Курганы и погосты: До введения христианства на Руси одной из основных форм захоронений были курганы.
Когда погосты превращаются в ... погосты?
Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Некоторые считают, что он является первым покойником, которого похоронили на этом кладбище, а кто-то,ч то он является олицетворением всех покойников, которые похоронены на нем. Общественная служба новостей разобралась, чем отличается село от деревни, погоста и поселка. Погосты основала княгиня Ольга после своего похода в 947 году на Новгородские земли как место сбора дани с населения. Погосты также являются объектами изучения историков, археологов и этнографов, которые находят в них свидетельства о прошлом и помогают расшифровывать тайны древних времен. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты.
Кто такие погосты
Основная особенность погоста состояла в том, что они регулярно меняли свое местоположение. сельский податный округ в Древней Руси - слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. О том, что такое погост, точнее, что это слово означало в Киевской Руси, мы выяснили. Ещё в Х веке на Руси погостом называли небольшие поселения на окраинах крупных обжитых территори.
Погост (схема)
Погостом на Руси называли административно-территориальную единицу, которая включала в себя несколько поселений и уплачивала подать в княжескую казну. погост, краткий исторический словарь дает следующее объяснение. ПОГОСТ — распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X—XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба». В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, в которые могло входит несколько сел и деревень (аналог современных районов), а также и сам городок, в котором погост находился. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, в которые могло входит несколько сел и деревень (аналог современных районов), а также и сам городок, в котором погост находился. Погосты также являются объектами изучения историков, археологов и этнографов, которые находят в них свидетельства о прошлом и помогают расшифровывать тайны древних времен.
Когда погосты превращаются в ... погосты?
Он защищает кладбище. Чаще всего он выглядит серый туман или сгусток черной "энергии", который может свободно менять траекторию и скорость движения, но может показаться и как животное или птица. Феномены со схожими признаками Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии Друзья сайта.
Когда приняли христианство, языческих идолов на погостах сносили, и возводились церкви и храмы. Погосты — это центры княжеского правления. Земли были разбросаны, сообщение очень трудное и в определенное время Князь, Княгиня или их представители, приезжали для решения вопросов управления, для княжеского суда, а с годами на этих погостах стали хоронить умерших. В дальнейшем смысл слова «погост» преобразовался в церковно — приходской центр, с прилегающим к нему кладбищем. И поэтому, в современном сознании, слово «погост» ассоциируется с кладбищем. Но, это были именно центры княжеского правления. Везде где бывала Княгиня, она вела проповедь, ставила поклонные кресты, призывала народ к Крещению , но никогда не применяла силу, только убеждала. Как женщина действовала очень мягко.
Там она посадила чиновников — тиунов, к которым мог обратиться любой пострадавший, требуя справедливого суда для своего обидчика. Правда устанавливалась благодаря свидетелям, но если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих провидцев. Если вину доказали, то обвиняемый оплачивал виру — штраф. Смерть полагалась лишь за убийство. Тиуны же собирали с селений дань, в случае неповиновения вызывали на помощь ополчение. Ольга жестко контролировала порядок, появляясь внезапно в самых отдаленных уголках своих владений, и горе было вороватому или ленивому тиуну. Объезжая эти земли Княгиня устанавливала уроки для смердов. Поясню, что урок — определенный, фиксированный размер налога с определенного места. Появление смердов Также она определяла и ограничивала места ловли птиц, зверей, ловли рыб. Это были очень важные источник питания в древние времена.
Погост в разных странах Погост в разных странах Употребление в разных странах Понятие "погост" имеет свои параллели в различных культурах и странах, где оно может использоваться с некоторыми отличиями. В российской культуре "погост" традиционно ассоциируется с местом для захоронений и церковным поселением. Однако в других славянских странах, таких как Украина или Беларусь, употребление этого термина может иметь свои особенности, связанные с местными традициями и обычаями.
В более широком контексте "погост" может быть аналогичен понятию кладбища или места духовного покоя. В некоторых культурах он также может быть связан с религиозными обрядами и памятниками предков. Таким образом, употребление слова "погост" может различаться в зависимости от социокультурного контекста каждой конкретной страны.
Культурные особенности Культурные особенности играют значительную роль в понимании значения слова "погост". Например, в регионах с богатой историей и традициями, таких как Россия или Украина, "погост" часто ассоциируется с уважением к предкам и сохранением духовной связи с прошлым. В этих культурах почитание мест захоронения и обрядовый характер "погоста" занимают особое место.
С другой стороны, в более современных обществах значение "погоста" может быть пересмотрено под влиянием изменяющихся ценностей и представлений о ритуалах почитания усопших. Это приводит к разнообразию интерпретаций слова "погост" в различных странах и его адаптации под специфические культурные контексты. Синонимы погоста Разнообразие синонимов Понятие "погоста" имеет разнообразные синонимы, которые отражают его многогранный характер и различные аспекты значения.
Кладбище : Этот синоним указывает на место захоронения усопших и часто ассоциируется с религиозными обрядами похорон. В разных периодах и культурных контекстах "кладбище" может использоваться взамен термина "погост", подчеркивая его связь с памятью о предках и духовной жизнью. Могила: Этот термин фокусируется на индивидуальном захоронении, указывая на конкретное место погребения усопшего.
В некоторых случаях он может использоваться как синоним для "погоста", особенно в контексте отдельных захоронений или небольших поселений. Некрополь: Этот термин обозначает большое кладбище или место массовых захоронений, что также может быть связано со значением "погоста" в определенных культурных и исторических контекстах. Он подчеркивает коллективный характер памятника предков и духовного значения этого места.
Эти синонимы отображают различные аспекты понятия "погост" в зависимости от социокультурного контекста, обращая внимание на его значение как места духовной памяти и ритуальной практики. Эволюция синонимов Синонимы для "погоста" также претерпевали изменения в разные периоды времени, отражая связь между историческим контекстом и значением этих терминов. В древние времена, когда "погост" был ассоциирован с языческими обрядами, его синонимы также указывали на ритуальные площадки или места захоронения.
После именно вокруг гостевых домов появлялись другие здания и разрастался город, который называли погостом. Урод Фото: admrad. То есть, человек, который стоял «у рода», начинал его. Но как же слово поменяло свое значение так кардинально? После Древней Руси уродами стали звать детей, которые на славу уродились у родителей — из всех чад они были самыми умными или самыми красивыми. Кстати, именно слово «красота» по-польски звучит как «урода». Но из-за своего слишком возвышенного значения слово стало применяться и к людям, близким к Богу, а потом перекочевало на верующих и блаженных, которых стали звать уродивыми. В Средние века среди уродиевых было много людей, не способных работать из-за различных увечий. Больные, хромые, вечно голодные люди в лохмотьях — вот кого стало обозначать слово «уроды».
Курганы и погосты
При описании волости известного нам И. Захарьина-Лятцка прежде всего читаем: "На погосте церковь Великий Архангел Михаил; на погосте же двор поп Павел, двор церковный дьяк Олферко, сын его Ивашко, двор пономарь Офонаско, двор проскурница Анна, сеют ржи 6 коробей, а сена косят 40 копен, 2 обжи" II. Здесь на погосте никого нет, кроме причта. А на погосте в деревнях известного нам Зах. Овинова живет сам новый помещик и его люди, а прежде жили люди Овинова II. Погостские церкви строились в деревнях не одних богачей, они встречаются и на землях небогатых своеземцев. Своеземцу Ивашке Миронникову принадлежало всего четыре деревни, а на его земле была погостская церковь, и на том же погосте, кроме дворов причта, было два двора его крестьян II. Весьма много погостских церквей встречается на землях владычных и монастырских. На таких погостах весьма нередко были и дворы владычных и монастырских крестьян и непашенных людей; встречаются там и владычные и монастырские дворы4. Встречаются погостские церкви и на землях, общих нескольким владельцам.
При этом также бывают на погостах господские и крестьянские дворы какого-либо из совладельцев, а иногда и каждого из них5. Мы не можем останавливаться здесь на вопросе, как и чем обеспечивалось содержание погостских церквей и причта. Это выходит за пределы нашей задачи. Укажем только на то, что иногда причту отводились местными владельцами земли, которые им и возделывались. Очень может быть, что именно таким образом, то есть путем частного пожертвования, возникли погостские церкви, о которых писцы говорят, что у них пашня на церковной земле. Обыкновенно на таких погостах никто, кроме причта, не живет6. Это указывает на то, что эти церковные земли были невелики и сдавать в аренду было нечего. Они возделывались руками причта. Если на погосте жил сам владелец или его ключник, то о принадлежащих ему деревнях говорится, что они тянут к погосту, то есть тянут к месту жительства господина платежом дохода.
Предоставление частными владельцами своих земель под устройство церквей и кладбищ и для помещения причта, а иногда и пахотных для него земель является делом усердия; а со стороны владыки и монастырей такое пожертвование входит даже в круг их христианских обязанностей по распространению и поддержанию веры. В конце XV века эта деятельность духовных учреждений и частных лиц не была, однако, на высоте задачи. Встречаются погосты, в которых не было ни церкви приходской, ни погоста места. Писцы иногда так и пишут: "Погост Заверяжье. А церкви погостския нету, ни погоста". В Вотской пятине таких погостов без погостских церквей — пять на 36 погостов. В Деревской пятине положение дел было еще хуже. На 54 погоста мы исключаем города и волости в 15 не было ни погостской церкви, ни погоста места 7. Не берем на себя решать, как удовлетворялись духовные потребности населения в этих случаях.
Но ясно, что в таких погостах-округах вовсе не было "главнаго правительственнаго места округа". В Вотской пятине на Дмитриевском-Городенском погосте было две церкви. В Деревской пятине, кроме погостских церквей, мы встретили еще 15 церквей частных; но распределены они были по погостам очень неравномерно: в некоторых погостах было по две церкви, и приходская и частная, а в других ни одной. Итак, ни погостская церковь, ни погост-место не составляют необходимой принадлежности погоста-округа. Он может быть и без церковки приходской8. Заключаем: погост-округ состоит из некоторого количества владений частных лиц; погост-место, если таковое есть, — из приходской церкви, кладбища, дворов причта, а иногда и из нескольких дворов частных владельцев и их крестьян и поземщиков.
На Северных землях же некогда великой Древней Руси никто из завоевателей так и не смог закрепиться и поэтому именно там погосты сохраняли свое значение еще несколько веков. Погост как административно-территориальная единица в Древней Руси Впервые погост как административно-территориальная единица на Руси был введен Княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами князя киевского Игоря. Ольга разделила Новгородскую волость на погосты и установила точные размеры дани с данных земель.
В дальнейшем такое деление распространилось на все земли русские, особенно в северных районах. Причем сохранилось деление на погосты аж до 1775 года, когда после уничтожения и завоевания запорожских земель было отменено указом другой великой женщиной отечественной истории, Екатерины 2.
Последних «носителей народной памяти» перековали в 1936—1939 годах. Одновременно с этими вопиющими событиями шла «тихая война» с могилами. Кладбища сносились, закатывались в асфальт и банально подвергались дичайшему грабежу, фактологии полно. Благодаря подобной политике у русских было отнято все, что делает народ народом. Обрезаны корни, уничтожена родовая память, из русской истории вымараны даже не страницы, а десятилетия и века. Вместо этого на постоянной основе те, кому положено, разъясняли, что русский народ — везде и полностью виновен, безграмотен, дик и ужасен в своей массе, и только свет интернационала наконец осветил этот мрачный суеверный уголок общей семьи человечества. Титанический труд по перековке «мечей на орала», в результате которого миру был явлен «человек нового типа» — «человек советский», в общих чертах был успешно завершен. Русский народ, окровавленный, забитый, оборванный, оболганный, расстрелянный, сосланный, был заморочен так, что концов было уже не найти.
И корни его были, как тогда казалось, навеки обрублены. Пропаганда международного интернационала сделала так, как в песне пелось, — весь мир «насилья» был разрушен до основания, буквально.
Глава 2. Владимир Даль, объясняя значение слова " погост " , привел следующий пример: " мертвых к погосту не носят ".
Будучи автором словаря великорусского, а главное, живого языка, он включил в свое многотомный труд выражения и крылатые фразы, услышанные им от простых людей. Современный человек во фразе, приведенной выше, обнаружит некое смысловое несоответствие. В действительности же всё верно. Что такое погост?
Это слово, образованное от существительного " гость ". Следовательно, погост — это место, где можно гостить. Живым, но не мертвым. История Что такое погост?
Это единица административно-территориального деления, установленного княгиней Ольгой. Киевская Русь была разделена на участки. Жители каждого из них платили дань. Это мероприятие было далеко не безопасным.
Достаточно вспомнить судьбу мужа той же Ольги. Но князья, несмотря ни на что, продолжали регулярно объезжать Русь и собирать налоги. Это то самое место, где они останавливались вместе со своей дружиной во время сбора дани. Правда, тогда оно называлось несколько иначе.
А именно "погостьем". О том, что такое погост, точнее, что это слово означало в Киевской Руси, мы выяснили. Но почему сегодня его воспринимают чаще как синоним к слову "кладбище"? Село, церковь, кладбище Что такое погост?
Сперва под этим словом понимали остановку князей. Затем административно-территориальную единицу. Еще позже — населенный пункт, который являлся центром более мелких поселений. На время забудем о том, что такое погост для современного человека, и поставим себя на место жителя одной из деревни Древней Руси.
После принятия христианства в каждом селе была церковь. Не сразу, конечно, но со временем небольшие храмы открылись повсюду.
Погост в Древней Руси
это древнерусское понятие, которое обозначало территорию или поселение, где приезжали гости или путники для отдыха и проживания. Действительно, чем дальше в прошлое, тем менее выражен в слове «погост» нынешний «похоронный» оттенок и тем сильнее проявляется его первичное значение. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено. Главная» Новости» Что такое погосты в древней руси.
Погост – склепение природы и истории
Княгиня Ольга на своей родной земле проводила мирную политику хозяйственного устроения русских земель, также и с внешними государствами, прежде всего с Византией, набеги на Византию прекратились в этот период. Пока мужчины воевали, великая русская женщина занялась решением хозяйственного устройства Русских земель. Южные земли были уже вполне благоустроены, а вот Северо-Запад Древней Руси представлял еще собой земли не очень плотно заселенные славянами, соседствующими с племенами другого происхождения. И Княгиня объехала тогда весь Северо-запад Древней Руси. А как тогда объезжали? По рекам. На стругах кораблях, либо в зимнее время на санях. Вот эти сани Княгини Ольги очень долго хранились в Пскове, как память о ее заботе, о благоустройстве жизни Русского народа.
Это были очень трудные поездки, требующие физической выносливости и мужества. Сохранилось предание о том, что однажды, во время переправы, лодки перекинулись, и Княгиня тонула, ее спас дружинник, пожертвовавший своей жизнью. И Княгиня поставила в память о нем поклонный крест… Погост — изначально это слово имело не то значение, к которому мы привыкли При Ольге, начатое Князьями Рюриком и Олегом, продолжилось. После смерти Князя Игоря, для его жены Ольги сын Святослав стал самым дорогим человеком на земле. Часто думая о трагической гибели мужа, она искала способ уберечь его от опасности связанной с полюдьем, то есть обычаем, когда Князь лично ездит, даже в самые дальние уголки своих владений, для сбора дани и свершения судеб. Она осуществила первую в истории административную реформу — поделила владения на волости. Центрами их сделала погосты.
Погост это в древней Руси — крупные торговые села, стоявшие по речным берегам. Для погостов выбиралось самое удобно расположенное и защищённое место в волости. К нему было добраться изо всех ближайших поселений, поэтому такие места изначально выбирались славянами для всеобщих сборов и религиозных поклонений.
В состав дружины, занимавшейся сбором дани, обычно входило около 100—200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань. Полюдье не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели. Но когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена, вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря. После расправы над Игорем его жена, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла их главный город Искоростень и возложила на них тяжелую дань.
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли. Там она провела важную налоговую реформу, в результате которой вместо полюдья стала применяться систематическая уплата определенной дани в специальных княжеских административных центрах — погостах, а не в племенных центрах, как это было раньше. Теперь ее сбором занимались специальные лица — тиуны, пересылавшие затем налог через наместников непосредственно князю в Киев. Также Ольгой были определены уроки — фиксированные размеры дани. Реформы Ольги впервые регламентировали правовые отношения между столицей и землями, входившими в молодое государство, разделив их на волости, а волости — на погосты. В киевской летописи говорится, что «пошла Ольга в Новгород и установила по Мсте погосты и дань и по Луге оброк и дань». Стоит отметить, что это первое упоминание реки Луги в летописях. Затем из Новгорода Ольга отправилась во Псков, откуда она была родом.
Сопротивление со стороны местных племен на Новгородской земле носило разный характер: одни городки были оставлены жителями, другие оказывали вооруженное сопротивление и были сожжены.
В исследовании Неволина о пятинах и погостах новгородских приведена вся литература этого вопроса и древнейшие указания памятников на погосты. Мы не будем повторять, что им хорошо сказано, а прямо перейдем к описанию погостов в древнейших новгородских писцовых книгах. Они дают совершенно достаточный материал для решения вопроса о том, чем были погосты в XV веке, а следовательно, и много времени ранее. Новгородские погосты не создание законодательства, а бытовое явление, а потому в Новгороде XV века они старина. Неволин уже сказал, что погосты были правительственными округами 85. Это совершенно верно. Описание сел и деревень происходит в пределах погостов. О каждой деревне говорится, что она в таком-то погосте.
Так ведется все описание. Например: "В Шегринском погосте вел. А потом: "В Шегринском же погосте вел. А потом опять — "В Шегринском же погосте деревни" и т. Погост есть округ. Но какой? Не судебный, ибо судом погосты тянут к городам. Это хотя и не всегда, но много раз обозначается. Например: "А в Налючском погосте в Курском присуде", "В демонском присуде в Полоновском погосте", "в Курском присуде в Устьянском погосте", "в Буховском погосте в Ноугороцком присуде" и т.
Древняя администрация вся исчерпывалась вопросами суда и повинностей, а потому на долю погостов, как административных округов, остаются одни повинности. В этом смысле о деревнях иногда пишут: "тянут к погосту Спасскому", то есть платежом повинностей. Итак, все села и деревни погоста составляют мелкую податную единицу. Для этого должны быть на месте какие-либо учреждения. В этом предположении Неволин и говорит, что погост, кроме округа, означает еще и главное место такого округа. Это совершенно естественное предположение нашими источниками изображается в его действительных размерах. Древнейшие писцовые книги не содержат никаких указаний на какие-либо правительственные центры в погостах; мы не заметили ни одной погостской избы, на которые есть указания в писцовых книгах позднейшего времени, и никто не указывает таких изб1. Надо думать, что погостская финансовая администрация была сведена до своего минимума; это была самая примитивная деревенская организация. Мы нашли только одно указание на административный погостский орган.
В описании Каргальского погоста Вотской пятины один из своеземцев назван старостой. Думаем, это и есть погостский финансовый орган. Он не крестьянин, арендатор чужой земли, а землевладелец-собственник, хотя и очень небогатый. Призвание его в органы администрации очень понятно: в обжи положены не одни только земли, на которых сидят крестьяне, но и господские. Что указания на старост так редки2, это неудивительно. Писцы описывали хозяйства, а не должности, а при том старосты, по всей вероятности, менялись ежегодно; это, следовательно, признак очень непостоянный и к делу не идущий. И дела, по всей вероятности, у старост было не очень много. Число обеж определяли писцы, а не местные органы.
В 947 г. Самоё слово «П. Позднее центр административно податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. Кладбище, обычно сельское в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем. Снесли на п. Мёртвых с погоста не носят посл.
Кладбище и погост: в чем разница?
В X веке княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты — административно-территориальные единицы. Погост – специально учрежденное место для сбора подати, введенное княгиней Ольгой в первой половине X в. Погост Погост — административно-территориальная единица на Руси. распространенный в русских исторических источниках термин, имевший на протяжении 10-18 веков различное значение. Главная» Новости» Что такое погосты в древней руси.