Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда».
Другие новости по теме
- Справка, что ты ленинградец
- Сплоченные войной - Архивы Санкт-Петербурга
- Другие новости
- Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
- Поездом, по воздуху, по воде и льду
- первые лица
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация. В первую очередь были эвакуированы сотрудники предприятий, которые демонтировали и вывозили в тыл. Вместе с рабочими уезжали и члены их семей. Также эвакуировали детей, однако их в основном вывозили в Ленинградскую область, которая вскоре была захвачена наступавшими частями вермахта, и детей пришлось возвращать обратно в город. Общее количество эвакуированных до начала блокады составило 488 тысяч человек. Ещё 175 тысяч эвакуированных пришлось вернуть в город из-за наступления немцев в области. Летом 1941 года многие ленинградцы не желали покидать город.
Ехать им было некуда и не на что, в сберкассах разрешалось снимать со счёта не более 200 рублей, а на эти деньги нельзя было организовать эвакуацию для всей семьи. Многие не были готовы к трудностям, которые ожидают беженцев: отсутствие жилья, плохое питание и так далее. Конечно, если бы горожане знали, что произойдёт через несколько недель, они бы приложили все усилия, чтобы выехать из города. Но тогда многие верили, что немцы не дойдут до Ленинграда. С этого момента многие ленинградцы приняли запоздалое решение покинуть город. Толпы людей устремились к порту Осиновец, который специально был построен на берегу Ладожского озера для приёма грузов в условиях блокады.
Они рассчитывали эвакуироваться на баржах, на которых привозили продовольствие и другие грузы. Многие из них были беженцами, приехавшими в Ленинград из западных регионов, и не имели в городе ни родственников, ни друзей. Под предлогом того, что их появление мешает работе персонала, всем частным лицам было строжайше запрещено появление в районе гавани. Эвакуироваться теперь можно было, только добившись специального разрешения. За два месяца навигации по озеру, до наступления холодов, было эвакуировано всего 33,5 тысячи человек. Примерно столько же было вывезено по воздуху.
В отличие от ленинградцев, их положение уже было отчаянным, они не имели жилья, работы, друзей и родственников. Коммуникации между осаждённым городом и остальной частью СССР могли осуществляться через Ладожское озеро. Казалось бы, в этих условиях проблема голода не должна была возникнуть даже с учётом того, что немцы периодически устраивали авианалёты на баржи. Но всё оказалось не так просто. Пригодных для плавания по весьма специфическому Ладожскому озеру там очень часто случаются штормы судов не оказалось в достаточном количестве, а речные баржи для него не годились. Достаточно большой флот Северо-западного речного пароходства растаял в первые месяцы войны.
Большую часть судов передали военным для их нужд. По воспоминаниям уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Дмитрия Павлова, в его распоряжении было только "несколько десятков озёрных барж, брошенных в мирное время на слом как непригодные к плаванию по нормам регистра". Была ещё Ладожская военная флотилия, но она действовала в первую очередь по своему военному профилю, участвуя в высадке морских десантов. Военные корабли могли оказать только вспомогательную поддержку озёрным баржам в перевозке грузов. Но даже имевшиеся в наличии средства доставки поначалу использовались недостаточно эффективно. Первые баржи с пшеницей прибыли в Осиновец уже через четыре дня после начала блокады.
Содержимое трюмов разгружали прямо на берег. Но через три дня последовала крупная неудача, сбившая ритм. В условиях острой нехватки средств доставки необходимо было достичь максимальной скорости разгрузки судов, чтобы они как можно быстрее вышли в обратный рейс. В том числе и для того, чтобы корабли не оставались на рейде в случае налёта немецкой авиации. Но 15 сентября прибыло пять судов, которые нарушили весь график.
Это не позволило бы избежать голода, но могло спасти жизни десяткам тысяч человек уже весной 1942 года люди массово умирали от последствий голода, будучи вывезенными в эвакуацию, для кого-то из них несколько дополнительных дней стали бы спасением.
Ледовая дорога жизни и вторая навигация В 20-х числах ноября 1941 года на Ладоге установился лёд, стало возможным доставлять грузы в осаждённый город при помощи грузового транспорта. Грузовиков в СССР хватало, поэтому темпы перевозок резко возросли. За 4,5 месяца существования ледовой дороги через Ладогу было доставлено более 260 тысяч тонн продовольствия. Это почти в десять раз больше, чем удалось доставить осенью. Из Ленинграда грузовики везли жителей города. За этот период удалось эвакуировать около полумиллиона жителей — в 16 раз больше, чем за осеннюю навигацию.
С воздуха её прикрывали шесть истребительных полков. Через каждые несколько километров вдоль дороги устанавливались зенитные пулемёты и орудия, поэтому немцы уже не чувствовали себя так вольготно, как осенью. С таянием льдов возобновилась навигация. На этот раз она была подготовлена гораздо лучше. Прямо на местах развернулось строительство новых озёрных барж, как деревянных, так и металлических. Были усовершенствованы уже имеющиеся порты и построены новые, что позволило создать новые маршруты.
По дну озера был проложен "кабель жизни", благодаря которому в город вернулось электричество, ранее доступное только высоким партийным чинам и предприятиям. Только в октябре 1942 года по воде было перевезено 158 тысяч тонн грузов. Это в шесть раз больше, чем за всю осеннюю навигацию 1941 года. Суда также занимались эвакуацией ленинградцев и вывезли из города около 450 тысяч человек включая военных. Поскольку население города значительно уменьшилось, а завоз продовольствия многократно вырос, оставшимся ленинградцам был значительно увеличен паёк. А городское руководство смогло сделать внушительные запасы на случай перебоев с доставкой грузов.
А во вторую блокадную зиму она даже упала ниже довоенной. Если бы с самого начала блокады снабжение города было организовано так хорошо, ленинградцы не столкнулись бы с голодом. Во всяком случае, в таких масштабах, как в первую блокадную зиму. Теоретически снабжение Ленинграда можно было организовать на достойном уровне и в условиях блокады, что наглядно продемонстрировал опыт 1942 года. Но к этому надо было подготовиться заранее. Увеличить количество пригодных к навигации барж, построить несколько портов.
Эвакуировать из города как можно большее количество человек. Но спрогнозировать именно продолжительную осаду было трудно. Такие осады, в принципе, были не в стиле той войны, отличавшейся мобильностью и быстрым изменением обстановки. Вермахт предпочитал брать города штурмом, а не измором. Отказ немцев от финального штурма стал сюрпризом. По воспоминаниям начальника инженерных войск Ленинградского фронта Бычевского, Жуков поначалу даже не поверил донесениям разведки о переброске немецких войск из окрестностей Ленинграда.
А когда стало ясно, что город штурмовать не будут, но и снять блокаду не получится, момент уже был упущен. Его ширина не превышала 11 километров, но этого было достаточно, чтобы провести по нему автомобильную трассу и железную дорогу. Блокада Ленинграда была прорвана. Но до окончательного снятия осады оставался ещё год.
К концу блокады, в январе 1944 года, в городе проживало 579 тыс. Через полтора года число ленинградцев вырастет на миллион. В июле 1944 в Ленинграде было около 725 тысяч, в сентябре 1944 года — около 920 тысяч человек. Был и бум рождаемости — в 1945—1946 годах.
С 1 июня 1946 г. Иначе милиция выселяла в течение суток». Многих ленинградцев оставили в Челябинске и других городах военной эвакуации, замечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Некоторые предприятия, указывает он, были оставлены в Сибири, на Урале — например, в Челябинске. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Они мечтали попасть домой — к оставшимся там родным, к могилам предков. Но далеко не всем удалось осуществить эту мечту. Многие ленинградцы из-за проблем со здоровьем, подорванным во время войны, погибли, так и не вернулись в родной город. Но Борис Ковалев добавляет, что трагедии блокады и войны объединили многих — старых и новых ленинградцев, а также тех, кто был в эмиграции.
Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов.
Список детей оздоровительных яслей комбината им. Список детей работников Северо-Западного отделения треста "Теплоэлектропроект". Отчет детских яслей при комбинате им.
Кирова, эвакуированных в Омскую область. Списки детей работников Прядильно-ниточного комбината им. Списки служащих Дома малютки на получение пропусков в Ленинград в 1945 году. Список сотрудников, эвакуированных с Домом малютки.
Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России
География расселения эвакуируемых была обширна: детские учреждения размещались как в близлежащей Ярославской области, так и в далекой Новосибирской; учебные заведения в 1942 г. Герцена , Ташкенте ЛПИ им. Калинина и т. Выехать должны были не менее 500 тыс. Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге от Финляндского вокзала до ст. Борисова Грива , затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу Лаврово, Кобона, Жихарево, Новая Ладога , а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали. Если в январе 1942 г. Всего же до 15 апреля эвакуировались 554186 человек. Возобновилась эвакуация с 27 мая 1942 г.
Теперь от станции Борисова Грива ленинградцы автомашинами доставлялись до мыса Осиновец или пристани Каботажная, пересаживались на водный транспорт и после высадки в Кобоно-Каредежском порту перевозились поездами в Вологду, Ярославль, Иваново, откуда следовали в пункты назначения.
К мирной жизни Музейное воспроизведение комнаты в блокадном Ленинграде. Впрочем, бесконтрольно ничего не происходило. Сотрудники НКВД держали ситуацию на контроле, позволяя вернуться специалистам, которых вызывали на предприятие на работу, либо те горожане, жилье которых сохранилось и это подтверждено. С остальными вопрос решался индивидуально, ведь резко хлынувший поток переселенцев могут губительно сказаться на ситуации в городе, который только начал восстанавливаться. Впрочем, восстановление жилого фонда шло семимильными шагами, только за 44-45 годы ленинградцы собственными силами смогли восстановить более полутора миллионов квадратных метров жилья, две сотни школ, десятки детских садов. Однако была еще и другая проблема — квартиры продолжали отапливать печками.
Вместо воды - талый снег. Параллельно началось разбирательство амбразур, происходило это уже после войны, в 1946 году. Об этом свидетельствуют газетные архивы, в которых пишут о том, что разобрана амбразура по Владимирскому проспекту, баррикады в Кировском районе. В работах участвовали и пленные немцы. Все об этом знали, ведь им приходилось буквально бок о бок работать с теми, против кого они недавно воевали. Однако стройка была лишь вершиной айсберга, ведь нужны были строительные материалы, а ведь все производство было в вынужденной остановке. Уже в 1943 году принимается решение создать завод по производству стройматериалов.
К этому времени из 17 заводов по производству кирпича в Ленинграде, 15 не работали. Несмотря на все попытки возобновить деятельность заводов и фабрик, в основном для строительства и ремонта зданий использовалось то, что находилось под завалами разрушенных зданий По следам городских комиссий Восстанавливали город дружно. В мае 1945 года, после того как война официально была закончена, в Ленинграде прошла комиссия, которая должна была определить нанесенный ущерб и наметить фронт работ. Именно эта комиссия постановила, что длительное отсутствие отопления, воды губительно сказалось на водопроводных и отопительных системах, в буквально смысле приведя их в негодность. Были практически полностью разрушения предприятия культурной направленности. Оказались полностью разрушенными более двух сотен каменных домов, почти 2 тысячи деревянных домов, повреждено 6,5 тыс каменных и 700 деревянных омов. На дрова разобрано почти 10 тыс домов из дерева.
Если переводить эти цифры в людей, которые некогда жили здесь, даже с учетом того, что многие попросту не дожили до Победы, то без крова оставались сотни тысяч людей. Еще во время осады города, жители находились в постоянном страхе лишиться жилья, постоянные обстрелы и бомбежки, пожары уничтожали один дом за другим. Во время очередного налета, убегая в ближайшее бомбоубежище, жители не могли знать, смогут ли они обратно вернуться к дому или к его руинам. Понятно, что в таких условиях никто особенно не следил за тем, кто и где жил и на каком основании это делал. Ремонта требовало буквально все. Семьи часто переезжали в чужие квартиры, которые уцелели, а вот их хозяева — нет. Как правило, это делалось без никакого на то разрешения, самовольно.
Иногда это согласовывалось с местными властями, но чаще всего это происходило вынужденно и все это понимали. Самовольно же горожане изменяли систему отопления, просто потому что не было иного выхода. Никакой помощи от коммунальных служб, работа которых была парализована, ждать не приходилось. По городу были развешены плакаты с призывами подготовиться ко второй военной зиме самостоятельно, а именно установить печь сложив ее из кирпичей, добытых от разрушенных домов , почистить дымоход, заделать щели, вставить окна и стекла. Трубы рекомендовали обернуть бумагой или паклей, чтобы они не лопнули от мороза. Причем подобные призывы преподносились как гражданский долг и обязанность. В кровельщиках женщины и дети Восстанавливали как могли.
Восстановительные работы в Ленинграде велись постоянно, так называемый заплаточный ремонт проводился регулярно, после каждого обстрела старались оперативно заделать кровлю, чтобы не было протечек — они бы дальше разрушали и без того уменьшающийся жилой фонд.
За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс.
Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна.
Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота. Большое значения имели действия партизан. Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс.
Самое страшное было потеряться. Над головами то и дело летали самолёты. Нас посадили в теплушки: там были установлены печки и нары. Так мы ехали 2,5 месяца. В декабре нас привезли в Челябинск». По пути умерло очень много людей — порядка 300 тысяч человек.
Смерть шла по пятам, даже когда война осталась позади. Дело в том, что практически у всех эвакуированных была дистрофия последней стадии. Им нельзя было много есть, лишний кусок хлеба оказывался ядом. Организм отвык от еды. Мы простаивали по 5-7 дней. Тут же прибегали местные жители, чтобы накормить детей.
Они несли с собой хлеб, масло, сметану. Тех, кто хорошо поел, на следующей остановке выносили мёртвыми и укладывали их вдоль рельсов». В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. В результате бомбёжек и обстрелов город был почти полностью уничтожен, деревянные дома пришлось разобрать на дрова. Мы уехали в Ленинградскую область — в посёлок Оредеж Лужского района. Там я окончил среднюю школу, поступил в Ленинградский электротехникум связи.
После армии работал в Выборге, потом меня пригласили в Калинин на должность главного инженера предприятия связи, — делится Аркадий Борисович. Общество блокадников города он возглавил в 2009 года, когда ушёл на пенсию. Сегодня в организации — 91 житель Блокадного Ленинграда, в 2009 году было 260 очевидцев тех событий», — приводит печальные цифры Аркадий Борисович. Редакция Tverigrad. На их долю выпали тяжелейшие испытания. Защита осаждённого города — это легендарный пример стойкости и мужества, который вызвал уважение противника и навсегда останется в памяти поколений.
Решение одного человека
- Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу
- Поездом, по воздуху, по воде и льду
- Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
- Вы точно человек?
- Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне. Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло.
Воюя с природой
- Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
- Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду
- Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
- За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде
Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. В июле — августе 1941 г. эвакуация из Ленинграда была форсирована, особое внимание уделялось вывозу оборонных предприятий вместе с квалифицированными рабочими.
Проблемы эвакуации жителей
Ярославская область и Санкт-Петербург реализуют совместный проект "Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: "Сплоченные войной". Он приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. "8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем. Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино. После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
По расчётам историков к 1 мая 1943 года в культурной столице СССР оставалось около 640 тысяч человек. Привилегированные В работе «Неизвестная блокада» исследователь Николай Ломагин полагает, что власти, проводя эвакуацию, в первую очередь они занимались переброской в безопасные регионы сотрудников важных для обороноспособности страны предприятий и учреждений. Историк Даниил Коцюбинский утверждает, что первоочередной задачей, стоявшей перед руководством СССР и Ленинграда, был вывоз из окружённого города базировавшихся в нём военных частей со всем их личным составом. Не желая допустить попадания в плен около 500 тысяч матросов Балтийского флота и солдат Ленинградского фронта, власти в первую очередь организовали их переправу в ущерб интересам мирных граждан. Не принимая в расчёт вывоз детей, Н. Ломагин заостряет внимание на том, что среди эвакуированных было много ленинградцев, которые, по мнению работников НКВД, входили в круг «политически неблагонадёжных лиц». Предполагая, что они при первой возможности могут перейти на сторону гитлеровских войск и начать среди горожан антикоммунистическую агитацию, власти удалили их из города. В этой же книге отмечается, что некоторые ленинградцы не покидали осаждённую родину из чувства патриотизма, другие из-за страха утратить нажитое имущество, иные не верили в безопасную жизнь в эвакуации, а четвертые просто не имели на то желания: «Для меня выехать из дома, из города куда-то в пространство и в обезумевшей и приведенной в отчаяние массе людей — будет смертью, гибелью...
Но уже весной-летом 1942 года реэвакуация была приостановлена в связи с поражениями Красной Армии и новой волной эвакуации. В 1943-м изменилось положение на фронтах, и реэвакуация возобновилась. Можно предположить, что реальные цифры реэвакуационной миграции были гораздо выше, поскольку существовали стихийные перемещения эвакуированных. Психологически переломной датой в сознании эвакуированных стало 9 мая 1945 года. Местные органы власти фиксировали резкое усиление чемоданных настроений среди работников промышленных предприятий, чья реэвакуация была запрещена. Но возвращение людей на прежнее местожительство продолжалась еще несколько лет. Часть оборудования вывозилась в русле «помощи освобожденным районам». Работников оборонных предприятий не отпускали в реэвакуацию до середины 1946 года или дольше, потом большинство выехало «правдами и неправдами». Вводились законодательные ограничения на въезд в некоторые города и области. И ограничения на перемещение отдельных категорий эвакуированных. Хотя уже осенью 1943 года в некоторые из освобожденных областей например, Смоленскую и Орловскую был установлен свободный въезд, но в ряде городов был введен запрет на реэвакуацию: это касалось в первую очередь Москвы и Ленинграда, а также, в связи с большим разрушением жилого фонда, Киева и Харькова. К тому же была и партийная дисциплина. Таким образом, с максимальным количеством запретов сталкивался столичный житель, коммунист, высококвалифицированный специалист, работник предприятия оборонного значения. Многие годами не могли вернуться в родные места. Вот, например, сведения о составе рабочей силы Кировского завода, эвакуированного в Челябинск. Данные на лето 1945 года: из 40 тысяч рабочих — 6 тысяч ленинградцев, 4,5 тысячи харьковчан, 2 тысячи сталинградцев, 11 тысяч демобилизованных из армии, 4 тысячи выпускников ремесленных училищ. Если бы эвакуированные вернулись домой, завод бы просто встал. В анонимном письме от 21 мая 1945 года, адресованном в партком Кировского завода, были следующие строчки: «Жить в таких собачьих условиях, которые вы нам создали, дальше невозможно. Мы раздеты, разуты, квартирные условия ни к черту. Начальство четыре года воровало и набило себе карманы… Вы, как партийные люди, тоже смирились с начальниками. Мы спрашиваем: скоро ли в Ленинград? Занятые собственной реорганизацией министерства фактически бросили предприятия на произвол судьбы, не решали вопросы финансирования конверсии оборонные предприятия переводили на производство патефонов, электрочайников, кроватей и тому подобной продукции. Этот приводило к хронической невыплате зарплаты, постоянным изменениям плановых заданий и их номенклатуры и, в конечном счете, снижению уровня жизни людей. Завод в годы войны получал дополнительные бескарточные фонды продовольствия, в цехах было организовано второе горячее питание. Но 1946 год был неурожайным, а в четвертом квартале правительство сняло дополнительные продовольственные фонды. Настроения ожидания охватили и Кировский завод в Челябинске. Протестные практики традиционно выражались в написании жалоб и коллективных петиций, адресованных высшим руководителям страны. Некоторые эвакуированные рабочие сознательно нарушали трудовую дисциплину, рассчитывая, что за это их уволят с заводов и таким способом они получат возможность уехать домой.
В базу внесены данные на 847 969 персоналий — около половины от общего числа эвакуированных. Восстановить полную картину, помочь людям восстановить утраченные связи, подтвердить право на получение поддержки от государства можно только объединив сведения, хранящиеся в архивах различных субъектов Российской Федерации. Ярославская область была одним из первых регионов, принявших эвакуированных ленинградцев, здесь разместили детей в июле 1941 г. Ярославщина также являлась пунктом транзита, на ее земле оказывалась помощь тем, кто направлялся вглубь страны.
We think the video contains. View Remove superfluous tags and confirm the rest if they are determined correctly Removed from tags0 Cancel Эвакуированные из блокадного Ленинграда Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев с 29 июня 1941 г. За годы Великой Отечественной войны на даниловскую землю, что на севере Ярославской области, было эвакуировано более трех тысяч жителей из блокадного Ленинграда.
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
С первых дней сентября в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания. Расход продуктов сверх установленного лимита без специального разрешения Верховного совета строго запрещался. Скот, имевшийся в государственных хозяйствах, был забит, а мясо сдано на заготовительные пункты для распределения. Фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении.
Администрации лечебных заведений вменялось в обязанность из карточек граждан, находящихся на лечении, вырезать талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Во избежании потери из за всевозможных пожаров муку и другие продовольственные товары развезли по складам в более безопасные места. За весь период блокады фашистам не удалось нанести серьезного ущерба запасам продовольствия, за исключением потери от пожара на складах имени Бадаева небольшого количества муки и сахара.
Но Ленинграду было необходимо больше продуктов питания.
Это было самое яркое воспоминание Тони. И она ее нашла! И отыскала отца малышки! Александрова Тоня с сыном Алешей Фото: Из личного архива Антонины Александровой Как выяснилось, он давно, но безуспешно разыскивал дочь. В 1947 году отец Тони повторно женился. У него родилась еще одна девочка, которую Александр Александров назвал Антониной в честь старшей дочери. Но благодаря неравнодушной жительнице Горячего Ключа, имя и фамилия которой, к сожалению, не сохранились, удалось вернуть Тоню в семью. Отец приехал в Горячий Ключ и забрал дочь в Ленинград. Антонина Александрова прожила долгую жизнь, родила сына.
По воспоминаниям племянницы, тетя была до последних дней активной и бодрой. Но о блокадном детстве рассказывать не любила, предпочитая радоваться каждому дню послевоенной мирной жизни. Ищет музей, ищут соцсети Юлия Лысенко пыталась проследить и судьбы ребят-ленинградцев, которых из Горячего Ключа увезли в Киргизию. По рукописным воспоминаниям жителей, хранящимся в музее, удалось даже составить карту их пути, который пролегал через Туапсе, Сухум, Тбилиси, Баку, Алят, Красноводск, Ташкент до Киргизии. Мы связались с ним. И он поделился историей. А потом — в Киргизию, в Покровский детский дом. На тот момент ей было 8 лет. Таким образом, мы смогли проследить судьбу еще одного ребенка. Всю жизнь она проработала фельдшером.
Сейчас бывшей блокаднице Ленинграда 85 лет, она живет в Подмосковье. У Мери была младшая сестра, Сильва. Они разлучились в блокадном Ленинграде. Женщина ничего не знает о судьбе младшей сестры, но до сих пор не теряет надежды ее найти. Осталось еще много людей, которые ищут родных, в том числе тех детей, которые были эвакуированы из блокадного Ленинграда. Поэтому так важно проводить поисковую работу. Очень надеюсь, что и мы найдем новые сведения о детях блокадного Ленинграда, которые побывали в Горячем Ключе, чтобы пролить свет на их дальнейшую судьбу, — надеется Юлия Лысенко. В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей.
Именно эта порода лучше всего ловит вредителей. Запасы измученных жителей города были спасены. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Для оповещения граждан о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Сигналом об авиаударах был звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный — отбой, а на улицах писали "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна". Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда. Три волны эвакуации За годы войны советским военным удалось осуществить три волны эвакуации местного населения из осажденного и голодного города. За все время удалось вывести 1,5 млн человек, что составляло на тот момент почти половину всего города. Первая эвакуация началась в первые дни войны - 29 июня 1941 года. Первая волна эвакуации отличалась нежеланием жителей покидать город, всего было вывезено чуть более 400 тыс человек. Вторая волна эвакуации - сентябрь 1941-апрель 1942. Основным путем эвакуации уже блокадного города стала "Дорога жизни", всего за вторую волну эвакуировали более 600 тыс человек. И третья волна эвакуации - май-октябрь 1942, эвакуировано чуть менее 400 тыс. Минимальный паек Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады.
Ледовый режим стремительно обрел статус главной проблемы Дороги жизни - несмотря на рассчитанную исследователями толщину, пригодную для движения грузовых автомобилей, в первые недели работы трассы на дно ушли порядка сотни полуторок. Причиной, вызывавшей внезапные проломы льда, оказался эффект резонанса, который сумел выявить советский ученый Наум Рейнов при помощи изобретенного им специального устройства - прогибографа. Наука внесла бесценный вклад в организацию максимально безопасного движения по 30-километровой трассе, и Дорога жизни в свою первую зиму функционировала до конца апреля 1942 года - тогда машины успешно проходили по озеру при толщине льда всего 10 сантиметров по сравнению с ноябрем, когда рекомендуемыми были 20 сантиметров. Отрицая саму смерть Установленные правила безопасного прохождения по дороге не устраняли риск для жизни. Напротив, каждый неверно сделанный шаг или неправильное решение вели к летальному исходу. Смертельная опасность таилась повсюду: в ледовых торосах, в потере ориентиров, в непрерывных вражеских артобстрелах. Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать. Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, - это разбить одну или несколько машин.