О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти.
Блогерам указали на место
- Лента новостей
- Опера "Хованщина". Академия духовного и телесного развития
- Хованщина (опера)
- Подписывайтесь на наш канал
- «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
- Подписывайтесь на наш канал
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно. Последние репетиции были достаточно продуктивными, с каждым разом всё было лучше и лучше. На выступлении были погрешности, но я думаю, что опера собралась в единое целое. Люди, которые поделились с нами своим мнением о премьере «Хованщины» — это малая часть коллектива, благодаря которому прозвучало произведение. Да, это всего лишь студенческая постановка, однако участники постарались выложиться на полную и показали неплохие результаты.
Желаем всем дальнейших успехов и плодотворного творческого развития! Спектакль «Хованщина» вызвал активную реакцию, поэтому можно надеяться, что его обсуждение не раз будет возникать среди студентов. Хочется верить, какие-то отблески различных мнений найдут своё место и на сайте нашего Уфимского института искусств. Тем более, что сама опера Мусоргского заслуживает быть, во-первых, знакомой профессиональным музыкантам, а именно их готовит наш вуз.
Во-вторых, музыка Мусоргского, если к ней приобщиться как бы «изнутри», может стать любимой. Конечно, для исполнителей.
Сцена лишена тканевого занавеса, но закрыта занавесом звуковым. Еще до начала увертюры сцену начинают заполнять стрельцы в красных кафтанах, знаменуя скорый приход кроваво - алой зари, начало рассвета на Москве - реке. Оркестр соединяет реальность и живописность, стрельцы усаживаются, хмелеют, пируют, а по заднему плану неспешно проезжает телега с тряпьем и убиенными, на которую чуть позже беззаботно усядутся дети, ближе к финалу именно на нее бросят тело убитого Хованского. Вокруг этого стола и будет выстраиваться все действие: за ним пьют и играют, вокруг него выплясывают и бегают, на нем пытаются любить и читают списки умерших, за ним решаются вопросы о судьбе державы. Немировича-Данченко, рецензия Кажется, что в спектакле изнутри светится сама изба, наполненная спрессованным воздухом. Воздухом плотным, законсервированным, сгущенным, которого очень много, но нечем дышать. Дамир Исмагилов создает световую партитуру, выстраивая ажурные переливы, пробивающиеся сквозь доски золотые струи, выводя светом черные кресты по стенам и лицам в сцене самосожжения раскольников.
При статичной декорации пространство ни на минуту не перестает модернизироваться: в сцене гадания оно мистически - тревожное и заброшенное, в момент неистовствования хора - объемное и широкое, в дуэтах - интимно-комнатное, в финале - мертвенное, схожее с безжизненной атмосферой верещагинского "Апофеоза войны". Оркестр под руководством Александра Лазарева наполняет Русь звучанием густым, торжественным, бравурным, но при этом правдивым, страстным, выражающим мятежный дух. Кажется, что они три с половиной часа укрощают ретивую и непослушную стихию, вихрь, беспощадную чуму. Но самое главное в том, что Лазарев полностью исключает нарядное звучание при подчеркнуто - народных и парадных мелодиях. Здесь струнные - гибкая опора, на которую надстраиваются многочисленные звуки духовых, при аскетизме аранжировки происходит праздник жести - меди, буйство звуковых потоков. Кому-то может показаться, что все звучит слишком громко, но никто и не говорил, что русская буря пройдет шепотком. Сам Мусоргский писал, что видит народ как единую личность, одушевленную великой идеей. Надо сказать, что у Тителя люд действительно напоминает конкретного общего человека, одетого в рубаху или в простое светлое платье с платком.
Осовременивание тут большому режиссеру Тителю просто не нужно, тогда как натурализм в современной опере дорог, чем вызывает недовольство директора театра, и непонятно, зачем нужен. Конечно, в театре, гордящемся своими основателями — К.
Станиславским и В. Немировичем-Данченко — и традициями реализма, принципы эпического театра Брехта могут кому-то показаться не совсем уместными, но времена меняются и невозможно даже если бы и хотелось закрепить на вечные времена правила и приемы Станиславского. Точное воспроизведение исторического быта и атмосферы — для Тителя не главное, не говоря уже о том, что и сам Мусоргский намеренно, в целях повышения наглядности и обеспечения драматургического единства смешал в фабуле события двух разных стрелецких мятежей — собственно Хованщины 1682 года и антипетровского бунта года 1689-го. И, следуя большой, но имплицитной идее Мусоргского, в этом спектакле Титель по брехтовским лекалам старается сделать так, чтобы зритель не сопереживал героям, а рационально критически мыслил, не забывая, что происходящее на сцене не реальность. Отсюда условные костюмы, условный грим, условные декорации. Солисты, хор и балетная группа не переживают исторические характеры, а рефлексируют в их отношении. Главное театральное да и музыкальное достоинство постановки — несомненно, чувство драматургического ритма. Первый акт а ведь опера сама по себе длинная смотрится просто на одном дыхании — зрителям интересно, что будет дальше — Мусоргский был помимо всего прочего и первоклассным драматургом, во втором отделении ритм актеры так не держат, но это компенсируется тем, что там много хитов. Но все-таки — какова главная идея постановки, в чем «мессидж» создателей спектакля? Мы вполне вправе задаться вопросом о социальном заказе, который исполняет постановка, об общественных воззрениях этих социальных заказчиков, об их политических суждениях, симпатиях и антипатиях, о социальной критике и социальном идеале.
И вот тут-то и скрыта основная проблема. В чем сверхидея Тителя? Как он воспринимает сверхидею Мусоргского?
Вслед за этим последовала постановка в Париже 1913 года, для которой Игорь Стравинский написал свою версию финальной сцены. В XX веке география постановок «Хованщины» постепенно расширялась, над оперой работали многие известные режиссёры, а партии исполнялись звёздами оперной сцены по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, которая стала популярной, на её основе в 1959 году был создан фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре состоялась постановка с версией финала Игоря Стравинского. В плане музыки и драматургии Мусоргский использовал свойственные ему подходы, в частности, наделение персонажей индивидуальными характерами, которые подчёркиваются музыкой, а также использование народных песен и сочинение новых в похожем стиле. Помимо этого в оперу введена балетная сцена.
Мусоргский объединял при создании оперы жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, в результате чего музыковеды стали использовать термин «монтажной структуры» применительно к построению оперы. Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. Опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов: Н. Римским-Корсаковым, И. Стравинским в содружестве с М. Равелем, Б.
По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М
И лишь спустя долгие годы, опера начала понемногу сбрасывать с себя нагромождение штампов и неправильных трактовок, освобождая заложенную внутри идею, которую хотел бы увидеть Мусоргский … Правда, один жаркий спор все же был. В 1913 году состоялась первая заграничная постановка оперы. Стравинский вместе с Равелем частично переделали оперу, восстановив отдельные фрагменты по рукописям Мусоргского и заново написав финал. Эта парижская постановка подверглась резкой критике Римского-Корсакова, обозвавшего действия композиторов, равно как и действия Дягилева, «вандализмом».
Равель же показал себя как ярый защитник музыкальных идей Мусоргского, заявив, что они не нуждаются ни в каких улучшениях и самобытны сами по себе. Впрочем, и эта трактовка «Хованщины» не была достаточно удачной, вступая в противоречие с первоначальным замыслом Мусоргского. Коренной перелом в судьбе произведения можно связать с именем Д.
Именно он создал полную партитуру оперы, основываясь на клавире П. Ламма и частично — на редакции Римского-Корсакова. Именно в этой оркестровке наиболее полно выражены идеи автора и именно она может считаться самой близкой к оригиналу.
Шостакович выполнил эту работу в 1958 году, по отдельному заказу для киностудии «Мосфильм», а в 1959 году «Хованщина» впервые была транслирована по телевидению. Эта же оркестровка была взята Р. Тихомировым для постановки в 1960 году, на сцене академического Театра оперы и балета имени С.
Дирижировал С. К большому сожалению, театр не смог открыть зрителю подлинного Мусоргского, так как при новой аранжировке местами оставили старый текст. Таким образом, «Хованщина» утратила заложенную изначально целостность, а интерпретация ее и вовсе осталась без изменений.
В 1950 году «Хованщина» была поставлена в Москве, где заслужила Сталинскую премию, а через 10 лет, в 1960 году, добралась до Санкт-Петербурга. Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения.
В Вене «Хованщина» исполнялась в 1989 году, когда за дирижерским пультом стоял гений музыки К. Аббадо, а режиссером был А. Постановка была очень тепло принята публикой.
В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д.
Третье действие. Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Улица перед хоромами Хованского.
Тоскует покинутая Андреем Марфа. Исполненный глубокого сострадания Досифей утешает ее. По опустелой улице проходит погруженный в скорбную думу о судьбе родины Шакловитый. Появляются подвыпившие стрельцы.
Лукавый подьячий тщетно пробует разжечь в них вражду к петровцам, рассказывая, будто петровцы обижают стрельцов, не щадят ни их жен, ни детей. Упавшие духом стрельцы просят Ивана Хованского выйти к ним. Но и старый Хованский растерялся. Надо терпеть и ждать, ибо и ему страшен царь Петр.
Четвертое действие. Первая картина. Палата в подмосковной вотчине Хованских. Сенные девушки песнями развлекают хмурого, терзаемого тревогой князя Ивана.
Дерзнуть подступиться к этой вершине труппа решилась не сразу. Руководство долго обсуждало проект, сверяло творческие позиции и проверяло силы, и наконец, решение было принято. Вступление в свой юбилейный 20-й сезон Ростовский музыкальный отметит премьерой одного из самых неординарных, интеллектуальных, провидческих и грандиозных по масштабам сочинений, созданных для театра. А в июле 2019 года коллектив представит оперу на Исторической сцене Большого театра России в рамках юбилейных гастролей.
Татьяна Ногинова — художник по костюмам, работавший вместе с Юрием Александровым над восстановлением постановки. Её мастерство стоит отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу XVII века, церковного раскола и стрелецкого бунта, вокруг которых строится сюжет оперы. Продолжительность спектакля 4 часа 40 минут с двумя антрактами.
Khovanshchina
- Лента новостей
- Подписывайтесь на наш канал
- Хованщина (опера) — Википедия
- Содержание
- Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина»
- Альбом Мусоргский: Хованщина слушать онлайн бесплатно на Яндекс Музыке в хорошем качестве
Опера "Хованщина"
В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Одну из версий финала написал Стравинский совместно с Морисом Равелем. Мировая премьера оперы "Хованщина" состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге. Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. В том же году маэстро с огромным успехом исполнил оперу Мусоргского в Ла Скала, а весной 2019-го повторил и упрочил свой триумф, выступив дирижером-постановщиком новой «Хованщины» в Милане с участием российских певцов.
Хованщина: стрельцы против Софьи
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. | | Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. |
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО | Билеты в Большой театр» Репертуар» ХОВАНЩИНА» Публикации» Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1. |
Модест Мусоргский | 28-29 сентября в Музыкальном театре состоится премьера оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. |
7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
Опера «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Хованщина. Спектакль Мариинского театра с участием хора и оркестра, а также солистов оперы (в отдельные дни) Большого театра. Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет. Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. купить билеты на оперу в Москве 2024. Театр им. Станиславского и Немировича (МАМТ) - Основная сцена.
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. Отдельно она упомянула, что, еще не написав ни одной строчки "Хованщины", Модест Мусоргский посвятил ее (в сущности, чистый лист бумаги) Стасову. Мусоргский: Хованщина. сборник. 2011 мировая классика. Хованщина Опера. — Центральным событием фестиваля станет показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ».
Хованщина как зеркало добра и зла
К примеру, Чайковский, сочиняя «Пиковую даму», был уверен в том, что Германа будет петь именно Фигнер и дал герою возможность появиться на сцене во всех семи картинах. В процессе подготовки партитуры Петр Ильич писал брату Модесту: «Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах — хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям».
Клавир «Пиковой дамы» Чайковский подарил Николаю Фигнеру с дарственной надписью: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».
Во всяком случае субъективно, она воспринималась кульминацией всего исполнения оперы. Сцена самосожжения раскольников в финале оперы не произвела уже такого глубокого впечатления. Красочный по оркестровке, по словам Гергиева "здесь должен гореть оркестр", симфонический завершающий эпизод уступил по глубине воздействия хору a capella в сцене Князя Ивана Хованского с обреченными стрельцами. Фото: thesarafan.
Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Первая редакция произведения принадлежит Римскому-Корсакову. Дмитрий Шостакович в 1959 году создал версию оркестровки, наиболее приближенной к замыслу Мусоргского. В Мариинском театре используют этот вариант, дополненный раскрытыми Гергиевым неоправданными купюрами.
К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе.
Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу.
Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа.
Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения. За сценой слышны голоса петровцев. Кратко третье действие Опера «Хованщина». Краткое содержание III д. Звучит хор раскольников.
Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо».
Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего. Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр».
И уходит. Характеристика четвертого действия Краткое содержание оперы «Хованщина». Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата.
Два антракта Премьера состоялась 28 сентября 2018 года Спектакль - обладатель Золотого диплома XII Международного славянского музыкального форума «Золотой витязь» 2021 Был показан на Исторической сцене Большого театра России 2019 Опера Мусоргского заслуженно пользуется славой одного из столпов музыкального искусства. Это произведение, запечатлевшее переломную эпоху сильными и яркими красками. Гениальная и смелая партитура, намного опередившая свой век — по достоинству ее смогли оценить только музыканты и слушатели XX столетия. А образы центральных персонажей стали своеобразными архетипами, в которых мы легко узнаем деятелей всемирной истории. И это легко объяснимо: партии главных действующих лиц, хора, оркестра содержат в себя колоссальные исполнительские сложности — как чисто технического, вокального плана, так и актерского, драматического. Не случайно за это название во всём мире берутся почти исключительно столичные коллективы — озвучить качественно и количественно эту партитуру очень и очень не просто.
Дерзнуть подступиться к этой вершине труппа Ростовского музыкального театра решилась не сразу. Этот смелый проект долго обсуждался, сверялись творческие позиции и проверялись силы… И наконец, в сентябре 2018 года вступление в свой юбилейный 20-й сезон труппа отметила премьерой одного из самых неординарных и интеллектуальных, символических и провидческих, грандиозных по масштабам и мощных по силе своего воздействия сочинений, созданных для театра. Большой успех, с которым прошли премьерные показы спектакля, вдохновили коллектив на еще один дерзкий шаг — показать его во время гастролей на Исторической сцене Большого театра России. И авантюра, без сомнения, удалась. Летом 2019 года искушенная столичная публика стоя приветствовала ростовских артистов бурными овациями. Раннее утро. Дозорные стрельцы хвалятся недавней расправой над ненавистными боярами. Боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея. Иван Хованский, в окружении стрельцов и приветствующих его людей из народа, выходит на площадь. Князь и стрельцы отправляются в обход по Москве.
На площади появляется Эмма — девушка из немецкой слободы.
Опера "Хованщина"
Модест Мусоргский. Сюжетной основой оперы послужил заговор князя Хованского против юного царя Петра. Краткое вступление к опере, которое композитор назвал «Рассвет на Москве-реке»,— это не только пейзажная зарисовка удивительной красоты, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России.
Запечатлела цены. В буфете принимают только наличные. Еще есть бар с алкогольными напитками: шампанское, вино, виски, коньяк. Там принимают банковские карты. В том же году спектакль удостоен премии Москвы в области литературы и искусства. Опера исполняется в редакции Шостаковича. Окончание дописано Владимиром Кобекиным.
Финал мощный. Не буду рассказывать в деталях, но драматично так. Фотографировать как водится нельзя, поэтому несколько кадров с официального сайта театра. Кстати, опера идет с дублированием текста, над сценой проецируются субтитры. Без них трудно понимать слова и фразы. Самую крутую я записала: "Победихом, посрамихом, пререкохом и препрехом". Вот что это означает? Сюжет оперы основан на исторических событиях.
Аббадо, а режиссером был А. Постановка была очень тепло принята публикой.
В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д. Шостаковича, дирижер — Ю. В ноябре 2014 года вновь состоялась постановка «Хованщины» в Вене, дирижер — американец Семен Бычков, театральный режиссер — Лев Додин. Пресса и оперные обозреватели очень неоднозначно восприняли постановку, наполненную странными образами и дикими технологическими решениями. Большинство склонилось к единодушному мнению, что оркестр и сцена были разорваны друг от друга, и если бы не волшебное исполнение музыки, то это был бы полный провал. Так, все действия происходили в очень ограниченном пространстве, в жуткой тесноте. Для всех движений персонажей и хоров Додин использовал специальную платформу, на которой они передвигались вверх-вниз. Сценическое пространство было разделено строительными лесами на несколько уровней, которые обозначали собой своеобразные «ступени власти». Чтобы взаимодействовать друг с другом, певцам приходилось задирать и склонять головы, что смотрелось просто нелепо. Большие сомнения вызвали и образы, созданные режиссером.
Совершенно нехарактерная для Мусоргского идея сексуальной зависимости Марфы от Досифея, поющий из суфлерской будки Подъячий, нелепые танцы в неглиже — всего этого публика не смогла стерпеть. Закономерным итогом стало полное непринятие постановки но не музыки! Бычкова наградили аплодисментами, которые он несомненно заслужил, так как оркестр сыграл на истинно мировом уровне. В 2015 году — тщательно подготовленная постановка в Московском академическом Музыкальном театре. Дирижер — А. Режиссер — А. За выдающееся исполнение постановка удостоилась нескольких наград и хвалебных отзывов, в частности, премии «Золотая маска» и премии Москвы в области литературы и искусства за 2016 год. Историческая точность в образах персонажей «Хованщины» «Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так — будто случайно это делается». Литературное наследие» В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую.
Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают».
В прологе, ещё до рассветной увертюры, рисующей «картину пробуждения древней Москвы», в каждом из пяти окон зажигается свет; титры, проецирующиеся на фрагменты чёрного занавеса, поясняют кто где, облегчая ориентирование в коридорах власти и народа. В левом вертикальном оконце — Иван Хованский, князь, начальник стрельцов и негласный властелин Руси; герой Пааты Бурчуладзе обряжен в отороченный боярскими песцами кожаный плащ; это если и отсылка к «истории», то ироничная, почти бурлескная; да и не нужно много фантазии, чтобы представить в таком облачении нарядно диктаторском любого правителя суровой зимней страны. Далее — по часовой стрелке — камера, где скрючился на детском троне-стульчике царь Пётр в белой рубашонке и коротких трусишках Томас Вебер , уже коронованный, но ни в опере, ни в стране роли пока не играющий. Светлица царевны Софьи Барбара Цандер , регентши, к которой фактическая власть перешла после смерти Фёдора III; меховая шаль поверх футболки; этой героини у Мусоргского тоже нет хотя есть её любовные письма Голицыну , но Чернякову важно представить всех, в том числе, и закадровых фигурантов «дела Хованского». Ещё одна «вертикаль» — князя Василия Голицына Джон Дашак , человека в парадном мундире, подобающем царевниному фавориту и опытному закулисному игроку. И самый объёмный, занимающий классическое сценическое пространство «короб» — бункер, который стрельцы — люди в военизированной одежде — зачищают от трупов в чёрном целлофане: грязный подземный шум предшествует ласковым переливам увертюры; на смерти и грязи покоится собор «Хованщины».
А наверху уже Голицын утешает Софью: действие симультанно и безостановочно, и эпос Чернякова смотрится как динамичный триллер на подлинном историческом материале; Мусоргский довольно улыбается с небес. Не все ключевые персонажи представлены в прологе: вот вояка Андрей преследует Эмму Камилла Нюлунд — не как любимую, как жертву; вот раскольница Марфа Дорис Соффель , андреева бывшая, красивая зрелая дама, встаёт на защиту Эммы; нож из либретто Черняков заменяет пощёчиной и пистолетом; его младший Хованский приставит к виску Эммы. А вот и спаситель, глава раскольников Досифей Анатолий Кочерга , в рясе и приличном, хоть и явно советского образца, пальтеце.