Новости город князь который организовал отпор ордынцам

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Город, князь которого организовал отпор ордынцам. Но князь понимал, что бить Мамая нужно как можно скорее, пока в их спор не вмешался возможный союзник ордынца великий князь Литовский Ягайло. У великого князя предполагали, что татары могут пойти на маневр и начать вторжение с другой стороны, поэтому русское войско еще два месяца находилось в состоянии боеготовности и перемещалось параллельно отходившим вдоль границ ордынцам.

Как Даниил Галицкий отразил атаки Орды, а после вынужден был подчиниться

После двухнедельной осады «изнемогли люди в граде». В нескольких местах рухнули деревянные стены, пробитые татарскими «пороками». Страшной была месть завоевателей. Они не щадили никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Только немногие оставшиеся в живых защитники Торжка сумели с оружием в руках пробиться сквозь толпы врагов и бежать на север по «Селигерскому пути». Их неотступно преследовала монголо-татарская конница, «секучи люди, яко траву». Монголо-татарский отряд, преследовавший беглецов, не дошел до Новгорода всего 100 км и повернул обратно на соединение с главными силами. Это не был, конечно, поход на Новгород. Для осады многолюдного и подготовившегося к обороне города у Батыя в начале марта попросту не оказалось под Торжком достаточных сил 0.

Это был беспрецедентный шаг — Иван III этим документом открыто противопоставлял себя Ахмату и показывал, что эпоха зависимости Москвы от татар уже в прошлом. Памятник защитникам Алексинской крепости. Московский государь отказался от поездки, что привело к разрыву отношений. Ситуация развивалась в сторону нового военного столкновения. Однако Ахмат отправился в поход на русские земли не сразу. Он был поглощён сначала противостоянием с узбекским ханом, после — внутренними делами Крыма, стремясь посадить на престол лояльного себе правителя.

Лишь в 1480 году Ахмат смог собрать силы для похода на Москву, перед этим заручившись поддержкой польского короля Казимира IV. Хан рассчитывал нанести удар именно со стороны Литвы. История стояния на Угре Ахмат подобрал весьма удачный момент для того, чтобы выйти в поход. В самом начале 1480 года русские земли потрясли несколько событий. На северо-западе на Псков напали рыцари Ливонского ордена, а внутри самой великокняжеской семьи назрел раскол. Недовольные политикой централизации Ивана III, на протяжении всего своего правления формировавшего если не самодержавную модель монархии, то весьма близкую к ней, против великого князя восстали его братья, Андрей Углицкий и Борис Волоцкий. К этому выступлению Иван отнёсся с максимальной серьёзностью — на подавление мятежа были направлены войска, предназначавшиеся для отражения нападения крестоносцев.

Великий князь отправил несколько посольств к своим родственникам с предложением решить спор мирно и полюбовно, однако те не отвечали брату. Наоборот, Андрей и Борис пытались заручиться поддержкой польского короля Казимира, но тот на призывы не ответил. Польский король Казимир IV. Летом известие о нападении татар достигло великого князя. Его приближённые разделились на два лагеря. Другие же, вместе с горожанами, требовали от государя принять сражение. Среди них оказался влиятельный клирик, духовник великого князя, ростовский архиепископ Вассиан.

В своём «Послании на Угру» церковный деятель призвал Ивана III дать отпор хану Ахмату: «Так и теперь, если последуешь примеру прародителя твоего, великого и достойного похвал Димитрия, и постараешься избавить стадо Христово от мысленного волка, то Господь, увидев твоё дерзновение, также поможет тебе и покорит врагов твоих под ноги твои». Позиция Вассиана и других сторонников сопротивления Ахмату в итоге возобладала. В это же время хорошие для Ивана III известия пришли и от мятежных братьев — Борис и Андрей сообщили о прекращении своего бунта. Посредником в примирении выступила их мать Мария Ярославна. Отряды князей выступили на берег Угры, где уже расположились татары. Участники событий войска и командующие Доподлинно неизвестно, какой была численность войск, принимавших участие в стоянии. По всей видимости, правитель Большой Орды собрал практически все наличные силы.

Оборонявшихся русских, предположительно, было меньше, однако они занимали более выгодные позиции. Стояние на Угре. Миниатюра из Лицевого Летописного Свода. Князь Иван III, руководивший войсками, расположился в Кременце и отправил практически все наличные силы к берегу реки. К этому времени татары предприняли попытку захватить плацдарм у крепости Опаков, однако она завершилась безрезультатно. Татары попытались переправиться через Угру неподалёку от её устья, в районе впадения реки Росвянки. Русские отгоняли переправлявшихся татар с помощью огня пищалей и залпов артиллерии.

Сражение шло на протяжении четырёх дней — Ахмату не удалось закрепиться на русском берегу Угры. Смирившись с неудачей, хан отвёл основные войска на несколько вёрст вглубь литовской территории. Иван III рассредоточил свои отряды на всей русской береговой линии Угры. Именно тогда и началось знаменитое стояние — силы татар и москвичей с союзниками расположились друг против друга, разделённые рекой.

За это правитель Золотой Орды посылает на Русь армию, которая разбивает русское войско на реке Пьяне и, разграбив города, уходит в степь.

В 1378 году новое войско под руководством опытного мурзы Бегича снова приходит на Русь, чтобы завершить разгром Дмитрия. В августе того же года войско московского князя разбило ордынцев. Это был первый крупный успех Руси в полевом сражении против татарской конницы. Оно имело огромный психологический эффект и показало, что русские могут побеждать кочевников. Через два года князь Дмитрий повторит победу, только уже над Мамаем и на Куликовском поле.

Силы сторон Основные сведения о битве содержатся в «Повести о битве на реке Воже» из Троицкой летописи. Фрагменты из этого документа вошли и в ряд других летописей Северо-Восточной Руси. Из «Повести» историки узнали точную дату боя, его ход и основных участников. По версии исследователя Владимира Кучкина, именно события на Воже легли в основу сказаний, описывающих Куликовскую битву.

К городу спешно собирались отряды завоевателей, грабившие села и деревни по Верхней Волге.

Две недели держался Торжок. Две недели, сменяя друг друга, остервенело лезли по штурмовым лестницам толпы врагов; тяжелые каменные глыбы из метательных орудий долбили деревянные стены, тучи стрел поражали защитников города. Жители Торжка упорно сопротивлялись. Они ожидали из Новгорода, своего «старшего» города, где имелось многочисленное войско. Но так и не пришла.

Новгородские бояре предпочитали отсиживаться за лесными чащобами, надеясь на близкую распутицу. Надежда отбиться убывала, настолько многочисленным было монголо-татарское войско.

Поле чудес Куликово. Как Донская победа вернула Руси русскую власть

Атака ордынцев была отбита силами удельного князя Тверского Ивана Молодого, сына и наследника Ивана III. Встретив отпор, Батый принуждён был перейти к осаде городка. 1. военачальник ордынцев 2. русский ратник, противник челубея 3. город, князь которого организовал отпор ордынцам 4. Встретив отпор, Батый принуждён был перейти к осаде городка. Князь Димитрий Иванович встал лагерем на возвышенностях реки Вожа, перекрыв таким образом брод, через который ордынцы собирались переплавляться. Найди верный ответ на вопрос«Город князь который организовал отпор ордынцам » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Куликовская битва - cтраницы 24, 25, 26

Таким образом, Батый, оказавшись вместе со своей армией весной под Козельском, попал в очень непростую ситуацию. Кочевники-монголы, привыкшие воевать в условиях степи, не могли взять город, расположенный на возвышенности, к тому же, окруженный со всех сторон водой. Последнее обстоятельство не давало возможность поставить осадные машины, которые татары научились делать у китайцев. Помимо того, что город обладал защитой в виде природных преград, он был еще обнесен защитным насыпным валом.

К тому же, его окружал деревянный частокол с башнями, из которых стреляли лучники. Ни боевые машины врага, ни сама армия не могли пробраться в хорошо укрепленный детинец укрепленная часть города, но жители, используя свои преимущества, эффективно отстреливались от напиравших полчищ. Предательство Неприступная крепость Козельска, могла пасть из-за предательства.

Косвенно это подтверждается одним примером: под Козельском есть деревня Дешовка, которая в народном толковании получила свое название из-за предательства ее жителей Орде. Возможно, что в 1238 году именно ее жители, запуганные монголами, указали слабые места в козельской крепости, которая благодаря влиянию природных факторов казалась неприступной. Непримиримые борцы Защитники Козельска держались почти два месяца, отражая вылазки татаро-монгольских войск.

Но когда на помощь Батыю подошли войска монгольских военачальников Кадана и Бури — потомков самого Чингисхана, город был взят за три дня. Татаро-монголы успели подняться на вал, и разрушить часть стены детинца, тогда жители города открыли главные ворота и вышли, чтобы дать отпор врагам, вооруженные одними лишь мечами.

В Торжке в это время не оказалось ни князя, ни княжеской дружины. Вся тяжесть борьбы против сильного и хорошо вооруженного врага легла на плечи городского посадского населения.

Летописи сохранили до наших дней имена горожан, руководивших героической обороной Торжка против полчищ Батыя, — этИванко, «посадник Новоторжский» , Яким Влункович, Глеб Борисович, Михайло Моисеевич. Все они погибли в неравной сече. Встретив отпор, Батый вынужден был перейти к осаде города. Монголо-татары «отынили тыном» весь Торжок, подвезли метательные машины — «пороки».

К городу спешно собирались отряды завоевателей, грабившие села и деревни по Верхней Волге. Две недели держался Торжок.

Отряды князей выступили на берег Угры, где уже расположились татары. Участники событий войска и командующие Доподлинно неизвестно, какой была численность войск, принимавших участие в стоянии. По всей видимости, правитель Большой Орды собрал практически все наличные силы.

Оборонявшихся русских, предположительно, было меньше, однако они занимали более выгодные позиции. Стояние на Угре. Миниатюра из Лицевого Летописного Свода. Князь Иван III, руководивший войсками, расположился в Кременце и отправил практически все наличные силы к берегу реки. К этому времени татары предприняли попытку захватить плацдарм у крепости Опаков, однако она завершилась безрезультатно.

Татары попытались переправиться через Угру неподалёку от её устья, в районе впадения реки Росвянки. Русские отгоняли переправлявшихся татар с помощью огня пищалей и залпов артиллерии. Сражение шло на протяжении четырёх дней — Ахмату не удалось закрепиться на русском берегу Угры. Смирившись с неудачей, хан отвёл основные войска на несколько вёрст вглубь литовской территории. Иван III рассредоточил свои отряды на всей русской береговой линии Угры.

Именно тогда и началось знаменитое стояние — силы татар и москвичей с союзниками расположились друг против друга, разделённые рекой. Никто не рисковал проявить инициативу. Лишь редкие перестрелки тревожили водную гладь Угры, ещё не скованную льдом. Однако в обоих лагерях царило сильное напряжение. Никто не знал, к чему движутся события.

Первым нарушил молчание Иван III. Он отправил в лагерь хана Ахмата одного из своих лучших дипломатов, Ивана Товаркова, с богатыми дарами и задачей выяснить намерения татар. Прибыв к государю Большой Орды, посол услышал следующие требования: выплата дани за семь лет и личный приезд Ивана III в татарский лагерь. Начались длительные переговоры, в которых открылись глубокие противоречия в позициях сторон. Московский князь отказался от поездки к Ахмату, после чего последний потребовал встречи хотя бы с родственниками.

Иван III был непреклонен. В результате Ахмат отклонил подарки — переговоры ни к чему не привели. Река Угра. Наши дни. Иван III ожидал прибытия подкреплений бывших мятежных братьев.

Кроме того, в стане татар начались болезни, а фураж, предназначенный лошадям, стремительно таял. Время играло против Ахмата, который к тому же сам остался без союзников. Выполняя союзнические по отношению к Москве обязательства, крымский хан Менгли Гирей напал на южные рубежи Польско-Литовского королевства, чем отвлёк силы короля Казимира IV. Ахмат не мог дать решающего сражения во всяком случае, пока Угра не покроется льдом , при этом ценное время утекало, а расчёт на устрашение Ивана III мощью татарской армии не оправдался. В этих условиях хан приказал мобилизовать практически всех воинов Большой Орды и отправить их к Угре.

Известие об этом дошло до русского лагеря. Иван III приказал организовать небольшой отряд, в который вошли как московские ратники, так и крымские воины. Его главной задачей стала реализация глубокого рейда по Большой Орде с разгромом столицы ханства Нового Сарая, который после упомянутого приказа Ахмата остался фактически без прикрытия. Отряд успешно разорил город и другие поселения, находившиеся в тылу татарского войска. В конце октября наступили холода.

Далее свою основную задау ушкуйники видят в борьбе с Ордой. В 1374 г. В 1375 г. Московский воевода Александр Плещеев с 5-тысячной ратью вышел им навстречу. У Прокопа было всего 1,5 тыс. Удар этой засады в тыл Плещееву и решил исход сражения. Москвичи разбежались, а ушкуйники в очередной раз взяли Кострому. Отдохнув пару недель в Костроме, ушкуйники двинулись вниз по Волге. Уже по традиции они нанесли «визит» в города Болгар и Сарай.

Причем правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью. Зато ханская столица Сарай была взята штурмом и разграблена. Новгород находится почти в 2000 км от Сарая. Никакой поход напрямую туда был невозможен. Но есть нечто, что объединяет Новгород и Сарай — оба стоят на берегу рек. Еще одно доказательство в версии, что на Сарай нападали ушкуйники. Вот только речные системы Волхова и Волги напрямую не связаны. Ушкуйникам необходимо было найти короткое расстояние, чтобы перетащить лодки на Волгу. В 200 км от Новгорода есть две небольшие речки, одна из которых впадает в Волгу, а другая — в Волхов.

Ушкуйники могли легко переправить лодки по срубам деревьев. На Севере это был привычный способ переправки судов. Город Сарай находится в 170 км от Астрахани вверх по течению Волги, но, ни на одной из современных карт его не найти. В те времена, в городе проживало одновременно от 70 до 100 тыс. Сарай считался крупнейшим городом Европы и даже Азиатского Востока, сравнимый с Багдадом, Каиром, Константинополем и Римом того времени. Сарай-Бату был самым богатым городом Золотой Орды. Сарай был построен не на берегу Волги, а на ее рукаве — на берегу реки Ахтубе. Она была слишком мелководной для тяжелых военных судов, но только не для ушкуйников и их легких маневренных кораблей. Скорее всего, ушкуйники подошли к Сараю рано утром, на рассвете, они быстро перебили охрану и начали грабить.

Грабить слишком долго ушкуйники не могли. Татарская армия могла подойти в любой момент, и против них было не устоять. Ушкуйники освободили тысячи русских рабов, нагрузили свои лодки самым ценным: золотом, драгоценностями, дорогими тканями, оружием и отплыли также быстро, как и появились. Чтобы за ними не соорудили погоню, грабители подожгли город с разных концов, степной город вспыхнул мгновенно. Но вот загадка. Ушкуйники безнаказанно ушли из Сарая с огромной добычей, однако не в Новгороде нигде бы там, ни было, они не появились. Куда же они пропали с казной Золотой Орды? Ушкуйники должны были спрятать сокровища, захваченные в Сарае, потому как продолжать поход с такой добычей невозможно. Но куда было спрятано награбленное?

В арабских источниках есть упоминания о загадочном острове руссов, что на некотором острове на Волге неизвестные руссы спрятали несметные награбленные сокровища, чтобы вернуться за ними, завершив свои походы на реке. Точное местонахождение острова неизвестно. Сказочная добыча вскружила головы ушкуйникам, и, как упоминается в арабских летописях, они направились еще дальше, к Каспию. Близ устья Волги их встретил хан Салгей, правивший Хазтороканью Астраханью , и немедленно заплатил дань, затребованную Прокопом. Мало того, в честь непрошеных гостей с далекого Ильмень-озера хан устроил грандиозный пир. Но когда захмелевшие новгородцы совсем потеряли бдительность, в разгар пира на них бросилась толпа вооруженных татар. Так погибли Прокоп, Смолянин и почти все удальцы, немногим посчастливилось вернуться на Русь. Это было самое большое поражение ушкуйников. Но подробности этой трагедии скорее подчеркивают силу ушкуйников, чем их слабость.

Паника охватывала ордынцев при одной вести о приближении ушкуйников. Татары даже не попытались одолеть их в открытом бою. Хазторокань была не первым, а очередным городом, где ханы с поклоном предлагали дань, чтобы их только оставили в покое. Так как же, скажет читатель, символ веры отечественных историков — «Куликовская битва переломила хребет Золотой Орде»- неверен? Выходит, что хребет Орде переломили ушкуйники? Увы, реальная история не терпит никаких догм. За два десятилетия ушкуйники убили больше татар, чем войско князя Димитрия на Куликовом поле. Но в условиях полигамии в Орде за 1380 г. Так что, ни Димитрий, ни Прокоп физически не могли сломить хребет Золотой Орде.

Другое дело - огромная моральная победа русского народа. Расходились по городам и посадам добрые молодцы с заморскими драгоценностями, да с красотками из ханских гаремов. Возвращались к родным очагам рабы ордынские, угнанные в неволю много лет назад, по которым отплакали родные и отпели попы. Слушал народ русский рассказы седых старцев, как за тридевять земель в столицу Сарай пришли богатыри русские, полонян православных освободили, а всех басурман в расход вывели. Не Русь Орде, а Орда Руси стала платить дань. Понадобилось еще целых два века, чтобы по следам предводителя ушкуйников Прокопа вниз по Волге на Казань и Астрахань пошли со своими ратями воеводы Ивана Грозного. Были ли ушкуйники вместе с князем Димитрием на реке Непрядве в 1380 г.? Скорее всего нет - не любила вольница московских князей. Но зато каждый ратник в московском войске знал, что идет он не на непобедимую Батыеву или Дюденеву рать, а на войско, не сумевшее дважды за десять лет защитить свою столицу.

А ушкуйники, не признаваемые Новгородом, ненавидимые всеми русскими князьями, продолжали ходить на Волгу. Бить татар у них стало не подвигом, а промыслом. В 1392 г. В 1409 г. Подобные лихие экспедиции организовывались вплоть до семидесятых годов XV столетия, когда Великий Новгород попал под власть великого московского князя Ивана III. Любопытно, что в ряде случаев московские князья заключали с ними временные соглашения для синхронизации ударов по Казанскому ханству. Из-за давления Москвы ушкуйникам в первой половине XV в. Из Хлынова по реке Вятке ушкуйники выходили в Каму и Волгу. В 1489 году против ушкуйников поднялась Москва и соседние княжества, теперь они считались обычными бандитами с большой дороги.

Значительной части бандитов удалось бежать, казнили только убийц и атаманов. Ушкуйники исчезают из российской истории навсегда. Современная деревня Хлыново в Раменском районе - свидетельство об этой «депортации».

Город князь которого организовал отпор ордынцев

Москвичи поверили и поплатились за это жизнью. Делегация с дарами во главе с Остеем была зарублена, ордынцы ворвались в город через открытые ворота, перебили людей, а город сожгли. Пострадали от нашествия Тохтамыша и другие русские земли. Навстречу хану вышел с войском двоюродный брат Дмитрия Донского - Владимир Серпуховской. После Куликовской битвы его прозвали Владимиром Храбрым. Не дожидаясь битвы с ним, хан Тохтамыш ушел в степь, но русские княжества были вынуждены признать вновь свою зависимость от Орды. Однако со временем в первой половине XV в. Сама Золотая Орда не сумела восстановить былого единства и мощи. Орда слабела и раскалывалась.

Ее поглощали внутренние междоусобные брани. В конце концов, к середине XV в. Большая Орда претендовала на наследие Золотой, стремилась сплотить вновь татарские ханства. От Руси Большая Орда требовала дани, но великие князья Московские и Владимирские платили ей настоящий ордынский выход редко. Чаще ограничивались так называемыми «поминками» подарками. Вопрос о падении ига стал уже вопросом времени. Вскоре после нашествия Тохтамыша Дмитрий Иванович отправил в Орду своего сына Василия, чтобы тот получил для него ярлык. После выполнения условия о возобновлении выплаты дани, ярлык остался у Дмитрия.

Перед смертью он завещал великое княжение своему сыну Василию как «отчину». Василий продолжил политику, направленную на расширение московского княжества. В 1390 году он отправился в Орду и купил там ярлык на нижегородское княжество, кроме того, в состав Москвы вошел Муром. В орбиту московской политики постепенно вовлекалась Рязань. Сын Олега рязанского Федор был женат на сестре Василия. Тем не менее, при постоянных междоусобицах в Орде московскому князю трудно было сохранить хорошие отношения с татарами. После нашествия на Москву 1382 года, Тохтамыш недолго правил Ордой. Он поссорился со своим благодетелем - самаркандским властителем Тимуром Тимур Ланг хромец - Тамерлан.

Укрепившись в Орде, Тохтамыш решил не быть более вассалом Тимура. Тот двинул свои полки на Орду. Не помог Тохтамышу и союз с могущественным великим князем Литвы Витовтом. Решающую битву на р. Ворскле 1399 г. Витовт и Тохтамыш проиграли. В той битве, кстати, пало немало героев Куликовской битвы, погиб, например, воевода Дмитр Боброк. В ходе борьбы Тимура и Тохтамыша страшным опасностям подвергалась Русь.

В 1395 г. Тамерлан вторгся в ее пределы и сжег Елец. Все были в ужасе… Навстречу неприятелю вышло войско во главе с московским князем, но надеялись не столько на оружие, сколько на молитву и чудо. Битвы не случилось: Тамерлан вернулся на Восток, азиатского завоевателя манили богатства азиатских стран. Русские приписали удачу чуду, сотворенному иконой Богоматери. Силы Руси были истощены не случайно, наметившийся было союз Москвы и литовского князя Витовта, не состоялся. На этом напасти не кончились. Ставленник Тимура золотоордынский хан Едигей разорил Русь в 1408 г.

Вокруг Москвы хан все пожег и захватил многотысячный полон. Но белокаменный Кремль на этот раз устоял и, получив дань, Едигей ушел в Орду… Зарубежные исследователи в массе своей оценивают итоги княжения Дмитрия скромно: попытка освобождения Руси не удалась. Большинство отечественных ученых считает время Дмитрия Донского поворотным в русской истории: был решен вопрос об объединяющем Северо-Восточные русские земли центре - им окончательно стала Москва. Характер зависимости Руси после Куликовской битвы стал меняться - иго неуклонно слабело. Однако и среди российских историков есть противники такого взгляда. Ниже - аргументы обоих подходов. Костомаров о князе Дмитрии Донском и его времени: «Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими в громадных размерах.

Московская земля, не считая мелких разорений, была два раза опустошаема литовцами, а потом потерпела нашествие Орды Тохтамыша; Рязанская земля — страдала два раза от татар, два раза от москвичей и была приведена в крайнее разорение; Тверскую - несколько раз разоряли москвичи; Смоленская - терпела и от москвичей, и от литовцев; Новгородская земля - понесла разорение от тверичей и от москвичей. К этому присоединились физические бедствия эпидемия чумы, засухи 1365, 1371, 1373 гг. Сам Дмитрий не был князем, способным мудростью правления облегчить тяжелую судьбу народа; действовал ли он от себя или по внушению бояр своих, - в его действиях виден ряд промахов. Следуя задаче подчинить Москве русские земли, он не только не умел достигать своих целей, но даже упускал из рук то, что ему доставляли обстоятельства; он не уничтожил силы и самостоятельности Твери и Рязани, не умел и поладить с ними... Соловьев о князе Дмитрии и его времени: «В 1389 г.

И сражался с войсками татарскими так храбро и мужественно, что и сам царь испугался. И едва удалось татарам захватить пятерых тяжело раненных воинов.

И привели их к царю Батыю. Царь Батый и начал выспрашивать: «Какой вы веры и какой земли? И за что мне много зла сотворили? Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, могучего царя, почтить, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же удивился ответу их мудрому. И послал сына шурина своего — Хостоврула, против Евпатия, а с ним и много войск татарских.

Хостоврул же похвастался царю, что живым Евпатия к царю приведет. И окружили всех большие силы татарские, желая захватить Евпатия живым. Хостоврул же вступил в единоборство с Евпатием. Евпатий, богатырь силою, рассек Хостоврула надвое до самого седла. И начал сечь войско татарское и многих известных богатырей Батыевых побил, одних надвое рассекая, а иных до седла раскроил. Татары перепугались, видя, что Евпатий богатырь-исполин. И навели на него бесчисленное множество стенобитных орудий, и начали по нему бить из них, и с трудом убили его.

И принесли тело его пред царя Батыя. Царь Батый послал за мурзами, и за князьями, и за санчакбеями, и все стали дивиться храбрости, и силе, и мужеству рязанского воинства. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, ни отцы наши не поведали нам о таких. Так храбро и мужественно они сражались: один бился с тысячей, а два — со тьмою. Никто не смог уйти от них живым со сражения!

Батый был взбешен неслыханным сопротивлением козельцев.

Он запретил называть город Козельском, а повелел звать его «Злым градом». Козельск отнял у него 7 недель, уступая в длительности сопротивления лишь Киеву. Не менее упорное сопротивление встретили ордынцы в городах Южной Руси.

Когда наступила долгожданная битва, князь был готов противостоять ордынцам. Боевой дух, единство и твердая воля к победе были в каждом воине и жителе города. Они вели сражение с огнем и яростью, применяя новые тактики, которые подготовил Иван Всеволодович. И вот, несмотря на непомерную силу ордынцев, которые уже много городов превратили в руины, Неапольская крепость устояла.

Ее стены и воины выдержали напор монгольской орды, и они были вынуждены отступить. Это стало не только победой города, но и символом непокорности и сопротивления русского народа. Город, князь которого организовал отпор ордынцам, остался в истории как яркий пример храбрости, мужества и гордости русского народа. Эта победа показала, что объединение и солидарность могут превратить крепость в неприступную крепость.

Остались вопросы?

Используя слова; московский князь Дмитрий, дать отпор золотой орде, долго готовился, просил благословения у Сергия Радонежского. Правильный ответ на вопрос«Город, князь которого организовал отпор ордынцам. » по предмету История. Но князь понимал, что бить Мамая нужно как можно скорее, пока в их спор не вмешался возможный союзник ордынца великий князь Литовский Ягайло. Так князь Юрий отправился к реке Сити собирать войско, а часть дружины с сыновьями великого князя остались оборонять город.

Стояние на реке Угре. Гениальный план Ивана Великого, освободивший Русь от ига [День в истории]

Разгадайте кроссворд «Куликовская битва». По горизонтали: 6. Поле битвы 8 сентября 1380 года. Имя основателя Троицкого монастыря. Имя русского князя, стоявшего во главе войска в Куликовской битве.

Монголы понесли значительные потери в ходе завоевания русских земель, поэтому не имели привычного численного превосходства перед европейскими феодалами. Кроме того, европейские феодалы сплотились перед лицом общего врага. Их объединённые армии наносили существенный урон монголам, которые находились вдали от своей родины и не имели возможности полноценно компенсировать потери.

Каменные замки европейских феодалов затрудняли продвижение монгольских войск. Захватчики не могли позволить себе тратить время на осаду каждого замка, поэтому зачастую предпочитали обходить их стороной. Вступив на территорию европейских королевств, монголы оказались за пределами привычной для себя степной зоны. В таких условиях было тяжело прокормить лошадей. В начале 1242 г. Батый получил известие о смерти великого хана Монгольской империи — Угэдэя. Знати предстояло избрать нового великого хана.

Батый как потомок старшего сына Чингисхана был одним из претендентов. Он решил приостановить поход на запад и вернуться домой. Весной 1242 г. Русь после нашествия Батыя Военные походы хана Батыя привели к тяжёлым последствиям для русских земель. Погибло огромное количество людей. Многие жители Руси были уведены в плен и проданы в рабство. Русские земли, сопредельные со степью, запустели, их население массово переселялось на север в стремлении спастись от ордынцев.

Завоеватели разрушили несколько десятков крупных городов — важных центров ремесла и торговли. Некоторые разорённые города больше не восстановились. В лучшем случае на их месте позднее возникли деревни. Например, захваченная Батыем Рязань так и осталась лежать в руинах. Современная Рязань — другой город: его старое название — Переяславль-Рязанский, он находится в 60 км от старой Рязани. Современный вид на городище Старая Рязань — место разорённой Батыем Рязани. На фотографии виден ров, который окружал город, и земляные валы на месте городских стен.

Фотография Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника После нашествия на Руси значительно замедлилось развитие культуры и ремёсел. Некоторые ремёсла на долгое время прекратили существование: многих мастеров убили и увели в плен. В разорённых землях надолго пресеклось каменное строительство. Историкам неизвестен ни один каменный храм, возведённый в Северо-Восточной и Южной Руси в период от 1240 г. Разорение ордынцами городов привело к утрате огромного количества памятников культуры: храмов, икон, книг, предметов ювелирного искусства. В огне пожаров погибли многие памятники литературы и официальные документы, которые могли бы сейчас пролить свет на малоизвестные моменты отечественной истории. Нашествие Батыя ослабило обороноспособность Руси.

В сражениях с монголами погибли многие князья и их дружинники, составлявшие основу военного могущества родной земли. Русские княжества стали привлекательной добычей для любых иноземных захватчиков. Значительная часть русских земель на долгое время попала в политическую зависимость из ордынских завоевателей. Опустошительное нашествие Батыя надолго замедлило развитие всех сфер внутренней жизни Руси, что сказалось на дальнейшей истории нашей страны. Задания 1. Как вы думаете, была ли возможность у русских князей отразить нашествие Батыя? Что нужно было для этого делать?

Прочитайте фрагмент исторического источника и ответьте на вопросы. В воскресенье пошли они на приступ к городу, месяца февраля в седьмой день.

Русский ратник, противник Челубея Пересвет.

Рассмотри картину. Опиши, какой момент Куликовской битвы на ней изображён. Утро, перед началом битвы.

В бою сразились богатыри — ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями оба храбреца пали замертво.

Монгольский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем. Прозвание московского князя, деда князя, разбившего войско ордынцев 8 сентября 1380 года.

Город, князь которого организовал отпор ордынцам. Прозвание князя-победителя в Куликовской битве. Приток Дона близ места Куликовской битвы. Военачальник ордынцев.

Угра-1480: почему ордынцы пришли, «постояли» и ушли

Так князь Юрий отправился к реке Сити собирать войско, а часть дружины с сыновьями великого князя остались оборонять город. Пока была осада Владимира отряд ордынцев успел совершить набег на Суздаль. По данным переписей, население города снова достигло отметки 50 тысяч людей лишь в середине XIX сна судьба воеводы Дмитра, которого пощадил исключено, что хан пытался использовать его как переговорщика с князем Даниилом Галицким.

Нашествие Батыя на Русь

В Тарусу для подготовки города к обороне и организации отпора татарам отправился брат московского князя Андрей Меньшой. Во время нашествия 1237-1238 годов дольше всех против ордынцев продержался город Козельск. 3. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. 4. Прозвание князя-победителя в Куликовской битве. 78 оценили. alt. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. 78 оценили. alt. Город, князь которого организовал отпор ордынцам.

Битва на реке Воже: когда Дмитрий Донской впервые победил татаро-монгол

Отсюда и возникло название "стояние на Угре" - обе стороны, по сути, стояли на месте, Ахмату тоже не хватало сил, так как польский король Казимир не оказал ему обещанной помощи. Когда к Ивану III прибыло подкрепление, Ахмат уже потерял инициативу, но тут же возник опасный момент - Угра начала замерзать и появление прочного льда сыграло бы на руку Орде. Однако Ахмат все же не осмелился наступать в одиночку, так как резервных войск у него не было, и 9 ноября решил уйти. Официально стояние на Угре завершилось 11 ноября 20 октября по новому стилю 1480 года. С этого дня Русь освободилась от 240-летнего господства монголо-татарского ига, а спустя год Ахмат был убит в своей кочевой ставке тюменским ханом Ибаком и ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи. Большая орда прекратила свое существование, а Русь продолжала развиваться и присоединять новые земли, в том числе и те, что ранее были в составе Большой Орды - начался процесс становление единого независимого Русского государства.

Коллекция приобретённых им предметов, трактуемых в то время как находки с места эпохального сражения, легла в основу Музея Куликовской битвы.

Современный анализ опубликованных тогда в « Вестнике Европы » рисунков и описаний части артефактов показывает подавляющий процент анахронизмов , что соответствовало уровню исторического знания начала XIX века. В 1880-х годах сбором находок занимался тульский археолог Н. Некоторые находки, собранные при распашке поля в начале XX века, также сохранились в Тульском областном краеведческом музее. На основе анализа распределения и датировки имеющихся находок М. Фехнер опубликовала в 1990 году работу, в которой обособлена зона распространения вещей XIV века на Куликовом поле. Это «Краткая летописная повесть О Великом побоище на Дону» [62] , «Пространная летописная повесть о Куликовской битве», « Задонщина » и « Сказание о Мамаевом побоище ». Последние два содержат значительное число литературных подробностей сомнительной достоверности [63].

Сведения о Куликовской битве содержатся также в других летописных сводах, охватывающих этот период, а также в западноевропейских хрониках, добавляющих дополнительные интересные сведения о ходе битвы, не известные по русским источникам. Наиболее полным [64] летописным документом, художественно повествующем о событиях сентября 1380 года, является «Сказание о Мамаевом побоище», известное из более чем сотни сохранившихся списков. Это единственный документ, в котором говорится о численности войска Мамая хотя и неправдоподобно большой. На источник оказала значительное влияние политико-идеологическая атмосфера времени его создания и редактирования в частности, пристальное внимание было уделено роли церкви, а в свете противостояния Москвы с Великим княжеством Литовским и Крымским ханством в повествовании были усилены антилитовские и антиордынские акценты [65]. Кроме того, краткий рассказ о Куликовской битве вторичного происхождения содержит « Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского », а в « Житии Сергия Радонежского » содержится рассказ о встрече перед битвой Дмитрия Донского с Сергием Радонежским и о посылке им на бой Пересвета и Осляби. Дополнительными источниками о битве могут послужить поминальные списки погибших в ней князей и бояр, сохранившиеся в составе вселенских соборных синодиков [66]. Краткие упоминания о Куликовской битве сохранились также у Орденских хронистов, современников события: Иоганна фон Посилге , его возможного продолжателя или переводчика Иоганна Линденблата и Детмара Любекского , автора « Торуньских анналов» [67].

Иоганн фон Посилге Johann von Posilge , священник из Помезании , живший в Ризенбурге , писал свою хронику на латыни с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Затем его продолжатель до 1419 года, Иоганн Линденблат, перевёл её на верхненемецкий: В том же году была большая война во многих странах: особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды Bloen Wassir [68] , и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар. Детмар Любекский , монах-францисканец Торуньского монастыря , довёл свою хронику на латинском языке до 1395 года. Затем его продолжатель до 1400 года перевёл её на нижненемецкий: В то же время была там великая битва у Синей Воды blawasser между русскими и татарами, и тогда было побито народу с обеих сторон четыре сотни тысяч; тогда русские выиграли битву. Когда они хотели отправиться домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были позваны на помощь татарами, и взяли у русских их добычу, и убили их много на поле.

Рассказ Детмара из Любека в общих чертах передаёт в своей «Новой хронике» Chronica Novella его младший современник ум. Сведения немецких историков о Куликовской битве восходят, очевидно, к сообщению, привезённому из Руси ганзейскими купцами на съезд в Любеке в 1381 году [69]. Оно в сильно искажённом виде сохранилось в сочинении немецкого историка и богослова конца XV века декана духовного капитула города Гамбурга Альберта Кранца Albert Krantz «Вандалия» Wandalia, 1519 [70] : В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение, в местности, называемом Флавассер Flawasser. Согласно обычаю обоих народов, они сражались, не стоя друг против друга большим войском, а выбегая, чтобы метать друг в друга копья и убивать, а затем снова возвращаясь в свои ряды. Рассказывают, что в этом сражении погибло двести тысяч человек. Победители русские захватили немалую добычу в виде стад скота, поскольку почти ничем другим татары не владеют. Но недолго русские радовались этой победе, потому что татары, призвав в союзники литовцев, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли и многих из русских, повергнув, убили.

Это было в 1381 году от Рождества Христова. В это время в Любеке был съезд всех городов союза, называемого Ганзой. Историческая оценка[ править править код ] Историческая оценка значения Куликовской битвы неоднозначна. Можно выделить следующие основные точки зрения: Согласно традиционной точке зрения, восходящей к Карамзину , Куликовская битва являлась первым шагом к освобождению русских земель от золотоордынской зависимости.

Выплата дани наносила колоссальный экономический урон русским землям.

Если баскаки не получали желаемого, русским людям грозило рабство в Орде. Бесцеремонные поборы сборщиков дани — отрядов баскаков — часто вызывали сопротивление отдельных русских князей, городов и территорий. С этого начиналась борьба Руси с ордынским игом. Но непокорных топили в собственной крови. Малейшее сопротивление баскакам заканчивалось введением ордынских карательных отрядов.

От ордынских наместников Русь избавилась только в 20-е годы XIV века при великом князе московском и владимирском Иване Даниловиче Калите. Этому предшествовал разгром отряда баскака Чолхана Щелкана в Твери: в 1325 году местное население, поддержанное тверским князем, дало отпор сборщикам дани. Ликвидация баскачеств, наместников хана на покоренных землях, стало первым серьезным достижением в борьбе Руси с золотордынцами. Но дань — деньгами, мехами, хлебом и металлом - оставалась: ее теперь собирал великий князь владимирский и сам доставлял в Орду. Лишь во второй половине XIV века русские княжества начали отказываться платить дань.

Одним из первых на это решился великий князь московский Дмитрий Иванович: Золотая Орда ничего не получала от Москвы в 1361 — 1371 и в 1374 — 1380 годах. Это был серьезный вызов Орде.

Татары смешались и обратились в бегство. Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. У татар отсутствовали резервы, чтобы попытаться повлиять на исход боя или хотя бы прикрыть отступление, поэтому всё татарское войско бежало с поля битвы. Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст , «избив» их «бесчисленное множество». Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии [44]. Вернувшись из погони, русские стали собирать войско, разбросанное по полю и окрестностям.

В течение нескольких дней хоронили убитых. Оценки потерь[ править править код ] Летописцы сильно преувеличивают число погибших золотоордынцев, доводя его до 800 тыс. Золотоордынцам при виде удара засадного полка приписывается фраза «молодые с нами бились, а доблии лучшие, старшие сохранились» [45]. Сразу после битвы была поставлена задача пересчитать, «сколько у нас воевод нет и сколько молодых [служилых] людей». Московский боярин Михаил Александрович сделал печальный доклад о гибели более 500 бояр 40 московских, 40—50 серпуховских , 20 коломенских, 20 переяславских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских , 50 нижегородских, 40 муромских , 30—34 ростовских, 20—23 дмитровских, 60—70 можайских , 30—60 звенигородских , 15 углицких, 20 галицких, 13—30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских , «а молодым людям [младшим дружинникам] и счёта нет; но только знаем, погибло у нас дружины всей 253 тысячи, а осталось у нас дружины 50 40 тысяч». Также погибло 6 белозерских [46] , двое тарусских [47] и моложский князь [48] из известных поимённо четырёх десятков князей-участников. Среди погибших упоминаются Семён Михайлович, Дмитрий Монастырёв и Фёдор тарусский , о гибели которых известно также соответственно в битве на р. Пьяне в 1377 году, в битве на р. Воже в 1378 году и в битве с татарами под Белевым в 1437 году.

Разин полагал, что в Куликовской битве со стороны русского войска погибло около 25—30 тысяч человек, что составляет половину от оценки им общей численности войска. Кирпичников сделал осторожное предположение, что в сражении могло погибнуть около 800 бояр и 5—8 тысяч человек. Булычёв на основе исследования аналогичных сражений в средневековой Европе сделал предположение, что русское войско могло потерять около трети всех воинов. После битвы[ править править код ] Наличие в русском войске сурожан в качестве проводников даёт основание предполагать о намерении командования русской рати осуществить поход вглубь степей, в которых кочевали татары. Но победу на Куликовом поле не удалось закрепить полным разгромом Золотой Орды. Для этого не было ещё достаточных сил. Учтя большие потери русской рати и опасность похода вглубь степей с небольшими силами, командование приняло решение возвратиться в Москву [27] Когда обозы, в которых повезли домой многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых [49]. Основные силы Ягайлы в день битвы находились всего в 35—40 км западнее Куликова поля. Со временем похода Ягайлы связывают потерю своего прежнего удела Дмитрием Ольгердовичем удел был передан Ягайлом его младшему брату Дмитрию-Корибуту.

Некоторые рязанцы в отсутствие своего князя, выдвинувшегося со своим войском на юг, также грабили обозы, возвращающиеся в Москву с Куликова поля через Рязанскую землю [50]. Однако уже в 1381 году Олег Рязанский признал себя «младшим братом» и заключил с Дмитрием антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года, и обещал вернуть захваченных после Куликовской битвы пленных [51]. С 9 по 16 сентября хоронили убитых. Народ радовался победе и прозвал Дмитрия Донским, а Владимира Донским или Храбрым по другой версии, великий московский князь Дмитрий Иванович получил почётное наименование Донской лишь при Иване Грозном [53]. Легенда о казаках и Донской иконе Божией Матери[ править править код ] Основная статья: Донская икона Божией Матери Одна из легенд, связанных с Куликовской битвой, гласит, что возвращаясь после сражения в Москву, князь Дмитрий Иванович побывал в казачьем городке Сиротине , где получил в дар бесценную реликвию, впоследствии ставшую одной из главных русских православных святынь: И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Более поздние интерпретации легенды утверждают, что казаки с иконой прибыли в стан московского князя Дмитрия накануне битвы, чтобы оказать ему помощь в сражении с татарами. На протяжении всей битвы икона находилась в стане русских войск и её заступничеству была приписана одержанная победа. Эта версия легенды зафиксирована во окладной книге Донского монастыря [55] , составленной в 1692 году: Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел.

Город князь который организовал отпор ордынцам

При обороне Рязани погиб князь Юрий Игоревич и члены его семьи. Так князь Юрий отправился к реке Сити собирать войско, а часть дружины с сыновьями великого князя остались оборонять город. Ответ дали 2 человека: Город, князь которого организовал отпор ордынцам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий