Международный день женщин – 8 марта был провозглашен официальным праздником в 1975-м. 8 марта, Международный женский день: суть, история и традиции праздника.
Этот день в истории: 1975-й — Международный женский день, утвержденный ООН
За рубежом днем праздника окончательно выбрано 8 марта после того, как большое количество стран одновременно провели его именно в этот день (1911 год). В России 8 Марта — государственный праздник, с 1965 года он является нерабочим днем. Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Международный женский день, или просто 8 Марта, праздник солидарности и поддержки женщин в их борьбе за права и социальное равенство.
История праздника 8 марта
Сегодня расскажем об истории праздника 8 Марта и о его значении в наши дни. Решение праздновать 8 Марта как День Международной солидарности женщин в борьбе за политическое и социальное равноправие приняли в 1910 году на второй международной конференции социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин. Впервые Международный женский день провели 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах.
Без конфет и цветов: что на самом деле символизирует Международный женский день
Как 8 марта впервые стал законным выходным? И с чего, собственно, все началось? | Изначально праздник 8 марта был вовсе не женским днём. |
111 лет празднику 8 марта. История и трансформация праздника | 52 Женский день 8 Марта имеет статус международного праздника, но не все однозначно. |
Роза Люксембург, Клара Цеткин и Александра Коллонтай: кому мы обязаны праздником 8 марта
Но Клара ещё раз доказала, что она не зря получила прозвище Дикая: ей было абсолютно всё равно, что думают другие по этому поводу. Почти два десятилетия Клара и Георг жили душа в душу. Сыновья Клары взрослели, учились на врачей. Доходы семьи позволили приобрести хороший дом в пригороде Штутгарта, небольшую виллу в Швейцарии и даже автомобиль, что по тем временам было верхом моды и роскоши. Например, в 1907 году на Штутгартском конгрессе Клара познакомилась с Владимиром Лениным, и вскоре он стал её близким приятелем. Но в 1914 году супруги расстались. Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг Фридрих наперекор ей записался добровольцем в армию. Клара переживала из-за ухода супруга и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928-м, когда ей был почти 71 год, она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош — дочери Роберта Боша, с которой, как оказалось, он долгие годы состоял в неофициальных отношениях.
В 1907 году Клара узнала, что 37-летняя Люксембург стала любовницей её 22-летнего младшего сына Константина. И не просто любовницей — Константин изъявил желание жениться на Розе. Клара Цеткин была очень недовольна таким поворотом событий, она даже перестала общаться с подругой. Роман Константина и Розы продолжался вплоть до начала Первой мировой войны — Константин по примеру отчима Георга записался добровольцем в армию и ушёл на фронт. Служил унтер-офицером санитарной службы, воевал на западном фронте, на Сомме, в Вердене и Реймсе. Был даже награждён за храбрость Железным крестом второй степени. Больше он к Розе не вернулся — после войны он поступил учиться во Франкфуртский университет. Там он и узнал, что в 1919 году Роза Люксембург была жестоко убита полицией в Берлине в ходе подавления восстания рабочих. Розу забили насмерть, а тело выбросили в Ландвер-канал по пути в тюрьму.
Тело Люксембург нашли лишь спустя почти пять месяцев, а похоронили и вовсе в 2009 году — всё это время останки революционерки хранились в запасниках патологоанатомического театра как останки "неизвестной". Смерть Розы для Клары стала страшным ударом. Она пережила подругу на 15 лет, но и перед смертью всё время вспоминала только о ней, да и последнее её слово было "Роза". Более 10 лет подряд она входила в состав ЦК КПГ, была занята в Исполнительном комитете Коминтерна, а также возглавляла созданную в 1922 году Международную организацию помощи борцам революции. Но большую часть времени она проводила в Москве, где готовила программу мероприятий Коминтерна. Последний раз она приехала в Германию в 1932 году на открытие вновь избранного рейхстага. На первом заседании, председательствуя по старшинству, она выступила с воззванием противостоять фашизму всеми средствами: — Станем в единый фронт против фашизма и его доверенных лиц в правительстве! Организация, ясное осознание своих целей трудящимися в борьбе против фашизма — вот ближайшая необходимая предпосылка единого фронта в борьбе против кризисов, империалистических войн и причины их возникновения — капиталистического способа производства!
В декабре 1974 года было принято решение о проведении в рамках международного года первой Всемирной конференции по проблемам женщин. Она состоялась 19 июня — 2 июля 1975 года в Мехико, ее участники приняли Мексиканскую декларацию о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир. Это решение было принято в связи с проведением Десятилетия женщины ООН. В ней было предложено отмечать 8 марта в Международный женский день вклад женщин «в борьбу за сохранение мира, против колониализма, расизма, расовой дискриминации, агрессии, оккупации и всех форм иноземного господства». В число других документов ООН по правам женщин входят: Всеобщая декларация прав человека 1948 , Конвенция о политических правах женщин 1952 , Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 , Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 , Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 , Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 , Пекинская декларация по положению женщин, 1995 и др. С 2011 года начала функционировать новая структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин — «ООН-женщины» выполняет функции основного секретариата КПЖ. Она была создана в июле 2010 года и объединила четыре подразделения ООН: ЮНИФЕМ, отдел по улучшению положения женщин, канцелярию специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин и Международный научно-исследовательский и учебный институт ООН по улучшению положения женщин. Празднование В рамках празднования Международного женского дня отмечаются достижения женщин — вне зависимости от национальности, этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий. Каждый год ООН объявляет тему дня.
Из протеста в праздник. История 8 марта Ксения Баранова 08 марта 2024 Из протеста в праздник. История 8 марта В России Международный женский день — один из самых популярных праздников.
Начало 20-х гг. К этому добавились задачи борьбы с хозяйственной разрухой, налаживания работы транспорта и т. Отражением нового смыслового наполнения праздника стал лозунг «Да здравствует Международный день тружениц! Стоит заметить, что издание номера было осуществлено в условиях острой нехватки бумаги, что подтверждает переписка Петроградских губернского и городского комитетов РКП б Ф. Агитационная работа, связанная с проведением Международного женского дня, оживленно проходила не только в городе, но и в деревне, в уездах и волостях. Среди распространенных лозунгов 1920-х гг. Для проведения агитационных мероприятий на места отправлялись агитаторы и докладчики из центра Ф. Отделы работниц и крестьянок уездных комитетов партии к 8 марта выпускали листовки, в которых содержались разъяснения сути праздника и его значения, целей и задач, поставленных праздничными кампаниями Ф. При этом, в ходе агитационной деятельности, как в городе, так и на местах, неоднократно подчеркивался общепролетарский, а не «сугубо женский» характер Международного дня «интернациональной солидарности» Ф. Отмечалось, что «Красный праздник» 8 марта не должен быть «днем красных слов». Его задача заключалась в практической, ощутимой помощи трудящейся женщине. Вот почему в рамках проведения «женского» дня осуществлялись практические меры по улучшению быта работниц и крестьянок, помощи безработным и одиноким женщинам, к этому дню приурочивалось открытие прачечных, детских домов, столовых и др. В фонде Петроградского губернского комитета РКП б сохранилось отдельное дело, посвященное подготовке и проведению юбилейных торжеств в Петроградской губернии. Среди документов дела имеются: план проведения агитационной кампании 8 марта Ф. Особый интерес представляет отчет Петроградского губернского подотдела работниц о проведении Международного дня работниц Там же. Наряду с перечисленными материалами в фонде сохранилась однодневная стенная газета женщин военнослужащих, изготовленная к юбилею Международного дня работницы и посвященная женщинам во флоте Ф. Основное содержание проводимых в середине 1920-х гг. В частности, среди «недочетов» по Петрозаводску оказалось «допущение танцев и даже буфета после торжества» Там же. Международный день работниц 1927 г. С целью недопущения превращения 8 марта в «специфически женский день» и придания ему политического характера обращалось внимание на тщательную предварительную проработку плана его проведения.
Как менялся смысл 8 Марта в СССР – от борьбы за права женщин до цветов и кастрюль (ФОТО)
8 Марта считается праздником не всех женщин, а лишь взрослых (с 35-40 лет) и работающих. Российские женщины отметили свой первый Международный женский день в 1913 году 2 марта. День 8 марта был не только светским праздником, но и в итоге встроился в наш традиционный народный, аграрный календарь? Праздник Международный женский день был завезен в нашу страну в непростое время, и сейчас кажется удивительным, как он так легко прижился в эти непростые времена. Международный женский день (8 марта) празднуют во всем мире. Международный день женщин – 8 марта был провозглашен официальным праздником в 1975-м.
Без конфет и цветов: что на самом деле символизирует Международный женский день
Инфоурок › Новости › События ›8 марта: как Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права превратился в Праздник весны и красоты. Ежегодно 8 марта отмечается Международный женский день — праздник, который начинался с борьбы женщин за равные права и эмансипацию. Международный женский день – праздник известный и отмечаемый по всему миру. 52 Женский день 8 Марта имеет статус международного праздника, но не все однозначно. Праздник Международный женский день был завезен в нашу страну в непростое время, и сейчас кажется удивительным, как он так легко прижился в эти непростые времена. 8 Марта считается праздником не всех женщин, а лишь взрослых (с 35-40 лет) и работающих.
Что россияне отмечают 8 марта и как появился праздник?
С 1919 г. В условиях гражданской и Советско-польской войн, в годы НЭПа, разрухи и голода советской власти нужна была организованная и организующая сила работницы и крестьянки. Указанным выше комиссиям и отделам, наряду с партийными комитетами, принадлежала основная роль в руководстве организацией празднования Международного женского дня в 1919 — 1920-х гг. Из корреспонденции в журнал «Работница» о праздновании дня «в честь международного раскрепощения женщин от уз рабства» в 1919 г. В 1920-е гг. День 8 марта использовался для широчайшей агитации среди «несознательного элемента», для «вовлечения возможно большего количества работниц в движение к социализму». Начало 20-х гг.
К этому добавились задачи борьбы с хозяйственной разрухой, налаживания работы транспорта и т. Отражением нового смыслового наполнения праздника стал лозунг «Да здравствует Международный день тружениц! Стоит заметить, что издание номера было осуществлено в условиях острой нехватки бумаги, что подтверждает переписка Петроградских губернского и городского комитетов РКП б Ф. Агитационная работа, связанная с проведением Международного женского дня, оживленно проходила не только в городе, но и в деревне, в уездах и волостях. Среди распространенных лозунгов 1920-х гг. Для проведения агитационных мероприятий на места отправлялись агитаторы и докладчики из центра Ф.
Отделы работниц и крестьянок уездных комитетов партии к 8 марта выпускали листовки, в которых содержались разъяснения сути праздника и его значения, целей и задач, поставленных праздничными кампаниями Ф. При этом, в ходе агитационной деятельности, как в городе, так и на местах, неоднократно подчеркивался общепролетарский, а не «сугубо женский» характер Международного дня «интернациональной солидарности» Ф. Отмечалось, что «Красный праздник» 8 марта не должен быть «днем красных слов». Его задача заключалась в практической, ощутимой помощи трудящейся женщине. Вот почему в рамках проведения «женского» дня осуществлялись практические меры по улучшению быта работниц и крестьянок, помощи безработным и одиноким женщинам, к этому дню приурочивалось открытие прачечных, детских домов, столовых и др. В фонде Петроградского губернского комитета РКП б сохранилось отдельное дело, посвященное подготовке и проведению юбилейных торжеств в Петроградской губернии.
Среди документов дела имеются: план проведения агитационной кампании 8 марта Ф.
Есфирь обратила царский приказ против самих персов, желавших истребить иудеев, в честь чего день 13 Адара этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля — начало марта стал праздноваться как праздник Пурима. Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре является «скользящей», как в православном — дата празднования Пасхи. Однако, число празднования Пурима, пришедшееся в 1910 году на 8 марта, закрепилось и прижилось. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.
В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации " …научного утра по женскому вопросу». Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала следующие вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни. В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны. В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами «Хлеба и мира».
Причем участвовали в этом подвиге не только женщины и девушки, но и девочки-подростки. Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было. Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин. Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты. К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти. Фото: А. Конец войны и последующие годы ознаменованы новым этапом для праздника 8 марта.
С 1966 года Международный женский день становится выходным днем. Надо сказать, что со стороны государства это была очень хорошая политика протекционизма по внедрению праздника, ведь выходной день закреплял праздник в сознании людей, и особенно в быту. Постепенно из контекста праздника уходит весь идеологический революционный пыл и приходит гендерный человеческий фактор. К этому времени относится и формирование традиции празднования 8 марта в школах. В это время появляются такие интересные моменты, как специальная школьная почта: девушки и юноши могли через почту показать свои любовные предпочтения, отправив записку или открытку. Для молодежи это было очень важно. Можно сказать, что формирование советского праздничного календаря завершается к 80-м годам. К этому времени наш календарь насчитывал уже десятки гражданских праздников, и 8 марта в их ряду стал одним из центральных.
Следующий важный этап — это перестройка и 90-е годы. Праздник снова меняется, и в этот период из него совершенно уходит весь советский пафос; 8 марта полностью трансформируется в гендерный праздник, в женский день, каким мы его знаем сейчас. Причем праздник не просто входит в быт, а приобретает совершенно другую семантику. В городах, в селах происходит поздравление всех дам без исключения: новорожденных, девочек, девушек, бабушек. Им дарят подарки, в детских садах проходят утренники в честь мам, сестер и т. Научные интересы Александры Фроловой лежат в области этнографического изучения русского народа, процессов развития праздничной культуры, этнокультурного облика русского человека и антропологии инвалидности: изучения инвалидности как социокультурного феномена в традиционном и современном обществах. Многие изменения праздника объясняются огромнейшей значимостью именно традиционного аграрного календаря русского народа. А надо сказать, что в этом календаре очень важны были дни весеннего, осеннего равноденствия, а также периоды летнего и зимнего солнцеворотов.
С этим астрономическим явлением связаны ритмы смен времен года, и, как следствие, ритмичная смена повторяемых процессов жизнеобеспечения русского этноса. Календарные рубежи за время осмысления народом были сакрализированы циклом ритуалов, обрядов, праздников, а их значение было направлено на важнейшую для выживания любого этноса составляющую — это рождение нового поколения детей, воспроизводства всего того, что способствовало жизнедеятельности этноса, социума. И каждый из этих периодов, конечно, имел свою семантическую окраску.
Весьма странно устраивать забастовки в выходной.
В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта». Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы». Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было.
Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже. Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды».
Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой.