В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. Всеволод Мейерхольд (18741940), тюремная фотография 60 лет назад, 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд один из великих.
Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь
Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. 1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Всеволод Эмильевич Мейерхольд — театральный режиссёр, актёр и педагог. Он был первым советским режиссёром, являлся автором сталинских шоу и рискованных спектаклей. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». Юбилей режиссера Всеволода Мейерхольда отметят в феврале 2024 года. Творчество режиссера тесно связано с прославленной Александринкой. Всеволод Эмильевич одним из первых среди театральных деятелей вступил в компартию, ведь большевики поддерживали авангард в искусстве, на который делал ставку Мейерхольд.
Режиссеры, интриги и цензура
В дореволюционный период Мейерхольд ставит человека в центр мироздания, и главное для него — персональность: Дон Жуан или Гедда Габлер. Вокруг человека вращается мир, и все внимание направлено на этого человека, в соответствии с которым выстраивается и этика, и эстетика. А после революции человека больше нет, есть масса, есть спектакль-диспут, есть биомеханика. Мейерхольд проводит осмысленный эксперимент по превращению человека в винтик, в шуруп, в некую часть производства искусства. Огромные толпы людей бегают по сцене, и только в самом конце этого периода, ближе к концу 30-х, появится герой, протагонист: в одном случае это Зинаида Райх, потому что любимая женщина, в другом Ильинский раньше или Гарин — как самодостаточные яркие личности. Но главным героем каждого спектакля все-таки остается масса. В этом смысле Мейерхольд был продолжателем идеи большевизма, этаким Сталиным в театре. Все имени Мейерхольда. Тотальный диктат режиссуры, подчинение режиссеру всего: всей труппы, всего актерского вещества, всей идеологии. Я к этому не отношусь плохо, это отчасти сидит и во мне, я на этом воспитан, но я это осознаю.
Это чистой воды большевизм, сталинизм. Но нужно понимать, что есть такие проявления сталинизма, как Большой террор и Архипелаг ГУЛАГ, а есть сталинский ампир и великий русский режиссерский театр». Иван Вырыпаев «Биомеханика, в принципе, похожа на йогу» «Мы, театральные режиссеры, можем поучиться у Мейерхольда искусству работы с пьесой. Спектакли Мейерхольда — самый яркий пример результата радикального эксперимента с формой при бережном отношении к автору. Он мог даже несколько изменить пьесу, но ее содержание при этом передавал всегда очень точно и объемно. Я это знаю от своего учителя Александра Михайловича Поламишева, который провел целое исследование в этом направлении. В целом же, признаюсь, я не знаток Мейерхольда, и мне ближе такие имена, как Станиславский, Вахтангов и Михаил Чехов. Про биомеханику понимаю, что построена она на принципе совершаемого действия и получаемого от этого действия импульса. Это похоже на йогу, в принципе.
Но, правда, мне не достаточно знаний, чтобы рассуждать о Мейерхольде. Вот меня пригласили участвовать в Театральном альманахе «Я — Мейерхольд», и, конечно, для меня большая честь находиться в компании режиссеров, которые там представлены. Но я хочу сказать честно, что приду абсолютно не подготовленным. Я не знаю, что мне делать, ничего не рождается, я решил прийти и сдаться. Но может быть меня спасет что-нибудь из хорошо проверенных театральных приемов». Фрагменты из спектакля «Ревизор» 1926 год. Из архива Бахрушинского музея Евгений Каменькович «Некоторые вещи у него были так придуманы, что и современный театр их бы не переплюнул» «Во время первых своих режиссерских шагов я довольно много пользовался приемами из того опыта, который накопил Мейерхольд. Как-то в учебном порядке я ставил «Лес» Островского, и один эпизод — где Восьмибратов приходит торговаться с Гурмыжской — я сделал точно по описаниям мейерхольдовского спектакля. Восьмибратов раздевался, разбрасывал одежду, швырял кошелек и так далее.
Естественно, я всех предварительно предупредил, что один эпизод будет сделан по Мейерхольду. Может быть оттого, что зрители знали, что это Мейерхольд, или по другой причине, но этот эпизод прошел с огромным успехом. Вообще, у Мейерхольда некоторые вещи были так придуманы, что, мне кажется, современный театр бы их не переплюнул. Фотография: www. Он разработал настолько мощные практики, что они вопреки всевозможным искусственным барьерам передаются из поколение в поколение. И я своим студентам стараюсь привить любовь к Мейерхольду, мне кажется это крайне важным в нашем деле. Притом что никто из моего поколения спектаклей Мейерхольда, ясное дело, не видел, все равно это осязаемая, высокая планка. Крайне важно знать, что так было. Многие его спектакли достаточно подробно описаны.
Объединенный театр стал давать спектакли в прежнем здании. Недостроенное же сооружение на Тверском бульваре использовалось различными учреждениями вплоть до решения Исполкома Моссовета о его использовании по прямому назначению. В 1973 году на этом месте по проекту архитектора Владимира Кубасова возвели здание Московского художественного академического театра сейчас — МХАТ им. Фото: Главархив Москвы Похожая судьба ждала и еще один проект. В 1930-х годах в центре столицы на Большой Садовой улице сейчас — Триумфальная площадь планировалось возвести новое здание Государственного театра им. Всеволода Мейерхольда ГосТиМ. На этом месте еще в 1890-е годы существовал «парижский» кафешантан Шарля Омона, который позже превратился в театр «Буфф», а со сменой владельца в 1912 году — в театр «Зон».
Начиная с 1920-х годов здесь располагался Театр вольной мастерской Мейерхольда. По задумке Всеволода Мейерхольда в новом театре сцена должна была расположиться в центре зала наподобие греческого амфитеатра.
Жена Мейерхольда, Зинаида Райх, не выдерживает и пишет письмо Сталину, в котором обвиняет того, что он мало разбирается в театральном искусстве.
После этого театр сразу же закрыли. Под катом — страшные подробности смерти Мейерхольда, а также вопрос. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте.
И да, на ютуб-канал конечно же тоже подписывайтесь 20 июня 1939 года Всеволода Мейерхольда арестовывают по обвинениям в "шпионаже" на добрый десяток стран включая Германию, Японию и Польшу , а Зинаиду Райх, которая попыталась протестовать против методов НКВД — просто убивают прямо в квартире.
Раритет для выставки предоставила Библиотека Белинского. Также можно увидеть письма, редкие фотографии, афиши спектаклей.
В 1928 году Мейерхольд приезжал в Свердловск — здесь показывали его спектакли «Рычи, Китай! Выставка доступна для зрителей Камерного театра до 1 сентября 2024 года. Ранее мы рассказывали о выставке «История.
К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Экспозиция даст представление об опыте работы молодого режиссера на Императорской сцене и расскажет о всех постановках, представленных на сцене театра. В Кабаре «Шум» 8 февраля пройдет спектакль «Доктор Дапертутто» от постановщика Павла Михайлова — в фруктово-театральной фантазии расскажут о любимых персонажах Мейерхольда и познакомят с авторскими методами театрального деятеля. Продолжит программу просветительской части лекции от театроведа и историка театра Вадима Щербакова на Новой сцене Александринского театра. Мейерхольд и МХТ » историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. Закрытие ГосТИМа» речь пойдет о второй половине 1930-х годов и о событиях в художественной и общественно-политической жизни, которые повлекли за собой закрытие Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда. Продолжить вечер предлагается двумя джазовыми концертами — выступят джаз-бэнд Фёдора Кувайцева в Филармонии джазовой музыки и группа Dizzy Dutch Duck в Кабаре «Шум». Изображение предоставлено «Собака.
Таирова и даже К. Нельзя забывать и о созданном в феврале 1923 г. Главном репертуарном комитете, в задачи которого входило предварительное рассмотрение драматургических произведений, прежде чем они могли быть поставлены в театре, а также контроль над их идеологической составляющей и запрещение неугодных пьес. В декабре 1926 г.
Мейерхольд поставил в своем театре спектакль «Ревизор», а в январе 1928 г. Тогда один из критиков написал о том, что эти спектакли стали ответом РАППу и этапом борьбы режиссера за «право театра на самостоятельность». Рапповцы же объявили эти два спектакля полной изменой левому театру и идеям «Театрального Октября». Мейерхольд пытался учитывать обстановку, в которой приходилось работать, и беспокоился за будущее своего театра, поэтому, видимо, не случайно 19 марта 1928 г. Бубнову следующее письмо. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда просит Вас выделить представителя Вашей организации в состав Художественного Совета театра. Театр, ведущий свою работу в непрерывном контакте с советской общественностью и вместе с тем постоянно ищущий новых путей в искусстве, придает чрезвычайно большое значение персональному составу Художественного Совета. Театр просит Вас поэтому всесторонне обсудить вопрос о Вашем представителе и выделить товарища, действительно интересующегося вопросами театра. Просьба сообщить нам фамилию Вашего представителя».
Летом 1928 г. Мейерхольд вместе с женой З. Райх отправились во Францию для решения творческих вопросов, в том числе, о возможности гастролей театра за границей, а также для прохождения курса лечения. Пробыв два месяца в Париже, Мейерхольд с женой выехали в Виши, а еще через месяц в Ниццу, где они смогли продлить разрешение на жительство сроком на месяц. А в этот же самый период в эмиграции остался знаменитый актер и режиссер М. Грановский, театр вернулся в Москву без него. И тут Мейерхольд посылает одну за другой депеши в Москву, в которых сообщал о том, что он заболел и предполагает провести за границей целый год, а так же о том, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить труппе гастроли по Германии и Франции. Разумеется, Мейерхольда так же стали подозревать в намерении не возвращаться из—за границы. Ситуация была накалена до предела. Решением Главискусства была учреждена ликвидационная комиссия.
Мейерхольд тем временем в отчаянии послал из Франции телеграмму по нескольким адресам, в том числе председателю Совнаркома, председателю Профсоюза работников искусств, А. Телеграмма была опубликована в газетах и содержала следующие строки: «Остановите действия ликвидационной комиссии. Не допускайте разгрома театра и уничтожения меня как художника». В результате правительственная комиссия выделила «на поддержание» ГосТИМа 30 тысяч рублей, указав при этом, что вопрос о будущей судьбе театра останется открытым до приезда В. Мейерхольд был глубоко оскорблен поднятой газетами шумихой вокруг его «бегства». Как вспоминал М. Чехов, летом 1930 г. Чехов писал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите.
Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? Как вспоминал А. Гладков, о И. Сталине Мейерхольд всегда говорил сдержанно: не было ни хулы, ни обычной в то время лести. Только однажды, когда в разговоре зашла речь о процессах 1936—1938 гг. Мейерхольд был дружен со многими людьми, пострадавшими в годы репрессий. Так, близким другом семьи Мейерхольда был герой Гражданской войны, командующий войсками Ленинградского, затем Московского, а с июня 1937 г. Белов, арестованный в январе 1938 г. В дружеских отношениях был Мейерхольд и с маршалом М.
Тухачевским, репрессированным в 1937 г. Когда Мейерхольд узнал о смерти Серго Орджоникидзе, с кем его также связывали добрые отношения, он был растерян и подавлен. Постепенно сгущались тучи и над самим В. В статье говорилось о том, что эта постановка есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины».
В 1921-м году в труппу режиссера пришла актриса Зинаида Райх, в которую Всеволод Эмильевич практически сразу влюбился без памяти, несмотря на то, что был старше неё на два десятка лет. Она тут же стала примой его театра «ГосТиМ», ради неё мужчина оставил семью, и вскоре женился на Зинаиде. Более того, режиссер даже усыновил детей своей новой избранницы: сына Константина и дочку Татьяну, рожденных в предыдущем браке Райх с поэтом Сергеем Есениным. Фото: 24smi.
После этого на режиссера обрушился шквал критики и обвинений. Тогда Райх решила заступиться за возлюбленного, и написала письмо Сталину, в котором открыто обвиняла его в том, что он попросту не разбирается в театральном искусстве. Вероятно, такой дерзкой выходкой женщина подписала приговор себе и супругу. Лояльность режиссера к новой власти не стала для него спасением, над его головой сгущались тучи, и о дальнейшей своей участи мужчина, конечно же, догадывался. Тем не менее, он не воспользовался возможностью эмигрировать в Европу, и не остался в Париже, когда у него был шанс во время последних гастролей. Однако, в списке награждаемых фамилии Всеволода Эмильевича не оказалось. Режиссер попытался доказать, что он по-прежнему «свой», и, как и раньше, лоялен к советской власти, ведь в его театре шли постановки о колхозной деревне, а также воспевались новые герои. От попавшего в опалу и оставшегося без работы режиссера отвернулись практически все друзья, которые еще совсем недавно хвалили его постановки и гордились знакомством с ним.
Едва ли не единственным человеком, протянувшим Мейерхольду руку помощи, оказался Станиславский, назначивший его на должность режиссера возглавляемого им Оперного театра. Когда летом 1938-го года Константин Сергеевич скончался, опальный режиссер воспринял случившееся как личную драму, и тяжело переживал, а также счел это событие предвестником беды для самого себя. Всеволод Мейерхольд: арест и расстрел В июне 1939-го года режиссер был арестован, а в его квартире провели обыск. В протоколе были зафиксированы жалобы его супруги Зинаиды Николаевны, протестовавшей против методов работы сотрудников НКВД. Женщина также выкрикивала проклятья в адрес агентов Народного комиссариата, а через три недели после этого она была жестоко убита в собственной квартире. Неизвестные нанесли Райх около двух десятков ножевых ранений. Тайна смерти актрисы так и осталась нераскрытой.
Творчество режиссера тесно связано с прославленной Александринкой. Здесь он поставил 19 спектаклей. В их числе шедевры мирового театрального искусства — «Гроза», Дон Жуан, «Маскарад». Собственная жизнь Всеволода Мейерхольда тоже оказалась достойной постановки.
Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником
Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. По задумке Всеволода Мейерхольда в новом театре сцена должна была расположиться в центре зала наподобие греческого амфитеатра. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры.
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
Книга И. Гликмана о деятельности Мейерхольда в музыкальном театре, его эстетические взгляды на оперное искусство, на сценографию как важнейший компонент театрального представления. Автор подробно освещает творческие связи Мейерхольда с классиками советской музыки: С. Прокофьевым и Д.
На выставке также представлены книга из серии «Жизнь в искусстве» и справочная литература.
Станиславского, куда он был приглашен самим Константином Сергеевичем. Как будто еще раз замкнулся круг рембрандтовской притчи. Начав с постановок по лекалам МХТ, Мейерхольд вновь работает по планам Станиславского: здесь он завершил «Риголетто» и «Дарвазское ущелье», спектакли, которые Станиславский не успел поставить. Но здесь же он работал над еще одним несбывшимся спектаклем, вновь прокофьевским — «Семеном Котко», огромными усилиями Мейерхольда включенным в репертуар театра. Тема Гражданской войны в их разработках звучит неожиданно. Огненный накал прокофьевской драмы отчетливо контрастирует с прозрачно-ренессансной атмосферой декорации, увиденной сквозь призму наивно-фольклорного взгляда. Узнаваемый степной рельеф юга Украины с его низким горизонтом, слепяще-белые мазанки с соломенными крышами — все эти характерные мотивы напоминают тышлеровские иллюстрации к «Уляляевщине». Но здесь, как и в его «Махновщине», в мельчайших деталях страшного времени растворена странная нотка фантасмагорического карнавала.
Подобно Пикассо, Шостаковичу или Блоку, Мейерхольд при всем его протеизме, при всей стилевой переменчивости делал всю жизнь и всею жизнью одно огромное произведение — не спектакль, а именно опус. Те его сцены, которые прошли перед закрытым от зрителя занавесом, не менее увлекательны, чем показанные. Они имели все шансы не просто на успех — каждый из них мог стать открытием, художественным переворотом в оперном мире. Его идеи опережали свое время. Но и время было не самое подходящее. И, как это ни горько звучит, сам Мейерхольд был его, этого времени, не только символической, но и созидающей фигурой. В списке сбывшегося Мейерхольд предстает перед нами как профессиональный музыкант не будем забывать о неудавшейся карьере скрипача , тонкий стилист и стилизатор. В списке несбывшегося — как реформатор, революционер и провидец. Но списки эти тесно связаны.
Лишенный возможности поставить «Игрока», Мейерхольд сделал «Пиковую даму», где в индивидуализации образов, в параболе чупятовской лестницы, в медленном встречном движении Германа и Лизы по ней, несомненно, сказались отголоски многочисленных подступов к «Игроку». Он готовился ставить игорный дом в «Игроке», пристально вглядывался в лица завсегдатаев в казино в Монте-Карло. И поставил его — но в «Пиковой». Не сделанные «Новости дня» ушли в «аттракционы» «Последнего решительного». Впрочем, многие идеи Мейерхольда реализовали в оперных постановках и не скрывали этого другие, числящие себя среди его учеников: Сергей Радлов, Николай Смолич, Илья Шлепянов и Эммануил Каплан. Иван Соллертинский говорил, что «Мейерхольд первый режиссер в оперном театре, который заговорил о том, что каждый оперный актер — всего лишь один из голосов грандиозной, строго упорядоченной музыкально-сценической полифонии». Впрочем, его работы в драме «Ревизор», в частности у музыкантов Бориса Асафьева, Эммануила Каплана описывались в исключительно музыкальных терминах. Мейерхольд был режиссером-композитором, и конструктивистски «обнаженная организация строительного материала» Алперс напоминает более всего инженерный расчет музыканта-классика. Конечно, в опере Мейерхольду чудилось приближение к античному синкретизму музыкальной драмы, целостному в первозданной неразъятости актеру, к мистерии, где черты оперы и драматического спектакля стираются.
Недаром первая его работа в опере, «Тристан», предварялась неовагнерианским манифестом. Предвидел он сотоварищи и черты синтетического театра будущего, и то, что происходило в новом музыкальном театре конца ХХ века, и многое из того, что сегодня происходит. Готовясь к постановке оперы «Пиковая дама», Мейерхольд говорил в докладе коллективу Ленинградского государственного малого оперного театра: «Мы вводим систему так называемых титров. Мы хотим многое, что имеется в тексте служебного, вынуть из музыки. Часто мы видим, что Чайковскому нужно потратить много энергии на построение речитативов, которые врезаются в ткань оперы, нарушая симфоническое течение его музыки, речитативов, иногда страшно искусственно вставленных, чтобы дать возможность зрителю понять движение действия, ориентироваться в происходящем.
Экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные приемы и изучал традиции старинных театров.
В нашей постоянной рубрике — карточки с самыми интересными фактами из жизни великого реформатора сцены.
В это время он сблизился с Маяковским и к первой годовщине революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф». В 1918 году режиссёр вступает в РКП б и получает под свое руководство все петроградские театры, а в августе 1920 года Луначарский едет за Мейерхольдом в Новороссийск, привозит в Москву и ставит заведовать всеми театрами России. В речи на коллегии Наркомпроса Мейерхольд объявляет о начале «Театрального Октября» - по сути, анонсируя революцию в области искусства. Здесь в 1920 году к годовщине Октября Мейерхольд поставил спектакль «Зори» по пьесе Верхарна. От самой драмы осталось немного, зато в текст были внесены свежие новости с фронтов в одном из спектаклей, например, сообщалось о взятии Перекопа , время от времени по сцене проходили настоящие красноармейцы с оружием и оркестром.
В 1921 году Мейерхольд уходит с поста заведующего театральным отделом Наркомпроса, после чего его театр закрывают. Здесь его актёры занимались гимнастикой, отрабатывали пластику и особую технику сценической речи. Эта система Мейерхольда, названная им «биомеханикой», позволяла идти от внешнего к внутреннему. Здесь он подготовил собственных актёров, которые мечтали и могли сыграть в его спектаклях. Новая экономическая политика НЭП приносит свежее дыхание в искусство. В Москве появляются западные кинофильмы, журналы при этом по всей стране внедряется инструкция жены Ленина Крупской «О пересмотре книжного состава библиотек» - список запрещённой литературы из 200 авторов; советская жизнь всегда шла в нескольких параллельных измерениях.
Кроммелинка, где впервые и с блеском были опробованы методы сценического конструктивизма и «циркизации театра». Невероятные декорации, мельницы, трапеции, вращающиеся двери; актёры без грима, вытворяли бог знает что. Темп был главным фокусом - зал заводился, люди хлопали в такт движению.
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
2 февраля 1940 года в Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Парнах вернулся в СССР в 1931 г. Никаких сведений о его контактах с театром Мейерхольда и самим режиссером с этого времени нет. Всеволод Мейерхольд в роли Карено(справа) и Николай Ходотов в роли Иервена в пьесе Кнута Гамсуна «У врат царства» на сцене Александринского театра, 1908 г. Фото: РИА Новости. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики.
PenzaNews - Новости Пенза
Выставки Главархив Москвы приглашает на выставку «В. Мейерхольд: актер, режиссер, педагог». Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. При жизни его называли волшебником театра, а его творчество оказало большое влияние на развитие кино, эстрады и фотографии.
По задумке Всеволода Мейерхольда в новом театре сцена должна была расположиться в центре зала наподобие греческого амфитеатра. Над проектом в 1930—1933 годах работали молодые архитекторы-конструктивисты Михаил Бархин и Сергей Вахтангов. После того как в 1933 году утвердили общий план реконструкции, начались строительные работы.
Но уже в процессе строительства выяснилось, что здание ГосТиМа не вписывается ни в ансамбль реконструируемой площади, ни во фронт застройки Тверской улицы. Так было принято решение усовершенствовать «новаторский» фасад, а дальнейшая разработка проекта легла на 2-ю архитектурно-планировочную мастерскую Моссовета под руководством Алексея Щусева. Также в проектировочных работах участвовали архитекторы Дмитрий Чечулин и Анатолий Жуков. В основу нового проекта легли наработки прежнего плана: объемно-пространственная композиция с угловым акцентом в виде башни, барельефы, колоннада, мозаичный фриз с изображением сцен из постановки Всеволода Мейерхольда «Ревизор». В 1938 году здание было построено вчерне. Но из-за закрытия театра здание передали Московской филармонии для организации универсального концертного зала.
Буржуазный по сути спектакль готовился шесть лет, на него были потрачены небывалые для тех времён средства. Вышел он в дни февральской революции 1917 года и стал своего рода последним аккордом в творчестве Мейерхольда перед тем, как режиссёр окунулся в стихию агитационного театра. И ему, жаждущему экспериментировать, эпоха перемен пришлась по душе. Режиссёр сменил свои элегантные наряды и шарфы на рабочую куртку и фуражку со звездой.
Далее он вступил в ряды РКП б , стал заведовать Курсами мастерства сценических постановок, к годовщине революции поставил первый гротесковый советский спектакль «Мистерия-буфф» по В. Маяковскому , оформленный художником-авангардистом К. Ведя курсы мастерства, для создания актёров нового типа, Мейерхольд придумал особую систему упражнений с тем, чтобы актёры были сродни цирковым — мобильными, физически сильными и способными быстро выполнять любую задачу на сцене. Свою систему он назвал биомеханикой.
Конструктивизм в театре Мейерхольд В 1919—1920 годах, гастролируя по Крыму и Кавказу, Всеволод Мейерхольд угодил под арест белогвардейцев, провёл несколько месяцев в новороссийской тюрьме и чуть не был расстрелян, но смог избежать злой участи, благодаря очередной смене власти. Театр им. Мейерхольда 1930 год Осенью 1920 года по приглашению наркома просвещения А. Луначарского режиссёр возглавил театральный отдел Наркомпросса.
На этом посту он стал вести борьбу с академическими театрами больше всех досталось его бывшим учителям и официально объявил новый курс искусства — «Театральный Октябрь». Смысл курса состоял в том, что в связи с переменой государственного строя всем художникам необходимо выпускать только политизированные спектакли. После реорганизации театрального отдела, Мейерхольда освободили от должности, но зато ему дали возможность организовать собственный театр в Москве. На его сцене режиссёр поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», следуя своей программе «Театрального Октября».
Сцена из спектакля «Зори» Всеволода Мейерхольда С 1921 года Мейерхольд стал преподавать в экспериментальной мастерской государственных театральных курсов, формируя новый тип актёров по собственной системе. Его имя не сходило с афиш, со страниц театрального журнала, «Крокодила» и «Смехача», газетных столбцов. Он был героем комических куплетов, театральных пародий и миниатюр. Неудивительно, что каждое его выступление на какой-нибудь конференции или в диспуте, долго разбиралось, его речи воспринимали как творческий постулат.
Наряду с Владимиром Маяковским он был лидером нового революционного искусства. В Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно проходили его публичные ожесточенные споры с другим гигантом театра —Александром Таировым. Личная жизнь В личной жизни режиссёра на пике его славы тоже происходили изменения. В 1924 году он, оставив троих дочерей, развёлся с тихой безропотной Ольгой Мунт и женился на пришедшей в его театр роковой красавице Зинаиде Райх , которая прежде работала секретаршей в Наркомпроссе.
Этот брак мгновенно стал объектом злословия со стороны газетных циников и досужих сплетников. Историю их любви превратили в банальную мелодраму. Писали, что престарелый известный режиссёр ушёл из семьи к молоденькой статистке. Однако всё обстояло не так.
А когда возникло электричество, Мейерхольд сразу э то использ овал - в "Дон Жуане". Опять же, для того чтобы зрителя встряхнуть. Он зажигает и гасит свет, он позволяет Варламову общаться со зрительным залом - это тоже прием, который позволяет вывести зрителя из состояния монотона, к которому он привык. По ходу спектакля он поручил Варламову, потому что это был любимец и его все знали, увидев знакомого в зале, с ним здороваться, спрашивать, как семья... Это все его взаимодействие с формой, с пространством, которое я называю атмосферой спектакля. А дальше революция - и тут уже у него были возможности более активно взаимодействовать. Он выходил на площади, даже физкультурный парад для него был спектаклем. Он действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, он очень любил особые обстоятельства.
Мейерхольд как режис сер действ овал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, любил особые обстоятельства. На фотографии: сцена из спектакля "Баня" по пьесе Маяковского в постановке Мейерхольда. Он мог только мечтать об уничтожении рампы, но сделать это не так просто. У него на сцене в желтых, зеленых париках играют, экспериментируют, и он не может выдержать, что в зале люди просто сидят в креслах и все. Он делает помост через весь зал, запускает туда артистов, а в какой-то момент вдруг по этой дороге выезжает мотоцикл с коляской, останавливается посреди зала, и он встает, а он был невероятно популярен, да еще в своем театре, и говорит: товарищи, подписывайтесь на облигации такого-то займа! И уезжает. Я не очень понимаю, как это корреспондируется с дальнейшим действием, потому что такой наглый ход, с моей точки зрения, сильно может разрушать все, что до этого играется и потом. Но это ход очень решительный.
Может, эти заемщики его спонсировали? Это уже догадки, но факт остается фактом. Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества Он идет на такие приемы, чтобы сбить безучастие. Он доходит даже до того, что абсолютно нагло сажает подставных лиц в зал. В "Оптимистической трагедии" был монолог матроса, который погибает, и он писал мелом на доске: нас осталось столько-то... Его играл артист Боголюбов, и умирал, сползал, и дальше ремарка автора Вишневского - в зале плачут, и ведущий говорит: кто там хныкает, нас не надо оплакивать. Но Мейерхольд понимал прек расно, что плакать никто не будет. И надо спровоцировать эту сцену - как на панихиде: кто-то всхлипнул, уже другое состояние вокруг...
Он сажает подставных лиц, и когда матрос говорит "нас осталось там... Прием цирковой, абсолютная наглая подстава, но - красиво. Но главное, это же связано с сущностью сцены - не просто придумано вообще, а решена ремарка автора. Хотя ее выбросить было бы самое простое... Он все время провоцирует на взаимодействие. Устраивает в зрительском фойе инсталляции, как мы это сегодня называем. Ставит спектакль на тему колхозной деревни - в фойе зрителей ждет выставка достижений народного хозяйства: снопы, какие-то тыквы лежат, фрукты... Для нас сегодня это обычное дело.
Но тогда это были абсолютные новости. Чужой среди своих В спектакле "Мейерхольд. Чужой театр" по казано осу ждение режиссера всей труппой. Тогда, да и позже, газета "Правда" была как главный рупор - я это еще застал в советское время.
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. Да, автор собственного театра, уникального метода театральной игры, идущего от психофизики актера и потому казавшегося окружающим чистым формализмом, — Всеволод Мейерхольд, по мнению сплетников и досужей молвы, удостоился длинной бороды. Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики.
«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах
Имя режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда (1874-1940) присвоили во вторник Новой сцене Александринского театра. Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Великому режиссеру и реформатору Всеволоду Мейерхольду посвятили весь сезон в Александринском театре. «Воздух» расспросил московских театральных режиссеров, чем наследие Мейерхольда по-прежнему важно для них —. Как театральный режиссер Мейерхольд был признан еще в дореволюционной России: с 1907 года он был главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга — Александринского и Мариинского. Так считал Всеволод Мейерхольд – бывший режиссер Императорских театров.