В пятницу, 15 марта, на 90-м году жизни скончался народный артист и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. В 2016 году Александр Ширвиндт в программе «Вечерний Ургант» представил свою новую постановку «Никогда не поздно». На 90-м году жизни скончался народный артист России, театральный режиссер и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. Урну с прахом Александра Ширвиндта захоронили на центральной аллее Новодевичьего кладбища. Александр Анатольевич Ширвиндт умер 15 марта 2024 года в Москве на 90-м году жизни.
Александр Ширвиндт – биография, интересные факты и творческий путь
Арканов и А. Ширвиндт «Мольер» — 2009, Мольер Где мы? Аркановым 2003 — «Слишком женатый таксист» 2004 — «Швейк, или гимн идиотизму» 2007 — «Женщины без границ» 2010 — «Кошмар на улице Лурсин» 2011 — «Дороги, которые нас выбирают» 2011 — «Здравствуйте! Это Я!
Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram Увидели опечатку? Сообщите через форму обратной связи.
В последние годы он остро переживал утрату близких друзей и коллег. В интервью «7 Дней» он с горечью отметил: «Мои ряды редеют… Не успеет уйти из жизни человек, как звонят мне». Эти слова подчёркивают глубокое восприятие Ширвиндтом реалий жизни и смерти, оставляя нам память о человеке, который жил полной жизнью, несмотря на все трудности. Прощание с Александром Ширвиндтом станет большой потерей для российской культурной сцены.
В последние годы он остро переживал утрату близких друзей и коллег. В интервью «7 Дней» он с горечью отметил: «Мои ряды редеют… Не успеет уйти из жизни человек, как звонят мне». Эти слова подчёркивают глубокое восприятие Ширвиндтом реалий жизни и смерти, оставляя нам память о человеке, который жил полной жизнью, несмотря на все трудности. Прощание с Александром Ширвиндтом станет большой потерей для российской культурной сцены.
Ширвиндт перед смертью сделал неожиданное заявление об элите России
В ноябре 2020 года Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова переболели коронавирусом. На счету Александра Ширвиндта более 20 режиссерских работ, в том числе «Маленькие комедии большого дома» в соавторстве с Андреем Мироновым (1973). Сильно сдавший Александр Ширвиндт заговорил о проблемах со здоровьем. С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой.
Александр Ширвиндт - биография, новости, личная жизнь
В Москве в возрасте 89 лет скончался народный артист России Александр Ширвиндт, сообщает ТАСС со ссылкой на художественного руководителя Театра Сатиры Сергея Газарова. В 2021 году Александр Ширвиндт ушел с поста художественного руководителя Московского академического Театра сатиры из-за состояния здоровья. В пятницу, 15 марта, на 90-м году жизни скончался народный артист и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт.
Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
В том же году Александр Ширвиндт сыграл свою первую роль в кино — Ухова в фильме «Она вас любит! В 1957 году был принят в труппу Театра им. Ленинского комсомола.
Куда она торопится? Сегодня я понимаю, как расточительно-безвольно тратил отпущенное мне судьбой время. Как-то Даниил Гранин без всякого пафоса сказал: «Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе быть несчастным». Я тоже по старости думаю, что надо успевать быть счастливым, добрым и любимым, а не полемизировать по любому поводу, потому что, как яростно ни борись, все равно окажешься на каком-нибудь тихом сельском кладбище.
Среди других спектаклей, в которых сыграл А. Арканова и А. Ширвиндта 2001 и др. С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой! Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам - 50» совместная постановка с М. Микаэляном, 1974 и «Концерт для театра с оркестром» 1982 , а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи... Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей. Александр Ширвиндт и Михаил Державин В 2000-м Ширвиндт был назначен худруком Театра Сатиры, продолжая и режиссёрскую работу, и игру на подмостках этого театра. Александр Ширвиндт в кино Александр Ширвиндт много снимался в кино. Первым успехом можно считать фильм «Приходите завтра» Евгения Ташкова, в котором он играл лже-Станиславского. Затем были многочисленные работы в других фильмах: Председатель шахматного клуба в «Двенадцати стульев», «Спасите утопающего» 1967 , «Еще раз про любовь» 1968 , «Крах» 1968 , «Какая у вас улыбка» 1974 , «Небесные ласточки» 1976 , «Инкогнито из Петербурга» 1977 , «Мнимый больной» 1980. Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт - Андрей Миронов - Михаил Державин в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» 1979. Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова. В «Вокзале для двоих» он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» - чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» - референта министра. Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Он сыграл обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Среди других заметных работ Ширвиндта - Юрий Николаевич, директор туристического бюро в мелодраме «Отпуск за свой счет», Фиарелли в музыкальном фильме «Принцесса цирка», худрук в комедии «Серебряное ревю», Аркадий в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная», ведущий телепередачи в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх», Аркадий в комедии «Бабник», Тартаковский в комедии «Искусство жить в Одессе». Много работал на озвучке мультипликационных фильмов. Начав с чтения закадрового текста в мультфильме для взрослых под названием «Машинка времени», снятом в 1967 году, актёр, например, дважды озвучивал Чеширского Кота в мультфильмах по классической сказке Льюиса Кэрролла. Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимался преподавательской деятельностью. С 1958 года преподавал в Высшем театральном училище имени Б. Щукина с 1995 года - профессор. Александр Ширвиндт на протяжении многих лет был постоянным участником целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи».
Александр Ширвиндт в театре Дебютной постановкой Александра стала картина под названием «Первая конная», режиссер — Бенедикт Норд. Премьера картины состоялась в 1957 году. Зрители и критики были одинаково восхищены уровнем актерского мастерства Ширвиндта и хотели видеть продолжение работы молодого таланта. Ширвиндт проработал год на сцене театра на Малой Бронной, потом решил продолжить карьеру в Московском академическом театре сатиры, который он потом назовет своим «вторым домом». Постепенно из актера Ширвиндт превращается в режиссера, его дебют в этой профессии состоялся в 1970 году. Совместно с Марком Захаровым Ширвиндт дебютировал спектаклем «Проснись и пой». Сначала актеры хотели поставить спектакль в ресторане «София», но потом режиссер Плучек решил пригласить артистов в Санкт-Петербург к его хорошему другу Андрею Миронову. Труппа хотела приехать внезапно, чтобы разыграть Миронова. Но кто-то предупредил его супругу о приезде выступающих, поэтому Миронов успел основательно подготовиться к встрече. Он забронировал столик в ресторане, где актеры весьма зрелищно отметили свой дебют. Фильмы Дебют на голубом экране у Ширвиндта состоялся в 1956 году, когда он сыграл роль в комедии под названием «Она вас любит! Роль была эпизодическая, а в кино актер и вовсе попал случайно. Изначально хотели взять Михаила Козаченко, но он не смог прибыть на съемки. Свой гонорар актер потратил на машину марки «Победа». Александр Ширвиндт в фильме «Майор Вихрь» После этой роли Ширвиндт долгое время не появлялся в кинофильмах. Но все поменялось после того, как Александр сыграл роль в картине «Майор Вихрь», ему досталась роль парня Юзефа. Ширвиндт оживил персонажа, сделал его ярким и запоминающимся. Поэтому режиссеры стали охотнее приглашать молодого актера на съемки. Но настоящая слава и всесоюзная любовь у Ширвиндта началась в 1975 году, когда он сыграл роль Павлика в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром! Ширвиндт озвучил начало ленты, которое вводит зрителя в сюжет картины. Александр Ширвиндт в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром! Ширвиндта пригласили сняться в фильмах «Забытая мелодия флейты» и «Вокзал для двоих». Продолжением успешной карьеры актера для Ширвиндта стал фильм «Трое в лодке, не считая собаки», в ней он сыграл вместе с другом, Андреем Мироновым. Примечательно, что снимали картину в ноябре, когда вода уже была довольно холодная.
Александр Ширвиндт о старости и о жизни
В 2021 году народный артист перенес коронавирус. Болезнь настолько подкосила любимца публики, что тот еще долго не мог восстановиться и регулярно кашлял, а спустя год затеял со знаменитым сыном, телеведущим Михаилом Ширвиндтом, разговор о смерти сразу после очередного мероприятия с отмечанием его заслуг.
О патриотизме.
Я, например, никогда не хотел уехать, потому что понимал: там, где ты чужой, проблем будет еще больше, чем тут. Если ты в родной стране не можешь разобраться с работой, жильем и смыслом жизни, то там точно надорвёшься. С другой стороны, а зачем связывать крылья и сажать на цепь?
Пусть ребята летят, едут, набираются опыта, смотрят на чужую жизнь. Вернуться никогда не поздно. Как сказал бразильский писатель Паоло Коэльо: "Иногда нужно обойти весь мир, чтобы понять, что клад зарыт у твоего собственного дома"».
Ностальгия по СССР. А вектора развития-то нет! И нет корней, потому что их все время выкорчевывают.
А теперешние саженцы крайне подозрительны. С нескрываемым раздражением говорил о том, что на ключевых руководящих постах в сфере культуры сидят дилетанты.
В конце семидесятых Ширвиндт и Миронов осуществили свою давнюю мечту — они вместе приняли участие в киносъемках ленты «Трое в лодке, не считая собаки». Фильм был тепло принят публикой, а трио «Миронов-Ширвиндт-Державин» стало блестящим образцом комедийной школы на долгие годы вперед. Александр Ширвиндтв фильме «Вокзал для двоих» Еще одной ролью, запомнившейся зрителям Советского союза, стала роль мужа Сусанны в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» 1985.
По сюжету Сусанна пытается наладить личную жизнь подруги, ведь у нее самой — идеальные отношения с героем Александра Анатольевича. Но позже выясняется, что муж изменяет Сусанне, и никакие женские секреты обольщения не привязали его к жене… Муравьева и Ширвиндт в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» Интересно: Андрей Мягков: личная жизнь Дружба с Ширвиндтом Александр сразу влюбился в Наталью. Ширвиндт заметил очаровательную соседку, которая всегда была окружена вниманием представителей сильного пола. Девушка просто не могла не понравиться. Она всегда была добра, весела и открыта.
Ширвиндт быстро подружился с девушкой и любым возможным способом стремился ей понравиться. Как можно чаще был рядом, стремился во всем помочь, удивлял и поддерживал. Молодые люди просто дружили. На тот момент 15 лет было Наталье Белоусовой, а Ширвиндту. Лето прошло, и казалось, что юношеское увлечение сойдет на нет.
Однако Александр и Наталья продолжали видеться и в столице. Личная жизнь В биографии любимых актеров поклонников всегда интересуют такие детали, как личная жизнь и дети, и Александр Ширвиндт не стал исключением из правил. Не смотря на экранный образ разрушителя женских сердец и закоренелого ловеласа, свою жизнь Александр Анатольевич связал с единственной женщиной, когда ему было всего двадцать три года. На Наталье Белоусовой, выпускнице факультета архитектуры, Ширвиндт женился в 1957 году. Спустя год в браке появился мальчик по имени Михаил.
Александр Анатольевич признавался, что старался уделять сыну как можно больше времени, однако зачастую был сильно занят построением карьеры. Александр Ширвиндт и его супруга Наталья Белоусова Сейчас у Ширвиндта есть не только внуки, но и правнуки. Дедом Александр Анатольевич стал в 47 лет — тогда на свет появился внук Андрей, а еще спустя пять лет — внучка Александра, названная в честь актера. Андрей стал профессором и сотрудником МГУ, а Александра нашла себя в мире искусства — она эксперт по живописи. У актера есть и две правнучки: Анастасия и Элла.
Младшей скоро исполнится семь лет. Ширвиндт признается, что обожает проводить время с детьми. Эта личность хорошо известна в российском шоу-бизнесе. Михаил является известным продюсером и телеведущим, свой творческий путь начинал с Щукинского училища и театральных подмостков, работал у Аркадия Райкина в «Сатириконе». В 1989 бросил театр, решил пробовать себя в качестве продюсера.
С 1992 года Михаил Ширвиндт начал появляться на телевидении в качестве ведущего. Сначала это была передача «Лото-миллион», позднее «Дог-шоу». Позднее продюсировал ряд телепередач на Первом канале. Кроме того, Михаил открыл два столичных ресторана — «Штольц» и «Семь сорок», открыл собственный канал на Ютубе, написал книгу. Михаил Ширвиндт дважды женат, дважды разведен.
У него двое взрослых детей и три внучки. На сегодняшний день продолжает «вращаться» в российском шоу-бизнесе.
В 1967 году Александр был утверждён на одну из главных ролей в военной драме «Майор Вихрь». Если на тот момент он уже был широко известен как театральный актёр, то с выходом картины он прославился и как киноактёр. В этот же период артист перешёл в Театр на Малой Бронной, однако уже в 1970 году был принят в Театр сатиры. Вместо покинувшего труппу Валентина Гафта он был утверждён на роль графа Альмавивы в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В этом же году Александр впервые попробовал себя в качестве театрального режиссёра: совместно с Марком Захаровым им был поставлен спектакль «Проснись и пой! Ещё через три года, вместе с Андреем Мироновым , он был задействован в постановке «Маленьких комедий большого дома». Оба артиста также исполнили главные роли, а помимо них, в спектакле играли Михаил Державин, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер и др. В это же время репертуар артиста пополнился такими постановками, как «Обыкновенное чудо» по одноимённой пьесе Евгения Шварца , «Клоп» по сатирической пьесе Владимира Маяковского , «Горе от ума» по комедии Александра Грибоедова и др.
В 1978 году он в очередной раз выступил в качестве режиссёра, поставив на театральной сцене спектакль «Недоросль» по произведению Д. Однако он был показан только несколько раз. Несмотря на большую занятость в театре, в этот же период актёр много снимается в кино. Так, в 1971 году начинается его сотрудничество с Эльдаром Рязановым : вместе Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым он снимается в его новой комедии «Старики-разбойники». И хотя в этой ленте он получает небольшую роль, его комедийный талант не остаётся незамеченным, и вскоре после этого режиссёр приглашает его в свою новую картину. Их следующим совместным проектом становится культовый фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром! За непродолжительное время новогодняя мелодрама становится одной из самых популярных кинолент советского кинематографа, а сам артист в одночасье получает всесоюзную известность. Сегодня эта картина также считается одной из лучших в его фильмографии. Позднее, как один из эпизодических персонажей, артист появляется в «Двенадцати стульях» Марка Захарова, вместе с ним в культовой советской комедии снимаются Андрей Миронов , Георгий Вицин , Олег Табаков , Николай Караченцов и другие звезды отечественного кино. Кроме того, в это же время он утверждается на одну из ключевых ролей в мюзикле «Небесные ласточки» и играет в комедии Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга».
В 1979 году состоялась премьера комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» экранизация одноимённой повести Джерома К. Джерома , впоследствии вошедшей в золотой фонд советского кинематографа и ставшей одной из вершин творчества самого актёра.
Яркие цитаты Ширвиндта: чем запомнился народный артист
АЛЕКСАНДР ШИРВИНДТ, АНДРЕЙ МИРОНОВ, МИХАИЛ ДЕРЖАВИН Державин Ширвиндта заметил, Благословил, но в гроб не лег, Им равных не было в дуэте, Их превзойти никто не мог. Режиссер Александр Ширвиндт хочет дожить до 116 лет. Александр Ширвиндт: «В день концерта Михаил Михайлович Державин, помню, потерял голос, хрипел.
Стала известна причина смерти Александра Ширвиндта
Александр Анатольевич олицетворял собой великую, убедительную силу жизни. Он был совершенно неповторимым человеком, уникальным. Он был символом убедительности жизни и на сцене, и на телевидении, в дружбе и любви. Потому что театр существует не только благодаря премьерам и спектаклям, но еще и благодаря тем людям, которые способны создавать атмосферу театральной жизни, ее радостного и неисчерпаемого оптимизма. И в этом смысле Ширвиндт с его замечательной манерой комментирования реальности, в чем всегда было место самоиронии, был, конечно же, знаком нескольких поколений какого-то невероятного блеска закулисья, блеска околотеатрального быта, в котором места для проявления таланта не меньше, чем на сцене. Его герой — чуть-чуть усталый, печальный, ироничный, умный — был так необходим советскому кино 1970-х, начала 1980-х годов. Потому что это кладезь мудрости, спокойствия.
Для меня он — великий актер. Таких нет, могу сказать точно. Его стиль, его эстетика, его вкус, с которым он жил, вызывают огромное уважение. Ему хочется подражать, но уже такого не будет, к сожалению. Я на него смотрел, как на Бога. Потому что его шутки, остроумие и при том абсолютно нейтральное — это вызывает такое уважение.
Это такая эстетика, такой вкус. Гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров : Он был из плеяды выдающихся великих советских актеров. Эта плеяда практически исчерпана с его уходом.
В год окончания Щукинского училища получил первую роль в кино. Сыграл певца в кинофильме «Она вас не любит! Яркий актерский талант позволяет Александру Ширвиндту не только играть, но и преподавать. Подготовкой будущих актеров он занимается в Щукинском училище с 1957 года. В 1995 году получил профессорское звание.
С 1968 года работает в драмтеатре на Малой Бронной, в начале семидесятых переходит в Театр сатиры. С этого времени активно занимается режиссерской работой и создает сценарии постановок.
На их вариант «клюнул» некий сын покойного генерала КГБ, проживающий в элитной высотке в этом доме жили и до сих пор живут: Л. Зыкина, Н.
Богословский, Л. Смирнова, К. Лучко, Н. Мордюкова и другие знаменитости.
Сын генерала жил не один, а с двумя! Естественно, на этой почве у женщин постоянно возникали скандалы, которые ни к чему хорошему привести не могли. В конце концов сын генерала решил разъехаться с бывшей супругой и в поисках удобного варианта набрел на ширвиндтовский. На новом месте Ширвиндт зажил лучше прежнего, хотя ностальгия по местам, где он провел свое детство и юность, изредка посещала его.
Но проживание в элитном доме сняло множество проблем. Например, только здесь актеру удалось получить место для своего «сугроба» в гараже. Причем это место он отвоевал у поэта Евгения Евтушенко. Тот же его лишился по собственной вине.
Однажды, застигнутый очередным творческим порывом, он написал стихотворение «Тараканы в высотном доме». Причем стихотворение было аллегорическим: под тараканами подразумевались люди-паразиты, а под высотным домом — наша страна. Однако руководство в эту аллегорию вникать не захотело и причислило это произведение к разряду «злопыхательских». В результате Евтушенко сняли с очереди на гараж, а его место отдали Ширвиндту.
Тем временем так плодотворно начавшаяся деятельность Эфроса в Ленкоме закончилась так же внезапно, как и началась. В середине 1967 года его вынудили уйти из театра. Все они вместе с Эфросом вскоре стали работать в Театре на Малой Бронной. Ширвиндт: «Ленком придумал, как известно, Берсенев, очень хитрый человек.
Он соблюдал баланс: ставил «Павку Корчагина», а «за это» — «Нору». Эфрос же в такие игры не играл. Поэтому на него и наседали со всех сторон. В самом же театре уже появились «его» артисты и «не его».
Миша Зайцев, директор Театра на Бронной, очень симпатичный человек, прибежал и закричал: «Король умер, да здравствует король! Все к нам! И мы всем табуном пошли на Бронную. Там начался новый период…» Однако «новый период» на Бронной для Ширвиндта закончился довольно быстро, практически так и не начавшись.
В творческих планах Эфроса места для актера Ширвиндта почему-то не нашлось. Режиссер собирался ставить «Трех сестер» и хотел отдать роль Вершинина Ширвиндту. Но затем передумал, и эту роль сыграл Н. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Ширвиндта, и он ушел с Малой Бронной.
Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звал Михаил Державин, ушедший от Эфроса. На дворе стоял 1970 год. Театр сатиры стал именно тем местом, где творческая индивидуальность Ширвиндта сумела раскрыться наиболее полно. Вообще все то десятилетие было отмечено для Ширвиндта небывалым творческим энтузиазмом.
Он успевал везде: играть и ставить спектакли в театре, сниматься в кино, выступать на эстраде. В театре он сыграл графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» 1970 , Добчинского в «Ревизоре» 1972 , Президента репортажа в «Клопе» 1974 , Молчалина в «Горе от ума» 1976 и другие роли. В 1973 году Ширвиндт дебютировал в театре как режиссер — вместе с Андреем Мироновым поставил прекрасный спектакль «Маленькие комедии большого дома», имевший колоссальный успех и даже снятый на телевидении. Но главной ролью Ширвиндта в то десятилетие была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».
Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта — Авдотьи Никитичны Б. Владимиров и Вероники Маврикиевны В.
Кроме того, он писал монологи для многих популярных артистов В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и др.
Однако конец того десятилетия запомнился Ширвиндту не с самой лучшей стороны. Беду накликал его сын — 19-летний Михаил Ширвиндт, ныне известный шоумен, а тогда студент Щукинского училища. Стоит отметить, что сын и до этого доставлял своим родителям массу хлопот. Еще будучи школьником, он учился из рук вон плохо — имел двойки по всем предметам, кроме труда и физкультуры.
Любимое занятие Михаила в те годы — взрывать унитазы в школьных туалетах. Делалось это так: мальчик «тибрил» с урока химии реактивы, заворачивал их в газеты и спускал во все унитазы. Через несколько минут мощный взрыв сотрясал школу, и туалет выходил из строя минимум на месяц. За эти проделки да и за другие тоже Мишу Ширвиндта выгоняли из двух школ.
И все же десятилетку мальчик закончил и был принят в альма-матер своего отца — Театральное училище имени Щукина кстати, Ширвиндт-старший в те годы работал там преподавателем. Не успел Михаил проучиться в училище и несколько месяцев, как оказался в эпицентре еще одного скандала. Инцидент произошел 7 ноября 1977 года, в день, когда вся страна отмечала круглую дату — 60-летие Советской власти. По-своему отмечал этот праздник и Михаил со своими друзьями.
Ребята забрались на крышу архитектурного института и, нагрузившись «портвешком», сорвали со здания красный флаг. Затем в пьяном угаре молодые люди стали вытворять с красной тряпкой Бог знает что. Разумеется, их застукала наша доблестная милиция. Затем, как в крутом детективе, была погоня со стрельбой, пленение и тесный «обезьянник» в ближайшем отделении.
По нынешним временам, это событие отнесли бы к мелкому хулиганству и не стали бы раздувать из него скандал. Но тогда все было иначе: ребят могли запросто упечь на семь лет в тюрьму «за надругательство над символом». Но их наказали «по минимуму»: исключили из комсомола и выгнали из института. Естественно, большая часть мытарств по дальнейшему трудоустройству непутевого сына легла на Ширвиндта-старшего.
В конце концов ему удалось устроить Михаила монтировщиком декораций в театр «Современник». А в начале 80-х Ширвиндт-старший добился восстановления сына и в «Щуке». Спустя 16 лет после событий на крыше архитектурного института приятель Михаила Сергей Урсуляк снял по ним фильм под названием «Русский рэгтайм». Одну из ролей сыграл Александр Ширвиндт.
Во второй половине 80-х слава Ширвиндта-старшего обрела свое «второе дыхание». Причем в основном благодаря телевидению. Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт — Михаил Державин. Всего лишь за год-два этот тандем был показан по телевидению столько раз, сколько его не показывали за все предыдущие годы отмечу, что существует он с начала 60-х.
Новому взлету славы Ширвиндта способствовала и его плодотворная работа в кино. В 80-е годы он снялся в фильмах: «Вокзал для двоих» 1982 , «Зимний вечер в Гаграх», «Самая обаятельная и привлекательная» оба — 1985 , «Семь криков в океане», «Миллион в брачной корзине» оба — 1986 , «Забытая мелодия для флейты», «Шантажист» оба — 1988. В театре дела Ширвиндта обстояли несколько иначе. К сожалению, с момента ввода Ширвиндта на роль Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» эту роль до него недолго играл Валентин Гафт ни одна из ролей, сыгранных актером после а их уже насчитывается 13 , не сумела стать вровень с нею, не была событием.
Неровными были и режиссерские постановки Ширвиндта. Он поставил на сцене Театра сатиры следующие спектакли: «Проснись и пой! В 1989 году А. Сегодня Ширвиндт по-прежнему в прекрасной форме.
Он преподает в училище имени Щукина, играет в театре, снимается в кино.
Между тем в 1958 году Ширвиндт стал отцом — родился сын, которого назвали Михаилом. Мамой мальчика была студентка архитектурного института Наталья Белоусова, на которой Ширвиндт женился незадолго до этого. Ее знакомство с Ширвиндтом состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ наука, искусство, литература , который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. По своим корням жена Ширвиндта — столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу — в старое московское купечество. На момент знакомства молодых Белоусовы являлись аборигенами НИЛ а, а Ширвиндт с родителями гостил у знаменитого артиста Дмитрия Журавлева.
Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке прежде всего то, что у нее в хозяйстве имелась… корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Гак что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться. Стоит отметить, что рождение сына весьма огорчило Ширвиндта. Дело в том, что он мечтал иметь дочь.
А тут — сын. Он настолько расстроился, что слухи о его «беде» распространились даже в театре. Когда об этом узнал актер Леонид Марков, считавшийся в артистической среде Дон Жуаном, он прочел Ширвиндту короткую лекцию — объяснил, что тот должен быть счастлив, что родился именно сын. Монолог Маркова звучал так: «Представь себе, что у тебя дочурка. Проходит каких-нибудь семнадцать лет, ты сидишь дома, уже несвежий, лысеющий Шурик, и ждешь с Таточкой свою красавицу Фиру. А Фиры нет. Она пошла пройтись.
Ее нет в двенадцать, в час, в два. Ты то надеваешь, то снимаешь халатик, чтобы куда-нибудь бежать, и вдруг — звонок в дверь. Вы с Таточкой бросаетесь открывать. На пороге стоит лучезарная, счастливая Фира, а за ней стою Я! Ты втаскиваешь ее в дом и в истерике излагаешь все, что ты обо мне знаешь и думаешь! И я вхожу в твой дом. Малыш, тебе это надо?
В конце 50-х Ширвиндт был почти неизвестен массовому зрителю его карьера в кино складывалась скромно , но столичная публика его знала хорошо. Особенно та ее часть, которая посещала популярные в те годы «капустники». На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером-исполнителем. Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвиндту и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался «В гостях у Михаила Жарова».
В начале 60-х творческая активность Ширвиндта продолжала набирать обороты — он трудился сразу на трех поприщах: в «капустниках», в театре и в кино. В репертуаре Ленкома Ширвиндт был занят в нескольких спектаклях: «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики! Балтера, «Колесо счастья» братьев Тур, «Когда цветет акация» Н. Винникова и др. Однако ни одна из этих ролей за исключением Джона Данкера в «До свидания, мальчики! Вообще Ленком в те годы откровенно лихорадило.
После ухода из театра Гиацинтовой и Бирман к его руководству пришли совершенно случайные люди, которые ввергли Ленком в пучину безвкусицы. На фоне другого столичного театра — «Современника» — Ленком выглядел каким-то мастодонтом. Вспоминает Ширвиндт: «Имелся у нас знаменитый спектакль «Семья», пьесу написал Попов, секретарь Ленина. Я там в заключительной сцене был задействован. На явке. То ли в подземелье, то ли еще где-то. Все в основном соратники, а в углу лежит куча меньшевиков.
В пенсне. Меньшевикам дают достойный отпор. Вот одним из тех, кому отпор, я и был. В финале на сцену, как раз над Лениным, сверху спускалось знамя. Этим у нас занимался рабочий сцены, замечательный мальчик. Но — даун. Зато он мог проделать все, что от него требовали.
В «Семье» требовалось на колосниках зацепить знамя за огромный крюк и придерживать полотнище, чтобы оно не скомкалось. Но он заснул. Прямо там, на колосниках. А в зале как раз комиссия по госпремиям. И вот представьте: после слов Ленина о грядущей победе под бравурную музыку над его головой возникает огромный ржавый крюк. Из зала было очень похоже на виселицу. Премию мы не получили, мальчика уволили…» Между тем в 1964 году ситуация в Ленкоме стала меняться в лучшую сторону — на должность главного режиссера пришел Анатолий Эфрос до этого он работал в Центральном детском театре.
Эфрос дебютировал в Ленкоме спектаклем «В день свадьбы» В. В нем Ширвиндту досталась эпизодичесмая роль колхозника. Кстати, еще одним колхозником в спеккпсле был бессменный партнер Ширвиндта по «капустникам» Михаил Державин. И хотя роли им достались мизерные, однако они сделали все от них зависящее, чтобы зрители их запомнили. Например, прибегли к следующей хитрости. В сцене, где они были заняты, свадебные столы ломились от всевозможных яств, естественно, не настоящих, а бутафорских. Однако Ширвиндт с Державиным на каждое представление приносили с собой настоящие яблоки и смачно хрустели ими на сцене, доводя публику до голодного спазма — яблочный аромат мгновенно заполнял весь театр.
Эфросу это не нравилось, но ничего поделать с «шутниками» он не мог. Не заставлять же их хрустеть бутафорскими фруктами! Между тем Ширвиндт постепенно завоевывал в творческих замыслах Эфроса место одного из ведущих актеров. Благодаря этому он сыграл целый ряд замечательных ролей: Тригорина в «Чайке» А. Чехова, Гудериана в «Каждому свое» С. Что касается кино, то здесь Ширвиндту не очень везло — большинство ролей, которые он сыграл, почти не запомнились зрителям. За двумя исключениями.
Зритель этот фильм, конечно же, хорошо помнит: Ширвиндт играл «Станиславского», а Белов — «Немировича-Данченко». Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта — героя «капустников». Второе исключение — фильм все того же Е. Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам. В 1965 году Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в шаменитую высотку на Котельнической набережной. Этому событию предшествовали следующие обстоятельства. До этого Ширвиндт — с семьей и с родителями — занимал две комнаты в «многосемейной» квартире в Скатертном переулке.
Его супруга таким положением, естественно, была неудовлетворена и прилагала все силы к тому, чтобы благополучно разъехаться. Менялись две комнаты в Скатертном и однокомнатная квартира в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. Вариант, как казалось Ширвиндту, безнадежный. Видимо, поэтому в этом обмене он принимал самое скромное участие.
Биография Александра Ширвиндта
А какие варианты? Альтернативы нет! И тут приходят мысли о том, чтобы как-то приспосабливаться. Александр Ширвиндт. Фото: ТВЦ Александр Ширвиндт отмечает, что ему бывает не по себе, когда журналисты начинают расспрашивать о делах давно минувших дней.
Впрочем, несмотря на некоторую меланхолию, артист остается оптимистом.
Его дебютом в кино стала роль в фильме «Она вас любит» в 1956 году. В последующие годы он много и с успехом снимался. Всенародную славу ему принесли роли в фильмах: «Приходите завтра», «Двенадцать стульев», «Трое в лодке, не считая собаки», «Мнимый больной», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Старики-разбойники», «Миллион в брачной корзине», «Принцесса цирка», «Зимний вечер в Гаграх», «Бабник», «Роковые яйца», «Сокровища кардинала Мазарини или Возвращение мушкетёров»… Параллельно с работой в кино и театре Александр Анатольевич, начиная с 1958 года, преподавал в Высшем театральном училище им. Щукина с 1995 года — профессор. Среди его выпускников: А. Миронов , Н. Гундарева , А. Мордвинова, М.
Голубкина, Л. Ярмольник и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны. С середины 1990-х годов Ширвиндт мало снимался в кино, но был частым гостем на телевидении и постоянным участником, а также создателем, целого ряда программ. В качестве автора и режиссера Александр Анатольевич много работал и на радио, а также принимал участие в озвучивании мультфильмов.
В том же году Александр Ширвиндт сыграл свою первую роль в кино — Ухова в фильме «Она вас любит! В 1957 году был принят в труппу Театра им. Ленинского комсомола.
Александр Ширвиндт в картине «Ирония судьбы, или с легким паром! Александр Ширвиндт в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» Александр Ширвиндт также покорил телевидение, особенно популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи».
Александр Ширвиндт автор нескольких книг Умнейший человек и интересный рассказчик, Ширвиндт опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых он не только увлекательно повествует о золотом веке отечественного кино и театра, но и делится своими емкими афоризмами. С будущей любовью всей своей жизни Натальей Белоусовой он познакомился в дачном поселке в Подмосковье, где они были соседями. Забавно, что, согласно их семейной байке, сначала Ширвиндта привлекла корова на Наташиной даче, которая давала очень вкусное молоко — уж очень падок он всегда был на вкусненькое. А затем уже они начали встречаться. Через пару лет Ширвиндт сделал Наталье предложение, а в 1958 году у них родился сын Михаил, который впоследствии продолжил дело отца и стал успешным телеведущим, вел популярную развлекательную передачу «Дог-шоу». Александр Ширвиндт с женой Натальей Белоусовой на презентации книги Жена Ширвиндта работала архитектором. Семья жила в знаменитой высотке на Котельнической набережной. Сам Александр Анатольевич до последних дней оставался очень увлеченной натурой, помимо актерства и режиссуры он любил играть в баскетбол, играл на скрипке, увлекался рыболовством. И, конечно, его невозможно было представить без любимой трубки, с которой он практически не расставался.
Последние годы жизни и смерть С 2010-х Ширвиндт не снимался в кино за исключением редких камео , а все свое свободное время отдавал театру. Он также продолжал свое писательское дело: в 2018 году вышли мемуары «В промежутках между». Ширвиндт сумел сохранить свое фирменное остроумие и ироничное отношение к жизни, что по-прежнему притягивало внимание к его личности. Периодически Александр Ширвиндт участвовал в телешоу. Так, например, в сентябре 2020 года актер поучаствовал в проекте Первого канала «101 вопрос взрослому» и пообщался с подростками. Кроме того, в этом же году Ширвиндт опубликовал еще одну книгу, «Опережая некролог», в которую включил свои воспоминания о детстве, семье, карьере и о службе в театре. Конечно, из-за солидного возраста актера поклонники не могли не переживать за его самочувствие. Но сын Ширвиндта рассказал журналистам, что его отец болеет в легкой форме. В сентябре 2021 Ширвиндт рассказал об уходе с поста художественного руководителя Театра сатиры.