Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. Например, профессор университета Щапов завершил свое выступление лозунгом: "Да здравствует демократическая конституция!".
100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена"
Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii. Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. Выступление крестьян в селе Кучки Пензенской губернии 5 августа 1918 г. вылилось в вооруженное нападение на продотряд, расправу с местным комбедом.
Отмена крепостного права
«Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года. Экспонаты Музей политической истории России Смотрите музейные коллекции онлайн. Крестьянские волнения Село бездна крестьяне. Восстание крестьян в селе бездна. из бездны — в колхоз, из колхоза — в рыночную бездну. На волжском дне. После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован.
Литература
- Восстание крестьян в селе бездна. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну
- Комментарии
- 100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена"
- Смотрите также
- На волжском дне.
- После реформ: Народ и реформы
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
- Комментарии
- Село Бездна и бездна проблем
- Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
- Волнение в селе бездна участники. Бездненская трагедия. Вопросы и задания
- Бездненские волнения — Википедия. Что такое Бездненские волнения
Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек. Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей.
Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил русский этнограф и антрополог, публицист, историк освоения Сибири А.
Спусковой крючок удачи: ковбойская страсть и советский дух! Перейти к содержимому Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР» В советский период граждане часто сталкивались с необходимостью стоять в очередях за основными продуктами.
Игровой слот «Продуктовая лотерея СССР» предлагает пользователям окунуться в те времена, предоставляя возможность выиграть призы, воссоздавая атмосферу и символику эпохи.
По офиц. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. По распоряжению Александра II Петров был предан воен. Наиболее активные крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению.
Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич.
Выражая настроения крестьян, «Колокол» писал, что в действительности крепостное право не отменено. Революционеры надеялись, что в стране вспыхнет массовое крестьянское восстание.
Крестьянские волнения. В марте-мае 1861 г. Крестьяне выражали свое недовольство несправедливыми условиями реформы, добивались настоящей воли.
Одним из районов, где наиболее ярко проявился протест крестьян, стала Казанская губерния. Вскоре после обнародования Манифеста, в марте, волнения произошли в деревнях Кармачи и Карташиха Лаишевского, Тень-ки, Полянки и Мурасы Спасского уездов. Общим для них был отказ от выполнения барщинных или оброчных повинностей.
Крестьяне считали оглашенные им документы подложными, не подлинными. С марта и до конца мая 1861 г. Особым драматизмом отличались события в селе Русская Бездна Спасского уезда.
Здесь крестьянам, разочарованным условиями реформы, принялся растолковывать «Положение» от 19 февраля 1861 г. Сам он в течение двух дней читал документы, но «ничего хорошего не вычитал». Затем его внимание привлекла первая статья Уставной грамоты с фразой из них отпущено на волю ».
К тому же в «Положении» он вычитал слова: «После ревизии отпущены на долю». Это он и принял за «изъяснение воли». Открытую им волю Петров объявил крестьянам.
Он эворил, что крестьяне, как люди отныне вольные, ни одного дня в неделю работать на помещика не обязаны. Им должны отойти и почти вся помещичья земля. Слова: Петрова побуждали крестьян к действиям.
Крестьяне рбили помещичьи леса, угоняли господский скот, пришли, как сообщалось в официальных документах, в «полное неповиновение властям». В Бездне, Болховке, в ряде ругих деревень Спасского уезда насильственно были заменены неугодные представители сельской админи-грации - старосты, выборные, сотские. Чтобы услыхать о «настоящей воле», в Бездну приходили целые элпы крестьян из Спасского, Чистопольского, Лаишевского и других уездов.
Только в Спасском уезде волнения охватили крестьян 75 сел и деревень. Не без влияния бездненских событий начали волноваться срестьяне Самарской, Симбирской и Саратовской губерний. В сознании помещиков возник образ пугачевщины.
Козлянинова были двинуты войска, в том числе из Тетюш, Лаишевский, Чистополя и Казани. Всего двенадцать рот с более ем 1,2 тысячами солдат, при двух орудиях. На следущй день в Бездну прибыл свиты его императорского вличества генерал-майор, граф А.
В селе эгда находилось около пяти тысяч крестьян. На тре-эвания выдать Антона Петрова толпа ответила генерал майору отказом. Был отдан приказ открыть ружейный огонь.
В промежутках между залпами из толпы раздавались крики: «Не бойтесь! В это время появился Петров, державшие на голове «Положение». Он был схвачен и отправлен в острог.
В Бездне было устроено настоящее побоище. А Антон Петров по приговору полевого военного суда был расстрелян 19 апреля вблизи своего села. Большинство дворян не скрывало своей радости.
По свидетельству современника, «13 апреля Воскресенская улица в 1 час дня представляла вид необыкновенный: по ней катались коляски, дорожки и тарантасы помещиков, ехавших к губернатору. Только что было получено известие «о победе графа». Примечательная и резолюция Александра II, наложенная им на рапорте главного усмирителя о событиях в Бездне.
Она весьма определенна: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно не грустно, но нечего было делать другого». Граф был награжден орденом св. Владимира 3-й степени.
Протест против введения уставных грамот. Безднен-ское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных грамот осенью 1861 г.
Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков. Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд. Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела».
Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности. Пущенные властями в ход розги не сломили их упорства. За дело взялся военный суд.
Около сорока человек понесли тяжелое наказание. В конце концов янасальских крестьян перевели на выкуп, снизив выкупную сумму, освободили от издольщины. Не скрывали своего недовольства и государственные крестьяне.
Так, в связи с несправедливым рекрутским набором в декабре 1862 г. Отклики на бездненские события. Куртинская панихида.
Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Кровь жертв бездненского побоища взывала не только к состраданию, но и к протесту.
С получением известий о событиях 12 апреля, кружок казанских студентов начал вырабатывать план действий. Студенты решили направить своих представителей в Бездну, провести сбор средств в пользу семей убитых и раненых, организовать демонстрацию. В Бездну выехали С.
Клаус и М. Элпидин, но там были арестованы и доставлены в Казань. Здесь их лично допросил губернатор Козлянинов.
Другие члены кружка 14-16 апреля занялись сбором средств среди профес-Цеоров, учителей, студентов, гимназистов, чиновников, купцов. То, что удалось собрать, было отправлено семьям юстрадавших. Во второй половине дня 16 апреля на Куртинском тадбище в приходской церкви состоялась панихида по битым в Бездне крестьянам.
Ее инициаторами стали. Умнов, И. Олигер, Н.
Копиченко, А.
Выступление крестьян в селе бездна
Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР» - | Из истории классовой борьбы в России в 60-х годах XIX века на примере событий в селе Бездна Казанской губернии После цикла очерков о крестьянском движении в Казанском крае в 1917 году. |
После реформ: Народ и реформы | Бездненское выступление 1861 — выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. |
Особенности и бонусы слота
- Определение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861»
- Спасский район отметил 160-летний юбилей Бездненскому восстанию
- 4 выступление крестьян в селе бездна. Крестьянские волнения и восстания
- Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР» -
Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения
Не поняв буржуазно-демократической сущности всего движения 1848 года и всех форм домарксовского социализма, Герцен, тем более не мог понять буржуазной природы русской революций. Свои излюбленные мысли на эту тему он развивал бесчисленное количество раз. Чем больше земли получили бы крестьяне в 1861 году и чем дешевле бы они ее получили, тем сильнее была бы подорвана власть крепостников-помещиков, тем быстрее, свободнее и шире шло бы развитие капитализма в России. Герцен создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. Рабье молчание было нарушено. Но Герцен принадлежал к помещичьей, барской среде. Он покинул Россию в 1847 г. Чернышевский, Добролюбов, Серно-Соловьевич, представлявшие новое поколение революционеров-разночинцев, были тысячу раз правы, когда упрекали Герцена за эти отступления от демократизма к либерализму. Однако справедливость требует сказать, что, при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом, демократ все же брал в нем верх.
Кавелин сразу узнал себя в этом портрете. И Тургенев сразу узнал себя. Он продолжал отстаивать свободу Польши и бичевать усмирителей, палачей, вешателей Александра II. Герцен спас честь русской демократии. Когда полковник Рейтерн застрелился в Варшаве 1860 г. Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их - и совершенно прав; но веришь еще в царя и архиерея... Царь с ними, и они его. Его ты видишь теперь, ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе...
Жители этой деревушки - староверы - отличались необычайно певучими голосами. Они и поныне такие. Директор Антоновской школы Татьяна Королева, кстати, по образованию историк и прекрасный краевед, переживает, что графская усадьба не приспособлена для учебных целей. Здесь нет спортзала, столовой, в классных комнатах маловато света, удобства, как говорится, во дворе. Директор мечтает о новой типовой школе. Но вместе с тем понимает: если они отсюда уйдут, историческое здание придет в запустение. Видимо, нужно находить другое решение. Например, не строить новую школу, а попытаться реконструировать старинный особняк таким образом, чтобы и его классические черты сохранить, и чтобы он стал отвечать современным требованиям.
Нельзя уводить детей из обжитого места, где воспитывают сами стены, хранящие дух вековой истории. Слух об этом распространился по окрестным деревням с необыкновенной быстротой. В Бездну к Петрову стекалось множество крестьян. В ряде поместий начались отказы крестьян от выполнения господских нарядов. Жалобы помещиков и управляющих на "взбунтовавшихся" крестьян подняли на ноги все начальство. Уговоры и разъяснения исправника и становых приставов не имели никакого успеха. В Бездну были направлены войска под командой присланного из Петербурга графа Апраксина. Крестьяне выслали навстречу войскам стариков с хлебом-солью, но выдать Антона Петрова отказались.
Солдаты начали расстрел безоружной и мирной толпы. Антон, неся перед собой "Положение", сам вышел к солдатам. Он был арестован и вскоре судим военно-полевым судом, приговорен к смертной казни, которая и была совершена в Бездне в присутствии согнанных отовсюду крестьян. В Бездне было убито и умерло от ран около ста человек и примерно столько же было ранено. Жесточайшая и бессмысленная расправа терроризировала крестьянство, волнения прекратились, однако события в Бездне имели ряд далеко идущих политических следствий. Ближайшим следствием этих событий явилась "Куртинская панихида", отслуженная в Казани студентами по "невинно убиенным". С этого момента "академические" волнения студенчества превратились в политические. Герцен в "Письмах к противнику", - началась та кровавая полоса нового царствования, которая с тех пор, не перемежаясь, продолжается и растет, но не она одна.
С этой же казни начался мужественный, неслыханный в России протест, не втихомолку, не на ухо, а всенародно, в церкви, на амвоне. Казанские студенты отслужили панихиду по убиенным, казанский профессор произнес надгробное слово. Слабодушным этого поступка назвать нельзя". Опубликованные в 1948 году Отделом государственных архивов МВД Татарской АССР документы в сборнике "Бездненское восстание 1861 года" позволяют установить не только фактическую сторону дела, уже и ранее хорошо известную, но и открывают нам некоторые предшествующие ему обстоятельства. Донося министру внутренних дел о бездненских событиях, казанский военный губернатор дает очень интересную характеристику казанского дворянства: "С самого начала возбуждения крестьянского вопроса, - сообщает он, - совершенное отсутствие сочувствия к нему большинства дворян, при полном сочувствии всех остальных сословий, поставило дворян, уже и прежде державшихся замкнутыми в их исключительном кружке, более еще в неприязненное положение к ученому сословию, чиновничьему и купеческому. Я говорю о чиновниках-служащих, потому что огромное число дворян Казанской губернии не что иное, как отставные чиновники, устроившие службой свое состояние и купившие имения: эти последние самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние, и имеющие сильное влияние на остальных дворян их ловкостью, опытностью и так называемыми сведениями в законах. Суждения дворян, переходя от дворовых людей к крестьянам, усилили негодование и недоверенность их к помещикам, дети коих, студенты, между их товарищами были первыми и самыми сильными порицателями действий своих родителей". Казанское дворянство и помещики решили устроить обед в честь усмирителя крестьян, графа Апраксина.
Из секретного донесения чиновника особых поручений явствует, что Апраксин обеда не принял, но слухи о том, что некоторые помещики где-то в клубе пили за него, носились в городе очень упорно. Слухи о подготовлявшемся чествовании Апраксина были первым побудительным поводом к тому, что революционно-демократическая часть казанского общества решила отслужить по убитым крестьянам панихиду. Панихида была отслужена, демонстрация студентов получила широкую огласку и положила начало ряду других протестов и демонстраций. Пострадали священник и дьякон из студентов Духовной академии, служившие в церкви, и профессор А. Щапов, произнесший на этой панихиде знаменитую речь с революционным призывом к восстанию и к свободе. Положение Бутлерова, как ректора, да еще назначенного, а не выбранного, оказалось очень трудным и неприятным, и он просил у Вяземского отставки. Вяземский уговорил его остаться до конца учебного года, но вместе с тем разрешил ему заграничную командировку на летние месяцы. Бутлеров охотно воспользовался возможностью снова всецело отдаться научным изысканиям.
Начался новый учебный год. В аудиториях Медико-хирургической академии снова многолюдно и шумно. Вернувшиеся из родных мест студенты привезли с собой тревоги бурного 1861 года. Возле студентов, приехавших из Казанской, Самарской и Симбирской губерний, собрались толпы товарищей. Они просят рассказать со всеми подробностями о восстании крестьян в селе Бездна. Что же случилось в селе Бездна, почему происшедшее там так взволновало всю страну? Крестьяне не верили тому, что было написано в «Положении об освобождении крестьян». Из уст в уста, из деревни в деревню шла молва: «помещики нашу волю украли», нужно искать «волю настоящую».
Один из студентов, сын крупного казанского помещика, излагал бездненскую трагедию так: «Крестьяне взбунтовались, решили перебить сначала всех помещиков с их семействами, затем перебить дворню и, наконец, ограбить церкви, оставив из каждых 10 одну. Но приехал генерал Апраксин с отрядом солдат и навел порядок. Все зачинщики и главные смутьяны были либо убиты, либо арестованы». Что-то еще хотел сказать розовощекий, толстенький, в новом мундире студент, но его прервали, вытолкали из аудитории. Слово взял другой студент, приехавший, из уездного городка Спасска, поблизости от которого разыгрались бездненские события. Студент лично беседовал с очевидцами бездненской трагедии. Он обстоятельно, неторопливо рассказал товарищам все, что было ему известно. В селе Бездна находилось имение графа Мусина-Пушкина.
Свыше 820 крепостных мужского пола жили в нем. Среди крестьян нашелся один, который «вычитал» своим односельчанам из «Положения», что вся помещичья земля должна принадлежать крестьянам, а помещику земли - горы да долы, овраги да дороги, песок да камыш...
Тетюшах, прислать 2 роты в с. Никольское, отстоящее от с. Бездны в 7 верстах, сам же с уездным предводителем дворянства отправился в с. Бездну, чтобы испробовать меры кротости и увещания.
Приехав в контору, я послал исправника сказать собравшейся в деревне толпе, чтобы она пришла в контору селения, куда приехал адъютант государя императора, обязанный разъяснить им все встретившиеся недоразумения, на что они отвечали: « Не пойдем, а пусть сюда идет сам» , и потом по обыкновению начался общий крик « воля, воля». После чего отправился к ним уездный предводитель дворянства и также убеждал их без сопротивления идти за ним для объяснений к приехавшему адъютанту государя, представляя им все ужасные последствия их неповиновения властям и средства, к которым должно будет прибегнуть правительство для приведения их в повиновение: но, получив от крестьян тот же ответ, что они не пойдут, предводитель дворянства объявил им, что адъютант государя гр. Апраксин будет их ждать еще полчаса, и если они не одумаются, то он примет строгие меры к обузданию их непослушания. Ответом на это было повторение крика « воля, воля». Прождав безуспешно более часа, я поехал в с. Никольское, решившись не предпринимать ничего противу крестьян с.
Бездны до прибытия требуемого мною войска, между тем как из полученных мною известий я узнал, что в с. Бездне собралось и собирается еще огромное число крестьян из окрестных деревень, почем для усиления ожидаемых 2 рот я сейчас послал предписание к начальнику инвалидной команды гор. Спасска привезти в с. Никольское 11-го числа вечером 231 человека войска, я решился действовать с ним на другой же день, потому что прибытия еще 2 рот из г. Чистополя, двинутых по распоряжению начальника губернии, я не мог ожидать ранее 4 или 5 дней; оставлять же в таком положении дело было опасно, потому что скопище людей в с. Бездне возрастало с неимоверною быстротою, властей никаких уже не признавали.
Назначив своих распорядителей по указанию Антона Петрова из крестьян, хвалились, что выгнали из деревни исправника и уездного предводителя дворянства, и в продолжение всей ночи на 12-е число толпы крестьян, конные и пешие, направлялись в с. Бездну, где тот же Антон Петров давал волю, землю, назначал начальствующих лиц, говоря, что в скором времени он совершенно освободит 34 губернии. Вновь прибывающим толпам его не показывали, говоря, что он занят перепискою с в [ашим] в [еличеством]. Видя это, я двинул собранную мною команду в 5 часов утра в с. При мне находились в это время уездный предводитель дворянства, исправник и 2 адъютанта губернатора, поручик Половцев и ротмистр Златницкий. Во все время перехода войск толпы народа продолжали сбираться в с.
При входе в начале селения мы увидели небольшой стол с хлебом и солью и 2 стариков, стоявших без шапок, которых я спросил: « Для кого это хлеб и соль приготовлены? На что они отвечали нерешительно: « Для вас, по приказанию начальства». Начальство же было назначено бунтовщиками. Но между тем впоследствии объяснилось, что это было сделано для встречи приезжающих записываться в соучастники Антона Петрова. Я приказал убрать стол и старикам идти домой. Дойдя до церкви, стоявшей в середине села, я призвал священника, чтобы еще раз испытать меры кротости, причем он объяснил мне, что неоднократно увещевал народ, но безуспешно и что упорство, возбужденное в нем, так сильно, что едва ли остается какая-нибудь надежда к вразумлению его словами и убеждением, но я хотел испытать еще раз те же меры и лично убедиться в бесполезности их, рассчитывая при настоящем случае на моральное действие присутствия войск, почему и просил его идти с отрядом.
Впереди нас почти что на конце улицы, около дома Антона Петрова и во всю ширину оной, стояла сплошная масса, числом до 5000 человек. Подойдя на расстояние 180 шагов, остановил команду и для первого увещевания послал 2 адъютантов губернатора, которых слова только старались заглушить криком « воля, воля». Адъютанты возвратились, предупредив крестьян,что если они не выдадут Антона Петрова и не разойдутся по своим домам, то по ним будут стрелять; тогда послал я священника, который с крестом в руках увещевал их долго и говорил, что если не повинуются, то чтобы расходились, иначе будут стрелять; они и после этого увещания священника продолжали свои крики. Тогда я сам, подъехав к толпе, объяснил им возложенное на меня поручение и приказал выдать Антона Петрова или разойтись, ни ничто не могло подействовать на ужасное упорство и убеждение этих людей; они кричали: « Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича». Тогда заставил я их замолчать и сказал им: « Жаль мне вас, ребята, но я должен и буду стрелять; те, которые чувствуют себя невиновными, удалитесь». Но видя, что никто не уходит и толпа продолжает кричать и упорствовать, я отъехал и приказал одной шеренге сделать залп, после которого снова было сделано увещание, но толпа все же кричала; тогда я вынужден был сделать несколько залпов; к этому побудило меня более то, что крестьяне, заметив значительный промежуток между залпами, начали в большом количестве выходить из дворов с криком за кольями и угрожали окружить и задавить малочисленную мою команду.
Наконец толпа рассеялась и послышались крики о выдаче Антона Петрова, который, между тем, хотел скрыться из селения задами, но был предупрежден 2 казаками, захватившими приготовленную для него лошадь. Тогда Антон Петров из дома перед войско, неся Положение о крестьянах над головою, и тут был взят вместе с выданными им мне сообщниками и отправлен под конвоем в острог гор. После выдачи Петрова приступлено было к уборке тел и поданию помощи раненым. По поверке оказалось убитых 51 человек и раненых 77. Решительная эта мера была принята мною по малочисленности войска и ежеминутно возрастающего возмущения, принимающего огромные размеры. Она была необходима для водворения спокойствия уездов Казанской губ.
Щербеть помещика штабс-ротмистра лейб-гвардии гусарского в [ашего] и [императорского] в [еличества] полка крестьянин на сходке схватил за грудь и сказал ему: « Убирайся отсюда, тебе здесь нечего делать! Ныне же волнение несколько подавлено, за работы принялись, прежние власти восстановлены, но злонамеренные люди распускают еще слухи, что освобождение крестьян с. Бездны совершенно окончено и что посланный от государя граф, потрепав по плесу пророка Антона, надел на него золотое платье и шпагу и отправил к государю, откуда он скоро возвратился уже с совершенною волею. По моему мнению, для водворения совершенного спокойствия в Казанской губ. В источниках приводятся разные цифры жертв расстрела в с. Бездне 12 апреля 1861 г.
По докладу министра внутренних дел С.
Дом Антона, двор, крыш вся улица перед домов шагов на пятьдесят были наполнены народом. Стали народ усовещать, просить, чтобы разошлись и выдали Антона, долго их просили, но, кроме крику и грубых выходок, ничего от толпы не добились. Стал поп речь держать; он их умолял сперва разойтись, его обругали. Переменил поп речь, объявил им, что их будут расстреливать за неповиновение, что кто не хочет, пусть тот отойдет… Попа обругали опять… «Командуйте, капитан! Снова усо- вещевание и опять безуспешно. Число ружей увеличили, после залпов падало по 15 человек и больше, и на толпу не производило заметного влияния… Велели стрелять целой ротой, человек 40 от залпа упало — толпа осталась непокорна. Еще зал ротой, все засуетились, побежали, а кому от давки нельзя было бежать, завопил: «Выдадим, выдадим! Из избы вывели Антона, со двора толпа народа за ним; у него на голове «Положение»… Только что Антон отделился, подъехали казаки взяли его.
Антону лет 35, худой, маленький, бледный, как полотно страшно перепугался — он думал, что его будут тотчас же расстреливать.
Определение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861»
Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. Крестьянский бунт в 1861 г. был спровоцирован крестьянином А. Петровым, проживавшим в с. Бездна. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii. Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года.
Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии
Кандиевское восстание 1861. Восстание в селе Кандеевка крестьян 1861. Бунт крестьян. Крестьянская реформа 1861 восстание. Крестьянские выступления 1861. Выступление крестьян в селе бездна. Герасимов Крестьянское восстание 1860. Крестьянский бунт Иван Владимиров. Восстания крестьян в 1859 1861 годах. Крестьянские волнения кратко. Крестьянские волнения 1902.
Крестьянское восстание. Герасимов Крестьянское восстание. Картофельный бунт 1842. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Восстание крестьян в 1861. Иван Владимиров "разгром помещичьей усадьбы", 1926 год. Иван Владимиров "сдача финнов" 1940. Крестьянские бунты 1861. Крестьянские Восстания в 1861 году. Кандиевское восстание 1861 в Пензенской губернии.
Восстание крестьян в селе бездна. Иванов Сергей Васильевич бунт в деревне. Сергей Васильевич Иванов картина бунт в деревне. Художник Иванов Сергей 1864-1910. Сергей Васильевич Иванов картина слепцы. Владимиров крестьянский бунт. Кандиевка восстание крестьян. Герасимов Крестьянское восстание 1860 картина. Сельский сход 1861. Клавдий Лебедев крепостничество.
Иван Владимиров продразверстка. Картина Ивана Владимирова «продразвёрстка». Иван Владимиров художник раскулачивание. Бунты после отмены крепостного права. Восстания против крепостного права. Восстания после отмены крепостного права. Крестьяне в революции 1905 года. Революция 1905 в деревне. Крестьянские бунты 1905. Восстание крестьян 1860 года Россия.
Восстание крестьян 19 век. Иван Владимиров картина продразверстка. Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров. Восстание крестьян 1918 Алтайский край. Крестьянские бунты в России в начале 20 века. Восстание крестьян 1905. Крестьянские Восстания 19 века в России. Картина Ивана Владимирова. Крестьянские бунты в России в 19 веке. Крестьянские Восстания 1917.
Восстание крестьян в Тамбовской губернии живопись. Крестьянские Восстания 19 века. Крестьянское восстание 1902. Восстания крестьян 1905 год. Крестьянские Восстания в России 1902 г.
Началось в апреле 1861 в с. Бездна Спасского уезда, где крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений 19 февраля» в интересах крестьян. В его толковании настоящая воля заключалась в том, что крестьяне не должны работать на помещика и что вся земля принадлежит крестьянам. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний.
Началось в с. Бездна Спасского у. Петров Антон Петрович Сидоров истолковывал нек-рые статьи "Положений 19 февраля" в интересах крестьян. В толковании Петрова настоящая воля заключалась в том, что "крестьяне ничего не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам". Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т.
Мир праху Вашему и вечная историческая память Вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция! О ней незамедлительно телеграфировали яександру П. Императорская резолюция на телеграмме сила: «Щапова немедленно арестовать, а двух монахов очить в Соловецкий монастырь». В монастырь должен был отправиться и Щапов, но под давлением общественного мнения царь отменил это решение. В 1864 г. Ранее из университета исключили девять, а из академии — троих студентов. В мае на события в Бездне откликнулся «Колокол». Через два месяца на его страницах было опубликовано письмо либерально настроенного профессора русской литературы Казанского университета Н. Называлось оно «Граф Апраксин Бездненскии» и начиналось следующими словами: «Манифест и Положение об освобождении крестьян облились уже невинною кровью». Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К. Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая... Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский — прокламацию «Бью челом народу православному... Все они содержали призыв крестьян к восстанию. Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г. В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А. Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы... Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства. Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» — «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию...
"Узнав про Бездну, Щапов говорил студентам: "Ну вот вам и деятельность!"
Впереди нас почти что на конце улицы, около дома Антона Петрова и во всю ширину оной, стояла сплошная масса, числом до 5000 человек. Подойдя на расстояние 180 шагов, остановил команду и для первого увещевания послал 2 адъютантов губернатора, которых слова только старались заглушить криком « воля, воля». Адъютанты возвратились, предупредив крестьян,что если они не выдадут Антона Петрова и не разойдутся по своим домам, то по ним будут стрелять; тогда послал я священника, который с крестом в руках увещевал их долго и говорил, что если не повинуются, то чтобы расходились, иначе будут стрелять; они и после этого увещания священника продолжали свои крики. Тогда я сам, подъехав к толпе, объяснил им возложенное на меня поручение и приказал выдать Антона Петрова или разойтись, ни ничто не могло подействовать на ужасное упорство и убеждение этих людей; они кричали: « Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича». Тогда заставил я их замолчать и сказал им: « Жаль мне вас, ребята, но я должен и буду стрелять; те, которые чувствуют себя невиновными, удалитесь». Но видя, что никто не уходит и толпа продолжает кричать и упорствовать, я отъехал и приказал одной шеренге сделать залп, после которого снова было сделано увещание, но толпа все же кричала; тогда я вынужден был сделать несколько залпов; к этому побудило меня более то, что крестьяне, заметив значительный промежуток между залпами, начали в большом количестве выходить из дворов с криком за кольями и угрожали окружить и задавить малочисленную мою команду. Наконец толпа рассеялась и послышались крики о выдаче Антона Петрова, который, между тем, хотел скрыться из селения задами, но был предупрежден 2 казаками, захватившими приготовленную для него лошадь. Тогда Антон Петров из дома перед войско, неся Положение о крестьянах над головою, и тут был взят вместе с выданными им мне сообщниками и отправлен под конвоем в острог гор. После выдачи Петрова приступлено было к уборке тел и поданию помощи раненым.
По поверке оказалось убитых 51 человек и раненых 77. Решительная эта мера была принята мною по малочисленности войска и ежеминутно возрастающего возмущения, принимающего огромные размеры. Она была необходима для водворения спокойствия уездов Казанской губ. Щербеть помещика штабс-ротмистра лейб-гвардии гусарского в [ашего] и [императорского] в [еличества] полка крестьянин на сходке схватил за грудь и сказал ему: « Убирайся отсюда, тебе здесь нечего делать! Ныне же волнение несколько подавлено, за работы принялись, прежние власти восстановлены, но злонамеренные люди распускают еще слухи, что освобождение крестьян с. Бездны совершенно окончено и что посланный от государя граф, потрепав по плесу пророка Антона, надел на него золотое платье и шпагу и отправил к государю, откуда он скоро возвратился уже с совершенною волею. По моему мнению, для водворения совершенного спокойствия в Казанской губ. В источниках приводятся разные цифры жертв расстрела в с.
Бездне 12 апреля 1861 г. По докладу министра внутренних дел С. Ланского, число убитых показано 71 человек; казанский военный губернатор доносил, что было убито и умерло от ран 91 человек; раненых 87; жандармский офицер полковник Ларионов телеграфировал шефу жандармов В. Долгорукову о 60-и убитых; земский исправник Р. Шишкин в рапорте губернатору указывал, что всего убитых и раненых насчитывается 150 человек, в том числе убитых 61 человек; адъютант казанского губернатора Ф. Половцев называет убитых 71 человек и раненых 115, но добавляет: «В действительности же их было гораздо больше, так как много и раненых и убитых крестьяне вынесли из толпы и увезли по деревням; по счету доктора, приехавшего на другой день и лечившего пострадавших в течение с лишком 2 месяца, всех жертв было более 350 человек» Исторический вестник. Принимавший участие в подавлении восстания в с. Бездне капитан Лепинский приводит те же данные о числе убитых и раненых, что и Апраксин в своем рапорте.
Он сообщает и некоторые другие подробности расстрела, не указанные в рапорте Апраксина. По свидетельству Лепинского, вокруг избы Антона Петрова собралось до 6 тысяч крестьян. По ним сделано «четыре ружейных залпа вводными шеренгами». После четвертого залпа крестьяне бросились бежать, но каратели восприняли это так, как будто еще четыре залпа, после чего «толпа подала знак покорности, и пальба прекратилась». Крестьянское движение в России в 1857 - мае 1861 г. Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России документы, письма, мемуары, статьи. Командующие убиты 51, ранены 77 неизвестно Бездненские волнения - волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии ныне - село Антоновка Спасского района Татарстана и окрестных деревень в апреле 1861 года в ответ на крестьянскую реформу отмену крепостного права. Волнения В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян.
В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков. Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний - крестьяне отказывались работать на барщине , делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. Подавление 12 апреля в село вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича ». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям - 87. Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.
Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Казанское же дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина.
Опубликование манифеста и Положений 19 февраля 1861 года об условиях отмены крепостного права вызвало разочарование и возмущение обманутых в своих надеждах крестьян. Они не поверили в подлинность оглашенного текста Положений и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения.
Весной 1861 года в ряде губерний произошли крестьянские волнения. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. Движение возглавил молодой бездненский крестьянин Антон Петров. Волнениями было охвачено свыше 75 селений Спасского, Чистопольского, Лаишевского уездов Казанской губернии и смежных уездов Самарской и Симбирской губерний. Восстание в Бездне было жестоко подавлено. По официальному донесению казанского военного губернатора министру внутренних дел, было убито и умерли от ран 91 человек, свыше 350 человек было ранено. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества.
Не вина Герцена, а беда его, что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах. Когда он увидал его в 60-х - он безбоязненно встал на сторону революционной демократии против либерализма. Он боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царем. Он поднял знамя революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа.
Освобожденные по разному трактовали свои права и свободы. Одни вовсе не желали перемен, ибо у нас бесхозный крестьянин столь же потерян и напуган, что и закрепощенный. Иные видели в реформах обман, несправедливость, желали большего и считали возможные выгоды от разных дат. Диляра Юсупова отправилась по следам забытого восстания в село, что носит сейчас имя Антонова - зачинщика того бунта, нашла даже его потомков и готова раскрыть нам одну из страниц извечной российской истории под названием "Земля - крестьянам! Отличники школы всё знают про историю самого здания, где учатся и места, где живут. На словах. Имение Мусина-Пушкина, исторические события 19 века. И вот небольшой уголок мини-музея - об истории, что и сделала этот маленький посёлок на глубинке Татарстана таким уникальным. Не случайно о событиях тех лет не было снято ни одного фильма. Публикации появились только в середине 20 века, имели весьма небольшой тираж. Известность событие получило позже - в советское время битва на Бездне все-таки вошла в учебники по истории. Причем, правильнее говорить Без Дна, с ударением на последний слог. Река в действительности была бездонной, измерить ее глубину не могут до сих пор. Водоем оставался главной достопримечательностью поселка до событий, что произошли уже на ее берегу. Историки это место обходят стороной. Мол, событие было, последствия - тоже, но кто прав, кто виноват, непонятно и поныне. Сам зачинщик - крестьянин Антон Петров-Сидоров о судьбе народа вообщем-то изначально не думал, толкнула сама судьба. Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Становой пристав Михайлов, который должен был читать, был не особо грамотен. Он учился у Антона Петрова и попросил его: сначала он просто прочитал, но потом это стало его идеей". В действительности, Антон Петров был не единственным бунтарем. После того как император Александр Второй подписал манифест об отмене крепостного права, возник вопрос "Как делить землю? Компромисс нашли: отдать землю крестьянам - по 3,5 гектара на душу. Был крепостной, а стал свободный должник. Смысл жизни теперь - платить государству и… помещикам. Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Крестьяне по-прежнему должны были сорок дней барщины отработков иметь, они по-прежнему не могли получить землю, эти положения нужно было довести до крестьян, в Казани были доставлены только в начале апреля". Начались крестьянские бунты. Текст манифеста об отмене крепостного права назвали "филькиной грамотой". Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. Антон Петров пошел дальше, манифест он растолковал по своему: царь дал волю раньше на два года до официальной даты. Этот факт помещики якобы скрывали, а потому вся земля принадлежит крестьянам, и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с бывших хозяев. Диляра Юсупова - "Сейчас это школьные мастерские, но именно здесь держали Антона Петрова в винном погребе, он во всем признался, но стоял на своем и через семь дней его расстреляли, правда уже в другом месте, на окраине села". Есть улицы центральные, а есть исторические, как эта, правда по ней и не скажешь, что когда-то здесь пролили немало крови. Одинокий памятник, стертая надпись и люди, что и не помнят, а что-то слышали, читали. Обрывки прошлого доносятся и вот до этой женщины. Она живет с прямым потомком Антона Петрова-Сидорова. Говорит, сегодня и не разберешь - Сидоровых в деревне около 4 семей - может и родственники - признается, после такой кровавой битвы, кто кому сват уже и неважно. Бунтовщиков все же заставили платить. За 45 лет землю смогли выкупить единицы. Сами помещики кровавую битву на Бездне отмечали праздником и шампанским. Как, где и с кем описано во всех книгах. А вот в поселке ни одной вывески или записи исторической хроники. С давних пор село переименовано в Антоновку - откуда и кто этот человек не указано, даже на злосчастном камне на месте трагедии. Информация похоронена вместе с борцами за свободу, самодержавием и Российской Империей.
Это восстание было подавлено, а крестьяне в том году так и не поднялись на протестные акции. Пассивность крестьян на этом этапе объяснялась, пожалуй, углублением процесса имущественного расслоения российского крестьянства. Оно становилось все более неоднородным. Зажиточные хозяева, часто бывшие инициаторами волнений в 1861-1862 гг. Это недовольство у них сохранилось и в дальнейшем, но за первые три года действия реформы крепкие крестьяне успели увидеть и многие положительные для себя стороны преобразований. Та самая свобода, плодами которой бедняки почти не могли воспользоваться, обернулась для хозяйственных крестьян большими плюсами. И потому они старались использовать в своих интересах предоставленные права и свободы и были уже не готовы идти на антиправительственные выступления вместе с беднотой. Их интересы, во многом ранее пересекавшиеся, стали несколько расходиться. Зажиточные избрали путь приспособления к новым условиям жизни и хозяйствования. А так как в деревне наибольший авторитет имели именно состоятельные крестьяне, то беднота, оставшись без своих признанных вожаков, не смогла подняться на восстание. На таком фоне «Земля и воля» в 1864 году самоликвидировалась, так как весь смысл ее существования состоял в том, чтобы возглавить ожидаемое крестьянское восстание, направить его в правильное освободительное русло, указать ему цели движения и сформулировать соответствующие лозунги. Однако в 1876 году снова появилась аналогичная организация, которая, стала издавать в 1878 году свой печатный орган, называвшийся также «Земля и Воля». Это уже народническое движение с такими лидерами, как Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Кравчинский, С. Перовская и др. Новые землевольцы, в отличие от предшественников, отказались выдвигать социалистические лозунги, непонятные крестьянам, а решили, напротив, идти от их насущных требований. Главными требованиями были: передача всей земли крестьянам и введение полного общинного самоуправления.
Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г
В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю».
Волнения в селе
Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Казанское же дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина.
Бунтовщиков все же заставили платить.
За 45 лет землю смогли выкупить единицы. Сами помещики кровавую битву на Бездне отмечали праздником и шампанским. Как, где и с кем описано во всех книгах. А вот в поселке ни одной вывески или записи исторической хроники. С давних пор село переименовано в Антоновку - откуда и кто этот человек не указано, даже на злосчастном камне на месте трагедии.
Информация похоронена вместе с борцами за свободу, самодержавием и Российской Империей. Впрочем уже тогда власти решили забыть и о самом земельном вопросе, что не был решен и в начале ХХ века. Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах. Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов.
Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка. Объективно оно означало борьбу за ликвидацию феодально-крепостнических отношений. Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской1. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае - в 32. Это был период наибольшего подъема крестьянского движения.
Как указывал П. Валуев в своей записке «О положении крестьянского дела в начале сентября 1861 года», «промежуток времени между обнародованием Положений и введением в действие мировых посредников т. Для того чтобы представить себе тот размах, который приняло движение в этот период, необходимо остановиться на вопросе о количестве войск, привлекавшихся к подавлению крестьянских волнений, на основе обработки нами данных Департамента Генерального штаба, состоящих из донесений в Военное министерство как командиров частей и соединений, так и местной администраций. Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной. По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1.
Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства - жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей.
Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,- «помещику земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда.
Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов.
На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран - 41 и раненых - 71 человек.
Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям.
В тринадцатой части главы кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко описывает процесс активизации борьбы крестьян за свои права. Желание предоставить большей части российских граждан землю и волю объединила философов, публицистов и будущих революционеров. Однако правовой контекст их действий выглядит не столь однозначно. Неразгаданной социологической и социально-психологической загадкой остается возможность народа долго молча существовать в забитом состоянии при авторитарных и тоталитарных режимах, но стоит реформаторам дать ему некоторую толику свободы, он вдруг просыпается от спячки и решительно восстает в борьбе за более существенное расширение своих прав. Подобные случаи повторялись уже не раз и потому это явление можно считать закономерностью. Почему-то реформаторов обычно не благодарят за дарованные свободы, а сплошь и рядом упрекают за несовершенство и неполноту реформ. С реформой 1861 года произошло именно так.
Если до выхода манифеста крестьянство России покорно несло свой крест бесправия, то с объявлением «великой царской милости» оно поднялось на протестное движение за землю и волю. Вожаки таких выступлений по-своему толковали текст Манифеста и утверждали, что царь даровал им полную «настоящую» свободу и всю землю, а помещики на местах утаили от народа подлинный закон. Особенное недовольство вызывало у крестьян положение о «временнообязанности», по которому они еще несколько лет должны были работать на барщине и платить землевладельцу оброк. Не устраивала крестьян и обременительная для них выкупная операция по земле. Так, если в предшествующий период с 1855 по 1860 гг. В 718 случаях волнения были ликвидированы лишь с помощью войск. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 сёлах. Это многим дало повод говорить о начавшейся крестьянской революции. Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии.
В Бездне войска открыли огонь и убили 51 человека, а зачинщика крестьянина Антона Петрова расстреляли. На волне этих выступлений оживились и общественные силы. Многие решили, что в России начинается крестьянская революция.
Но в 1935 году районный центр Спасск переименовали в Куйбышев, и «Красный котельщик» стал соответственно заводом имени Куйбышева, а посёлок на берегу залива — Куйбышевским Затоном. Пассажирские суда на заводе уже не строили. Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды. В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения. Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС. И ещё в затоне обосновалась крупная база нефтеналивного флота: здесь ремонтировались и зимовали баржи и буксиры, перевозящие нефть из Баку по Волге в северные города России. Во время Великой Отечественной войны завод по заказу военного ведомства производил детали корпусов для бомб и перестраивал пароходы в боевые канонерские лодки.