враги, но при этом они легко открывают дверь человеку, который представился не пойми кем, и подписывают договоры о дарении, закладывании квартиры. Этот же человек 10 лет назад этого бы не делал? Они не понимают смысл договора, который им дают, они в целом более легковерны, чем мы можем себе представить. Еще один серьезный риск — опасность передозировки лекарств. Если у человека есть признаки деменции, надо понять, нет ли такого, что он принял утром лекарства, потом забыл, что он их принял, и принял еще раз, потому что такие люди попадают в больницу с передозировкой гипотензивных, успокоительных и других препаратов, потому что много раз принимают одно и то же.
Человек с деменцией не осмысляет своей забывчивости и потому часто спрашивает об одном и том же — он не только теряет способность запоминать, но и не помнит, что говорит сам или что расспрашивание без конца о чем-то одном — это отклонение от нормы. Потерянные вещи часто находят в необычных местах, например, ключи от дома — в шкафчике в ванной. Если в норме настройка нового прибора может требовать от пожилого больше усилий, то при деменции она часто невозможна», - рассказала невролог Киндарова Здоровью Mail. Еще один характерный признак деменции — неспособность концентрироваться: внимание ни на чем не задерживается дольше чем на несколько минут. С пожилыми людьми без деменции такого не происходит: они могут не справляться с многозадачностью, но концентрироваться на одном деле особенно любимом вполне способны.
Исследователи пытаются улучшить понимание того, как лежащие в основе болезни процессы при смешанной деменции влияют друг на друга. В исследовании, описанном выше, учёные обнаружили, что степень, в которой патология болезни Альцгеймера способствовала снижению когнитивных способностей, значительно варьировалась у разных людей. Другими словами, влияние какой-либо патологии головного мозга может проявляться абсолютно по-разному в зависимости от наличия других патологий. Диагностика деменции Не существует способа, чтобы определить, есть ли у человека слабоумие или нет. Врачи диагностируют болезнь Альцгеймера и другие виды деменции, основываясь на точно представленном анамнезе, медицинском осмотре, лабораторных анализах и характерных изменениях мышления, выполнении повседневных функций и поведения, связанных с каждым типом. Врачи могут с высокой степенью вероятности определить, что у человека слабоумие. Но точный тип деменции определить сложнее, потому что симптомы и изменения мозга при разных типах деменции могут перекликаться, накладываться. В некоторых случаях врач может поставить диагноз «слабоумие» и не указать тип. В этом случае может потребоваться консультация специалиста, такого как невролог или геропсихолог.
"РГ"-советы: Как избежать старческого слабоумия
При сосудистой деменции так же, как и при БА, возможно применение ингибиторов холинэстеразы, мемантина и других препаратов, например ноотропов, но это лечение не имеет полностью обоснованной доказательной базы. Говоря о деменции, мы должны рассматривать все здоровье в целом», — считает доктор Линкольн. Развивается сосудистая деменция из-за прекращения поступления крови к определенным участкам мозга, что может быть последствием инсульта, гипертонического криза и нарушений мозгового кровообращения. Замедлить прогрессирование деменции поможет целый комплекс мер. Самое простое, что могут сделать родные человека с деменцией, столкнувшись с этой проблемой, это тщательно запереть двери.
Когда у человечества может появиться лекарство от деменции
Расскажу, как вовремя заподозрить деменцию у близкого и что сделать в первую очередь, если подозрения подтвердятся. Меры профилактики Как предотвратить и избежать деменцию? Не существует никакого известного способа, позволяющего полностью предотвратить старческое слабоумие. Если не была учтена предрасположенность пациента к деменции, назначение некоторых лекарств способно к ней привести. У них достоверно снижаются уровни биомаркеров заболевания, отодвигается этап деменции или замедляется ее развитие. Не спорьте с ним, не командуйте, что нужно делать – говорите, что можно сделать.
Признаки деменции
- Симптомы и признаки деменции у пожилых людей: причины болезни, как она проявляется
- Занимайтесь йогой и медитацией
- Причины и тестирование деменции
- Симптомы деменции
- Что это за болезнь деменция
Как начинается болезнь
- Профилактика болезни альцгеймера как избежать или предотвратить - клиника Равновесие
- Не пропустить тревожные сигналы
- Профилактика деменции. Советы опытного опекуна
- Как избежать деменции в старости - 7 простых шагов
Деменция: как избежать болезни в пожилом возрасте
Обыватели зачастую неверно называют деменцию — которая чаще всего вызывается болезнью Альцгеймера — «старческим маразмом или слабоумием», полагая, что это одно из естественных последствий старения. Чтобы отодвинуть сосудистую деменцию, следует контролировать факторы риска — заболевания, которые ведут к изменению сосудов. Что делать при старческой деменции с агрессией, и как объяснить соседям, что над пожилым родственником никто не издевается? До сих пор полностью не выявлены причины деменции и не найдены средства лечения слабоумия. Кроме того, по словам Киндаровой, 40 процентов случаев деменции можно предотвратить или отсрочить.
«Прихожу, в подъезде пахнет газом. 99% — это из нашей квартиры»
- 1. Что такое деменция?
- У родного человека началась старческая деменция. Что делать?
- Почему стало больше горожан с деменцией - Речь
- Возраст или образ жизни?
- У пожилого началась деменция — что делать родственникам? |
- Как ставят диагноз
Профилактика деменции. Советы опытного опекуна
Но это уже не папа, это другая личность. А глаза нам говорят, что это он», — объясняет психолог фонда помощи пациентам с деменцией и их семьям «Альцрус» Мария Новикова. Из-за этого люди стараются вернуть родственника в объективную реальность — «ночь на дворе, мне завтра на работу». Для человека в деменции определенной стадии уже нет никакой работы и никакого завтра. Их мир похож на бесконечный выход из наркоза — они находятся непонятно где, непонятно с кем, не узнают себя в зеркале, тревожатся, не могут уснуть, не помнят, где их вещи, — и тогда мозг, не терпящий пустоты, достраивает историю о том, что эти вещи воруют. Это не имеет отношения к родственникам — человек просто делает то, что в его мире выглядит правильным и логичным. При Альцгеймере или сенильной [старческой] деменции появляется один звоночек, потом еще один.
Болезнь обрушивается не сразу. Моя мама снова станет такой, какой была. Эта бесконечная борьба с реальностью и приводит к срывам, — говорит Мария. Потому что им самим плохо». Она очень сильно ко мне приставала с этим, собирала вещи, рвалась, ругалась со мной, уходила, мне приходилось бегать искать ее, возвращать. Были моменты, когда я применяла силу, потому что у меня не хватало терпения слушать это постоянно.
Она пугалась — у нее был страх, что она упадет. Я говорила ей, что она замучила меня, что я устала, что я бросила семью, что мне тяжело. Потом накрывала волна стыда, я плакала, начинала себе в голове гонять, что я плохая дочь. Она же меня так любит, у нас всегда были такие теплые отношения, как я могла такое наговорить? Чем сильнее была эмоциональная связь внутри семьи, тем ярче будут срывы — в этом, по словам Новиковой, главное отличие профессионального ухода от родственного. Она воспринимает своего подопечного таким, какой он есть, не испытывая по этому поводу никаких эмоций», — объясняет психолог.
Ухаживающий родственник одновременно должен принять и пережить утрату значимого взрослого, который был для него опорой и поддержкой, и ухаживать за ним, адаптируясь под изменения его личности. Сделать это без ущерба для психики практически невозможно. Я стараюсь не срываться, и я этого не делаю, когда могу, но иногда я уже не могу. Я устал, мне нужен отдых. Я не бесчувственный робот, я человек, который любит своего родственника. Это нормально.
Важно проявлять к себе очень много сочувствия и понимать: вы не виноваты, вы живые люди». У срывов есть градация — после некоторых сострадать себе особенно тяжело. Татьяна, например, четко помнит момент, когда сказала маме «самое страшное»: «Пусть это все уже закончится». Я давала ей лекарство, а потом из памперсов все размазывалось. Это было жутко. Я до последнего таскала ее в туалет, пока она не слегла.
И вот ее на себе практически прешь, она упирается, хватается за все вокруг, как липучка прилепляется, потому что боится упасть, я ее пытаюсь оторвать, у меня болит спина, я кричу. Что ты такого натворила? Я человек верующий, я понимаю, что такие вещи просто так не приходят. Я так устала, пусть это все уже наконец закончится! Мама, пожалуйста, пусть это закончится! А она просто смотрела на меня невидящими глазами», — рассказывает Татьяна.
Иногда таких сцен не избежать. Но некоторые срывы, по словам Новиковой, можно предотвратить. Для этого нужно: остановиться. Вдыхать на три счета и выдыхать на семь счетов. Сделать несколько циклов; включить тело.
Любая рекомендация такого рода может появиться только после массы дополнительных тщательных исследований вопроса, которые пока никто не спешит проводить.
Второй новый фактор риска — серьезная травма головы например, сотрясение мозга в пожилом возрасте. Значение травм такого рода выявила также разбираемая в Lancet статья канадских ученых. Среди пожилых канадцев, перенесших травму, в среднем через четыре года в каждом шестом случае развивалась деменция. Это почти вдвое выше среднего риска для анализируемой группы. Здесь профилактика проста: следует беречь голову от травм, особенно если вам за 60. В случае если уберечься не удалось, то, как отмечают канадские исследователи, стоит принимать статины.
Эти препараты, по всей видимости, снижают остроту воспалительных реакций в головном мозге после травм. Третий новый фактор, увеличивающий вероятность деменции, — загрязнение воздуха. Опаснее всего здесь оказалась такая банальная угроза, как горящая древесина. Впрочем, выхлопные газы от автомобилей отстали от дров ненамного. Впрочем, надо признать, что авторы Lancet называют этот фактор риска «управляемым» не с точки зрения отдельного гражданина, а с позиции медицинских властей. Понятно, что средний житель Владивостока 540 автомобилей на тысячу человек вдыхает больше выхлопных газов, чем средний москвич 293 автомобиля на тысячу человек.
Но люди выбирают место жительства не за чистоту воздуха: большее значение имеют другие факторы. Повлиять же на чистоту воздуха в том или ином населенном пункте в развитых государствах может только политика их властей вроде вытеснения ДВС-мобилей из центров городов в ряде западных стран или, в остальных частях мира, время. Ведь уровень выхлопов от среднего авто в последние десятки лет заметно снижается. Что же можем сделать мы сами, чтобы изменить ситуацию? Водителям стоит почаще ездить с включенным кондиционером. Как показывает научная работа другой группы исследователей из США , за счет охлаждения воздуха даже при открытом воздушном контуре он резко снижает концентрацию загрязняющих его микрочастиц.
Ранее известные: девять рисков деменции В обзоре Lancet также рассматриваются ранее известные факторы риска и приводятся данные о том, насколько каждый из них увеличивает вероятность развития деменции.
Третье место принадлежит хроническому алкоголизму, поскольку этанол убивает нейроны. В отличие от сенильной старческой деменции, алкогольный тип патологии встречается у молодых и средневозрастных пациентов. Другие причины приобретенного слабоумия: дегенеративные заболевания нервной системы неврологический синдром паркинсонизма, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, боковой амиотрофический склероз, болезнь Пика и др. Факторами риска выступают наследственная предрасположенность к ментальным заболеваниям, сахарный диабет, некомпенсированный гипогликемическими препаратами , некорректное лечение снотворными средствами. Симптомы, основные признаки Деменция развивается постепенно. Первый признак — существенное расстройство краткосрочной памяти.
А мы всё меньше и меньше пишем, — говорит руководитель центра по борьбе с деменцией. Одна из форм когнитивного тренинга — раскраски. По словам Светланы Думы, специалисты центра по борьбе с деменцией создали специальные раскраски с упражнениями. По этому же принципу работает арт-терапия, когда человеку нужно восстанавливать память, дорисовать картину. Это когнитивный тренинг, хорошо встряхнуть свои знания, разложить опять их по полочкам, это только плюс. И чем больше интересов в жизни, тем лучше. Кто-то рисует, кто-то мастерит, кто-то путешествует. Творит что-то, кто-то в хор ходит поет, кто-то просто ходит на симфонический концерт. Человек должен найти свою радость, — подытоживает руководитель центра по борьбе с деменцией. Светлана Дума подчеркивает, что людей с деменцией гораздо больше, чем показывает статистика, куда входят только люди с поставленным диагнозом только 1 миллион 300 тысяч по России. По прогнозам ученых, к 2050 году в мире будет более 100 миллионов человек с деменцией. Несмотря на возможность замедлить процессы, болезнь неизлечима, поэтому для близких заболевшего это часто становится испытанием. Недавно мы рассказывали истории людей, чьи близкие жили или живут с синдромом деменции. Часто самое сложное — принять тот факт, что так, как раньше, никогда не будет, и выбрать правильную тактику поведения. Также мы рассказывали о знаменитом актере Брюсе Уиллисе, который страдает деменцией. О том, как он живет сейчас и как его поддерживает семья, можно прочитать в этом материале.