Чуть ли не с момента создания Израиля вопрос Конституции — один из ключевых факторов политической, юридической, академической и аппаратной жизни в стране. В современном. Об этой радостной новости нам поведала не менее совестливая газета «Коммерсант». Израильские СМИ сообщают, что, несмотря на отказ коалиции и оппозиции от переговоров по вопросу судебной реформы, она тем не менее обсуждается за закрытыми дверями.
Нужна ли Израилю конституция?
Ранее премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже заявил , что его страна находится "в состоянии войны". Решение же военно-политического кабинета придает этим словам юридический статус: по конституции Израиля, страна не может объявить войну без соответствующего решения правительства. В субботу отряды боевого крыла палестинского движения ХАМАС - бригады "Аль-Кассам" - после массированного ракетного обстрела прорвали границу Израиля, которая считается одной из самых защищенных в мире.
Война за независимость не позволила избрать Учредительное собрание в намеченные сроки. Только 25 января 1949 года было избрано Учредительное собрание, вскоре получившее название Кнессет 1-го созыва. После длительных дебатов в Кнессете не было достигнуто согласия о принятии конституции. Разделы будут объединены и составят Конституцию государства. На конец 2018 года уже принято тринадцать Основных законов , содержание которых может составить значительную часть будущей конституции.
Тем не менее, юристы полагают, что ещё не приняты все основные законы, необходимые для создания полной конституции, и законодателю пока не удалось выработать консенсусные проекты этих законов. Обращает внимание тот факт, что после так называемой конституционной революции 90-х годов прошлого века и до 2014 года Кнессетом не был принят ни один новый основной закон [3]. Согласно профессору Даниэлю Фридману , речь идёт не о конституционной, а о правовой революции, проведённой Верховным судом Израиля. Несмотря на то, что «конституция» не упоминается в законах Кнессета, верховные судьи в какой-то момент начали ссылаться на неё. Они стали часто использовать термины «конституционный» и «неконституционный» в постановлениях Верховного суда, как будто в Израиле уже принята конституция. Этот подход судей постепенно просачивался в умы адвокатов, юристов и студентов юридических факультетов, а некоторые юристы даже предостерегали депутатов Кнессета о том, что тот или иной их законопроект неконституционен. Однако Даниэль Фридман напоминает, что не существует никакого официального документа Кнессета или Учредительного собрания, учреждающего Конституцию для Израиля [4].
Необходимость конституции[ править править код ] Согласно плану , принятому резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 29 ноября 1947 года, учредительным собраниям двух государств, еврейского и арабского, предлагалось выработать демократические конституции. В соответствии с этим планом Декларация независимости Израиля наметила порядок принятия конституции. После провозглашения государства Израиль семь арабских государств объявили войну и атаковали новое еврейское государство с целью его уничтожения. В свете сложившихся обстоятельств некоторые участники первых дебатов в Кнессете полагали, что планы ООН были в корне изменены и утратили свою моральную и юридическую силу. Депутат Кнессета Зерах Вархафтиг сказал, что никакого дара от ООН получено не было, что и за суверенитет и за государство вынуждены были бороться, поэтому «обязанность признать решение ООН со всеми его статьями и условиями отпала» [5]. Депутат Давид Бар-Рав-Хай был убеждён, что не ООН, а граждане государства имеют право решать, как и когда следует принять конституцию государства [6]. Независимо от сказанного в резолюции ООН большинство депутатов Кнессета в той или иной мере поддержали идею принятия в будущем конституции государства.
Об этом свидетельствуют результаты голосования по предложению Харари. Тем не менее, между депутатами Кнессета существуют значительные разногласия в вопросах судебного контроля, верховенства конституции над обычными законами [7] и отношения конституции к Торе [8]. Некоторые аргументы противников и сторонников конституции представлены на сайте Кнессета [9]. Ниже приводятся мнения видных политических деятелей и юристов о проблемах конституции в Израиле. Давид Бен-Гурион , поддержавший идею принятия конституции в период провозглашения государства, изменил своё мнение в 1950 году. Выступая в Кнессете, он сказал, что все опасности, беспокоящие сторонников конституции, «реальны в государстве, имеющем конституцию, в такой же степени, как в государстве, конституцией не обладающем» [10].
В Израиле, в отличие от большинства стран мира, нет и никогда не было действующей Конституции. Всю историю страны с момента ее создания сопровождает спор о том, нужна ли Конституция, и если да — в каком виде. Основной камень преткновения - расхождения во взглядах на то, каким должно быть еврейское и демократическое Государство Израиль. Роль Конституции в стране выполняет Декларация о Независимости Израиля. В ней прописаны основные законы и принципы, на неё опирается Верховный суд Израиля при принятии решений. Как же так получилось? Дело в том, что в Декларации независимости было указано — Израиль должен принять конституцию вскоре после провозглашения независимости.
Она защищает права и свободы граждан, определяет полномочия правительства и принципы государственного устройства, но называется она именно "основным законом". Закон "Основы государственного устройства" был принят 14 марта 1950 года первым Кнессетом парламентом Израиля. Он определяет основные принципы государственного устройства, права и свободы граждан, а также структуру и функции правительства. Согласно этому закону, Израиль является демократическим государством, основанным на принципах свободы, равенства и справедливости.
Президент Израиля призвал остановить судебную реформу
Агентство подчёркивает, что 24 июня в Израиле уже прошло досрочное голосование для россиян, которые не смогли прибыть на участок 28 июня. В Израиле находится самая большая в истории делегация послов ООН. Это решение приветствовал президента Израиля Ицхак Герцог, который тоже выступал против судебной реформы. Необходимость введения Конституции в Израиле была также провозглашена Давидом Бен-Гурионом в Декларации независимости Израиля от 14 мая 1948 года. Конституция предусмотрит отделение религии от государства, равное распределение общественной нагрузки и законодательно закрепит Израиль демократическим, еврейским.
Почему в Израиле нет конституции
Роль Конституции в стране выполняет Декларация о Независимости Израиля. В ней прописаны основные законы и принципы, на неё опирается Верховный суд Израиля при принятии решений. Как же так получилось? Дело в том, что в Декларации независимости было указано — Израиль должен принять конституцию вскоре после провозглашения независимости. Однако начавшаяся война не позволила избрать учредительное собрание в намеченные сроки. Только 25 января 1949 года собрание начало свою работу, вскоре получив название кнессет. Однако, после длительных дебатов среди его членов так и не было достигнуто согласия о принятии конституции.
Около 15 процентов населения Израиля говорит на идише, упорно отказываясь говорить на иврите, и ничего с этим нельзя сделать. В-третьих, дают о себе знать 2 тысячи лет политической пассивности, смешение понятий «этнос» и «религия». Евреи остались за рамками светской трансформации Европы, а сионистская революция изначально осуществлялась с заложенным в ней дефицитом, и он даёт о себе знать сегодня.
Этот дефицит привёл к тому, что процесс сионизации — который, кстати говоря, шёл чрезвычайно бурно в начале XX века, — не был эволюционным, а, как показал опыт Великой французской революции, революция съедает своих детей. Мысли и идеи отцов-основателей попали в яму дефицита, которую преодолеть оказалось очень сложно. В результате внутри революционных сионистских светских преобразований росло религиозное контрреволюционное движение, которое в некоторых своих формах от ультраортодоксов до религиозных сионистов несёт угрозу израильской государственности. Известные сионисты Герцль, Вейцман, Бен-Гурион были романтиками. Вейсман, наверное, выделяется из этого ряда, потому что он в том числе был мощным практиком. Чего стоит так называемая «апельсиновая сделка». Несмотря ни на что, романтические представления сионистов получили практическое воплощение. Результат оказался поразительным. В 1973 г.
Сегодня население еврейского государства выросло до 9,5 млн человек. Вместе с ростом населения росло число проблем — общество оказалось невероятно разнородным. Светские евреи и ультраортодоксы, религиозные сионисты и арабы, ашкеназы и сефарды — причём внутри каждой из этих групп не было политического и экономического единства. Израиль не случайно называют «картой племён». Внутри этой «карты племён» с момента убийства Ицхака Рабина начался рост бурного, не так заметного в своё время, религиозного сантимента. Мессианство и мессианское настроение постепенно стали выходить на улицу. Сказалось и экономическое неравенство. Сам по себе сионизм имеет очень сильную социалистическую прошивку. Израиль создавался на основе двух общин — мошава кооператива и кибуца коммуны.
В 1984 г. Есть даже такая шутка: «Наш кибуц вчера купил вторые бутсы. Моя очередь ходить в них в понедельник». Я даже застал живыми тех, кто молодыми ребятами поехал из СССР строить еврейское государство по комсомольско-партийному призыву.
August 07, 2022 Израиль живет без Конституции. Как так получилось? В Израиле, в отличие от большинства стран мира, нет и никогда не было действующей Конституции. Всю историю страны с момента ее создания сопровождает спор о том, нужна ли Конституция, и если да — в каком виде. Основной камень преткновения - расхождения во взглядах на то, каким должно быть еврейское и демократическое Государство Израиль.
Роль Конституции в стране выполняет Декларация о Независимости Израиля. В ней прописаны основные законы и принципы, на неё опирается Верховный суд Израиля при принятии решений.
Противниками такого подхода был коллега Барака, судья Верховного суда Мишаэль Чешин. Согласно Декларации независимости Израиля от 14 мая 1948 года, учредительное собрание должно было подготовить конституцию к 1 октября 1948 года. Задержка и окончательное решение 13 июня 1950 года издать конституцию глава за главой были вызваны прежде всего неспособностью различных групп в израильском обществе, чтобы договориться о цели государства, идентичности государства и долгосрочном видении.
Другим фактором было противодействие Давида Бен-Гуриона премьер-министр 1948—1954 и 1955—1963. Различные органы в Израиле призвали к принятию официальной конституции в виде единого документа и представили на рассмотрение идеи и проекты. В Декларации независимости Израиля говорится, что формальная конституция будет сформулирована и принята не позднее 1 октября 1948 года. Срок, установленный в декларации независимости, оказался нереальным в свете войны между новым государством и его арабскими соседями. В конечном итоге 25 января 1949 года состоялись всеобщие выборы, чтобы избрать Учредительное собрание, которое утвердило конституцию нового штата.
Правительство Израиля дало старт юридической реформе
В парламенте Израиля до сих пор не могут определиться, каким способом принимать конституцию Израиля. Надо заметить, что за последние две сотни лет, во Франции сменилось 5 конституций, тогда как в Соединенных Штатах — ни разу. Отсюда вывод — конституционная модель Америки, намного устойчивее континентальной. Что касается конституции и основных законов. Надо сказать, что государственные законы, принимают в парламенте абсолютным большинством голосов. К примеру, в том же Израиле, для того, чтобы принять новый основной закон, требуется поддержка депутатов Кнессета, при этом не менее чем 61 депутатского голоса, в то время как депутатов в парламенте Израиля — 120.
Но до сих пор ведутся споры по поводу того, каков основной закон, принятый таким способом голосования: конституционный или нет, то есть, будет ли основной закон, принятый абсолютным большинством голосов иметь решающий вес по сравнению с другим законом, если они будут вступать в противоречие друг к другу. Какова сегодня ситуация с вопросом о принятии конституции в Израиле? Этот вопрос время от времени муссируется в израильском обществе. С одной стороны его обсуждают и поднимают эту тему с популистскими мотивами. К примеру, некоторые израильские политические партии используют тему этого вопроса для укрепления своей позиции на политическом ринге страны и решения узко политических задач.
С помощью внесения в конституции изменений и дополнений такие партии надеются решить свои узко политические вопросы и проблемы. Именно от этих партий звучат лозунги, призывы и утверждения, что Израилю просто необходима конституция, при этом обсуждение на практике каким образом ее принимать — большинством или консенсусом, и что в нее должно входить, не ведется. То есть звучат пустые популистские лозунги. В парламенте Израиля в комиссии, занимающейся вопросами законодательства, работает подкомиссия, занимающаяся конституционным вопросом, а в израильском обществе хоть и имеется консенсус, о том, что формализованную конституцию нужно принимать, но в, то, же время отсутствует само понятие, как это будет и должно происходить.
Такой конституцией является Тора» [12]. Профессор Рут Габизон отметила, что выражение «конституционная революция» констатирует нечто, вроде бы уже свершившееся, и затушевывает необходимость обсуждать глубокие конституционные проблемы.
При таком подходе писаная конституция может стать причиной разногласий и раздоров [13]. Согласно мнению Габизон «Жёсткая конституция нежелательна, если она принята без широкого согласия в обществе и в обход надлежащей и всесторонней подготовки. От принятой таким образом конституции больше вреда, чем пользы» [14]. Судья Меир Шамгар предупредил, что задержка в принятии конституции компрометирует государство и «Израиль остался единственным государством, у которого нет конституции» [15]. Депутат Кнессета от партии Яхадут ха-Тора Моше Гафни сказал, что он изменил своё мнение и теперь он хочет конституцию больше, чем израильские левые или арабы, которым некуда торопиться. Гафни заявил: «Без конституции Верховный суд может урезать права, касающиеся вопросов нашей веры» [16].
Профессор Элиав Шохетман полагает, что Израилю не нужна конституция, так как в любом случае Верховный суд будет толковать её согласно своим убеждениям, а не в соответствии с намерениями учредительного органа. Шохетман также считает, что «любой закон можно забронировать, принимая его обычной процедурой и требуя для его изменения специального большинства, причём это можно сделать и при отсутствии конституции» [17]. Судья Аарон Барак подверг резкой критике Кнессет, обвинив его в неисполнении обязанностей: «Я думаю, что настало время завершить этот важный проект и учредить конституцию. Кнессет нарушает свои обязанности по принятию Конституции Израиля, которые были возложены на него во время провозглашения государства» [18]. Проекты конституции в прошлом Незадолго до провозглашения государства Израиль Зерах Вархафтиг начал работать над проектом конституции в рамках Народного совета. В свою очередь, Еврейское агентство поручило подготовить проект конституции Иехуде Пинхасу Коэну.
После провозглашения государства Временный Государственный Совет создал комиссию по вопросам конституции под председательством Зераха Вархафтига. На рассмотрение комиссии было представлено пять проектов конституции и среди них проект Иехуды Пинхаса Коэна. Однако, как указывалось выше, разработка конституции закончилась принятием предложения Изхара Харари. Со времён Временного Государственного Совета и Учредительного собрания и по сей день продолжается работа над основными законами, которые, согласно решению Кнессета от 1950 года, «будут объединены и составят Конституцию государства». За это время как отдельные юристы, так и группы специалистов опубликовали десятки самых разных проектов конституции. Со многими из них можно познакомиться на сайте проекта «Конституция на основе широкого консенсуса» [19].
Здесь приводятся три примера таких проектов. Проект профессоров-юристов Тель-Авивского университета Проект конституции Израиля, предложенный группой проф. Райхмана В 1986 году группа юристов из Тель-Авивского университета в составе профессоров Уриэля Райхмана председателя группы , Баруха Брахи, Ариэля Розен-Цви, Амоса Шапира и других юристов опубликовала свой проект конституции [20]. Речь шла о жёсткой конституции — для её изменения требовалось большинство в две трети голосов депутатов Кнессета, и она закрепляла своё верховенство над обычными законами. Предложенная конституция содержала главу «Права человека» в то время ещё не было основных законов, гарантирующих права человека и статью, позволяющую ограничить какое-либо из этих прав только тогда, когда это совместимо с демократическими ценностями государства.
К участию в заседаниях приглашались виднейшие израильские юристы и ученые-правоведы, а также специалисты в смежных областях. Однако заблуждается тот, кто полагает, что в праздничный день 15 Швата праздник Ту би-шват, известный также как Новый год деревьев; в этом еврейском году выпадает на 13 февраля — "Курсор" еврейское государство наконец-то обретет собственную конституцию: путь от первичной презентации проекта до его окончательного утверждения обещает быть совсем не близким.
Составители документа надеются, что предвыборная кампания и последующие коалиционные переговоры не очень сильно затормозят этот процесс. На данном этапе черновые формулировки статей конституции проходят экспертную проверку у юрисконсульта законодательной комиссии кнессета - адвоката Сигаль Когут. Любая конкретика должна пока храниться в секрете. Однако один из авторов проекта Элиэзер Чита Коэн НДИ давно возглавляющий парламентское лобби в поддержку конституции, готов утверждать, что она закрепит за Израилем статус "государства еврейского народа".
Это очень интересная история, которую никто никогда не рассказывал, когда я учился, но действительно были люди, которые специально приезжали помогать строить новое еврейское государство. Как я уже говорил, Декларация независимости утверждала принятие конституции, но израильская конституция не состоялась. Отсутствие конституции является действительно краеугольной проблемой, обойти которую и перепрыгнуть через которую не удастся.
Дискуссии по этому поводу продолжаются, некоторые политические деятели говорят о том, что нужно возвращаться к идее конституции, потому что нереализованный конституционный проект является причиной смешения понятий, в частности поднимает вопрос о том, кто такой израильтянин. К сожалению, на протяжении долго времени наблюдается подмена понятия «израильтянин» понятием «еврей». Дело в том, что Бен-Гурион изначально планировал создать моноэтнического государство Израиль. Моноэтнические государства действительно существуют, но их крайне мало — Албания, Армения, Италия, Греция, Венгрия, Монголия, Бангладеш. В моноэтническом государстве 95 процентов населения — представители одного народа. Искусственно создать подобные государственные образования невозможно, и опыт Израиля это демонстрирует. Огромное количество людей, живущих в Израиле, испытывают серьёзный дискомфорт, потому что понятие «еврей» относится не ко всем здесь живущим.
Например, есть дети и внуки евреев, которые не являются евреями, однако, по закону о возвращении они могут ехать в Израиль. Аналогичная ситуация с арабами. На мой взгляд, идея моногосударства Израиль провалилась полностью, и попытка держаться за неё отбрасывает систему назад. Предлагаю обратиться к демографии, поскольку именно она в большинстве случаев показывает всю полноту картины. Среди светских евреев коэффициент рождаемости — 2 ребёнка на 1 женщину. Среди религиозных националистов — 4, ультраортодоксальных сефардов — 5,2, ашкенази — 8. Разговор о том, что арабы отличаются высокой фертильностью, поэтому скоро их будет больше, чем евреев, не имеет никакого смысла, потому что коэффициент рождаемости здесь — 2,2.
Несмотря на то, что официальная статистика говорит о том, что светские евреи составляют 53 процента населения Израиля, на самом деле таковыми себя считают всего 12 процентов. Эти 12 процентов в то же время придерживаются определённых правил поведения, жизни, присущих больше праворелигиозному спектру. Это сама настоящая трансформация — Израиль действительно правеет с каждым днём. Если бы мы дискутировали на подобную тему два года назад, мы бы ещё сомневались в своих оценках, но сегодня всё весьма очевидно. Изменения начались не с кризиса в Газе, а с заключения Нетаньяху договора с религиозными сионистами и «Оцма Йехудит», и с этого момента Израиль оказался в по-настоящему кризисной ситуации. В прошлом году в Тель-Авиве против судебной реформы Нетаньяху прошла стотысячная демонстрация. Для небольшого Израиля это масштабная акция.
Много говорилось о том, что главной мотивацией Нетаньяху при проведении юридической реформы было желание обеспечить себе иммунитет от судебного преследования.
На пороге гражданской войны: как судебная реформа расколола Израиль
РИА Новости, 1920. Германия традиционно поддерживает Израиль, что подтверждает и недавняя позиция немецкого посла в Израиле Штеффена Зайберта. Израильский кнессет принял в четверг противоречивый закон, объявляющий Израиль еврейским национальным государством. Авиация Израиля атаковала оперативные штаб-квартиры ХАМАС и других движений, а также военную инфраструктуру ХАМАС, утверждают израильские военные. Некоторые критики считают, что принятию конституции в Израиле противятся религиозные круги, поскольку считают конституцией Тору.
Военно-политический кабинет Израиля проголосовал за введение военного положения
Оппозиция же считает, что в условиях отсутствия конституции (в Израиле есть только Основные законы, которые не могут полностью её заменить) и другого несовершенства. В Декларации независимости было заявлено, что к августу 1948 г. конституция Израиля будет принята. Глава «Еш Атид» Яир Лапид хотел был, чтобы новая конституция Израиля была написана совместно представителями обеих сторон.
Please wait while your request is being verified...
Демократия в Израиле, проблемы и раскол общества, новая политика в регионе — интервью | 1. Общенародный (все граждане вне зависимости от национальности и конфессии) Референдум для принятия Конституции Израиля. |
Израиль готовится к голосованию по самой спорной реформе в своей истории | Причина еще и в том, что ни одна из израильских политических сил не поставила себе целью принять в Израиле конституцию. |
Израильская НПО предложила ввести в стране конституцию | Дело в том, что в Израиле нет конституции, вместо нее — свод основных законов, который в случае разногласий трактуют в духе Декларации Независимости, принятой в 1948 году. |
Демократия в Израиле, проблемы и раскол общества, новая политика в регионе — интервью | Конституция Израиля — формально не принятый основополагающий закон государства Израиль. Конституция Израиля находится в процессе создания путём принятия Основных. |
Конституция Израиля: путь длиною в 70 лет
«Если останется риск, если конституция изменится на конституцию апартеида, то, очевидно, он станет государством апартеида. Настоящая Конституция принята всеми иудеями народа Израиля с согласия Всемирного совета евреев, по наставлениям Совета раввинов Израиля с целью обретения всеми евреями. Парламент Израиля принял закон, стимулирующий расширение еврейских поселений и наделяющий иврит статусом единственного государственного языка. В Израиле нет Конституции, как и Конституционного суда, поэтому действия Кнессета контролирует Верховный суд.
Израиль готовится к голосованию по самой спорной реформе в своей истории
А есть в тексте и такие аспекты, по которым пока не пришли к консенсусу даже сами члены комиссии. Если так и не придут - то обязанности арбитра будут возложены на кнессет в целом. Вот некоторые из пунктов, вызывающих разногласия: - взаимоотношения государства и религии; - предложение нескольких десятков депутатов Кнессета учредить в стране особый конституционный суд; - идея введения в Израиле системы президентского правления. Что же касается Основных законов Закон о кнессете, Закон о правительстве, Закон о чести и свободе граждан и пр. Моше Коэн, "Маарив" 18.
Статья 41. Верховный канцлер представляет страну в международных отношениях и заключает подлежащие обязательной ратификации Кнессетом договоры. Он принимает аккредитацию послов и назначает послов государства. Статья 42.
Верховный канцлер обладает правом законодательной инициативы с обязательным рассмотрением проекта закона в Кнессете в течение двух недель. Личность Верховного канцлера неприкосновенна. Он обладает иммунитетом от уголовного преследования. Статья 43. Верховный канцлер назначает судей светских судов и высшее командование вооруженных сил. Послание 5. Кнессет является высшим однопалатным представительным органом Союзного государства Израиль. Число депутатов устанавливается в количестве 120 человек, избираемых по одномандатным союзным избирательным округам. Статья 45.
Депутатом Кнессета может быть избран еврей, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Кнессета работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Кнессета, находясь на государственной службе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 46. Члены Кнессета обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру. Статья 47. Кнессет может назначать комиссии по расследованию любых вопросов, представляющих публичный интерес. Заключения этих комиссий не являются обязательными для судов и не могут влиять на судебные решения, однако результаты таких расследований сообщаются в прокуратуру для использования в соответствующих случаях.
Статья 48. Кнессет через своих представителей может требовать любую информацию и содействие, в которой он нуждается, у любых органов государства. Министры обязаны давать ответы на интерпелляции и запросы, заявленные в Кнессете. Всякая интерпелляция может дать повод для внесения резолюции, в которой Кнессет выражает свою позицию. Статья 49. Законы государства принимаются большинством от числа депутатов Кнессета. Право законодательной инициативы принадлежит Верховному канцлеру, Кнессету, Совету раввинов. Статья 50. Принятый закон в течение десяти дней после рассмотрения его Советом раввинов подписывает Верховный канцлер.
В случае отклонения закона Верховным канцлером, Кнессет двумя третями голосов может преодолеть вето без одобрения Совета раввинов. Послание 6. Всемирная община евреев. Статья 51. Все евреи по праву рождения составляют всемирную общину евреев. Все евреи — это единый народ с единой историей и культурой. Статья 52.
Учредительное собрание обнародовало свое новое название — Кнессет и принялось работать. Тогда же было принято решение, по которому за основу приняли не континентальную систему государственности, а британскую систему. Надо сказать, что согласно британской модели государство обходится без формализованной конституции, при этом существует прецедентное право, то есть, когда все предыдущие решения являются правовой основой государства.
Отметим, что в британской подмандатной Палестине действовала точно такая модель, так как Палестина являлась членом Британского содружества. Так новое израильское независимое государство автоматически унаследовало данную схему. И до сего дня в Израиле вопрос формализованной Конституции Израиля не решен. Он периодически встает на повестке дня, однако возникают причины, по которым он до сих пор не рассмотрен. В 19 веке жило ярое убеждение, что присутствие в государстве конституции содействует, гарантирует гражданские права. К примеру, в начале 20 века в России партия кадетов, которая называла себя конституционными демократами, полагала, что именно конституция является тем, что в полной мере гарантирует права и свободы граждан. По мнению кадетов, конституция, как свод законов, противостоит абсолютной монархии, проявляя собой монархию конституционную, что в глазах представителей кадетской партии ассоциировалось со свободой. Отсутствие Конституции в Израиле не говорит о том, что государство не демократичное. Сегодня в большинстве стран мира имеется конституция, и даже в тех, которые не обладают никакими демократическими свободами. К примеру, в эпоху правления Сталина в Советском Союзе также существовала конституция, однако действовала она как формальная правовая база.
Во многих современных тоталитарных государствах разные гражданские свободы в конституции закреплены, на практике и в реальности их просто не существует. Как говорят большинство политиков Израиля, наличие или отсутствие формализованной государственной конституции Израиля не связано с наличием или отсутствием в государстве демократических свобод и гарантий, с наличием или отсутствием демократии.
Он на самом деле проходит по трем уголовным делам. Многие демонстранты они же представители либеральной части Израиля считают, что сам факт того, что премьер-министр находится под следствием, ставит его в невероятный конфликт интересов, который лишает его морального и легального права заниматься какой-либо политической реформой. Возвращаюсь к началу нашего разговора — Нетаньяху создал уже шестую коалицию: первый раз он был избран аж в середине 1990-х. По длительности пребывания на посту премьер-министра он уже обогнал абсолютного рекордсмена — первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона. Поэтому одна из основных претензий к Нетаньяху, что он подмял под себя все избирательные процедуры, не позволил новым лидерам своей партии поднять голову, так и не принял закон, который бы ограничивал деятельность премьер-министра двумя сроками. И сам факт, что он руководит Израилем уже очень много лет — его несменяемость, — является проблемой самой по себе. Значит ли это что-то? В политическом смысле президент не обладает практически никаким влиянием.
В данной ситуации президент постарался со своей стороны предложить какой-то компромисс, который не был принят коалиционными силами как слишком либеральная программа, хотя и принят оппозицией. Поэтому в общественном мнении президент сегодня воспринимается справедливым игроком только половиной израильского общества. Буквально на днях Биньямин Нетаньяху сообщил о заморозке судебной реформы и согласии вести в президентском дворце переговоры о приемлемой для всех сторон формулировке закона. При этом программа, которая была представлена президентом чуть больше недели назад, слишком либеральна. И вряд ли устроит нынешнюю коалицию. Повторюсь: президент не обладает большим весом в политическом смысле и авторитетом в глазах избирателей — сомневаюсь, что он сможет найти выход из создавшейся ситуации. Население, которое во многом несет на себе бремя финансовой и гражданской безопасности нашей страны. И полностью абстрагироваться от этого Биньямин Нетаньяху не мог себе позволить. Плюс это связано с внутренним расколом в коалиции: в частности, в его личной партии «Ликуд», где появилось несколько депутатов, заявивших о своей неготовности продвигать эту судебную реформу без учета мнения оппозиции. Кульминация во внутренней оппозиции «Ликуд» случилась несколько дней назад, когда министр обороны Йоав Галант заявил, что он не будет голосовать вместе со своими однопартийцами за эту реформу, и потребовал ее заморозить.
Биньямин Нетаньяху его уволил, но при этом понял, что Галант не один — и в партии есть еще потенциальные противники, которые, возможно, в день голосования не проголосовали бы за реформу — и она бы технически не прошла. Тот протест, что мы наблюдаем в Израиле, — протест несистемной неформальной оппозиции, во главе не стоят политики. Это протест, выросший снизу. При этом это протест в основном светской и либеральной части израильского общества. Сегодня во главе нашей оппозиции стоит политик Яир Лапид, бывший премьер-министр: он и его партия выступают за светский характер государства и за напрямую они не подтвердят это слово строй, который бы напоминал республиканский.
КОНСТИТУЦИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Ультраправые выступают против Израиля как страны для всех евреев. Законопроект обязывает правительство Исламской Республики принять меры по "уничтожению" Израиля до 2041 года. Евреи, выступающие против Израиля Иудаизм отрицает сионизм.
Форма поиска
- Про израильскую конституцию и демократию: monetam — LiveJournal
- Действующая конституция Израиля (свод законов)
- Израильская НПО предложила ввести в стране конституцию
- Конституция израиля
- На грани гражданского конфликта
- Report Page