Здесь мы расскажем, что такое Зангезурский коридор, в чем его стратегическое значение, как в нем участвуют Азербайджан, Армения и Иран и покажем, где находится Зангезурский коридор на карте. Продолжая блокировать Зангезурский коридор, Армения играет по сценарию Москвы по захвату мировой экономики мертвой хваткой». В бакинской прессе заметно увеличилось количество посвящённых «Зангезурскому коридору» публикаций, в том числе – с отсылками в советские времена. ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ ДЕРЖАВ В ОТКРЫТИИ ЗАНГЕЗУРСКОГО КОРИДОРА Текст научной статьи по специальности «История и археология».
Баку продавливает строительство магистрали для связи с Турцией
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- «Зангезурский коридор» – история завершается
- Зангезурский коридор – необратимая реальность региона -
- Содержание
- МИД Азербайджана заявил о наличии "плана Б" по созданию Зангезурского коридора без Армении
Армения после потери Нагорного Карабаха. Зангезурский коридор
Разве ещё не всем понятно, что "зангезурский коридор" это обычная дорога. Интерфакс: Проект создания Зангезурского коридора является стратегическим вопросом, и он должен быть реализован, без поддержки Еревана он может пройти через Иран, считает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В Тегеране полагают, что Зангезурский коридор может также «прервать» связи Ирана с Арменией и препятствовать выходу ИРИ в Черное море.
Посол Азербайджана рассказал, кто будет контролировать зангезурский коридор
А финансирование израильскими властями различных проектов на территории Азербайджана позволяет скрытно размещать необходимую для ведения разведки у иранских границ инфраструктуру, а также закрепить свое присутствие в стране. В Азербайджане проживает большая этническая диаспора евреев — приверженцев идеологии Хабада ультраортодоксальное иудео-нацистское течение иудаизма , обладающие существенным влиянием в Азербайджане. В реализации проекта сталкиваются интересы многих государств, что создаёт предпосылки к искусственному нагнетанию обстановки для обеспечения более выгодных для себя условий. С одной стороны объединенная одной целью коалиция турков и азербайджанцев, с другой — Россия, Иран и Армения, преследующие абсолютно противоположные задачи, а также действующий только в своих интересах Израиль. Учитывая непримиримость во взглядах некоторых стран региона, в краткосрочной перспективе изменений на данном направлении не предвидится и перспектив к разрешению конфликта нет, отмечали авторы телеграм-канала "Рыбарь". Дальнейшая ситуация будет складываться в зависимости от многих факторов, включая разрастающийся экономический кризис и его последствия, а также развитие событий на Украине. Добыча золота, меди и серебра началась в 2008 году. Гетабак-основной регион деятельности британской компании в Азербайджане. Золото, медь и серебро, добываемые на соседней контрактной территории Гоша 300 кв.
Гоша работает с 2014 года. На контрактном участке «Ордубад» 462 кв. Представители британской компании изначально трактовали содержание Заявления о прекращении Арцахской войны от 9 ноября 2020 года, в свою пользу. В их понимании, благодаря этому соглашению, через Сюникскую область Армении будет действовать коридор из Азербайджана в Нахичевань, что значительно облегчит реализацию проекта Anglo Asian Mining по добыче ресурсов в Ордубаде.
Поэтому Зангезурский коридор имеет огромное стратегическое значение для Баку, так как обеспечивает прямой путь к его собственной территории. Более того, этот маршрут в ближайшем будущем установит наземное соединение между Россией и Турцией, включая железнодорожное и автодорожное сообщение. Основная часть этого маршрута будет проходить через Азербайджан, и только небольшой участок протяженностью 40 километров будет построен либо в Армении, либо в Иране. В настоящее время Россия вынуждена перевозить свои грузы через Грузию по неудобным горным дорогам. Вместе с Россией эту возможность получат все страны, которые отправляют грузы из Азии в Европу, используя каспийские порты Азербайджана, в том числе, прежде всего, Китай.
После антитеррористической операции, проведенной азербайджанской армией в сентябре 2023 года, российским миротворцам больше не было смысла оставаться в регионе. Кроме того, деятельность комиссий по делимитации и демаркации госграницы между Азербайджаном и Арменией дала свои положительные результаты. Напомним, в марте в службе заместителя премьер-министра АР Шахина Мустафаева заявили, что Азербайджан требует освобождения четырех оккупированных сел. Первая ласточка И вот 19 апреля на границе между Азербайджаном и Арменией состоялась восьмая встреча Госкомиссий по делимитации государственной границы двух стран. По итогам этой встречи была достигнута договоренность о возвращении Азербайджану четырех сел Газахского района. Однако сам процесс возвращения четырех сел Азербайджану не будет безболезненным для армянской стороны, потому что внутри самой Армении существует серьезное противодействие достигнутому соглашению. Депутат Милли Меджлиса парламента АР Арзу Нагиев считает, что результат деятельности комиссий по делимитации можно считать по-настоящему историческим достижением.
Не следует упускать из вида, что комиссии по делимитации в своей работе опираются на положения Алма-Атинской декларации, в которых обозначены основные принципы.
Остатки Карабаха за Азербайджаном, нужды в Лачинском коридоре нет, так как в Карабахе армян почти не осталось. А вот Зангезурский коридор все еще актуален. Для Еревана проблема в том, что Москва и Баку все еще признают юридическую силу заявления трех лидеров. Другой вопрос — насколько Баку готов дальше настаивать на коридоре в Нахичевань и на что может пойти ради его прокладки. Ответ на него лежит в решимости самого правительства Алиева и потенциальной реакции России, Запада, Турции и Ирана. Желания и решимости на открытие коридора у Баку хватает. В апреле 2021 года Азербайджан угрожал силой прорубить дорогу. Мы реализуем Зангезурский коридор, хочет Армения или нет.
Если она хочет, мы решим этот вопрос проще, если не хочет — мы решим это силой», — заявлял тогда Алиев. С тех пор Баку не переставал поднимать этот вопрос и на двусторонних переговорах с премьером Николом Пашиняном в Праге, Брюсселе и Москве. В Ереване всерьез относятся к данному вопросу. Именно поэтому Пашинян на переговорах делает упор на то, готов ли Азербайджан признать территориальную целостность Армении. Спустя два года риторика Алиева несколько смягчилась. Такой настрой вызван тем фактом, что к тому моменту Пашинян уже успел признать целостность Азербайджана, включая и Карабах. На тот момент поведение Пашиняна и Алиева выглядело как компромисс. Сейчас же Еревану нечем торговаться. Означает ли это, что Баку нечего терять и он прорубит Зангезурский коридор, захватив Сюникскую область?
Прежде чем дать оценку, посмотрим, что об этом говорит администрация Алиева и эксперты республики. В одном из недавних выступлений представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков опроверг слухи о планах захвата Сюника: «Мы признаем, что это суверенная территория РА. Но нам важно знать, как другая сторона будет обеспечивать безопасность движения по коридору».
«Зангезурский коридор»: кто подыгрывает притязаниям Баку на Южную Армению?..
Единственная страна, которой на данный момент не особенно выгодно восстановление Зангезурского коридора, — Иран, так как он понесёт убытки от снижения трафика. Зангезурский коридор — дорога, которую собираются проложить по территории Сюникской области Армении, чтобы связать основную часть Азербайджана с Нахичеванским эксклавом. Зангезурский коридор на карте из Ирана в Россию. зангезурский коридор зангезур карта азербайджан / Zangezur corridor map region Azerbaijan armenia | Map, Memes, Azerbaijan. Власти Азербайджана отказались от идеи создания Зангезурского коридора через юг Армении. Азербайджан неоднократно заявлял о желании создать Зангезурский коридор, который прошел бы по территории Сюникской области Армении и соединил бы Нахичевань с основной частью страны. Геюшев считает, что именно переговоры по Зангезурскому коридору могут стать маркером истинных намерений Алиева в регионе.
Что такое Зангезурский коридор из-за которого поспорили лидеры Армении и Азербайджана?
Эрдоган заявил, что Зангезурский коридор может пройти через Иран | Глава государства подчеркнул, что 40-километровый Зангезурский коридор, отделяющий нас от Нахчывана, будет открыт. |
Зангезурский коридор: как Запад пытается изолировать Россию с юга | Азербайджанские власти отказались от планов обеспечения Зангезурского коридора через территорию Армении, вместо этого обеспечив транспортное сообщение через Иран Власти Азербайджана отказались от идеи создания Зангезурского коридора через юг Армении. |
Что такое Зангезурский коридор из-за которого поспорили лидеры Армении и Азербайджана?
Для Азербайджана нефтегазовое эмбарго опасно, ибо больше половины экспорта идет на Запад. Несмотря на политическую поддержку, военную безопасность Армении по-прежнему поддерживает Россия. Даже если Пашинян продолжает провоцировать Москву дрейфом на Запад, Кремль все еще считает Армению союзником. Молчаливое согласие на КТО Азербайджана в Карабахе, обоснованное международным правом, не гарантирует такое же поведение России в случае атаки на Сюник. В Баку это понимают и едва ли заинтересованы в том, чтобы рисковать большими торговыми и политическими связями с Москвой ради коридора. Международные издержки зангезурского прорыва будут оставаться сдерживающими факторами. С другой стороны, надо понимать, что в отличие от Карабаха вопрос коридора для Баку не такой принципиальный.
Игра не стоит свеч. Да и вообще, если поразмыслить, то тема Зангезурского коридора появилась как компенсация на создание Лачинского коридора. Баш на баш. Тем не менее нужно исходить из того, что Алиев не откажется от данных планов. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган поддерживает Баку в этом вопросе. В то же время вступать в войну и для самой Анкары невыгодно.
Анкара нацелена на нормализацию отношений со всеми соседями, посему и в секторе Газа Эрдоган говорит не так громко, как на Давосе 2009 года или после признания Трампом Иерусалима. Ведь в потенциальную эскалацию может быть втянут Иран. Азербайджану это крайне невыгодно. Мало того, что сейчас сложности с армянским маршрутом, так если Иран втянется в войну на Ближнем Востоке, а еще хуже с США, то об иранском маршруте можно будет забыть. Продолжение же реализации коридора через ИРИ выгодно и с точки зрения нормализации несколько пошатнувшихся отношений Тегерана и Баку. Иран не хотел бы создания коридора через Сюник, ибо он, по представлениям иранских властей, лишит их границы с Арменией.
Желания и решимости на открытие коридора у Баку хватает. В апреле 2021 года Азербайджан угрожал силой прорубить дорогу. Мы реализуем Зангезурский коридор, хочет Армения или нет. Если она хочет, мы решим этот вопрос проще, если не хочет — мы решим это силой», — заявлял тогда Алиев. С тех пор Баку не переставал поднимать этот вопрос и на двусторонних переговорах с премьером Николом Пашиняном в Праге, Брюсселе и Москве. В Ереване всерьез относятся к данному вопросу. Именно поэтому Пашинян на переговорах делает упор на то, готов ли Азербайджан признать территориальную целостность Армении. Спустя два года риторика Алиева несколько смягчилась. Такой настрой вызван тем фактом, что к тому моменту Пашинян уже успел признать целостность Азербайджана, включая и Карабах.
На тот момент поведение Пашиняна и Алиева выглядело как компромисс. Сейчас же Еревану нечем торговаться. Означает ли это, что Баку нечего терять и он прорубит Зангезурский коридор, захватив Сюникскую область? Прежде чем дать оценку, посмотрим, что об этом говорит администрация Алиева и эксперты республики. В одном из недавних выступлений представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков опроверг слухи о планах захвата Сюника: «Мы признаем, что это суверенная территория РА. Но нам важно знать, как другая сторона будет обеспечивать безопасность движения по коридору». То есть для Баку важно, чтобы Ереван не чинил трудности грузам и пассажирам по будущей дороге. Амирбеков также добавил, что его страна готова проложить путь в Нахичевань через Иран, если Армения будет затягивать процесс. Если быть точнее, то Баку уже запустил иранский маршрут. Еще 6 октября при участии вице-премьера Азербайджана Шахина Мустафаева и министра дорог и городского развития Ирана Мехрдада Базрпаша заложили фундамент автомобильного моста и таможенной инфраструктуры между Азербайджаном и ИРИ в районе поселка Агбанд Зангиланского района.
Директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов отмечает, что слухи о возможном вторжении Азербайджана появились после вброса американского издания Politico, но они не имеют ничего общего с реальностью.
Я знаю, что в этом направлении делается довольно много полезного»,- добавил он. Директор Института нового общества Василий Колташов считает, что Зангезурский коридор должен быть открыт. Зангезурский коридор нужен, и он будет», - подчеркнул Колташов. Открытие Зангезурского коридора отвечает экономическим интересам всех стран региона. Азербайджан является страной-участницей таких маршрутов, как Восток-Запад, Север-Юг, и в этом отношении Зангезурский коридор играет уникальную роль, потому что это точка пересечения как маршрута Север-Юг, так и маршрута Восток-Запад.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Армения направила Азербайджану свои предложения по мирному договору и готова подписать соглашение по этому содержанию.
Каким представляется мирный компромисс между двумя странами вам? На мой взгляд, идя навстречу пожеланиям всех внешних акторов, стороны только демонстрируют активность в процессе заключения мирного договора. По состоянию на сегодняшний день ни Армения, ни Азербайджан не готовы к его подписанию. Это очень напоминает мне вялотекущий процесс палестино-израильского соглашения. Израиль уже давно не единственный ближневосточный партнер Азербайджана. В Тель-Авиве с пониманием относятся к азербайджанской комплементарности? Практически все перечисленные страны, за исключением Катара и Ирака, имеют дипломатические отношения с Израилем, или являются участниками «Соглашения Авраама».
Активизировались и двусторонние отношения между Израилем и Саудовской Аравией. Поэтому Израиль с пониманием относится к наращиванию Азербайджаном новых торгово-экономических связей. Превращение Большого Ближнего Востока из горячей точки на карте в деловой конгломерат — что может быть лучше?!
Может ли начаться новая война между Азербайджаном и Арменией из-за Зангезурского коридора
«Тегеран был против того, чтобы Зангезурский коридор проходил через Армению на тех условиях, которые выдвигал Баку. Продолжая блокировать Зангезурский коридор, Армения играет по сценарию Москвы по захвату мировой экономики мертвой хваткой». Для России Зангезурский коридор станет новым наземным выходом в Армению и Турцию. Но что же из себя представляет этот Зангезурский коридор, из-за которого начались ожесточенные споры между Арменией и Азербайджаном?
Зангезурского транспортного коридора
Зангезурский коридор на карте из Ирана в Россию. зангезурский коридор зангезур карта азербайджан / Zangezur corridor map region Azerbaijan armenia | Map, Memes, Azerbaijan. Власти Азербайджана отказались от идеи создания Зангезурского коридора через юг Армении. Если Азербайджан и Турция построят Зангезурский коридор (а это вопрос уже практически решённый), Армения может оказаться в изоляции по мановению руки Запада. Камнем преткновения для создания зоны свободной экономической торговли в евразийском регионе остаётся проект продвигаемого Азербайджаном и Турцией Зангезурский коридор через Сюникскую область Армении, против которого выступают Ереван и Тегеран. За последние годы Азербайджан превратился в один из основных и надежных транспортно-логистических центров Евразии, а открытие Зангезурского коридора создаст новые возможности в транспортном секторе ре. Мгдесян считает, что Зангезурский коридор не в интересах и Ирана, так как Азербайджан связан с Нахичеванью через иранскую территорию и в Тегеране, по словам Мгдесян, не хотят лишится транзитного статуса[2]. не единственная точка конфликта между Баку и Ереваном. Поговорим о Зангезурском коридоре.
"ЗАНГЕЗУРСКИЙ КОРИДОР" – ЭТО СМЕРТЬ АРМЕНИИ"
Через Грузию —понятное дело — банально дольше. А иранская дорога пролегает параллельно армянской — вдоль границы, только с юга. Но тут азербайджанским грузам приходится дважды пересекать границу, оплачивать транзит, проходить таможню, фитосанитарную службу, пограничный контроль и тд. Баку настаивает на том, что коридор должен быть без армянской таможни и границы. Об этом Ильхам Алиев заявил накануне встречи — правила функционирования Зангезурского коридора должны быть идентичны правилам функционирования Лачинского. Пашинян же все это время озвучивал точку зрения всего армянского общества: существование на территории Армении экстерриториальной единицы другой страны недопустимо. Тем более — вдоль границы с Ираном, которая единственное, что не позволяет сомкнуть вокруг Армении полную блокаду. В случае, если коридор оказывается под контролем Азербайджана, он в любой момент может банально отсечь стратегически важный кусок армянской территории—её границу. Эти опасения логичны и оправданы. С другой стороны, в позиции Баку также есть своя логика: мы вам Лачинский коридор, по сути, являющийся частью Армении, недоступной для Азербайджана, вы нам на тех же условиях — Зангезурский.
Но в увязывании этих коридоров таится опасность. Ведь Баку исходит из того, что через четыре года вооруженные отряды Армении и НКР покинут Карабах вместе с российскими миротворцами, а регион будет полностью интегрирован в Азербайджан. Можно не сомневаться, что даже если интеграция обойдется без этнических чисток, большинство населения будет вынужден уехать в Армению — жить в составе Азербайджана после 30 взращивания взаимной ненависти они не смогут. Вроде бы можно говорить о полном завершении карабахского конфликта. Но тогда пропадают все обязательства сторон, согласно трехстороннему соглашению, и Армения вправе ставить вопрос: а зачем нам теперь этот Зангезурский коридор, если никто никому ничего не должен? И все. Повод для новой войны. Поэтому, обсуждая идею коридора, необходимо отвязать ее не только от Карабаха, но и от политики вообще, иначе вопрос функционирования трассы всегда будет предметом политических манипуляций и источником новых конфликтов. Как это сделать — вопрос отдельный и крайне сложный.
История показала, что армяне и азербайджанцы относительно мирно могут существовать только в рамках одного цивилизационного проекта: Иран, Турция, Россия, СССР. Когда регион находится на стыке нескольких проектов, на острие их геополитической борьбы—там неизбежно будет война. В условиях, когда Армения оказывается не просто зажатой между двумя враждебными государствами, но и соединяет их дорогой, это рано или поздно может привести к неконтролируемым последствиям. Я приведу еще цитатуДженгиза Чандара, который рассказывает, что уже Тургут Озал менее через год после распада СССР вынашивал план через Азербайджан выйти на Каспий, чтобы соединить Турцию с новыми независимыми тюркскими республиками за для того, чтобы расширитьсферу своего влияния, превративТурциюв значительную региональную державу. Спустя 30 лет Эрдоган реализовал этот план, поэтому именно Турция является главным выгодоприобретателем этой дороги, что может изменить геополитический баланс в регионе. А это, в свою очередь — опасность для России, которая, с другой стороны получает и выгоду — сухопутную дорогу в Армению и Иран. Но где гарантии, что Анкара и Баку не перекроют ее в один прекрасный момент? Тут необходимо юридически оформленное регулирование не только коридора вдоль иранской границы, но и азербайджанского участка дороги. И вообще нужно некое подобие конвенции Монтре, которая создавала бы правила игры для сторон в регионе, четко обозначала бы, что можно, а что нельзя, чертила «красные линии».
Нельзя не учитывать и интересы Ирана, который не только теряет доходы от транзита по своей территории и возможности контроля перемещаемых грузов, но и так же, как и Армения, опасается оказаться отрезанным от нее при резком усилении влияния Турции, строительстве ей военных баз в Азербайджане. Его голос тоже должен прозвучать, а его подпись — встать под всеобъемлющим региональным документом. Если такой компромиссный документ не будет подписан, то открытие коридора в итоге заложит под регион мину замедленного действия покруче карабахской. И об этом нужно думать прежде всего России.
Я не комментирую это заявление, я просто его цитирую. А там вы решайте сами, правда это или нет с учетом того факта, что армянский премьер запустил необратимые процессы, сдав Нагорный Карабах. Россия в свое время сделала все, чтобы заморозить карабахский вопрос и отложить его решение лет так на 30 вперед. Пашинян, признав территориальную целостность Азербайджана на основе Алма-Атинской Декларации 1991 года, поставил крест на усилиях Москвы. Даже Эрдоган в этой связи сказал, что у Армении был шанс сохранить Карабах, но она сама его «профукала». И совсем коротко: прогноз для Армении неблагоприятный. Для России отчасти тоже, поскольку наших миротворцев выгонят из Карабаха, закроют военную базу в Гюмри и с высокой степенью вероятности Армения выйдет из ОДКБ. Прогнозируемый итог: Армения в ее нынешних границах как суверенное государство исчезнет, Россию вытеснят из Закавказья окончательно и бесповоротно. Можно ли все это предотвратить?
Аналитик Мохаммад Хоссейн Масумзаде говорит, что единственным решением для прекращения агрессии Азербайджана «являются наступательные меры вместо оборонительного подхода, определяющего региональную политику страны, чтобы избежать непоправимых рисков». Некоторые иранские эксперты и бывшие дипломаты считают, что события на Южном Кавказе связаны с внутренними событиями в Иране , где многие этнические азербайджанцы, поддерживаемые Анкарой и Баку, призывают к сепаратистским устремлениям с целью разрушения государства изнутри. Иран обеспокоен тем, что распространение турецкого влияния на его северной границе может повлиять на его внутреннюю политику в будущем, поскольку Азербайджан открыто призвал к «объединению Южного Азербайджана северный Иран с Азербайджанской Республикой». Похоже, что это не пустые угрозы. Движется ли регион к новой эскалации? Интересно, что многие европейские и азербайджанские эксперты расценили отказ премьер-министра Армении Никола Пашиняна подписать итоговый документ Организации Договора о коллективной безопасности ОДКБ как признак слабости России, назвав это «беспрецедентным событием, которого никогда не было раньше». Есть опасения, что в регионе может начаться новая эскалация. Недавно Азербайджан пригласил в регион турецкие истребители F-16 , что рассматривается как подготовка к конфликту. В последний раз Баку приглашал турецкие истребители в 2020 году, за несколько недель до войны с Арменией. Азербайджан также оказывает давление на Россию, чтобы она пересмотрела условия их трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, в котором говорится, что только российские миротворцы несут ответственность за контроль над Лачинским коридором. Азербайджан увязывает блокаду Лачинского коридора с открытием Зангезурского коридора. Если Россия согласится на эти уступки, это может привести к изоляции Армении, поставить под угрозу ее территориальную целостность и заблокировать иранскую стратегическую границу. Это также сместит региональный баланс сил в сторону Турции, поскольку Иран рискует действовать в одиночку против турецко-азербайджанских пантюркистских устремлений, что в конечном итоге может поставить под угрозу интересы национальной безопасности Ирана как на региональном, так и на внутреннем уровне.
Мы продолжаем переговоры с иранской стороной, говорим, что готовы помочь присоединиться к проекту», — сказал турецкий министр. Азербайджан неоднократно заявлял о желании создать Зангезурский коридор, который прошел бы по территории Сюникской области Армении и соединил Нахичевань с основной частью страны. Там планируется построить автомобильную и железную дороги.
Зангезурский коридор. Несказка от 26.09.23
В сухом остатке имеем следующее, Зангезурский коридор будет и оберегать его будет Россия. В сухом остатке имеем следующее, Зангезурский коридор будет и оберегать его будет Россия. Более того, претензии на Зангезурский коридор создали для Армении образ «ненасытного льва» в лице Алиева. Камнем преткновения для создания зоны свободной экономической торговли в евразийском регионе остаётся проект продвигаемого Азербайджаном и Турцией Зангезурский коридор через Сюникскую область Армении, против которого выступают Ереван и Тегеран. «Зангезурский коридор способен соединить Европу с Азией не только посредством транспортных коммуникаций, но и энергетически. А теперь соединить Азербайджан с Нахичеванью предполагается через Зангезурский коридор.
Комментарии
- Зангезурский коридор становится красной чертой для Еревана и Баку / СНГ / Независимая газета
- Фотографии Зангезурского коридора
- Может ли начаться новая война между Азербайджаном и Арменией из-за Зангезурского коридора
- Узлы региональных противоречий затягиваются всё туже
- Трудности с Зангезурским коридором связаны не с Арменией, а Ираном - Эрдоган
- Клуб «Валдай»
Роль и место Зангезурского коридора в глобальной геополитике
Поэтому Зангезурский коридор имеет огромное стратегическое значение для Баку, так как обеспечивает прямой путь к его собственной территории. Более того, этот маршрут в ближайшем будущем установит наземное соединение между Россией и Турцией, включая железнодорожное и автодорожное сообщение. Основная часть этого маршрута будет проходить через Азербайджан, и только небольшой участок протяженностью 40 километров будет построен либо в Армении, либо в Иране. В настоящее время Россия вынуждена перевозить свои грузы через Грузию по неудобным горным дорогам. Вместе с Россией эту возможность получат все страны, которые отправляют грузы из Азии в Европу, используя каспийские порты Азербайджана, в том числе, прежде всего, Китай.
Основная часть пути пройдет через Азербайджан, а небольшой 40-километровый участок будет построен либо в Армении, либо в Иране. Зангезурский коридор на карте В Зангезурском коридоре будут задействованы уже существующие трассы E119 от российско-азербайджанской границы через Баку до поселка Алят , E002 от города Саатлы до города Горадиз и соединяющие их дороги. От Горадиза трасса E002 будет продлена на запад до точки, где сходятся границы Азербайджана с Арменией и Ираном, откуда по армянской или иранской территории доберется до границы с Нахичеванской Автономной Республикой, а по ее земле выйдет к границе Турции, состыковавшись с трассой E99.
Схема будущего Зангезурского коридора Стратегическое значение Зангезурского коридора Для России Зангезурский коридор станет новым наземным выходом в Армению и Турцию. Сейчас российским машинами приходится ездить в эти страны через Грузию, по нестабильному горному серпантину Военно-Грузинской дороги , который регулярно закрывается из-за непогоды. Железнодорожная связь, опять же, только через Грузию, причем в объезд через Азербайджан: сначала до Баку, а оттуда по международному маршруту "Баку-Тбилиси-Карс". Зангезурский коридор обеспечит круглогодичный всепогодный доступ российского автотранспорта к Армении и Турции и позволит сократить железнодорожное сообщение с республиками приблизительно на 200 км. И наоборот — Армения и Турция смогут возить пассажиров и грузы более стабильным и более коротким путем в Россию. Кроме того, Армения откроет железнодорожное сообщение с Ираном через Нахичевань. Азербайджан обретет не только долгожданное наземное сообщение с Нахичеванской Автономной Республикой, но и еще один выход к Турции с экономией платы за транзит 40 км по Армении или Ирану против 250 км по Грузии.
Вместе с ним этот выход получат все страны, транспортирующие грузы из Азии в Европу через каспийские порты Азербайджана, то есть в первую очередь Китай. Прямые выгоды от его запуска получат Россия, Азербайджан, Армения, Иран и Турция, а также любые внерегиональные игроки, которым потребуется быстро и надежно доставить товары с восточного берега Каспия в Евросоюз и в обратном направлении. Запуск проекта по окончании Второй Карабахской войны Рамочная версия Зангезурского транспортного коридора была согласована президентом России Владимиром Путиным , президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном 9 ноября 2020 года во время переговоров об окончании Второй Карабахской войны.
Поэтому в рамках транспортно-логистической диверсификации практически сразу же после окончания победной 44-дневной Отечественной войны в Азербайджане инициировали начало работ по строительству автодорожной инфраструктуры и прокладке рельсов в Восточно-Зангезурском экономическом районе. Формирование коммуникаций трансграничного международного маршрута, получившего название «Зангезурский коридор», продвигается весьма успешно. В рамках этого проекта планируется соорудить три тоннеля, несколько десятков мостов, построить девять железнодорожных станций, возвести 456 инженерных сооружений различного назначения. Строительство этой стальной магистрали осуществляют турецкие компании при поддержке местных подрядчиков, и все работы планируется завершить к концу 2024 года. Вместе с тем с октября 2021 года ведется строительство четырехполосной автомагистрали первой технической категории Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд протяженностью 123,5 км, часть которой будет шестиполосной.
А сегодня, 6 октября 2023 года, стартовал еще один важный этап формирования Зангезурского коридора: в рамках строительства автомагистрали Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд в районе поселка Агбенд Зангиланского района на азербайджано-иранской границе состоялась торжественная церемония закладки фундамента автомобильного моста и погранично-таможенной инфраструктуры, а также начались берегоукрепительные мероприятия на реке Араз. Следует пояснить, что первоначально планировалось, что автотрасса от Горадиза до Агбенда будет продолжена через территорию Мегринского района Армении и далее соединится с транспортными артериями Нахчывана, что, собственно, и предполагалось в Трехстороннем заявлении лидеров Азербайджана, России и Армении от 10 ноября 2020 года. На основе этого документа, а также январского заявления 2021 года была создана рабочая группа на уровне заместителей премьеров Азербайджана, РФ и Армении и первое время некоторая деятельность для решения этой транспортной задачи осуществлялась. Однако затем Армения заняла крайне неконструктивную позицию в вопросе открытия Зангезурского коридора, выдвигала контрпродуктивные требования, манипулировала формулировками статуса коридора и в целом затягивала весь переговорный процесс, заводя его в тупик.
Турецкий журналист Джегиз Чандаров вспоминал, как в 1992-м году он по поручению тогдашнего турецкого президента Тургута Озала предлагал тогдашнему президенту Азербайджана Аязу Муталибову предоставить армянам коридор, соединяющий их с Карабахом в обмен на коридор между Нахичеванью и Баку.
По его словам, Муталибов отказался. Да и армяне ни за что бы не согласились на какие-либо уступки — у них на фронте все складывалось очень хорошо, и они был готовы разговаривать исключительно с позиции победителя, тем более что план Озала подразумевал выселение около 50 тысяч человек из Сюника. Как бы там ни было, если какие-то зачатки обсуждения и были, карабахская война поставила на всем этом крест. Да, ту, первую войну Армения выиграла, приобретя значительные территории. Но она проиграла в том плане, что оказалась в блокаде, отрезанной от своего главного союзника — России и соединенной с Ираном лишь небольшим участком границы в 45 км, где когда-то и проходила дорога.
Эта ситуация оказалась законсервирована почти на 30 лет. Проиграв вторую Карабахскую войну и потеряв территорию, Армения, как это н парадоксально — кое-что и приобрела. А именно — шанс на прорыв блокады. Правда шанс исключительно гипотетический, достаточно трудно реализуемый и содержащий при его реализации массу подводных камней, из-за которых Армения и выступает против открытия коридора. Во-первых, армянская сторона совершенно справедливо указывает на то, что в трехстороннем соглашении не говорилось о коридорах по армянской территории — там упоминалась разблокировка транспортных коммуникаций.
Очевидно, всех. Почему мы должны начать именно с мегринской дороги? Во-вторых, армян категорически не устраивает термин «Зангезурский коридор». Слово «Зангезурский» как бы намекает на исторические территориальные претензии Азербайджана. А «коридор» — нечто экстерриториальное, неподконтрольное, чужеродный элемент в теле Армении.
И в этом главный камень преткновения — статус магистрали. Название можно использовать любое — хоть, Зангезурский, хоть Сюникский, хоть Сюник-зангезурский, хоть Мегринсктй коридор. Или и слово «коридор» не использовать вовсе — это не главное. Главное — суть, то, как он будет функционировать, по каким порядкам и законам. Надо понимать, что любое международное соглашение работает лишь тогда, когда оно имплементировано в национальное законодательство его подписанта.
Или, во всяком случае, ему не противоречит. Характерный пример такого противоречия — Украина, принявшая кучу законов, прямо запрещающей ей выполнять Минские соглашения, которые даже парламентом не были ратифицированы. Иными словами, коридор должен быть прописан в законах Армении, иначе о как бы вне ее юридического поля, а значит, может в любой момент быть поставлен вопрос: а что это вообще и зачем нам это? Второй важный момент — порядок его использования, обеспечения безопасности, контроль над провозимыми грузами, что можно, что — нельзя и тд. Собственно говоря, почему Баку интересует именно эта дорога, а не используемые много лет трассы через Грузию или Иран.
Через Грузию —понятное дело — банально дольше. А иранская дорога пролегает параллельно армянской — вдоль границы, только с юга. Но тут азербайджанским грузам приходится дважды пересекать границу, оплачивать транзит, проходить таможню, фитосанитарную службу, пограничный контроль и тд. Баку настаивает на том, что коридор должен быть без армянской таможни и границы. Об этом Ильхам Алиев заявил накануне встречи — правила функционирования Зангезурского коридора должны быть идентичны правилам функционирования Лачинского.
Пашинян же все это время озвучивал точку зрения всего армянского общества: существование на территории Армении экстерриториальной единицы другой страны недопустимо.