Новости кто такие отходники

Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. И потому исследователи причисляют отходников к самой экономически активной части населения малых городов и деревень. Значение крестьян-отходников для государства было огромно.

Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники

Таким образом, географическое положение при выборе места отхода не имеет решающего значения нигде в регионах европейской России, кроме городов, ближайших к Санкт-Петербургу. И отовсюду отходники тянутся к громадному рынку Москвы и Подмосковья. Отходники Предуралья и Урала, вероятно, тяготеют уже больше к Сибири. Поэтому кажется наиболее вероятным, что сибирское отходничество, если оно и получило развитие, не выходит за пределы своих регионов и федеральных округов. Отходники южного Приморья также обычно трудятся в пределах своего региона. Если связать направления отхода с удаленностью его от места жительства отходника, можно получить следующую картину. Современный отходник перемещается на поездах, автобусах, маршрутных такси или на личном транспорте на легковых и грузовых автомобилях. Радиус ближнего отхода составляет около 200-300 км, реже 400-500 км, что соответствует примерно от 4-6 до 8-10 часов езды на поезде или автомобиле. Это расстояние позволяет работнику практически еженедельно или раз в две недели возвращаться домой без ощутимых для бюджета семьи транспортных расходов затрачивая на дорогу в оба конца от 500 до 1500 руб. Именно на таком расстоянии от Москвы и Подмосковья проживают большинство отходников, нанимающихся там в охрану. Зарабатывая за две недели вахты около 15 тыс.

На таких же расстояниях от мест работы проживают многие из тех, кто нанимается дворниками, нянями, гувернантками и т. Однако и эти отходники и отходницы живут нередко по нескольку месяцев без возвращения домой; в данном случае условия работы не позволяют регулярно ездить домой, где к тому же их зачастую уже не держат ни хозяйство, ни дети. Отход на средние расстояния средний радиус составляет около 500-700 км психологически соответствует одной ночи в поезде - от 10 до 12 часов - или примерно такой же по продолжительности, но менее комфортной поездки на автомобиле. Поскольку затраты на поездку и в поезде, и на машине составляют более 3 тыс. Обычно именно отходники-профессионалы особенно плотники, строители, инженеры проживают на таком удалении от мест работы. Сезонность работы и ее аккордный характер позволяет им возвращаться домой на одну-две недели каждые месяц-два и успеть заняться хозяйством, семьей и даже детьми. Радиус дальних отходов - это 1000-1500 км от мест проживания, что соответствует суткам пути от дома. На таком удалении работают непрерывно обычно несколько месяцев. Наконец, очень дальние расстояния - это более двух суток пути на поезде, или свыше 3000 км от дома. В таких случаях отходники уезжают почти на год и дольше, и если их работа - на предприятиях «на северах», то люди возвращаются домой только во время отпусков, примерно раз в два года.

Таким образом, очень сильно варьируют и сроки, и периодичность отхода, находясь в зависимости не только от дальности, но и от вида, и характера работы. Дать единообразного, цельного абриса, по-видимому, невозможно. С учетом сильнейшего притяжения Москвы и Подмосковья в окружающих Москву «подмосковных» областях - Рязанской, Орловской, Тверской, Ивановской, - Республике Мордовии и других преобладает отход на ближние расстояния; в более удаленных - Вологодской, Костромской - отход на средние расстояния. Естественно, что в каждом конкретном городе предпочтительные расстояния отхода оказываются разными и определяются прежде всего близостью к крупному рынку труда. Отходники Костромской области Солигалич, Чухлома, Макарьев, Кологрив , Никольска, Торопца, Алатыря, Каргополя преимущественно отправляются на средние расстояния отхода в ту же Москву, в меньшей степени - в Санкт-Петербург. Но при этом и дальние расстояния отхода оказались характерны для отходников Темникова, Кинешмы, Никольска, Чердыни, Касимова, Каргополя. Как видим, отходники - очень мобильная часть трудоспособного населения; его массовая подвижность, легкость смены места приложения трудового усилия позволяет говорить нам об отсутствии каких-либо границ на региональных рынках труда по всей территории России. В отличие от того, что писали в 1990-е гг. Масштабы российского отходничества явно превосходят масштабы трансграничной трудовой миграции на постсоветском пространстве [40]. Чрезвычайно высокую мобильность отходников мы должны рассматривать не только и даже не столько в экономическом аспекте, сколько в социальном и политическом ракурсе; мы должны смотреть на отходников как на «новую трудармию», обладающую качеством инициативности и самодеятельности большинства ее «воинов».

Притом для общества и для государства эта «армия» невидима, она как бы и не существует. И все это ставит перед государством крайне непростую а главное, новую и на сегодняшний день никак не разрешимую задачу регулирования и контроля этой части общества [41]. Обычная для того времени узкая специализация жителей разных уездов в том или ином виде промысла была вызвана во многом сильнейшей конкуренцией между ними, особенно в столицах, вследствие широких масштабов отходничества среди крестьян. Современное же отходничество, по сути, только возрождается и лишь на наших глазах начинает приобретать масштаб, сопоставимый с прежним. Тем не менее нам казалось, что специализация уже имеет место; такое впечатление сложилось у нас во многом потому, что мы начали наши полевые исследования в Костромской области, население которой издавна специализируется в плотницком ремесле и продолжает сохранять эти традиции. В результате работы в Костромской области и затем в Мордовии у нас создалось впечатление, что северное и южное отходничество существенно различаются по видам деятельности и характеру работ: если на севере преобладают строительные профессии, то на юге большая часть отходников работают в качестве охранников. Дальнейшие исследования в Вологодской и Архангельской областях, в Пермском крае, затем в Рязанской, Тверской и Орловской областях, в Чувашии как будто подтвердили такую широтную дифференциацию регионов по специализации отходничества. Однако выяснилось, что исходно сложившаяся схема деления регионов по преобладанию отхожих промыслов на основе грубого широтного градиента оказалась неудачной. Вернее было бы поделить регионы по другому основанию: именно по важным местным ресурсам, которые местное население может использовать самостоятельно, предлагая его переработку на стороне. Такой наиболее доступный непосредственно населению ресурс - лес и его продукты.

Именно ресурсы леса в широком смысле - не только древесина, но и дикоросы, включая лекарственные травы, мох, смолы и прочее, - да еще, может быть, ресурсы многочисленных рек и, частью, морей, являются, по нашему мнению, единственными в своем роде, до сих пор слабо или никак не контролируемые государством. В других странах давно уже существует государственный контроль таких ресурсов [43]. Но, вероятно, только в России эти ресурсы остаются во многом неподконтрольными и более доступными для использования населением. Что же касается заготовки грибов, ягод, коры, мха, лекарственного сырья, то учет такого сырья вообще отсутствует. Поэтому следует признать российскую уникальность именно в такой возможности для значительной части населения поддерживать свое благосостояние за счет использования неконтролируемых ресурсов. Масштабы такого использования поражают - за 1-2 летних месяца семья способна только на ягодах и грибах обеспечить себя суммой денег, эквивалентной 2-5 годовым окладам бюджетника в своем регионе. Что же говорить о предпринимателях, арендаторах лесосек и хозяевах пилорам, если они повсеместно «на каждую сотню кубов официально проданного пиломатериала уводят налево еще пятьсот» [44]? При этом в лесных регионах едва ли не все предприниматели-производители - это «лесники», а в среднем «лесном» районе в 2000-е гг. Именно в силу этого обстоятельства во всех обследованных нами старых городах и деревнях Архангельской, Вологодской и Костромской областей, как и Пермского края, многие отхожие промыслы связаны с лесом напрямую. Кроме такой работы, отходники из этих областей нанимаются и лесорубами, нередко в соседние районы.

В Каргопольском районе, например, есть целая бригада отходников, ездящих в Западную Сибирь, где они валят лес в местах нефтедобычи - обустраивают территорию перед постановкой скважин или прокладкой трубопроводных трасс. Отходники-северяне, не занятые на лесозаготовках или в деревянном строительстве, кроме того работают на отделке квартир, капитальном строительстве многоэтажных домов или промышленных зданий. При этом для северных областей работа отходника в охране - редкость, и, например, в городах Архангельской и Вологодской областей - Каргополе и Никольске - мы не обнаружили ни одного охранника. В Рязанской, Орловской, Саратовской областях, в Чувашии и в Мордовии также, как и в Приморском крае, отходники вообще не занимаются строительством деревянных домов. Тверская область, по нашим наблюдениям, особенно Торопец и отчасти Кашин и Бежецк, оказалась самым разнообразным регионом по видам отхожих промыслов. Помимо строителей брусовых домов и охранников и тех, и других - примерно каждый десятый , три четверти всех торопецких отходников - это представители рабочих специальностей: строители капитальное строительство , сварщики, связисты, электрики, водители, монтажники-связисты, монтажники уличных рекламных конструкций, сантехники, автомеханики, рабочие пищевых предприятий и прочее. Женщин-отходниц здесь больше, чем в северных областях, но меньше, чем в остальных южных регионах, где женское отходничество является вполне рядовым явлением. Торопецкие отходницы работают штукатурами, малярами, домработницами. А просмотр классных журналов в одной из торопецких школ позволил зафиксировать еще и новые виды отхожих профессий: среди родителей-отходников, указавших место работы в Москве или Петербурге, встречаются такие профессии, как инженер-строитель, ювелир, водитель, электрик, официант, высотник-монтажник, бухгалтер. Есть и такие варианты, как директора фирм в Москве и в Пскове [45].

Менее разнообразны виды деятельности отходников в Рязанской области, в городе Касимове. Здесь каждый пятый отходник занят в охране, примерно столько же - в капитальном строительстве, ремонте и отделке квартир. Многие работают водителями и в сфере грузоперевозок, сварщиками, монтажниками, экскаваторщиками, токарями. Женщины работают в торговле, в общепите, гувернантками, нянями, домработницами. Помимо охранников, мужчины из Кинешмы, имеющие специальности, ездят работать строителями в мостоотряды, на машиностроительные предприятия, участвуют в капитальном строительстве. Здешние респонденты называли нам в качестве отходников даже юристов, медицинских работников и педагогов. Женщины работают в торговле, швейном производстве что обусловлено текстильной специализацией области , медицине в городе медицинское училище , операторами на складах, гувернантками, горничными, сторожами. Здесь есть даже такие семьи, где в отход уходит только жена, а муж работает дома. Высока доля охранников и в Мордовии Темников, Ардатов и Саранск ; основываясь на оценках местных жителей, соседей отходников, мы полагаем, что в действительности там таких отходников подавляющее большинство. Мордовские отходники, если заняты не в охране, работают в капитальном строительстве, разнорабочими и водителями.

Интересно, что в Мордовии мы не обнаружили обычного четкого деления отхожих профессий на мужские и женские. Но имеются и особые профессиональные предпочтения. В Темникове и Ардатове сохранились медицинские училища, продолжающие готовить медицинские кадры, спрос на которые в условиях «съеживания» здравоохранения падает. Это привело к возникновению медицинского отходничества среди женщин. Фельдшерицы и медсестры ездят в Москву, где работают в частных клиниках. Отдельно стоит выделить деревни Темниковского района Мордовии, откуда значительная группа жителей ездит работать на алмазодобычу в якутский поселок Айхал, где уже сформировалась большая мордовская диаспора; возможно, этих людей уже нельзя причислять к отходникам. Отходничество в столичном Саранске схоже с тем, что бытует в провинциальных районах Мордовии. Аналогичная ситуация со специализацией отходников и в соседних западных районах Чувашии город Алатырь. В целом чувашское отходничество весьма схоже с мордовским, они нанимаются преимущественно охранниками по данным из Алатыря. Причина очень большой доли охранников среди отходников, проживающих в областях, окружающих Москву, состоит только в том, что в столице высока потребность в этом виде неквалифицированного труда, а в провинции много людей с плохим профессиональным образованием, делающим их по сути неспособными конкурировать за виды работ, требующих специальной профессиональной подготовки.

Подпорожское отходничество на северо-востоке Ленинградской области в целом близко к отходничеству из нелесных регионов средней полосы России, но и у него есть своя особенность. Здесь наблюдается самая высокая доля отходников, работающих на заводах Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Нам назывались ювелирные заводы, текстильные предприятия, чайные фабрики, предприятия по производству картонных коробок, и на такие производства, как правило, устраиваются женщины. В селе Вознесенье, расположенном в том же Подпорожском районе, но в истоке реки Свири и на окончании Онежского канала, основная масса отходников - это так называемый плавсостав, то есть люди, работающие на судах Онежского бассейна. Это связано с тем, что градообразующим предприятием поселка в советское время была ремонтно-эксплуатационная база флота. Она существует и сейчас, но если раньше там работало более 1000 чел. Сокращения среди речников создали большой потенциал для так называемого профессионального флотского отходничества. Люди уезжают на весь период навигации, нанимаясь на суда речных и морских флотилий Балтийского, Онежского и Беломорского бассейнов [46]. В Пермском крае Чердынский район отходники, как и на Русском Севере, специализируются в лесной сфере: многие из них уезжают бригадами на лесозаготовки, нанимаются на пилорамы в соседних районах, плотничают. Немало отходников занимается извозом, становясь дальнобойщиками на транссибирских трассах, обеспечивая перевозку грузов между сибирскими и европейскими регионами но поскольку Чердынь находится в стороне от магистралей, этот вид отходничества не может здесь развиться в достаточной степени.

Часть чердынских отходников специализируются в охране. Причиной этого является то обстоятельство, что в районе существовало много исправительно-трудовых колоний и немало жителей Чердыни и района работали охранниками и воспитателями в этих колониях. Но с недавних пор многие колонии расформированы и люди уволены, и им приходится искать соответствующую работу, выезжая на отхожие промыслы в поисках схожей профессии. Наблюдающаяся определенная специализация городов и районов в видах отхожих промыслов может быть обусловлена несколькими факторами: не только историческими - опытом прежних столетий и производственной специализацией населения, как это хорошо видно на Русском Севере, - но также и факторами экономико-географическими - близостью к крупным рынкам труда и происходящим в последние время развитием отдельных видов крупных производств в непосредственной близости от дома отходника [47]. В целом отходники, проживающие в лесных северных областях европейской России и Урала, тяготеют к лесным видам промыслов, основу которых составляет индивидуальная инициативная деятельность с использованием местного ресурса, продукты переработки которого предлагаются ими на рынках мегаполисов. В более южных центральных областях, где такие натуральные ресурсы, легко доступные к использованию населением, отсутствуют, и где население может предложить рынку либо востребованную квалификацию, либо всего лишь свои руки, отходники делятся на две категории, профессионально существенно различные между собой. Первую категорию составляют те, что обладают профессиями, востребованными на рынке и, как правило, проживающие недалеко от региональных центров. Они вполне успешно работают в крупных городах по специальности в промышленности, строительстве, на транспорте, в сфере услуг и социального воспроизводства воспитание, образование, здравоохранение. Вторая категория - и таких отходников большинство, особенно среди жителей сельских районов, - в отходе занимаются неквалифицированным трудом: преимущественно нанимаются в охрану, в уборщики, в розничную и мелочную торговлю, на домашние работы в прислугу. Отходничество, таким образом, несмотря на неформальный характер занятости, представлено во многих, если не во всех, сферах профессиональной деятельности.

Среди отходников большое количество неквалифицированных работников, но немало и людей высокой квалификации и редких профессий. Основанием для специализации регионов хотя и выступают по преимуществу исторические факторы прежде существовавшие виды отхожих промыслов , но в настоящее время не менее важны и ресурсные возможности способность бесконтрольно использовать местные ресурсы , и профессиональная специализация наличие профессиональных учебных заведений. Отходники широко используют все имеющиеся на местах возможности для жизнеобеспечения и тем самым демонстрируют, насколько велик потенциал, которым располагает каждое местное общество. Оценка численности отходников Определение общей численности отходников в стране является непростым вопросом, поскольку они и власти не видны, и в экономике никак не зафиксированы. В российской официальной статистике численность отходников не фиксируется в связи с ориентированностью государственных служб миграции на контроль миграционных потоков из-за рубежа и с наличием лишь декларируемого внутреннего учета. Кроме того, российская миграционная статистика имеет возможность отслеживать только те перемещения, которые связаны со сменой официально зарегистрированного места жительства. Эти обстоятельства определяют то, что на сегодняшний день никаких а не только надежных статистических данных по рассматриваемому вопросу практически нет, поэтому оценки масштабов отходничества в России со стороны власти носят исключительно экспертный характер и весьма приблизительны. В свое время Независимый институт социальной политики проводил оценку численности работников, не регистрируемых экономической статистикой; в результате сообщалось, что на конец 1990-х гг. На Апрельской конференции в Высшей школе экономики, проходившей 2-5 апреля 2013 г. Голодец были сделаны следующие признания: «Тут накопилась масса негативных явлений.

Тем не менее, как говорилось в правительственном постановлении 1939 г. Из всех крестьян наемные работники, особенно отходники, больше всего заботились об отстаивании своих прав. В целом из-за их двойственного статуса вопрос об их правах и обязанностях был сложным. Колхозы и местное руководство нередко игнорировали или неверно толковали закон, да и сами законы далеко не всегда были четко сформулированы и свободны от противоречий. Такой же вопрос задавал секретарь сельсовета из Татарской республики, у которого жена продолжала работать в колхозе. Колхоз не хотел давать справку, но вмешался секретарь райкома, по-видимому, потому, что на сахарозаводе не хватало рабочих, и эти двое получили и справки, и паспорта. По мнению автора письма, вся история с сахарозаводом были ими затеяна «из-за паспортов и справок», чтобы обрести свободу передвижения54. Отношения между колхозом и его ушедшими на заработки членами чаще всего нельзя было назвать сердечными. Часто исключенных отходников, после их успешных жалоб в район, приходилось восстанавливать.

В общем и целом отнюдь не власти, а сами колхозы стремились держать в узде и контролировать своих уходящих на заработки членов. Управление Колхоза говорит, дайте 12 рублей, дадим плотников, вербовщик начинает торговаться, и тогда колхоз просит 7 рублей в день, а когда вербовщик указывает на договор, он совершенно уезжает без людей». Но как же тогда множество случаев отъезда без всяких справок? Главный вопрос заключался в том, есть ли у колхоза право воспользоваться единственной доступной ему санкцией — исключением. Как постановил по одному такому делу заведующий Переслав-ским райзо в 1938 г. Жалоба, написанная в 1939 г. Вот пример: «Колхозник нашего колхоза Харламов Г.

Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег,… … Википедия - Zambia Республика Замбия Republic of Zambia , государство в Центральной Африке, расположенное в глубине материка, более чем в 1000 км от побережий Атлантического и Индийского океанов. Входит в состав британского Содружества. Гъумук Страна РоссияРоссия … Википедия Село Кумух Гъумучи Страна РоссияРоссия … Википедия Отхожий промысел временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками». Общие сведения К. Граничит на С. Входит в британское Содружество. Отходничеством называли временный уход крестьян с мест постоянного жительства на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Самих крестьян, уходивших на заработки, называли «отходниками». Основной причиной отходничества было малоземелье. Наделы, выделенные крестьянам после реформы 1861 г. Отходничеством занимались, прежде всего, крестьяне Центральной России. В нечернозёмных губерниях например, Тверской и Новгородской отхожие промыслы были для многих семей основным способом заработка. Однако малые наделы крестьян Тульской, Воронежской и других губерний также способствовали уходу на заработки. По оценкам статистики того времени, на 1880-е гг. В разных губерниях число отходников составляло от 10 до 50 процентов. Деятельность отходников в городах была связана с несколькими направлениями. Во-первых, они могли быть фабрично-заводскими рабочими, которых насчитывалось среди отходников из разных губерний от 10 до 35 процентов. Во-вторых, крестьяне могли заниматься различными работами в строительстве например, быть каменщиками, штукатурами, плотниками и т. В-третьих, отходники могли работать в качестве прислуги в трактирах или в основном женщины в услужении в домах. Наконец, большинство извозчиков в городах были выходцами из других губерний. Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. Отходники имели обычно региональную специализацию. Например, трактирное дело в Петербурге было связано в основном с выходцами из Ярославской губернии, а в строительстве было много выходцев из Нижегородской губернии. Определить, чем могли заниматься ваши предки, поможет краеведческая литература. Уехать из своего места жительства человек мог, получив паспорт. Об истории паспортов в России я расскажу позже. Здесь же отмечу, что по Уставу о паспортах 1895 г. Проследить по документам направления миграции достаточно сложно. Так, в исповедных ведомостях отсутствие мужчин могло и не фиксироваться, да и сам факт такой записи не позволяет установить, где именно работал человек. Наиболее подробные сведения в этом отношении дают материалы переписи 1897 г. Там может быть указано, что кто-то из членов семьи — горничная в Санкт-Петербурге или работает в трактире в Москве. Что касается поиска по документам того места, где работали крестьяне, то здесь тоже возможны какие-то поиски, хотя результат их весьма ограничен. Прежде всего, если переезжала вся семья, исследование может вестись по метрическим книгам. Поиск по местам работы обычно не даёт результатов. Однако в нашей практике был случай, когда удалось выявить личное дело дворника на железной дороге. Таким образом, отходничество было широко распространено в сельской местности. Определить, чем занимались ваши предки, поможет исследование архивных документов и краеведческой литературы. Термин «отходники» появился задолго до того как данное массовое явление стало обычным на просторах Российской империи. Временная, чаще всего сезонная работа предоставляла крестьянам редкую возможность поправить свое финансовое положение и добиться большего для себя и своей семьи. Определение По сравнению с обычными крестьянами, жившими со своего земельного участка, отходниками называли лиц, занимавшихся ремесленным трудом или продававшими свою рабочую силу на стороне. Это отдельная социальная прослойка, возникшая уже в середине XVII века, быстро нарастила число своих членов, и к первой половине XIX века данное явление приобрело массовый характер. Крестьяне-отходники - это люди, которые уходили из деревень и сел и направлялись в города, где только начала развиваться промышленность и была возможность заработка в различных сферах экономики. Кто такие отходники? Первые отходники - это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов. Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи - Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала - промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами - паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким.

Задание 9. Рекомендации по написанию сочинения Все материалы авторские. Отходники Новинки косметики фаберлик на faberllena. Отходники — это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки.

Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну. Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. Отходники – это важный феномен, который проявляется в разных областях жизни и силно влияет на развитие общества. Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат.

“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи

Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства рег. тот, кто занимается ассенизацией — системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации.
Термин "отходники" что значит? Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации.
Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства работа крепостного крестьянина, как правило, в качестве рабочего мануфактуры, вне владения помещика, по разрешению помещика. С отходников помещик получал оброк.
Что такое отходник? И потому исследователи причисляют отходников к самой экономически активной части населения малых городов и деревень.

Что такое отходник в истории

Крестьяне не могли выжить в малоплодородных регионах, они голодали, поэтому вынуждены были работать и получать доход от других промыслов. Поворот в экономической политике 60-х годов XVIII века, в результате которого стало развиваться промышленное и торговое предпринимательство. Низкая урожайность в 60-х годах XVIII века, заставлявшая крестьян искать прочие возможности доходности. Отходниками 18 века называли обедневших сельских жителей, идущих на заработки в другие местности на некоторый период времени. Это явление наблюдалось не повсеместно. Такие крестьяне покидали свои наделы после одобрения помещиков. Они устраивались на работу временно — на 3-5 лет. Заработав ренту, крестьянин возвращался обратно, к своей семье. Вернув ренту, работник уходил снова. Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма.

В тех областях, где не было отходников, преобладала барщина или месячина. То есть, крестьянин работает на помещика в течение нескольких месяцев, оставляет свое хозяйство. Фактически, крестьянин становится рабом, перестает вести натуральное хозяйство. А помещик при этом приобретает большой объем урожая для продажи. Особенности пореформенного периода После реформы 1861 года популярность ухода на работу возросла еще больше. Это было связано с тем, что у крестьян появилась свобода передвижения.

Куда едут россияне в поисках благосостояния? Чем живут и как выживают люди, работающие вдали от дома?

Обсудим в ток-шоу «ПРАВ! Меня зовут Варвара Макаревич. И вот мои гости сегодня: Сергей Бойко, политолог. Сетует, что мы превратились в страну контролеров и охранников. Александр Кичаев, психолог. Уверен, что люди часто едут не за тем, чтобы заработать, а для того, чтобы расширить круг знакомств. Его позиция: уезжают из глубинки, из крупных городов никто не поедет. Денис Парфенов, депутат Госдумы.

Убежден: надо просто платить людям нормальную зарплату — и никто не уедет. Никита, мы сегодня говорим про отходничество. Это такой термин, который пришел к нам еще из царской России. Отхожий промысел был популярен. Крестьяне покидали село, чтобы отправиться на заработки. Потом чуть ближе уже к нам, 90-е годы, с экономикой проблемы — и люди опять отправляются на сезонные работы. Можно ли говорить, что сейчас это явление снова популярно и что причины как раз экономические? Или есть еще какие-то факторы, которые на это влияют?

Никита Мкртчян: Ну конечно, причины прежде всего экономические. Я бы, правда, не сказал, что наступили 90-е годы — и отходничество возникло из ниоткуда. И в советское время тоже было шабашничество. И есть работы, которые показывают… ну, в которых это шабашничество описывается. Это явление просто было сильно маргинализовано, но особенно в сельской местности вот этих шабашников летом было очень много. Ну конечно, сейчас это превратилось уже в одну из сторон нашей жизни. Как бы существуют устойчивые такие масштабы этого явления, которые по нижней границе характеризуются 2 миллионами человек в год, которые вот такой работой занимаются, а по верхней границе не ограничено, но я полагаю, что это где-то порядка 5 миллионов человек. Есть очень высокие оценки, но они, скорее, высосаны из пальца.

Направления этой миграции я могу охарактеризовать… Варвара Макаревич: Давайте к направлениям вернемся чуть позже. Денис, то есть ведется какая-то официальная статистика, и мы можем говорить о масштабах? Никита приводит цифры — от 2 до 5 миллионов. Ну, это достаточно большой разброс. Есть ли что-то более конкретное? Денис Парфенов: Нет, ну если брать официальную статистику, то как раз 3 с небольшим миллиона человек, 3 миллиона 42 тысячи, кажется, ежегодно попадают в эту категорию, кто у нас занимается этим отхожим промыслом, так сказать. Другое дело, что, во-первых, никогда не стоит забывать, что у нас порядка трети всех людей, кто работает в той или иной форме, имеют неофициальную занятость. Соответственно, учитывать их совершенно невозможно.

И итоговые цифры как раз из-за этого зачастую имеют тенденцию к увеличению, по крайней мере когда мы какие-то экспертные оценки даем. Ну и самое главное. Действительно, ведь это явление преимущественно порождено структурой экономики, которая, к сожалению, претерпела достаточно негативные изменения за последние три десятилетия. И возможности нахождения постоянного и достойного заработка для широкого круга наших сограждан, увы, снизились. И поэтому люди действительно ищут лучшей жизни, стягиваются из малых и моногородов, гибнущих зачастую, в областные центры, оттуда — в столичные центры. И поэтому миграция… Варвара Макаревич: И вот так по цепочке — в более крупные населенные пункты. Никита Мкртчян: И из сельской местности, конечно, тоже. Денис Парфенов: Да, в первую очередь.

Варвара Макаревич: Естественно. Сергей, ну смотрите. Сейчас сказали, что как раз сложно посчитать, потому что многие работают неофициально. Но при этом мы живем в мире Big Data. Можно отслеживать, я не знаю, звонки с мобильных телефонов, нашу какую-то деятельность, когда мы расплачиваемся карточками. Можно ли таким образом… Может быть, такой анализ будет лучше, если так считать, сколько людей уезжают на сезонные работы? Сергей Бойко: Честно говоря, я считаю, что это все делается, просто это делается таким образом, что не выходит в открытое интернет-пространство, потому что все, что вы назвали, автоматически отслеживается социальными аналитическими службами крупных компаний, государственными структурами. И я думаю, что если на самом деле приоткрыть завесу непубличности и конфиденциальности статистики, то все это более или менее станет явным.

Но те цифры, которые называются, они примерно соответствуют действительности, наверное. Но меня как преподавателя вуза интересует вот какой аспект. Дело в том, что многие выпускники, особенно столичных вузов, и даже те, которые закончили бюджетные отделения, а не коммерческие, они потом не могут найти работу по специальности. И из-за структуры экономики, о чем у нас уже говорил депутат КПРФ, Денис… У нас, к сожалению, структура экономики такова, что, с одной стороны, существует необходимость в профессиональных, хорошо подготовленных рабочих руках в том же сельском хозяйстве, в агропромышленном комплексе; а с другой стороны, у нас перечень специальностей в средних и высших учебных заведениях не соответствует тому, что требуется народному хозяйству, как раньше говорили. Варвара Макаревич: Ну, тут отдельная тема программы про высшее образование все-таки. Сергей Бойко: Да, понятно. Варвара Макаревич: То есть вы считаете, что все эти данные учитываются и все это посчитано, просто нет в доступе? Сергей Бойко: Безусловно.

Просто это конфиденциально. Варвара Макаревич: Хорошо. Денис, а зачем нам вообще считать, зачем нам нужно понимать, сколько людей у нас задействовано во внутренней трудовой миграции? Что нам даст точная цифра? Денис Парфенов: Ну давайте тогда, может быть, начнем с основ. Вообще-то, может, я для кого-то открою небольшую истину, но единственный ограниченный ресурс в экономике — это рабочее время, потому что все остальные ресурсы можно из него конвертировать. Соответственно, у вас должно быть, конечно, максимально точное представление о том, сколько реально у вас людей способных к работе имеется к экономике, какой квалификацией они обладают, как они распределены в соответствии с наличием в стране средств производства, потребительской базы для того, чтобы их продукция находила… В общем, короче, это целая структура. И этот главный ресурс, безусловно, у вас должен быть подсчитан.

И вы обязаны иметь достаточно точное понимание, потому что опять же сезонность для многих отраслей характерна, и если это не учитывать, то у вас не будет своевременного и в должном объеме перетока рабочих рук. Это касается… Допустим, когда посевная идет, сельское хозяйство, там не хватает. Варвара Макаревич: То есть это возможность прогнозирования и планирования? Денис Парфенов: Конечно, конечно, конечно. Это все нужно для того, чтобы именно просчитывать наперед экономические процессы. Если их не просчитывать, а полагаться… Сергей Бойко: Ритмичность экономики, ритмичность экономики. В условиях тяжелого климата, в реальных условиях Российской Федерации это очень важный фактор. Александр, а почему, собственно, люди уезжают работать в другие регионы?

То есть проблема в том, что просто мало платят там, где они живут, или в том, что работы нет вообще? Какая все-таки основная причина? Александр Кичаев: Вы знаете, есть три основных запроса: хлеба, зрелищ и особь противоположного пола. То есть хлеб — это та самая работа высокооплачиваемая, интересная, с карьерными перспективами и так далее. Зрелища — это чтобы было куда выйти после работы, в зависимости от уровня культуры: клубы, рестораны, выставки и так далее. Сергей Бойко: Социальная инфраструктура. Александр Кичаев: А особь… Сейчас, правда, уже тренд пошел — необязательно, чтобы была особь противоположного пола, это может быть… Варвара Макаревич: Ну, тут третий пункт оставим открытым, ладно. Что с хлебом?

Александр Кичаев: Насчет хлеба… Давайте я тогда про особь буквально несколько слов. Очень часто как раз едут не столько заработать, а сколько расширить круг своих знакомств, особенно женщины. Вспомним Пушкину: «В Москву, на ярмарку невест! Там, слышишь, много праздных мест». То есть едут, особенно женщины… Варвара Макаревич: Это интересная причина, она мне не приходила в голову. Сергей Бойко: Да не надо вспоминать Пушкина. В Иваново у нас… Александр Кичаев: Город невест, да, мы это помним. Сергей Бойко: …завод под станки с числовым программным управлением, где мужские руки.

Это же было плановое действие еще тогда советской экономики. Поэтому вопрос в клонировании в хорошем смысле , в социально-экономическом программировании будущего. Александр Кичаев: И все-таки я хочу продолжить. Дело в том, что как раз часто, особенно женщины я просто знаю по клиентам , едут, как бы ища работу — или сезонную, или вообще переезжая, но… Как это? Три пишем, а десять в уме. Варвара Макаревич: Держат еще в уме, хорошо. А если все-таки про мужчин? Александр Кичаев: Мужчины едут, действительно, потому что есть дискриминация.

Я знаю немало эйчаров с региональными филиалами. И что получается? Ищут человека в Москве. Условно говоря, пишут, что 100 тысяч зарплата. Такие же функции, такой же уровень компетентности — 50. И особенно сейчас в связи с удаленкой это просто… И человек: «Я знаю, что я такой классный, а мне…» — «А ты же не в Москве. Значит, мы тебе будем платить в два или полтора раза меньше». Еще и этот фактор.

То есть хочется справедливости, хочется достойной оценки своих знаний… Варвара Макаревич: …и своего труда. Никита Мкртчян: Здесь есть ряд спорных моментов. Во-первых, за зрелищами люди, особенно мужчины а это молодые мужчины и мужчины среднего возраста , не едут. Они едут тяжело работать. Если это северная вахта, то это поселок, из которого зачастую нельзя выйти. Ни о каких театрах, консерваториях и так далее… Варвара Макаревич: Мы позже поговорим про условия жизни. Никита Мкртчян: Вот это невозможно. Женщины в трудовую миграцию ездят мало, по крайней мере то, что мы видим по статистике.

Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России тогда — в Советском Союзе после Октябрьской революции. Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем. В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления. Словарь Ефремовой.

В какой момент настанет то, что сегодня называется выгоранием, когда он поймет, что больше не может? Или для этого вообще должен быть какой-то особый склад, и если человек такого склада, то он может сколько угодно так работать? Александр Кичаев: Если мы говорим о работе, связанной с физическими нагрузками то, о чем говорили: строительство, нефтегазовая добыча и прочее , то там, конечно, все зависит от того, хватит ли у него сил в 30—40 лет, то есть от того, насколько он быстро лишится своих физических сил. А что про психическое здоровье и силы? Александр Кичаев: Ну, психическое здоровье… Я не хотел бы, чтобы мы считали, что уезжают только люди с рабочими профессиями. Уезжает и интеллигенция, и менеджеры, и так далее. Если у него высшее образование, он не пойдет на вахту. Он как раз поедет в крупный город или в Москву и будет искать там место где-нибудь в офисе. Это может быть действительно на сезон, а может быть и с желанием переехать. Варвара Макаревич: Ну смотрите, даже в этом случае условия все равно будут явно не домашние. Александр Кичаев: Не домашние, не домашние. Варвара Макаревич: Они все равно будут, скорее всего, хуже. Александр Кичаев: И в пандемию, кстати говоря, многие, кто из регионов приехали в ту же Москву, они вернулись обратно, вошли во вкус удаленки и сейчас экономят на жилье, на очень многом. А теперь — что касается выгорания. Что такое выгорание? Это если нет перспектив либо роста, либо расширения своего круга знакомств. То есть человек остановился и, может быть, начинает деградировать. И вот тогда у него пропадает мотивация к развитию как специалиста, как личности. Варвара Макаревич: А есть ли какой-то временной промежуток, когда мы понимаем, что вот это настанет через полгода, год, три таких вахтовых работ? Александр Кичаев: Ну, у кого как. Варвара Макаревич: Индивидуально? Александр Кичаев: Да. Для кого-то хватит один раз на вахту съездить — и больше он, как сказал этот товарищ, не поедет. А кто-то будет ездить, особенно если у него семья и куча родственников. Варвара Макаревич: Денис, а какие запросы у людей, которые едут таким образом на заработки? Насколько больше они хотят зарабатывать? Есть ли какие-то данные? Хочется зарабатывать в два раза больше? Просто чуть-чуть больше? Денис Парфенов: Коллеги, понимаете, главный мотиватор — это, к сожалению, то, что голод не тетка, пирожка не подаст. Поэтому люди устремляются на такую работу, конечно, в надежде вырваться из той социально-экономической ниши, в которую они попали, к сожалению, и не по их вине, как правило. Естественно, люди хотят, чтобы заработок значительно отличался от того, что можно перехватить, я не знаю, опять же подрабатывая в соседней какой-то лавочке или где-то еще. Другой вопрос: способна ли экономика предложить им как бы в достаточной степени удовлетворяющие их пожелания? Причем пожелания, на мой взгляд, вполне справедливые, чтобы выйти на какой-то более или менее приемлемый уровень жизни для себя, для своей семьи. Во многих случаях, увы, этого не происходит. То есть, скорее, идет как бы компенсация того… Труд у нас в целом в стране недооценен в большинстве отраслей. И люди, уезжая на вахту, не получают какие-то сверхбольшие деньги, а лишь получают то, что они должны были бы получать, работая где-то поблизости от дома. Поэтому в этом плане мы должны здесь не только и не столько, может быть, на самих вахтовиках сосредотачиваться, не на людях, которые отхожим промыслом занимаются, а на том, что в принципе у нас структура рынка труда и та сетка заработных плат, которая в нем сейчас установилась, она скорее выгодна бизнесу и предпринимателям, которые людей нанимают, но никак не представителям наемного труда, не рабочим, не труженикам. Никита Мкртчян: Мы проводили исследование: примерно в два раза должен человек зарабатывать больше, чем он может заработать в своем маленьком городе. Варвара Макаревич: Чтобы что? Чтобы он был доволен? Никита Мкртчян: Конечно. Варвара Макаревич: А чаще издержки на переезд ложатся на человека? Человек едет заработать. Ему нужно купить автомобиль. Ему нужно это, это, это… Варвара Макаревич: Кстати, у меня был вопрос к вам. То есть, если поделить, условно, на две категории, то за чем люди чаще едут? Чтобы вообще вырваться из бедности и хотя бы выйти на какой-то ровный и стабильный уровень дохода, который позволит им растить детей? Или как раз, чтобы совершить какую-то крупную покупку? Ты понимаешь, что ты хочешь купить автомобиль. Ты не можешь этого позволить на зарплату, которая у тебя есть в регионе. И тогда ты едешь в другой регион, чтобы быстро за какое-то количество месяцев заработать на автомобиль. Никита Мкртчян: Люди едут и за тем, и за тем. Вот мы смотрели, достаточно детально рассматривали данные статистические. Оказывается, что у людей, мужчин, которые едут на вахту, у них обычно даже немножко больше детей, чем у тех, кто не ездит. Люди едут зарабатывать на семью, чтобы семья жила не роскошно, но она жила немножко лучше, чем в своем городе. И второе — это действительно совершение крупных покупок. Ремонт жилья, покупка автомобиля, свадьба детям, например. Варвара Макаревич: Бытовая техника какая-то опять же, наверное, крупная, да? Никита Мкртчян: Закрывать ипотеки. Сергей Бойко: Речь в первую очередь не о машине, а дом, семья, обучение детей к сожалению, у нас же оно на коммерческой основе , проблемы со здоровьем. Автомобиль — это сейчас в принципе достижимая ситуация. Варвара Макаревич: Но все как раз зависит от уровня зарплаты. Сергей Бойко: Понимаете, автомобиль — это не системная цель. А вот благополучие семьи, собственный дом, развитие, профессиональный рост… И здесь возникает как раз проблема, и выгорание наступает тогда, когда, как господин психолог сказал, недовольство собой. А для человека, которому плюс-минус 30, это очень важный фактор мотивации. Варвара Макаревич: Давайте посмотрим еще одно видео про заработки на Севере. Но, вы слышали, он сказал: «Я бы так не смог. И даже за этими деньгами не поеду». Александр, в связи с чем к вам вопрос. Можно ли как-то заранее протестировать, проверить человека и понять, сможет он или не сможет, подходит ему это или не подходит? Александр Кичаев: Да, есть очень много тестов на уровень потребностей. То есть кому-то важна самореализация. Кому-то важно вот то базовое, просто просуществовать какое-то время. Кому-то важно, чтобы он расширил свои горизонты: «Вот я увидел Север. Я теперь могу считать, что я закаленный этими ветрами и морозами». То есть эти тесты это определяют — раз. Второе — определяется уровень притязаний, то есть амбиций, на что он способен, чтобы его взять. То есть он будет только месяц или он может и полгода работать? Потому что человека вводишь в проект, а он — раз! Александр Кичаев: Отношение к трудностям — это тоже тестируется. Варвара Макаревич: Сергей, а остаются ли люди, которые уезжают на сезонные работы, полноценными участниками социальной жизни? Давайте так это назову. Потому что они же, в общем, немножечко как будто выключаются из всех остальных процессов. Или нет? Сергей Бойко: Я думаю, что это проблемный вопрос. Здесь вопрос социализации и десоциализации. С этим лучше разбираются психологи, социологи. В принципе, когда человек выпадает из привычной окружающей среды, он меняет мировоззрение немножко и так далее. Но сейчас, в принципе, с новейшими технологиями информационного пространства, если у человека есть желание и свободное время после вахты, допустим, после тяжелого труда комбайнера а от этого никуда не денешься включить или выключить какое-то средство доступа к информации, то он это сделает. Кто-то — нет. Ну, с этим тоже надо работать. Это зависит от фирмы, которая обеспечивает… Варвара Макаревич: То есть, на ваш взгляд, это скорее задача и ответственность работодателя? Сергей Бойко: Конечно. Давайте обсудим далее, стоит ли государству регулировать перемещение трудового населения в пределах России. Оставайтесь с нами, не переключайтесь. Денис, вы вначале сказали, что многие люди устроены и работают неофициально. Можно ли это считать вообще каким-то теневым сектором экономики? И насколько это глобальная проблема? Денис Парфенов: Ну, тут вопрос в терминах. Да, можно теневым, серым, каким угодно его называть. Он является совершенно объективным порождением опять же той экономической структуры, к которой мы пришли после развала Советского Союза, потому что были разорваны традиционные связи очень многие. По целому ряду отраслей и направлений мы так до сих пор и не восстановились — ни в промышленности, ни высокотехнологично, ну и так далее. Поэтому, естественно, люди искали себе применение. Многие нашли его в фирмах и фирмочках людей, которые готовы были брать их к себе, но только на определенных условиях, чтобы не платить соответствующие социальные отчисления. И люди были вынуждены соглашаться на эти условия. Поэтому мы сегодня имеем такую значительную долю, которая очень неохотно стремится к уменьшению. Здесь опять же все сводится во многом к тому, как вы планируете в целом выстраивать свою экономическую политику. То есть если у вас стоит задача, допустим, хотя бы в какой-то более или менее среднесрочной или долгосрочной перспективе — заметный рост социального благополучия населения, то тогда вы ставите себе определенные цели в части повышения заработной платы, в части улучшения условий труда, в части создания под это определенных отраслей, связанных с жильем, связанных с созданием соответствующей социальной инфраструктуры и прочее, и последовательно выполняете. Вот тогда ваше планирование, ваша работа с рынком труда, в том числе с вахтовиками, в принципе с основной массой населения, тогда это все будет срабатывать. Если же, как сейчас, все пустить на самотек, а еще хуже… К сожалению, наши коллеги из Правительства взяли на вооружение так называемую Концепцию пространственного развития. Уверен, вы о ней слышали. Так она заключается в том, что вообще большую часть населения сконцентрировать в ограниченном количестве агломераций, то есть крупнейших городов и городов-спутников, и это будет точками экономического роста. А то, что у нас большая часть территории и так уже обезлюдивает… И этому процессу придается теперь официальный статус: «Пустеют?

Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства

Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги. Но многие — в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева — выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход. Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде — все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями. Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев. Известное понаслышке становилось реальностью. Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями. Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом. Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю. Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне.

Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков — за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях. Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу. Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами. Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам.

Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания. Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества — долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик — работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом.

Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются». В других случаях оценка значения земледельческого труда служила для того, чтобы перейти затем к определению конкретных препятствий, мешавших крестьянину реализовать свое предназначение на пользу государства. Такие повороты были особенно в ходу накануне отмены крепостного права. Кормилец и защитник Отечества, по убеждениям крестьян, должен быть защищен верховной властью от местных несправедливостей. Источник: www. К началу XX века внутренняя миграция приобретает такие масштабы, что меняет само русское общество. На фото — биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год. Россия вроде бы покончила с позором крепостной зависимости. Но гладко вышло только на бумаге.

Остальное зависело от платежеспособности крестьянина и доброй воли помещика, а первое со вторым встречалось далеко не всегда. С шестидесятых годов русская деревня массово снимается с места и уходит искать заработка за сотни верст от дома. Из среднерусских деревень уходят в Москву водовозами и разнорабочими либо меняют сельское житье на казарменный быт на ткацких заводах Морозовых и Коншиных, на Глуховской мануфактуре и в Раменском, у фабриканта Малютина. Кто на севере — тем ближе Петербург, из Поднепровья идут в Крым наниматься на сельские работы, сибирцы идут искать нелегкий кусок хлеба на горных золотых приисках. Но во второй половине XIX века, после того как реформа перевернула крестьянскую жизнь с ног на голову, отходничество приобрело невиданный размах. В начале века двадцатого авторы соответствующей статьи во всезнающем словаре Брокгауза и Ефрона констатируют: учету количество отходников, наводнивших русские дороги от чухонских болот до Кавказских гор и от Эстляндии до Сибири, просто не поддается. Разные местности специализируются на разном. Ростовцы, например, прекрасные огородники — и весной мигрируют в Москву, Петербург и даже Ревель, где арендуют участки земли, чтобы снабжать столы тамошних жителей свежим горошком. Ярославцы идут в трактирщики.

Многотысячные толпы отходников сложно подобрать под единую гребенку — здесь те, кому удается сколотить немалый по крестьянским меркам достаток, и те, кто оседает в тесных фабричных казармах на скудном жаловании, и те, кто перебивается копеечными сезонными заработками на полях и не каждый день знает, что будет есть вечером. А дело это в условиях российской бюрократии было далеко не всегда простым и притом для крестьянского дырявого кошелька довольно затратным. Сроки, на которые проситель документ запрашивал, определяли стоимость — так что выправка билета на длительное время оказывалась делом практически неподъемным. В этом отношении самым практичным народом оказываются киевцы. Сколько нам не приходилось нанимать черниговцев и полтавцев, все они запасаются почему-то непременно полугодовыми паспортами, тогда как киевцы, наученные горьким опытом, ограничиваются месячными билетами, стоящими всего гривенник. Оно и понятно: обходиться такой работник будет дешевле, а зависимость от нанимателя в этом случае будет почти кабальной. Но такая кабала людей не пугала — как не пугала и дальняя дорога, а ведь до пункта назначения, повторим, могли быть сотни верст. Для отходника века минувшего это было часто непозволительной роскошью. Даже там, где маршруты отходников совпадали с железнодорожной сетью, люди часто просто не могли купить себе билет — ведь еще неизвестно, удастся ли вернуться домой в прибытке.

Кто-либо из членов артели покупает лошадь и повозку, в которую складываются убогие пожитки. Обыкновенно ежедневные переходы партий, идущих при подводе, не превышают 25 — 30 верст. Весь путь до Каховки из более северных уездов Полтавщины равняется 500 верстам и более, из других мест немного ближе. Идущие при подводе обязательно совершают его пешком, так как владелец воза и лошади, и без того везущей пудов 20, а то и 30 клажи, безусловно не разрешает никому садиться, разве только разрешит это на короткое время какой-нибудь девушке, которая до того подобьется, что идти ей уже положительно невмоготу. И понятно, что если утомительным неделям в пути по пыльным, разбитым дорогам можно было найти альтернативу — то альтернативой пользовались. Тот же самый путь из Малороссии в Каховку, на главную южную биржу крестьянского труда, можно было проделать и по Днепру. Условия путешествия дубом, конечно, гораздо лучшие, нежели пешком, хотя бы и при подводе. Днепр чудно красив в это время года, когда полая вода покрывает все мели и затопляет плавни, а могучая прибрежная растительность покрывается своим брачным нарядом. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу.

После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало.

Мобильность и трудовая миграция — это всего лишь миф. И потому заявление нынешнего российского премьера о благотворности сокращения рабочих мест является в высшей степени безответственным.

Это износ человеческого капитала, который еще остался в России. Это его самая варварская эксплуатация. У отходников, как правило, плохое здоровье, они живут потенциально относительно меньше, чем средний гражданин.

Большинство отходников хотели бы жить по-другому». При всех своих личных симпатиях и уважении к этим людям, само явление отходничества Евгений Гонтмахер оценивает резко отрицательно — и с социальной, и с экономической точки зрения. Нормальная страна — это страна, где точки роста есть почти везде.

Концентрация деловой активности в Москве, Петербурге и в городах с миллионным населением, приводит к обезлюживанию огромных территорий. Если отходничество в России будет нарастать, то это будет означать ее отход от некоего магистрального цивилизованного пути развития». Между тем сегодня налицо именно такие тенденции.

В частности, принятой недавно очередной пенсионной реформой государство фактически выталкивает людей из государственной пенсионной системы. Люди не будут обращаться к ней и не станут даже надеяться на нее, поскольку поймут, что не способны заработать стажа, баллов.

Он общителен, умственно развит, мало пьет, позитивно смотрит на жизнь, имеет несколько детей.

В отличие от столичных жителей, отходники видят позитив не на Западе, не в опыте других стран, главную ценность для них составляет их семья, собственный дом, хозяйство, маленькое поместье, которое они и обустраивают, их труд неотделим от отдыха, отмечает председатель экспертного совета фонда «Хамовники», ординарный профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский. Это обобщение довольно условно, поскольку среди отходников тоже можно выделить разные категории: по уровню жизни, квалификации и запросам, считает Юрий Плюснин. Низкоквалифицированные охранники, например, не особо мотивированы к труду, в отличие от строителей или дальнобойщиков.

Именно последние более альтруистичны, готовы поддержать родственников, соседей, знакомых и именно на эту группу людей может положиться общество. Отходники и государство Отходники сами находят работу — как правило, через знакомых. В большинстве случаев они почти не взаимодействуют с государством: работают неофициально, не платят налогов, не пользуются социальными льготами и бесплатным медицинским обслуживанием, не рассчитывают на бесплатное образование для своих детей и на пенсию для себя.

Официальная статистика практически никак не учитывает их, и потому о количестве отходников можно судить лишь приблизительно. Исследователи НИУ-ВШЭ использовали для этого сразу несколько источников: официальные данные по занятости населения, примерные оценки местных жителей, данные из местной прессы и даже информацию из школьных классных журналов, опросов учителей и удивительного документа, который, оказывается, существует — социального паспорта школы. С помощью всех этих методов получилось, что общая численность отходников в масштабах всей страны может составлять 15-20 миллионов семей.

Как заявила в апреле 2013 года вице-премьер Ольга Голодец, «из 86 млн граждан трудоспособного возраста только 48 млн работают в секторах, которые нам видны. Где и чем заняты остальные, мы не понимаем». При определенных обстоятельствах она вполне может проявить себя и как политическая сила.

С развитием капитализма вширь темпы роста Отходничества в Центрально-промышленном районе постепенно замедляются. Отходничество глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в промышленное население страны. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах.

Том 10. Литература: Ленин В. XIX в.

Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян

Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. Тегиединственный сын отца сапожника плотник кем приходится сапожник плотнику, кто такие поденщики в средние века, поденщик это в истории. — Отходники обязательно приезжали на побывку, принимали участие в домашних хозяйственных и полевых работах. В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи.

Отходничество в пореформенной России

  • Основные характеристики отходников
  • Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество: aka_avor — LiveJournal
  • Отходники и другие наемные работники — Студопедия
  • Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...

Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции

авангард пресловутого «нового опасного класса - прекариата» в современной России. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных. Отходники – это крестьяне, которые покидали свое постоянное место жительство и ехали работать в другие губернии.

Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома

Ассенизатор см. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел. Крестьянин, уходивший из деревни на заработки на сезонные работы. Академический словарь Крестьянин, уходивший из деревни на заработки на сезонные работы.

Почти половина шабашников рассказали о работе без выходных, примерно столько же жаловались, что не успевают отдохнуть к следующей рабочей смене. Жилье и бытовые условия не укладывались ни в какие санитарные нормы. На заработках не давали больничных, за продолжительностью работы никто не следил, притом что работникам госпредприятий полгались и отпуска, и жилье, и детские сады. Более того, количество шабашников в бригаде тоже особо не контролировалось. И в этом был еще один секрет высоких заработков: регистрировали полтора десятка работников, делали весь объем вчетвером и оставляли себе фонд оплаты труда. А что с качеством? В таком авральном режиме добиться качества труднее.

Но получалось! Наоборот, шабашники часто исправляли недостатки за государственными строителями. Почему так? Потому что работник госпредприятия получал зарплату в любом случае — может, без премии, но обязательно. А шабашнику платили за результат. Как этого добивались? Один опытный бригадир-шабашник как-то написал три обязательных правила успеха: Дисциплина, четкое подчинение приказам своего руководителя, но при этом взаимное уважение внутри коллектива. Правильное обеспечение инструментами, техникой, материалами и технической документацией. Мастерство всех работников в бригаде. Что для этого было нужно?

Отношения внутри коллектива строились неформально, начальника не назначали сверху, но признавали такое право за тем, кто мог обеспечить бригаде заработок. Потому параллельного лидерства и саботажа удавалось избегать. Кроме того, бригады обычно состояли из земляков, друзей или родственников. Правильного и своевременного обеспечения работ часто добивались через взятки снабженцам. У работающих на государство простой оплачивался, шабашнику же платили за результат. Вопросы мастерства решались проще: плохой специалист бригаде просто не нужен, а хороший сам ищет высокого заработка. Как относились к шабашникам? С одной стороны, такова была позиция государства. Советский человек должен был трудиться не ради «длинного рубля», а для построения коммунизма. Еще в 1928 году советская власть определила целесообразным переход от хозяйственного способа строительства это как раз о шабашниках к подрядному через госорганизации.

Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Ассенизатор см. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел. Крестьянин, уходивший из деревни на заработки на сезонные работы.

Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества — долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик — работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе».

Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом. Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются». В других случаях оценка значения земледельческого труда служила для того, чтобы перейти затем к определению конкретных препятствий, мешавших крестьянину реализовать свое предназначение на пользу государства. Такие повороты были особенно в ходу накануне отмены крепостного права. Кормилец и защитник Отечества, по убеждениям крестьян, должен быть защищен верховной властью от местных несправедливостей. Источник: www. К началу XX века внутренняя миграция приобретает такие масштабы, что меняет само русское общество.

На фото — биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год. Россия вроде бы покончила с позором крепостной зависимости. Но гладко вышло только на бумаге. Остальное зависело от платежеспособности крестьянина и доброй воли помещика, а первое со вторым встречалось далеко не всегда. С шестидесятых годов русская деревня массово снимается с места и уходит искать заработка за сотни верст от дома. Из среднерусских деревень уходят в Москву водовозами и разнорабочими либо меняют сельское житье на казарменный быт на ткацких заводах Морозовых и Коншиных, на Глуховской мануфактуре и в Раменском, у фабриканта Малютина. Кто на севере — тем ближе Петербург, из Поднепровья идут в Крым наниматься на сельские работы, сибирцы идут искать нелегкий кусок хлеба на горных золотых приисках. Но во второй половине XIX века, после того как реформа перевернула крестьянскую жизнь с ног на голову, отходничество приобрело невиданный размах. В начале века двадцатого авторы соответствующей статьи во всезнающем словаре Брокгауза и Ефрона констатируют: учету количество отходников, наводнивших русские дороги от чухонских болот до Кавказских гор и от Эстляндии до Сибири, просто не поддается.

Разные местности специализируются на разном. Ростовцы, например, прекрасные огородники — и весной мигрируют в Москву, Петербург и даже Ревель, где арендуют участки земли, чтобы снабжать столы тамошних жителей свежим горошком. Ярославцы идут в трактирщики. Многотысячные толпы отходников сложно подобрать под единую гребенку — здесь те, кому удается сколотить немалый по крестьянским меркам достаток, и те, кто оседает в тесных фабричных казармах на скудном жаловании, и те, кто перебивается копеечными сезонными заработками на полях и не каждый день знает, что будет есть вечером. А дело это в условиях российской бюрократии было далеко не всегда простым и притом для крестьянского дырявого кошелька довольно затратным. Сроки, на которые проситель документ запрашивал, определяли стоимость — так что выправка билета на длительное время оказывалась делом практически неподъемным. В этом отношении самым практичным народом оказываются киевцы. Сколько нам не приходилось нанимать черниговцев и полтавцев, все они запасаются почему-то непременно полугодовыми паспортами, тогда как киевцы, наученные горьким опытом, ограничиваются месячными билетами, стоящими всего гривенник. Оно и понятно: обходиться такой работник будет дешевле, а зависимость от нанимателя в этом случае будет почти кабальной.

Но такая кабала людей не пугала — как не пугала и дальняя дорога, а ведь до пункта назначения, повторим, могли быть сотни верст. Для отходника века минувшего это было часто непозволительной роскошью. Даже там, где маршруты отходников совпадали с железнодорожной сетью, люди часто просто не могли купить себе билет — ведь еще неизвестно, удастся ли вернуться домой в прибытке. Кто-либо из членов артели покупает лошадь и повозку, в которую складываются убогие пожитки. Обыкновенно ежедневные переходы партий, идущих при подводе, не превышают 25 — 30 верст. Весь путь до Каховки из более северных уездов Полтавщины равняется 500 верстам и более, из других мест немного ближе. Идущие при подводе обязательно совершают его пешком, так как владелец воза и лошади, и без того везущей пудов 20, а то и 30 клажи, безусловно не разрешает никому садиться, разве только разрешит это на короткое время какой-нибудь девушке, которая до того подобьется, что идти ей уже положительно невмоготу. И понятно, что если утомительным неделям в пути по пыльным, разбитым дорогам можно было найти альтернативу — то альтернативой пользовались. Тот же самый путь из Малороссии в Каховку, на главную южную биржу крестьянского труда, можно было проделать и по Днепру.

Условия путешествия дубом, конечно, гораздо лучшие, нежели пешком, хотя бы и при подводе. Днепр чудно красив в это время года, когда полая вода покрывает все мели и затопляет плавни, а могучая прибрежная растительность покрывается своим брачным нарядом. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало. А вот уже цитированный нами Ярошко красочно описывает Каховку — главный рынок найма всей Таврии, где прибывшие с севера крестьяне ожидали, пока какой-нибудь немец-управляющий не предложит им работы. Ожидание могло длиться долго. А между тем тысячи людей сплошною массой движутся по всем направлениям, гремит музыка в различных заезжих цирках, слышатся выкрикивания на тысячи ладов всевозможных торговцев. Покрытые пылью с головы до ног, они похожи на каких-то папуасов. Начнут варить кашу, а получается черт знает что.

До воды далеко нужно ходить на самый Днепр. Правда, владелец Каховки. А последний. Договоры о приеме на работу заключались как лично, так и артельно — в этом случае заработок также выдавался не персонально, а на артель. С 1886 года, впрочем, работник должен был получить на руки расчетную книжку, в которой должны были быть указаны размер и порядок выдачи заработной платы, штрафы и прочие условия. Но, как мы помним, многие этим правилом пренебрегали — как и сейчас делают управители многочисленных ГУПов и МУПов, справедливо полагающие, что беспаспортный и бесправный узбекский или киргизский рабочий выгоднее работника, принятого по ТК, — а этому можно даже зарплату при случае не платить. А бывало и так, что, проделав долгий и утомительный путь, рабочий-отходник не мог найти места — и вынужден был возвращаться домой несолоно хлебавши, порой за сотни километров, без гроша в кармане. Тот же Ярошко описывает случай, когда среди украинских крестьян распространились слухи о грядущем строительстве канала через Перекоп. Идея такая действительно одно время обсуждалась в газетах, но позже была заброшена по причине бессмысленности и технической несостоятельности проекта.

Приехавши, как обыкновенно, на ярмарку девятого мая, мы были удивлены, увидавши массу народу, пришедшего сюда с определенной целью — наняться на работу по каналу. Нужно ли говорить, какое горькое разочарование постигло всех чаявших движения воды. И здесь начинается самое интересное. Перелом, вызванный массовым отходничеством в крестьянской культуре, заметили еще современники. Впрочем, такая точка зрения видится несколько спорной. Скажем лишь, что массовому отходу крестьян мы не в меньшей мере, чем системе земских школ, обязаны резким ростом грамотности на селе в конце XIX — начале XX века.

Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...

Кто такие отходники. В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. Аналитик Проектно-учебной лаборатории муниципального управления ВШЭ Наталья Жидкевич представила на открытом семинаре лаборатории свое продолжающееся исследование «Социальный портрет современного российского отходника». Отходос или отходняк– это совокупность физических и психологических симптомов, которые возникают у зависимых от психоактивных веществ при прекращении.

Основные характеристики отходников

  • Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
  • Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество: aka_avor — LiveJournal
  • Отходничество - определение термина
  • Отходничество в современной России
  • Глава 2.3. Быт русских крестьян 18-19 веков. (Часть 6): 1986vv — LiveJournal
  • отходник — Викисловарь

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий