Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию оценил СВО и действия Запада.
Обновленные цели
- Президент России Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию. Главное
- Обращение президента России к Федеральному собранию: главное
- Что нужно знать о послании президента Федеральному собранию
- Послание Путина: каких сюрпризов ждать от президента
Путин ждет, когда на подходе будет суп из крапивы
Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию оценил СВО и действия Запада. Президент Путин в своих обращениях к Федеральному собранию очень часто объявлял о новых социальных выплатах. 21 февраля Президент России Владимир Путин огласил Послание Федеральному Собранию.
Послание Федеральному собранию: о чем говорил Путин за этот президентский срок
В прошлые разы президент выступал из Манежа - вполне вероятно, что Кремль не станет менять традицию. Хотя и в Гостином дворе последнее время часто проходят мероприятия с Путиным. Прямую онлайн-трансляция выступления президента можно посмотреть по ссылке. Где посмотреть послание Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля Трансляция будет идти по всем федеральным каналам. Кроме этого, прочитать речь президента можно будет на сайте KP. RU, а послушать ее — на радио «Комсомольская правда». Что такое послание Владимира Путина Федеральному Собранию Согласно конституции, президент должен обращаться к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Ситуация тогда менялась слишком быстро.
Возможно, речь пойдет в целом о проблемах технологической, финансовой, ментально-нравственной самостоятельности, а возможно и в пакете с конкретными шагами в приоритетных отраслях. Отдельной строкой скорее всего будут затронуты вопросы вооруженных сил и военного строительства. И последним, важнейшим блоком послания, на мой взгляд, будет попытка найти ответы на вопрос, который волнует всех без исключения наших сограждан - какой нас ждет образ будущего, как будем жить. Все это делает послание 23-го года, на мой взгляд, уникальным. И адресовано оно будет и политическому классу, и широкой общественности, и каждому гражданину, и мировым элитам. Конечно, каждое послание запоминается конкретными политическими и управленческими решениями. Собственно, до начала послания многочисленные эксперты и конспирологи будут пытаться угадать о чем скажет президент. У предыдущих посланий были разные сквозные темы: национальные проекты, демография, военное строительство. Это послание станет, пожалуй, отправной точкой построения новой России, которая может и должна опираться только на свои силы и на свой народ. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин обратится к Федеральному собранию 21 февраля.
Владимир Путин: "Oхоты на ведьм не будет" Традиционно часть обращения будет посвящена набору мер в социально-экономической политике, который продолжит реализовывать государство. В качестве основного ориентира как для долгосрочного развития страны, так и для среднесрочного, в контексте 2030 года, будет предложен, здесь без сюрпризов, приоритет национального суверенитета. Базой для него станет обеспечение экономического роста за счет внутренних резервов и возможностей страны, а также развития торговых и экономических контактов со странами, рамки отношений с которыми выстроены в дружественном, кооперационном формате. Будут затронуты вопросы развития здравоохранения, образования, тема экономических субсидий и преференций для различных отраслей экономики, часть экономического блока коснётся вопросов импортозамещения. Важным пунктом этой части послания может стать ожидаемая обществом тема — вопрос кредитования льготных ипотечных программ. В силу актуальной ситуации с высокой ключевой ставкой, повлекшей за собой ощутимую ипотечную стагнацию, линия поддержки института семьи в год, объявленный Годом семьи в России, должна быть затронута так или иначе.
Также президент наверняка коснётся темы новых антироссийских санкций, оборонного комплекса и сельского хозяйства. Политолог Евгений Минченко уверен, что главной темой послания будет социальная поддержка граждан и в целом выступление будет «социально ориентированным», коснётся повседневной жизни людей и особенно — демографии. Такого же мнения придерживаются политологи Сергей Беспалов и Дмитрий Абзалов. Кроме того, наверняка президент затронет тему геополитики и конфронтации с объединённым Западом, а также укрепления дружеских отношений с иными государствами. Скорее всего, будет затронут вопрос развития науки — на это указывают многочисленные акценты в выступлениях Владимира Путина на том, что Российская академия наук играет ключевую роль в передовых разработках современности. По их мнению, президент выскажется о правилах мировой торговли и глобальной безопасности, не забыв, впрочем, про решение внутренних экономических задач. Сам Владимир Путин отмечал, что его послание Федеральному Собранию в 2024 году станет постановкой задач на ближайшие шесть лет. Ну а с учётом политического календаря, внутриполитического, это будет постановка задач на ближайшие как минимум шесть лет, — сказал он. Когда пройдёт Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 2024 Точная дата послания президента Федеральному Собранию в 2024 году долго оставалась неизвестной. Высказывались предположения , что оно может состояться в конце февраля — начале марта, а точнее — между 23 февраля и 10 марта. Наконец, 20 февраля стало известно, что послание пройдёт 29 февраля 2024 года, — об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Оглашение послания Федеральному Собранию начнётся в 12:00 по московскому времени.
Послание Федеральному собранию: какие идеи развития России предложил Путин?
Соответствующее распоряжение он дал в ходе обращении к Федеральному собранию 29 февраля. Российский Президент на ежегодной основе обращается к Федеральному Собранию с определенным программным политико-правовым документом, который призван отражать видение российским Президентом стратегии развития государства на ближайшую перспективу. Президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном обращении к Федеральному Собранию 29 февраля обозначит четкие направления, по которым будет развиваться страна в ближайшие годы, но не обойдет вниманием международную повестку, в частности обращение к.
Поиск по вопрос-ответу
- Наши проекты
- Что говорил Владимир Путин о СВО в послании к Федеральному собранию // Новости НТВ
- «Победить Россию невозможно». О чем говорил Путин в послании Федеральному собранию
- Читайте также:
Послание президента России Федеральному собранию. Главное.
Технологический суверенитет Ещё один блок будет связан с технологическими решениями, обороноспособностью государства и военно-промышленным комплексом. Несомненно, гарантией безопасности национальных интересов любого государства будет наличие технологического суверенитета. Будет агитировать развивать инженерное дело, аэрокосмическое, приборостроительное, ОПК, то есть то, чем Россия раньше славилась", — предполагает Ольга Дегтярёва. По её мнению, в этом блоке президент подтвердит, что Россия встаёт на путь создания того самого сильного государства, которое нуждается в мобилизации всех ресурсов и человеческих, и капитала на всех уровнях. Смена политической системы Эксперты сомневаются, что в послании прозвучат заявления, которые изменят политическое и государственное устройство в преддверии президентских выборов 2024 года. Появится сомнение, а всё ли правильно сделали, а почему изменения пошли только через год, может это учёт ошибок, может это учёт недоработок, может, наконец-то проведён анализ реального положения дел. Сейчас этого категорически не нужно делать", — говорит Александр Конфисахор.
Впрочем, он допускает точечные замены и кадровые перестановки. С тем, что "кадровые моменты" не будут сверхъестественными, согласен и Дмитрий Солонников. Прежде всего из-за успешной работы правительства Михаила Мишустина, благодаря которому не сбылись апрельские прогнозы относительно краха российской экономики. И сейчас не то время, чтобы полностью менять систему государственного управления", — поясняет политтехнолог. Он напомнил, что ряд высоких должностей остаются свободны, например, должность председателя Счётной палаты, и допустил, что какие-то изменения могут быть приуроченные к посланию. Прогнозы — вещь неблагодарная Впрочем, говорить о том, что в послании будет что-то чрезвычайное, не стоит, полагает Дмитрий Солонников.
Завышенные ожидания относительно выступлений президента стали появляться уже в начале года, обратил внимание директор Института современного государственного развития. Он напомнил, что когда Путин приезжал на 80-летие прорыва блокады Ленинграда, телеграм-каналы и соцсети пестрили сообщениями: "решается будущее СВО".
Российские власти иногда берут паузу для того, чтобы правильно, как им представляется, отреагировать на тот или иной новый вызов, новые санкции. Послание Федеральному собранию — программное выступление. Обычно в нем президент определяет направления и идеологию работы государственных структур на год вперед. Последние случаи показывают, что иногда даже тщательно продуманное Послание может дисгармонировать с социально-политическим, экономическим, глобальным контекстом. Достаточно вспомнить январь 2020 года. Владимир Путин меняет правительство и задает контуры конституционной реформы, запускает процесс референдума. Для страны это важное событие, к которому власть начинает готовиться — и готовить остальных.
Но спустя месяц после выступления президента Путина всю планету накрывает пандемия коронавируса, о которой ни слова в Послании не было — и не могло быть. А ведь ковид радикально повлиял и на жизнь граждан, и на работу всех институтов.
В парламенте подчеркивают, что ждут обращения главы государства, так как накопилось достаточно много вопросов, требующих обсуждения. Неслучайная дата Еще в конце декабря Владимир Путин предупредил, что намерен обратиться со следующим посланием к парламенту в начале года. Однако только 10 февраля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что мероприятие запланировано на 21-е. Оно пройдет в Гостином дворе. Вне всякого сомнения, дата послания привязана к юбилею этого события, сказал «Известиям» первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов ЛДПР. По его мнению, необходимость обращения уже назрела. Сенаторы и депутаты ожидают, что президент обозначит основные ориентиры работы — как и какие законы принимать в ближайшем году.
В целом будет определено стратегическое видение развития страны, ожидает Иван Абрамов. Не стоит забывать, что ежегодное послание Федеральному собранию — конституционная норма, поэтому тянуть с его оглашением стало бы неправильным сигналом, заявил «Известиям» депутат ГД, член президиума и секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Период долгих позиционных боев закончится наступлением российской армии, считают эксперты Обновленные цели В послании, вероятно, пойдет речь о целом ряде тем, первая из которых — специальная военная операция, отметил в беседе с «Известиями» депутат ГД, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Дмитрий Вяткин.
И уже сейчас надо настраивать государство на выправление тяжелой демографической ситуации. Одними точечными мерами ограничиваться нельзя. Необходима социализация всей системы, чтобы люди почувствовали, что государство не оставит ни их самих, ни их детей один на один с трудностями, — подчеркнул депутат. По мнению Ивана Абрамова, основная задача сейчас заключается в том, чтобы продолжить стабилизацию внутренних процессов в стране, включая все субъекты РФ. Мы помним все события, когда валюту лихорадило, когда компании уходили, санкции вводились пакет за пакетом. Было, конечно, сложно стратегически дать правильную оценку на далекую перспективу. Сегодня мы увидели, что экономика в РФ по-прежнему устойчива, у нас нет ни дефолта, ни каких-то потрясений. Да, есть проблемы, которые решаются. И президент, наверное, скажет Федеральному собранию свое видение развития, поэтому мы с нетерпением ждем этого послания. И Госдума, и Совфед в ближайшее время примут соответствующие законы, которые помогут реализовать предложения президента, — заявил Иван Абрамов.
Что может объявить Путин в послании Федеральному Собранию — рассказал депутат Госдумы
Послание Президента Федеральному Собранию — 2024. Послание президента Федеральному собранию может и не прозвучать в 2022 году. Ежегодно президент России обращается к Федеральному собранию.
О чем Путин скажет в послании к Федеральному Собранию
21 февраля, в 12:00 президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию — впервые с 2021 года. Политика - 21 февраля 2023 - Новости Волгограда - Почему этот формат обращения президента к парламенту сохранился на протяжении десятилетий и что ждать от выступления Владимира Путина в последний день месяца – в материале «ФедералПресс». Ежегодно президент России обращается к Федеральному собранию.
Что нужно знать о послании президента Федеральному собранию
Предлагаю увеличить в два раза - до 2800 рублей в месяц - налоговый вычет на второго ребенка и до шести тысяч рублей в месяц - на третьего и каждого последующего ребенка. Что это значит? Для примера: семья с тремя детьми каждый месяц будет сохранять в своем бюджете 1300 рублей, при этом размер годового дохода, на который распространяется вычет, также предлагаю повысить с 350 до 450 тысяч рублей. Такая мера поддержки должна предоставляться автоматически, без подачи заявлений.
И отдельно о программе материнского капитала. Сейчас семья при рождении первенца получает право на выплату в размере 630 тысяч рублей, а при рождении второго ребенка - еще на 202 тысячи рублей. Размер материнского капитала регулярно индексируется.
Программа материнского капитала действует у нас до начала 2026 года. Предлагаю также продлить ее как минимум до 2030-го. Уважаемые коллеги!
Хочу выразить признательность благотворительным фондам, социальным некоммерческим организациям, которые помогают пожилым и больным людям, детям-инвалидам. И очень многое сделали они для того, чтобы поднять на государственный уровень вопрос долговременного ухода, потому что они все время ставили эти вопросы. Считаю необходимым нарастить финансирование этой системы со стороны федерального бюджета, вывести ее на единый высокий стандарт и обеспечить максимальную доступность для тех, кто больше всего нуждается в такой помощи, а это около полумиллиона наших граждан.
К 2030 году нужно точно уже сделать так, чтобы услугами долговременного ухода воспользовались и были обеспечены 100 процентов граждан, которые в этом нуждаются. Сейчас средняя продолжительность жизни в России превысила 73 года. Мы вернулись на тот уровень, который был до пандемии коронавируса.
К 2030 году ожидаемая продолжительность жизни в России должна составить не менее 78 лет, а в дальнейшем, как мы и планировали, предстоит выйти на уровень "80 плюс". Особое внимание нужно уделить сельским территориям, регионам, где продолжительность жизни пока ниже, чем в среднем по России. На решение этих задач будет нацелен национальный проект "Продолжительная и активная жизнь".
При этом важно, чтобы росла продолжительность именно здоровой, активной жизни, чтобы человек мог посвящать свое время семье, близким, детям, внукам. Мы продолжим федеральные проекты по борьбе с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, а также с диабетом. Кроме того, предлагаю запустить новую комплексную программу по охране материнства, сбережению здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья, чтобы дети рождались и росли здоровыми, а в будущем и у них были здоровые дети.
В числе приоритетов такой программы станет расширение сети женских консультаций, модернизация перинатальных центров, детских поликлиник и больниц. Всего в ближайшие шесть лет только на строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения дополнительно направим более триллиона рублей. За последние годы у нас в разы выросло число граждан, которые регулярно занимаются спортом.
Это одно из наших значимых достижений. Нужно поощрять людей, которые ответственно относятся к своему здоровью. Уже со следующего года будем предоставлять налоговые вычеты для всех, кто регулярно на плановой основе проходит диспансеризацию, а также успешно сдает нормативы ГТО.
Помните народный лозунг? Каждый помнит эту шутку: "Бросай пить - вставай на лыжи! Кстати говоря, что касается "пития": здесь у нас заметный, хороший результат.
Реально без всякого экстремизма мы значительно снизили употребление алкоголя, и прежде всего крепкого алкоголя, и это, безусловно, сказывается на здоровье нации. Предлагаю за счет федеральных ресурсов ежегодно строить в регионах, прежде всего в малых городах, на сельских территориях, дополнительно не менее 350 спортивных объектов. Это и универсальные комплексы, и быстровозводимые площадки, где смогут заниматься и дети, и взрослые, и целые семьи.
Дополнительно направим на эти цели за шесть лет порядка 65 миллиардов рублей из федерального бюджета. Условия для занятий спортом должны быть в вузах, колледжах, школах и дошкольных учреждениях. Кстати, многие наши детские сады были открыты еще в советское время и нуждаются в обновлении.
Со следующего года начнем программу их капитального ремонта. Люди постоянно об этом говорят. Что касается школ, то здесь капитального ремонта требуют около 18,5 тысячи зданий.
До 2030 года мы поможем регионам полностью закрыть эту накопившуюся проблему, а в дальнейшем будем проводить ремонты школ уже в плановом режиме. То, что сделано до сих пор, показывает, что мы на правильном пути. В целом на капитальный ремонт детских садов и школ выделим дополнительно более 400 миллиардов рублей.
Кроме того, предлагаю в предстоящие шесть лет обновить или открыть медицинские кабинеты в школах, где есть такая потребность, а такая потребность есть. Потому что сейчас, в 2022 - 2023 годах, из 39 тысяч школ - 39 440 школ у нас - медицинские кабинеты есть только в 65 процентах. Есть над чем работать.
Еще очень важная тема. Сегодня активно растут многие крупные города. При этом становится больше и нагрузка на социальную сферу.
Увеличивается число школьников, которые учатся во вторую смену, а в некоторых школах вводится даже и третья смена. Безусловно, это проблема, которую тоже нужно решать. В тех городах, где вопрос переполнения образовательных учреждений стоит наиболее остро, придется опять за счет федерального бюджета, за счет федеральных ресурсов решать эту задачу: построим дополнительно в общей сложности не менее 150 школ и более 100 детских садов.
Мечты, свершения наших предков, старших поколений стали достижимыми, и мы гордимся этими достижениями. А завтрашний день страны определят устремления нынешнего, молодого поколения. Его становление, его успехи, жизненные ориентиры, которые пройдут любую проверку на прочность, - это важнейший залог и гарантия суверенитета России, продолжение нашей истории.
Предлагаю консолидировать позитивный опыт в сфере молодежной политики и уже в этом году запустить новый национальный проект - "Молодежь России". Это должен быть проект о будущем и для будущего нашей страны. Именно так понимают свое призвание, свою высокую миссию и ответственность за молодые поколения наши школьные учителя.
Огромное вам спасибо за ваш подвижнический труд. В том, чтобы ребята чувствовали себя единой командой, обрели опору в жизни, велика роль наставников. С 1 сентября 2024 года предлагаю ввести федеральную выплату - пять тысяч рублей в месяц для всех советников директоров по воспитанию в школах и колледжах, чего раньше не было.
И отдельные решения предлагаю для школьных классных руководителей и кураторов групп в колледжах, техникумах, которые работают в тех населенных пунктах, которым нужно уделить особое внимание, а именно таким населенным пунктам, где живет меньше 100 тысяч человек, а это, по сути, все наши небольшие города, райцентры, поселки, села. Так вот, уже с 1 марта 2024 года предлагаю вдвое увеличить таким специалистам федеральную выплату за классное руководство и кураторство группами до 10 тысяч рублей. Что еще хотел бы добавить.
В 2018 году майскими указами были установлены требования по оплате труда учителей, других работников бюджетной сферы исходя из среднемесячного дохода от трудовой деятельности в конкретном субъекте Федерации. Эти положения так называемых майских указов и впредь должны строго выполняться. При этом надо совершенствовать систему оплаты труда в бюджетной сфере, добиваться роста доходов, занятых здесь специалистов.
Уровень средних зарплат по экономике в регионах разный, а значит, и доходы работников бюджетной сферы даже в соседних субъектах Федерации порой заметно отличаются. При этом работа учителя или врача везде одинаково сложная и крайне ответственная. Такой большой разброс в зарплатах от региона к региону несправедлив, безусловно.
Понимаю, что проблема давняя, очень сложная, капиталоемкая, если так можно сказать. Обсуждали ее и с коллегами из федеральных ведомств, с руководителями регионов, учителями, врачами, другими специалистами. Безусловно, ее нужно решать.
Я сейчас не буду вдаваться в детали, но она действительно сложна. И депутаты, и члены Правительства понимают, о чем я говорю. Просто прошу Правительство уже в 2025 году отработать новую модель оплаты труда бюджетников в рамках пилотных проектов в субъектах Федерации, а в 2026 году принять окончательное решение для всей страны.
Отдельный вопрос - это создание дополнительной мотивации для молодых специалистов, чтобы они приходили работать в школу и видели здесь перспективу для профессионального и карьерного роста. При этом целевым образом выделим более 9 миллиардов рублей из федерального бюджета на обновление инфраструктуры педагогических вузов. Наше школьное образование всегда славилось новаторами, уникальными авторскими методиками.
Именно таким учительским командам предстоит принять участие в создании перспективных школ. Строительство первых образовательных школ лидерского уровня начнем уже в этом году в Рязанской, Псковской, Белгородской, Нижегородской и Новгородской областях. В дальнейшем они появятся во всех федеральных округах: на Дальнем Востоке, в Сибири, на Донбассе.
Всего до 2030 года откроем 12 таких школ. Теперь о содержании образования. Учебная нагрузка для детей должна быть разумной и сбалансированной.
И конечно, явно не на пользу дела, когда на уроках учат одному, а на экзаменах спрашивают другое. Такое несоответствие, мягко говоря, между школьными программами и вопросами на экзаменах - а такое бывает, к сожалению, - вынуждает родителей нанимать репетиторов, а ведь далеко не всем это по карману. Прошу коллег из Правительства совместно с педагогическим и родительским сообществами разобраться с этой проблемой, она очевидна.
В этой связи и о едином государственном экзамене. Он по-прежнему вызывает широкую общественную дискуссию и споры, мы все об этом хорошо знаем. Действительно, механизм ЕГЭ должен совершенствоваться.
Что предлагаю на этом этапе? Предлагаю сделать еще один шаг в этом направлении - дать выпускникам, что называется, второй шанс, а именно: по выбору самого ученика предоставить ему возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов, и сделать это до конца приемной кампании в вузы, чтобы успеть подать документы уже с учетом пересдачи. Такие житейские вещи, но они важны для людей.
В прошлом году экономика России росла темпами выше мировой. По этому показателю мы опередили не только ведущие страны Евросоюза, но и все государства так называемой большой семерки. Но что хочу в этой связи отметить?
Хочу отметить вот что. Огромную роль в этом сыграл фундаментальный запас прочности, который был сделан за последние десятилетия. Сегодня доля несырьевых отраслей в структуре роста уверенно превышает 90 процентов, то есть экономика становится более сложной, технологичной, а значит, гораздо более устойчивой.
Сегодня Россия - крупнейшая экономика Европы по размеру валового внутреннего продукта, по паритету покупательной способности и пятая в мире. Темпы и, главное, качество роста позволяют надеяться и даже утверждать, что уже в ближайшей перспективе мы сможем сделать еще один шаг вперед: войдем в четверку крупнейших экономических держав мира. Такое развитие должно прямо конвертироваться в рост доходов семей наших граждан.
В ближайшие шесть лет доля зарплат в ВВП страны должна возрасти. С опережением инфляции и темпов роста средней зарплаты по экономике мы индексируем минимальный размер оплаты труда. Начиная с 2020 года МРОТ вырос в полтора раза - с 12 до 19 тысяч рублей в месяц.
К 2030 году МРОТ должен увеличиться еще почти вдвое - до 35 тысяч, что, безусловно, отразится на размере социальных пособий, зарплат в бюджетной сфере и в отраслях экономики. При этом мы понимаем, какие риски и факторы могут привести к замедлению экономического роста, нашего развития в целом. Это в первую очередь нехватка квалифицированных кадров и собственные передовые технологии - их отсутствие по некоторым направлениям.
Здесь нужно работать на опережение, поэтому сегодня подробно остановлюсь на этих двух стратегически важных темах. Начну с кадровой базы. В России растет большое молодое поколение.
Как ни странно, есть демографические проблемы с ростом численности населения, а большое молодое поколение имеет место. В 2030 году в стране будет 8,3 миллиона граждан в возрасте от 20 до 24 лет, а в 2035 году - уже 9,7 миллиона, на 2,4 миллиона больше, чем сейчас. И это, конечно, результат в том числе и демографических мер предыдущих лет.
Нам важно, чтобы эти ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века. На это направим новый национальный проект "Кадры". Много, безусловно, об этом говорим, но нужно на деле укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза.
Они должны работать в единой логике, на общий результат. Конечно, здесь важно участие будущих работодателей. С нынешнего учебного года во всех школах страны развернута система профориентации.
Ребята начиная с 6-го класса могут познакомиться с разными специальностями. Обращаюсь сейчас к руководителям предприятий, научных и медицинских центров: пожалуйста, приглашайте к себе школьников, пусть ребята посмотрят цеха, как мне предлагали в одной из моих поездок, музеи, лаборатории. Прошу вас, обязательно включайтесь в эту работу.
На принципах тесной кооперации образования и предприятий реального сектора мы реализуем проект "Профессионалитет". Он позволил обновить образовательные программы для авиа- и судостроения, фармацевтики, электроники, оборонной и других отраслей. Для этих сфер до 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий.
Такие подходы мы должны распространить на всю систему среднего профобразования, включая подготовку кадров для школ, больниц, поликлиник, сферы услуг, туризма, учреждений культуры, творческих индустрий. Отдельно поручаю Правительству совместно с регионами реализовать программу ремонта и оснащения учреждений среднего профессионального образования. Нужно привести в порядок не только учебные здания, но и спортивные объекты, общежития техникумов и колледжей.
За шесть лет направим на эти цели 120 миллиардов рублей из федерального бюджета. Также выделим дополнительно 124 миллиарда рублей и в предстоящие шесть лет проведем капитальный ремонт порядка 800 общежитий вузов и университетов. Теперь в целом о высшей школе.
Задача - чтобы центры науки и образования развивались по всей стране. Для этого до 2030 года построим 25 университетских кампусов. Мы уже говорили об этом, но сейчас считаю нужным сказать еще раз: предлагаю в этой связи расширить эту программу и в общей сложности построить не менее 40 таких студенческих городков.
Придется выделить на эти цели около 400 миллиардов рублей из федерального бюджета, естественно, предусмотрев в кампусах все условия, чтобы студенты, аспиранты, преподаватели, молодые семьи могли учиться, работать и воспитывать детей. В целом надо буквально по полочкам разобрать все жизненные ситуации, с которыми сталкиваются молодые мамы, молодые родители, и с учетом этого настроить работу системы госуслуг, социальной сферы, здравоохранения, городской и сельской инфраструктуры. Прошу Правительство и регионы внимательно все эти вопросы проработать.
В Послании прошлого года объявил о существенных изменениях в организации высшей школы, о необходимости использовать здесь лучший отечественный опыт. Профессиональные основы будущего специалиста закладываются на первых курсах, где преподаются фундаментальные дисциплины. Считаю необходимым повысить уровень оплаты труда преподавателей таких предметов.
Прошу Правительство предложить конкретные параметры этого решения и начать их внедрение уже с 1 сентября в пилотном режиме. Потребуются дополнительные ресурсы: по предварительным подсчетам, в этом году - где-то 1,5 миллиарда, потом - 4,5 миллиарда. Эти деньги тоже у нас посчитаны.
Нам важно повысить потенциал и качество всей высшей школы, поддержать вузы, которые стремятся к развитию. На это направлена наша программа "Приоритет-2030". Ее финансирование рассчитано до конца текущего года.
Безусловно, предлагаю продлить ее еще на шесть лет и выделить дополнительно порядка 190 миллиардов рублей. Критериями эффективности вузов-участников должны быть кадровые и технологические проекты с регионами, отраслями экономики и социальной сферы, создание реально работающих инновационных компаний и стартапов, привлечение иностранных студентов. Конечно, оценивать работу всех вузов, университетов России, колледжей, техникумов будем по тому, насколько востребованы их выпускники, как растут их заработные платы.
Теперь несколько слов о технологической базе развития. Здесь основа основ - это наука, конечно. На встрече с учеными, сотрудниками Российской академии наук, которая в этом году отметила свое 300-летие, говорил, что даже в самые сложные периоды Россия никогда не отказывалась от решения задач фундаментального характера, всегда думала о будущем, и мы сейчас должны поступать так же.
Собственно говоря, мы так и стараемся делать. Например, такого спектра научных установок класса мегасайенс, как у России сегодня, нет ни у одной страны мира. Это уникальные возможности и для наших ученых, и для партнеров, исследователей из других стран, которых мы приглашаем к сотрудничеству.
Отечественная научная инфраструктура - наше мощное конкурентное преимущество как в сфере фундаментальной науки, так и в создании заделов для фармацевтики, биологии, медицины, микроэлектроники, химической промышленности и производства новых материалов, для развития космических программ. Считаю, что мы должны более чем вдвое увеличить совокупные вложения государства и бизнеса в исследования и разработки, довести их долю до двух процентов ВВП к 2030 году и по этому показателю войти в число ведущих научных держав мира. Хочу еще раз повторить: при этом существенно должны вырасти инвестиции в науку и со стороны частного бизнеса - не менее чем вдвое к 2030 году.
Конечно же, главное - это эффективность таких вложений. Речь идет о достижении конкретного научного результата в каждом конкретном случае. Здесь нужно использовать позитивный опыт наших федеральных научно-исследовательских программ по генетике, сельскому хозяйству, проектов Российского научного фонда.
С учетом актуальных задач и вызовов мы скорректировали Стратегию научно-технологического развития России. В ее логике запускаем и новые национальные проекты технологического суверенитета. Назову их основные направления.
Мы должны быть независимы, иметь все технологические ключи в таких чувствительных областях, как сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность. Нужно достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны. Это средства производства и станки, робототехника, все виды транспорта, беспилотные авиационные, морские и другие системы, экономика данных, новые материалы и химия.
Мы должны создавать глобально конкурентные продукты, опираясь на уникальные отечественные разработки, в том числе в области космических, атомных и новых энергетических технологий. Уже сейчас нужно создать правовую среду для развития отраслей и рынков будущего, сформировать долгосрочный, как минимум до конца текущего десятилетия, заказ на высокотехнологичную продукцию, чтобы компании понимали, по каким правилам им работать. Также необходимо наладить внутренние кооперационные цепочки и международные технологические платформы, развернуть серийный выпуск собственного оборудования и комплектующих, нацелить геологоразведку на поиск редкоземельных материалов, другого сырья для новой экономики.
У нас все это есть. Подчеркну, речь идет о нашем стратегическом заделе на будущее, поэтому настроим на решение этих задач все имеющиеся у нас инструменты и механизмы развития, обеспечим приоритетное бюджетное финансирование. Прошу Правительство и Федеральное Собрание учесть это при подготовке бюджета.
Всегда прошу видеть это в качестве основного приоритета. Проекты технологического суверенитета должны стать мотором обновления нашей промышленности, помочь всей экономике выйти на передовой уровень эффективности и конкурентоспособности. Предлагаю поставить здесь цель: доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке за предстоящие шесть лет должна увеличиться в полтора раза, а объем несырьевого, неэнергетического экспорта - не менее чем на две трети.
Приведу еще несколько цифр. В 1999 году у нас доля импорта достигла 26 процентов ВВП - мы почти на 30 процентов все завозили из-за границы. В прошлом году она составила уже 19 процентов ВВП, или 32 триллиона рублей.
А в период до 2030 года нужно выйти на уровень импорта не более 17 процентов ВВП. А это значит, что мы должны сами в гораздо больших объемах производить потребительские и другие товары: лекарства, оборудование, станки, транспортные средства и так далее. Все мы не можем - нам и не нужно стремиться к тому, чтобы все производить.
Но Правительство знает, над чем нужно работать. Подчеркну: с учетом демографических вызовов, с которыми мы столкнулись, высокой потребности, а если говорить прямо, дефицита кадров для нас критически важно кардинально повысить производительность труда - это одна из ключевых задач. А это означает внедрение цифровых технологий в управление, рост энерго- и ресурсоэффективных экономических предложений и реализацию таких предложений, сквозную модернизацию промышленных мощностей, их роботизацию и автоматизацию.
К 2030 году по числу промышленных роботов Россия должна войти в число 25 ведущих стран мира. Вы знаете, если иметь в виду то, что у нас есть сегодня, это будет хорошим результатом. Продолжим создание специальных отраслевых центров компетенций, где будут обобщаться и тиражироваться лучшие практики бережного производства в экономике и социальной сфере.
К 2030 году не менее 40 процентов средних и крупных предприятий базовых и сырьевых отраслей экономики, все учреждения социальной сферы необходимо охватить проектами по повышению производительности труда. Это общая, огромная, но очень важная работа. Кроме того, на увеличение эффективности, перевооружение производств должны быть нацелены передовые инженерные школы, которые создаются на базе вузов.
Мы ставили перед собой цель - создать 50 таких школ. Предлагаю расширить эту программу еще на 50 инженерных школ. То есть в общей сложности развернуть сеть по стране - сеть из 100 таких центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации и предлагать оригинальные технические решения, причем в самых разных областях: в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве, в транспорте, в социальной сфере.
Конечно, всегда и по каждому из этих направлений нужно использовать искусственный интеллект - к этому стремиться. Нужно также модернизировать сеть научно-технических библиотек в вузах и научных организациях, сделать их настоящими цифровыми центрами знаний и информации. Выделим на эти цели - тоже дополнительно - 9 миллиардов рублей.
За последние годы в России открылись сотни новых заводов, фабрик и производств. Они открываются и открываются, мы уже к этому привыкли.
Не существует каких-либо специальных правил, регламентирующих эти вопросы. При этом Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» предусмотрено включение в президентское послание специального раздела, который посвящается анализу исполнения программы развития Российской Федерации в социально-экономическом плане на среднесрочную перспективу, а также уточнение содержания этой программы с установлением задач на будущий год.
При этом надо отметить, что российский Президент эти требования на практике не всегда соблюдает. Верхняя и нижняя палата российского Парламента по итогам президентского обращения зачастую осуществляет издание специальных постановлений, призванных обеспечить реализацию мероприятий, намеченных в президентском обращении. Со стороны органов власти исполнительного характера федерального уровня также наличествует реакция на обращение главы государства в форме принятия правовых актов, определяющих меры, направленные на реализацию поставленных главой государства задач. Типовой регламент, регулирующий внутреннюю организацию деятельности органов власти федерального уровня, предусматривает необходимость учета обращений Президента Федеральному Собраниюпри планировании работы федеральных органов власти исполнительного характера.
На региональном уровне органы власти также принимают правовые акты, направленные на поддержку содержания президентских обращение Федеральному Собранию.
В том числе, новые экономические рынки будут реализовываться. Про инфраструктурные проекты я эти два акцента услышала в первую очередь. Но для меня в послании больше было социальных вещей: основной акцент в том, что государство будет реализовывать свои социальные функции, новые обязательства, крайне важные новые инициативы, в первую очередь, фонд поддержки семей мобилизованных и тех, кто возвращается после СВО. Важно, что большая часть послания была про нормализацию жизни — про здравоохранение, ЖКХ, экологию. Станислав Корякин, политконсультант, член Экспертного совета Союза российских городов и Комитета по политическим технологиям РАСО о приостановке участия в договоре о стратегических наступательных вооружениях СНВ : - Это будет некоторая пауза с той стороны, осмысляющая, что с этим делать. Хотя, по большому счёту, это в текущей ситуации скорее символический месседж, который фиксирует назревшее решение. Скорее всего, это будет связано с развитием технологий в этой сфере на фоне идей по структурной перестройке промышленности, принятию управленческих решений, повышение качества свободы научной деятельности, о которой говорил президент.
Наверное, появится какая-то активность в научно-прикладной сфере в этом направлении. Но, для того, чтобы это всё проводить, нужна научная база, нужны определённые технологические решения. Но чтобы до них дойти, надо посмотреть реакцию. Реакция западных стран будет, но когда, мне сложно сказать. Стратегическое наступательное вооружение — это ядерное вооружение. Возможно развитие и иных сфер, иных типов стратегического наступательного вооружения, но о чем говорил глава государства: мы не стремимся нападать. Речь идёт о сдерживании. Речь президента была построена на том, что наша страна находится в положении обороняющегося, защищающего свои интересы.
Президент не говорил о нападении, инициативах, связанных с нападением.
Он прочитал учебник, в котором не было рассказано про Сталинградскую битву. Президент предложил в ближайшие три года направить дополнительно 24 млрд рублей на обновление домов культуры, библиотек и музеев в малых исторических городах России. В этом году на него будет потрачено 3,5 млрд рублей. Он просит скорее принять закон об ответственности собственников компаний, которые допустили загрязнение окружающей среды. Владимир Путин.
Государство будет поощрять предпринимательскую инициативу, стимулировать частные инвестиции, поддерживать малое и среднее предпринимательство.
О чем заявит Путин в послании президента Федеральному собранию
Посла́ние президе́нта Росси́и Федера́льному собра́нию 2023 го́да — обращение президента России Владимира Путина к обеим палатам Федерального собрания Российской Федерации. Уже ставший традиционным формат обращения главы государства к федеральному парламенту возвращается после годового перерыва. 21 февраля состоится послание президента Владимира Путина Федеральному собранию. Политика - 21 февраля 2023 - Новости Новосибирска -
Когда пройдёт Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 2024
- Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию — Реальное время
- "Цивилизационный разлом". Чего ждут от послания Путина Федеральному собранию
- Международный контекст
- Реализация предшествующих посланий
- Президент РФ Владимир Путин начал обращение к Федеральному собранию России
- Послание Федеральному собранию: о чем говорил Путин за этот президентский срок
СВО и экономика. О чём говорил президент Путин в обращении к Федеральному собранию
Важным пунктом этой части послания может стать ожидаемая обществом тема — вопрос кредитования льготных ипотечных программ. В силу актуальной ситуации с высокой ключевой ставкой, повлекшей за собой ощутимую ипотечную стагнацию, линия поддержки института семьи в год, объявленный Годом семьи в России, должна быть затронута так или иначе. Плюс ко всему, ожидается, что распространение таких программ коснется и присоединенных территорий. Экспертное сообщество ждёт, что в обращении будет обнародован пункт о продлении льготной ипотеки, что освежит перспективы строительного рынка и поднимет социальный оптимизм. Особенно внимательно послание президента будут, как и всегда, слушать высшие должностные лица страны. На них будут возложены задачи оперативного реагирования и выполнения установок президента России.
МРОТ должен увеличиться почти в два раза Помимо этого, во время оглашения послания Федеральному собранию Путин объявил , что к 2030 году МРОТ в России должен вырасти практически в два раза — до 35 тысяч рублей. По его словам, увеличение МРОТ отразится и на величине соцпособий, заработных плат в бюджетной области и в сферах экономики. Президент сообщил, что с 2025 года в России будут предоставлять налоговый вычет всем, кто регулярно на плановой основе проходит диспансеризацию и успешно сдает нормы ГТО. Каждый помнит эту шутку — бросай пить, вставай на лыжи. Вот это тот самый случай, момент такой настал", — сказал Путин. Новая модель оплаты труда бюджетников в регионах Также президент поручил кабмину к 2025 году отработать новую модель оплаты труда бюджетников в регионах, а в 2026 году принять ее для всей страны. А в 2026 году принять окончательное решение для всей страны", — объявил глава государства. Сберегательный сертификат Путин предложил запустить для россиян новый инструмент сберегательного сертификата в банках под выгодный процент на срок свыше трех лет. Президент уточнил, что сертификат будет безотзывным, поэтому банки смогут предложить высокий процентный доход. По словам Путина, средства в размере до 2,8 миллиона рублей будут застрахованы государством. Поделиться Путин предложил ввести для граждан РФ "сберегательный сертификат" Путин предложил ввести для граждан РФ "сберегательный сертификат" Новые национальные проекты "Семья" Путин объявил о запуске нового национального проекта "Семья". И для этого мы запустим новый национальный проект, который так и называется — "Семья", — сказал глава государства. По его словам, сегодня средняя продолжительность жизни в России превысила 73 года. Как сказал Путин, при этом важно, чтобы росла продолжительность именно здоровой и активной жизни, отметил он. А завтрашний день страны определяет устремление нынешнего молодого поколения, его становление, его успехи, жизненные ориентиры, которые пройдут любую проверку на прочность. Это важнейший залог и гарантия суверенитета России, продолжения нашей истории", — сказал глава государства. Кроме того, Путин поблагодарил учителей за их работу с молодым поколением. Именно так понимают свое призвание, свою высокую миссию и ответственность за молодые поколения наши школьные учителя. Огромное вам спасибо за ваш подвижнический труд", — заявил глава государства. На это направим новый национальный проект "Кадры", — сказал глава государства. Глава государства потребовал к 2030 году создать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы. На эти цели он пообещал направить в ближайшие шесть лет не менее 700 млрд рублей. Правительству будет поручено заняться развитием производства оборудования для хранения данных. Российский лидер пообещал, что государство будет наращивать инвестиции в отечественные IT-системы и внедрение искусственного интеллекта. И пятая в мире. Темпы и, главное, качество роста позволяют надеяться и даже утверждать, что уже в ближайшей перспективе мы сможем сделать еще один шаг вперед", — считает российский лидер. Шестилетний финансовый план Путин предложил сформировать шестилетний финансовый план страны. Но и верстать все основные расходы, инвестиции дальше наперед 2030 года", — заявил Путин. Это программа сильной суверенной страны, которая уверенно смотрит в будущее", — заметил Путин. Путин заметил, что для достижения поставленных целей у России есть ресурсы и колоссальные возможности. Лазейки для ухода компаний от налогов должны быть устранены Президент заявил, что лазейки, используемые некоторыми компаниями для ухода от налогов или их занижения, должны быть устранены. По словам Путина, необходимо стимулировать бизнес, который вкладывает в развитие и реализацию инфраструктурных и социальных проектов. Россия — лидер на международном рынке пшеницы Путин назвал Россию лидером на международном рынке пшеницы. Он добавил, что страна входит в двадцатку лидеров по уровню экспорта продовольствия во всем мире. Путин поблагодарил работников отрасли сельского хозяйства за успешную и продуктивную работу. По его словам, в стране не должна складываться ситуация, при которой бизнесу невыгодно набирать обороты, ведь налоговые платежи становятся больше при переходе с упрощенного на общий налоговый режим. Прошу правительство совместно с парламентариями проработать амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации", — призвал российский лидер.
Антон Германович [Силуанов] здесь, с ним договорились - предлагаю часть этих средств целевым образом направить на социальное развитие муниципалитетов, которые являются базой нашей рыболовной отрасли. В современных условиях повышение эффективности всех сфер производительности труда неразрывно связано с цифровизацией, с использованием технологий искусственного интеллекта - уже об этом упоминал. Такие решения дают возможность создавать цифровые платформы, которые позволяют оптимально выстроить взаимодействие граждан, бизнеса и государства между собой. Так, предстоит создать платформу, которая поможет гражданину поддерживать и сохранять здоровье на протяжении всей жизни, пользоваться потенциалом всей системы здравоохранения. Например, на основе данных цифрового профиля он сможет получить дистанционное заключение специалиста федерального медицинского центра, а доктор, семейный врач - оценить именно целостную картину здоровья человека, прогнозировать возникновение заболеваний, предотвращать осложнения, выбирать индивидуальную и потому наиболее эффективную тактику лечения. Все, о чем говорю, не какие-то рассуждения о далеком будущем. Такие практики уже внедряются в работу ведущих медицинских центров. Задача в том, чтобы распространить их по всей стране, сделать массовыми и доступными. Считаю, что к 2030 году нужно сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы. Эти и другие комплексные задачи будут решаться в рамках нового национального проекта "Экономика данных". Направим на его реализацию в предстоящие шесть лет не менее 700 миллиардов рублей. Для государства такие технологии, интегральные платформы открывают огромные возможности для планирования и развития экономики отдельных отраслей, регионов и городов, для эффективного управления нашими программами и национальными проектами. Главное, мы сможем и дальше выстраивать работу всех уровней власти вокруг интересов каждого человека, каждой семьи, предоставлять государственные и муниципальные услуги гражданам, бизнесу проактивно, в удобном формате с максимально быстрым получением результата. Кстати, Россия уже является одним из мировых лидеров по внедрению государственных услуг в электронном виде. Многим, в том числе европейским странам, еще предстоит достичь нашего уровня. Но и мы, безусловно, не должны и не собираемся стоять на месте. Важным элементом цифровых платформ являются алгоритмы искусственного интеллекта. Здесь мы также должны быть самодостаточными и конкурентоспособными. Уже подписан указ об утверждении обновленной редакции Национальной стратегии развития искусственного интеллекта. В ней поставлены новые цели, в том числе надо обеспечить технологический суверенитет по таким революционным направлениям, как генеративный искусственный интеллект и большие языковые модели. Их внедрение обещает настоящий прорыв в экономике и социальной сфере, это должно быть настоящим прорывом. Для этого нужно наращивать наши вычислительные ресурсы. Так, к 2030 году совокупная мощность отечественных суперкомпьютеров должна быть увеличена не менее чем в 10 раз. Это абсолютно реалистичная задача. В целом необходимо развивать всю инфраструктуру экономики данных. Я прошу Правительство предложить конкретные меры поддержки компаний и стартапов, которые производят оборудование для хранения и обработки данных, а также создают программное обеспечение. Нужно, чтобы темпы роста инвестиций в отечественные IT-решения как минимум вдвое превышали темпы роста экономики. Условия для использования цифровых систем должны быть не только в мегаполисах, но и в малых городах, в сельских территориях и в отдаленных районах, вдоль федеральных и региональных трасс, местных дорог. Для этого уже в горизонте текущего десятилетия нужно обеспечить доступ к высокоскоростному интернету практически на всей территории России. Решим эту задачу в том числе и за счет кратного наращивания нашей спутниковой группировки, направим на ее развитие 116 миллиардов рублей. Сейчас хотел бы отдельно остановиться на вопросах регионального развития. Что предлагается? Прежде всего надо снизить долговую нагрузку субъектов Российской Федерации. Считаю необходимым списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам. По оценке, это позволит им сохранить порядка 200 миллиардов рублей ежегодно с 2025 по 2028 год. Обращаю внимание, эти сэкономленные средства должны быть, что называется, "окрашены" и целевым образом направлены регионами на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты. Уважаемые коллеги, обращаю на это ваше внимание. В 2021 году мы запустили программу инфраструктурных бюджетных кредитов объемом 500 миллиардов рублей, затем расширили ее до одного триллиона. Напомню, что такие кредиты предоставляются региону под три процента годовых на срок до 15 лет. Отличный инструмент для развития. Эти средства выделяются на проекты развития, и регионы отмечают высокую эффективность такого механизма. Эти кредиты не списываются, но в текущем году субъекты Федерации начнут гасить эти долги. И средства, которые возвращаются в федеральный бюджет, предлагаю вновь вкладывать в развитие регионов, направлять их на выдачу новых инфраструктурных бюджетных кредитов, а в целом, начиная с 2025 года, будем наращивать портфель инфраструктурных кредитов субъектам Федерации не менее чем на 250 миллиардов рублей ежегодно. Также считаю, что регионам нужно предоставить более широкие возможности распоряжаться средствами в рамках достижения целей национальных проектов. Приведу конкретный пример. Субъект Федерации модернизирует, скажем, поликлинику, качественно провел ремонт. Если при этом остались средства, их можно будет не возвращать в федеральный бюджет, а направить, скажем, на закупку оборудования для отремонтированной поликлиники и так далее. И конечно, поддержим те субъекты Федерации, у которых есть потенциал для развития, но нужно помочь его раскрыть, запустить проекты реального сектора экономики, инфраструктуры, которые станут драйверами в этих территориях. Сейчас 10 субъектов Федерации с низкой бюджетной обеспеченностью реализуют индивидуальные программы социально-экономического развития. Я прошу Правительство продлить действие этих программ еще на 6 лет. К 2030 году все наши регионы должны стать экономически более самодостаточными. Повторю, это вопрос справедливости, равных условий для самореализации граждан и высоких стандартов жизни на всей территории страны. Как видим, планы большие, расходы - тоже. Предстоят масштабные инвестиции в социальную сферу, демографию, экономику, науку, технологии, инфраструктуру. В этой связи хочу сказать о налоговой системе. Безусловно, она должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, а также для реализации региональных программ, призвана сокращать неравенство, причем не только в обществе, но и в социально-экономическом развитии субъектов Федерации; учитывать уровень доходов граждан и компаний. Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы. И напротив, нужно снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счет вычетов, о которых сегодня уже сказал. Стимулировать бизнес, который вкладывает средства в развитие, в реализацию инфраструктурных, социальных проектов. При этом нужно, безусловно, закрыть всяческие лазейки, которые используются некоторыми компаниями для ухода от налогов или занижения своих налоговых платежей. Я прошу Государственную Думу, Правительство в ближайшее время представить на этот счет конкретный комплекс предложений. И в дальнейшем, уже с учетом принятых изменений, предлагаю зафиксировать основные налоговые параметры до 2030 года и обеспечить тем самым стабильные и предсказуемые условия для реализации любых, в том числе долгосрочных инвестиционных проектов. Именно об этом бизнес и просит в ходе наших прямых контактов. Решения в сфере финансовой поддержки регионов, рост экономики должны работать на повышение качества жизни людей, причем во всех субъектах Федерации. Мы уже продлили до 2030 года специальные программы развития таких регионов, как Северный Кавказ и Калининградская область, Донбасс и Новороссия, Крым и Севастополь, Арктика и Дальний Восток. Для 22 дальневосточных городов и агломераций подготовлены мастер-планы развития, и такая же работа идет по населенным пунктам в Арктике. Сейчас мы должны сделать следующий шаг. Предлагаю определить перечень еще более 200 крупных и малых городов. Для каждого из них должен быть разработан и реализован свой мастер-план, а в целом программа развития должна охватить порядка 2 тысяч населенных пунктов, включая села и поселки. Здесь также должны сработать решения по поддержке субъектов Федерации, о которых сегодня сказал, включая инфраструктурные кредиты. Хочу обратиться к главам регионов. Эти ресурсы надо использовать, в том числе для расширения возможностей муниципалитетов. Да, я помню встречу с руководителями некоторых муниципалитетов на их форуме здесь, в Москве. У местного уровня власти особая роль и ответственность. Именно сюда идут люди и граждане со своими повседневными нуждами. Хочу поблагодарить наших мэров, глав районов, депутатов за ваш труд, за внимание к запросам людей. И отдельно хотел бы отметить сотрудников муниципалитетов, которые работают в непосредственной близости от зоны боевых действий, делят со своими земляками все испытания. Соавторами планов развития городов и поселков должны стать их жители. Надо активно использовать механизмы, когда граждане сами определяют, на какие объекты, на решение каких проблем нужно выделить деньги в первую очередь. Предлагаю увеличить софинансирование таких, по сути, народных проектов из федерального и регионального бюджетов. До 2030 года продлим и всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. В целом по России за шесть лет благоустроим более 30 тысяч общественных пространств. Я прошу Правительство также оказать дополнительную поддержку регионам, которые реконструируют набережные, парки, скверы и исторические центры городов. На благоустройство и крупные проекты в этой сфере направим 360 миллиардов рублей. Старинные здания, усадьбы, храмы - это зримое воплощение нашей национальной идентичности, неразрывной связи поколений. Прошу Правительство, парламентариев, профильные комиссии Госсовета с участием общественности, конечно, проанализировать нормативную базу в сфере охраны и использования объектов культурного наследия. Надо устранить явно избыточные, противоречивые требования, из-за которых порой памятник разрушается на глазах, а формально по закону оперативно принять меры по его спасению невозможно. Предлагаю сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия России. Рассчитываю, что мы примем ее на 20 лет. Нужно предусмотреть меры поддержки граждан, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление памятников. Такие механизмы опробуем в текущем году в пилотном проекте Института развития "ДОМ. В нем примут участие пять регионов: Забайкалье, Новгородская, Рязанская, Смоленская и Тверская области. А к 2030 году по всей стране надо привести в порядок не менее тысячи объектов культурного наследия, дать им вторую жизнь, чтобы они служили людям и украшали наши города и села. Обязательно продолжим фундаментальные проекты в сфере культуры, сохраним их финансирование. Будем обновлять инфраструктуру музеев, театров, библиотек, клубов, школ искусств, кинозалов. За шесть лет дополнительно направим более 100 миллиардов рублей на просветительские, образовательные, исторические и другие востребованные творческие проекты в кино, в интернете, в социальных сетях. Предлагаю также расширить программу "Пушкинская карта", с помощью которой школьники и молодежь могут бесплатно посещать кино, музеи, театры и выставки, а сами учреждения культуры получают стимул для развития и для запуска новых проектов, в том числе с участием бизнеса. Прошу Правительство подготовить свои дополнительные предложения. Кроме того, по аналогии с программами "Земский учитель" и "Земский доктор" запустим с 2025 года программу "Земский работник культуры". Люди постоянно говорят об этом на встречах. Специалист, который переедет на работу в село, в малый город, сможет получить единовременную выплату в 1 миллион рублей, а на Дальнем Востоке, в Донбассе и Новороссии эта сумма будет вдвое выше - 2 миллиона рублей. Еще одно дополнительное решение, которое нужно доработать и принять. Прошу Правительство предусмотреть особые условия семейной ипотеки именно для малых городов, а также для тех регионов, где новые многоквартирные дома строятся в небольшом объеме или их вообще нет. Нужно сделать это максимально оперативно, решить вопрос о ключевых параметрах, в том числе размерах первичного взноса и ставки по кредиту. Я прошу иметь это в виду, буду ждать от вас предложений. Также продолжим специальные ипотечные программы со ставкой 2 процента для жителей Дальнего Востока и Арктики, Донбасса и Новороссии. Кредит на таких же льготных условиях в этих регионах смогут получать и участники и ветераны специальной военной операции. Отдельно поддержим проекты комплексного развития территорий под застройку, возведение жилых кварталов со всей инфраструктурой в регионах с пока еще недостаточным уровнем социально-экономического развития, где многие обычные наши предложения не работают. Для этих территорий направим на данные цели дополнительно 120 миллиардов рублей. В этой связи следующая системная задача. При федеральной поддержке многие регионы существенно нарастили темпы расселения аварийного жилья. В общей сложности за последние 16 лет в новые квартиры переехали 1 миллион 730 тысяч человек. В предстоящие шесть лет важно не снижать такую динамику. Прошу Правительство подготовить и запустить новую программу расселения аварийного жилья. Что касается систем ЖКХ, то мы будем наращивать темпы модернизации коммунальной инфраструктуры. В общей сложности до 2030 года на эти цели будет направлено 4,5 триллиона рублей, включая частные компании. Продолжим и реализацию нашего проекта "Чистая вода". Для многих наших городов, сельских поселений эта проблема чрезвычайно актуальная. Прежде всего речь идет о надежном снабжении качественной питьевой водой. Отдельная тема - газификация. В планах обеспечить этим экологичным топливом города и районы Якутии, Бурятии, Хабаровского, Приморского, Забайкальского краев, Мурманской и Амурской областей, Еврейской автономной области, Карелии, такой крупный город России, как Красноярск. Также с помощью СПГ газифицируем Камчатский край и некоторые другие районы. Естественно, это даст возможность расширить программу социальной газификации. Благодаря ей газ уже подведен бесплатно к границам 1 миллиона 100 тысяч участков. Прием заявок продолжается, при этом льготным категориям граждан, в том числе семьям участников специальной военной операции, мы помогаем с проведением газовых коммуникаций внутри участка. Что отдельно сейчас хотел бы сказать. В границах многих населенных пунктов, куда уже проведен сетевой газ, расположены садоводческие товарищества. Люди годами, порой из поколения в поколение обихаживают свои земельные участки, а сейчас строят там дома, в которых можно жить круглый год, но подключиться к сетям не могут, потому что садовые товарищества не попадают в программу "Социальной газификации". Проблема затрагивает миллионы семей! Безусловно, ее нужно решить, причем решить в интересах наших граждан, а именно расширить программу социальной газификации и продолжить сети до границ участков с домом садоводческих товариществ. Также получат поддержку жители отдаленных северных и дальневосточных территорий, где в ближайшие годы пока не будет сетевого газа. Сегодня они оплачивают свои дома углем или дровами. Теперь с помощью субсидий от государства они смогут приобрести современное экологичное оборудование, причем отечественного производства. В первую очередь поддержку должны получить наиболее нуждающиеся семьи. Выделим на эти цели также дополнительно порядка 32 миллиардов рублей. С учетом современных экологических стандартов будем развивать общественный транспорт, снижать его возраст. До 2030 года субъекты Федерации дополнительно получат около 40 тысяч автобусов, троллейбусов, трамваем, электробусов. Дополнительно предусмотрим на эту программу обновления общественного транспорта 150 миллиардов рублей из федерального бюджета. Обновим и парк школьных автобусов темпами, причем не менее 3 тысяч машин в год, что особенно важно для малых городов и сельской местности. Об этом говорят и жители, и главы муниципалитетов, регионов. Действительно, очень важная программа. Поэтому выделим на закупку школьных автобусов еще дополнительно 66 миллиардов рублей. И конечно, это должна быть техника, произведенная в России, полностью или с высокой степенью локализации. В рамках проекта "Чистый воздух" в 12 индустриальных центрах России, как вы знаете, удалось снизить вредные выбросы в атмосферу. С прошлого года к проекту подключились еще 29 городов. В целом по стране объем вредных выбросов в атмосферу должен быть сокращен вдвое. К этой цели будем двигаться поэтапно. Для оценки результатов создадим комплексную систему мониторинга качества окружающей среды. За последние 5 лет очищены тысячи километров рек и берегов, почти наполовину сокращены грязные стоки в Волгу. Теперь предлагаю поставить цель - вдвое снизить загрязнение основных водных объектов России. За последние 5 лет ликвидировали 128 крупных свалок в городах и 80 объектов накопленного экологического вреда, которые буквально отравляли жизнь людей в 53 регионах России. Что в этой связи, уважаемые коллеги, хотел бы подчеркнуть. На этих объектах проведены пока только самые неотложные мероприятия, но это далеко не все. Оставлять их в таком состоянии, как сейчас, тоже ни в коем случае нельзя. Надо довести эту работу до конца, создать здесь всю необходимую инфраструктуру. В целом, по всей России продолжим ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. В предстоящие 6 лет должно быть ликвидировано не менее 50 таких точек высоких экологических рисков. Надо создавать стимулы для бизнеса и внедрять зеленые технологии, переходить на экономику замкнутого цикла. Тем более что у нас, по сути, с нуля создана современная отрасль обращения с отходами. Для их обработки и утилизации построены 250 предприятий. Задача к 2030 году - сортировать все, что подлежит сортировке, все твердые отходы и не менее четверти из них использовать вторично. Выделим на такие проекты дополнительные финансовые средства, построим совместно с бизнесом еще порядка 400 объектов по обращению с отходами и восемь экопромышленных парков. Что еще хочу сказать. В ходе встреч с гражданами на Дальнем Востоке, в Сибири, в других регионах не раз звучала тема сбережения наших лесных богатств, о том, что надо наводить порядок с нелегальными вырубками, с охраной лесных массивов. У этой темы действительно огромный общественный резонанс. Она важна почти для каждого человека, мы здесь, что называется, всем миром объединяем усилия, и ситуация постепенно меняется. Очень важный рубеж: начиная с 2021 года в России восстанавливается лесов больше, чем вырубается. Я хочу поблагодарить за этот результат волонтеров, школьников, студентов, всех граждан, которые высаживали деревья, участвовали в экологических акциях, и, конечно, представителей бизнеса за поддержку таких проектов. Мы обязательно продолжим восстановление лесов, парков, садов, в том числе вокруг агломераций и промышленных центров. Отдельным решением предлагаю повысить зарплаты специалистов, которые трудятся в лесном хозяйстве, в сфере метеорологии, охраны окружающей среды, то есть занимаются важнейшими вопросами экологического благополучия. Надо честно сказать, что вопросы, которые они решают, очень важные, а доходы у них очень скромные. Для поддержки гражданских инициатив в сфере защиты окружающей среды считаю необходимым учредить фонд экологических и природоохранных проектов. Для начала совокупный объем его грантов составит 1 миллиард рублей в год. Продолжится работа и по сохранению особо охраняемых природных территорий, защите и восстановлению редких и исчезающих видов растений и животных. Предлагаю в этой связи подумать и об открытии сети центров реабилитации для травмированных и конфискованных диких животных. К 2030 году во всех национальных парках страны создадим инфраструктуру экологического туризма, включая экотропы и пешие туристические маршруты, в том числе маршруты выходного дня для школьников, площадки отдыха, музеи и визит-центры. Современная, безопасная инфраструктура появится и вблизи водных объектов, в том числе на озере Байкал. Здесь до 2030 года откроется круглогодичный курорт. При этом считаю важным строго придерживаться принципа "ноль загрязнения", то есть полного отсутствия отходов и неочищенных стоков в озеро. Строительство байкальского курорта станет частью крупного проекта "Пять морей". Современные гостиничные комплексы также появятся на побережьях Каспия, Балтики, Азовского, Черного и Японского морей. Только этот проект позволит увеличить внутренний турпоток еще на 10 миллионов человек в год. А в целом по стране - с учетом динамичного развития таких туристических центров, как Алтай, Камчатка, Кузбасс, Северный Кавказ, Карелия, Русский Север, - до 2030 года турпоток должен практически удвоиться до 140 миллионов человек в год. При этом вклад туризма в ВВП России также вырастет вдвое - до пяти процентов. В ближайшее время выработаем дополнительные решения на этот счет. Развитие туризма, региона в целом обеспечивает транспортная инфраструктура. Уже открылось скоростное автомобильное движение между Москвой и Казанью, в текущем году продлим магистраль до Екатеринбурга, а в следующем - до Тюмени. В перспективе современный и безопасный маршрут пройдет через всю страну - до Владивостока. Также за шесть лет в России должно быть построено более 50 обходов городов. Новый значимый автодорожный проект - это, конечно, строительство трассы Джубга - Сочи. Она сократит время в пути от трассы М-4 "Дон" до Сочи в четыре раза - до полутора часов - и, более того, позволит активно развиваться Черноморскому побережью. Но сразу хочу сказать, - мы с Правительством договорились, хочу и публично тоже об этом сказать, - это, конечно, сложный и очень капиталоемкий проект: там сплошные тоннели и мосты, дорогой проект. Но тем не менее прошу Правительство предоставить схему его финансирования. Проработайте это. Мы уже привели в порядок федеральные трассы и практически 85 процентов дорог в крупных агломерациях. Надо строго выдерживать этот уровень. При этом в предстоящие годы особый акцент сделаем на развитии именно региональных дорог. Более доступными должны стать авиаперелеты. Нужно повысить так называемую авиационную мобильность граждан, к 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в полтора раза к уровню прошлого года. Для этого планируем ускорить и развитие внутри- и межрегионального воздушного сообщения. И здесь перед Правительством стоит конкретная задача: за шесть лет провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов - это больше трети аэропортовой сети России.
Но кремлевская пресс-служба поспешила эту информацию опровергнуть. Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас напомнил, что порядок и сроки оглашения Послания никак не прописаны в Основном законе. Глава государства, по словам сенатора, определяет их самостоятельно. В статье 84 Конституции говорится, что президент «обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства». Но, как это нередко бывает, здесь сложно однозначно интерпретировать, обязывает ли Основной закон главу государства делать это каждый год или же наделяет его такими полномочиями, которыми в некоторых ситуациях можно и не пользоваться. Как бы то ни было, можно сказать, что ход привычной государственно-ритуальной жизни уже нарушен. Отменена традиционная большая пресс-конференция Владимира Путина, не предвидится многочасового общения с гражданами в телеэфире, под вопросом и дата Послания. Если считать, что эти ежегодные мероприятия и публичные выступления — обязательные части нормальной жизни государства, то некоторое беспокойство объяснимо: все ли идет так, как надо? Год спецоперации — это, конечно, особенный год.