В итоге средние цены на энергетический уголь, отправляемый из восточных портов России, оказались выше, чем предлагает Австралия (104.8 доллара за тонну против 97.75 доллара). На фоне приближения зимы российские угольщики впервые с начала СВО смогли продать энергетический уголь на экспорт с меньшим дисконтом. По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными и падение экспорта в основном обусловлено сокращением поставок энергетического угля.
Исследование: дисконты на российский уголь практически иссякли
Свою роль сыграл и государственный контроль. Цены внутреннего рынка на газ значительно ниже, нежели на мировом рынке. Связано это во-первых с тем, что если мы все-таки хотим замещать морально, технически и физически устаревшие угольные теплоэлектростанции, необходимо огромное количество средств. В ее основу легло много идей. В их числе переход на децентрализованное снабжение топливом, использование местных ресурсов для снижения стоимости транспортировки. В таких условиях экономически целесообразными становились даже низкосортные виды угля, с высоким содержанием шлаков. И, несмотря на то, что на тот момент времени это было оправданным, сейчас, в виду экологической повестки, большой процент выбросов с таких станций становится нежелательным. Вернемся к нашему вопросу.
За счет чего можно было бы увеличить долю угля в энергетики. Если почитать разрозненные статьи по тематике, можно заметить, что, как ни странно, ситуация не изменилась и повышать долю угля по-прежнему предлагается за счет удешевления транспортировки топлива и постройки электростанций в местах близких к месторождениям. Перенос добывающий мощностей на восток. Развития промышленности там же за счет дешевой энергии. Также как и сорок лет назад звучат слова о высоком залегании углей и, как следствие, удешевлении топливной составляющей. Наиболее используемые сейчас угольные бассейны: Кузнецкий, сокращенно Кузбас, и Канско-Ачинские месторождения. В них есть возможность открытой добычи угля.
Канско-Ачинский бассейн обладает углями уступающими по качеству Кузнецким в основном, бурыми, марка 2Б. Это приводит к двум последствиям: 1. За низким качеством следуют проблемы в эксплуатации: в процессе сжигания в топке происходит процесс шлакообразования, снижается КПД котла, обслуживание усложняется, чем для углей более высоких марок. Более того, повышается количество летучих веществ со всеми вытекающими последствиями, вроде необходимости дымоходной трубы повыше и очистных фильтров посильнее. Такие угли невозможно транспортировать на дальние расстояния. Все это приводит к тому, что уголь Канско-Ачинских месторождений гораздо целесообразнее использовать для местных нужд: снижается цена транспортировки, ввиду чего компенсируются затраты связанные с эксплуатацией. На канско-ачинских углях работают теплоэлектростанции региона.
Однако, частично уголь и экспортируется в западные регионы страны в частности, на этих углях работает Рязанская ГРЭС. Кузбасс же радует качеством.
Понятно, что покупателю не все равно, какой уголь он приобретает с технологической и экологической точки зрения.
Возможно, стоит наладить обмен информацией для отслеживания потоков угля. И это будет дешевле, чем вводить обязательный лабораторный контроль», — говорит она. В целом, по мнению Татьяны Кулаковой, всю ситуацию необходимо рассматривать с двух направлений.
Здесь необходим мониторинг потоков угля, чтобы понимать, какой уголь на самом деле реализуется. Этим занимается Минэнерго. Прозрачности рынка может поспособствовать цифровизация сделок по этому пути пошел Казахстан еще в 2018 году.
Сопоставление типа груза в транспортных накладных и таможенной декларации позволит увидеть расхождения. Роль трейдеров может быть уменьшена при приобретении компаниями, добывающими уголь, собственных морских судов. Вопрос усложняется, так как российские компании обращаются к зарубежным трейдерам, например, из ОАЭ и Кипра.
В настоящее время активно исследуется роль трейдеров сырьевыми товарами в повышении рисков незаконных финансовых потоков в условиях отказа части банков от финансирования этих отраслей и замены их трейдерами», — рассказала она. Руководитель Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ считает, что с точки зрения логистики необходимо убрать экономические стимулы для перевозки коксующегося угля под видом энергетического. Правда, в этом случае важно понять, что важнее: борьба с серыми трейдерами или конкурентоспособность российского угля на мировом рынке.
А можно принять управленческие решения. Например, убрать возможности перевозки одного угля под видом другого через совершенствование Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов ЕТСНГ. В этом же направлении могут действовать введенные из-за ограничения провозной и пропускной способности Восточного полигона Временные правила иерархии перевозок на Восточном полигоне.
Так, приоритет коксующегося угля выше, чем энергетического.
Сегодня внимание вопросам развития топливно-энергетического комплекса и одному из важнейших направлений — угольной отрасли — уделяет Торгово-промышленная палата ТПП России, возглавляемая Сергеем Катыриным. По мнению ответственного секретаря комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК, главного эксперта департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Дмитрия Полохина, государство должно полностью контролировать эту зону экономики, но это не так просто. Решить вопрос с подменой серыми трейдерами и перевозкой дорогого коксующегося угля под видом более дешевого энергетического можно и нужно, но введение механизма контроля потребует дополнительных затрат и времени. Здесь еще важно, чтобы от введения нового механизма контроля не пострадали добросовестные поставщики и трейдеры, — сказал он «ФедералПресс». Потребуется время на разработку данного механизма и его обсуждение с производителями, перевозчиком и трейдерами, у всех участников возможны разные мнения, потребуется закрыть лазейки в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов ЕТСНГ ». Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых. Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта. Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов.
Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться. Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он. Как отметила в беседе с «ФедералПресс» директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова, «основная идея противодействия любым негативным явлениям заключается в том, чтобы издержки на борьбу оказались не выше, чем выгоды, которые получит страна в результате решения проблемы». В КНР весь ввозимый уголь из других стран проходит обязательную экспертизу. Понятно, что покупателю не все равно, какой уголь он приобретает с технологической и экологической точки зрения. Возможно, стоит наладить обмен информацией для отслеживания потоков угля. И это будет дешевле, чем вводить обязательный лабораторный контроль», — говорит она. В целом, по мнению Татьяны Кулаковой, всю ситуацию необходимо рассматривать с двух направлений. Здесь необходим мониторинг потоков угля, чтобы понимать, какой уголь на самом деле реализуется.
Негативное влияние на доходы российских угольщиков оказывают также санкции Евросоюза, который запретил импорт этой продукции в страны объединения в августе 2022 года из-за войны в Украине. Отечественным производителям пришлось переориентировать экспорт в Азию, однако там они вынуждены продавать уголь со скидками. При этом тарифы на перевозку и перевалку грузов продолжают расти. Причиной стал низкий спроса на основных рынках сбыта. Источники «Ведомостей» в угольных компаниях говорят, что причиной падения доходов стал рост логистических затрат.
Четыре проблемы мешают Донбассу «дать стране угля»
Цены на сырье отличаются высоким уровнем волатильности, а наблюдаемое снижение цен на энергетический уголь во многом объясняется коррекцией относительно рекордно высоких цен. Текущая динамика рынка угля предполагает тенденцию относительно стабильного роста добычи сырья в этом году по сравнению со скромным ростом на 2,9% в предыдущем. Экспорт угля из России в первом полугодии 2023 года увеличился почти на 3,5%. При этом выросли поставки как энергетического угля, так и металлургического — который. Сергей Гришунин из НРА сомневается в радикальном падении спроса на энергетический уголь в мире, так как львиная доля его потребления приходится на азиатские страны, которые очень. Если средняя экспортная цена коксующегося угля по итогам 2023 г. составила более $200 за тонну, то для энергетического угля она превысила порог в $100 за тонну.
Экспортную пошлину на уголь могут отменить с 1 мая
Борис Марцинкевич. Эльгинский угольный проект расположен на территории РС. Эльгинское месторождение угля - одно из крупнейших в мире.
С учетом этого Uniper не закупал больше угля из России с августа 2022 года, что также соответствует собственным намерениям Uniper», — говорится в отчете компании за 2022 год. Из-за ситуации с турбинами компрессорной станции «Северного потока» «Газпром» остановил поставки газа по балтийскому газопроводу в конце августа и Uniper Global Commodities Se прекратила получать голубое топливо из России. По крайней мере, об этом говорят экспортно-импортные накладные в базе данных ImportGenius.
Так, 10, 11 и 12 октября «Кузбассразрезуголь» отгрузил на станции Лужская на берегу Балтийского моря не менее десяти партий битуминозного угля в адрес Uniper Global Commodities Se на условиях CPT продавец несет расходы по перевозке к пункту назначения, в том числе фрахту, но страхование транспортировки лежит на покупателе. Общий объем груза, судя по декларациям, составил 132 тыс. А конечным пунктом назначения были указаны Нидерланды, которые являются мировым хабом по торговле углем. Uniper Global Commodities Se оказалась не единственным европейским трейдером, который продолжил получать российский уголь после эмбарго.
Отмечу, что на текущий момент цены на уголь упали до трехлетнего минимума, и эта отмена лишь смягчит тяжелую ситуацию в отрасли, которая в этом году стоит перед угрозой сокращения добычи.
Ситуация, особенно в сегменте более дешевых энергетических углей, становится все более тяжелой.
Сейчас в рамках Биржевого комитета проводится работа с остальными организациями", - сообщили в ФАС. В службе уточнили, что в первом полугодии 2023 года внебиржевые цены на три самые востребованные энергетические марки угля были ниже по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, при этом в настоящее время продолжается работа в части формирования биржевых индикаторов цен на уголь марок Д и ДГ. В настоящее время шесть угольных компаний вышли на биржевые торги.
У европейского энергогиганта запахло российским углем
В начале апреля тенденция сохранилась, экспортеры по-прежнему настроены на снижение цен, отмечают в отчете аналитики. Как отмечает генеральный директор ИПЕМа Александр Григорьев, рост поставок в направлении Китая, Турция и Индии объясняется тем, что эти страны «не присоединились к санкциям в отношении России и обладают развитой металлургической промышленностью». Коксующийся уголь, как правило, более маржинальный продукт по сравнению с энергетическим, напоминает он. Поэтому рост объемов его поставок не удивителен: идет максимизация прибыли в условиях ограниченности пропускной способности транспортной инфраструктуры, отмечает Григорьев. Увеличение отгрузки коксующегося угля может быть вызвано ростом загрузки металлургических заводов в условиях оживления активности в Китае и сильной динамики производства стали в Индии, соглашается аналитик «Финама» Алексей Калачев.
В энергетическом угле таких драйверов для спроса сейчас нет, указывает он. Рост отгрузки коксующегося угля мог произойти за счет накопленных запасов или не отгруженных ранее объемов, а не за счет увеличения добычи, добавляет Калачев, ссылаясь на данные Росстата.
Здесь только проверенная актуальная информация от наших собственных редакторов, журналистов и самых авторитетных источников. Последние новости разных стран мира, тренды, исследования, рейтинги, мероприятия, истории успеха, подборки книг — прямо сейчас в ленте информационной платформы LinDeal.
Рост за счет инфраструктуры По оценкам экспертов, в 2024 году в условиях низких цен и возвращенных экспортных пошлин объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохраниться на уровне 2023 года. В то же время Минэнерго России рассчитывает, что по итогам 2024 года объемы добычи и экспорта угля будут как минимум сохранены на уровне 2023 года, а после ожидается рост поставок до 485-500 млн тонн по базовому сценарию к 2030 году. По оценкам Института проблем естественных монополий ИПЕМ , добыча угля в России может вырасти к 2030 году до 525-526 млн тонн. При этом эксперты сходятся во мнении, что рост показателей возможен лишь при условии модернизации и роста провозной способности Восточного полигона, отмечая при этом, что портовая инфраструктура с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн тонн, а профицит угольных портовых мощнос-тей оценивается в 64,3 млн тонн. Таким образом, именно железнодорожный транспорт остается узким местом для вывоза угля. Напомним, что на Восточном полигоне реализуется масштабная программа модернизации для расшивки инфраструктуры и увеличения провозной способности. В текущем году должен быть завершен второй этап развития полигона, в результате чего провозные способности БАМа и Транссиба в направлении портов Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза — до 180 млн тонн в год. Ведется проработка третьего этапа, который позволит обеспечить грузопоток в объеме 210 млн тонн к 2030 году. Кроме того, одним из способов разгрузки Восточного полигона и альтернативным маршрутом для экспорта угля в страны АТР может стать Северный морской путь СМП. По мнению экспертов, такой маршрут поможет расширить географию поставок угля, однако его использование осложняется короткими сроками навигации, экологическими факторами, нехваткой портовых мощностей. Впрочем, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Активно идет строительство нового опорного пункта СМП — морского терминала «Енисей» в порту Диксон по отгрузке угля с Сырадасайского месторождения, через который ежегодно будет проходить свыше 5 млн тонн продукции, а в дальнейшем его мощность предполагается увеличить примерно в два раза. В прошлом году было получено разрешение на проведение дноуглубительных работ в прилегающей акватории, что позволит заходить в порт судам грузоподъемностью 100 тыс. Весомый вклад в рост показателей отрасли должны внести новые инфраструктурные проекты — строительство порта Эльга мощностью 30 млн тонн и Тихоокеанской железной дороги, которая соединит порт с Эльгинским месторождением. Принять первый балкер в порту в тестовом режиме планируется уже в 2024 году.
Immerse yourself in the excitement of live dealer games, where you can interact with professional dealers in real-time, adding an extra layer of thrill to your gaming experience. Our commitment to fairness and transparency ensures that every player has an equal opportunity to walk away a winner. So why wait?
В России вдвое выросло число убыточных угольных компаний
#Уголь_новости Китай сократил импорт российского угля в январе-феврале на 22%. Доля российского энергетического угля в импорте этой страны выросла с 48% в 2022 году до 70% в 2023 году. Цены на сырье отличаются высоким уровнем волатильности, а наблюдаемое снижение цен на энергетический уголь во многом объясняется коррекцией относительно рекордно высоких цен.
Уголь в мире
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными и падение экспорта в основном обусловлено сокращением поставок энергетического угля. Соответственно, и энергетический уголь, и коксующийся уголь в большей степени в том направлении идет, Корея покупает, Ближний Восток. Экспорт энергетического угля из России практически перестал быть рентабельным из-за глобального снижения цен на сырье. Причиной стало удешевление другого топлива. в аналитическом материале экспертов Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ». Внутренние цены на коксующиеся марки угля выросли на 22% год к году, на энергетические — упали на 10%.
Исследование: дисконты на российский уголь практически иссякли
А конечным пунктом назначения были указаны Нидерланды, которые являются мировым хабом по торговле углем. Uniper Global Commodities Se оказалась не единственным европейским трейдером, который продолжил получать российский уголь после эмбарго. Они получили 2,2 тыс. Конечным пунктом назначения обоих грузов указана Польша. Независимый промышленный эксперт Максим Худалов полагает, что практика закупки российского угля европейскими компаниями может продолжаться, тем более что российский уголь приобретается с дисконтом, а перепродается по рыночной цене. То есть отклонение вниз контрактных наших цен, которые угольщики заключают, — они примерно в два раза дешевле вынуждены продавать уголь, чем по рыночным ценам. И ничего — и оказывается, что это рентабельно и вполне допустимо», — говорил на экспортном форуме «Сделано в России» Андрей Белоусов.
Ситуация, особенно в сегменте более дешевых энергетических углей, становится все более тяжелой.
Без существенных изменений внешних факторов компании будут вынуждены снижать капитальные вложения, что будет иметь долгосрочный негативный эффект.
Из данных РЖД следует, что в августе в дальневосточные порты ушло 7,4 млн т угля, в июле — 7,5 млн т, в июне — 7,8 млн т. Для сравнения: средняя цена FOB Ньюкасл в 2017—2021 гг. Снижение цен связано с сокращением спроса на уголь в Европе, даже несмотря на рост спроса в Китае. По оценке НРА, основным фактором роста цен на энергоуголь стала ситуация с котировками на газ на европейском рынке. В августе котировки уже росли на фоне угрозы забастовок на СПГ-заводах в Австралии. Это позволило ценам на уголь восстановиться, поясняет Гришунин. Кроме того, по его мнению, причинами роста цен стали дефицит энергии в странах, которые прежде являлись крупными экспортерами угля, и приближение сезона накопления запасов на зиму.
Перспективы спроса на энергетический уголь Россия сегодня полностью обеспечена энергетическим углем на ближайшие несколько сотен лет. Балансовые запасы категорий А, В, С1 и С2 угольных месторождений составляют 238 млрд тонн. Себестоимость добычи обычно колеблется от 44 до 70 долл. Также планируется разработка новых месторождений Кузнецкого, КанскоАчинского и Минусинского бассейнов. В рамках анализа ситуации в угольной отрасли мы сформировали три сценария ее развития: «Базовый», «Ускоренный переход» и «Рецессия». Исходя из наиболее вероятного базового сценария, мы прогнозируем к 2050 г. Это произойдет в основном за счет промышленного сектора. При условии сохранения доли в структуре ВВП к 2050 г. Но если в промышленности с 2024 по 2050 г. Данный тренд объясняется медленным ростом в России автопарка и распространением более энергоэффективных электромобилей начиная с 2030 г. По нашим оценкам, на фоне ухода иностранных брендов из России к 2025 г. При этом в 2030—2050 гг. По данным Международного энергетического агентства МЭА , в 2010-х гг. Россия относилась к странам с наивысшими показателями подушевого энергопотребления домохозяйствами. При условии роста обеспеченности граждан жильем подушевое энергопотребление продолжит увеличиваться и к 2050 г. По нашим прогнозам, первичное энергопотребление в России к 2050 г. На 2022 г. Даже с учетом текущих высоких цен на ископаемые энергоносители природный газ комбинированный цикл и уголь будут оставаться наиболее дешевыми источниками энергии в России вплоть до 2050 г. Потенциал развития возобновляемых источников энергии ВИЭ — энергии солнца и ветра, — как менее стабильных из-за зависимости от погодных условий и имеющих высокий показатель LCOE текущие показатели — от 135 до 214 долл. Даже несмотря на прогнозируемое сокращение себестоимости ВИЭ до 101—126 долл.