Новости кто прорвал блокаду ленинграда

80 лет тому назад, 18 января 1943 года, советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав блокаду Ленинграда. Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года. Главная» Новости» 80 летие снятия блокады ленинграда в 2024. Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Несколько лет я жил на площади им. Чернышевского напротив Парка Победы. В годы войны на этой территории находился кирпичный завод, в печах которого во время блокады сжигали трупы умерших. Сколько было сожжено, до сих пор неизвестно. Большинство из них были беженцы, не имевшие ни жилья, ни карточек, и фактически обречённые на смерть от голода и холода. Напротив меня сидел совершенно белый пожилой человек без шапки — наверное, кто-то её взял. Он готов жевать кожу ремня, вываривать клей из обоев, варить засохшие цветы. Раньше меня ужасало людоедство. На войне я понял, что не любовь, а «война и голод правят миром». Выступая в немецком бундестаге 27 января 2014 года Даниил Гранин сказал: «Блокада была настолько внезапной и неожиданной, как, впрочем, и вся эта война — неожиданной для страны. Не было никаких запасов ни топлива, ни продовольствия, и вскоре, уже в октябре, началась карточная система.

Хлеб выдавали по карточкам. А затем одно за другим начались катастрофические для города явления — прекратилась подача электроэнергии, перестали работать водопровод и канализация, не было отопления. И начались бедствия блокады. Надвигалась зима, и как назло лютая: тридцать — тридцать пять градусов. Огромный город лишился всякого жизнеобеспечения. Его ежедневно нещадно бомбили, обстреливали с воздуха. Учёные-химики в институтах перегоняли олифу. Съедали кошек, собак. С какого-то момента началось людоедство. Она кладёт труп между окон, каждый день отрезает по кусочку, чтобы накормить дочь.

Спасала её. Я говорил с этой матерью и с этой дочкой. Дочь не знала подробностей. А мать всё знала, не позволила себе умереть, и не позволила себе сойти с ума, надо было спасти дочь. И спасла. В феврале ежедневно умирало от голода по три с половиной тысячи человек. В дневниках того времени люди писали: «Господи, дожить бы до травы» — когда появится зелёная трава. Всего от голода умерло более одного миллиона человек. Маршал Жуков в своих воспоминаниях пишет, что умерли 1 миллион 200 тысяч человек». Даниил Гранин совместно с Алесем Адамовичем опросили около 200 блокадников и написали «Блокадную книгу».

Но всю правду о блокаде, как оказалось, разглашать было нельзя. Нельзя было писать о мародёрстве, о людоедстве, называть подлинное число жертв. Советская цензура предложила 65 изъятий. Тогдашний секретарь Ленинградского обкома партии Романов, вообще запретил печатать книгу. В 1998 году я подарил Даниилу Гранину мой роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». Во время Петровского конгресса 10 июня 2016 года мне удалось побеседовать с Даниилом Граниным. В 2017 году я проводил Даниила Александровича в последний путь. С 20 ноября ленинградцы стали получать самую низкую норму хлеба за всё время блокады - 250 г по рабочей карточке и 125 г по служащей и детской. Рабочие карточки в ноябре - декабре 1941 года получала только третья часть населения. Но и отоварить карточки было проблемой.

С января 1942 года хлебопекарные предприятия города были вынуждены начать применять заменитель из непищевого сырья — гидроцеллюлозу. Применялись и другие заменители: сосновый луб, мука из ветвей берёзы и семян дикорастущих трав. В составе хлеба были мука ржаная обойная, солод ржаной, мука овсяная, жмых подсолнечника, соль и вода. По вкусу существующих сортов хлеба он ближе всего к бородинскому. По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. С 25 апреля по 1 июля 1942 г. В январе 1942 года при гостинице «Астория» начал работать стационар для учёных и творческих работников. В столовой Дома учёных в зимние месяцы питалось от 200 до 300 человек. При вузах открыли свои стационары, где учёные и другие работники вузов в течение 7-14 дней могли отдохнуть и получить усиленное питание. По решению горисполкома с января 1942 года в городе открылись новые детские дома, где усиленно кормили детей.

Полная структура снабжения Ленинграда в блокаду до сих пор не рассекречена. В энциклопедии, составленной петербургским историком Игорем Богдановым на основе изучения архивных документов, "Ленинградская блокада от А до Я", указано: «В архивных документах нет ни одного факта голодной смерти среди представителей райкомов, горкома, обкома ВКП б ». Ленинградский инженер-гидролог, побывавший на приёме у первого секретаря горкома А. Жданова, вспоминает: «Был у Жданова по делам водоснабжения. Еле пришёл, шатался от голода... Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился. Но там в вазе лежали пирожные». Даниил Гранин в книге «Человек не отсюда» пишет: «Когда мы с Алесем Адамовичем собирали материал для «Блокадной книги», нам не раз рассказывали о специальных пайках для Смольного: «Там икра, а там крабы, ветчины, рыбы…» — каких только деликатесов не перечислили. Мы мысли не допускали, что среди умирающих от голода горожан, среди трупов на улицах руководители города могут позволить себе роскошную еду.

Уже после выхода «Блокадной книги», мне принесли фотографии кондитерского цеха 1941 года. Уверяли, что это самый конец, декабрь, голод уже хозяйничал вовсю в Ленинграде. Весь противень уставлен ромовыми бабами. Снимок неопровержимо подлинный. Но я не верил. Может, это не 41-й год и не блокадное время? Ромовые бабы стояли ряд за рядом, целое подразделение ромовых баб. Два взвода. Меня уверяли, что снимок того времени. На снимке: В.

Абакумов проверяет выпечку "венских пирожных". Снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС. Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. Страхова, во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета командующему М. Хозину, себе, А. Кузнецову, Т. Штыкову, Н.

Ситуация усугубилась несколькими пожарами в сентябре 1941 года, произошедшими на Бадаевских складах в следствии бомбёжки. Немцы полагали, что отрезав город от суши, смогут воспользоваться бедственным положением людей из-за нехватки пропитания. Об этом писал в дневнике 18 сентября 1941 года начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Франц Гальдер : "положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник - голод". К чему стремился враг? После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта... Для исполнения приказа на Ленинград посыпался мощный шквал артиллерии, длившийся до 22 января 1944 года. За время блокады по городу было выпущено 148 тысяч снарядов, которые унесли жизни около 10 тысячи мирных граждан.

Туда и было решено нанести удар. Ленинградский фронт, атака десантников, район Красного села. По приказу Говорова были выстроены специальные городки и полосы укреплений, которые бойцы раз за разом штурмовали при подготовке наступления. Не менее скрупулезно отрабатывали форсирование Невы — с танками и тяжелой артиллерией. Наступательная операция началась 12 января. После внушительной артподготовки ударные части Красной армии взломали немецкую оборону. Главный удар пришелся на Сенявино. Ударной силой Ленинградского фронта в тех боях была 67-я армия генерала Михаила Духанова, до этого долгие месяцы защищавшая от нападений Дорогу жизни. Им навстречу двинулись части 2-й ударной армии Волховского фронта. Фронтовая пресса в те дни сообщала: «Унтер-офицер Франц Гильденфильд, попавший в плен, рассказал, что уже в течение первого получаса их полк почти потерял способность к сопротивлению. Это вдвойне интересно, так как на нашем участке пришлось иметь дело с известной 170-й немецкой дивизией, особо отмеченной Гитлером за Украину и Крым. Пришел час поквитаться! Братья украинцы и защитники Крыма! Ленинградцы докладывают вам: с этой дивизией расплатились беспощадно! Той зимой он написал песню «Волховская застольная», которая передает героический настрой тех дней: Выпьем за тех, кто неделями долгими Мёрзнул в сырых блиндажах, Бился на Ладоге, бился на Волхове. Не отступал ни на шаг. Будут навеки в преданьях прославлены Под пулеметной пургой Наши штыки на высотах Синявина, Наши полки подо Мгой! Там, где Нева впадает в Ладогу, расположена важная твердыня — город Шлиссельбург, остававшийся в руках гитлеровцев с сентября 1941 года. Но шлиссельбургская крепость — знаменитый Орешек — всё это время не сдавалась врагу. Там, на острове, держали оборону бойцы НКВД, пограничники, моряки-артиллеристы. Наконец 15 января 1943 года части Красной армии прорвались к Шлиссельбургу. Начались уличные бои. Через три дня город был полностью очищен от врага. Этот рывок оказался решающим в наступательной операции. Всё южное побережье Ладожского озера перешло под контроль Красной армии. А значит, можно было налаживать транспортные артерии, которые могли надежно связать Ленинград со страной. Писатель Всеволод Вишневский, почти всю войну проведший в Ленинграде, писал: Уже разносится весть, что наши соединились с Волховским фронтом. Его имени Лениград не забудет. Ленинградцы крикнули во весь голос: «Здравствуй, Большая земля». Их стиснули в объятиях волховцы...

Поэтому сражались без оглядки. Для выполнения этой задачи Ленинградский и Волховский фронт должны были, слаженно действуя, выступить навстречу друг другу. Седьмого января выступили Волховским фронтом. Неделя ушла и них на то, чтобы начать форсировать Волхов. Прорыв удался, и 2-я армия стала развивать успех, вклиниваясь в ряды противника. Ей удалось продвинуться на 60 км. А вот Ленинградский фронт со своей стороны продвинутся не смог. Три месяца 2-я армия удерживала позиции. А потом немцы отрезали её от основных сил, перекрыв, таким образом, возможность Волховскому фронту прислать подкрепление. Из группировок Ленинградского фронта пробиться не удалось никому. Солдаты оказались в окружении. Прорвать кольцо они не смогли. В течение четырёх месяцев 2-ю армию полностью истребили. Летом поставили другую задачу, уже не настолько грандиозную. Войска должны были пробить небольшой коридор, чтобы стало возможным восстановить сухопутные связи с блокадным городом. На этот раз действовать начал Ленинградский фронт. Как казалось — безуспешно. Однако по плану, это продвижение должно было лишь отвлечь противника. Через восемь дней началось наступление Волховского фронта. На этот раз его удалось приблизить на половину расстояния до соединения с Ленинградским. Но и в этот раз немцам удалось отбросить советские войска на исходные позиции. В результате этой операции по прорыву вражеской осады, как и прежде, погибло большое количество людей. Немецкая сторона потеряла в этих боях 35 тысяч человек. СССР— 160 тысяч человек. Битва за Ленинград Прорыв блокады Следующая попытка была предпринята 12 января 1943 года. Выбранный для наступления участок был очень сложным, а ленинградские солдаты страдали от истощения. Противник укрепился на левом берегу реки, который был выше правого. На склоне немцы ярусами установили огневые средства, которые надёжно прикрывали все подступы. А сам склон предусмотрительно обильно залили водой, превратив его в неприступный ледник. Участвовавшие в наступлении ленинградские бойцы несколько месяцев напряжённо тренировались, буквально репетируя всё что, им предстоит выполнить во время атаки. В назначенный день утром одновременно с обоих фронтов грянули артиллерийские залпы, которые продолжались более двух часов. Как только смолкла артиллерия, начались прицельные авиаудары.

Оборона Ленинграда

Авторы, историк Вячеслав Мосунов и внук одного из участников операции по прорыву блокады Ленинграда Валерий Шагин, работали над книгой более трех лет. Именно тогда, в 2015 году, Валерий Шагин решил узнать, как погиб его дед - политрук Павел Иванович Шагин. Единственный документ, который хранился в семье более 70 лет - это извещение о гибели политрука Шагина в районе деревни Липки. Никаких документов, писем, ни одной фотокарточки не сохранилось. Вот с этой единственной зацепки - названия деревни и начались поиски. Валерий Шагин - не профессиональный историк, сам себя он называет независимым исследователем. Возможно, именно благодаря этой независимости ему удалось собрать и сплотить целую команду заинтересованных людей - историков, краеведов, поисковиков.

