Новости название операции по прорыву блокады ленинграда

"Операция по прорыву блокады Ленинграда получила название "Искра".

Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда

Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad. В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера. Железная дорога Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км — Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах. Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше.

Из дневников блокадников Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера: "Ура, ура, ура!

Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня — не просто календарная дата. Это невероятно эмоционально богатый пласт мировой, советской и российской военной истории». В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде».

Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино.

И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена.

С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли.

Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено.

По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда!

В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет.

Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным.

Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин.

Утром 19 января одновременным ударом с двух сторон части 63-й гвардейской стрелковой дивизии штурмом овладели Вороньей Горой, а части 64-й гвардейской и 291-й стрелковых дивизий освободили Красное Село. После успеха на двух ключевых точках операции силы 2-й ударной и 42-й армий встретились в районе южнее Ропши. Вместе они окружили и уничтожили остатки петергофско-стрельненской группировки противника.

Новгородско-Лужская наступательная операция началась 14 января 1944 года в 10:50 с плацдарма на Волхове. Несмотря на метель, затрудняющую действия артиллерии и авиации, силам Красной армии удалось подойти к городу и начать окружать противника. После боев 15-16 января советские войска продвинулись вперед. Увидев безвыходность положения, немцы оставили Новгород и отступили по единственному свободному пути в направлении поселка Батецкого. Чтобы окончательно освободить Ленинград, надо было перенести удар двух фронтов с юго-западного на юго-восточное направление. Войскам 42-й армии поставили задачу: наступая на Красногвардейск Гатчину , Пушкин и Тосно, выйти во фланг и тыл группировки противника, которая продолжала удерживать позиции в районе Ульяновки, Мги и Тосно. Поняв, к чему все идет, немцы начали готовить отход. Через несколько часов была освобождена Мга, а вскоре восстановлен контроль над Кировской железной дорогой. Теперь необходимо было скорее освободить Красногвардейск 23 января 1944 года переименован в Гатчину , Пушкин и Слуцк 23 января переименован в Павловск.

1.4. Прорыв блокады.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Большой вклад в оборону Ленинграда, Ладожской коммуникации и прорыв блокады внесла советская авиация. В экспозиции представлены модели истребителя, штурмовика, бомбардировщика, авиационные приборы и вооружение. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Блокадный Ленинград, 1941 год / Фото: Wikimedia Commons. 3. Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Всего за время подготовки и проведения операции по прорыву блокады партийные организации войск Ленинградского и Волховского фронтов приняли в свои ряды 27 858 солдат, сержантов и офицеров. После прорыва в ходе операции «Искра» исчезла возможность штурма города немецкими войсками – огневая инициатива по Северо-Западному направлению окончательно отошла советским войскам. Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

"Спас сотни тысяч людей от голодной смерти": военный историк о прорыве блокады Ленинграда

Назад к списку новостей 18. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.

На улицах второй советской столицы по-прежнему рвались снаряды и бомбы, погибали люди, разрушались здания. Городу постоянно угрожали авианалёты и артиллерийские обстрелы. В результате высочайшей смертности, эвакуаций и армейских призывов население Ленинграда за год уменьшилось на 2 млн человек и составляло лишь 650 тысяч.

Отсутствие сухопутного сообщения с подконтрольной СССР территорией вызывало серьезнейшие трудности с подвозом топлива, сырья для предприятий, продуктов питания и предметов первой необходимости для гражданских. В таких условиях необходимо было действовать срочно и результативно. Потеря Ленинграда означала бы моральный крах всего фронта. Поэтому командование приняло решение готовиться к наступлению. Прорыв - дело чести Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда. Общий контроль операции от Ставки возлагался на Маршала Ворошилова и на тот момент еще генерала армии Жукова.

Кстати, звание маршала он получил в разгар «Искры». За группой Волховского фронта закреплялся главный удар в направлении поселка Синявино с прорывом фашистской обороны и соединением с Ленинградской группой. Последняя, в свою очередь, должна была наступать навстречу, прорывая оборону по линии Дубровка — Шлиссельбург. Все действия обеспечивались авиационной поддержкой воздушных войск, а артиллерийской — со стороны Ладожской военной флотилии совместно с Балтийским флотом. Общее число участников операции «Искра» составляло более 300 тысяч человек живой силы, до 5 тысяч орудий, более полутысячи танков и 800 самолётов. Военно-автомобильный путь по озерному льду и перевалочные прибрежные базы прикрывались от вероятных ударов люфтваффе соединениями Ладожского ПВО.

А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов. Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года. А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны. Об упорстве немцев говорит хотя бы тот факт, что в один из первых дней сражения они израсходовали около 2000 тонн снарядов. И это при том, что полосу нашего наступления можно обойти сегодня всего за 6-7 часов. Но «Искра» прожгла наконец стальное кольцо блокады.

На этом месте сейчас проходит Мурманская трасса. А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак. Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь.

Советское командование во главе с К. Мерецковым каких-то выдающихся полководческих дарований не проявило, как уступив противнику господство в воздухе, так и проиграв немцам контр-батарейную борьбу, большинство советской артиллерии так и осталось на исходных позициях наступления, в то время как немцы выдвигали даже тяжелые орудия почти вплотную к своим позициям. Все решения командования на уровне фронта в общем-то ограничились последовательным введением в бой всех трех эшелонов, по мере того как советские части перемалывались немецкой обороной. Еще автор контрапунктом давал описания десантной операции Ленинградского фронта, окончившиеся воссозданием Невского пятачка, где две дивизии и одна бригада потеряли больше восьми тысяч человек, то есть от них тоже мало что осталось...

А качестве мемуаров от участников событий у нас есть три тома воспоминаний участников попыток прорыва блокады, собранных навсегда ушедшей от нас в марте этого года Изольдой Анатольевной Ивановой , врача-хирурга и одной из тех, кто стоял у истоков поискового движения Ленинградской области, одной из инициаторов первой Ленинградской Вахты Памяти, автора многих книг о войне. И если исторические исследования смотрят на события немного отстраненно, то вот в этих записях сугубо "окопная правда", например обилие свидетельств вчерашних курсантов, ведь летом 1942-го года, когда судьба государства висели на волоске, иногда буквально за десяток дней до выпуска поднимали курсы лейтенантов и бросали под Сталинград или под Ленинград рядовыми, где выживал один из шести или десятка так и не ставших командирами юношей. Вообще, пережитое довлело над людьми до конца их дней, трудно оставаться спокойным, когда из бригады в 6. Или семеро из полка, вышедших из окружения, каждых один из вышедших помнит поименно. Ветераны как правило выхватывают из памяти какие-то отдельные эпизоды, человеческая память не держит день за днем отчаянных боев, но хранит моменты, когда был на волосок от гибели, когда около тебя приземлился тяжелый снаряд, в чью воронку на твердой земле помещается автомобиль, но тут — чвакнул в трясину и не взорвался... И напоследок — великолепная книга о забытом морском сражении в июле 1942 года: Схватка на острие ножа, или забытое сражение у острова Соммерс. После серии сражений за острова в восточной части Финского залива зимой-весной 1942 года советские войска потеряли позиции на Гогланде и оставили Большой Тютерс. Теперь финны могли наблюдать за советскими кораблями на выходе из Кронштадта и ставить минные заграждения чуть ли не у главной базы Балтфлота.

В этих условиях командование базы во главе с опальным адмиралом Г. Левченко, разжалованным за Крым-41, решило провести "самостийную" десантную операцию по захвату островка Соммерс, лежавшего на расстоянии артиллерийского выстрела с Лавенсаари, нашей передовой позиции в Финском заливе.

1.4. Прорыв блокады.

К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы 18. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. К 80-летию наступательной операции «Искра» Минобороны России опубликовало рассекреченные архивные документы , описывающие подготовку и прорыв блокады Ленинграда. Началу решительных боевых действий предшествовала тщательная подготовка операции, замысел которой определялся приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 8 декабря 1942 года: «разбить осаду города Ленинграда, к исходу января 1943 года операцию закончить».

На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью разгромить немецко-фашистские войска к югу от Ленинграда удалось лишь в январе 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской операции. А уже в июне в ходе другой операции — Выборгско-Петрозаводской — на севере от города были разбиты и финские войска. Блокада Ленинграда была ликвидирована. Поделитесь публикацией!

При большей слаженности приказов цель была бы достигнута еще тогда. Однако немцы успели перебросить из-под Колпино танковую дивизию и создали перевес. Допустить этого было никак нельзя. Все 2,5 года огромные силы были брошены на прорыв блокады. Говорить о сознательном геноциде города со стороны руководства здесь невозможно», — вынес мифу свой вердикт историк Баир Иринчеев. Это был один из самых опасных и критических моментов Великой Отечественной войны. Немцы начали операцию «Тайфун» под Москвой, окружив два крупных советских фронта. Таким образом, в зоне риска оказались обе столицы, и Москва не могла больше помогать Ленинграду. Сталина упрекают, что он больше заботился об армии, чем о мирном населении, но по-другому в той ситуации было не поступить, ведь именно от армии зависели и жизни остальных людей. Видимо, поддавшись ненадолго панике, Сталин даже в единственный раз за всю блокаду допустил мысль о сдаче Ленинграда», — рассказывает историк. Ранним утром 23 октября 1941 года начальник генштаба Александр Василевский по телефону передал находящемуся в Ленинграде Андрею Жданову распоряжение главы СССР: «Прошу принять следующие указания товарища Сталина. Судя по вашим медлительным действиям, можно прийти к выводу, что вы все еще не осознали критическое положение. Если вы в течение ближайших нескольких дней не прорвете фронт и не восстановите прочной связи с 54 армией, все ваши войска будут взяты в плен. Это нужно не только для обеспечения жизнедеятельности войск Ленфронта, но и особенно для того, чтобы дать выход войскам на восток во избежание плена, если придется сдать Ленинград. Сосредоточьте дивизии 8 или 10 и прорвитесь на восток». В итоге провалена была и эта операция. Удар снаружи оказался слишком слабым, потому что все основные силы были отправлены на защиту столицы, а 54 армия была ослаблена и не справилась в одиночку.

Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом.

Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда

Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда (пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады) — операции «Искра». г. Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл. Прорыв операции Искра. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. После прорыва блокады в Ленинград устремились эшелоны с продовольствием и медикаментами. Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и окончательно отрезали Ленинград от Большой земли.

Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда

День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов.
Прорыв блокады Ленинграда: день прорыва, операция "Искра" — 17.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ Прорыв блокады Ленинграда: операция «Искра». Гитлеровцы полагали захват и уничтожение Ленинграда важнейшей военно-политической задачей.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет.

Операция «Искра»: как прорывалась блокада Ленинграда

При этом "дорога жизни" через Ладожское озеро тоже продолжала действовать, и это позволяло доставлять серьезное количество грузов. Это было связано с тем, что была создана мощнейшая линия укрепления, которую просто так пробить было невозможно", — подчеркнул Кнутов. Историк отметил, что операция "Искра" сыграла ключевое значение с точки зрения и моральной, и политической, потому что прорыв блокады Ленинграда означал, что полное снятие не за горами и что немецкие войска терпят достаточно серьезное поражение. Президент России подписал указ о выплатах защитникам и жителям блокадного Ленинграда 17 сентября 2021, 15:39 Важнейшую роль, по словам Кнутова, сыграла и артиллерия в защите города, в первую очередь, артиллерия военно-морского флота, хорошо действовала противовоздушная оборона. Он отметил, что благодаря действиям частей ПВО ущерб городу от налетов немецкой авиации был незначительный, все проблемы были от дальнобойной немецкой артиллерии.

Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Ленинград был окончательно освобождён от блокады 27 января 1944 года. Планы нацистов Сразу после начала вторжения в СССР гитлеровское командование объявило, что Ленинград необходимо стереть с лица земли. В конце сентября 1941 года А. Гитлер издал соответствующую директиву, где было сказано буквально следующее: «1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла... Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены». Из директивы «О будущем города Петербурга» Население, которое, по мнению А.

Гитлера, могло попытаться покинуть город, следовало с помощью оружия загонять обратно в кольцо блокады. По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть. Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли.

Мерецков фронтов. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана.

Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше. Из дневников блокадников Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера: "Ура, ура, ура! Вчера в "Последний час" объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые. Неужели это начало конца? Скорее бы! Люди целуются, на глазах слезы радости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий