В современной православной церкви Рождество Иисуса Христа отмечается дважды — 25 декабря и 7 января. Рождество в 2024 году православные христиане будут праздновать в воскресенье 7 января. Рассказываем, почему Рождество Христово отмечают у нас 7 января, и на какой день оно выпадает в 2023 году. Рождество Христово в 2024 году: когда отмечают праздник, история и традиции.
Рождество Христово в 2024 году: как праздновать, что нельзя делать, а что можно и нужно
Православные верующие празднуют Рождество | Ежегодно 7 января православные христиане отмечают великий праздник Рождества Христова. |
Рождество по григорианскому календарю: история и традиции праздника | Рождество Христово в России ежегодно приходится на один и тот же день — 7 января, в 2024 году это воскресенье. |
Когда празднуют Рождество с 6 на 7 или 7 января? Главные запреты самого важного праздника христиан
Многие считают, что православные празднуют рождество 7 января, а католики — 25 декабря. Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Праздник Рождество Христово – это день рождения Божьего сына. Рождество Христово в 2024 году: когда отмечают праздник, история и традиции.
Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января
Гринберг Мария Владимировна В западноевропейском искусстве 6—8 вв. Он сохраняется в искусстве «Каролингского возрождения» и «Оттоновского возрождения» , дополняясь сценами «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Омовение Младенца», в него проникают архитектурные элементы древнеримского происхождения навеса — базилики , стен Вифлеема в виде римского каструма сторожевой башни пастухов. В романский период восточная схема упрощается: в ней остаются Младенец в яслях, животные, ангел и Мария с Иосифом. Под влиянием богослужения вводится новая форма яслей — алтарь. Сцена Рождества Христова становится частью цикла детства Христа или прообразовательного цикла витраж Шартрского собора, 1215. В Италии 13—14 вв. Под влиянием «Золотой легенды» Якова Ворагинского и францисканской мистики появляются более эмоциональные варианты сцены, где Мария проявляет заботу о Младенце — отдёргивает завесу у яслей, чтобы увидеть его, или берёт на руки и ласкает рельеф кафедры Пизанского собора, до 1311, Джованни Пизано.
С конца 14 в. Этот тип, получивший название «Humilitas» «Смирение» , был рекомендован художникам в начале Контрреформации взамен восточного. Под влиянием религиозного театра и проповедей в сцены Рождества Христова вводятся многие житейские подробности: изображения Иосифа с кастрюлей каши, кипятящего воду, сушащего пелёнки и т. Нидервильдунгенский алтарь К. Восходящее к «Евангелию от Псевдо-Матфея» и присутствующее у святой Биргитты и других мистиков упоминание о сиянии, исходящем от Младенца, нашло отражение в иконографии «ночного Рождества» картина Гертгена тот Синт-Янса , около 1484—1490, Национальная галерея , Лондон , которое бытует со 2-й половины 15 в. Дополняющие Рождество Христово сцены «Благовестие пастухам» и «Поклонение пастухов» с середины 15 в.
Опубликовано 3 июня 2022 г.
Рождественская свеча 2013 Раз в 25 лет в деревеньку Глэдбери на Рождество спускается ангел, который дотрагивается до одной из рождественских свечей. Согласно легенде, с человеком, который зажжет эту свечу, случится чудо. Но традиция оказывается под угрозой, когда в конце XIX века появляется новый мэр, который хочет провести в деревню электричество. Рождественские апельсины 2012 Это семейная драма о сироте Рози, которой посчастливилось провести первые годы жизни в приюте доброй и справедливой миссис Хартли. Однако после ее смерти девочка отправляется в другой приют, где за малейшую провинность следует жестокое наказание.
Рождественская надежда 2009 Главная героиня фильма — социальный работник Пэтти Эдисон. После гибели сына ее отношения с мужем разладились. Женщина полностью ушла в свою работу с сиротами и однажды под Рождество вынуждена была принять у себя девочку, для которой не нашлось семьи. Стихи о Рождестве.
Рождество Христово начинают отмечать с ночи. Фото: pxhere. Он родился в пещере, куда пастухи загоняли скот, поскольку родители Христа Дева Мария и Иосиф ушли от переписи населения в Вифлеем. Первыми о рождении Христа узнали пастухи, а затем и волхвы - ангел зажег на небе Вифлеемскую звезду, чтобы каждый, кто хотел поприветствовать Богомладенца в мире этом, мог найти его по ориентиру. Праздник будут продолжать отмечать и в течение всего 7 января.
Когда отмечается Рождество?
Рождество Христово – второй по значимости после Пасхи праздник в православной церкви (католики и большинство протестантов признают Рождество главным праздником). История праздника Рождества, когда и как его отмечают, почему у католиков и христиан Рождество в разные даты. Рождество Христово отмечают каждый год 7 января (25 декабря по старому стилю). Рождество Христово, христианский праздник, посвящённый рождению по плоти Бога Слова (второй Ипостаси Святой Троицы) – Иисуса Христа. События. Рождество Христово отмечают 7 января: эта дата установлена в Трудовом кодексе и других законах. Рождество Христово отмечается во всем мире, и многие страны имеют свои традиции и обычаи, связанные с его празднованием.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
Православные верующие празднуют Рождество | Рождество католическое и православное. · Когда на Руси стали праздновать Рождество. |
Рождество Христово 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать | Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников. |
Рождество Христово в 2024 году: суть, история и традиции праздника — 04.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ | На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. |
Какие страны встречают Рождество 7 января 2023 года
Когда празднуют Рождество с 6 на 7 или 7 января? Главные запреты самого важного праздника христиан | Когда начали праздновать Рождество как отдельный религиозный праздник, достоверно неизвестно. Источники относят его установление к III-IV векам н.э. До этого христиане отмечали Рождество Христово вместе с Богоявлением или Крещением 6 января. |
Какие страны встречают Рождество 7 января 2023 года | Кроме Русской православной церкви праздник сегодня отмечают поместные церкви Иерусалима, Сербии, Грузии, Польши, Чешских земель и Словакии, а также некоторые монастыри Афона, которые живут по юлианскому календарю. |
Сколько дней празднуют Рождество Христово в 2023 году | Рассказываем, какого числа Рождество, какова история Рождества Христова, нужно ли поститься перед ним и какие традиции нужно соблюдать, чтобы правильно отметить праздник. |
Как правильно провести 7 дней Рождества: что можно, а что нельзя
Выходит, что в количественном отношении православных, празднующих Рождество 25 декабря, не больше 30%. Рождество в 2024 году православные христиане будут праздновать в воскресенье 7 января. Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников. так когда же посетить храм? В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день.
Неделя гаданий, колядок и народных гуляний. Как отмечают Рождество в России
Зачем ходят на ночное богослужение? В Евангелии написано, что Рождество Господа произошло глубокой ночью. Лука говорил о пастухах, содержавших «ночную стражу» Лк. Поэтому христиане приходят в храм именно ночью, чтобы духовно встретить Родившегося Господа. А вот наши далекие предки утверждали, что ночная молитва, творимая во время, когда прекращается вся земная суета, особенно сосредоточена и благодатна. Сколько длится служба в храме? Рождественская служба в ночь с 6 на 7 января длится примерно 4 часа.
В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV века. Александрийская Церковь , как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский , проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора 451 г. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Лк. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Традиции праздника Рождество Христово. Греческая икона 2010-е гг. Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества — Рождественский сочельник установлен строгий пост. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [2]. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I , в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [4]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа.
Кто празднует Рождество Христово 7 января Традиционно празднуют Рождество 7 января христиане Русской Православной церкви. С Рождества у православных начинаются святки или колядки, которые завершатся 17 января. На этот период отменяются дни обязательного поста, приходящиеся на среду и пятницу.
В деревнях и поселках сохранилась традиция колядовать. Дети наряжаются в костюмы, ходят по соседям и рассказывают или поют колядки, за что получают сладости и деньги. Среди незамужних девушек распространены рождественские гадания на суженого-ряженого. Процесс гадания традиционно проходит в полночь в темной комнате, освещенной свечами. Это создает пугающую и мистическую атмосферу. Наиболее распространенное гадание — предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Перед трапезой хозяин должен был обойти с горшочком кутьи вокруг дома трижды и затем выбросить несколько ложек каши за порог — угощение для духов. Чтобы задобрить "мороз", для него открывали двери и приглашали к столу. До конца кутью не съедали, в ней оставляли ложки, что было символической данью беднякам. Первый день праздника 7 января Рождество Христово начинали отмечать со всей широтой души. После утренней Литургии православные отправлялись друг к другу в гости. Праздничный скоромный стол ломился от разносолов, его не убирали, поскольку знакомые, которые явились поздравить хозяев, постоянно сменялись.
Считалось хорошей традицией посетить всех родственников, особенно тех, кто стар и одинок. Католические обычаи По мнению западных христиан, никто в Рождественскую ночь не должен остаться без подарка. Главным дарителем выступал Святой Николай Санта Клаус. Раздавал он подарки весьма примечательным способом: раскладывал их в носки и развешивал над камином, а затем сам исчезал в трубе. Сохранился обычай колядования, когда дети и молодежь ходили от дома к дому с песнями.
При этом участники действа обряжались в различные костюмы и маски. В благодарность за поздравления и добрые пожелания взрослые дарили им сладости. Еще один атрибут праздника — "рождественский хлеб" — это специальные пресные облатки, освещенные во время Адвента. Их вкушали, когда Рождество отмечали за праздничным столом или во время поздравлений друг друга. В качестве праздничного украшения могла выступать не только ель, но и другие породы деревьев.
Кроме того, дом декорировали специальными венками из веточек и цветов, которые являлись символом Солнца. Рождество Христово — замечательный праздник, согретый теплом близких и любовью Бога, который позволил совершиться этому чуду. Может, поэтому так хочется доставить приятное тем, кто находится рядом.
День недели меняется, в зависимости от года. История праздника Рождество Часто дети задают вопрос, а кто такой Иисус, где и как он родился? Вот небольшая история для общего развития и понимания. Иисус — это сын Бога, который родился человеком на Земле и жил среди обычных людей. Он был послан, чтобы спасти человечество от гибели и избавить от грехов — прошедших и будущих. Праздник Рождество Христово — это день рождения Божьего сына. Земными родителями Христа были Иосиф и Мария. Настоящий отец Спасителя — Святой Дух, от которого понесла Мария путем непорочного зачатия. Иосиф же был вдовцом.
Благовещенский собор Московского Кремля. Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова Рождество Христово. Икона из пещеры в Вифлееме. На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество — это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине. Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Монастырь Ксиропотам. Икона 1660 г. Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу". Джотто ди Бондоне. Поклонение волхвов. Рождество Христово на полотнах старых мастеров Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись. Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж.
Григорианский календарь устранил неточность юлианского календаря и привёл в соответствие продолжительность гражданского года с солнечным годом. Для исправления отклонения юлианского календаря от солнечного времени, глава Римско-католической церкви Григорий XIII опустил 10 суток в 1582 г. Интересно: Почему не совпадают: православная Пасха, католическая и иудейский Песах? Причины, фото и видео Изображение официального перехода с юлианского календаря на григорианский в 1582 году Католические страны Франция, Италия, Португалия, Испания, Польша первыми приняли нововведение, со временем на новое исчисление времени перешли и православные страны, однако православные церкви для сохранения традиций продолжили использовать старый юлианский календарь. Это привело к расхождению в числах празднования Рождества в разных странах мира. По сути, у православных христиан Рождественский день сохраняется 25 декабря, которое выпадает на 13 дней позже этой даты в современном григорианском календаре. Рождество в православных странах Храм Гроба Господня в Иерусалиме Многие православные страны по-прежнему придерживаются традиционного юлианского календаря религиозных праздников. Россия, Казахстан, Сербия, Грузия, Македония, Эфиопия используют старый юлианский календарь и встречают Рождество в начале января. Иерусалимская православная церковь совершает рождественскую литургию в храме Гроба Господня 7 января. Большинство православных государств используют григорианский календарь, но соблюдают светские или религиозные праздники по старому стилю. Например, по старому стилю празднуется Старый новый год 14 января ; православное Крещение Господне 19 января , в отличие от католического 6 января.
Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря?
Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. В России этот праздник отмечают 7 января, тогда как в ряде других стран — 25 декабря. так когда же посетить храм? Ежегодно 7 января православные христиане отмечают великий праздник Рождества Христова. Праздник Рождество Христово – это день рождения Божьего сына. История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах.
Приметы на Рождество
- Православные верующие празднуют Рождество
- Когда празднуют Рождество с 6 на 7 или 7 января? Главные запреты самого важного праздника христиан
- Комментарии
- Рождество Христово: что послушать и почитать к празднику -
- Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря?
Простой разбор календарей-2025: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря
Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают.
Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью.
И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период.
Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее.
В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами.
Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне.
В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир.
Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа.
Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев.
Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления.
В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников».
Это также отразилось и на том, как и когда в Русской православной церкви отмечают Рождение Христа. Поэтому российское 25 декабря не совпадало с западным 25 декабря и, соответсвенно, Рождество в России хоть и отмечали в ту же дату, но по факту оно наступало на 13 дней позже западного. В 1918 году уже Советская Россия так же перешла на григорианский календарь, и по новому стилю все даты сдвинулись на 13 дней. Получилось, что православное Рождество выпало на 7 января. А вот Новый год в России теперь отмечали вместе с западным миром, поэтому он обогнал Рождество. Советской власти это было даже выгодно — она уже начала бороться с религией, так что первым и главным праздником стал Новый год, который предшествовал Рождеству. Кстати, 7 января Рождество отмечают не только в России, но и в некоторых других православных церквях, например Иерусалимской, Грузинской, Сербской.
В советское время Рождество было под запретом Николай Жуков. Елка в Сокольниках, 1952. Репродукция Sputnik Традиция отмечать Рождество была столь глубока в народном сознании, что советской власти пришлось немало побороться с ней.
Хозяйки готовятся к этому дню заранее: «до блеска» вычищают дом и украшают его. Устанавливают елку и прочие атрибуты Праздника. Иногда жилища украшают самодельными вертепами, сделанными вместе с детьми. Стол накрывают праздничной белой скатертью, под которую по традиции кладут немного сена, напоминающего о яслях Спасителя. Особым атрибутом Сочельника во всем мире являются горящие свечи — символ Вечного Света, Божественного Христа, воссиявшего людям среди ночного мрака.
С появлением звезды семья собирается за столом. Этот старинный обычай тоже имеет некоторое сакральное значение. В нем заключено воспоминание о первом чуде Спасителя, когда во время свадебного пиршества в Кане Галилейской Он превратил воду в вино, а также о Тайной Вечере накануне Его Честных Страданий. В некоторых регионах России, как и в отдельных уголках Европы, даже сохранилась традиция ставить в Сочельник на стол 12 постных блюд по числу пребывавших в то время с Ним апостолов. Часто в домах верующих звучат в этот день отрывки из Евангелия о Рождестве Избавителя. Кутья Это традиционное блюдо, приготовляемое в Сочельник. Оно является одновременно и постным, и праздничным. Готовят его из вареных зерен пшеницы в некоторых регионах из риса или чечевицы , смешанных с растертыми орехами и зернами мака.
Заправляют блюдо медом или патокой. Святки Святками именуют период между двумя двунадесятыми Праздниками: Рождеством и Богоявлением , «от звезды до воды», как говорили в старину. Традиционно в эти дни устраиваются народные гуляния с песнями, колядками, катаниями с гор и прочими зимними забавами. Неотъемлемый атрибут Торжества — вертепные представления. Побывав на Святой Земле, он решил воссоздать атмосферу евангельского события у себя на родине, и в 1223 г. В дальнейшем по всему миру стали распространяться подобные рождественские спектакли, с участием людей и с использованием кукол. Колядки Колядки — обрядовые рождественские песни, славящие Рождество Спасителя и содержащие пожелания благополучия и здоровья хозяевам домов, возле которых их поют. Существует множество версий их появления.
Исследователи считают, что похожие песнопения были распространены еще в языческие времена. Их связывают с культом Солнца. После Крещения Руси колядки стали петь в праздник Рождества, и смысл в них радикально изменился. Колядующих обычно одаривали сладостями, пирогами, прочей снедью, а иногда и мелкой монетой. Особенности богослужения Праздничная служба Навечерия Рождества представляет единый литургический цикл, распространяющийся на двое суток. Так бывает еще только дважды в году: на Богоявление, которому также предшествует Сочельник, и на Пасху, которой предшествует Великая Суббота. Рождественская Божественная литургия в храме России Существенную часть Рождественского богослужения составляет воспоминание ветхозаветных пророчеств о явлении в мир Спасителя, ведь Господь на протяжении многих столетий готовил человеческий род к данному событию, и люди ожидали рождения Того, Кто избавит их от греховного плена и откроет им путь в Небесное Царство. В литургических текстах вспоминаются также и первые мученики, пострадавшие за Искупителя, — 14 тысяч вифлеемских младенцев, убитых по велению Ирода.
Кульминацией Торжества является Божественная литургия, за которой прихожане причащаются Христовых Таин. Церковнослужители поясняют, что без причастия этот день будет всего лишь воспоминанием о прекрасном историческом событии. Так митрополит Илларион Алфеев наставляет: «Только те праздники являются для нас подлинными Праздниками Духа, которые сопряжены с причащением Святых Христовых Таин. Господь оставил нам таинство Евхаристии для того, чтобы через него мы прозревали смысл событий Священной Истории и, в то же время прозревали события нашей собственной жизни. Праздник Рождества в светской культуре Торжество рождения Спасителя во все века вдохновляло мастеров искусства на гениальные творения Литература В литературе сюжет данных евангельских событий нашел отражение в творчестве многих именитых писателей. Федор Достоевский, рассуждая о сути Праздника, написал сказку-притчу «Мальчик у Христа на Елке», а Александр Куприн, руководствуясь теми же идеями, описал чудесное преображение жизни семьи бедного чиновника в биографическом рассказе «Чудесный доктор». Оба этих произведения напоминают о том, что Рождество — праздник для всех. Не только для счастливых и обеспеченных, но и для обездоленных и несчастных.
Достоевский вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроенной в Петербургском клубе художников. Кони прибыли в Колонию для малолетних преступников на окраине города на Охте, возглавляемой известным педагогом и писателем П. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню «мальчик с ручкой». Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского или святочного рассказа «Мальчик у Христа на ёлке Афанасий Фет посвятил данному событию стихотворение «Ночь тиха». А Александр Вертинский в парижской эмиграции написал удивительно трогательное «Рождество в стране моей родной». Не обошли этот сюжет в своем творчестве А. В 60-е годы прошлого столетия Иосиф Бродский написал знаменитый «Рождественский цикл», которому нет равнозначных произведений в мире. Он представляет собой сборник из 23-х стихотворных произведений, которые поэт писал каждый год к Рождеству.
Первое из них, «Рождественский романс», было написано в 1962 г. Музыка Иоганн Бах посвятил праздничному событию знаменитую «Рождественскую ораторию» — монументальное произведение, проникнутое радостью о воплотившемся Сыне Божьем. Великий Гендель написал музыкальное творение «Миссия», основанное на ветхозаветных пророчествах о приходе в мир Богомладенца. А аргентинец Ариэль Рамирес создал незабываемую «Рождественскую ораторию», звуки которой известны во всем мире.
Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником.
После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие. В последние годы, однако, всё больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января , соблюдают предшествующий ему сорокадневный Рождественский пост и приходят в храмы, чтобы присутствовать на всенощном бдении в честь Праздника Рождества Христова. Так, главная рождественская служба в храме Христа Спасителя в Москве в последние годы собирает более 5 тысяч человек ежегодно.