Идея - узнать больше про деда - постепенно превратилась в целый проект, который захватил многих. Одна личная история открыла дорогу для изучения целого военного эпизода, практически неизвестной попытки прорыва блокады. В нем участвовало множество людей. Так, политрук Павел Шагин «вывел» за собой из небытия целый полк - 1-й Особый отдельный лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота, почти тысячу человек, многие из которых считались пропавшими без вести, либо родные не знали, где и как они погибли. Для историка Вячеслава Мосунова, который много работал с немецкими и советскими документами, эта книга стала еще одной работой, посвященной битве за Ленинград. А Валерий Шагин осуществил свою мечту: увидел фотографию деда, познакомился с его личным делом и смог узнать о его судьбе и славном боевом пути.

Помочь им 54-я армия не могла, потому что вела бои у Волхова и Войбокалово. Командование Ленинградским фронтом, используя тот факт, что Ладожское озеро уже покрылось льдом, решило помочь наступающим с невских берегов дивизиям отвлекающим ударом с севера, атакуя «бутылочное горло» со льда Ладоги по всему побережью - от Шлиссельбурга до деревни Липки. Эту операцию решили провести силами 80-й стрелковой дивизии и 1-го Отдельного лыжного полка моряков Краснознаменного Балтийского флота. На ладожском льду "Здорово, клешники! Среди них были моряки из экипажей погибших в том числе и в Таллинском прорыве кораблей, зенитчики, матросы береговой службы. Морские сухопутные части называли морской пехотой, хотя к настоящей морской пехоте они имели весьма отдаленное отношение, у них не было специальной подготовки, вооружения, просто части, сформированные из моряков и переданные на сухопутный фронт.

В Краснознаменном Балтийском флоте первые стрелковые бригады из моряков формируют в июле 1941 года. До замыкания кольца блокады был создан ряд бригад, которые активно участвовали в боях к северу и к югу от Ленинграда.

Но я всегда пишу слово "Блокада" применительно к Ленинграду только с большой. Здесь работают совсем другие правила. Этот подвиг простого ленинградца, эта трагедия простого ленинградца заслуживает, думаю, такого правописания. В правом - знаменитый блокнот Тани Савичевой 4 На входе горит Вечный огонь 5 Справа и слева от центральной аллеи холмы братских могил 6 Монумент Родина-мать и 150-метровая гранитная стена с шестью барельефами, посвященными героизму жителей блокадного города и его защитников 7 Над Пискарёвским кладбищем постоянно звучит траурная музыка. Это непередаваемые ощущения. Если вы хотите что-то узнать о войне, просто придите сюда 8 В центре стены - эпитафия, написанная Ольгой Берггольц специально для мемориального комплекса 9 А это уже мемориальный комплекс на Московском проспекте 10.

Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали. Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза. Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов. Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики. На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули. Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны. Конец этой смертельно опасной карусели положило только освобождение Ленинграда от блокады. Дорога номер 101, как тогда называли этот путь, позволила не только поддерживать хотя бы минимальную продовольственную норму, но и вывезти из блокированного города многие тысячи людей. Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов. Во многом успех с организацией переправы объяснялся тем, что Советское командование быстро привлекло для обороны озера истребительную авиацию. В зимнее время зенитные батареи монтировались прямо на льду. Заметим, что принятые меры дали очень положительные результаты: так, уже 16 января в город было доставлено более 2,5 тысячи тонн продовольствия, хотя запланирована была доставка только двух тысяч тонн. Начало свободы Так когда произошло долгожданное снятие блокады Ленинграда? Как только под Курском немецкой армии было нанесено первое крупное поражение, руководство страны стало думать о том, как освободить заточенный город. Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. К 27 января начались ожесточенные бои, в которых советские части постепенно одерживали верх. Это был год снятия блокады Ленинграда. Гитлеровцы были вынуждены начать отступление. Вскоре оборона была прорвана на участке длиной около 14 километров. По этому пути в город немедленно пошли колонны грузовиков с продовольствием.

Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км.

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда

Юлия Кантор: Правды о блокаде советские власти боялись всегда - Российская газета Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года.
Юлия Кантор: Правды о блокаде советские власти боялись всегда Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год Главная» Новости» 80 летие снятия блокады ленинграда в 2024.
18 января - День прорыва блокады Ленинграда! 18 января 1943-го - ленинградцы называют Днем памяти и надежды.
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Назад к списку новостей.

Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло

Период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады. Внутренние ресурсы к этому времени оказались полностью исчерпанными, а завоз через Ладожское озеро производился в незначительных размерах. Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу Д. Павлов, уполномоченный ГКО по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта В городе на 1 января 1942 года оставалось всего лишь 980 тонн муки, которых не хватило бы и на два дня. Положение населения было настолько тяжёлым, что Военный совет Ленинградского фронта, рассчитывая в ближайшее время на улучшение подвоза продовольствия по Ладожской трассе, принял решение о прибавке хлебного пайка. В дневнике одной ленинградки в этот день записано: "25-го числа меня подняли в 7 часов утра вестью: хлеба прибавили... Трудно передать, в какое всенародное ликование превратилось это увеличение пайка, как много с этим было связано. Многие плакали от этого известия, и дело тут, конечно, не в одном хлебе... Как будто какая-то брешь открылась в глухой стене, появилась живая надежда на спасение, острее поверилось в прочность наших успехов, и одновременно резкой болью отозвался весь ужас нашей нынешней жизни: голод, темнота, холод, вечная угроза обстрелов и взрывов". Только за первую блокадную зиму и только по ледовой Дороге жизни было доставлено около 250 тысяч тонн продовольствия и эвакуировано более 500 тысяч жителей. Первые машины по льду Ладоги прошли весь путь целиком лишь 21 ноября.

До этого было несколько безуспешных попыток: лёд толщиной 12—15 см не выдерживал даже одной порожней полуторки. При этом ледовая Дорога жизни проходила недалеко от линии фронта. Её непрестанно бомбила немецкая авиация, более того, была опасность, что немцы отважатся выйти на неверный ладожский лёд и атакуют дорогу с юга, с захваченного ими южного берега Ладоги. Поэтому Дорогу жизни необходимо было тщательно охранять. Для этого было создано две полосы укреплений, состоявших из расположенных в нескольких километрах друг от друга деревянных срубов, обложенных мешками с песком, на которые намораживался лёд. Через каждые три километра были созданы огневые точки с орудиями малокалиберной артиллерии. Каждые один-два километра — зенитные пулемётные точки, а с воздуха магистраль защищали шесть истребительных авиаполков около 250 самолётов. Так на Дороге жизни поддерживалась жизнь. Но родилась она задолго до того, как на Ладоге встал лёд. Первые баржи с продовольствием для Ленинграда доставил на осиновецкий рейд 12 сентября 1941 года пароход "Орёл".

Из-за сильного волнения их не удалось завести в бухту и пришлось оставить на буксире у "Орла", стоящего на рейде. Усилившийся ночью шторм разбил и эти баржи: одна затонула, а другую выбросило на берег. Но большую часть груза удалось спасти. Шторма и неподготовленные для приёма больших объёмов грузов пирсы были, конечно, далеко не единственной проблемой для моряков Северо-западного речного пароходства. Главной проблемой стала нехватка плавсредств. Почти все озёрные баржи и буксиры оказались запертыми в Неве. Суда, дерзавшие выскочить из горловины, тонули от огня прямой наводки немцев, расположившихся на левом берегу реки. Привести суда из Онеги не давали перехватившие реку Свирь финны. В затонах Новой Ладоги находилось несколько десятков озёрных барж, брошенных в мирное время на слом как не пригодные к плаванию по нормам регистра. Вот к этим прожившим свой век списанным судам и были обращены все надежды.

При помощи военных моряков было восстановлено в общей сложности 27 барж под сухие грузы. Ремонт вели посменно, однако машинисты, слесари и токари трудились с раннего утра до поздней ночи. Когда ремонтная комиссия приняла суда, сдаточная команда попросила лишь одного — выспаться. Но и этим утлым судёнышкам, с трудом пробивавшимся сквозь волны бушующей Ладоги, непрерывно грозил враг: немцы — постоянными налётами авиации, финны — надводным флотом. По-настоящему мощной военной флотилии у финнов, конечно, на Ладоге не было: ей просто неоткуда было взяться в 1941 году, поскольку по результатам Зимней войны вся акватория Ладожского озера отошла Советскому Союзу. Но кто знает, как бы сложилась судьба первой военной навигации на Ладоге, будь там у финнов хоть сколько-нибудь значительный флот. А весной 1942 года на помощь финской флотилии были переброшены ещё и торпедные катера союзников: немцев и даже итальянцев. Правда, до Лахденпохьи — города на севере Ладоги — они добрались только в июле, поскольку перевозка катеров была связана со множеством сложностей. Так, итальянские катера на транспортных платформах проделали путь по всей Европе от Специи до Штеттина, откуда их на пароходе перевезли в Хельсинки, затем на буксире по шхерам довели до Выборга. Далее по Сайменскому каналу и, наконец, довезли грузовым поездом до Лахденпохьи, где располагалась главная база финско-немецко-итальянской флотилии.

Основной их целью была Дорога жизни. Так, например, 22 октября объединённая эскадра попыталась захватить остров Сухо, чтобы тем самым закупорить "бутылочное горлышко", однако вылазка эскадры была отбита с большими потерями для неё, и очередная попытка прервать снабжение города не удалась.

Были созданы пункты по приему растений. Сборщикам выдавали дополнительные карточки на хлеб за не менее чем 25 кг травы. Траву продавали в Елисеевском магазине на Невском. Ленинградский Ботанический институт выпустил брошюру с перечнем съедобных растений, которые можно было найти в городских парках и садах, и рецептов блюд из них - например, салат из одуванчиков, суп из крапивы, запеканка из сныти. Люди умирают как мухи, а мер против этого никто не принимает". Из справки Управления НКВД по Ленинградской области о смертности населения по состоянию на 25 декабря 1941 года: "Если в довоенный период в городе в среднем ежемесячно умирало до 3500 чел. В течение декабря смертность возрастала: с 1 по 10 декабря умерло - 9541 чел.

В феврале в среднем за сутки умирало 3 тыс. В феврале того же года за каннибализм было осуждено более 600 человек, в марте - более тысячи. О, подлецы, подлецы! В документе сказано, что "... По данным кладбищ города, далеко не точным, ими за период с 1 июля 1941-го по 1 июля 1942-го захоронено более миллиона человек. Точный учет умерших не велся до 1943 года. Только на Пискаревском кладбище погребено более 400 тысяч ленинградцев. Сохранившаяся фрагментарная статистка дает преставление о масштабах трагедии - 15 февраля 1942 г. После снятия блокады в 1944 году сводить воедино и обнародовать данные о смертности в Ленинграде было строжайше запрещено.

Впервые данные о количестве погибших названные "точными" появились в книге бывшего уполномоченного ГКО по продовольствию в Ленинграде Дмитрия Павлова: 641 803 человека. Эта информация вплоть до 90-х годов считалась "единственно правильной". В действительности же это число погибших от голода с ноября 1941 г. Согласно же современным данным, число жертв блокады - от одного миллиона двухсот тысяч, до полутора миллионов человек. Уже после первой блокадной зимы партийное руководство города пыталось направить в "нужное" русло коллективную память ленинградцев. Решено было сделать фильм о блокаде. На всех этапах работы над фильмом - от написания сценария до выпуска его на экран - шла непрерывная работа по изъятию слоя за слоем фрагментов, свидетельствовавших о глубине ленинградской трагедии и проявившейся при этом слабости власти. В обсуждении подготовленной к показу документальной картины "Оборона Ленинграда" в студии кинохроники приняло участие все руководство города. Общее мнение выразил председатель горисполкома Петр Попков: "Насчет покойников.

Куда их везут? Причем их очень много показано. Впечатление удручающее... Я считаю, что много не нужно показывать - зачем вереница?.. Или, скажем, идет человек и качается. Неизвестно, почему он качается, может быть, он пьян. Это сгущает краски, создает тяжелое впечатление". Его дополнил второй секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП б Алексей Кузнецов, четко назвавший истинную причину запрета выхода картины: "Получается чересчур много трудностей. Разваленный город, разбомбленный, захламленный, кругом пожары, все покрыто льдом, люди едва движутся, а борьбы не показано.

Разве это оборона. Вот, скажут, правители, довели город до такого состояния. Направление взято неправильно". Итог подвел Жданов: "Картина не удовлетворяет". Побывавшая в 1942 году в Москве Берггольц испытала шок: "О Ленинграде все скрывалось, о нем не знали правды так же, как о ежовской тюрьме. Я рассказываю им о нем, как когда-то говорила о тюрьме, - неудержимо, с тупым, посторонним удивлением...

На исходе тех же суток авангарды 2-й ударной и 42-й армий сомкнулись близ Ропши; на следующий день петергофско-стрельнинская группировка противника была разгромлена, а в 11 часов 25 минут 20 января красное знамя было поднято над Кремлём в освобождённом Новгороде. Чтобы избежать окружения, противник начал отходить из Мги, освобождённой тем же днём. Салют над Ленинградом У командования Ленфронта уже не было сомнений в предстоящем снятии блокады Ленинграда: тогда же, 21 января, оно обратилось к И. Степанов подписал приказ о проведении салюта: 224 орудия из общего числа — артиллерия Ленинградского фронта, еще сотня пушек — корабельно-зенитная артиллерия с кораблей Краснознаменного Балтийского флота.

Предварительным сигналом должен был послужить вертикальный луч прожектора с крейсера «Киров», исполнительный сигнал следовало передать по радио, а затем — 24 залпа с промежутками в полминуты между ними. Салют должны были сопровождать 40 прожекторов, Ленинградские радиокомитет и студия кинохроники обязались обеспечить его трансляцию и киносъемку. Начальник пожарной охраны города полковник М. Сериков обеспечивал противопожарные меры на время проведения салюта — Ленинград слишком сильно пострадал за минувшие годы, чтобы допускать даже малейшие его повреждения из-за торжества. В тот же день, 24 января, грамотный обходной манёвр в сочетании с атакующими действиями позволил 110-му стрелковому корпусу И. Хазова освободить серьёзно укреплённые немцами Пушкин и Павловск. На исходе 25 января бои завязались на северо-западном краю Красногвардейска Гатчины , мощнейшего узла немецкой обороны. После полусуток тяжёлых уличных боев город был освобождён. В исторической литературе этот момент описывается так: «Всю ночь 26 января на командный пункт 42-й армии поступали донесения: взят вокзал, закончен бой на центральной площади, идет бой в развалинах депо, блокирован заминированный врагом аэродром…». Наступление продолжалось, но перелом в нём был уже необратим.

Великая победа 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта транслировал по радио приказ командующего войсками фронта генерала армии Л. Говорова о полном освобождении города от блокады. Войскам Ленфронта и морякам-балтийцам была объявлена благодарность, а также приказ гласил: «Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом! Улицы, площади и мосты в городе были заполнены ликующими горожанами, а вечером, точно вовремя, в небе над Ленинградом прогремел торжественный салют. Конечно, даже столь знаменательное событие не означало прекращения наступления Красной Армии. К началу февраля 1944 года основной задачей немецких войск была оборона Луги.

Именно туда были брошены все силы Волховского фронта. Боевые действия Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской наступательной операции 14—30 января 1944-го и боевые действия Волховского фронта в Новгородско-Лужской наступательной операции 14 января-15 февраля 1944-го. Чтобы отрезать противника от западных рубежей, 2-я армия Ленинградского фронта присоединилась к наступлению, обходя город с тыла. Немецкое командование требовало удержать линию коммуникаций Луга — Псков любой ценой.

Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады — операции «Искра». Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл.

На Волховском фронте продвижение частей 2-й ударной армии было медленным и неравномерным. Одновременно в наступление перешли и правофланговые соединения 8-й армии. Части 327-й стрелковой дивизии после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая. Противник, стремясь не допустить прорыва обороны, принял меры по ее усилению. В район севернее Синявино 13 января были переброшены части 61, 69 и 5-й пехотных дивизий. В районе Московской Дубровки вражеское командование провело несколько контратак с целью пробиться к Неве и отрезать наступающую группировку 67-й армии.

В полосе 2-й ударной армии генерал Романовский утром 13 января ввел из второго эшелона в сражение 18-ю и 71-ю стрелковые дивизии и 98-ю танковую бригаду. Наиболее тяжелые бои развернулись в районе Шлиссельбурга, где наступали части 86-й стрелковой дивизии полковника В. Трубачева и подразделения 34-й отдельной лыжной бригады подполковника Я. Эта бригада сумела занять восточную часть города, выйти к Старо-Ладожскому каналу и отрезать противнику пути отхода из Шлиссельбурга. К исходу дня 14 января войска Волховского и Ленинградского фронтов находились всего в двух километрах друг от друга. Части противника, оборонявшие Липки и Шлиссельбург, оказались, по существу, изолированными от своих сил, находившихся в районах 1-го и 2-го Городков, Синявина и в лесу юго-восточнее от него.

По решению командующего 2-й ударной армией генерала Романовского были приняты меры по расширению прорыва в сторону флангов. К его окраине к исходу дня вышла 18-я стрелковая дивизия, поддержанная 16-й танковой бригадой. Противник, пытаясь не допустить соединения частей 67-й и 2-й ударной армий, спешно перебросил с юга 21-ю пехотную дивизию и дивизию СС «Полицай», которые с ходу вступили в бой. Однако остановить советские войска врагу не удалось. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады был освобождён Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду.

Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! В 3-х т. Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши 18 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В районе города в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м.

Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Тем временем ударные группировки Волховского и Ленинградского фронтов продолжили наступление. Левый фланг и центр оперативного построения 2-й ударной армии был повернут на юго-запад — на Синявинские высоты, а части правого фланга совместно с войсками 67-й армии Ленинградского фронта продолжали добивать врага в Рабочих Поселках и на побережье Ладожского озера. Нева и Кировской железной дороги. По предварительным расчетам, операция начнется 26 января.

К этому времени предполагаем закончить с противником в районе Синявино и выйти на р. Подробный план действий мною будет Вам доложен по прибытии в Москву. Части Леонидова и Афанасьева после прорыва закрепились на занятых рубежах, производят перегруппировку в южном направлении и с 12 часов 20 января начали наступление на юг. Для проведения операции Леонидову и Афанасьеву нужны боеприпасы. Прошу обязать Яковлева срочно подать фронтам мины и снаряды в количествах по моему указанию» цит. Однако дальнейшее наступление войск 67-й и 2-й ударной армий на юг, в сторону Мги, развития не получило.

Противник с 19 по 30 января перебросил в район Синявино части 5 дивизий и большое количество артиллерии, что позволило ему удержать Синявинские высоты. Войска 67-й армии продолжали удерживать небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки. Январь 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам. Резко улучшилось положение города, Ленинградского фронта и Балтийского флота.

Была устранена угроза соединения войск вермахта и финских войск. Победа под Ленинградом получила высокую оценку со стороны союзников Советского Союза. Президент США Ф. Рузвельт от имени своего народа прислал специальную грамоту Ленинграду «…в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи, изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии» цит. Рузвельта Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города.

Путин раскрыл, для чего России нужна спецоперация на Украине

Валы имели амбразуры для пулеметов и орудий. Еще 18 ноября 1942 г. Говоров направил в Ставку ВГК доклад, в котором предлагалось провести восточнее и западнее Ленинграда две операции — Шлиссельбургскую и Урицкую с целью «снять блокаду Ленинграда, обеспечить постройку железной дороги вдоль Ладожского канала и тем самым организовать нормальное сообщение Ленинграда со страной, обеспечив свободу маневра войск» Ленинградского и Волховского фронтов. Ставка ВГК, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве вражеской обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино. Ставка 2 декабря утвердила представленный план.

Координация действий обоих фронтов поручалась Маршалу Советского Союза К. Готовность операции — к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р.

Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля предписывалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе Мги и очищению Кировской железной дороги с выходом на рубеж Вороново, Сиголово, Войтолово, Воскресенское. Для проведения операции были созданы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского , на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М.

Ударной группировке Ленинградского фронта предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками Волховского фронта и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р. Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф. Старикова , которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос. Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов.

К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. В 67-й армии на 13-километровом участке прорыва было сосредоточено 1909 орудий и минометов калибра 76-мм и более, что позволило довести артиллерийскую плотность до 146 орудий и минометов на 1 км фронта Великая Отечественная война.

Военно-исторические очерки. Книга вторая. Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на Ленинградском фронте — 222 танка и 37 бронемашин, на Волховском — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ПВО ударных группировок привлекались: на Волховском фронте — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи, на Ленинградском — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО.

Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту. Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов.

Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты.

Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно. В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником.

Чтобы скрыть от него подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода. В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц. Все эти меры сыграли свою роль. Противнику лишь незадолго до начала операции удалось установить, что войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог.

Мы знаем об этом потому, что в ноябре были редкие случаи сплошной облачности, в которой эти машины летали свободно, без противодействия немцев истребители малоэффективны в таких условиях. В такие сутки доставлялось до 216 тонн продовольствия. Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его. Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две.

Было ли это возможно? В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11.

Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек.

Общая длина его составляла свыше 40 километров. При этом авиация противника неоднократно бомбила район погрузки кабеля. Работа по прокладке проходила в крайне тяжёлых условиях: при шторме, доходившем временами до 8—9 баллов, и непрекращающихся налётах авиации противника. Однако несмотря на все трудности связисты, моряки и водолазы успешно выполнили эту важную задачу за восемь часов напряжённейшей работы.

Ещё более героической и сложной была прокладка по дну озера трубопровода для нефтепродуктов — первого, кстати, в мире подводного трубопровода. Строительство, которое началось 5 мая и было закончено уже 16 июня — то есть на семь дней раньше отведённого правительством срока, — велось в непосредственной близости от линии фронта 2—2,5 км , под непрерывным огнём противника. Стальной трубопровод длиной 29 километров в том числе — 21 километр под водой проходил на глубине до 13 м. Для его сооружения были привлечены водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения ЭПРОН , которые стыковали секции труб прямо на дне. С первых дней блокады она была в составе ЭПРОН, в годы войны им пришлось восстанавливать в блокированном городе повреждённые бомбёжками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лёд грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Кстати, именно Нине Соколовой принадлежала сама идея прокладки трубопровода. Во время командировки в Москву она оказалась в одном самолёте с начальником восстановительных работ Ленинградского фронта Иваном Зубковым. И буквально на коленке нарисовала всю схему его прокладки. Летом того же 1942 года примерно по тому же маршруту удалось протянуть и пять нитей высоковольтных кабелей от частично восстановленной Волховской ГЭС. Первый ток первая нитка дала 24 сентября.

В Ленинграде снова осень. Снова сентябрь — сентябрь сорок второго года. Как и в прошлом году — Ленинград наш, советский, русский город, не взятый, не покорённый, не умерщвлённый Гитлером... Новая сила родилась в нас в жестокие дни зимы, в трудные месяцы весны и лета. И эта новая сила питается болью за Россию... Имя Ленинграда стало символом несгибаемой, суровой стойкости, а "ленинградец" — почётным званием даже для тех, кто родился через десятилетия после снятия блокады. Ленинград не просто существовал, не просто выживал — он несмотря на голод, холод и смерть жил полноценной жизнью, что само по себе уже наполняло сердца врагов ужасом. Говорит Ленинград, говорит город Ленина!.. В течение года сигнал из полностью блокированного Ленинграда доходил до сражающейся страны исключительно с помощью ретрансляции через Москву. Однако уже через год, осенью 1942-го, гражданские связисты города-героя смогли обеспечить самостоятельную трансляцию вещания на весь СССР и близлежащие европейские страны.

Но Ленинград не просто жил — он ещё и помогал стране. В 1941 году, когда ситуация под Москвой накалилась до предела, танки КВ-1, выпущенные Кировским заводом, предназначавшиеся Волховскому фронту и уже переправленные через Ладогу, были перенаправлены под Москву. И ещё один простой пример — в осаждённом Ленинграде на заводе им. Кулакова производились сложные механические узлы для устройств засекречивающей аппаратуры связи. Затем самолётами эти узлы переправлялись в Уфу, где на эвакуированном из Ленинграда же заводе эти узлы встраивались в ЗАС и поставлялись в войска, обеспечивая секретность переговоров командиров разных уровней. Но всего этого не было бы без дороги, проложенной по поверхности озера-моря, и ниточек инфраструктуры по его дну — без Дороги жизни. А её самой не было бы без героических усилий воинов Волховского фронта. Именно они своими потом и кровью сдерживали рвавшиеся на юг, за Свирь, финские войска на северном фланге и стремившиеся навстречу финнам, чтобы замкнуть "второе кольцо блокады", немецкие группы армий "Север", на южном. Своё значение Дорога жизни потеряла лишь в 1943 году после прорыва блокады. Узкая, болотистая полоска земли на южном берегу Ладоги дала возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше — уже 18 января ГКО примет решение о строительстве здесь железной дороги — Дороги победы, как назовут её потом.

Именно она заменит собой Дорогу жизни. Кстати, именно там, в болотах южного берега Ладоги советские войска впервые столкнулись с немецкими тяжёлыми танками "Тигр", которые будут массово применены очень скоро — в ходе Курской битвы. Именно захваченный "Тигр", обстрелянный затем на полигоне под Кубинкой, подтолкнул руководство СССР к созданию тяжёлых ИСов и модернизированных "тридцатьчетвёрок" с новой башней и 85-миллиметровым орудием. Именно эти танки вспарывали оборону и немцев, и финнов, и венгров, и румын в 44—45 гг. Именно они ворвались в Европу. Спрыгивая с них, советские десанты водружали знамёна победы над немецкими городами. Впрочем, это уже другая история. Которой не было бы, если бы не выстоял Ленинград, если бы не дорога, дававшая ему жизнь, дорога через Ладогу. Песня эта, хотя и написана конкретными поэтом и композиторами, вплелась в народную душу, как и знаменитая "Волховская застольная": Выпьем за тех, кто неделями долгими В мёрзлых лежал блиндажах, Бился на Ладоге, дрался на Волхове, Не отступал ни на шаг.

И нужна стратегия боя для того, чтобы эти ресурсы использовать, — отмечает историк Ломагин. Это налаживание обратной связи с офицерами, контроль за их деятельностью. Мало отдать приказ — надо проследить, как он выполняется". По его словам, Говоров "летал на Ораниенбаумский плацдарм на У-2, ночью, рискуя быть сбитым, чтобы поговорить там с офицерами, с солдатами, узнать, как обстоят дела". Внук маршала вспоминает рассказы о том, каким образом готовились к первой победной операции под Ленинградом советские войска под руководством Леонида Говорова. Немецкие укрепления в районе, где предстояло наступать, называли Невским Измаилом, вспоминая о легендарной победе войск Суворова. Слово "Измаил", как сообщает Алексей Говоров, впервые применил генерал Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта, разглядывая в бинокль вражеские укрепления, а конкретно — Восьмую Дубровскую ГЭС, которая была захвачена немцами и превращена в натуральную крепость. С его подачи это как-то разлетелось по войскам, и слово "Измаил" стало применяться по отношению к вражескому берегу в общем. Солдатам надо было за семь минут преодолеть Неву, забраться на противоположный берег высотой от 6 до 12 м, который немцы к тому же облили водой, чтобы он заледенел. Затем подняться, отработать с приставными лестницами, с "кошками" подъем на такую высоту, преодолеть проволочные заграждения, минные поля, три линии обороны противника — все это скрупулезно, с секундомером в руках проверял сам Говоров. Музыка против нацизма. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича "Очень интересные технические решения были, — отмечает внук маршала. Для того чтобы переправить танки через Неву по льду, инженеры Ленинградского фронта разработали целую систему. Клали рельсы, шпалы, болтами прикручивали рельсы и шпалы ко льду — и они должны были вмерзнуть. То есть это была единая ледово-деревянная конструкция, по которой танки проходили через реку. Использовались знания и наших физиков из Физико-технического института имени Иоффе — они выезжали, смотрели, промеряли лед, советовали, как его можно нарастить — это была уникальная операция". Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца. Боевой путь Говорова был связан с Ленинградом до 1946 года — после Победы он был назначен командующим Ленинградским военным округом, а в апреле 1946 года стал главным инспектором Сухопутных войск. И именно он принимал Ленинградский парад Победы на Дворцовой площади 8 июля 1945 года. Операция "Искра" Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку — 1 января 1943 года — была завершена.

РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА

Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс. Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда. Сегодня отмечается героическая дата – 79 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью.

Как советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда в 1943 году

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) : Министерство обороны Российской Федерации Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось.
«Быт, который уносится с собой в могилу»: как выживали и от чего умирали в блокадном Ленинграде Так политологи интерпретируют участие президента в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января.

Блокада Ленинграда

Вокруг этой деревни и разворачивались основные события, связанные с попытками прорыва блокады в 1941-1942 годах. Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс?

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 18 января 1943 г. Борисов, 1942, 18 января для россиян и, особенно, для петербуржцев является важной датой. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К.

Когда плацдарм был уже в наших руках, русские сделали безнадежную попытку переправиться через Неву на лодках, чтобы перейти в контратаку. То, что не было уничтожено при переправе, было завершено при высадке. Не знаешь, чему больше удивляться: безумству тех, кто отдал приказ на эту безнадежную операцию, или мужеству смертников, выполнявших его. Погибшие русские были в большинстве своем молодыми парнями в возрасте 16-19 лет, но и у нас были тяжелые потери". К 29 апреля большинство очагов сопротивления на плацдарме были уничтожены, однако отдельные бойцы продолжали сопротивление до начала мая. Большинство защитников плацдарма погибли или попали в плен по советским данным — 972 человека , только 123 человека сумели переплыть Неву и спастись. Согласно немецким сводкам общие потери советской стороны в этих боях составили 1400 человек. В плен были захвачены 342 человека по другим данным — 117 , в том числе трижды раненый командир 330-го полка майор С. По словам петербургского публициста В. Правдюка, знавшего С. Блохина лично, немцы ампутировали в лазарете майору обе ноги и передали его местным жителям со словами: «Это ваш герой — вы его и берегите». Из состава 1-й пехотной дивизии выбыло из строя около 500 человек, в том числе более 100 солдат были убиты или пропали без вести. Количество всего погибших и раненых советских воинов в боях за Невский пятачок в разных источниках значительно отличается, но, согласно абсолютно всем оценкам, потери в боях за плацдарм были огромными. В 1960-е годы в газете «Правда» была впервые обнародована цифра в 200 000 солдат, погибших на Невском пятачке, которая на длительное время утвердилась в отечественной военно-исторической литературе. В последние годы появились другие оценки. Так, согласно подсчёту комитета ленинградских ветеранов, обнародованному в 2001 году, безвозвратные потери советских войск в боях за плацдарм составили 50 000 человек. По расчётам историка Г. Шигина советские войска в боях за плацдарм только в 1941 году потеряли убитыми и ранеными — 64 000 - 68 000 человек, по мнению Ю. Лебедева — около 50 000 убитыми непосредственно на самом пятачке без учёта потерь при переправе и на правом берегу. Так или иначе, все оценки потерь советских войск в боях за плацдарм являются приблизительными и точные цифры, вероятно, указать невозможно. Потери немецких войск в боях в районе Невского пятачка тоже доподлинно не известны. По приблизительным подсчётам, они составили от 10 000 до 35 000 - 40 000 солдат и офицеров убитыми... Почему на Невском пятачке не растут деревья Земля на местах боёв до сих пор полна железа и костей Зенитчики на страже Ленинградского неба. С этого плацдарма на правом, оккупированном берегу Невы рядом с Кировском наши войска четырежды пытались прорвать блокаду Ленинграда, и 18 января 1943 года им это удалось. Даже сейчас, спустя 75 лет, под сугробами угадываются очертания траншей, окопов, блиндажей. А летом, стоит чуть отойти от облагороженной и расчищенной территории мемориала, тут же под ногами заскрипят гильзы, ошмётки противогазных коробок, какие-то обломки, осколки. Найти хвост от мины, обрезки колючей проволоки или кусок штыка — это запросто. Чёрные копатели ищут здесь монеты, ордена, медали, если повезёт — то и пригодное к стрельбе оружие. Их гоняет полиция, но следы раскопок появляются то там, то тут.

К 18 сентября немцы заняли Пушкин, Красное Село и Слуцк. Но дальше Лееб не продвинулся: наступление было остановлено во многих местах, в частности, у подножия Пулковских высот, с которых просматривался город. Заслуга в создании столь стойкой обороны принадлежит командующему Балтийским флотом Владимиру Трибуцу, члену военного совета Ленинградского фронта Андрею Жданову, командующему войсками Ленинградского фронта Клименту Ворошилову и сменившему его 14 сентября Георгию Жукову. Лееб доложил в Ставку, что без подкрепления взять Ленинград он не сможет. Но в ответ получил приказ фюрера немедленно перебросить часть войск к Москве. А без своей главной силы Лееб был вынужден перейти к позиционным боям и к концу сентября 1941 года фронт на подступах к Ленинграду надолго стабилизировался. Ключ к блокадному кольцу никак не могли подобрать Немецкие солдаты на захваченных позициях под Ленинградом Им стали захваченные немцами Синявинские высоты на востоке области, где войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяло всего 10-12 километров. Обладание этой местностью позволяло врагу мешать поставкам продовольствия и боеприпасов в Ленинград по Ладожскому озеру. Немцы прекрасно понимали стратегическое значение данного плацдарма, поэтому, как только его заняли, принялись укреплять окрестности, в частности, деревню Синявино. С 10 сентября 1941 года здесь начались жесточайшие бои. В 1941-43 годах советское командование многократно пыталось отбить злополучную гряду. Танки здесь пройти не могли, и основную тяжесть боев вынесла на себе пехота, которая при этом не могла сделать шаг ни влево, ни вправо, чтобы не утонуть в болотах. Даже после того, как в январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, злополучная возвышенность все еще оставалась в руках у противника. Только в сентябре 1943 года войскам Ленинградского фронта с помощью бомбардировочной и штурмовой авиации в результате ожесточенных трехдневных боев удалось захватить более низкую 43-метровую высоту. Более высокая, 50-метровая, была оставлена противником без боя в январе 1944 года, после того как советские войска, учтя печальный опыт предыдущих сражений, начали наступление на других направлениях, угрожая немцам окружением.

Отрадно, что Президент России Владимир Путин уделяет этому событию высокое внимание, регулярно посещая памятные мероприятия. Ранее мы предусмотрели дополнительные льготы для этой категории граждан. Мы долго настаивали на праве выплаты двух пенсий блокадникам Ленинграда. Раньше на нее имели право только инвалиды, что было несправедливым. Но мы смогли это исправить, будем продолжать следить за потребностями и состоянием наших блокадников. Это наша историческая ответственность. Ведь Россия и сегодня продолжает бороться с наследием тех дней. Буквально в прошлом году Ленинградский областной суд признал геноцидом преступления фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Такие вещи нужно называть своими именами. В этот день стоит в очередной раз отметить недопустимость героизации нацизма и ревизии истории Второй мировой войны. Хотя этим, к сожалению, сегодня модно заниматься во многих странах. Где-то находятся политики и историки, которые в угоду своим амбициям или, выполняя политический заказ, пытаются переписать историю. Об этом свидетельствуют и так называемая война с памятниками, и героизация пособников нацизма. Такая политика привела к тому, что мы видим сейчас на Украине. Шайка нацистов, захватившая власть в Киеве, наплевала на свой народ, историю и культуру.

18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)

День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и день снятия блокады Ленинграда (27 января) в календаре памятных дат разделены 10 днями, а на самом деле между ними прошел год. Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок. День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны.

80 лет назад погибла героическая группа на "Невском пятачке" Ленинграда

18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год) Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана.
Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий