С целью разложения контингента советских войск в Афганистане моджахеды наладили поставки наркотиков и алкоголя в боевые подразделения «шурави». 15 февраля 1989 года «шурави» (советские воины) покинули Афганистан в образцовом походном порядке с развернутыми боевыми знаменами.
Исторический контекст появления шурави в Афганистане
- "Когда вернутся «шурави»?". К 30-летию вывода войск из Афганистана
- Кто такие шурави и бача?
- ЭТО НАШИ! ЭТО «ШУРАВИ»! - РЖЕВСКАЯ ПРАВДА
- Подлая пропаганда
- Салам шурави перевод с афганского - Научные работы на
- Кто такой шурави в Афганистане: история и значение
15 февраля. Кто такие Шурави?
Тогда никто и не догадывался, что это были «смотрины». Вскоре появился и сам соискатель руки и сердца. Правда, он истолковал это по-своему: решил, что мне ткань не понравилась. Позвал в дукан — магазин — и предложил выбрать всё, что я хочу. Когда я снова отказалась от подарков, Джелани-хан понял, что сватовство не удалось. Потом наш особист со смехом рассказывал, что породистый афганец, прежде чем идти ко мне, попросил в батальонном магазине продать ему офицерские туфли — они там обычно в калошах ходили. Роды в кишлаке Был случай, когда в батальон приехали афганцы из соседнего кишлака на трёх машинах марки «Тойота». У одного из них жена собралась рожать, им сказали, что у шурави есть женщина, умеющая принимать роды.
Допустить на женскую половину дома мужчин-медиков они не могли. К тому же афганский кишлак — настоящий лабиринт узеньких улиц, где два человека расходятся с большим трудом. Там легко заблудиться и потеряться. С собой я взяла на всякий случай кнопочный нож, спрятала его среди перевязочного материала. Не столько для самообороны, вряд ли такое оружие мне помогло бы, сколько, чтобы не попасть живой в руки моджахедов. Я знала, какие ужасы ждут у них пленных. Но не откликнуться на призыв о помощи не могла, видно, таков генетический код русского человека: чужая жизнь важнее собственной, — говорит Алькова.
Прекрасный народ и настоящие воины «Вот встает русский солдат во весь рост, идет прямо на тебя и стреляет в упор. Вот это воин! Для афганцев та война уже давно превратилась в легенду, а шурави — в героев, о которых, словно о персонажах древних мифов, рассказывают детям и внукам. Советские солдаты в отличие от тех же американцев впрочем, сами талибы этим тоже не брезговали никогда не брали в заложники мирных жителей и не бомбили поселения. Наоборот, немало солдат СССР погибли, спасая простых афганцев, чем и заслужили уважение.
Афганцы жалеют, что за 10 лет конфликта моджахеды и шурави не смогли понять друг друга. Особенно много добрых слов можно услышать за уважительное отношение к женщинам и любовь к детям. Американцы подобным никогда не страдали. Антисоветская пропаганда представляла шурави людьми без совести и понятий. Говорили, что они насильники, способные переспать с родной матерью или сестрой.
Шурави, считают афганцы, никогда ничего не боятся. Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом. Тувинский драматург Чылгычы Ондар в 2017 г.
Шурави, считают афганцы, никогда ничего не боятся. Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом. Тувинский драматург Чылгычы Ондар в 2017 г.
Афганский словарь. Шурави
Я служил старшиной роты и знал, что в ней творится. У нас молодые солдаты первые месяцы только в караулы ходили, потом в засаду их брали. И только на втором году службы задействовали в настоящих боевых операциях. Я наравне со всеми брал пулемёт, полный эрдэ весом в 40 килограммов. Десантура потому и приравнена к отборным войскам, что здесь каждый должен овладеть особыми навыками. Я ни в коем случае не хочу принизить кого-то из других родов войск.
На войне каждый выполняет свою задачу. Кто-то в небе, кто-то на земле, а десантник обучен для близких боёв, в тех же ущельях, куда с техникой не сунешься. А в соседней был подобный случай. Бригадир приказал его по старинке сквозь строй пропустить. Только не шпицрутенами били, а просто плевали ему в лицо.
Подразделение у нас сильное было, может, потому и погибших меньше, чем в других частях. Владимир Санаров пробыл в Афганистане два года и четыре месяца. Не было подходящей замены. После этого он ещё пять лет служил, иногда его знания и опыт использовали для тренировки бойцов, направляемых в горячие точки Анголы и Мозамбика. Ветеран очень сожалеет, что их, прошедших Афганистан, не задействовали с самого начала чеченской войны.
В этой автономной республике были свои ветераны Афганистана, сообща наверняка удалось бы договориться миром решить все спорные вопросы, не поддавшись на провокации чеченских и российских милитаристов, разных внешних подпевал типа Хаттаба.
После того как спецназовцы перекрыли поставки запрещенных веществ в войска, враг стал активно использовать тактику психического террора. Басмачи открыли массовую охоту за советскими солдатами. Пленных бойцов накачивали наркотиками, жестоко пытали и засунув труп в мешок отправляли «кровавые посылки» на базы «шурави». Наших замученных солдат бандиты называли «красными тюльпанами». После получения восьми «адских бандеролей» контрразведчики и спецы из ГРУ получили приказ любой ценой прекратить кровавую душманскую вакханалию.
А еще духанщики торговали самогоном, местным пойлом, который называли: Кишмишевка Это местный самогон, мерзкий и противный, крепостью в районе 30 градусов. Кишмишевка продавалась в целлофановых пакетах. Очень показательно показывают духанщика, который продает этот самогон в сериале "Охотники за караванами" Харам Афганистан - женщины в парандже В сюжете фильма выше , духанщик произносит слово "харам". Харам с короткой второй гласной - означает запрещенные Кораном действия: Пить алкоголь; Воровство; Прелюбодеяние и другие запреты.
Последнее в условиях Афганистана зачастую означало голодную смерть.
Поэтому из страны двинулись потоки беженцев. С субъективной же стороны, НДАП, которая, кстати, перед революцией, в 1977 году вновь объединилась, несмотря на противоречия занималась неустанной пропагандой и имела сторонников не только в широких слоях населения, но и в органах управления, среди силовиков. Вкратце о событиях революции. Тараки, Кармаль и Амин оказались за решёткой. Однако Амин с помощью своего сына передал верным партии воинским частям заготовленный ещё в марте приказ о начале вооружённого восстания. После этого сторонники НДПА в армии начали действовать.
Скоротечные, но ожесточённые бои прошли 27-28 апреля с применением авиации, артиллерии и танков. Надо отметить, что, наверное, в начале 1960-х и Кармаль, и Амин, и Тараки были милыми интеллигентными людьми. Но партия — это не клуб по интересам. Люди очень меняются, занимаясь реальной политикой, где вход — рубль, а выход — вперёд ногами. Уже через некоторое время революционеры, как водится, стали расправляться друг с другом. Но перед этим НДПА приступила к реформам и обратилась за помощью к СССР, с просьбой значительно увеличить её масштаб — как экономической, так и силовой составляющих.
События развивались стремительно, поскольку даже достаточно умеренные действия Дауда в отношении сторонников ислама вызвали уже упоминавшееся восстание. А социалисты действовали куда радикальнее, стала набирать обороты репрессивная машина. Кроме того, социалистические реформы не устроили тех, кто уже чувствовал при капитализме как рыба в воде. Взять того же Бурханутддина Раббани, который до Апрельской революции был одним из крупнейших торговцев-экспортеров ковров и занимался контрабандой. А действия НДАП в сельской местности, вроде освобождения бедных дехкан от долгового рабства, сделали её врагом сельских богачей. Другая реформа восстановила против новой власти уже «середняков», если пользоваться нашей терминологией.
Суть реформы сводилось к тому, что у крупных собственников конфисковывались излишки земли в размере 30 джарибов 6 гектаров и безвозмездно передавались крестьянам. А в итоге «под раздачу» попали именно средние землевладельцы. Издевались представители новой власти, как и положено леворадикалам, и над исламским духовенством. Самое важное, судя по всему в том, что именно левацкие замашки «хальковцев», которых в партии было большинство, быстро настроили против неё основную массу афганцев, которых НДАП, вроде бы, собиралась освободить от феодального и капиталистического гнёта. На пороге гражданской войны Что касается Союза, то Саурская революция, как говорят осведомлённые очевидцы, стала для его руководства неприятным сюрпризом, несмотря на то, что Дауд больше дружил с Западом, чем с СССР. Но, по крайней мере, при нём события, как виделось из Москвы, развивались предсказуемым путём.
Ничего не оставалось делать, как откликаться на просьбы Кабула о том, чтобы срочно направить в Афганистан советских советников — партийных, военных, хозяйственных, а также сотрудников КГБ СССР для оказания помощи в организации органов безопасности ДРА. Формально новый уровень отношений между двумя странами был зафиксирован 5 декабря 1978 год, когда в Москве был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Демократической Республикой Афганистан. А теперь главное — почему всё же советники из СССР так и не остались в ДРА «тихими русскими», почему возникла необходимость для ввода войск? Начнём с того, что вторая половина семидесятых годов был очень бурным временем и международная обстановка на границах Союза складывалась для него крайне негативно. Вот лишь небольшой перечень событий. В Западной Европе готовится размещение американских ракет средней дальности, знаменитых «Першинг-2».
Их подлётное время до Москвы составляет считанные минуты. В 1979 году в Иране после Исламской революции к власти приходит аятолла Хомейни. Местная «Народная партия Ирана» социалистической ориентации разгромлена, тысячи её членов были убиты, десятки тысяч брошены в тюрьмы. Идём дальше. Немногим ранее, в 1977 году, там происходит военный переворот и генерал Зия-уль-Хак, в отличие от Хомейни, одновременно внедряет исламские порядки и тесно сотрудничает со Штатами. Опять же в 1979 году отношения СССР с Китаем и так более десяти лет к тому времени балансировавшие на грани крупномасштабной войны за десятилетие до этого произошли события на острове Даманский вновь обострились.
Огромный вал внешнеполитических проблем требовал чёткой и быстрой реакции. Следовало ли её ждать от брежневского Политбюро, большинству ключевых членов которого было далеко за 70? В последствии все вышеупомянутые страны — США, Иран, Пакистан, Китай, кто в большей, кто в меньшей степени, но приложили руку к финансированию моджахедов, к их подготовке, снабжению оружием, боеприпасами, связью, медикаментами. Во многих из эти стран душманы отдыхали от боёв, лечились, тренировались, спасались от преследования. Тем временем темп событий в Афганистане начинает ещё более ускоряться. Погибли более двух тысяч человек.
На фоне этих событий афганской руководство начинает бомбардировать Москву телеграммами о помощи и введении наших войск. Председателю Совета министров Алексею Косыгину поручили выяснить положение в Афганистане, который переговорил по телефону с Тараки. После анализа обстановки следует отказ. Мне думается, что… нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну. Надо объяснить… афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо… Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им», — сказал 19 марта на заседании Политбюро Л. Но в это же время к активным действиям приступают американцы.
Впоследствии эта тайная помощь выросла в беспрецедентную по масштабам операцию ЦРУ «Циклон». Ежегодное ее финансирование программы с 20—30 миллионов долларов к 1987 году возросло до 630 миллионов. Но обстановка в ДРА дестабилизировалась не только извне, но и изнутри. И здесь в верхушке НДАП начались разборки. Они оставляют тяжёлое впечатление. Вот представьте, чтобы Троцкий, Сталин, Зиновьев и Каменев, противоречия между которыми были задолго до революции, начали биться друг с другом где-нибудь в 1919 году, когда, как в то время говорилось, «Советская Республика в огненном кольце фронтов»?
Нет, они отложили выяснение отношений до тех пор, пока власть большевиков не укрепится в достаточной мере. Но, похоже, что НДАП всего через год после её прихода к власти оказалась в цугцванге, когда каждое её действие только ухудшало ситуацию. Но афганские революционеры не послушали старших советских товарищей. До сих пор доподлинно неизвестно, почему Амин начал готовить покушение на Тараки. Ведь они были друг другу больше, чем братья. Оба были единомышленниками, долгие годы вели борьбу с монархическим строем, происходили из второго по величине союза пуштунских племён «гильзаи».
Уже после прихода социалистов к власти на пленумах ЦК и заседаниях правительства Амин пышно называл Тараки «звездой Востока, великим мыслителем, великим вождём, гением Востока, телом и душой партии» и так далее. При этом у Нур Мохаммада Тараки сложились доверительные отношения с Л. И когда афганский лидер 1 сентября 1979 года возвращался из Гаваны с VI Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, он сделал короткую остановку в Москве. На встрече с генсеком КПСС до него в частном порядке была доведена информация о готовящемся покушении. Потрясённый предательством Тараки рассказал об этом близкому окружению. Но и здесь оказались «уши» Амина.
Шурави,что такое Афган
Шурави Владимир Санаров | Кто такие шурави. |
Шурави,что такое Афган – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Евгений Черноухов | афганец – 1. советский военнослужащий, воевавший в Афганистане, ветеран афганской войны 2. коренной житель Афганистана (афганцы же называли нас “шурави”). |
Самые опасные «шурави»: каких советских солдат больше всего боялись «душманы» | Кто такие шурави и бача? |
"Когда вернутся «шурави»?". К 30-летию вывода войск из Афганистана
Зарубежные аналитики считали, что после ухода советского воинского контингента из Афганистана правительство Мохаммада. Легенда была простой и действенной: шурави — тоже люди, им нужны американские сигареты, которые не завозят в магазины Военторга. Случившейся здесь в годы присутствия в Афганистане шурави. Воздастся Небом тем, кто вспомнит дословно эти трагические даты. Шурави. 25-летию вывода советских войск из Афганистана посвящается эфир радио «Комсомольская правда» [аудио]. Главная» Новости» Шурави кто такие.
“АФГАНСКИЙ” ЛЕКСИКОН: военный жаргон ветеранов афганской войны в 1979-1989 гг.
«Шурави». За что афганцы любили и уважали советских солдат? | 15 февраля 1989 года «шурави» (советские воины) покинули Афганистан в образцовом походном порядке с развернутыми боевыми знаменами. |
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах | Правда Шурави. Украинцы в Польше учат курв. 2.4K views14:23. |
Шурави Владимир Санаров
Автор подкаста Сергей Простаков рассказывает, как к нему пришла идея «Шурави», как он создавался и раскручивался. Между тем в 1980-х годах, во время боёв с предшественниками нынешних боевиков — моджахедами или, по-нашему, душманами — в рядах шурави служили женщины из СССР. Несмотря на жестокое противостояние с «шурави», тех из них, кто соглашался стать мусульманином, они легко принимали в свои ряды. Кто такие шурави.
Почему афганцы называли русских шурави?
Здания пережили и крах «промосковского режима» президента Наджибуллы, и бои между фракциями моджахедов в 1993–1994 гг., и даже власть талибов, уничтожавших любые следы пребывания «шурави» в Афганистане. Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной прозы. Случившейся здесь в годы присутствия в Афганистане шурави. Воздастся Небом тем, кто вспомнит дословно эти трагические даты.
Шурави,что такое Афган
Что означают слова - Шурави, бача, дукан, кишмишевка. | О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы («Шурави»[2]), написаны книги[3], патриотические клубы создают музеи[4]. |
Салам шурави перевод с афганского - Научные работы на | так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Слово. |
Кто такие «Шурави»? | Главная» НОВОСТИ» Аналитика» Чеченские «шурави». |
Евгений Сатановский: «Шурави» были лучшими врагами Афгана | истор. советский человек, советские люди (в речи афганцев) Шурави высоко оценивают этот кишлак! |
"Шурави – это слово еще не забыто"
Правда, контакты тогда были только между приближенными эмира, горсткой офицеров и немногочисленными русскими посольствами и местными резидентами. Простой народ о могучем северном государстве не знал совсем ничего. Соответственно, необходимости как-то называть его жителей не имелось. Но после появления на исторической арене Советского Союза связи усилились. СССР даже стал первой страной, которая признала Афганистан в качестве независимого государства. Он только что освободился от британского протектората и даже принял конституцию. Правда, в 1929 и 1930 годах Красная армия вторгалась на чужую территорию погонять среднеазиатских басмачей, но на отношения с центральным правительством страны это не шибко-то повлияло.
Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы.
Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави.
Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ. Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись.
Кроме того, участники ООВ «Шурави» поздравляют матерей погибших или умерших воинов, по мере возможности оказывают им помощь, выступают в школах и колледжах, ведут большую разъяснительную работу.
Словом, организация не бумажная и не номинальная, а самая что ни на есть живая и постоянно развивающаяся. Отдельной строкой нужно отметить работу афганцев в части благоустройства сквера на берегу Волги. Всё начиналось с идеи построить мемориал воинам-интернационалистам, который станем местом, куда можно будет прийти и почтить память погибших героев. Но от идеи до её воплощения в жизнь был пройден долгий и трудный путь.
Собственно, у «Шурави» кроме идеи ничего и не было: ни денег, ни техники, ни даже проекта. Единственной газетой, которая много лет назад поддержала это начинание, была «Ржевская правда». Через «РП» собирались средства от неравнодушных людей, на её страницах корреспонденты рассказывали о том, как идёт строительство, здесь же публиковались отчёты о мероприятиях и планах на перспективу. В 2016 году к «Шурави» присоединились бывшие пограничники, моряки и десантники.
Конечно, конечно, особенно Тараки, который в 50-е годы не вылазил из структур, связанных с США. В 1956 году между СССР и Афганистаном были подписаны долгосрочные соглашения по экономическому и техническому сотрудничеству. По этим договорам были построены гидроэлектростанций в районе Наглу и в городе Пули-Хумри, дорога и тоннель через перевал Саланг, ставший затем одним из трагических символов Афганской войны. Советские специалисты проводили ирригационные каналы и возвели огромный завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе. Кабульский аэропорт построил также СССР, кстати, он сделан по тому же проекту, что и воздушная гавань Кургана. Десятки тысяч афганцев учились в Союзе, на наши средства был создан Кабульский политехнический институт. Присутствовали в королевстве и западные инвесторы. Вообще, в годы противостояния двух систем и это повторяется сегодня на фоне конфликта России и Запада , многие лидеры «третьего мира» и даже внутри системы социализма как, например, румынский лидер Николае Чаушеску считали очень остроумным и хитрым балансировать на противоречиях между сверхдержавами в поисках экономических и политических преференций. История учит, что ни для таких людей, ни для их стран это ничем хорошим не кончается. Республика без парламента Итак, с одной стороны мини-юбки, троллейбусы и рок-н-ролл.
С другой стороны в Афганистане — тотальная нищета и безграмотность, беспросветный тяжёлый труд и бесправие. Понятно, что задача по развитию Афганистана и сохранению при этом стабильности была фантастически сложной. Причина даже не в том, что его населяет огромное количество народов, а в том, что они находятся на разных стадиях развития. Кочевники живут родо-племенным строем. Феодализм царит в плодородных долинах, после того, как там поработали американцы, выращиваются не цитрусовые, а сырьё для наркотиков, с чем, впрочем, новые власти страны, взявшие бразды правления после бегства США, судя по сообщениям, намерены бороться. И в долинах и на плоскогорьях есть кланы, и там, и там никто не удивляется рабству. Города, где в 1970-х носили мини-юбки, жители афганской глубинки ненавидели и по экономическим, и по духовным причинам. При этом в стране официально действовал капитализм, частная собственность и всё такое, пусть многие предприятия и строило СССР. Причём капитализм эпохи первоначального накопления — со всеми вытекающими. В то же время элита училась в западных вузах в Союзе получали образование в основном простые «технари».
При этом элита сохранялась всё ещё полуфеодальной и смотрела на «нижние» классы с нескрываемым презрением не приходится их облобызывать на выборах, как в «демократических» странах. Одним словом, в эту пороховую бочку достаточно было бросить спичку — а бросили факел, и не один, а сразу несколько. Вначале местная верхушка попыталась решить проблемы путём «смены вывески». В 1973 году, во время визита короля Афганистана Захир-Шаха в Италию, в Афганистане произошёл государственный переворот. Власть была захвачена, как и полагается при феодализме, родственником Захир-Шаха, его двоюродным братом Мухаммедом Даудом. Формально была провозглашена республика, но, разумеется, Дауд в должности президента сконцентрировал всю власть в своих руках — например, парламент, существовавший при королевстве, при республике! Политика президента была типичной для прогрессистских диктатур стран Востока того времени. И везде, кроме двух последних стран, эти модернизационные проекты провалились или испытывают серьёзные проблемы. Потом это бесполезно. Конечно, сложно представить, чтобы человек, проживший в Афганистане всю жизнь, не понимал складывающейся обстановки.
Но именно это произошло с Даудом — его реформы не устроили ни исламистов, ни социалистов. Причём консервативные исламские круги были возмущены поскольку, как это не парадоксально, несмотря на то, что коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана была в тот момент запрещена, кадры даудовских органов власти, вплоть до силовых, формировались именно из её членов. Собственно говоря, про исламистов рассказывать особо нечего, эти джентльмены, к сожалению, нам теперь хорошо знакомы. В 1975 году они временно объединились против Дауда, организовав партию Исламское общество Афганистана, объявили ему джихад и устроили восстание, которое было подавлено. Именно тогда прозвучали имена будущих самых влиятельных полевых командиров душманов — Бурханутдина Раббани, Ахмада Шаха Масуда, Гульбетдина Хекматияра. Он, кстати, был наиболее радикальным и после провала мятежа, создал свою Исламскую партию Афганистана. Социализм с двумя крыльями С левым движением с афганской спецификой вопрос более интересный, тем более, что именно действия Народно-демократической партии Афганистана, которая поставила своей целью построение здесь социализма, в конечном итоге привели к гражданской войне и последующему вводу советских войск. Здесь надо сделать одно важное замечание. Однако это очень и очень далеко не так. В этом отношении, впрочем, как и по своим последствиям, события в Афганистане напоминают ситуацию в ходе гражданской войны в Испании в конце 1930-х годов.
Конечно, если бы республиканцы при поддержке Союза и других прогрессивных сил, победили франкистов, помогавших им гитлеровцев и итальянских фашистов, избежать начала Второй Мировой войны в любом случае вряд ли бы удалось. Но, возможно, у стран, выступавших против нацизма, появилось бы дополнительное время на подготовку, их действия были бы более скоординированными. К сожалению, если фашисты выступали единым фронтом, то в лагере их противников было настоящее кубло — анархисты, троцкисты, правые социалисты — и так далее, и тому подобное. Но они всячески ставили палки в колёса всем здоровым силам, в том числе и просоветским, дискредитировали саму идею. Чего только стоят расправы леваков над католическими священниками! Собственно, нечто подобное произошло в Афганистане после Апрельской или Саурской революции 27 апреля 1978 года. Прочитав по этой проблеме не один десяток статей, так и не нашёл, чтобы эта тема нашла своё отражение. Дело в том, что к тому времени, концу 1970-х годов международное коммунистическое движение испытывало глубочайший кризис. Он начался далеко не после распада СССР. Точкой отсчёта можно назвать «разоблачение культа личности» И.
Сталина, произведённое Никитой Хрущёвым. Это вызвало размежевание, а то и полный разрыв со многими компартиями — от Албании и Румынии, до Китая и Северной Кореи. Вторая линия раскола — это возникновение «еврокоммунизма». Его представители включились в хор голосов, критикующих Союз за нарушение «прав человека». А Китай под флагом маоизма начал, как говорится, перетягивать одеяло на себя и собрался стать вместо СССР лидером международного коммунистического движения. Здесь же активизировались леворадикальные террористические группировки вроде итальянских «Красных бригад» и немецкой «Фракции Красной Армии». Вопрос с Пол Потом в Кампучии-Камбодже и «красными кхмерами» отдельный и очень сложный, но их деяния позитивного имиджа коммунизму также не добавляли. И всё это отражалось на реноме СССР, как изначального центра практической реализации коммунистических идей. На фоне таких событий ничего не стоило направить мировое общественное мнение против Союза. Вернемся к НДПА.
Она была создана в 1965 году писателем и журналистом Нур Мохаммадом Тараки, который прославился своим творчеством в защиту афганской бедноты ещё в 1930-х годах. Его называли «афганским Максимом Горьким». Это совершенно типичный случай — по всему миру в развивающихся странах левые партии основывала, как правило, интеллигенция. Кстати, Тараки родился в семье крестьянина и высшего образования не имел, что не мешало ему поработать пресс-секретарем афганского посольства в США и переводчиком диппредставительства Штатов в Кабуле. Второй видный деятель афганских социалистов Бабрак Кармаль был сыном целого генерала. По заграницам не ездил, выучился в Кабульском университете. Наконец, третья ключевая персона — Хафизулла Амин.
Далекими потому, что эти города находились в Афганистане, близкими — потому, что там находились наши сверстники, друзья, родственники. Каждый раз, услышав эти названия, мы переживали за судьбы наших ребят, находившихся там, за «речкой» Аму-Дарья — река на границе между СССР и Афганистаном. О воинах-интернационалистах вспоминают 15 февраля, когда в этот холодный ветреный день 1989 года последний советский солдат ограниченного контингента советских войск оставил афганскую землю.
Это была странная и тягучая война, о победах и поражениях которой советские люди мало что знали. У этой войны были свои особенности. Я хочу вспомнить о ребятах, призванных из Чечено-Ингушетии для выполнения интернационального долга в Афганистане. События в Чечне и последовавшие затем две войны надолго сделали закрытой и почти забытой тему участия уроженцев ЧИАССР в афганской войне. По имеющимся данным председателя Чеченского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» Саламу Асуева, за период нахождения советских войск в Афганистане воинскую службу прошел 2441 уроженец тогдашней Чечено-Ингушетии. Из этого числа, выполнив свой воинский долг до конца, погибли 69 человек. Из них 44 чеченца, 24 русских и один украинец. Еще трое погибших чеченцев призывались за пределами республики. В настоящее время в базе данных Чеченского отделения Союза ветеранов Афганистана членами организации состоят 670 человек. Необходимо отметить, что за всю десятилетнюю афганскую войну ни один наш земляк не попал в плен, не стал дезертиром и не пропал без вести.
Свои печальные коррективы внесли военные события в Чечне. После Афганистана погибли и умерли 170 человек. Десять человек до сих пор числятся без вести пропавшими не в той далекой стране, а у себя на родине, дома, в период военных действий. Теперь афганцев становится все меньше и меньше из года в год. До сих пор единственным Героем Советского Союза из числа уроженцев Чеченской Республики считался Георгий Демченко, удостоенный этой высшей награды посмертно. Я не был с ним знаком, хотя мы оба были ровесниками, жили в Грозном всего в нескольких кварталах друг от друга. Выполняя свой интернациональный долг в Афганистане, старший лейтенант Г. Демченко погиб в 1983 году. При выполнении боевого задания он оказался в окружении превосходящих сил противника и, прикрывая отход своих товарищей, чтобы не попасть в плен, подорвал себя гранатой. Тогда ему было 23 года.
Он был захоронен на центральном городском кладбище города Грозного. Спустя 24 года после его смерти, в апреле 2007-го, я присутствовал при эксгумации его останков. Во время военных действий в Грозном один из артиллерийских снарядов попал прямо в могилу Г. Демченко, расколов мраморный памятник надвое. Городская администрация привела могилу в надлежащий вид, склеили памятник… Эксгумация произошла по просьбе родителей Героя, которые с началом чеченской войны переехали в Волгоград. Родители, будучи в преклонном возрасте, по состоянию здоровья не могли посещать могилу сына в Грозном. Они обратились с просьбой к Главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, который пошел навстречу пожеланию родителей героя. По его указанию были проведены все необходимые мероприятия по эксгумации и транспортировке останков Г. Демченко до места нового захоронения. Особо запомнилось, что спустя столько лет поверх цинкового гроба оказались совершенно не тронутыми коррозией кокарда и флажок с берета десантника.
Присутствовавший на траурной церемонии Саламу Асуев сказал тогда, что на примере «таких земляков, как Георгий Демченко, воспитывалась молодежь Чеченской Республики». Чеченские ветераны Афганистана выразили сожаление, что один из их боевых товарищей, спустя долгие годы после смерти, покидает свою родину. Однако, по их словам, «желание его родителей для бывших братьев по оружию, свято».