Новости башкиры и татары отличия

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных. Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир и из-за этого возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными. Как видим, татары, тептяри и кряшены лишь вместе взятые были сопоставимы по численности с башкирами.

Как записывали национальность при переписи по паспортным данным?

  • Чем татары отличаются от башкир?: rivka381 — LiveJournal
  • Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
  • Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты
  • Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты

Чем башкиры отличаются от татар?

Татары эти положения могут выдвинуть в ответ. Позиция у башкирских комментаторов тогда пошатнётся. Все вот эти конструирования, что на востоке Татарстана жили башкиры — построены на материалах ревизских учетов. Но писцовые и переписные книги востока Татарстана 16-17 веков вообще не сохранились. Мы начинаем учет населения там только с 18 века. Если просмотреть специфику этих ревизских материалов, о чем башкирские авторы никогда не пишут, то там учет вёлся по сословному признаку.

Скажем, были категории «ясачные татары», «служилые татары», «чемоданные татары», то есть ямщики, а также купцы, мещане. И в этом ряду была категория «башкиры». Это сугубо сословная категория. Этнические основания у этой категории были когда-то, но к 18 веке этого основания уже сильно размылись. Они были вотчинниками.

Когда-то в очень давние времена считалось, что вотчинниками в Уфимском уезде затем губернии должны были быть именно башкиры. Но у некоторых шежере написано, например, у юрматинцев, что у них элитная часть была из ногайцев. Написано, что ногайцы остались по просьбе иштяков-ясачников, когда основная масса ногайцев ушла на Кубань. И после этого эти ногайцы стали «башкирами». Это вторая половина 16 века.

Такая ситуация была и в других регионах. Считать, что все изначально были башкирами — невозможно. Мы знаем множество материалов, в том числе статистических, когда переселенцы отсюда входили в Башкирию как наниматели вотчинных земель, их учитывали отдельно, от них потом тептяри сложились. Через некоторое время тептяри различными способами входили в сословие башкир. Самый просто способ — тептяри женились на дочерях башкир, получали от них приданное в виде земельного угодья.

Некоторые — через покупку земель тоже вошли в состав сословия башкир. Об этом писали и в самой Башкирии. Например, есть замечательная работа такого исследователя как У. Рахматуллин «Население Башкирии в 17-18 веках». Он прямо писал, что на Северо-Западе Башкортостана невозможно разобрать, кто татары, а кто башкиры.

Это было выгодное дело. Но потом там ситуация очень сильно изменилась. Тептярей, башкир и мишарей слили в одно войско, в так называемое «Башкирско-мещеряцкое» войско. Когда башкиры говорят гордо, что в 1812 году завоевали Париж, то в их рядах было много и тептяр, и мишарей, и казаков. А когда в 1860-х годах Башкиро-мещеряцкое войско ликвидировали, то люди, которые туда входили, получили равные и большие земельные владения и записывались в «новые башкиры».

Это в сословном самосознании было важно, потому что было связано с владением землей. Угодий было больше, чем у простых татар, государственных крестьян и так далее. Это самосознание держалось вплоть до периода ликвидации сословий в Советский период. После революции сословии ликвидировали, отношение к земле поменялось, а с коллективизацией вообще всё это исчезло. Мы во время переписи 1926 года отчетливо видим, что эта группа бывших сословников распалась на составные части.

Тогда численность башкир резко упала, а численность татар так же резко поднялась.

До Революции - отношением к земельной собственности. До 1864 г.

Похожие вопросы.

Совершенно любой результат, который не устроит татаристов а их не устроит, пожалуй, любой, кроме разве что волшебной «лигачевской» переписи , будет объявляться фальсифицированным. И на этом основании требовать пересмотров, извинений, покаяний, преференций. Обходятся же сейчас не только без доказательств, но и без самих результатов переписи.

Элементарный мониторинг показывает, что башкирская сторона практически не отвечает на этот агрессивный поток сознания. Но при этом татаристы начинают вещать, что их бьют, даже когда оппоненты отвечать еще толком не начали. И апеллируют к Москве — одновременно многозначительно разъясняя своей аудитории, что проблема в неких сторонних силах, которые якобы и разжигают конфликт между РБ и РТ — очевидно, в той же самой Москве. Но все значительно проще — скорее, разжигают они его сами. Подобные дешевые, наивные манипуляции могли срабатывать в 1988-1989, в 1990-е, даже «нулевые».

Но теперь-то общество намного опытнее. То есть жители северо-западных районов Башкирии на самом деле говорят не на татарском, а на диалекте башкирского, считают ученые. Как вы относитесь к этой теории и считаете ли, что это повлияет на результаты переписи? Татары, скажем, того же Башкортостана, говорят на говорах татарского языка. Вопреки достаточно абсурдной пропаганде татаристов, ни присутствие татар, ни татарского языка, будь то на северо-востоке или юго-западе в РБ, никем серьезным в РБ никогда не отрицалось.

Весь кейс «башкиро-татарского переписного маятника» невозможно понять и объяснить без феномена башкиро-татарского «пограничья» и «плавающей», двойственной этноидентичности на востоке Татарстана и на северо-западе Башкортостана. На востоке Татарстана к концу ХХ века все уже было забетонировано и приведено к единому знаменателю: татары, хоть татарского, хоть башкирского происхождения, есть татары. А в Башкортостане, напротив, как была, так и оставалась достаточно большая татарская община. Соответственно, продолжалась реализация «татарского проекта». Никто и не собирался отрицать его существование.

Но в результате взаимодействия татарского и башкирского проектов существует эта группа населения с двойственной идентичностью, которая при определенном административном, идеологическом или прочем нажиме может записаться одной из своих идентичностей. Особенность двойственной идентичности в том, что от предков люди могли знать, что они башкиры, но в реальности язык их официально не признавался как башкирский, а считался именно татарским. Учитель, уважаемый в деревне человек, с детства утверждает, что все они татары. И даже те, кто упорно продолжают считать себя башкирами, отдавали детей в татароязычные школы и нередко требовали работы именно таких школ, поскольку этот диалект его еще называют старобашкирский язык более близок именно к татарскому языку, чем к башкирской литературной норме притом, что башкирский и татарский вообще очень близки. И результаты известны: при санкции власти в 1989 году на бумаге произошел резкий, не обусловленный никакими демографическими предпосылками, скачок числа татар и падение числа башкир.

Теперь о теории по северо-западному диалекту башкирского языка. Эта теория давно имеет статус научного факта и не оспаривается никем, кроме, разумеется, казанских ученых — как и во многих исторических вопросах. Точка поставлена в фундаментальном диалектологическом многотомнике башкирского языка советского и российского языковеда Сарии Миржановой.

Допускаются любые посты, связанные с политикой, в том числе юмористические: мы же на Пикабу : 3. Пожалуйста, соблюдайте правила Пикабу в том числе Особый порядок. Адмодеры сообщества никого не банят: игнор-лист должен быть пустым!

Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?

Общепринятой и любимой простыми людьми является теория происхождения татар от кочевого и оседлого тюркского населения Золотой Орды. Завоевание потомками Чингисхана Восточной Европы случилось в середине 13-о столетия, а единый народ на Среднем Поволжье стал формироваться через несколько веков позже, когда совпало сразу несколько факторов: в качестве государственной религии был принят ислам; хан Улу-Мухаммед, изгнанный из Сарая, пришел на Волгу, чтобы создать собственное царство; из степи потянулись эмигранты, оценившие стабильность Казанского ханства, которым надоела политическая борьба в Орде. Поэтому татары в современном виде сформировались только в 15-м веке, не ранее. А то и позднее, ведь для того, чтобы появился единый народ с общей культурой и ментальностью, нужно, чтобы несколько поколений людей долгое время варились в едином котле. С башкирами вышла противоположная ситуация.

Как и многие другие кочевники Великой степи, которым было суждено пережить монгольское нашествие, они сильно смешались с другими племенами. Наука называет их одной из самых разнообразных в генетическом плане наций мира.

СССР еще существовал, и вердикт вышестоящих партийных кругов тогда исполнялся вплоть до сельских районов неукоснительно — но сама перестройка и развал страны исходили от партии, из центра. Административное давление на республику перед переписью было беспрецедентным. За два года до переписи был снят на фоне очень жестких формулировок, включая обвинения в башкирском национализме, первый секретарь обкома БАССР Мидхат Шакиров. Он был очень авторитетным руководителем, пожалуй, более весомым, чем Минтимер Шаймиев. При этом преувеличивать значение «фактора татаризма» в этом деле не стоит: элиты соседней республики лишь воспользовались моментом, чтобы посодействовать снятию потенциального конкурента. Достаточно сказать, что аналитическую справку в ЦК КПСС для обоснования этой кампании составил… будущий «отец татаризма», а тогда научный сотрудник из Казани Дамир Исхаков. Кампания шла по привычным лекалам: организовывались «письма трудящихся» и т. Но не более того.

В самом процессе они играли подчиненную и сугубо вспомогательную роль. Шакиров был из породы созидателей — и не годился для команды разрушителей во главе с Михаилом Горбачевым, насаждавших свои кадры по стране, которую эти элиты уже готовились сдать позже они же приватизируют ослабленные осколки. Полагаю, нет сомнений, что останься Шакиров тогда у руля — и политическая жизнь республики могла пойти по иному, более успешному пути. Возглавил ее Егор Лигачев — тогда одно из первых лиц партии. Он во всеуслышание указал, что в Башкирии осуществляются «перекосы в национальном вопросе», а именно «башкиризация». Партия указала, что «башкиризацию» надлежит «исправлять» — по сути, была дана директива, выполнить которую возможно было только одним способом: как можно больше башкирского населения записывать в «татары». Перепись прошла под контролем экс-заместителя начальника объединения «Татнефть» Равмера Хабибуллина, занявшего пост первого секретаря Башкирского обкома КПСС и не засветившегося в истории ничем более заметным вплоть до своего бесславного снятия в 1990 году. Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. А вот на то население, которое находится на северо-западе Башкирии и на востоке Татарии — население, которое все этнографы, начиная с Р. Кузеева, признают как население с двойственной этноидентичностью, — там подобные пертурбации с учетом партийных установок из Москвы, озвученных Егором Лигачевым, были неизбежны.

Аномальные результаты переписи 1989 года послужили для татаристов эталоном остальных переписей и основой целой идеологии, с помощью которой можно было превращать в Башкортостане в политическое шоу каждую обычную перепись. В самом Татарстане этого не происходит — и это для РТ наглядное конкурентное преимущество. Следующая перепись 2002 года происходила уже в постсоветских реалиях, когда советская дружба народов вытеснялась башкиро-татарской конкуренцией. Впервые этот процесс вскрылся именно при переписи 1989 года, и ошеломленная ею башкирская общественность рассматривала перепись 2002 года как вызов и повод для реванша. Была проведена большая разъяснительная работа среди населения, этническая мобилизация проводилась на государственном уровне, примерно как сейчас в Татарстане. На широкую информационную экспансию татаристов Администрация РБ отвечала не менее жестко. В результате утраченные при «лигачевской переписи» 1989 года позиции в соотношении башкир и татар вернулись, и даже с избытком. Разумеется, на ситуацию накладывался тот факт, что башкиры были наименее урбанизированными из трех наиболее многочисленных национальностей РБ, с наиболее высокой хоть и сопоставимой рождаемостью.

С татарами ситуация сложнее, казанские татары считают себя потомками булгар, что жили на Волге с 8 века и погибли под ударами монгольского вторжения Батыя. Потомками булгар считают себя и чуваши. Но часть ученых считает татар частью монгольского вторжения и говорит, что это было просто монгольское племя, а слово тар-тары, европейского происхождения. Так Европа прозвала монголов за странный азиатский язык. То есть татары пришли из Монголии и оккупировали Волгу булгар. Татары быстро влились в Россию, стали ее частью. Как бы там ни было, татары на Волге появляются после 1260 года, когда Волжская Булгария погибла и это место стало столицей Золотой, татарской Орды. Татары начнут править миром и Русью, а башкиры подчинятся татарам как вассалы. Башкиры смешают татарский язык с угорским, так возникнет современный башкирский язык. Во время Золотой Орды, а после ее развала - во время Казанского ханства, башкиры платили татарам дань и выполняли все приказы ханов и наместников.

На свадьбу подарки дарились особым образом: Седлая лошадь, обычный мальчишка собирал подарки от всех, кто пришел поздравлять новобрачных; Собрав деньги, платки, нитки и другие подарки, он отправлялся к жениху; К подаркам было прикасаться запрещено; Теща приглашала гостей на чайную церемонию, в основном это были родные и знакомые; В ходе свадьбы обязательно происходила борьба за невесту. Девушку старались похитить, а жениху навязывали борьбу. Иногда доходило до довольно серьезных драк, причем по традиции весь ущерб должен был покрывать жених. В связи с браком вводилось немало запретов. Так, муж должен был быть старше своей жены минимум на 3 года, в жены запрещалось брать женщин из своего рода, вступить в брак могли только представители 7 и 8 поколений. Сейчас свадьбы стали скромнее, а молодожены — более прагматичными. Современные темпы урбанизации привели к иному жизненному укладу, поэтому башкирам предпочтительнее получить автомобиль, компьютер, другое ценное имущество. Пышные обряды и выплаты калыма ушли в прошлое. Обычай соблюдения гигиены появился с давних времен. Люди мыли руки перед тем, как сесть за стол. Обязательно нужно было вымыть руки после мяса. Споласкивание рта считалось хорошей подготовкой к приему пищи. Взаимопомощь у башкир называется каз умахэ. Обычай касался заготовки уток и гусей. Обычно на него приглашались молодые девушки. При этом разбрасывались гусиные перья, а женщины просили обильного приплода. Затем гусей ели с блинами, медом, чак-чаком. Еда Башкирская кухня предлагает искушенному гурману простые блюда. Главное для башкира — быть сытым, а изыски на втором месте. Отличительной чертой кухни является отсутствие свинины, причем связано это не с исламскими канонами, а сугубо с древними особенностями питания. В здешних местах не водилось кабанов, поэтому ели баранину, говядину и конину. Блюда у башкир сытные, питательные и обязательно готовятся из свежих ингредиентов. Часто в блюдо кладут лук, зелень, специи и травы. Именно лук ценится башкирами очень сильно за полезные свойства, ведь в свежем виде этот продукт способствует борьбе с бактериями, позволяет получить витамин С и нормализовать кровяное давление. Мясо могут есть в вареном, вяленом, тушеном виде. Из конины делают конскую колбасу казы. Ее принято подавать с кисломолочным напитком айран. Важнейшим напитком стал кумыс. Для кочующих племен напиток был незаменим, ведь даже в самый жаркий день он сохранял свои свойства. Существует множество способов приготовления кумыса, которые башкиры сохраняют и передают из поколения в поколение. Положительными свойствами напитка являются укрепление иммунитета, улучшение работы нервной системы и сохранение эластичности кожи. Молочные блюда в башкирской кухне изобилуют разнообразием. Башкиры любят топленое молоко, сметану, творог с медом. Важным продуктом является карот — сыр, который хранили зимой, чтобы получать питательные вещества и жир. Его добавляли в бульоны и даже чай. Башкирская лапша называется салма и может иметь множество форм. Ее готовят в виде шариков, квадратиков и стружки. Салму всегда делают вручную, поэтому вариантов исполнения много. Чаепитие — важная традиция, а чай наряду с кумысом считается национальным напитком. Башкиры пьют чай с ватрушками, вареным мясом, чак-чаком, ягодной пастилой и пирогами. Пастилу готовили из исключительно натуральных ягод, перетертых через сито. Пюре раскладывали на досках и сушили на солнце. За 2—3 дня получалось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной. Башкирский мед — бренд Башкирии. Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепт приготовления первого меда насчитывает полторы тысячи лет. Народ Башкирии бережно хранил традиции, поэтому в наши дни чудесное лакомство получается великолепным. О заготовлении меда в давние времена свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе. Башкирский мед запрещено подделывать. Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт. Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак. Внешность Одежда Особенностью одежды башкир является использование различного вида ткацких искусств. Например, применение аппликаций, вязание, вышивка узоров, украшение монетами и кораллами, нанесение орнамента на кожу.

Генетические и антропологические различия

  • Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе
  • Внешний облик татар и башкир: основные признаки
  • Поволжье – это перекрёсток народов
  • Чем татары отличаются от башкир?
  • Читайте также
  • Различия мусульман России

Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты

Башкир и татарин разница. Отличие татар от башкир внешне. Главная» Новости» Яем татары отличаются от остальных. Основное отличие между башкирами и татарами заключается в происхождении этих народов. Главная» Новости» Татары отличаются своей. Татары и башкиры — в чем заключается разница внешности между этническими группами?

Оставляйте реакции

  • Численность
  • Чем башкиры отличаются от татар?
  • ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ
  • ✅ Башкиры исповедуют. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов -

Голубоглазые блондины и скуластые брюнеты. Почему татары такие разные?

Существенное различие: в Башкортостане за счет этого доля башкир могла вырасти до 2%, в Татарстане доля татар – лишь на 0,2-0,3%, или на несколько тысяч человек. У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий. Главная» Новости» Башкиры и татары отличия во внешности. «По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно». Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству.

Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов

Татары и башкиры: чем похожи и отличаются У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий. В отличие от татар, у башкир внешний облик имеет следующие отличительные черты. Татары и башкиры различия. Башкирский и татарский различия.

Татары и Башкиры

Приближаясь к седьмому десятку итальянская икона стиля, похоже, не теряет ни своего обаяния, ни радости жизни. Действительно, когда карьера давно сложилась, но ты все еще востребована, дети подросли и больше не требуют такого участия, как раньше, можно наконец расслабиться и просто заняться собой. Можно поправляться и худеть, когда хочется, не боясь хейта или насмешек... Упаковки в виде пирамидок стали одним из символов СССР. В Советском Союзе они появились в начале 1960-х годов.

До этого молоко покупали либо в стеклянных бутылках, либо на разлив из больших бидонов в собственную тару. Однако у этих способов продажи были существенные недостатки: молоко из бидонов быстро скисало, а стеклянные бутылки бились при транспортировке и стоили дорого. Многие мыли их и сдавали в специальные пункты приема, чтобы компенсировать цену. Новая картонная упаковка решила эти проблемы:...

Как обманывают пассажиров в поездах Пассажиры ожидают от проводников вежливости, учтивости, аккуратности. Это понятно и логично.

И я не поддерживаю эту политизацию, — резюмирует собеседник "Реального времени". И эта небольшая часть будирует такие настроения, дескать, татары или отдельные их представители — враги башкирского народа, — отмечает собеседник издания. Прокомментировал он и версию, о том, что такие настроения подогревает федеральный центр, исходя из принципа "Разделяй и властвуй". Исходя из этого делается вывод, что чем больше проблем создают эти субъекты, тем легче будет с ними договариваться, отбирать активы, собственность у республик например, нефтянку, должность президента и т. И подводится общественное мнение под мысль, что две ключевые республики — Башкортостан и Татарстан — необходимо ликвидировать, как и в целом национально-территориальное деление России, — предполагает Габдрафиков. Не исключает он и вариант об отвлекающей составляющей. И "высшие силы" в Москве чувствуют эти настроения и пытаются отвлечь другими информационными поводами: рисунки художницы Алены Савельевой, скандал вокруг клипа Мурзагулова, искусственное напряжение против членов запрещенного "Башкорта".

Но я как человек, занимающийся этнологическим мониторингом и разрешением конфликтов, скажу, что таким образом не решаются проблемы взаимодействия государства с общественными организациями. Таким образом башкирский крайний национализм не решается, а усугубляется, уходит в теневую сторону, молодежь свое мнение не меняет, а наоборот радикализируется, — предупреждает эксперт. Марджани выпустил справочник "Татары Уфимского уезда", в котором ученые, опираясь на ревизии XVIII века доказывают , что на северо-западе Башкирии расположены татарские деревни. Справочник вызвал гневную реакцию у башкирских общественников. Не прошел мимо издания и заместитель премьер-министра Башкирии Азат Бадранов. В канун Нового года он весьма несдержанно высказался о представителях власти Татарстана особенно досталось вице-премьеру РТ Василю Шайхразиеву , почему-то упомянув и высокую смертность в Татарстане. Информационную поддержку башкирскому чиновнику энергично оказывал карикатурист Камиль Бузыкаев , создавший рисунки с узнаваемыми татарскими общественниками. Официально: на никах к певцу Элвину Грею Радик Юльякшин. А накануне уже Шайхразиев нанес визит вежливости в Уфу, где встретился с Бадрановым за чашкой чая с чак-чаком и медом.

Оба чиновника курируют в своих регионах весьма тонкий национальный вопрос. В официальных сводках сообщалось, что "разговор прошел в конструктивном русле". Хотя бы так.

Во время Золотой Орды, а после ее развала - во время Казанского ханства, башкиры платили татарам дань и выполняли все приказы ханов и наместников. По сути, татары создали государство и цивилизацию, в которую вошли древние племена башкир вместе с их Родиной. Но после штурма Казани Иваном Грозным и падения Казанского ханства, роли двух народов поменялись - теперь татары побежали на земли башкиров, спасаясь от русской власти. Дело в том, что умный русский царь даровал башкирам автономию и свободу от налогов. И татары ринулись к ним, чтобы воспользоваться этими благами. Именно поэтому до сих пор в Башкирии живет так много казанских татар.

Большое число прибывших в Уфу татар и привело к тому, что северо-запад Башкорстана говорит на ином, татарском языке. Любопытно, что татары до сих пор относятся к башкирам как к младшим братьям, ревнуют их к успехам и достижениям, помогают в проблемах. Видимо это отголоски времен Золотой Орды, когда татаро - монголы правили Евразией и заботились о башкирах в составе своей великой, кочевой страны. А что думаете Вы?

Семенова и под общим руководством П. Семенова-Тян-Шанского и акад. Ламанского, т. Артемьев, Этнографическое обозрение чувашей, 1859. В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов XIX века, фотографии и произведения художников того времени. Ареал обитания самого многочисленного из представленных народов — татар — довольно обширен: от среднего течения Волги Нижегородская губерния до Астрахани на юге и Уфимской губернии на востоке.

Волжских татар принято было именовать казанскими, чтобы отличать их от татар крымских и кавказских азербайджанцев. Казанские татары. Pauli F. Казанские татары, пришедшие с начала тринадцатого столетия с монгольскими ханами, но очень мало смешанные с племенами их вождей, судя по чистоте их типа, происходят от кипчаков Золотой Орды. Они среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения; лицо у них красивой овальной формы, нос прямой, тонкий, красиво выгнутый, глаза черные, живые, острые, скулы немного выдающиеся, борода черная, редкая, шея толстая и короткая; голову они всегда бреют, отчего их прямые уши кажутся более длинными, чем на самом деле. Женщины имеют обыкновение белиться и румяниться, но они все более и более принимают русские моды. Татарки бедных семейств свободно выходят на улицу, с полуоткрытым лицом, а жены богатых татар ездят иногда в русский театр, в Нижний на ярмарку и в столицы, присутствуют на публичных увеселениях. Многоженство все еще существует, брак не перестал быть покупкой жены, и в брачных договорах, в составлении которых жених и невеста не участвуют, постоянно упоминается цифра калыма, уплачиваемая за молодую девушку. Однако, число татар-многоженцев понемногу уменьшается. Фото А.

Карелина, 1870-е. Татарская чета Казанской губ. Фото Ж. Рауля, 1870-е. Чета татар. Карелина, 1880-е. Чета пожилых татар. Татарки по наружному виду более подходят к восточному типу, а именно к монгольскому, по причине значительно выдающихся скул и узкого разреза глаз. Другая отличительная их черта — это переливающаяся с боку на бок походка, по которой тотчас возможно признать татарку, без предварительного разузнавания ее народности. За особенную красоту татарки почитают их выдающиеся боковые кости.

К 35 годам татарки от употребления косметических средств и от бездеятельной жизни сильно стареют, представляя этим совершеннейшую противоположность с другими народностями. До настоящего времени татарские женщины ведут совершенно отдельную от мужчин жизнь, имея свое особое помещение. Единственное их развлечение составляют дети, одежда и частая еда. От этой характеристической черты жизни татарских женщин в последнее время делаются отступления. Так, например, татарки являются в театр занимая места в ложах позади своих мужей, при опущенных вуалях. Их можно также встретить на гуляньях и на официальных балах. На последних они откидывают свои вуали, причем наблюдателю немедленно бросается в глаза их полуиспуганный вид и всякое отсутствие движения зрачков. При всем том некоторые из них весьма привлекательной наружности, в особенности те, которые не употребляют косметических средств, что весьма редко. Фото М. Букаря, 1872.

Главным занятием массы татарского населения служит земледелие, хотя справедливость требует заметить, что татары — плохие земледельцы, несмотря на то, что занимают сравнительно хорошие земли. Причин этого несколько: прежде всего недостаточность наделов, обезлесение местности, служащее причиной частых засух, и плохая техника земледелия. Татары расселились громадными селениями по нескольку сот дворов, вследствие чего поля их раскинулись на десятки верст, и дальние полосы не могут быть удобряемы. Кроме того, среди татар наблюдается наибольший процент безлошадных, которым приходится или отдавать свои наделы за ничтожную плату в аренду, или обрабатывать кое-как наймом, что также дает мало дохода. Будучи дурными земледельцами, татары — плохие и плательщики податей. Но если татары плохо организуют свое собственное хозяйство, то в чужом хозяйстве являются очень хорошими работниками. Вообще, татары способны ко всякому труду. Поступая в услужение, в виде кучеров, дворников, сторожей, скоро приобретают полное доверие своей честностью, исправностью, услужливостью и готовностью на всякое дело. В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12—18 пудов. Но в целом татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему лёгкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность.

Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани и Нижнем есть татары-миллионеры. Полное географическое описание. Выгрузка баржи татарами. Дмитриева, 1890-е. Зажиточные нижегородские татары. Одежда татар — восточная, отличающаяся своей длиной и шириной. Рубашка — белая или цветная, ситцевая или же из синей крашенины, с широкими рукавами, спускается ниже колен и не подпоясывается; штаны, также широкие, запускаются за сапоги или завертываются за онучи. Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол "зилян" , доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком — и, наконец, шубу.

Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр. Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром. Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин. Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ. Татарский мальчик Казанской губ. Прянишников, 1880.

Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар. На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры покрывала. Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем. Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр. Солнцев, 1869. Татары Пензенской губ. Фото Орлова, 1890-е. В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских. Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах.

Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги. Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте — придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала. В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье. Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям. Гастрономический вкус татар — все мучнистое, все жирное и сладкое. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» — мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму — мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки.

Вечером опять варят «толкан». По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною.

Кто такие татары? Мнение башкирских историков.

Название «башкир» происходит от слова «баш» глава, начальник и «кир» гнездо, место обитания , что означает «глава племени». В современном понимании под этим термином подразумеваются жители Республики Башкортостан в России и соседних областей. Происхождение Башкиры — это тюркский народ, происходящий из региона, который находится на современной территории России, в том числе в Башкортостане и прилегающих регионах. Их происхождение связано с древними тюркскими племенами, которые заселяли Центральную Азию и Сибирь более тысячи лет назад. В течение своей истории, башкиры были подвержены влиянию различных народов и культур, включая тюрки, монголов, татар и других. Это влияние проявляется в различных аспектах культуры и традиций башкиров, включая язык, религию, одежду, еду и другие аспекты. В течение последующих веков, они сохранили свою культуру, язык и традиции, и стали одним из наиболее многочисленных и влиятельных народов в России.

В настоящее время, башкиры продолжают сохранять свою уникальную культуру и традиции, и они являются одним из наиболее многочисленных народов в России, а также представлены в других странах мира, включая Казахстан, Узбекистан и другие. Внешность Башкиры являются многонациональным народом и, соответственно, имеют разнообразную внешность. Тем не менее, в целом, башкиры обладают монголоидными чертами, такими как косые глаза, темный цвет кожи и черные волосы. Однако на внешность также влияли и другие этносы, с которыми башкиры имели контакты в течение своей истории. Традиции Башкиры — это народ с древней и богатой культурой, которая проявляется во многих аспектах жизни этой национальности. Вот несколько традиций и обычаев, характерных для башкирской культуры: Гостеприимство — башкиры славятся своим гостеприимством и готовностью принимать гостей.

Как правило, гости приезжают в неожиданный момент, и им незамедлительно предлагают чай и национальные блюда. Конный спорт — конный спорт, особенно игра на конях под названием «куреш», является традиционным занятием башкиров. Эта игра очень похожа на поло, но отличается от нее некоторыми правилами. Национальная одежда — башкиры носят свою национальную одежду, которая характеризуется яркими цветами и красивыми узорами. Традиционный головной убор башкиров — это «телпеш». Праздники и традиционные мероприятия — у башкиров много национальных праздников и традиций.

Например, каждый год весной они отмечают праздник «Сабантуй», который является символом обновления и восстановления жизненных сил. Национальная кухня — башкирская кухня — это уникальное сочетание многих вкусов и традиций.

Вы никогда не увидите под названием «татары», например, башкир. Казахов, узбеков татарами тоже не называли. Какие группы называли? Например, татарами называли азербайджанцев, балкарцев и карачаевцев последние — горские татары , и на Алтае северных алтайцев называли татарами. Изучая этот вопрос, я пришёл к выводу, что именно в состав этих народов вошли кипчаки, внутри которых был мощный татарский сегмент. Это связано со старыми делами, с Кимакским каганатом и так далее. Азербайджанцы, конечно, относятся не к кипчакской группе, а к огузской.

Но у азербайджанцев есть ряд групп, которые говорят на народном уровне на кипчакских говорах. Российские статистики и администраторы вот это фиксировали, что есть некие языковые сходства у этих групп. Башкиры в эту группу не входили. Почему так получается? Есть же понимание, что этничность, культура — это духовные этажи жизни человека и по крови они не передаются. Весьма интересно наблюдать за этими исследователями, потому что итоговые данные оказались не очень удобными для башкирских идеологов. Они никогда не публиковали отдельно результаты по генетическим исследованиям жителей Северо-Запада Башкирии. Они как правило рекламируют результаты своих генетических исследований по восточным и юго-восточным группам башкир. А на Северо-Западе генетика общая для татар и башкир.

Вообще-то генетические материалы по своим результатам могут стать толчком для фашисткой идеологии. И в истории такое уже было. В фашисткой Германии черепа мерили, цвет волос и глаз осматривали. Известно, что ни один народ не формируется только на одной генетической базе. Я, например, специально проводил генетическое исследование себя. Оказывается мой далекий предок жил 35 тысяч лет тому назад. Ну какие татары могут быть в это время? Причем, там отслеживается родство с финикийцами, чеченцами, бактрийцами. Это же древнее население перемещалось из разных районов, перемешивалось.

Если такой фундамент вылезает, это же не значит, что имеется в виду современный этнос. В Башкирии есть несколько групп исследователей-генетиков. Каждая из них хочет побыстрее заработать свою славу. Сразу в этнические дела залезают. Но серьёзные генетики очень далеки от этих вещей. Я слушал доклады известных ученых, в том числе за рубежом. Во-первых, генетические исследования ещё находятся на самом начальном этапе. Вот если бы был собран весь генетический материал по всему миру, по всем народам, тогда какие-то выводы можно было бы вычленить. Можно было бы узнать о событиях, скажем в Европе, 500-летней давности, кем был предок.

А глубже пока все покрыто мраком, очень много неясностей. В каком направлении они идут? Понятно, что в Башкирии генетикой хотят очертить контуры своей этничности.

По документам недостаточно четко прослеживается реальная этническая принадлежность у этих кланов. Их можно оспорить. Мы знаем башкирский взгляд, который продвигает Салават Хамидуллин. Но есть один исторический случай, который нам раскрывает проблему этих родов. Здесь речь идёт о предках булярцев. Этот же источник был использован для написания «Дэфтэр-и Чингиз-наме», то есть татарский источник конца 17 века.

Там тоже рассказывается об этой группы. Суть рассказа в том, что во времена Аксак-Тимура Тамерлана был поход против города Булгара и против города Биляр. Во время рассказа речь заходит о древних временах, вспоминаются времена алпов, то есть древнетюркское время. В итоге этот народ потерпел поражение и с этим связывают основание города Билярск то есть, Биляр. В рассказе сохранились некоторые атрибуты племён, по которым видно, что «барадж» — это не просто змей, а на самом деле какое-то племя. Потому что у него есть боевой клич-уран. Таким образом, перед нами клан, который как-то связан со змеёй. Оказывается, битва с «народом змей» описан и в древнеказахских сказаниях. Это была огромная группа, которая имела отношения к змеям, и вот предки казахов с ними воевали и потерпели поражение.

Я вышел к первоначальным истокам этого клана. Средневековый филолог Махмуд Кашгари описал в своей работе «Диван лугат ат-Турк» как раз одну группу, которую он связывал с семиглавой змеёй. Этот змей носил имя Бука, а главой этого клана был Бука Барадж. Получается, что понятие «семиглавый змей» — это такой титул. Прихожу к выводу, что таким образом перед нами изображен знаменитый клан кай. Из этого клана потом вышли представители османской династии. Мои поиски меня привели к выводу, что эта группа кай вышла как раз из восточных половцев. Восточных половцев называют кимаками. Получается, что когда население древнего Булгара и Биляра вспоминает о древних временах, то они фактически вспоминают времена 11 века.

Так показывается приход кипчаков к этим районам. Получается, что билярцы-булярцы — это и есть потомки восточных кипчаков. В составе северо-западных башкир есть ещё две группы, чьи названия связаны со змеями — это елан и уран. С последней группой связан ещё клан бушман-кипчак, который на самом деле тоже часть кипчакской коалиции. Таким образом, целая группа восточных кипчаков появилась, осела. Столичный их центр там, где сейчас располагается современный Оренбург. У них этот город назывался Ахтуба. А мы знаем, что Актюбинск есть и в Казахстане, и в восточном Татарстане. Таким образом, как раз фиксируется приход восточных кипчаков в этот регион.

Они вошли в район Приуралья, дошли до Биляра, там одержали некоторую победу и там остались. Но оставшаяся часть была очень тесно связана с государством Хорезмшахов. Если посмотреть на последнюю династию правителей Хорезмшахов, то она полностью состоит из выходцев из восточных кипчаков. Гвардия состояла из них, армия — тоже из них. С пришедшими сюда монголо-татарами воевали как раз именно восточные кипчаки, отстаивая государство Хорезмшахов. Потом все эти группы бежали на север от татаро-монгольской напасти. Часть из них оказалась в северо-западной Предуралье.

Внешне они более смуглые, чем татары, лица уплощенные, как у представителей монголоидной расы. Эпикантус складка верхнего века есть практически у каждого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий