Новости михаил врубель картины

Крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн Михаил Врубель (1856-1910), подобно титанам эпохи Возрождения, был невероятно одарен. Михаил Врубель принадлежит к прославленной плеяде русских мастеров рубежа XIX и ХХ веков, и цель данной выставки — показать творческий метод художника, особенности его мышления, координаты созданной им художественной системы.

Просветительский проект "Александровский сад"

И уже на этом, новом уровне познания образа вновь, как будто проверяя себя, воплощает его в трехмерной скульптуре. В качестве первоисточника гипсового бюста 1894 года ГРМ художник использует не вошедшую в юбилейное издание поэмы иллюстрацию - оплечный «портрет» Демона. Оттолкнувшись от нее, Врубель создает полихромную скульптуру - раскрашивает гипсовый бюст акварелью, добиваясь присущей этой технике тонкости нюансов. Здесь впервые, сгущаясь в тенях, проступает знаменитая врубелевская лиловая гамма, ставшая неотъемлемой составляющей его «Демонов». Подготовительные рисунки к различным частям демонианы трудно назвать эскизами в привычном понимании, они поражают разнообразием и новизной задач, которые ставит перед собой в них художник.

Среди подготовительных рисунков к «Демону поверженному» все представленные на выставке листы - на вес золота и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины, и карандашный эскиз, заложенный по центру «гармошкой», при помощи которой художник опытным путем пытался определить максимально выразительную, «нечеловечески» прекрасную, но все же сохраняющую человекоподобие пластическую формулу фигуры Демона. Демон поверженный. Эскиз первоначального варианта картины Картон, акварель, белила, графитный карандаш, галловые чернила, перо. Иванов: «...

Кроме многочисленных акварельных эскизов сохранилось два громадных полотна, почти готовых, но брошенных художником; экспрессия изображенной на них фигуры не удовлетворяла его. На одном из них черты Демона, видные в профиль, строго мужественны; обнаженные бедра опоясаны цепью с золотыми пластинами; такие же пластины украшают и грудь; распростертые крылья похожи на орлиные или даже лебяжьи. На другом в облике его чудится что-то женственное; на теле нет украшений, зато в крыльях многоцветными переливами горят перья павлина»[14]. Исследования в UV-лучах показывают наличие авторских правок на холсте: художник менял положение головы Демона.

Видимое сейчас лицо написано другими, чем все полотно, красками и достаточно вольно смонтировано с фигурой, вне какой-либо заботы о законах анатомии. То место на холсте, где лицо Демона располагалось изначально, перекрыто густым слоем иной по составу краски и выделяется чужеродным пятном. В его очертаниях чудится абрис головы Демона, и в этом своем первоначальном варианте фигура летящего Демона еще ближе будущему поверженному. Тончайший резонанс в звучании «Сирени» 1901 года и демонов уловил и афористично, не оставив места для сомнения в их общности, сформулировал В.

Невозможно отрицать, что в этом его усилии есть смысл... Все это очень умно, очень осмысленно»[15]. Во власти цветения сирени художник находился два лета и создал два варианта композиции «Сирень» 1900, 1901, оба - ГТГ , которые можно отнести к равноценным вершинам врубелевского творчества. Параллельно и столь же неотступно его преследовал образ Царевны-Лебеди, получивший воплощение в двух абсолютно самодостаточных картинах 1900 и 1901 годов,которые тем не менее уже современники воспринимали как парные.

Иванов писал о «Лебеде» 1901 года: «... Тело прекрасной большой птицы, притаившейся в камышах, кажется такой же хрустальною друзой, как оперение «Царевны», но наступающая ночь уже погасила розовые отблески в этих белых полупрозрачных кристаллах»[16]. И в той и другой паре работ - в фокусе интереса Врубеля - метаморфозы облика жены и музы художника. Обе «Сирени», являясь важными звеньями в цепи трансформаций образа Забелы-Врубель, одновременно служат введением в следующую тему выставки, которую можно обозначить с некоторой долей волюнтаризма как «одушевление материи».

Главное и хронологически первое ее произведение - панно «Утро» 1897, ГРМ. Созданное по заказу С. Морозовых для оформления малой гостиной их особняка на Спиридоновке, оно было отвергнуто заказчиками. Однако благодаря вмешательству И.

Репина художник не успел его уничтожить, как ранее поступил с не удовлетворившим его самого первым вариантом панно «Полдень», а представил публике на I-й выставке, организованной журналом «Мир искусства». В первый же день оно было приобретено княгиней М. Тенишевой и, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, вызвало полное недоумение зрителей и скандальную реакцию прессы, по своей мощи и ярости превзошедшую историю с панно Врубеля на Нижегородской ярмарке. Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа.

Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение.

Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы. Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н.

На выставке можно видеть его работы, созданные во время учебы, в том числе «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом», которая была отмечена Второй серебряной медалью. Врубель не закончил Академию, так как по рекомендации П. Чистякова весной 1884 года был приглашен профессором А. Праховым в Киев для реставрации Кирилловской церкви. В ноябре 1884 -апреле 1885 художник путешествует по Италии, посещает Венецию, где изучает мозаики собора Сан-Марко, и другие города. После возвращения из Италии Врубель пишет иконы, участвует в конкурсе для росписей Владимирского собора, увлекается восточными мотивами и образом Кармен и начинает работать над образом демона. Работы Врубеля киевского периода представлены на выставке.

В 1889 году художник переезжает в Москву, где благодаря С. Мамонтову попадает в круг богатых московских коллекционеров. В 1896 году в частной опере С. Мамонтова Врубель знакомится со своей будущей женой и музой — певицей Надеждой Забелой. На выставке можно увидеть прекрасные живописные и акварельные портреты Забелы-Врубель. Жена ввела Врубеля в мир музыкантов, он познакомился с Н.

Врубель «Морская царевна». Забела-Врубель в роли царевны Волховы в опере Н. Ее одухотворенный, почти эфемерный облик с тех пор становится одним из лейтмотивов творчества художника. Среди относящихся к этому времени портретов Надежды Забелы-Врубель нет ни одного, на котором она была бы изображена в реальной обстановке — в современном костюме, в обычном интерьере. Все эти работы показаны на выставке. Многочисленные изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках воспринимались окружающими как навязчивая идея. Непривычные по новизне формы даже для Саввы Мамонтова, готового к самым бесстрашным по тому времени экспериментам, они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного, странного, декадента. Поздний период творчества, 1902-1906 Из оставшихся восьми лет жизни судьбой на творчество Врубелю было отпущено четыре. Конечно, на восприятие портрета неизбежно влияет знание трагической судьбы ребенка, умершего в мае 1903 года, и самого Врубеля, к которому уже приближалась болезнь, но все же невозможно не видеть в этом особый, свойственный художникам дар предвидения. Мощь образов, красота изобразительного решения отражают трагический разлад с действительностью. Могучий ангел в сверкающем радужном оперении продолжает сквозную для художника тему демона и в то же время связан с темой Пророка. К столетию А. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение «Пророк». Ему было близко и томление «духовной жаждою» среди «мрачной пустыни», и призыв поэта «глаголом жечь сердца людей». Творчество мастера, сам его образ, трагическая судьба имели сильное воздействие на молодых художников, символистов и их сверстников, будущих авангардистов, служили темой для творчества поэтов той эпохи.

После знакомства с известным меценатом Саввой Мамонтовым художник переехал в его знаменитое имение Абрамцево, где в разное время гостили и жили почти все известные художники этого периода. Савва Мамонтов сумел разглядеть талант Михаила Врубеля и предложил ему участие в оформлении спектаклей своей знаменитой Московской частной русской оперы. Художник пишет декорации, придумывает сценические костюмы для исполнителей. На репетиции одного из оперных спектаклей театра в конце декабря 1895 года Михаил познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой, а участвуя в гастролях Русской частной оперы в Санкт-Петербурге, сблизился с композитором Николаем Римским-Корсаковым. С 1889 по 1902 годы «врубелевское» творчество переживало пору своей зрелости. В этот период была реализована тема Демона, почти всю жизнь сопровождавшая художника. Первый «Демон» был закончен в 1890 году. Он стал центральным произведением Врубеля, собрав в себе всё то, что уже было сделано прежде. Завершало его «демониану» последнее полотно «Демон поверженный», созданное в 1902 году. В 1906 году художник ослеп.

Попасть кистью в тренд

  • Игорь Северянин, «Врубелю»
  • Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель»
  • Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов: биография, картины | Русь-Арт&Галерея24
  • Выбор читателей:

Большой успех. Выставку Михаила Врубеля посмотрели почти 200 тысяч человек

В Третьяковской галерее картинам и скульптурам Михаила Врубеля выделили самый большой зал. Посетители впервые могут увидеть картину «Пророк» такой, какой она была задумана изначально, «Гадалку», портреты жены художника Надежды Забелы-Врубель, «Царевну-Лебедь», «Шестикрылого серафима» и сразу нескольких «Демонов». Михаил Врубель Vrubel, Mikhail (1856-1910). Ввести все творчество Михаила Врубеля к 10 картинам, которые особенно отражают его художественный язык было не простой задачкой. Михаил Врубель – русский живописец, автор картин практически во всех художественных жанрах.

Выставка Михаила Врубеля пройдёт в Русском музее со 2 июня до 2 августа

Что смотреть на выставке «Михаил Врубель» в Новой Третьяковке – Афиша 3 июня в Русском музее, в Корпусе Бенуа открылась выставка одного из, пожалуй, самых неоднозначных художников 19-20 веков – Михаила Врубеля.
Две «бесхозяйные» картины Врубеля перешли в собственность Третьяковской галереи Все работы художника Михаила Александровича Врубеля.

О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023

Михаил Врубель. Демоны и пророки - Православный журнал «Фома» Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м.
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов: биография, картины Михаил Врубель снова начал сползать в депрессию и работал над картиной «Демон поверженный» по 14 часов в сутки.
Две «бесхозяйные» картины Врубеля перешли в собственность Третьяковской галереи Михаила Врубеля называют одним из самых загадочных русских художников, и это не просто красивые слова.
10 шедевров Михаила Врубеля В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию.

Что ещё посмотреть:

  • Наши проекты
  • Михаил Врубель: порыв к тайнам мироздания - Российский Национальный Музей Музыки
  • Две «бесхозяйные» картины Врубеля перешли в собственность Третьяковской галереи
  • Картины Врубель. Живопись, художник врубель

Выставка Михаила Врубеля пройдёт в Русском музее со 2 июня до 2 августа

И все же судьба Михаила Врубеля ассоциируется с другой женщиной — оперной певицей Надеждой Забелой. В Третьяковской галерее картинам и скульптурам Михаила Врубеля выделили самый большой зал. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге еще раз продлил работу выставки «Михаил Врубель. Михаил Врубель (1856-1910) родился в Омске, с детства увлекался рисованием. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Михаил Врубель. Галерея картин.

Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель» - События

Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. Картину "Автопортрет" Михаила Врубеля и репродукцию "Мужской портрет" (с рисунка Врубеля "Портрет врача Левицкого" 1904 года) признали бесхозяйными и передали их в собственность России. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить.

Печали и демоны Михаила Врубеля

Самые знаменитые картины Врубеля: 10 фото с названиями и описаниями наиболее известных его работ Речь идет о картинах «Автопортрет» и «Мужской портрет» (репродукция с рисунка Врубеля «Портрет врача Левицкого»).
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора Михаил Врубель. Галерея картин.

Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора

Михаил Врубель (1856-1910) родился в Омске, с детства увлекался рисованием. Врубель начал картину маслом, воспользовавшись согласием Серова и его кузины позировать, изменил композицию и цветовой строй. Картину "Автопортрет" Михаила Врубеля и репродукцию "Мужской портрет" (с рисунка Врубеля "Портрет врача Левицкого" 1904 года) признали бесхозяйными и передали их в собственность России. В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место.

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910)

Будучи сыном военного, он не последовал карьере отца, а увлёкся живописью. Ранее поступление в Академию художеств предопределило его судьбу. Однако жизнь и общество благоволили Врубелю только в первые годы его творчества. Удачный старт карьере художника обеспечила возможность заняться росписью Кирилловского храма в Киеве. Заказчик поражался академической манере художника, однако, чем больше Врубель занимался росписью, тем больше он приходил к выводу, что его не совсем устраивает традиционная подача линий и цвета, которую он использовал.

Он попытался использовать для передачи формы и цвета дробный стиль, при котором изображение словно распадалось на несколько фрагментов, а также попробовал отобразить в рисунках мятежного демона, прообразом которого стал библейский Люцифер. Однако все эти попытки реализоваться нашли отторжение публики.

Университет он все же закончил, но параллельно, втайне от родителей, посещал курсы изобразительного искусства в мастерской Павла Чистякова. Получив диплом юриста, Михаил поступил в петербургскую Академию художеств. Узнав о том, что сын пошел наперекор его воле, отец страшно расстроился. Отношения с растоптавшим семейные традиции отпрыском были безнадежно испорчены. Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свое убеждение в том, что педагоги способны обучать лишь по методичке, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина , Васнецова и Сурикова , мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным.

Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии. Творчество Первую награду — малую серебряную медаль — студент получил за кропотливо выполненную работу «Обручение Марии с Иосифом». Для подсвечивания рисунка автор использовал эффект сепии, что позволило передать тончайшую градацию света и тени. Картина излучала особую атмосферу одухотворенности библейских персонажей. Позже высокую оценку получил и рисунок «Пирующие римляне», героями которого стали юные гуляки, потешающиеся над перебравшим вина Патрицием. Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения. После шести месяцев, проведенных в Венеции, Врубель вернулся в Украину.

Впечатленный полотнами великих творцов, он начал работу над четырьмя иконами: «Христос Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий». В этих картинах соединились мистика и византийская абстракция с яркими, живыми образами эпохи Ренессанса. Интересный факт: для изображения лиц святых художник использовал образы своих знакомых, сохранившиеся в памяти. Художник осознавал, что реставрационные работы в Кирилловском храме с духовной точки зрения очень важны. Однако рамки четко поставленных задач причиняли ему дискомфорт: душа творца требовала выплеска творческой энергии. В 1886 году Врубель представил полотна «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра». Эти картины излучали саму жизнь: в них создатель наконец смог выразить всю свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали. Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе.

Тогда же он знакомится с Ильей Репиным , который посоветовал ему начать работать с натурой самостоятельно. Художник много занимается акварелью , рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви г. Киев , тот посоветовал Михаила Врубеля. Михаил Врубель.

На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. Он родился с уродливой заячьей губой. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. Художник сделался задумчивым, рассеянным, несговорчивым, у него стали случаться приступы дикой агрессии. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Когда-то Врубель экспериментировал с фотографией кавказских гор, он часто переворачивал карточку и всматривался в перевёрнутый мир, как будто искал грани иной реальности. Эта летящая вниз реальность чётко обрисовалась на картине «Демона поверженного». Врубель с маниакальным упорством пытался ухватить зыбкий образ адской красоты. Накладывал мазок за мазком и, не дожидаясь, когда краска подсохнет, залеплял неудавшиеся части картины кусками газет, а после рисовал прямо по газетам — поверхность получалась неровной, будто изрытой, именно такой, какой и должна быть реальность Демона. Демон поверженный. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» икона. Врубель поехал следом. И даже когда картина уже висела на стене, художник прямо на глазах у публики вносил всё новые и новые исправления. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику. Летящий Демон. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, он собирался стать московским генерал-губернатором, превращался в государя российского, становился Скобелевым или Фрином. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело... Из клиники Врубель вышел ненадолго. Через несколько месяцев умирает от крупозной пневмонии его двухлетний сын Саввушка. Огромное горе затопило отца целиком.

Михаил Врубель в 10 шедеврах

Михаил Врубель принадлежит к прославленной плеяде русских мастеров рубежа XIX и ХХ веков, и цель данной выставки — показать творческий метод художника, особенности его мышления, координаты созданной им художественной системы. Михаила Врубеля называют одним из самых загадочных русских художников, и это не просто красивые слова. Под конец жизни Врубель пишет картину Шестикрылый Серафим, это ангел высшего ранга. Врубель Михаил картины мода, рукоделие, шитье, вязание, поделки из бумаги, роспись, работа с деревом и многое другое в ОК.

«Девочка на фоне персидского ковра» (1886 год)

  • Русский модерн: на пути к синтезу искусств — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
  • Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов
  • Оценка, продажа и реализация картин М.А. Врубеля
  • «Богоматерь с младенцем» (1885 год)

Врубель: художник на все времена

Может быть, здесь путь к Демону? Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где же выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который осветит душевный сумрак?

У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков. Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму. Вся Россия спит. В столовой много народа.

Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Всё наружу, всё почти бесстыдно. По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь. Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает.

Опять тоска». Тоска врубелевского Демона. Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Шестикрылый Серафим.

Картина написана после духовного перелома Врубеля. Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу.

Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак. Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело.

И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.

Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни». Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться.

Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм.

То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли.

Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы.

Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак. Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет.

Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве. Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой?

И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше.

Остался на второй год Михаил Врубель с детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Учиться на юриста Врубелю не нравилось: он два года оставался на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — "действительный студент". Позже он исполнил свою мечту: поступил в Академию художеств.

Демонический цикл В 1889 году в возрасте 33 лет Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным работал над иллюстрациями к собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме "Демон". Параллельно художник начал писать большое полотно "Демон сидящий".

Он, животворивший демонов, писал с такой же одержимостью иконы, творил в красках Христа и Богоматерь, и многочисленных святых. Эти судорожные метания от Христа к демонам мрака будут сопровождать Михаила Врубеля всю жизнь.

Сошествие Святого Духа на Апостолов. Примечательно, что в качестве натуры для апостолов с фрески «Сошествие Святого Духа» Врубель срисовал лица больных из психиатрической больницы. В истощённых силуэтах, в смятенных взглядах умалишённых он улавливал некое запретное знание, недоступное «нормальному» и, следовательно, ограниченному разуму. Врубель считал, что сумасшедшие знают нечто такое, чего не ведают здоровые, что они, отрезанные безумием от всего обыденного, способны пережить истинное духовное просветление. Строительный комитет, который заказал Врубелю роспись на тему «Воскресения Христова» стены северного придела алтаря Владимирского собора в Киеве, работу художника не принял. Не была принята и роспись плафона на тему «Пятого дня сотворения мира — отделения воды от тверди».

Не хорош, по мнению заказчиков, оказался и набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора». И когда творческие неудачи наложились на личные проблемы, когда алкоголь сделался спасением и бедствием, демоническое стало тонкой змеистой струйкой втекать в душу художника, искушать, беспокоить, требовать своего воплощения. Демон и Тамара А затем была опера А. Рубинштейна «Демон». Для Михаила Врубеля, потрясённого дивными голосами певцов и самой постановкой, это стало рубежом, через который он с лёгкостью перешагнул.

Вот отзыв об одном из первых демонов Врубеля: «Демон мне показался злою, чувственною отталкивающей пожилой женщиной. Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый» Эскиз же самого первого Демона Врубель уничтожил, недовольный сделанным. Отчаявшись написать Демона маслом, он попытался изобразить его в скульптуре, вылепить демоническую плоть руками. Но одна скульптура развалилась, вторая показалась художнику утрированной. Он жаждал воплотить светлую божественность Демона, ангела богорожденного, но замаранного выхолощенным христианским мифом, жаждал показать миру Демона как добро, освободившееся от безгрешности.

Мир Врубеля. Демон сидящий.

Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон — дух "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный,... Для Александра Блока в этом образе воплотилась "громада лермонтовской мысли" о божественной скуке. Здесь художник работает с близкой ему темой гадания и предсказания, популярной в символизме. Врубель применяет здесь необычную технику: картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок.

Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями. Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик — знак рока и фатума. Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны.

На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен. Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта.

Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий