Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) — Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо-татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария Итог Победа русского войска Стороны Московское княжество Волжская Булгария Командующие Дмитрий Боброк, Василий Кирдяпа. Степные районы Волжской Булгарии были заселены кочевыми племенами кипчаков и монголов, и развитие сельского хозяйства вследствие этого резко сократились.
Монгольское завоевание Волжской Булгарии
В условиях окончательно обозначившегося к середине 1370-х годов «розмирия» с Мамаем Дмитрий Московский решил подчинить себе булгарские земли, контролируемые его ставленниками. Поход За время похода, в Волжской Булгарии было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей. Хасан-хан вывел своё войско на встречу. Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …». С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство».
Однако, по словам летописца, русские«…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них».
Благодаря чудом сохранившимся записям путешественника было установлено, что булгары являлись не только искусными продавцами заморских товаров, но и производили собственные артефакты. На экспорт шли уникальные ремесленные изделия из кожи и пушнины, а также местная керамика, которая пользовалась спросом далеко за пределами государства. В то время волжские булгары в совершенстве освоили гончарное искусство.
Их посуда имела большое цветовое разнообразие и узнаваемый стиль. Кроме того, среди археологических находок на территории волжских булгар были обнаружены азербайджанские мечи, византийская и хорезмийская керамика, армянские ковры и даже египетские художественные стекла. Обычаи древних булгар. Города поменьше представляли собой небольшие, но хорошо укреплённые гарнизоны.
Города побольше принадлежали крупным феодалам и были обнесены рвами. В самых крупных городах останавливались купцы из разных стран, тут велась активная торговля. Первой столицей, как упоминалось выше, был Булгар, а чуть позже ею стал город Биляр. В отличие от соседних кочевников в Булгарии было немало развитых городских агломераций.
На территориях современной Ульяновской области, Чувашии и Татарстана археологами обнаружено более 30 городищ. С соседней Русью отношения были непростыми. На территории булгар со стороны русских городов регулярно организовывались боевые походы. Выгодное географическое положение не давало покоя русским князьям.
Из-за этого Волжским Булгарам приходилось тратить много ресурсов на оборону.
Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …». С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство». Под Булгаром русское войско впервые столкнулось с огнестрельным оружием. Также в диковину были и боевые верблюды, пугавшие русских коней. Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них». Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение.
Халиков А. Казань, 1968. Том 1. Кучкин В. X — начало XX вв. Москва, 1975.
Фахрутдинов Р. Очерки по истории Волжской Булгарии. Москва, 1984. Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986.
1183 год. Крестовый поход на Волге
Русь - Волжская Булгария, и если первое странствие было предприятием рискованным, то второе - просто отмороженным. 19 мая в Болгаре состоится традиционное масштабное торжественное мероприятие «Изге Болгар жыены», посвященное Дню официального принятия Ислама Волжской Булгарией. Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. В XII–XIII вв. в связи с образованием Владимиро-Суздальского княжества русские походы на Волжскую Булгарию усилились. Покорив Волжскую Булгарию, Бату вынужден был продолжать поход далее на Запад и потому не имел времени раниться укреплением своих позиций в новом улусе. Русские походы на бывшую Волжскую Булгарию (уже в составе Золотой Орды) продолжались и позже. Походы на Волжскую Булгарию и в Северо-Восточную Русь: Курултай 1235 года как начало Западного похода монголов.
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю. Пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша. Мамай, препятствуя усилению Москвы, которая уже длительное время не выплачивала ему дань, послал на Нижний Новгород Араб-шаха Муззаффара в русских летописях — Арапша. Последний 2 августа 1377 года застал врасплох объединённое русское войско на берегу реки Пьяны и, окружив, полностью его уничтожил, после чего 5 августа разграбил Нижегородское княжество, сжёг Нижний Новгород, а затем и Засурье. В то же время другой ордынский отряд напал и разорил Переяславль-Рязанский. В 1378 году войско темника Бегича — сторонника мурзы Мамая — в битве на реке Воже было наголову разбито московским войском.
Главный, брат Юлиан, позднее рассказал в своем отчете : "Братья же проповедники... Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика [средневековый город на месте нынешней Тамани], где вождь и народ называют себя христианами, имея греческое писание и греческих священников. Государь там, говорят, имеет сто жен". Монахи обнаружили, что торговля Тамани парализована: появились какие-то новые орды, нарушили торговлю… Так Юлиан получил первые известия о монголах. Найти проводника было невозможно: никто не соглашался идти в опасный путь через степи. Они бесплодно просидели в Матрике почти два месяца. Деньги таяли с каждым днем. Похоже, Юлиан был монахом обаятельным, потому что вскоре им помогла одна из жен местного правителя, при ее содействии доминиканцы нашли лошадей и все необходимое. Торчикан Неподалеку от устья реки Итиль Волга , на краю пустыни, лежал город Торчикан, там Юлиану и его спутникам удалось найти пристанище у грека Никифора. Приближалась зима. Юлиан целыми днями бродил по городу, заходил в караван-сараи, где собирались купцы, искал людей, которые согласились бы идти вместе с ним за реку Итиль. Но страх перед монголами удерживал от этого предприятия даже самых алчных… Наступила зима. К мукам холода прибавились муки голода — деньги подошли к концу. Брат Герард вырезал из дерева ложки, Юлиан ходил ими торговать. Иоанн и Яков собирали на улицах сухой навоз для очага. Наконец Юлиан придумал, как выйти из сложного положения, и продолжить выполнение их великой миссии. План был радикальный: он решил продать брата Якова и брата Иоанна в рабство и путешествовать на вырученные средства. Однако сделка не состоялась: монахи не умели ни пахать, ни сеять, покупателей не нашлось Тогда Юлиан велел Иоанну и Якову возвращаться обратно в Венгрию. Больше о них никто ничего не слышал. В середине марта, как только сошел снег, двое оставшихся путешественников покинули Торчикан с первым же караваном. Вскоре им крупно не повезло: Юлиан нечаянно выронил из сумы королевскую грамоту, на мгновение блеснула позолоченная печать, - и караванщики сразу же набросились на монахов, начали их бить и рыться в суме. Не обнаружив ничего ценного, они бросили избитых в степи. Отлежавшись и перевязав раны, Юлиан и Герард пошли дальше — пешком, одни. Спустя 37 дней они, окончательно обессиленные, добрались до страны, которую местные жители называли Вела где-то между реками Яиком и Эмбой. Встретили их здесь крайне недружелюбно. Монахи вынуждены были ночевать в заброшенном шалаше из дырявых шкур. Герард слабел с каждым днем. Юлиан оставлял его в шалаше, а сам ходил просить милостыню. Наконец, больной немного окреп, и они продолжили путь. Однако в дороге стало совсем плохо, и брат Герард, который умел вырезать ложки, умер на руках Юлиана.
Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877. Пономарёв П. Данные о городах Камско-Волжской Булгарии. Том X, выпуск 3. Смирнов А. Волжские булгары. Москва, 1951. Халиков А. Казань, 1968. Том 1.
Важной военно-политической задачей киевской державы было установление контроля над Волжским путем. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой.
Булгарские походы
Дунайские болгары в большинстве случаев были известны арабам как бурджаны и к ним редко применяли термин булгар. Касательно же Черных Булгар, то у них как у других народов Хазарского каганата население могло исповедовать разные религии. Традиции христианства в регионе были достаточно развиты. В составе Готской митрополии находилась Оногурская епископия обслуживающая булгар. Также существовали Ретегская, Астилийская и Хотцирская епархия среди хазар. Ислам же должен был приходить с арабскими, персидскими и хорезмийскими народами, проникавшими на Северный Кавказ через порты Каспийского моря. В Кембриджском документе упомянут загадочный народ BM, который воевал против хазар и алан. Определенно часть булгар оставалась на Северном Кавказе во время существования Хазарского каганата. С упадком Хазарского каганата земли Черных Булгар должны были оказаться под властью огузов-турков, которые были союзниками Руси против хазар. Внутренними булгарами должны были быть только Черные булгары. Реплика Ибн Хаукаля требует исправления.
Не с Русью, а с огузами они столкнулись. В мусульманских источниках информация о этой войне закамуфлировано в сведениях о нападениях тюрков на Хазарию. Живший в правление халифа ал-Мамуна правитель булгар бургар у ан-Надима просил объяснить детали исламского вероучения, и халиф написал ему письмо в более ста страниц. Отмечалось, что народы бургар, хазар, алан, бургаз не имеют письменности. Археологические находки в Восточной Европе демонстрируют ошибочность этих суждений, так как у булгар была зафиксирована тюркская руническая письменность. Араб просто не ставил ее наравнее с латынью, ивритом, арабским и греческим. Ал-Бируни упоминал о городах Савар и Булгар. Ал-Масуди отметил, что бургары и буртасы отомстили руссам за единоверцев. Отмечалось, что бургарский правитель принял ислам во время Муктаддира би-л-лаха. Сын правителя совершил путешествие в Багдад.
Отмечалось, что в 943 г. Самих булгар ал-Масуди причислял к сакалиба. Болгарское городище. Фото wikipedia. Города были укреплены против врагов и находились на берегах рек. Отмечено, что страна булгар находится в лесах и они воюют с буртасами. Булгария лежит между западом и севером по направлению к полюсу. Она находилась в 3 месяцах пути от Хорезма. В их лесах живут животные, меха которых были очень ценны. Булгары воевали против враждебных тюрок, которые окружали их со всех сторон.
Термин тюрк для Тахира ал-Марвази был равнозначен термину скиф для античных и византийских хронистов, то есть житель местностей на север. Характерно, что, говоря о Гиппократе, он заменял слово «скиф» на тюрк. Ал-Мукаддаси отмечал, что на Итиле находятся города Булгар и Сувар.
Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил. В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских булгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях, по-прежнему, как при отце и дяде Юрия. Смерть и канонизация Святой благоверный князь Андрей Боголюбский икона Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня1174 г. Легенда гласит, что заговорщики бояре Кучковичи сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал.
Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц.
Прямо из Рима он отправился в новое путешествие по маршруту Венгрия - Русь - Волжская Булгария, и если первое странствие было предприятием рискованным, то второе - просто отмороженным. Он с запада въехал в Древнюю Русь примерно одновременно с монголами, которые вторглись в нее с востока. Юлиан добрался только до Суздаля, где ему опять повезло. Накануне местный князь задержал монгольских послов, везущих сообщение Батыя венгерскому королю Беле IV, составленное в неподражаемом монгольском стиле: «Я, хан, посол царя небесного, которому он дал власть над землей возвышать покоряющихся и подавлять противящихся, удивляюсь тебе, король венгерский! Рабов моих куманов, бежавших от моего гнева, ты держишь под своим покровительством.
Приказываю впредь не держать их у себя, чтобы из-за них я не стал против тебя. Куманам ведь легче бежать, чем тебе, потому что они кочуют без домов, в шатрах. Ты же имеешь замки и города, как тебе избежать руки моей? Существует множество версий, помимо изнасилованной и обезглавленной сестры Чингисхана, почему монголы так сильно невзлюбили половцев. Может быть, те некогда приютили меркитов - злейших врагов Темучина, укравших его жену, может быть, их хан Котян был женат на сестре хорезмшаха, который сильно перед Чингисханом провинился… Впервые монголы встретились с половцами во время войны с аланами, которых куманы сначала поддерживали, а потом, вроде бы, переметнулись к монголам. Что-то там тогда между ними произошло, после чего монголы раз и навсегда с полной убежденностью в своей правоте стали считать половцев-куманов своими рабами. Чуть позднее, перед битвой на Калке, они в письме к русским князьям назовут половцев своими сбежавшими конюхами. Письмо было настолько важным, что Юлиан отменил дальнейшее путешествие и только поэтому остался жив и вернулся в Венгрию. Король Бела IV не прислушался к совету Батыя.
Вскоре в Паннонию перекочевала 40-тысячная орда хана Котяна, который с венгерским королем породнился. Неизвестно, участвовал ли в половецко-венгерских переговорах монах Юлиан. Решение Белы оказалось катастрофой: куманы были совсем не восточные венгры, которых ждал народ. Знать же, увидев, как баланс сил в государстве резко изменился в пользу короля, решила проблему по-простому: ворвалась ночью во дворец Котяна и начала там всех резать. Старый половецкий хан, слыша их приближение, покончил жизнь самоубийством, перед этим зарезав трех своих самых любимых жен. Его орда, немного повоевав с венграми, ушла в Болгарию, где растворилась в местном населении. И вскоре после этого в Венгрию вторглись монголы. В битве на реке Шайо они почти полностью уничтожили венгеро-хорватское войско, просто расстреляв из луков 30 тысяч человек. Бела бежал в Центральную Европу, где ему пришлось отдать всю золотую казну за убежище.
Судьба доминиканского монаха Юлиана в этих событиях неизвестна. Никакой Великой Венгрии там местная история не помнит. Но ее существование подтверждает археология: в начале нашего тысячелетия Именьковская культура поволжских славян соседствовала на востоке с Кушнаренковской культурой, которую археологи называют прото-венгерской. Помнят венгров и местные народы. Считается, что восточные мадьяры участвовали в этногенезе башкир. Кипчаки и мадьяры. Венгрия - встреча через века.
И только результаты комплексного анализа письменных, археологических источников и топонимов, позволяют утверждать, что Исады и Цевца находились в Симбирском Поволжье, недалеко от современного города Ульяновска под горой Арбуга Национальный парк «Сенгилеевские горы». В документах симбирский приказной избы с середины XVII века упоминается огромный остров Чувич, который отделялся от правого коренного берега волжской протокой, называемой Чувич, Чевича. В 1950-е годы и остров Исады, и протока Чувич были затоплены Куйбышевским водохранилищем. Известно, что в некоторых тюркских языках и диалектах общетюркское -ч- ; звучит как -ц-. Цокающие говорах известны и в русском языке. В древнерусских диалектах словом «исады» обозначались: удобное для спуска к реке место; место стоянок лодок на песчаной отмели; базар около пристани. Исады, на которые прибыло войско Всеволода — это, скорее всего, остров с бродом у левого берега Волги в районе современного села Крестового Городища. Тухчин городок Неподалёку располагался упомянутый в летописях «Тухчин городок». Паллас сообщал: деревня Крестовое Городище, поименована «по старинному окопу, которой в южной стороне от деревни находится, на простирающейся вдоль реки к северу и востоку утёсистой горе». В летописях сообщается, что на Исады для захвата русских судов прибыли: себи, челмата, кусяне, темтюзи и другие. Предполагается, что это была пограничная стража, дозоры и гарнизоны из окрестных крепостей и городов южной окраины Волжской Булгарии. Себи Себи — видимо один из булгарских родов или племён. Однако, по одной из гипотез — это искажённое название средневековых сембов, заселявших территорию Самбийского полуострова в Восточной Прибалтике. Это прусское балтоязычное племя в своей культуре несло тюрко-булгарские черты, что связано, по мнению историков, с участием сембов в военных действиях со степными племенами в составе дружин киевских и булгарских князей. Подобное строение имеют многие тюркские этнонимы — булгар, хазар, мишер, савир и др. Большинство булгарских городов имели в своей основе этнонимы: Булгар, Сувар и др. Позже, имя сембер могло передаться золотоордынскому городу, который упоминался секретарём голштинского посольства Адамом Олеарием в 1636 году под названием Simberska gora. А потом это название унаследовала и Синбирская крепость, построенная в 1648 году. Кусяне На тюркоязычных территориях имеются древние городища, холмы и горы, названия которых связано с девушками — воительницами. Пример такого явления — «Девичья гора» в Жигулях, расположенная на Волжском берегу. В булгарское время дозоры располагались на высоких Волжских берегах, в пределах прямой видимости друг от друга, что позволяло передавать световые и дымовые сигналы о военной опасности по цепочке.
1183 год. Крестовый поход на Волге
Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. Есть ученые, которые объясняют, что Волжская Булгария никуда не исчезала, была данником Золотой Орды, а волжские булгары незаметно превратились в татар гораздо позже, в ХIV-XV вв., в результате смешения булгар с кипчаками (половцами). Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию.
Волжская Булгария: как возникло и затем исчезло государство в Поволжье
С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. В летние месяцы Волжская Булгария превращалась в большую ярмарку для купцов со всех концов мира. Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183. 28 окт, 2010 @ 12:11 Русский поход на Булгар в 1399 г. Походы в Волжскую Булгарию 1 глава. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием.
Монгольское завоевание Волжской Булгарии
До полутора тысяч ополченцев из числа стреляющих в небо субашей и стреляющих в цель - ирмышей. Русская черниговская дружина воеводы Семена, охраняющая русских купцов решила остаться. Арабы уходят. Еще 350 русских мечей. Но главной силой кирмэна были 1500 конных бахадиров, вернувшихся с ним. И 500 конных юлдашей - аскизов с далекого Алтая во главе с Апсалаем. Бывалые рубаки, хоть и за деньги, но бьющиеся храбро за его род десятки лет. Еще два десятка верных джандаров. Всего 2 000 конницы и 2000 разномастной пехоты и стрелков. К неплохому гарнизону кирмэн добавил свой опыт войны с монголами.
На берегах Итиля и у стен Сувара, он видел десятки монгольских пороков, кидающих камни и огонь. Конечно, лесной Сурчат это не помпезный Сувар и монголы вряд ли будут развертывать свои машины у небольшого города. Но Буляртай перестраховался. По всей линии подхода к городу он приказал снести все хижины и выкопать глубокие ямы с кольями и траншеи. Чтобы катапульты и пороки не смогли подойти, а монгольские конники падали в них. По линии обстрела русских самострелов и стрелков на башнях Буляртай приказал навалить ряды катау из деревьев и облить смолой. Все было закончено началу июля 1237 года. Что 2 дня назад в огне пожаров погиб соседний Наровчат. Всего в паре дней на север....
Последний гарнизон исчезнувшей страны затаился в лесах и ждал. Может обойдется? Но на рассвете 28 июля 1237 года восточный эр-эвен забил в сторожевые барабаны Подвиг последнего города исчезнувшей страны Несчастливая звезда Той был в прошлом. Толпы грязных знатных женщин услаждали отличившиеся сотни. Пьяные нойоны хвастались телегами серебра и рабов. Только ему, Кюлькану, было там не радостно От досады Кюльхану хотелось завыть Этот поход сразу не заладился. Пока другие чингизиды разоряли богатые булгарские города и покрывали себя славой, его Бату-хан отправил на юг в бедные земли. Его, сына Чингисхана. Его тумэн сартаулов бегал за башкортами по пыльным степям, и не снискал ни серебра, ни почета.
А теперь он в таежном море с мокрыми ногами и волдырями от гнуса. Без серебра. Потому что Бату захотел покорить все западные земли до орусутов. Нищие и лесные. Ладно хоть закончил здесь, все перебиты и завтра на место сбора в зеленую степь — скрипнул зубами Кюлькан Облава дикарей После падения Булгарии Бату потребовал покорности от западных земель: союзников булгар — мокши, буртасов и эрзи. Но дикари отказались. Тогда Бату растянул 4 тумэна на правом берегу Волги и устроил облаву. Всех вождей и мужчин он велел убивать, поселения - сжигать. Детей и женщин в рабство.
Бату требовал разделаться с племенами быстрей, он хотел подготовиться для удара по богатой Руси. Кюльхан предался было приятным мечтам о скором отдыхе, как в туче волжских комаров появился туаджи. Опять эти нищие буртасы! Но смотря на последний булгарский город, он понимал, что его 1000 нукеров тут недостаточно. Туаджи сообщил ему о скором подходе всего тумэна. Ожидая его, Анду разорил все деревни в округе. Сурчат — как назвали город пленные, отказался сдаться Контакт Несколько сотен монголов появились спустя 2 часа после тревожных барабанов эр-эвена. Объехав город и держась вне досягаемости стрел, они стали орать и снимать штаны. Баликбаши предложил стрельнуть в их зады из русских самострелов.
Но кирмэн Буляртай не хотел показывать возможности раньше времени. Отверг он идею и конной вылазки, сберегая небольшую рать.
Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил. В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских булгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях, по-прежнему, как при отце и дяде Юрия.
Смерть и канонизация Святой благоверный князь Андрей Боголюбский икона Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня1174 г. Легенда гласит, что заговорщики бояре Кучковичи сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся.
Единственный их живой родственник в наше время — чувашский. Хотя булгары жили на территории современного Татарстана и стали предками волжских татар, их язык — только дальний предок татарского языка, наряду с половецкими кипчакскими диалектами и староузбекским чагатайским. Царство, основанное ордой Котрага, достигло не меньшего процветания, чем царство его брата Аспаруха. На Волге найдено 190 городищ и 900 селищ, населённых когда-то булгарами, и большинство из них были построены до монгольского нашествия. В царстве жили также эрзяне, мокшане, марийцы, русы и армяне; не запрещалось исповедовать никакую религию и разрешено было ставить православные храмы. Булгары Волги чеканили собственные серебряные монеты и вели записи, принимали арабских послов, возводили крепости и мечети. В Булгарии были развиты ремёсла и торговля, здесь растили хлеб и разводили скот так успешно, что хватало на продажу соседям, хватало рыбаков и охотников, так что питание большинства жителей царства, похоже, было очень здоровым и разнообразным.
Волжская булгарка от художника Булата Гильванова. С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. Его сын, Владимир, тоже приходил с войском, но в итоге заключил с булгарами мир. После этого булгары предложили Владимиру принять ислам, но он, в итоге, предпочёл православие. Вместо обмена верой Владимир заключил с булгарами торговый договор, так что между Киевским княжеством и булгарским царством стали свободно и очень активно ходить купеческие суда. В двенадцатом веке булгар пытался завоевать вступивший в союз с половцами Юрий Долгорукий.
Поход он предпринял по настоянию отца, Владимира Мономаха. Булгары в долгу не оставались и время от времени, успешно или нет, пытались взять русские города. Торговле это почти не мешало: за годами набегов шли года перемирий. Легендарная булгарская воительница Алтынчеч от художника Булата Гильванова. Во время великого западного похода монгол булгары, вместе с половцами, эрзянами и мокшанами, стали первым заслоном Европы на пути войск Субэдэя. Монголы разбивали войско за войском и разоряли село за селом, раскатывали по брёвнышку крепости и сжигали мечети.
Известно, что в некоторых тюркских языках и диалектах общетюркское -ч- ; звучит как -ц-.
Цокающие говорах известны и в русском языке. В древнерусских диалектах словом «исады» обозначались: удобное для спуска к реке место; место стоянок лодок на песчаной отмели; базар около пристани. Исады, на которые прибыло войско Всеволода — это, скорее всего, остров с бродом у левого берега Волги в районе современного села Крестового Городища. Тухчин городок Неподалёку располагался упомянутый в летописях «Тухчин городок». Паллас сообщал: деревня Крестовое Городище, поименована «по старинному окопу, которой в южной стороне от деревни находится, на простирающейся вдоль реки к северу и востоку утёсистой горе». В летописях сообщается, что на Исады для захвата русских судов прибыли: себи, челмата, кусяне, темтюзи и другие. Предполагается, что это была пограничная стража, дозоры и гарнизоны из окрестных крепостей и городов южной окраины Волжской Булгарии.
Себи Себи — видимо один из булгарских родов или племён. Однако, по одной из гипотез — это искажённое название средневековых сембов, заселявших территорию Самбийского полуострова в Восточной Прибалтике. Это прусское балтоязычное племя в своей культуре несло тюрко-булгарские черты, что связано, по мнению историков, с участием сембов в военных действиях со степными племенами в составе дружин киевских и булгарских князей. Подобное строение имеют многие тюркские этнонимы — булгар, хазар, мишер, савир и др. Большинство булгарских городов имели в своей основе этнонимы: Булгар, Сувар и др. Позже, имя сембер могло передаться золотоордынскому городу, который упоминался секретарём голштинского посольства Адамом Олеарием в 1636 году под названием Simberska gora. А потом это название унаследовала и Синбирская крепость, построенная в 1648 году.
Кусяне На тюркоязычных территориях имеются древние городища, холмы и горы, названия которых связано с девушками — воительницами. Пример такого явления — «Девичья гора» в Жигулях, расположенная на Волжском берегу. В булгарское время дозоры располагались на высоких Волжских берегах, в пределах прямой видимости друг от друга, что позволяло передавать световые и дымовые сигналы о военной опасности по цепочке. Судя по данным археологии, топонимики и геоморфологии, булгарские дозоры могли размещаться на Девичьей горе в Жигулях; в 15 — 17 км юго-восточнее нижнего устья Чевича — на Арбужской горе; в 8 — 10 км северо-западнее нижнего устья Чевича, на Симбирской горе; на Ундорских горах; в районе Казанского кремля и в других пунктах, удобных для ведения наблюдения за Волгой. Впоследствии здесь возник золотоордынский город, известный в письменных источниках как Арбуга, Арбухим, Kasar de Arabuch Kasar de Arabus и др. На самой Арбужской горе с XIX века известны остатки древних укреплений.