Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике. В самый разгар операции по спасению челюскинцев в конце марта 1934 года Леваневский и другие члены миссии вылетели из Нома в Ванкарем. "Челюскинцам" и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!, 1934 г.
13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике
В команде стали обсуждать возможность возврата экспедиции, но решено было ее продолжать. Там же, в Карском море, случилось и приятное событие: в семье геодезиста Васильева родилась дочь, названная по месту рождения Кариной. В сентябре, когда "Челюскин" был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло.
Гибель "Челюскина" К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей. Летчики Ляпидевский, Конкин и Петров стали отрабатывать на самолетах спасение людей в ледовой обстановке. Полярный радист Эрнст Кренкель отправил в Москву радиограмму, в которой сообщалось о гибели судна. На лед успели выйти 104 человека, среди которых были десять женщин и двое детей. Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Последними на льдину высадились капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт. Одного человека — завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе корабля, — придавила бочка. Это была единственная гибель среди членов экспедиции.
Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка". По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Челюскинцы на льдине Период с 13 февраля по 13 апреля 1934 года члены полярной экспедиции вынуждены были провести на льдине. Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся!
Нет, ничего не трещит, все нормально. Вот самолет прилетел, а они улетели. И в тот день, в ту ночь барак разорвало на две части», — рассказывает дочь участника экспедиции «Челюскин» геодезиста Василия Васильева Карина Васильева. Первыми о трагедии «Челюскина» узнали в Уэлене. Связь с поселком, после гибели судна, установил полярный радист Эрнест Кренкель. Все это руками, на морозе, нужно было собирать, проводки подвинчивать. Но спустя некоторое время радистка поселка Уэлен, Людмила Шрадер, его услышала. И вот так была установлена связь», — прокомментировал сын полярного радиста Эрнеста Кренкеля Теодор Кренкель. Ежедневно Кренкель связывался с большой землей и передавал координаты. Лагерь на льдине постоянно дрейфовал. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, выглядела, примерно, вот так по габаритам. И весит она около 100 килограммов. Но, до наших дней не сохранилась. Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям.
Одно из сжатий в декабре было настолько сильным, что мы, на всякий случай, выгрузили на лед запасы продовольствия, но затем образовались разводья и запасы были погружены обратно». Команда своевременно эвакуировала на лед аварийные запасы продовольствия, палатки, самолет, радио, спальные мешки. Выгрузка людей продолжалась до самого последнего момента - пока нос корабля не ушел под воду. Не обошлось без жертв. Завхоз Борис Могилевич во время эвакуации был придавлен бревном и, не успев выбраться, утонул вместе с судном. Была организована комиссия в составе В. Куйбышева, Н. Янсена, С. Каменева, И. Уншлихта, С. Между тем челюскинцы развернули на льдине лагерь: собрали палатки, устроили кухню с печью из спасенного дерева и глины. Старались не паниковать и занимать себя делом. А когда работа заканчивалась - проводили поэтические вечера, читали вслух книги, слушали лекции О. Шмидта, организовали стенгазету «Не сдадимся». И, конечно, оборудовали аэродром и ждали спасателей. Шмидта, летчик А. Ляпидевский, наконец, сел на льдину.
Каталог Изотека Периодика Подборки Подкасты Журнал Катастрофа и спасение парохода «Челюскин» 19 июня 1934 года в Москве проходили праздничные гуляния, связанные со встречей главных героев времени «челюскинцев». Эвакуированный экипаж в течение двух месяцев жил на льду, всё это время за жизнью и спасением команды наблюдала вся страна. С помощью прессы 1930-х «Электронекрасовка» составила хронику катастрофы и спасения экипажа парохода «Челюскин». Отбытие «Челюскина» 1 августа «Челюскин» прибыл в Мурманск. Команда парохода «Челюскина» и ледокола «Красин» в Мурманске. Лётчик Бабушкин, заместитель начальника по хозяйственной части Копусов, капитан Сорокин, заместитель начальника по научной части Баевский, начальник экспедиции Шмидт, капитан «Воронин», капитан «Красина» Легздин. Необходимо было поднять нос, перебросив уголь из носовых трюмов на корму. Объявлен аврал.
Челюскин и пижма все точки над i
14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы. Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. Активное спасение челюскинцев началось спустя 13 дней и продолжалось в течение двух недель. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», на котором участники высокоширотной экспедиции во главе с Отто Шмидтом пытались за одну навигацию пройти весь Северный морской путь.
Как спасали «челюскинцев»
Всех эвакуированных самолетами с дрейфующей посреди Чукотского моря льдины челюскинцев летчики доставили сперва в «столицу» спасательной операции — заполярный поселок Ванкарем. Затем спасенных людей предстояло переправить в Уэлен на побережье Чукотки, откуда их должны были вывезти на корабле во Владивосток. Часть полярников переправили по воздуху, но другим пришлось совершить многокилометровый «марш-бросок» на собачьих упряжках через ледяную пустыню. В числе этих «путешественников поневоле» оказалась и Карина Васильева со своими родителями. Однажды во время трудного пути малютка едва не погибла. К счастью при этом падении девочка не пострадала, но вызволить ее из этой расселины было практически невозможно. Именно так показалось другим челюскинцам: трещина такая узкая, что взрослому человеку в нее не протиснуться, а сверху до Карины не дотянуться, — она лежала на глубине около двух метров.
В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков». До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили О. Шмидт, В.
В операции также принял участие летчик Сигизмунд Леваневский. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком. Профессию Слепнев начал осваивать раньше всех других членов семерки — в годы Первой мировой войны. Слепнев в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же был и участником последнего полета на льдину 13 апреля — вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым. Герой Советского Союза летчик Михаил Водопьянов Опытнейший летчик Иван Доронин потерпел аварию в первом же вылете к челюскинцам, но не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза — в числе других семерых героев. Герой Советского Союза летчик Иван Доронин Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. В результате были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.
Факидов выстрелил. Человека спас. Об этой истории рассказали в «Огоньке», который читала практически вся страна. Ворошиловский стрелок крымчанин Факидов заслужил общее уважение за отвагу и находчивость». В экспедиции «Челюскина» молодого физика уважительно прозвали Фарадеем, или Фарадейкидовым. У него была задача: разобраться в возможностях «Челюскина», так как предполагалось строительство группы подобных пароходов. Он, установив на корабле точнейшую измерительную аппаратуру, впервые проводил изучение усилий противодействия ледокола движению льдов. Кстати, даже оказавшись на дрейфующей льдине после крушения корабля, Ибрагим Факидов продолжал наблюдения. И сделал открытие: даже если в безветренную погоду на Севере льды кажутся неподвижными, у них происходят бесконечные колебания. Зимовка на льду На льдину команда «Челюскина» высадилась 13 февраля, когда стало понятно, что пароход всё сильнее сжимают льды в Чукотском море. В ледовый плен пароход попал ещё в сентябре у острова Колючин. Зажаты льдами. Но оказалось, что лёд дрейфует, и нас относит к востоку с медлительностью пол-мили в час. Это - шаг задумчивого пешехода. Сегодня спустились на лёд Боевский, Трояновский, Ширшов и я. Бегали по торосам нагромождение обломков льда до 20 метров высотой. На обратном пути лёд стало заметно отжимать. Появились полыньи. К кораблю подойти было уже невозможно. Нам бросили доски, концы канат , и мы подтянулись. Дрейф неожиданно прекратился. Мы оказалась смёрзшимися с неподвижной снеговой площадью».
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек. Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта. Воздушный мост Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена. Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самого «Челюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы.
Тринадцатого апреля были эвакуированы последние шестеро обитателей льдины, а также ездовые собаки, привезённые туда одним из рейсов «на всякий случай». Судьба друзей человека горячо интересовала местное население — ведь это были лучшие собаки в округе. Эвакуация не закончена Людям перестала грозить немедленная смерть в водах Северного Ледовитого океана. Но в чукотских ярангах всё ещё находилось много больных, измученных суровой арктической зимовкой людей. Самолёты продолжали работать, развозя их по больницам. Тех, кто мог выдержать длительный путь, отправляли «в цивилизацию» теми же собачьими упряжками. Собирали группы по 5-13 челюскинцев и отправляли для начала в Уэлен, дорога куда занимала обычно от недели до двух. Дальше ехали в Анадырь, а оттуда морем — кого куда.
Раздача слонов Длившаяся два месяца эпопея по спасению застрявших на льдине челюскинцев завершилась. Жизни людей и честь страны были спасены.
После получения радиограммы в Москве, на помощь челюскинцам были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда.
В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза.
А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза.
В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня.
Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза. А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции — А. Ляпидевский, С.
Он продолжался пять месяцев, и поначалу казалось, что цель будет достигнута: «Челюскин» медленно смещался к Берингову проливу, и 4 ноября его достиг. На горизонте под лучами солнца переливалось свободное ото льда море… Однако вскоре судно было увлечено течением на северо-запад. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну. Впрочем, к такому исходу экипаж был готов, и на лёд смогли быстро выгрузить припасы, а также доски и кирпичи для строительства бараков. При высадке погиб завхоз Могилевич, которого раздавил сместившийся со своего места ящик с грузом. Остальные члены экспедиции благополучно сошли на лёд и приступили к строительству жилища. Благодаря работавшей радиостанции удалось передать информацию о случившемся на большую землю.
Специально образованная в Москве комиссия Совнаркома приняла решение организовать эвакуацию «челюскинцев» с помощью авиации. Но из-за сложных погодных условий первых людей удалось снять со льдины только 5 марта. Примечательно, что его экипаж выполнил 28 вылетов в поисках терпящих бедствие членов экспедиции. Но лишь в ходе 29-го рейса льдину с ними удалось обнаружить. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну Сев на площадке размером всего 150 на 400 метров, в сорокаградусный мороз, самолёт взял на борт десять женщин и двоих детей. Возвращаясь за остальными, авиаторы снова смогли удачно посалить крылатую машину, но при взлёте у неё отказал двигатель. Ляпидевский и члены его экипажа присоединились к «челюскинцам»… Спасение пришло только 7 апреля.
13 февраля 1934 года во льдах Арктики затонул пароход «Челюскин»
29 мая 1934 года Петропавловск-Камчатский торжественно встречал героев-челюскинцев, а также экипаж знаменитого ледокола «Красин». 13 апреля 1934 года Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова. Спасение «челюскинцев» стало настоящим триумфом советской авиации. 27 марта 1934 года самолет будущего Героя Советского Союза летчика Михаила Водопьянова вылетел из Магадана на спасение экипажа затонувшего парохода «Челюскин». 13 апреля 1934 года Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова.
Наши на «Челюскине»
Спасение челюскинцев стало не только знаковым событием во всей советской истории, но и технологически уникальной 1933 года из порта Мурманск вышел пароход «Челюскин», на борту которого находилась научная экспедиция во главе с Отто Шмидтом. Самолет спасателя челюскинцев Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. 29 мая 1934 года Петропавловск-Камчатский торжественно встречал героев-челюскинцев, а также экипаж знаменитого ледокола «Красин». 13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». линейный летчик Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев (база - мыс Северный), 5 марта 1934 года на самолете Ант-4 №1 вылетел из Уэлена, первым обнаружил лагерь Шмидта и вывез 12 человек. В операциях по спасению челюскинцев было занято около 1000 собак.
«Челюскин»: катастрофа, спасение и чествование героев
Спасти челюскинцев. Подвиг, о котором забыли/ Мария Дукальская и Егор Яковлев - YouTube | Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель / РИА Новости. |
13 февраля 1934 года во льдах Арктики затонул пароход «Челюскин» | RT на русском | Дзен | Активное спасение челюскинцев началось спустя 13 дней и продолжалось в течение двух недель. |
"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."
13 апреля 1934 г. была завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике. О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», на котором участники высокоширотной экспедиции во главе с Отто Шмидтом пытались за одну навигацию пройти весь Северный морской путь. Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике. 78 лет назад 13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике Летом 1933 года научная экспедиция под руководством на пароходе Челюскин вышла в море из Мурманска. Длившаяся два месяца эпопея по спасению застрявших на льдине челюскинцев завершилась.
Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев
Участники высадились на лёд всего 104 человека, восемь по разным причинам покинули пароход у мыса Челюскин; в Карском море в семье геодезиста Васильева родилась дочь Карина; боцман Б. Могилевич погиб при высадке , откуда были эвакуированы лётчиками Полярной авиации последняя партия 13 апреля на материк мыс Ванкарем. Спасение «челюскинцев» стало настоящим триумфом советской авиации. Лётчики, участвовавшие в спасении экспедиции, моментально стали известны во всём мире. Восхищение мастерством советских пилотов высказывала даже пресса Третьего рейха и фашистской Италии. Впервые в отечественной истории последовало присвоение участникам спасательной операции «высшей степени отличия, связанной с проявлением геройского подвига»: 16 апреля 1934 года ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Высокого звания первыми были удостоены семь человек — лётчики А.
Буйко также отправился с женой и маленькой дочерью. Надо отметить, что работа на Севере тогда была столь же престижной и почётной, как в будущем космонавтика.
Арктические достижения стали одной из героических страниц молодого советского государства. Подвиги и достижения полярников тогда не сходили со страниц газет и книг. Возвышенное и прагматичное сочетались в освоении Севера. Одной из задач экспедиции была смена зимовщиков на острове Врангеля его обитатели уже 4 года были без связи с Большой землёй. Также хотели закрепить опыт предыдущей экспедиции. Для проводки в тяжелых льдах экспедиции выделили ледокол «Красин». Кроме того, «Челюскину» придали для разведки самолет-амфибию Ш-2 с опытным пилотом М. Математик Отто Юльевич Шмидт стал тем человеком, который смог сделать решающий вклад в развитие Северного пути.
Блестящий математик, принявший активное участие в создании советской системы образования, Шмидт был основателем и главным редактором Большой Советской Энциклопедии. Учёный увлекался альпинизмом и должен был принять участие в Таджикско-Памирской экспедиции. Однако экспедиция не состоялась и Шмидту предложили принять участие в исследовании другого малоисследованного района — Земли Франца-Иосифа. Острова находились в пределах русских полярных владений. Все известные и неизвестные земли между меридианами Берингова пролива — на востоке и полуострова Рыбачий — на западе были объявлены русскими позднее советскими владениями. Но для практического узаконивания этого объявления необходимо было начать хозяйственное освоение этих территорий. В ходе экспедиции на Землю Франца-Иосифа в 1929 году Отто Шмидт, который имел полномочия правительственного комиссара, впервые в жизни получил полярный опыт. Это новое направление деятельности целиком захватило его.
Через год Шмидт исследовал Северную Землю. Затем в качестве директора Всесоюзного арктического института Севера он на судне «Сибиряков» впервые в истории одолел Севморпуть без зимовки. Это был большой успех, который отметил лично Сталин. Шмидт возглавил его. Его задачей окончательно проложить путь и оборудовать его от Белого моря до Берингова пролива. Переход через Карское море сопровождался несколькими событиями. Было уточнено расположение острова Уединение. Теперь экипаж мог рассчитывать только на себя.
Поначалу ледовая обстановка в целом благоприятствовала экспедиции, но при входе Восточно-Сибирское море ледовая обстановка ухудшилась. Капитан Воронин отметил в дневнике: «Как трудно идти среди льдов на слабом «Челюскине», к тому же плохо слушающемся руля…». Однако самые сложные испытания ждали экспедицию в Чукотском море, куда судно вошло в середине сентября. Воздушная разведка показала невозможность посещения острова Врангеля, путь был плотно закрыт тяжелыми льдами. К тому же вскоре судно оказалось зажатым льдами. С берега к нему на собачьих упряжках пробрались чукчи. С ними было отправлено на Большую землю 8 человек — больных и тех, кому необходимо было вернуться домой до конца года. До чистой воды оставалось три четверти мили.
В этот же день ледорез «Литке» флагман Северо-Восточной полярной экспедиции Наркомвода , который был рядом, предложил помощь. Однако руководство экспедиции, зная о повреждениях ледореза, экипаж которого еле успевал откачивать воду, отказалось. Вечером «Челюскин» поволокло обратно в Чукотское море. Через 10 дней судно было у мыса Хоп на Аляске. Тогда у «Литке» попросили о помощи. Моряки ледореза, которым самим в любую минуту грозила гибель, сделали всё возможное, и подошли к «Челюскину» на 25 км, но были остановлены непроходимым многолетним льдом — паком. Шмидт и Воронин, опасаясь гибели «Литке», отпустили ледорез. Зимовка и эвакуация 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул.
Эвакуация прошла быстро и чётко, поэтому удалось выгрузить несколько тонн продовольствия, снаряжения, топлива и различных вещей, необходимых для выживания.
Вспоминаем, как это было. Колумбы Севера Северный морской путь — это и экономическая, и военная необходимость. Но в начале 1930-х многие не воспринимали его всерьез. Ледовитый океан считался практически непроходимым.
Да и небо Арктики по большому счету оставалось непокоренным. Но неутомимый начальник Главсевморпути Отто Шмидт взялся доказать, что современная техника может преодолеть суровый нрав Северного Ледовитого океана, и 2 августа 1933 года ледокольный пароход «Челюскин» отправился из Мурманска во Владивосток. Экспедицию возглавил сам Шмидт. В 20-х числах сентября в Чукотском море «Челюскин» попал в ледовый плен. Почти пять месяцев пароход дрейфовал — и оказался в Беринговом проливе.
При экипаже состоял летчик Михаил Бабушкин: на борту находился небольшой гидросамолет Ш-2, на котором он совершал разведывательные полеты, направляя корабль. Но справиться со стихией не удалось. Шмидтовцы на редкость организованно перенесли на лед давно заготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, а главное — самолет и радиоприборы. Во время аварии погиб один человек — завхоз Борис Могилевич, лучший охотник из всех участников экспедиции. Погиб он по несчастной случайности: упал в воду и был придавлен бревном.
Остальные 104 участника экспедиции, включая детей, оказались на дрейфующей льдине. Радист Эрнст Кренкель отправил в ближайший поселок Уэлен радиограмму, из которой Большая земля узнала о том, что произошло во льдах. Шмидт оказался настоящим лидером. Челюскинцы не только выживали. Они выпускали стенгазету с характерным названием «Не сдадимся!
Шмидт вдохновенно читал соратникам лекции по диалектическому материализму и математике. Правительственную комиссию по оказанию помощи челюскинцам создали уже 14 февраля. Большая ответственность легла на плечи опытного полярника Георгия Алексеевича Ушакова, назначенного уполномоченным по спасению. Он и разработал стратегию операции. На спасение челюскинцев были брошены корабли «Красин», «Сталинград» и «Смоленск».
Взялись за дело и авиаторы. Два знаменитых летчика — Леваневский и Слепнев — направились в США, чтобы там закупить самолеты для поисков шмидтовцев. По замыслу правительства, нужно было использовать все возможности и отечественной, и импортной авиатехники. Слепые арктические поисковые полеты докажут преимущества советских самолетов.
Челюскинцы провели на льдине ровно два месяца. Их первыми в истории страны удостоили звания Героя Советского Союза. Участников похода "Челюскина" за мужество и отвагу, проявленные во льдах Северного Ледовитого океана, наградили орденами Красной Звезды. Привет из прошлого Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было.
Но в 2020 году сразу две экспедиции обследовали пароход. Обе они оказались успешными и расширили знания ученых об этом судне. Первая состоялась в августе: водолазы погрузились к "Челюскину" и даже смогли провести съемку и получить первые достоверные кадры. Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съемки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представление о примерных разрушениях корпуса. На модели хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для аквалангистов. С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку "Челюскина". Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350".
Исследователи получили четкое изображение носа и средней части судна, прямоугольных иллюминаторов. Название корабля на носу и корме не сохранилось. Однако специалисты опознали объект как пароход "Челюскин". Кто искал "Челюскин" Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН — военная государственная организация, занимавшаяся подъемом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший "Челюскин". Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно. В 1974 году координаты затонувшего "Челюскина" заново определили участники гидрографического судна "Малыгин". В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк".
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
линейный летчик Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев (база - мыс Северный), 5 марта 1934 года на самолете Ант-4 №1 вылетел из Уэлена, первым обнаружил лагерь Шмидта и вывез 12 человек. О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», на котором участники высокоширотной экспедиции во главе с Отто Шмидтом пытались за одну навигацию пройти весь Северный морской путь. линейный летчик Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев (база - мыс Северный), 5 марта 1934 года на самолете Ант-4 №1 вылетел из Уэлена, первым обнаружил лагерь Шмидта и вывез 12 человек. 13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». В операциях по спасению челюскинцев было занято около 1000 собак.
Что еще почитать
- Не сдрейфили: как советские летчики спасали челюскинцев
- Большая авантюра
- Сомнения капитана Воронина
- В этот день в 1934 году завершилось спасение челюскинцев в Арктике
- Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев