Новости гетман мазепа биография

Иван Степанович Мазепа — военный, политический и дипломатический деятель Войска Запорожского. Гетман Войска Запорожского (1687—1704) с изменением титула на «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман» (1704—1709) под протекторатом Русского царства. Лит.: Уманец Ф. Гетман Мазепа.

Иван МАЗЕПА

Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты :: Мазепа становится доверенным лицом молодого царевича, пользуется его полным доверием и содействием и небезосновательно, поскольку, сосредоточив максимум внимания на юго внешнеполитическом направлении, гетман осуществил то.
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы 385-ю годовщину со дня рождения самого известного (после Богдана Хмельницкого) украинского гетмана Ивана Мазепы-Колодинского 20 марта Украина.

Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни

4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка. Иван Степанович Мазепа — военный, политический и дипломатический деятель Войска Запорожского. Гетман Войска Запорожского (1687—1704) с изменением титула на «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман» (1704—1709) под протекторатом Русского царства. Гетман Мазепа стал одним из самых противоречивых политиков не только в XVII–XVIII веках, а за всю историю страны.

Из придворных в изгои

  • Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
  • Иван Мазепа — Википедия биография на Русском языке
  • Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
  • Иван МАЗЕПА

Код Мазепы

Это произошло 20 марта 1639 года. В своей юности он получил образование в Киевской Могилянской академии, где были заложены основы его будущего мировоззрения. В начале своей карьеры Мазепа поступил на службу под началом гетмана Ивана Самойловича, быстро продвигаясь по служебной лестнице. Он занимал ответственные посты и принимал участие в важных военных компаниях.

В 1687 году Мазепа при непосредственной поддержке князя Голицына стал гетманом левобережной Украины. Этот период характеризовался постепенным укреплением влияния Мазепы в регионе, а его внутренняя политика была направлена на усиление казацкой старшины и создание гетманской власти как основы государства. Период гетманства Мазепы был насыщен внутренними и внешними проблемами.

Он стал свидетелем начала Северной войны — конфликта, который разразился в 1700 году между Россией и Швецией. В это время Российское царство стремилось укрепить своё влияние на украинских казаков и ослабить автономию Войска Запорожского.

Мазепе ситуация виделась иначе — отказ царя явно нарушал подписанные гетманом и российскими властями в 1687 году Коломакские статьи , согласно которым в случае внешней опасности Москва обязалась оказывать Украине военную помощь. В общем, трудно не согласиться с Таировой-Яковлевой, писавшей, что, хотя украинская политика Петра, «возможно, действительно соответствовала интересам Российской империи, очень странно обвинять при этом Мазепу в том, что он ставил интересы Украины выше интересов империи». Однако, говоря об «украинском патриотизме» Мазепы, следует внести одно важное уточнение. В знаменитой опере Чайковского гетман грезит о троне и рассуждает о том, что «независимой державой Украйне быть уже пора». Насколько можно судить, подобное мнение о политических мотивах Мазепы можно услышать не только с оперной сцены.

И вот тут стоит напомнить, что, несмотря на прекрасную музыку Чайковского, опера имеет мало общего с историческими фактами. В том числе и в этом вопросе. Дело тут не столько в Мазепе, сколько в политической традиции гетманщины, где идея «суверенитета», похоже, просто никому не приходила в голову. Максимум, о чём мечтали её лидеры, это автономия под протекторатом одной из соседних держав. Спор же был только о том, какой из них передаться с максимальной для себя выгодой.

Таирова-Яковлева в своей монографии «Мазепа» утверждает, что отец и брат Марины были старшинами у Хмельницкого и погибли в боях с поляками — отец под Чортковом 1655 , а брат на Дрожи-поле 1655.

После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме « Полтава » названа Марией , дочь Василия Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [8] [9]. Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась. Образование и жизнь при дворе польского короля[ править править код ] Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме , затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян.

Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции , свободно владел украинским, русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [10]. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли. Костомаров пересказывает записки Пасека, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира. Из записок следует, что в 1661 году Мазепа оговорил перед королём своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора.

В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные — сторону Пасека. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [11].

Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою. Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа. И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство. Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки. Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал. Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска. В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница. Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам. Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману. Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью. Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей. Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит. Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии. Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину». Монах исполнил поручение. Монаха допросили в Преображенском приказе, но никакого дела об измене малороссийского гетмана не начинали. Прошло несколько месяцев. Кочубеи, видя, что попытка не удалась, стали искать других путей; они согласились с бывшим полтавским полковником Искрой, свояком Кочубея. Не решаясь сам начинать дело, Искра услужил Кочубею только тем, что отправил полтавского попа Спасской церкви, Ивана Святайла, к своему приятелю, ахтырскому полковнику Федору Осипову, просить у него свидания по важному государеву делу. Ахтырский полковник съехался с Искрой в своей пасеке. Ахтырский полковник известил о слышанном киевского воеводу и в то же время отправил в Москву от себя письма о предполагаемой измене гетмана, между прочим письмо к царевичу Алексею. Царь узнал обо всем 10 марта 1708 года и в собственноручном письме к Мазепе обо всем известил гетмана, сам уверял, что ничему не верит, считает все слышанное произведением неприятельской интриги, и заподозревал миргородского полковника Апостола, который, как царю было ведомо, недружелюбно относился к гетману. Царь заранее предоставлял гетману схватить и сковать своих недоброжелателей. Между тем сам Кочубей, по совету попа Святайла, отправил в Москву к царевичу еще один донос с перекрестом Янценком. Привезенный этим посланцем донос, доставлен был в руки государя. Но и этому доносу Петр не поверил и снова известил гетмана. Тогда гетман просил царя через канцлера Головкина повелеть взять доносчиков и прислать в Киев, чтоб судить их в глазах малороссийского народа. Царь на это согласился. Кочубей находился в своем имении Диканьке, близ Полтавы. Гетман отправил туда казаков взять его и Искру. Но Кочубей и Искра узнали об этом заранее, убежали в Ахтырский полк и спрятались в местечке Красный Кут под защиту ахтырского полковника. Гетман известил об этом канцлера Головкина, а Головкин отправил капитана Дубянского отыскать Кочубея, Искру и Осипова, благодарить их от имени государя за верность и пригласить их, для объяснения, ехать в Смоленск, надеясь на царскую милость и награждение. В то же время Петр, отпуская к Мазепе его генерального есаула Скоропадского, обнадеживал гетмана, что доносчикам, как клеветникам, не будет оказано никакого доверия и они примут достойную казнь. Доносчики доверились Головкину и поехали. С Белгорода их сопровождал сильный конвой, но так, чтобы им не казалось, что они едут под караулом. На другой день после прибытия доносчиков, начали допрашивать их царские министры. Прежде всех спрашивали ахтырского полковника Осипова. Он был только передатчик того, что сообщили ему, и не мог сказать ничего важного и нового по самому делу. Затем, приступили к Кочубею, и тот подал на письме 33 статьи 338 доноса о разных признаках, обличавших, как думал доноситель, гетмана Мазепу в измене: 1 В 1706 году в Минске говорил ему гетман наедине, что княгиня Дольская, мать Вишневецких, родственница Станислава Лещинского, уверяла его, что король Станислав желает сделать Мазепу князем черниговским и даровать запорожскому войску желанную волю. И мы с Чуйкевичем на другой после того день порешили обвенчать наших детей поскорее. Никто не знает, где огонь кроется и тлеет, а все узнают тогда, когда вспыхнет пожар: только тот пожар не скоро угаснет». Мазепа в Киеве веселился, гулял с музыкой, вместе с полковниками, и всех заохочивал к веселости, а на другой день послан был казак с гетманскими письмами ко ксендзу Заленскому. С какой бы стати ему сноситься письменно с этим ксендзом, если бы у него не было злого намерения? Вероятно, это он сделал, услыхавши, что за Кикиным хочет приехать в Батурин сам государь, и Мазепа намеревался обороняться и отстреливаться от государя. Видно, это он делал для того, чтоб со временем иметь татар для своей услуги. И другого человека, по прозванию Быевского, посылал Мазепа в Крым и к белгородским татарам, но неизвестно зачем. Ему на это сказали: «Не дай Бог, чтобы мы этого желали». Тогда он повторил: «Если между вами есть кто-нибудь такой, кто бы мог отчизну свою спасать, я тому уступлю; если вы на мне хотите оставить эту тягость, то извольте меня слушать и смотреть на мое руководительство: я уже пробовал ханской дружбы; был расположен ко мне бывший хан Казын-Гирей; но его отставили; а теперешний сначала было дружелюбно отвечал мне на мои письма, но потом посылал я в Крым своего посыльщика, да не получал уже никакой надежды оттуда: кажется, надобно дело наше начинать с другого бока и придется, уговорившись и постановивши свое намерение, браться за сабли». Из всех городов и сел люди уходят на правую сторону, и мать гетмана, умершая игуменья, перевела много людей в основанные ею на другой стороне Днепра слободы; от этого люди на левой стороне Днепра принуждены, с большим против прежнего отягощением, кормить конные и пехотные полки и думают также уходить на Заднепровье. Люди говорят, что так делается с той целью, чтобы города не в силах были защищаться. Тот же Русинович рассказывал, что польский коронный гетман Синявский поручил ему сказать Мазепе, что государь не удержится против шведов, и казаки, если с ним будут заодно, погибнут, а если будут за поляками, то останутся в целости при своих вольностях. Вижу, государь оскорбил Польшу, но и Украину он очень обременил; сам я не знаю, что делать с собой; если до чего придется, не в силах буду удержать казаков, когда они захотят куда-нибудь склониться"». Тот же Русинович говорил, что приезжал в Киев для размена денег мещанин львовский Гордон, шведский партизан, и Мазепа велел ему выдать из войсковой казны в размен 20000 р.

Мазепа, гетман Украины

Артамонов оспаривает утверждение С. Павленко и утверждает, что версия о предложении Мазепы заслуживает доверия [30]. Согласно желанию Петра, был избран Иван Ильич Скоропадский. В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывается следующим образом: «вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на веревке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил» [31]. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Однако объективным результатом его перехода к Карлу было втягивание войска шведов в Малороссию, куда они вошли в расчёте на обещанные Мазепой провиант, зимние квартиры и 50 тысяч казачьего войска: «Карл шел в Украину с большими надеждами.

Малороссийский гетман Иван Мазепа вступил с ним в тайный договор, и его тайная присылка к королю с просьбою идти скорее была, как говорили, причиною внезапного поворота королевского» [21] [32]. Но под знамёна Мазепы встало только 3 тысячи, многие из которых вскоре его покинули, воспользовавшись объявленной Петром амнистией. Позднее к шведам присоединилось ещё около 7 тысяч запорожцев это по шведским данным, обычно называют вдвое меньшие числа. Эти войска даже не участвовали в решающем Полтавском сражении. В то же время, в русской армии было больше казаков, чем у Мазепы. Войска шведов под Полтавой 27 июня 8 июля 1709 года были раздавлены вдвое превосходящими их силами Петра 60 тысяч против 27 тысяч [33] , влияние Швеции в Европе было значительно ослаблено, а влияние России возросло. После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны , где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.

Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефимков , которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана. Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника, Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там перепохоронено в церкви Св. Синод поручил Богословской комиссии УПЦ и Киевской духовной академии изучить вопрос относительно канонических и исторических обстоятельств отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов совершения по благословению церковной власти заупокойных богослужений по нему [39]. В настоящее время в ряде средств массовой информации дискутируется вопрос о том, что анафема на гетмана Мазепу была снята ещё в 1918 году [42]. Обращение Президента было связано с тем, что канонические Украинская православная церковь в Канаде в составе Константинопольского патриархата [44] и Украинская греко-католическая церковь , а также неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь не признают анафему на гетмана Мазепу и проводят богослужения за упокой его души.

С этой целью московская власть в Украине, наряду с ежегодными анафемами , уничтожала [45] все изображения гетмана Мазепы на картинах , в церквях, на иконах и гравюрах. Основные цели политики гетмана Мазепы По мнению историка Александра Оглоблина , основными целями политики Мазепы как гетмана Украины были: объединение украинских земель — Гетманщины, Правобережной Украины, Запорожья, Слободской Украины и Ханской Украины в составе единой Украинской державы во главе с гетманом, а также создание гетманской власти как основы государства европейского типа с сохранением системы казаческого самоуправления [48]. За время гетманства ему удалось решить эту задачу частично, объединив Гетманщину, Правобережную Украину и Запорожье. В конце жизни Мазепа согласился стать данником польского короля, союзника шведов Станислава Лещинского с получением гетманства в Белой Руси. Вот как Густав Адлерфельд, камергер Карла XII и участник Северной войны, непосредственно вовлеченный в те события, описывает соглашение между Мазепой и Станиславом Лещинским: Вся Украина, включая княжества Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, должна вернуться под владычество Польши и оставаться под ее Короной, за что Мазепа награждается титулом князя и получает Витебское и Полоцкое воеводства с теми же правами, которые имеет Герцог Курляндский в своей земле [49] По мнению Т. Таировой-Яковлевой, подлинные замыслы Мазепы были иными: «Мазепа рассматривал союз с Лещинским исключительно как крайнее средство на случай вторжения шведов, а возможно, и в случае назревания бунта среди старшины в условиях реформирования Гетманщины. Самусь и другие жители Правобережья опасаются мести со стороны поляков и вряд ли захотят подчиниться Речи Посполитой.

Поэтому Мазепа предлагал сперва добиться единства мнений на Украине и объединения Речи Посполитой, а потом уже думать о союзе. Понятно, что такие благие пожелания могли быть только декларацией, рассчитанной на выигрыш времени. Внутренняя политика гетмана Мазепы Казачество Внутренняя политика гетмана Мазепы была направлена на усиление влияния казаческой старшины, укреплению её экономической базы и социального положения, превращению её в правящее сословие Гетманщины. Значительно увеличилось предоставление имений старшине и духовенству по большей части монастырям гетманской властью или полковниками. Уже в первые дни и месяцы своего гетманства Мазепа выдал ряд универсалов, которые или подтверждали старые владения или создавали новые из фонда так называемых «свободных военных» имений. Очень распространяется во времена гетманства Мазепы скупка земель старшиной и монастырями. Черниговский коллегиум, построенный на средства, выделенные гетманом Мазепой.

Чернигов , 2003 год Но землевладение и сельское хозяйство были не единственным источником финансового благосостояния казацкой старшины. Большое внимание уделяет старшина разным торгово-промышленным операциям. Огромные прибыли давали старшине разные финансовые операции, в частности «аренды» — водочная, табачная и дегтевая. В этих операциях принимала участие и генеральная, и рядовая старшина, и мужчины, и даже женщины. В те времена старшина, особенно её верхушка, широко разворачивает промышленное предпринимательство как на юге, так и на севере Гетманщины. Процесс концентрации старшинских поместий сопровождался концентрацией политической власти в руках высшей старшины. Возрастал объём полковничьей власти.

Прежде избраемый голосованием на свою должность полковник становился теперь наследственным хозяином своего полка. Появилось новое название, которое определяло эту категорию старшины — «бунчуковое товарищество», «знатное военное товарищество», освобождённое от всяких местных полковых или сотенных обязанностей и юрисдикции, которое непосредственно подлежало гетманской власти, находилось «под гетманским бунчуком» и «обороной», судилось только Генеральным судом. Таким образом Иван Мазепа создал верхушку казачества, своим положением обязаная только ему и находилась только в его юрисдикции. Крестьянство Концентрация землевладения и политической власти в руках казацкой старшины имела своим главным следствием рост эксплуатации крестьянской массы. Во времена Мазепы с одной стороны выросли эти повинности, а с другой — изменилось их соотношение. В частности, увеличивается денежная составляющая, а также барщина. Но если денежные и натуральные повинности преобладают в поместьях «свободных военных» и особенно ранговых в том числе и гетманских , то усиление барщины было более характерным для поместий, в первую очередь, монастырских.

Рост повинностей подданных в конце XVII столетия вызывал большое недовольство крестьянской массы, которое нередко переходило в открытые выступления против власти старшин. Правительство Мазепы в интересах государства и общественного строя вынуждено было вмешиваться, ограничивая злоупотребление властителей и эксплуатацию посполитых. Но немало властителей превышали эту норму, принуждая подданных работать на барщине значительно больше.

Этот период характеризовался постепенным укреплением влияния Мазепы в регионе, а его внутренняя политика была направлена на усиление казацкой старшины и создание гетманской власти как основы государства.

Период гетманства Мазепы был насыщен внутренними и внешними проблемами. Он стал свидетелем начала Северной войны — конфликта, который разразился в 1700 году между Россией и Швецией. В это время Российское царство стремилось укрепить своё влияние на украинских казаков и ослабить автономию Войска Запорожского. Мазепа стал фигурой, стоявшей перед сложным выбором между поддержкой Москвы и стремлением сохранить украинскую независимость.

Предательство Мазепы Бурные события Северной войны и сложные взаимоотношения с Московией привели к тому, что Мазепа принимает рискованное решение стать союзником шведского короля и переходит на сторону Карла XII. Его решение вызвало недовольство среди ряда союзников, так как оно подразумевало измену России, перед которой украинский гетман имел обязательства. Изначально Мазепа рассматривал этот союз как крайнюю меру для защиты Украины от политических и внутренних угроз. В условиях раздоров и недовольства среди населения Мазепа видел в союзе со шведами спасение от внутреннего раскола и внешнего вторжения.

Именно он сыграл решающую роль в избрании Мазепы гетманом после падения Самойловича, которого после неудачной Крымской кампании сослали в Сибирь. Так 25 июля 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом Войска Запорожского. Позднее появились слухи, что гетман дал Голицыну взятку за помощь в получении должности, однако достоверных фактов на этот счет нет. Иван Мазепа. Источник: pinterest. Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба.

Мазепа стал опорой государю и в военных делах. Он подавлял восстание Петрика, участвовал в походах Петра к Азову, помогал в начале Северной войны. Петр в благодарность за заслуги сделал его вторым кавалером ордена Андрея Первозванного. В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов.

Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице.

В том числе и в этом вопросе. Дело тут не столько в Мазепе, сколько в политической традиции гетманщины, где идея «суверенитета», похоже, просто никому не приходила в голову. Максимум, о чём мечтали её лидеры, это автономия под протекторатом одной из соседних держав. Спор же был только о том, какой из них передаться с максимальной для себя выгодой. Обычно выбирали при этом между «покровительством Варшавы» Гадячский договор и «самовластием Москвы» Переяславская рада, Коломакские статьи… , но бывали и более экзотические варианты: в 1669 году гетман Пётр Дорошенко присягал на верность турецкому султану, сын Богдана Хмельницкого Юрий тоже в какой-то момент стал, подобно Бендеру, турецкоподданным и правил Правобережной Украиной как вассал султана. При этом далеко не все, а во второй половине XVII века почти никто из украинских политиков не придерживался всю жизнь одной политической ориентации. К примеру, Иван Выговский, перешедший на сторону поляков, долгое время был правой рукой Хмельницкого, да и сам Иван Степанович перешёл на московскую службу только после того, как попал в плен, а до этого был сподвижником Петра Дорошенко и от его имени вёл переговоры с Портой и ханом. Став гетманом, Мазепа вёл себя в полном соответствии с украинской политической традицией.

Долгие годы он верой и правдой служил Москве на основе условий Коломакских статей, значительно ограничивавших украинскую автономию, а замыслив измену, думал не о «независимости», но о переходе «под протекцию» к шведам или полякам и был готов признать «своим государём» польского короля Станислава Лещинского. Впрочем, шведско-польский выбор, возможно, был для гетмана не окончательным.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

Вплоть до того, что новый корвет для ВМС Украины, достраивающийся сейчас в Турции, получил имя «Гетман Иван Мазепа». Панихида по гетману Ивану Мазепе, который Русской православной церковью был предан анафеме за государственную измену, будет впервые проведена в Киево-Печерской лавре. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Правда, после измены Мазепы выяснилось, что на Украине подавляющее большинство населения тоже было против предательства гетмана и поддержало ту Россию, от которой «мазепинцы» все время открещивались.

Родословная и ранние годы

  • Читайте также:
  • На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы
  • Биография Мазепы for Dummies
  • Ответы : Кто такой украинский гетьман Мазепа ?
  • Мазепа – герой или предатель?

Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы

Иван Мазепа, биография которого и сегодня полна неточностей, прошел долгий путь к вершине своей политической карьеры. сторонника Русского мира, но изменил гетману и переметнулся на сторону польского короля. Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу.

Мазепа Иван Степанович

История украинского казачества. Часть 17.1. Иван Мазепа | Пикабу После отставки Самойловича Мазепа по протекции Голицына стал новым гетманом Войска Запорожского и фактическим правителем Левобережной Малороссии.
Правда и вымысел о гетмане Мазепе И лишь только представился случай (господарь молдавский воевал с Валахией и попросил гетмана о помощи), Мазепа ухватился за него обеими руками.
Гетман Мазепа - Береста В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику.
Мазепа в Киево-Печерской лавре? Какие «герои» — таков и путь Мазепа был первым украинским гетманом, который неизменно держал гетманскую булаву в течение почти 22 лет (8081 день).
Иван МАЗЕПА Глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин на заседании по теме исторического проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости.

Биография Мазепы for Dummies

Иван Степанович Мазепа, гетман Украины, остается по сей день Одной из самых «пререкаемых» фигур в русско-украинской истории, от Петра I, его принято считать чуть ли не исчадием ада. В фильме будет много рассуждений на тему УКРАИНЫ И хочу отметить что к примеру Богдан Хмельницкий и его приемники на посту сь с. Лит.: Уманец Ф. Гетман Мазепа. 4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. Иван Мазепа стал гетманом Левобережной Украины в 1687 году и правил до своего отстранения в 1708 году. Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства.

Navigation menu

  • Обсуждение (45)
  • Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы | Аргументы и Факты
  • Ответы : Кто такой украинский гетьман Мазепа ?
  • Также по теме
  • Богдан Мазепа — жизнь, карьера, влияние на историю Украины
  • Правила комментирования

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий