Новости старая керосиновая лампа

Керосиновая лампа Croquet Player Miller 1881. Керосиновые фонари и лампы быстрее распространились, потому что керосин легко производить и он дешев. Представлены более 50 предметов: подсвечники, лампады, керосиновые лампы, фонари, плафоны и первые электролампы. Керосиновая лампа СССР в рабочем состоянии, без стекла.

От рогача до чапли

  • «Старая керосиновая лампа.»
  • Керосинки, старинные фонари | Добро пожаловать на Кодудельку!
  • Лампа-Коптилка
  • Навигация по записям
  • Навигация по сайту

[керосиновая лампа ссср] в категории главная

И очень быстро по причине своей экономичности керосиновые лампы вытеснили свечи и масляные светильники, завоевав и Россию. В собрании нашего музея хранятся более десятка керосиновых ламп, от изысканной декоративности которых трудно оторвать взгляд. Мы много знаем из литературы об их изобретателях, о приемах оформления и материалах их изготовления, о местах их производства, но практически ничего - о том, кому они принадлежали и откуда появились в Перми. Однако в музейной жизни случаются открытия. Именно такое и произошло в начале 1990-х гг.

Куда же его употребить? Оно замечательно лечило педикулез, но у львовян не было столько вшей. Весной 1853 года фармацевт Лукасевич и львовский жестянщик Адам Братковский предложили выход. Они переделали одну из масляных ламп, которыми торговал Братковский, под физические свойства нового вещества, снабдив её для пущей безопасности таким знакомым нам по историческим фильмам стеклянным колпаком. Первый экземпляр лампы был в марте того же года выставлен в витрине аптеки и произвел в городе настоящий фурор — лампа давала свет сразу, как 10-20 свечей. Неудавшийся "спирт" был быстро распродан, вернув аптекарю Миколяшу так неосмотрительно помещенный им капитал, а жестянщик Братковский сделал свой гешефт на продаже нового типа ламп. Львовяне не могли нарадоваться новому изобретению. Местная газета писала все в том же 1853 году: "Лампы зажигают с наступлением сумерек и на всю ночь, несмотря на то, светит ли луна или нет. На жителей и гостей города это нововведение производит большое впечатление". Фармацевт Ян Зег, поняв, что поймал удачу "за хвост", не стал тянуть дальше лямку наёмного работника, уволился из аптеки и открыл собственную лавку по продаже керосиновых ламп и керосина. Только через несколько месяцев после этого, 27 марта 1854 года, некий канадец Абрахам Геснер запатентовал в США торговую марку "керосин". Он, кстати, потом стал миллионерам. Ян Зег тоже "ворон не ловил", только за 1854 год его небольшой магазин на улице Краковской продал 60 тонн керосина. Вскоре его лампами торговали по всей Австрийской империи и в Пруссии. Вскоре одна из них попала в руки крупных австрийских промышленников, владельцев венской фабрики Дитмара и братьев Брюннер. Они запустили промышленное производство керосиновых ламп.

Ее изобретателем был львовский фармацевт Игнаций Лукасевич, который доработал масляную модель и стал использовать для освещения керосин. Лампа быстро завоевала популярность - она давала света как 50 свечей. Памятник создателю керосиновой лампы И. Львов Через некоторое время венский фабрикант Дитмар слегка видоизменил ее, украсил и наладил массовое производство. В богатых особняках использовались керосиновые лампы в виде ваз, скрывающих емкость для керосина. Обычно в таких лампах имелся абажур, который делал свет менее ярким. В старых книгах часто можно встретить названия ламп: «пятнадцатилинейка», «восьмилинейка», «трехлинейка» - эта нумерация означала ширину фитиля, измерявшуюся в старинной единице длины — линиях.

Собираю примерно с октября прошлого года, за это время набралось около 25 штук. Буду выкладывать понемногу, надеюсь, заинтересует! Многие лампы еще требуют идентификации, так что буду рад любой помощи! И вот моя самая первая лампа Самая обычная, хромированная. Для меня ценна тем, что именно с нее началось увлечение.

Керосиновая лампа: изображения без лицензионных платежей

При использовании требуется указывать источник произведения. Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах договорах, актах, реестрах , в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате. Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки.

Ручное прессование было известно еще в XVIвеке, когда в открытых формах делались подвески для люстр и мозаики. Ручное прессование применялось в Европе в XVIII веке для изготовления пробок графинов, ножек кубков, солонок и других мелких предметов. Машинный способ прессования в металлических пресс-формах был разработан в США между 1820г. Формы для пресса могут быть как неразъемными, цельными, так и многочастными. Прессованием обычно получают изделия с толстыми стенками, так как стекломасса при прессовании с большой силой прижимается к стенкам формы и быстро затвердевает. Точность прессования обеспечивает строгое соответствие серийных изделий авторскому образцу модели.

Чаще всего прессованные изделия не требуют дальнейшей дополнительной обработки. Главный критерий, которому должны соответствовать изделия данного метода выработки — функциональность и утилитарность. Однако, мастера Дятьковского хрустального завода много работали в области эстетизации форм повседневных предметов массового тиража. Они проводили многочисленные опыты по созданию своего собственного выразительного языка прессованных изделий, в то время как на других предприятиях художественное оформление прессованной продукции не всегда было высокого уровня, она в большей или меньшей степени была подражанием хрусталю, украшенному алмазной гранью. Ярким примером прессованного изделия, обладающего выразительным декором, и соответствующего прейскурантному образцу, является подсвечник в виде Эйфелевой башни. Данный подсвечник изготовлен из цветной стекломассы. Стекло подобного оттенка иногда в быту называли «купоросным» из-за схожести с цветом медного купороса. Художественный образ предмета передает внешний вид максимально узнаваемой архитектурной достопримечательности Парижа.

Вторым подсвечником, исполненным методом пресса и соответствующим прейскурантному изображению, является экспонат, выполненный из дымчтатого стекла с рельефным изображением распятого Иисуса Христа. Оригинальная нижняя часть предмета утрачена, сохранившаяся верхняя часть приклеена на металлическую плитку. В таком виде подсвечник поступил в музей в 1983 году, был передан в дар музею жителем города Дятьково Ю. Цвет изделий из дымчатого стекла может быть как нейтральным серым, так и иметь какой — либо преобладающий оттенок. Серые стекла обладают равномерным пропусканием цветных излучений по всему спектру дневного света. Приняв серое стекло за исходное, можно добиться любого оттенка, изменяя соотношение красителей. Внешний вид данного изделия значительно проигрывает художественному и технологическому выполнению подсвечника в виде Эйфелевой башни. Следующую группу составляют изделия, выработанные вручную методом выдувания в форму и последующей обработки с помощью абразивных инструментов.

Крупный подсвечник сложной конфигурации светлого желто-зелёного цвета сделан из стекла, окрашенного соединением урана. При освещении уранового стекла исключительно ультрафиолетовым светом например, в лучах УФ-лампы в темном помещении сияние многократно усиливается.

Примус шумел в работе, иногда перегревался, требовал чистки — регулярной — и присмотра — постоянного. Но достоинства перебивали все недостатки, в первую очередь — для домохозяек. Лёгкость и компактность — ставь в любой угол кухни.

Простота использования и мощность — заводи в любое время и полноценно жарь-кипяти. Экономичность — литрового бачка хватало на три-четыре дня готовки и нагревания воды. Наконец, ему не нужен фитиль, а значит, он не коптил. Портативной бессажевой горелке обрадовались и военные: в 1904 году, например, примусы охотно брали с собой наши офицеры, уезжавшие на Дальний Восток воевать с японцами. И настоящей находкой прибор стал для полярников, путешественников, туристов.

Это понятно: попробуй собрать дрова и развести костёр в заснеженной тундре или в пустыне! Примус долой! Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» Примус успешно расширял влияние в царской России, готовил немудрёную снедь и грел озябшие руки в революцию и Гражданскую войну. В 1922 году его стали выпускать на Первом государственном меднообрабатывающем заводе во Владимирской области. И вдруг удар — ни в чём не повинный прибор попал в самый центр разгоревшейся борьбы с кухонным рабством.

Делить власть с бабой. Как 100 лет назад белгородки боролись за равные с мужчинами права Советскую женщину призывали стать полноценным членом общества, отбросить пелёнки, корыто с бельём и кухню. Заботу по организации быта обещало взять на себя государство, а кормить граждан взялись огромные фабрики-кухни. Почему примус стал воплощением прошлой жизни, мещанства и дикого бескультурья? Ведь оно было очагом: возле примусов собирались на коммунальной кухне соседки, ругались, мирились, делились солью, обсуждали мужей, вместе пили чай.

Теперь это вышло боком. Примус песочили писатели и поэты, как врага клеймили плакаты и карикатуры. Наверное, недолюбливал прибор и Михаил Булгаков. Понятно, что дело было не в примусе, ведь и не шестисотый мерседес с малиновым пиджаком виноваты, что в 1990-е народ так любил новых русских.

Для упрощения поджига есть рычаг, который приподнимает защитное стекло, так что к фитилю можно дотянуться спичкой. А можно и совсем откинуть стекло - для замены фитиля или чтобы помыть его от копоти. Механизм фитиля: Много ли света дает такая лампа? Почему такую конструкцию лампы называют "летучая мышь"? В паспорте лампы никаких упоминаний о мышах нет: А история такая же, как в свое время с термосами или ксероксами. Была популярная немецкая лампа торговой марки fledermaus - "летучая мышь", и все похожие на нее лампы стали называть летучими мышами. Конструкция лампы оказалась столь удачной, что она производятся до сих пор, но уже китайскими ручками, о чем был пост на пикабу. Я надеюсь в комментариях пикабушники поделятся опытом применения ламп, кроме туристического и ностальгически-декоративного.

«Мессер» летит — в нас стреляет, мы в него». История героического пулеметчика Геннадия Тимофеева

  • Светильник "Керосиновая лампа"
  • Калильная сетка
  • Поход в лесной балаган - реставрация керосиновой лампы ЛМЗ
  • «Семейная история» керосиновой лампы
  • Секреты керосиновой лампы — свет, тепло и электричество от одного фонаря.

Музей керосиновых ламп устроил гюмриец в собственном дворе: история одного увлечения

У самого валяется керосиновая лампа но заправить ее нет возможности. Подписаться. Керосиновая лампа из фондов Лотошинского музея. Керосиновая лампа Croquet Player Miller 1881. Старая керосиновая лампа времен СССР приобрела новую жизнь, превратилась в состаренную лампу с декоративными элементами, с посеребре. Старая керосиновая лампа времен СССР приобрела новую жизнь, превратилась в состаренную лампу с декорат.

Керосиновая лампа — огонек далеких лет

Старая керосиновая лампа в дар (Москва). Дарудар Скачайте стоковое фото Старая керосиновая лампа выброшена на помойку.
История керосиновой лампы Керосиновая лампа, 19 век.В нашей семье хранится старая керосиновая лампа. Такие лампы были самым распространенным средством освещения в 19 веке.

О керосиновой лампе

Cкачать Старая керосиновая лампа видео в формате MPp4 или Mp3 трек. счастливый обладатель двух керосиновых ламп "Керосиновая лампа Летучая мышь SPARTA 932305" и "Керосиновая лампа 24 см FIT DIY 67600". Большая коллекция фотографий для СМИ, рекламы и дизайна, подборка интересных публикаций для фотографов, афиша выставок, мастер-классов и лекций. В конце девятнадцатого века для освещения широко использовались керосиновые лампы. Сейчас фонарики на батарейках и фонарики на литий-ионовых аккумуляторах, когда керосиновая лампа для ночной прогулки самое то.

«Никого не трогаю, починяю примус». Как маленькая бензиновая плитка стала символом эпохи

Это настоящая старая керосиновая лампа переоборудованная под современную лампу накаливания типа «горящая света». Старая керосиновая лампа времен СССР приобрела новую жизнь, превратилась в состаренную лампу с декорат. Вот так обрела новую жизнь старая керосиновая лампа! О керосиновой лампе я расскажу подробнее, потому что имел случай познакомиться с человеком, который собрал большую коллекцию таких ламп.

В XXI веке с керосиновой лампой

Иванова удержал при себе. Сейчас подобного рода действия лысьвенских металлургов кажутся, по меньшей мере, странными. Однако нельзя забывать о том, какую роль Лысьвенский завод выполнял для оборонной промышленности. Все годы войны завод, единственный по стране, выпускал стальные шлемы СШ-40 — солдатские каски. Их тоже ждал фронт.

В масштабе миллионов штук. Производственные задания в данном случае ставились наркоматом под персональную ответственность начальников. Сотни возникающих проблем руководители должны были решать в максимально сжатые сроки, с минимальными затратами. Так что неудивительно, что Главк металлоизделий попросту рассудил что должно помочь лысьвенцам, пусть и в ущерб заводу им.

Ко всем перечисленным гл. Как же в таком случае быть с приказом наркома местной промышленности? Срываются сроки пуска! Однако, успели.

На 1 октября 1943 года завод выпустил первую партию фонарей количеством в 10 тысяч штук, хотя их еще необходимо было доукомплектовать стеклом. Оно запоздало, потому что у завода-производителя стекла попросту не оказалось тары, чтобы отгрузить готовый продукт на завод им. А у последнего не оказалось сил чтобы довезти стекло — из транспорта в наличии были только одна полуторка, да несколько лошадей «средней упитанности». Другие проблемы благополучно разрешились.

Достали моторы частью нехватку завод покрыл собственными силами , привезли из Лысьвы все необходимое фонарное оборудование и инструмент. Трудилось к тому времени на производстве 40 человек — ленинградцы, местные рабочие. На подходе были еще 8 выпускников ФЗУ, 25 рабочих выделенных Главным управлением металлоизделий. Главк уже после первой партии запланировал увеличение производства — норму удвоили, завод к зиме 1943 года должен был давать уже 20 тысяч фонарей в месяц.

Рабочий штат при этом увеличивался до 100 человек, итого — 200 фонарей на человека. Хотя, это, конечно же, это среднестатистический подсчет. Был штамповочный цех, был прокатный цех, цех выдува, цех сборки.

Коммерчески проект Мердока оказался очень успешным, так как его учитель Уатт настоял на том, чтобы завод Мэтью Болтона и Джеймса Уатта — младших освещался теперь газом Мердока. Авторитет Уатта в мире был настолько высок, что подражатели мгновенно нашлись по всей Англии так английский пролетариат узнал, что такое вторая смена — теперь заводы могли работать круглосуточно , а Мердока завалили заказами.

Как ни странно, за пределами Британских островов газовое освещение распространялось крайне медленно, и причина проста: технологии получения газа были трудоемки и дороги. Правда, газ и его свойства сами по себе будоражили творческую мысль: в 1825 году мелкий клерк Джеймс Шарп сконструировал газовую печь — в одном экземпляре для своей жены. Однако вмешался лорд Спенсер: он напросился на завтрак к Шарпу специально для того, чтобы попробовать еду, приготовленную на газовой плите. Высокая оценка лорда Спенсера о чем написали в газетах подтолкнула Шарпа заняться производством таких плит — скромный Шарп сделал это через 11 лет после того, как создал «промышленный образец» для своей жены. Идеи Леблана и Мердока тоже получили продолжение: «светильным газом» стали освещать улицы столиц — Лондона в 1813 году, Парижа в 1815-м, до Петербурга эта мода добралась в 1835-м.

Дворцы царственных особ Зимний в том числе и богатейших людей планеты освещались газом, но это дворцы, а распространения для освещения домов газ так и не получил: он был взрывоопасен, дорог, с его транспортировкой не получалось ничего — словом, поиски альтернативы продолжались. Роль Мердока в создании паровой машины настолько велика, что на памятнике в Бирмингеме именно он составил компанию Уатту, изобретателю паровой машины, и Болтону, инвестору и выдающемуся маркетологу, на завод которых неграмотный шотландский паренек пришел из родных мест пешком, чтобы приобщиться к великому Что касается нефти, то эксперименты с ней продолжались безостановочно. В 1846 году канадец Абрахам Геснер, экспериментируя с углем, получил новое вещество, которое давало ровный и яркий свет — такое горение отличало вещество от всех других, известных человечеству. Это открытие произвело фурор: горючее вещество и в самом деле не знало себе равных по качеству освещения, вот только приготовление его из угля было сложным, трудоемким и дорогим процессом. Геснера это не остановило, он нашел инвесторов, создал завод по производству керосина и стал вполне обеспеченным человеком.

Это был век дилетантов, а дилетантов не останавливают мелкие препятствия, в том числе в виде нехватки каких-то знаний. Сам Геснер — прекрасный образец дилетантизма. Он начинал с того, что торговал лошадьми, переправляя их из Тринидада в США, но эта затея потерпела крах после того, как два его корабля с лошадьми утонули. После этого мы обнаруживаем его в Лондоне, где ставший банкротом Геснер изучает медицину и работает врачом в одной из ведущих больниц. В Лондоне же он слушает лекции по геологии, ему очень нравится эта наука — до такой степени, что, возвратившись в Канаду, он объявляет себя специалистом по минералогии.

Канада как раз в то время решает разведать природные богатства своих территорий, а геологов не хватает — Геснер получает высокий пост, с которого его спустя какое-то время увольняют, обвинив в непрофессионализме. Он берется читать лекции студентам и экспериментирует с минералами, в том числе с найденным им в провинции Альберта углем он обнаруживает у него отличия от угля из Англии и называет его «альбертит», претендуя на открытие нового минерала , и вот, на этом витке биографии, добивается успеха, открывая керосин. Обычная биография для XIX века. Абрахам Геснер Идея добывать горючий материал из угля оказывается плодотворной — несколько лет спустя шотландец Джеймс Янг пробует повторить опыты Геснера. Правда, в результате технологической ошибки он получает не легкое горючее масло, а густое и вязкое.

Что, однако, для настоящего шотландца вовсе не повод опускать руки: Янг находит применение полученному веществу, парафину, в качестве смазки для механизмов и двигателей. Это был очень умный и своевременный шаг — наступала эра механизмов, планету заполняли пароходы и паровозы, насосы и станки, и смазочные масла значительно продлевали жизнь этим приспособлениям, без которых человечество уже не мыслило своей жизни. Эксперименты с нефтью тем временем идут буквально по всей планете. В начале 1850-х годов два помощника аптекаря Петра Миколяша, владельца заведения с пафосным и непонятным названием «Под золотой звездой» в провинциальном городке Австро-Венгрии Львове, проводят эксперименты с нефтью. Их опыты имеют медицинскую направленность — они в курсе мировой славы «Целебного петролеума Кира» и мечтают найти более масштабные способы применения нефти в изготовлении лекарств и косметики.

Помощников аптекаря зовут Игнаций Лукасевич и Ян Зех. Судьба Лукасевича — судьба обычного польского интеллигента тех лет. Отец его, Юзеф, мелкий шляхтич и судебный чиновник, воевал в армии Костюшко и всю жизнь с гордостью носил перстень с надписью «Родина — ее защитнику». Сын придерживался тех же взглядов, за что два года провел в тюрьме, учился в Ягеллонском университете, а закончил образование в Вене. Во Львов попал случайно — был выслан туда после двух лет, проведенных в тюрьме за свои патриотические взгляды, под надзор полиции без права выезда из города.

Во Львове ему повезло найти работу по специальности и обрести друга и единомышленника в лице Зеха, окончившего тот же Венский университет, выходца из семьи аптекаря. Дела аптеки «Под золотой звездой» идут хорошо, и в 1852 году ее владелец устраивает в пристройке-сарае лабораторию, оснащенную по последнему слову техники оборудование везут из Германии. Лукасевич и Зех, экспериментируя с дистилляцией нефти, получают керосин. Его получение должно было стать промежуточным результатом в запланированном ими эксперименте, но у исследователей хватило ума и чутья оценить свойства полученной жидкости — да, это был тот самый волшебный керосин, о котором они уже знали из газетных и научных публикаций. Он горел ярко, давал ровный, а не мерцающий свет, не коптил, не портил воздух — словом, была получена идеальная горючая жидкость для освещения.

Игнаций Лукасевич и Ян Зех Совсем не факт, что Лукасевич и Зех в тот момент понимали, насколько простой, удобный и дешевый способ получения керосина нашли, вряд ли они также понимали, что за джинна, а скорее — монстра, выпускают из бутылки, и уж точно не предполагали, что их эксперимент в провинциальном сарае откроет эру углеводородов. Важно, что Лукасевич и Зех сразу после своего открытия перешли к следующей, очень практической задаче — керосину нужна была лампа. Старые масляные лампы и все их модификации, известные во Львове на тот момент, были отвергнуты. В итоге родилась конструкция, которая практически без изменений дожила до нашего времени — с удобной емкостью для керосина, подкруткой фитиля, регулирующей яркость света, поддувом для доступа воздуха и стеклянным колпаком. К реализации идеи и ее воплощению в металле друзья привлекли жестянщика Адама Браткевича.

Вскоре конструкция была готова какое-то время еще экспериментировали с формой стеклянного колпака, пока не нашли вариант, который сочли оптимальным , ее опробовали, продемонстрировали всем любопытствующим и выставили в аптеке пана Миколяша. Кажется, сначала все отнеслись и к лампе, и к керосину как к некой диковинке, задача которой — потешать публику, но 31 июля 1853 года лампу срочно затребовала местная больница, где хирург Заорский проводил ночью экстренное удаление аппендикса. Собственно, именно этот день остался в истории как день рождения керосиновой лампы, и именно это событие заставило понять увлеченных своими аптекарскими делами Лукасевича и Зеха, что они создали что-то гораздо более важное, чем аттракцион для посетителей аптеки. Пути Лукасевича и Зеха на этом расходятся — по той простой причине, что у каждого из них было собственное видение того, как реализовывать открытие.

Оценили 0 человек Андрей Козлов Я проводил эксперимент между жидкими парафинами светал и керосином. Керосин светит ощутимо ярче. Но пахнет сильнее. Хотя на отрегулированной лампе продукты сгорания почти не пахнут. Наиболее пахучие фонари типа "летучая мышь" в силу конструкции.

В 1853 г. Лукасевич с напарником Яном Зехом проводил исследования по перегонке сырой нефти с целью получения более дешёвого топлива, чем использовавшиеся в то время масляные смеси. Но чтобы лампа могла работать на керосине, требовалось модернизировать её конструкцию. Мастер-жестянщик Адам Браткивский, который целыми днями выправлял мятые кастрюли да лудил старые самовары, сконструировал прототип нынешней лампы. Эта конструкция была уже в 1853 г. Лампа была сделана из жести и имела форму цилиндрической трубы, выполнявшей функцию маленького резервуара для нефти. Верхняя часть цилиндра была снабжена прозрачным окошком из слюды. Первоначально стекло было полукруглое или плоское, но позже его заменили сплошным стеклянным цилиндром с расширением в той части, где горел фитиль. И всё из-за того, что на малом расстоянии от пламени стекло перегревалось и лопалось.

В XXI веке с керосиновой лампой

Львовяне не могли нарадоваться новому изобретению. Местная газета писала все в том же 1853 году: "Лампы зажигают с наступлением сумерек и на всю ночь, несмотря на то, светит ли луна или нет. На жителей и гостей города это нововведение производит большое впечатление". Фармацевт Ян Зег, поняв, что поймал удачу "за хвост", не стал тянуть дальше лямку наёмного работника, уволился из аптеки и открыл собственную лавку по продаже керосиновых ламп и керосина. Только через несколько месяцев после этого, 27 марта 1854 года, некий канадец Абрахам Геснер запатентовал в США торговую марку "керосин". Он, кстати, потом стал миллионерам.

Ян Зег тоже "ворон не ловил", только за 1854 год его небольшой магазин на улице Краковской продал 60 тонн керосина. Вскоре его лампами торговали по всей Австрийской империи и в Пруссии. Вскоре одна из них попала в руки крупных австрийских промышленников, владельцев венской фабрики Дитмара и братьев Брюннер. Они запустили промышленное производство керосиновых ламп. Он чудом спасся от смерти летом 1941-го, а впоследствии Холокост сильно повлиял на творчество Лема.

С этого момента нефтедобыча по всему миру стала расти стремительными темпами. Работавшие с керосином предприниматели быстро богатели, и один за другим становились миллионерами. Однако, изобретатель Ян Зег миллионером не стал — судьба нанесла ему удар, который его "сломал". Через пять лет после его судьбоносного открытия, в 1858 году, во дворе его дома загорелась повреждённая бочка с керосином. Огонь перекинулся на дом, в котором сгорели заживо его жена Яна и её сестра.

По сравнению с другими продуктами нефтеперогонки керосин лучше подходил в качестве горючего материла, был менее взрывоопасен, горел более равномерным пламенем и освещал ярче. Керосиновое освещение получило молниеносное распространение. Стали бурно развиваться мастерские по производству керосиновых ламп. Лампы производились как дешёвые, доступные для низших слоёв населения, так и дорогие, отличающиеся богатым декором, более яркой светимостью и большими объёмами резервуара для керосина. Яркость лампы зависела от ширины фитиля и измерялась по особой шкале от 1 до 30.

Отец его, Юзеф, мелкий шляхтич и судебный чиновник, воевал в армии Костюшко и всю жизнь с гордостью носил перстень с надписью «Родина — ее защитнику». Сын придерживался тех же взглядов, за что два года провел в тюрьме, учился в Ягеллонском университете, а закончил образование в Вене. Во Львов попал случайно — был выслан туда после двух лет, проведенных в тюрьме за свои патриотические взгляды, под надзор полиции без права выезда из города. Во Львове ему повезло найти работу по специальности и обрести друга и единомышленника в лице Зеха, окончившего тот же Венский университет, выходца из семьи аптекаря.

Дела аптеки «Под золотой звездой» идут хорошо, и в 1852 году ее владелец устраивает в пристройке-сарае лабораторию, оснащенную по последнему слову техники оборудование везут из Германии. Лукасевич и Зех, экспериментируя с дистилляцией нефти, получают керосин. Его получение должно было стать промежуточным результатом в запланированном ими эксперименте, но у исследователей хватило ума и чутья оценить свойства полученной жидкости — да, это был тот самый волшебный керосин, о котором они уже знали из газетных и научных публикаций. Он горел ярко, давал ровный, а не мерцающий свет, не коптил, не портил воздух — словом, была получена идеальная горючая жидкость для освещения.

Игнаций Лукасевич и Ян Зех Совсем не факт, что Лукасевич и Зех в тот момент понимали, насколько простой, удобный и дешевый способ получения керосина нашли, вряд ли они также понимали, что за джинна, а скорее — монстра, выпускают из бутылки, и уж точно не предполагали, что их эксперимент в провинциальном сарае откроет эру углеводородов. Важно, что Лукасевич и Зех сразу после своего открытия перешли к следующей, очень практической задаче — керосину нужна была лампа. Старые масляные лампы и все их модификации, известные во Львове на тот момент, были отвергнуты. В итоге родилась конструкция, которая практически без изменений дожила до нашего времени — с удобной емкостью для керосина, подкруткой фитиля, регулирующей яркость света, поддувом для доступа воздуха и стеклянным колпаком.

К реализации идеи и ее воплощению в металле друзья привлекли жестянщика Адама Браткевича. Вскоре конструкция была готова какое-то время еще экспериментировали с формой стеклянного колпака, пока не нашли вариант, который сочли оптимальным , ее опробовали, продемонстрировали всем любопытствующим и выставили в аптеке пана Миколяша. Кажется, сначала все отнеслись и к лампе, и к керосину как к некой диковинке, задача которой — потешать публику, но 31 июля 1853 года лампу срочно затребовала местная больница, где хирург Заорский проводил ночью экстренное удаление аппендикса. Собственно, именно этот день остался в истории как день рождения керосиновой лампы, и именно это событие заставило понять увлеченных своими аптекарскими делами Лукасевича и Зеха, что они создали что-то гораздо более важное, чем аттракцион для посетителей аптеки.

Пути Лукасевича и Зеха на этом расходятся — по той простой причине, что у каждого из них было собственное видение того, как реализовывать открытие. Лукасевич ловит журавля в небе, Зех же предпочитает синицу в руках. Зех открывает во Львове предприятие, по сути ту же лабораторию, в которой они с Лукасевичем нашли способ получения керосина из нефти. Называется его компания «Камфинфабрика» — называть вырабатываемое вещество керосином нельзя, это слово охраняется патентом Геснера.

Зех, кстати, патентует способ получения керосина патент выдан только на его имя. Даже не безбедную, а богатую, хотя и сам Зех, и вся его семья, что называется, пристроены к делу — так практичнее. Зех занят на производстве в сарае, его жена и другие домочадцы работают в примыкающей к дому и сараю лавке. В год эта кустарная мастерская перерабатывала в среднем около 250 центнеров нефти — довольно много по тем временам.

Во всяком случае, жителям Львова производимого керосина хватало, и всё шло так хорошо, что Зех даже не задумывался об увеличении объемов производства. В 1858 году происходит трагедия, случившаяся, судя по всему, из-за дырявой бочки, из которой вытекал керосин. Он загорелся от случайной искры, пламя перекинулось на лавку и уничтожило и дом, и завод. В пожаре погибли жена Зеха и ее 17-летняя младшая сестра, они находились в тот момент в лавке.

Только год спустя Зех займется восстановлением производства. Через 15 лет он женится повторно, на сестре своей жены, кроме производства во Львове откроет аптеку в Бориславе, где также будет производить керосин и другие продукты переработки нефти, в частности асфальт и смазочные материалы, которые станет экспортировать в Германию. Памятник Лукасевичу во Львове. На самом деле в этой скульптурной композиции нашлось место и Яну Зеху его изображение расположено выше, он как бы выглядывает из окна и машет Лукасевичу рукой , но не существует ракурса, с которого изобретателей можно увидеть вместе.

Забавно, что когда керосиновая лампа стала продаваться во Львове, ее называли «венской лампой» — даже львовяне не знали, что это их местное изобретение. Со временем понимание, конечно, пришло. Странно, что никто так и не придумал называть лампу «львовской» Лукасевич пошел другим путем. Он понимал, что за переработкой нефти большое будущее и кустарные мастерские не смогут удовлетворить растущие потребности.

С трудом вырвавшись из-под полицейского надзора, запрещающего ему покидать Львов, Лукасевич отправляется в Галицию — район, известный тем, что там издавна находилась нефть. Денег у помощника аптекаря немного, он ищет инвесторов и с огромным трудом, но находит их. В 1854 году Лукасевич начинает в Галиции добычу нефти, и это первая промышленная добыча. Часто пишут, что Лукасевич пробурил там первую нефтяную скважину, но это неверно: первую скважину в Баку поручик Воскобойников пробурил еще в 1846 году промышленного значения она не имела, а вот технологическое было велико и будет востребовано через два десятка лет, когда в Баку начнется нефтедобыча.

Лукасевич скважин не бурил — хватало более примитивных технологий: он добывал нефть из раскопов. Когда этот, по современным понятиям, варварский метод себя исчерпал, в Галиции стали добывать нефть в колодцах, до скважин дело дойдет еще очень не скоро. Первоначально нефть превращали в керосин в мастерских наподобие той, что устроил Зех, но нефтеперерабатывающий завод был заложен сразу после того, как инвесторы расщедрились. Он вошел в строй в 1856 году и стал первым в мире предприятием будущей нефтяной отрасли.

Если сами раскопы выглядели жутковато обмазанные черной густой маслянистой жидкостью с головы до ног люди ведрами черпали нефть, стоя по колено в этой жиже, переливали ее в бочки, которые лошади увозили к заводу , то сам завод производил ошеломляющее впечатление чистотой, простором и выглядел для современников Лукасевича прорывом в будущее. Заметим, что Лукасевич был человеком самых либеральных взглядов, за что его, мягко говоря, не любили и жесточайшим образом критиковали в Вене.

Ей, по меньшей мере, лет 60, в отличие от современных «клонов», которые до сих пор верой и правдой служат людям при отключении электроэнергии.

Хотя были попытки исправить положение. Еще в античные времена люди научились пропитывать смолой факелы и делать примитивные масляные лампады. В 1550 году итальянский ученый Иероним Кардан принципиально изменил конструкцию устаревшей масляной лампы.

В новом светильнике резервуар с маслом был размещён выше горящего фитиля, благодаря чему пламя стало ярче. Ведь в такой лампе масло пропитывало фитиль, перемещаясь не только капиллярным путём, но и под действием силы тяжести. Следующий важный шаг в домашнем освещении — использование газа.

Хотя у такого способа был серьёзный недостаток — дороговизна. И лишь в середине XIX века, почти на сто лет позже газовых светильников, появилась керосиновая лампа — близкая родственница масляной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий