Новости сретение значение слова

Кроме того, именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, то есть сороковым днем от Рождества (Богоявления), весьма однозначно указывает: первоначально анализируемый праздник не имел вполне самостоятельного значения. Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного такое Сретение Господне и в чем суть праздникаВ переводе с греческого "сретение" означает "встречу". Иными словами, Сретение Господне означает не только встречу человека и Бога, но и символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. Само по себе слово «сретение» или «сърѣтение» толкуется как «встреча», но с первого раза, без глубокого погружения в историю понять истинное значение этого слова трудно.

15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл

СРЕТЕНИЕ найдено 22 значения слова СРЕТЕНИЕ, -я, ср. (С прописное). Само слово «сретение» имеет славянское происхождение, на современный русский язык оно переводится как «встреча». Православные 15 февраля отметят важный церковный праздник, символизирующий встречу человека с Божественным, — Сретение Господне. Лишь в 544 году Церковь установила отмечать Сретение Господне праздника Сретения для верующихФилософское значение праздника – это встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового. Этимология (основное значение и происхождение) слова Сретение. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский как «встреча».

Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать

Не делайте этого в Сретение Господне, если не хотите обнищать. Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного такое Сретение Господне и в чем суть праздникаВ переводе с греческого "сретение" означает "встречу". Еще одним немаловажным символом Сретенья, который выполнялся каждый год, был ритуальный торжественный танец называемый Огнедевой. Славянское слово «сретение» означает «встреча». Это неудивительно, ведь старославянское слово «сретение» означает «встреча».

Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне

Сретение Господне: история и традиции праздника 15 февраля — Сретение Господне: значение, приметы и традиции праздника.
Сретение Господне: коротко о празднике Сретение (также пишется Сретение), также известный как Праздник Сретения Иисуса Христа, Праздник Очищения Пресвятой Девы Марии или Праздник Святой Встречи, является христианским праздником, посвященным сретению Иисуса в Храме.
Сретение Господне: главное, что надо знать о празднике - Российская газета 4. Значение слова «сретение». В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча».

15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?

Значение слова «Сретение» Философское значение праздника Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.
Сретение Господне: коротко о празднике Значение праздника Сретения для верующих — встреча христианина с Господом в своем сердце.
Сретение Господне 2022: значение и история великого праздника Сретение (также пишется Сретение), также известный как Праздник Сретения Иисуса Христа, Праздник Очищения Пресвятой Девы Марии или Праздник Святой Встречи, является христианским праздником, посвященным сретению Иисуса в Храме.
Значение слова «Сретение» Сретение Господне отмечают православные верующие 15 февраля в Беларуси.
Сретение Господне В Википедии есть статья «Сретение (значения)».

Сретение Господне- что означает этот праздник?

Фактически это праздник встречи с Богом, праздник смирения и радости перед освобождением от земной жизни. Согласно философским толкованиям, у каждого человека происходит в жизни своё сретение — в тот момент, когда он впервые вступает в храм. Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой. В древности такие свечи звали «громницами».

Их освящают в храме и забирают домой, чтобы зажигать во время молитв на протяжении года для охраны от несчастий и катастроф. Огарки при этом нужно принести обратно в храм — на переплавку. Такие же чудодейственные свойства приписываются освящённой в день Сретения воде, которую после церковной службы, как и на Крещение, забирают домой.

Она должна, по преданию, защитить от болезней и других негативных влияний. Сретение приходится на день без поста, поэтому никаких ограничений в еде нет. Наши предки в этот день пекли «голубков» из сдобного теста в память об очистительной жертве родителей Иисуса.

Таких «голубков» приносили в храм на службу. Особенности богослужения на Сретение Господне Сретение Господне как двунадесятый праздник имеет особое значение в церковном календаре и отмечается масштабно. Во всех храмах в ночь на 15 февраля проходит всенощное бдение, а утром — божественная литургия.

При этом в праздновании отражается долгая история праздника. Изначально, в первые века, 15 февраля славили Богоматерь, а позднее стали прославлять Иисуса Христа. Поэтому священники могут быть по-разному одеты во время службы: или в голубые одежды, так как голубой цвет символизирует непорочность Девы Марии, или в белые — этот цвет символизирует божественный свет.

Однако присутствуют и элементы Господского праздника: так, на литургии на малом входе произносится входный стих, а затем поются тропарь и кондак праздника.

Их встреча была предсказана еще до рождения Христа - Ангел предрек Симеону дожить до встречи с Мессией. В глубинном смысле, Сретение — это встреча всего человечества в лице старца Симеона с Богом. В этот день верующие ходят в церковь на особое торжественное богослужение и молебен. Молитвы в этот день помогут каждому верующему. Люди просят прощения за грехи и сил на добрые дела. Из церкви люди приходили с освещенными свечами - "громницами" - и хранили их в течение года.

Считается, что они оберегают дом от пожара и бед, посевы — от града, а человека — от сглаза и болезней. Также церковь освещала воду, и она становилась целебной наравне с крещенской.

Православные христиане отмечают праздник ежегодно 15 февраля. В православии Сретение относится к посвященным Христу двенадцати двунадесятым важнейшим праздникам и всегда отмечается в один и тот же день. Смысл библейской легенды. Сретение Господне связано с библейской легендой, описанной в Евангелии от Луки. Согласно преданию, в этот день — сороковой после рождения Иисуса — Дева Мария принесла в храм младенца, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. Как того требовал ветхозаветный закон, женщине, родившей мальчика, нельзя было переступать порог храма 40 дней и 80, если на свет появлялась девочка. Также в церковь нужно было принести Господу благодарственную очистительную жертву — годовалого ягненка, а во оставление грехов — голубку.

Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, на 40-й день нужно было посетить храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёх векового рабства. И хотя Дева Мария не нуждалась в очищении, поскольку Иисус родился от непорочного зачатия, она переступила порог храма в знак смирения.

Известно, что в VI веке их переносят из Иеросалима в Константинополь.

Во время западных крестовых походов, разграбивших Византию, мощи святого перешли в Хорватию и вернулись в Иеросалим лишь в 10-х годах нашего столетия. Десница святого находится в Германии, в городе Ахен. Значение для христианина Мощи святого в Ахене, Германия. Рака-мощевик с десницей Один из смыслов праздника, на который указывают святые толкователи Феофилакт Болгарский и Иоанн Златоуст — это встреча Ветхого и Нового Заветов. Отхождение одного и предоставление дороги другому, который будет вечным и никогда не изменится.

Также Сретение Господне — праздник, который касается родительской ответственности за детей. Посвящение ребенка Богу, ведение его к Нему через Крещение — это то, что мы видим на примере святых родителей Господа — Иосифа и Марии. В Ветхом Завете ребенка мужского пола приносили на 40-й день, а женского — на 80-й, а потом до 40-го дня женщина «очищается» после родов. Эта же параллель есть и сейчас, когда крестят ребенка на 8-й день, но не позже 40-го дня, а на 40-й день вычитываются священником молитвы к очищению. Итак, желание «покрестить» должно сопровождаться умному следованию традиции, то есть не потому только крестить, что так делают все или «чтобы не болел» и так далее, а именно за посвящение Богу, за духовное рождение чада.

В первые века крестились во взрослом возрасте, стремясь к Богу осознанно, но потом эту традицию отменили крещением в младенчестве, ведь если некрещеный ребенок умрет, то двери в Царствие Божие перед ним закрыты, так как он не родился от Духа. Приведение ребенка к осознанности его пребывания в Церкви Божией ложиться на крестного и родителей. На первого, потому что тот дает обещание за ребенка, тот за него отрекается от сатаны и обещевается Христу, потому дается такой крест и ответственность.

Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать

Центральное место в ней занимают обращения и молитвы к Пресвятой Богородице. Как праздновать, что можно и чего лучше не делать в этот день Существуют некоторые обычаи и традиции, как отмечать Сретение. Согласно церковным канонам, в этот день особым образом святят воду и свечи. Громничные свечи Перед началом праздничной литургии осуществляют освещение восковых свеч, после чего их раздают прихожанам.

По традициям эти свечи верующие приносят домой и хранят в течение года. В старые времена христиане верили, что эти свечи способны защитить жилище от удара молнии, поэтому их еще называли громничными. Но это верование берет истоки не в православной вере, а в языческих традициях, связано с почитаемым некогда на Руси бога Перуна.

Также сретенские свечи зажигали, если семья сталкивалась со стихийными бедствиями, болезнями, всяческими трудностями. Считалось, что они помогали роженицам при родах, больным эпилепсией. Сегодня громничные свечи верующие зажигают в трудные минуты, когда обращаются к Богу за помощью, просят у него защиты и спасения.

Сретенская вода У всех на слуху вода Крещенская, но Сретенская вода обладает не меньшими целебными свойствами, считается такой же сильной. Сретенской водой омывают лицо от злого глаза, окропляют жилое помещение, освящают детей перед экзаменами, дают выпить больным людям.

Сретение в народной традиции В народном календаре славянских народов Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах - и начало весны, с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз - раннюю весну; метель на Сретение обещала «подмести» все корма для скота раньше обычного и др. У восточных реже у западных и южных славян о Сретении говорили: «Сретение - зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: «полно тебе, зиме, зимовать - пора мне, лету, летовать». Восприятие Сретения как начала весны отразилось и в приметах: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др. Представление о Сретении как о начале весны воплотилось в многочисленных рассказах о животных, которые в этот день якобы переворачиваются с бока на бок. Болгары рассказывали о медведице, вылезающей на Сретение из берлоги, чтобы увидеть свою тень: если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить сон; это означает, что еще в течение сорока дней будет холодно. Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров и наоборот.

В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: люди избегали выполнять в этот день какие-либо хозяйственные работы, чтобы не встретиться с волками. Украинцы полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и отметины, напоминающие об этих работах. Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, ее дымом окуривали больных и чертили кресты на балках и матице, зажигали, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. Установлен в честь встречи сретенья праведником Симеоном мессии - ребенка-Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Академический словарь 1. Боткин рассказал ему весь ужас, с которым он идет на сретение своего счастья. Герцен, Былое и думы.

Один из так называемых двунадесятых праздников православной церкви 15 февраля. Энциклопедия Кольера СРЕТЕНИЕ - в Римско-католической церкви, праздник Очищения Девы Марии 2 февраля , посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. Название Сретение Господне греч. Hypapante Kyriou , закрепившееся в православной традиции, указывает на встречу Христа и его матери со старцем Симеоном и пророчицей Анной. Освящение свечей для богослужебных целей, осуществляемое в этот день в соответствии с римским Миссалом, вошло в обиход в 11 в. Священник, в пурпурном облачении, читает пять особых молитв над восковыми свечами, окропляет их святой водой, зажигает и раздает присутствующим на богослужении, в то время как хор поет Песнь Симеона "Ныне отпущаеши... Торжественная процессия символизирует вступление Христа - "Света мира" - во храм. В Русской православной церкви праздник отмечается 2 февраля по старому стилю. С высоты Востока...

Еще одна икона, связанная со Сретением, — Симеона Богоприимца. Святой изображен на ней с Младенцем. На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом.

Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы. Особо радостным и любимым праздник Сретения на Руси был еще и потому, что совпадал с окончанием жестоких холодов. В народе говорили: "Сретение — зима с летом встретились".

Поэтому последние морозы и первые оттепели называли сретенскими. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

На информационном ресурсе применяются.

Молитвы На Сретение Господне православными христианами совершаются молитвы, которые носят благодарственный характер. Они прославляют Христа.

Также важно обратиться к Деве Марии. Такие слова в этот день наделены особым смыслом. Просьбы касаются благополучия в семье, защиты детей, процветания и просветления: Богородица Дева, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою.

Благословенна Ты меж женами и благословен Плод чрева Твоего. От непорочного зачатия Ты родила Спасителя душ наших. Также молитвы возносятся к Иисусу, родители просят его о здравии и благополучии своих детей: Господь наш Всемилостивый. Как тебя Дева Мария привела в храм на поклон, так и мы просим за наших детей.

Защити их от горя и печали, защити от нечистого и осади в их душах радости бытия. Стань их надеждой и поддержкой в жизни, и мы, рабы Твои грешные, будем молиться за Тебя и за ангелов, которые проповедуют слово Твое! Подари мне свое благословение и прощение. Молю Тебя, избавь меня от грехов, наставь на путь истинный.

Каюсь я во всех своих поступках грешных и прошу Тебя, Святая Мария, подари мне благополучие и счастье да убереги от всех бед. Да восславлю я имя Твое! Во веки веков. Я прошу Тебя подарить мне счастье земное и благо духовное.

Молю, услышь меня в этот светлый день, не отрекайся от меня, дай мне сил. Прости меня грешного и отпусти все грехи мои, ибо каюсь я и желаю встать на путь истинный, чтобы быть ближе к Тебе, мой Господь. Молю Тебя, подари мне счастье, благополучие и радость в жизни. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Чему посвящён праздник Сретение Господне и чего категорически нельзя делать 15 февраля

15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник? был первым днем встречи весны.
Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля 4. Значение слова «сретение». В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча».
Сретение что это за праздник , как его отмечают (+ молитвы) Что означает слово «Сретение»? 15 февраля по новому стилю (2 января по старому), на 40-й день после Рождества Христова, Святая Церковь празднует двунадесятый праздник – Сретение Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Сретение | это... Что такое Сретение? Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.

Что такое Сретение Господне и почему мы его празднуем?

В некоторых регионах есть примета, связанная с птицами. Если на Сретение Господне птицы возвращаются в родные места или начинают возиться возле жилищ, это может говорить о скором приходе весны. Сретение Господне в 2024 году: что нужно и чего категорически нельзя делать Как и в случае с другими важными православными церковными праздниками, самое главное, что нужно сделать верующему в день празднования Сретения Господня, — это посетить службу в церкви. По возможности нужно исповедаться и причаститься. Утром на Сретение нужно идти в церковь и освящать воду и свечи. Их принято хранить до следующего года — считается, что они оберегают дом от пожара, а посевы — от града. Рекомендовано давать милостыню и помогать людям. Можно собираться за праздничным столом, звать в гости членов семьи и друзей.

На Сретение необходимо отпустить обиды на тех, кто случайно вас обидел, и самому попросить прощения у тех, кого вы ненароком задели, оскорбили. Также есть несколько запретов и рекомендаций относительно того, что в этот день делать не следует, каких поступков лучше избегать. Особого поста для этого праздника не существует. Но если 15 февраля выпадает на среду или пятницу, то принято употреблять рыбу, а не мясо. Не стоит злоупотреблять спиртным во время празднования, а также заниматься тяжелой физической работой и быть в плохом настроении. В этот день также нельзя ссориться, ввязываться в конфликты. Даже дурные умыслы в день светлого праздника могут обернуться небесным наказанием.

Все работы по дому, уборку и стирку лучше завершить до праздника, в сам день празднования нагружать себя домашними делами не стоит.

И в этот момент произошло то самое Сретение или встреча младенца со старцем Симеоном, который очень ждал данного события. По преданию, когда-то Симеон переводил ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий и вдруг прочел: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Не Дева, а супруга, решил старец и хотел так и написать, но ангел Божий остановил его, уточнив, что отныне Симеон будет жить, пока не увидит Сына Господня, которого родит именно Дева. Симеон жил очень долго — больше 300 лет, безропотно ждав исполнения воли Божией, находясь при храме. И когда он увидел, как Мария с младенцем идет по ступеням обители, вышел навстречу.

Кроме этого, Сретение Господне считается молодежным торжеством. Что значит Сретение Дословный перевод названия праздника с церковнославянского языка звучит как «встреча». Но это не просто встреча в ее бытовом понимании. Использование слова «Сретение» придает данному событию более глубокий смысл: когда меньшее встречается с чем-то большим. Это и объясняет основной смысл торжества — встречу, сближение человека с Богом. Есть и еще одна трактовка, которая не противоречит, а дополняет данный смысл.

Так, считается, что этот праздник знаменует собой момент, в котором сходятся Ветхий и Новый Заветы. Сретение Господне: духовный смысл праздника Сретение — это встреча человека с Богом. Именно данное отражено в истории праздника на примере Анны и Симеона, повстречавших младенца Иисуса в Иерусалимском храме. Их история может послужить примером того, что человек всегда должен быть готов к встрече с Господом. Считается, что каждый православный переживает такую встречу, к примеру, в тот день, когда впервые переступает порог храма.

В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно. Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня.

Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса. И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания полиелеоса молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения. Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т.

Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки. Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где например, в Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». Иконы Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432—440 гг.

Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг. Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона. Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере.

Рим, Италия Икона-эпистилий. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Около 1497 г.

Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г. Владимира После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Конец XV века На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами. Икона Сретение Господне. Начало XIX в.

Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина. Ярославский художественный музей Храмы Сретения Господня Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533—36 гг. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты.

В жертву приносили агнца ягненка и горлицу, а в случае бедности — двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены пяти сиклей. Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его. История праздника и богослужебное празднование Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения как и на Пасху см. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению.

Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать

Иными словами, Сретение Господне означает не только встречу человека и Бога, но и символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. у этимологически связанных слов сретение и встреча ударение падает на первый слог. Почему этот праздник считается одним из главных в православии и что означает слово "сретение"? Сретение Господне — один из двенадцати («двунадесятых») важных православных праздников.

Народные приметы 15 февраля

Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным.

Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания.

На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т.

С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.!

Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия!

Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви.

Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25].

Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня.

Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом». Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве...

Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века.

Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов! Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена?

Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11! Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий.

Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия.

Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года. Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю.

И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими. В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более.

Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их...

Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого.

И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи!

Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии...

Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31].

Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Смысл праздника Сретение Сретение Господне — один из двенадцати главных праздников христианской Церкви. По иудейской традиции, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день должны были принести его в храм — для обряда посвящения Богу. Дева Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в Иерусалим, чтобы принести очистительную жертву в виде сожжения двух голубей. После совершения обряда святое семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик Симеон.

По преданию, на момент встречи с Христом Симеону было больше 300 лет, но он должен был умереть лишь тогда, когда увидит Спасителя. Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон сказал ей: "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец" Лк 2:34-35.

Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» Лев. Божия Матерь , будучи Пречистой, конечно же, не нуждалась в этом вышеуказанном очищении. И зачатие, и Рождество Сына Ее было неизмеримо выше всякой чистоты. Но ведь Сам Господь, будучи не только святым и безгрешным, но и источником всякой святости, однако исполнил весь ветхозаветный закон, предназначенный для исправления грешных человеков. Точно также и Его Пречистая Матерь ради исполнения закона, то есть данной его заповеди, через сорок дней после Рождения Сына пришла в храм вместе с Богомладенцем и праведным Иосифом, чтобы по бедности принести в жертву за Него двух горлиц и двух голубей. Когда празднуем? Отсюда понятно, почему праздник Сретения празднуется 15 февраля — это ровно сорок дней после Рождества Христова — 7 января. А в храме их встретил отсюда название праздника, ибо сретение — это встреча святой праведный Симеон, названный после сей встречи Богоприимцем, ибо он взял на свои руки Богомладенца и произнес пророчество о Нем. О сем праведном старце есть следующее предание. Начинается оно с того события, которое называется: История перевода Ветхого Завета с еврейского языка на греческий или перевод семидесяти толковников Септуагинта Согласно преданию, посольство с просьбой сделать такой перевод египетский царь Птоломей Филадельф направил к иудейскому первосвященнику Елеазару годы служения 284-247 г. Это прошение, хотя и языческого царя, было угодно Богу. Поэтому из среды иудеев были выбраны 72 старца, отличающиеся благочестием, благоговением и хорошим знанием Священного Писания. Они-то и сделали сей перевод. Интересный факт Причем интересна и следующая деталь. Согласно тому же преданию, каждый из старцев, не сообщаясь с другими, переводил несколько библейских книг. Поэтому каждая из них была переведена несколько раз разными переводчиками, ничего не знающими о работе других. Но при сравнении текстов этих переводов оказалось, что они абсолютно, слово в слово, буква в букву идентичны. Что говорило о действии Святого Духа, силой и премудростью Которого старцы и делали свой перевод. Ибо если бы это было лишь человеческим предприятием, то тексты должны были бы разниться. Ведь одно и то же слово можно перевести по-разному. К примеру, слово «кровать» можно перевести так: «постель»,«ложе»; «одр». Поэтому то, что все переводы разных толковников слово в слово совпадали, свидетельствовало, что ими в сем святом деле руководил Один и Тот же Святой Дух! Предание также говорит, что одним из этих семидесяти двух толковников был праведный Симеон. Для перевода ему среда других досталась Кинга пророка Исайи. Но тогда ему явился Ангел Господень и запретил делать это, сказав, что сие зачатие и Рождение есть выше естественное чудо Божие, а сию Деву и Ее Младенца в свое время увидит и сам Симеон. В каком городе состоялась встреча Что и сбылось при Сретении, бывшем в храме Божием в Иерусалиме. Отвлекаясь немного в сторону от общего повествования, тут следует сделать одно полезное замечание. Иудеи в полемике с христианами часто утверждают, что в данном месте книги пророка Исайи Ис. Но это легко опровергается, и святые отцы действительно так опровергали их хулы, ссылаясь на контекст Священного Писания: «И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! Итак, эти библейские слова — есть ни что иное, как знамение. Некое чудесное, сверхъестественное событие, удостоверяющее слова Господа. И то, что «Дева во чреве приимет и родит Сына», — это действительно и чудесно, и сверхъестественно! Но если же это сделает «молодая женщина», то, очевидно, что никакого чуда и ничего превосходящего естество в этом нет. Ведь женщины, особенно молодые, зачинали и рожали от века, и никто в этом чего-то особо выдающегося из общего порядка вещей не видел. Поэтому по иудейскому толкованию этого места Священного Писания здесь никакого знамения, якобы, нет. А оно, согласно слову Господа Ис. Таким образом, иудеи, пытаясь здесь оспорить православие, лгут и на Библию, и на Господа!

Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии , и в белом символ божественного света. Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы "Умягчение злых сердец" ее еще называют "Сименово проречение" , на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: "И Тебе Самой оружие пройдет душу", — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук. Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны. Еще одна икона, связанная со Сретением, — Симеона Богоприимца. Святой изображен на ней с Младенцем. На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы. Особо радостным и любимым праздник Сретения на Руси был еще и потому, что совпадал с окончанием жестоких холодов. В народе говорили: "Сретение — зима с летом встретились".

Народные приметы 15 февраля

Конечно же, следует посетить храм и уделить время добрым делам. В старину люди верили, что лиходейка-зима на Сретение встречается с весной-красной и желает ее заморозить, но «от собственного хотенья лишь потом умывается». Считалось, что после праздника морозов уже ждать не следует, а потому от передвижения на санях через реку отказывались. Садовники после утреннего богослужения возвращались домой и следовали народному обряду — трясли фруктовые деревья руками, чтобы лето не обделило хозяина щедрым урожаем. Что нельзя делать на Сретение? Тяжелый физический труд и дальние поездки лучше отложить. Нельзя ругаться с близкими и отказывать нуждающимся и просящим. Алкогольные напитки в этот день употреблять нельзя. Бракосочетание тоже стоит отложить, потому что Сретение предшествует Великому посту, а все свадьбы следует справлять уже после Пасхи.

На Сретение зима с весною встретились С православным праздником связано множество народных примет. Считается, что отправляться в далекое путешествие не следует, потому что обратный путь будет долгим.

На столе в это время могут стоять блюда из рыбы и овощи. Что полагалось сделать на Сретение Сретение Господне все благочестивые люди и в давние времена, и сейчас начинают с молитвы в храме. Обращаясь в Всевышнему и к Деве Марии, просят содействия в семейном благополучии, исцелении больных родственников. Фото: pixabay,com В старину в это время было принято заботиться о домашних птицах. Их кормили овсом, сопровождая действия словами: «Корми кур овсом — летом будешь с яйцом». Наши предки знали: если птица не поест, у хозяев начнутся проблемы со здоровьем. На этот счет тоже была поговорка: «Если птица напьется воды то есть останется голодной — наберутся хозяева беды». Со Сретением Господнем связано множество поговорок: «Сретение — зима с весною встретились».

В поговорках отражены и народная мудрость, и способность видеть все, что происходит в это время вокруг. Короткие, образные высказывания отражают душу русского народа. Что нельзя делать в Сретение Фото: pixabay. В старину в это время не разрешалось заниматься рукоделием, выносить мусор из дома. Запрещалось трудиться в огороде, рубить деревья. А также грустить, печалиться, предаваться унынию. Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции.

Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» VII век : молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших». Как изъясняет... Praesentatio S. Mariae in templo, церк.

Уходят холода и тёмные ранние вечера, световой день постепенно увеличивается, а это означает, что весна уже очень близко. Что можно и что нельзя делать в Сретение? На Руси Сретение как праздник любили за то, что в этот день прежде всего нужно было веселиться и отдыхать, в то время как ссоры, брань и излишне усердная работа были неуместны, так как могли обидеть солнце. На Руси в Сретение принято было гулять на свежем воздухе, угощаться блинами, которые символизируют светило, всячески веселиться и радоваться скорейшему приближению весенней поры. Не зря мы уже неоднократно упомянули солнце — праздник Сретение напрямую связан с обрядами «ублажением небесного светила», которое является самым ярким природным символом весны. На Сретение нельзя печалиться и скучать, а также не принято выполнять работу. Даже все дела по дому и быту, кроме приготовления пищи, оказывались под запретом. Также не принято было в этот день совершать уборку в доме, подметать и работать на дворе и в огородах. По поверью считалось, что такие действия могут навлечь беды не только на человека, но и на его близких и даже на всю деревню. Кстати, стирка и мытьё тоже оказывались в Сретение под запретом. Среди запретов в Сретение также брань и ругань — в этот солнечный день она сулит сплошные неприятности.

Народные приметы 15 февраля

Значения слова сретение, примеры употребления. Статистика использования букв: е е е и н р с т. Слова похожие на сретение. То есть слово «сретение» означает не только встречу, но и смену религиозных эпох. Сретение Господне – это напоминание о событии, описанном в Евангелии. Значение слова «сретение» – встреча.

Сретение Господне- что означает этот праздник?

Это неудивительно, ведь старославянское слово «сретение» означает «встреча». Современные пастыри говорят, что какого-либо особого значения освященные на Сретение свечи не имеют. Кроме того, именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, то есть сороковым днем от Рождества (Богоявления), весьма однозначно указывает: первоначально анализируемый праздник не имел вполне самостоятельного значения. В Википедии есть статья «Сретение (значения)». Иными словами, Сретение Господне означает не только встречу человека и Бога, но и символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — т.е. сороковым днем от Рождества [6], — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий