Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша).
Что искал художник в истории Руси: в Новой Третьяковке открыта выставка Николая Рериха
Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023. ростропович, вишневская, аукцион, сотбис «Сокровище ангелов» Николая Рериха – один из главных лотов торгов. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха.
Статьи по теме
- Николай Константинович Рерих "Сокровище Ангелов", 1905
- Поделиться
- «Сокровище сердца» Николая Рериха. О чем говорит искусство | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
- Дополнительная информация
- Сообщить об ошибке
В Новой Третьяковке – выставка Рериха
Картины, биография, статьи, хронология событий Николай Рерих в поисках Шамбалы В начале XX века Рериху удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского.
Урусвати явит щит, показавший течение светил. Урусвати явит полет стрел духа. Урусвати явит постижение плотности материи по желанию духа. Урусвати явит пустоту мысли, не зажженной духом, ибо Наш путь — Земли во дворец претворение» 30. В Дарджилинге началось его приобщение к духовной сущности Елены Рерих, для чего Камень, спящий уже продолжительное время, следовало разбудить. Космические сроки указали время его оживления.
Экспозиция рассказывает об особенностях мировоззрения художника и позволяет оценить его вклад в историю искусства. Только в таком межмузейном сотворчестве и возможен подход к дате, дорогой для всех, кто любит творчество Николая Константиновича Рериха. Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя», — сказала Ольга Любимова. Данный проект — это большой научный и исследовательский труд наших специалистов, и я хочу сказать большое спасибо всей команде галереи за то, каким замечательным получился этот проект. Мы верим, что выставка Рериха займет достойное место в ряду блокбастеров Третьяковской галереи, которыми славится музей», — сообщила Елена Проничева. Его произведения отличаются глубоким символизмом, нестандартными композициями и изяществом исполнения. Выставка Рериха — одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной жизни. Ее поддержка — вклад ВТБ в развитие общества, ведь такие художники вдохновляют новые поколения на творчество и самовыражение. Специально для выставки совместно с оркестром musicAeterna мы подготовили новый выпуск проекта «Музыкальное изменение». В него входят музыкальные подборки, тематические дискуссии экспертов и выступления оркестра в экспозициях, которые позволят глубже погрузиться в контекст выставки», — сказала Наталья Кочнева. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии.
В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже.
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ
Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году. Рерих так пояснял картину: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы "Сокровище Ангелов": ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне». В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов — Йеллингский камень, представляющий собой массивную глыбу высотой 2,5 метра, воздвигнутую ок. Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески: «За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые.
Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят.
Всё спокойно, и добро, и зло.
Нынешний очерк — своеобразный постскриптум, призванный отразить то, что осталось за кадром. Возможность же создания такой текстовой коды предоставил сам Рерих, оставивший собственный литературный комментарий к образно выраженным смыслам произведения. Суть в том, что «Сокровище Ангелов» синтезирует несколько уровней восприятия художественного языка — визуально-созерцательный и вербально-поэтический. Как мы отмечали в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха…», в России «Сокровище Ангелов» в качестве самостоятельного произведения было показано в 1909 году на выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Салон» Санкт-Петербург , устроенной критиком и единомышленником Рериха Сергеем Маковским, то есть позже, чем в Европе, где панно выставлялось с 1906 года Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908. Будучи представленным широкой русской публике на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году, в каталоге этой экспозиции «Сокровище Ангелов» сопровождалось стилизованной под былинный ритм фразой Рериха: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается» См. Мамонтова, 1911. London, 1908. Русскоязычный стихотворный вариант этой «пояснительной легенды к эскизу большой настенной фрески» «Сокровище Ангелов» был опубликован и в России — в газете «Слово» 1908. Сами Власти там правят бесплотные.
Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. В нем добро и зло. Краеугольный камень.
Кроме нее на торги выставлены еще шесть работ Григорьева, в том числе очень выразительный «Автопортрет» 200—300 тыс. Не менее значительный экспонат коллекции — «Сокровище ангелов» Николая Рериха 1905 года эстимейт 800 тыс. Полотно, на котором ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, заключающий в себе добро и зло, вероятно, связано с неосуществленными росписями храма в Талашкине.
Работа много раз экспонировалась и публиковалась и имеет безупречный провенанс. Знаменитая музыкальная пара — Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Из 20 произведений Ефима Репина, выставленных на торги, любопытна работа «Большевики» 1918 года 300—500 тыс. Она отражает неоднозначное отношение художника к новой власти через почти по-карикатурному страшный сюжет: красноармеец отнимает хлеб у беспризорного ребенка. Интересен и «Портрет Чуковского» 300—500 тыс. Портретов в коллекции Ростроповича—Вишневской представлено много. Среди них выделяется долгое время считавшийся утерянным «Портрет Прасковьи Бестужевой» кисти Владимира Боровиковского 400—600 тыс. Портрет был написан в качестве дополнения к портрету ее мужа Александра Бестужева, ныне хранящемуся в Кировском музее. Стоит отметить и «Портрет княгини Авроры Демидовой» 800 тыс.
В разделе декоративно-прикладного искусства — великоустюжские финифти XVII века, резные изделия из моржовой кости XVIII века, бронза и малахит, русское императорское стекло. И, конечно, русский фарфор, поклонником которого является сама Галина Вишневская. В ее коллекции фарфор разного времени и качества, но есть действительно редкие и очень значимые вещи.
На иконостасе один из ангелов показан без нимба. Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния.
И, наконец, третья, не менее удивительная работа, приковавшая к себе взгляды зрителей, — "Сокровище ангелов". Художник создал её в 1905 году, обратившись к теме перехода от язычества к христианству. Ангелы стерегут драгоценный крае-угольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло". Сам Рерих считал, что его фамилия происходит от скандинавского имени Рюрик, поэтому неудивительно, что за прототип камня он взял Еллингский камень — глыбу высотой 2,5 метра с рунами викингов.
Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха
Выставка "Рерих" в Новой Третьяковке. Начало.: akostra — LiveJournal | Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. |
«Сокровище сердца» Николая Рериха. О чем говорит искусство | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» | Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из «Дворцаец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской ной художественной галереи. |
Сокровище из созвездия Орион
На выставке посвящённой Рериху есть очень интересное полотно – «Сокровище ангелов» 1905 года (эстимейт 800 тыс. – 1 млн. 200 тыс. фунтов) с которым художник никогда не расставался. Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Еще одно открытие выставки – огромное полотно "Сокровище Ангелов", которые впервые покинуло "Дворец конгрессов" в Петербурге. Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905. «Есть в Божьем мире пресветлый рай – пречистое царство ангелов. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из «Дворцаец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской ной художественной галереи.
Держава Рерихов - Щит Культуры
Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1) | На выставке посвящённой Рериху есть очень интересное полотно – «Сокровище ангелов» 1905 года (эстимейт 800 тыс. – 1 млн. 200 тыс. фунтов) с которым художник никогда не расставался. |
Картины Николая Рериха, найденные в американском университете. Арчер К. | Дельфис | Еще одно открытие выставки – огромное полотно "Сокровище Ангелов", которые впервые покинуло "Дворец конгрессов" в Петербурге. |
Рерих | DOM & podium | Картину «Сокровище ангелов» можно назвать краеугольной в творчестве Рериха. |
Николай Рерих. Сокровище ангелов
Я уже проснулся, а мужи наяву стояли около меня. И вознесли меня на небо, и поставили меня там. И показали мне двести Ангелов, которые владеют звёздами, расположенными на небесах. И показали мне сокровища снега и холода, и Ангелов грозных, охраняющих сокровища те. И видел я Ангелов, пресветлых и преславных, и лица их словно лучи солнечные блистали... И есть Ангелы над временем и над годами, и есть Ангелы над реками и над морями, и Ангелы над плодами, и травами, и над всеми живущими, и над людьми... И увидел я свет великий и все воинства огненные бесплотные... Из Священного Писания и преданий известно, что Ангелы «владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные... Их назначение — служить Единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям. Лермонтов пишет: По небу полуночи Ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге Великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли7. Известны многочисленные изображения Ангелов художниками разных эпох. Начиная с IV века Ангелов изображали в человеческом облике с двумя крыльями. В раннехристианском искусстве они... Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных Ангелов; именно такие Ангелы с трубами... В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не "грозные" Ангелы, но исполненные мягкости и кротости; часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, Ангелы — дети»8. Ангельские «чины» часто называют «хорами», так как они «непрестанно прославляют Бога песнопениями. Конечно, ангельское пение люди не могут воспринять на слух, это "музыка" небесных сфер...
Оставаясь для большинства людей невидимыми, они являлись Святым и Апостолам, о чём имеется много свидетельств. Так, на фреске Джотто «Сон Иакова» изображён летящий легкокрылый Ангел. В Откровении Святого Иоанна сказано: «И видел я... Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные... Будешь строить Царство и в нём Храм будущий". И потом Вестник загорелся серебром и листья дерева стали прозрачными и радужными. И после затрепетал воздух и всё пришло в обычный вид»11. Святому Сергию также сослужил Пламенный. Вот видит Исаакий в алтаре четвёртого, чудного Образом, сослужащего им. На первом выходе с Евангелием Он шёл за Преподобным, и весь Облик Его так сиял, что Исаакий не мог смотреть на Него, и чудо это разрешило уста его, и он спросил рядом стоявшего Макария, который, казалось, тоже видел необычайное явление, не знает ли он, кто сей дивный Муж?
По окончании литургии оба ученика обратились к Сергию, прося объяснить виденное ими. Сергий вышел из церкви, не промолвив ни слова, но когда вошёл в келью свою, сказал им: "Чада мои, если Господь уже открыл вам тайну сию, то и я не могу утаить от вас, что виденный вами был Ангел Господен, и не только теперь, но и всегда бывает такое посещение Божие мне, недостойному, во время совершения Божественной Литургии. Вы же сохраните сие в тайне до исхода моего"»12. Видела нередко Ангелов и на людях: "Потому что часто бывают они среди людей, но люди их не видят, а я вижу"»14.
Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства". Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста - античность, а Рериха - брутальность викингов, мощь "половецких баб" и суровый облик старых крепостей. И надо признать, что они органично смотрятся рядом с ранними полотнами Рериха, будь то мрачные "Идолы" 1901 , яркие "Заморские гости" 1901 или дипломная работа "Гонец. Восста род на род" 1897.
Картина "Бой" 1906 была гвоздем "Салона" в Петербурге, откуда была приобретена в Третьяковскую галерею за 5000 рублей. Здесь, пожалуй, впервые у Рериха история является не в нарядах реконструкторов или древних руин, а в облике природы. Причем саспенс последней мирной ночи возникает не за счет изображения, а за счет названия. Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию "Повести временных лет" и истории княжеских междуусобиц. Этот прием станет ключевым позже в полотнах гималайской серии: образы заснеженных гор будут отсылать к тайнам духовидцев, к молчанию Будды, к мистическому знанию, которое разделяют художник и зрители. Ну, или стремятся к этому. Этот прием Рерих отрабатывает в ранних работах. Таких, как "Город строят" 1902. Сегодня на фоне расцвета девелоперских проектов с башнями выше двадцати этажей картина стройки деревянной крепости из бревен, которые тащат на плечах мужики в белых рубахах, выглядит наглядным пособием смены технологий, в духе "старое и новое". Но в сопровождении строк "Жерлицы дружинной" Алексея Ремизова "…Пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами" картина обретает былинный размах.
Стилистика, орнаментальная вязь письма становится важнее сюжета. И Рерих, который сохраняет суровый колорит в своих полотнах, сочиняет орнамент для рам своих картин, дает работам развернутые названия. Николай Рерих. Город строят. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи Как и многие мирискусники, Рерих стремится к синтезу искусств. Выход к монументальным "фризам" был лишь вопросом заказа.
Кроме того, экспозиция позволяет проследить за тем, как менялась живописная техника художника - почти полностью отказавшись от масла, Рерих в конечном итоге отдал предпочтение темпере. Например, любой желающий может «оживить» кукол, выполненных по эскизам Николая Рериха, всего лишь покрутив ручку на модели театра «Весна священная», существовавшего в России в конце XIX века - начала XX века. Аналогичная система задействована и в арт-объекте «Витражи счастья», представляющего собой деревянный каркас с буддийскими молитвенными барабанами. Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. Гордостью организаторов выставки стала инсталляция «Йеллингские камни», сделанная на основе одной из работ художника - «Сокровище ангелов», в центре композиции которой изображен краеугольный камень мироздания, покрытый рунами. Всегда пытавшийся построить мост между Западом и Востоком, привнести свет в мир через общественные действия и творчество, Рерих умер в Индии, где на большом прямоугольном камне позже была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир».
Сколько мудрости и света льется на нас теперь. Как терпеливо Н. Как Н. Забываешь всю усталость, жаждешь момента быть с ним вместе, но, увы — летит время, уже больше недели! И все время мы ярко чувствуем возле нас Е. Любимые наши, светлые учителя! Данный текст является ознакомительным фрагментом.
" Сокровище ангелов " Н.К.Рерих 1905 г.
Рерих Николай Константинович сокровище ангелов. Сокровище Ангелов. Автор. Николай Константинович Рерих. Год. Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1). Комментарий пробуждённого к картинам картина «ангел последний» 1942 г.